Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Глазовский Государственный Педагогический институт имени В.Г.Короленко»
АННОТАЦИЯ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Здравствуй, гостья зима
Композитор Римский-Корсаков
Слова И. Никитина
Студентки 3.421 группы
Симановой Вероники Викторовны
Класс дирижирования
Московкиной Светланы
Вячеславовны
Глазов 2011
Родился в Воронеже в семье купца и владельца небольшого воско-белильного завода. В восьмилетнем возрасте он поступил в духовное училище, затем в Воронежскую cеминарию (1834–1843), где у него пробудился интерес к литературе, в это же время начинает писать первые стихи. В 1854 - 55 публикует стихи "Бурлак", "Жена ямщика", "Уличная встреча". За этим последовала поэма "Кулак", такие стихи, как "Ночлег в деревне", "Пахарь", "Нищий", "Пряха", "Поминки", "Мать и дочь". На стихи Никитина создано свыше 60 романсов и песен русскими композиторами. В 1859, после успеха его второго сборника, Никитин приобрел книжную лавку, ставшую центром литературно-общественной жизни Воронежа. Но жизненные силы были на исходе, Никитин заболел чахоткой и 16 скончался в Воронеже.
Римский-Корсаков родился 6 марта 1844(18440318) в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии Российской империи.
Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с детства композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка Михаила Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Фёдора Канилле. Сочинял оперы: Псковитянка, Майская ночь, Млада, Садко и др; кантаты: Свитезянк, Песнь о вещем Олег и др.; симфонии, сюиты и т.д.
Произведение «Здравствуй, гостья зима» для женского, с сопровождением фортепиано. Так как звучание мужских голосов под аккомпанемент фортепиано наиболее точно и полно передает образ произведения.
Данная песня легкого задорного характера. Композитор хотел отобразить образ русского народа, его силу духа, стойкость, что подтверждают слова песни: «Наша русская кровь на морозе горить…».
Форма произведения четырехчастная. Первая, вторая и четвертая части схожи между собой, но каждая из частей имеет свое развитие и свою мысль из общего образа песни, что передается различными средствами выразительности. Данными выразительными средствами композитор передает слушателю свои эмоции и отношение к народу.
Все произведение представляет собой массовое гуляние. Первая, вторая и четвертая части начинаются с канона, что как раз и показывает народное гуляние.
Роль аккомпанемента в произведении велика. Он создает это радостное, шутливое настроение. Коротки проигрыши звучат как колокольчики – задорно и легко. Так же аккомпанемент поддерживает мелодию – это не только помогает хору держать партии, но и придает массовость звучания.
Динамика произведения варьируется от mf до ff.
Первая часть звучит на f с небольшим cresc в конце. В этой части показано как народ радушно встречает зиму и рад ей.
Вторая часть звучит на mf. Это показывает, как народ признает «господство» зимы.
Третья часть начинается на mf. Начало звучит затаенно, и постепенно перерастает в ff. Данное динамическое изменение передает образ народа, который признает величие зимы (которая сулит морозы) и тут же якобы перешептывается, говоря, что им она все равно не страшна. И это подтверждает акцентирование каждого слога:
Четвертая часть повторяет первую. Она так же начинается на f. Но к концу оно перерастает в ff, на что и приходится кульминация произведения.
Образ песни поддерживается гомофонной фактурой произведения, смешанным расположением голосов и их диапозоном:
С:
А:
Общий
диапозон:
Произведение написано в тональности D-Dur. Тесситура удобная для всех голосов.
Общее дыхание совпадает со строением фраз. Внутри фраз дыхание цепное. При певческом исполнении следует обратить внимание на распевы и выдержанные длительности. Музыка должна быть плавной, спокойной в первой и второй частях, а в третьей отрывистой, четкой, взволнованной с особенным драматизмом. Это необходимо для создания ранее описанного образа. В четвертой части идет расширение. Голосоведение плавное.
Задача руководителя – добиться минимального ущерба в вокальной партии:
Основное звучание legato, non legato, marcatо;
Выдерживать длинные ноты, паузы;
Выделять акценты.
Фразировка является одним из выразительных средств создания образа. При фразировке необходимо добиваться более крупного охвата музыкальной мысли. Дирижер должен тщательно организовывать ансамблевую работу хора:
Работать над дыханием;
Выстраивать динамический ансамбль между партиями;
Работать над характером и образом музыкального произведения.
Основной задачей исполнителя является создание целостного художественного образа. Вся музыка должна создавать образ гуляющего на площади народа, встречая зиму.
Произведение «Здравствуй, гостья зима» предполагает большую работу исполнительского плана, требует эмоциональной отзывчивости дирижера. Оно может исполняться как профессиональным, так и хорошо подготовленным самодеятельным хором.
|