Главная страница
Навигация по странице:

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у дете. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей Пособие для воспитателей дошкольных учреждений



Скачать 0.63 Mb.
Название Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей Пособие для воспитателей дошкольных учреждений
Анкор Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей.docx
Дата 12.04.2017
Размер 0.63 Mb.
Формат файла docx
Имя файла Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у дете.docx
Тип Реферат
#556
страница 6 из 22
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

III этап

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.

1.    Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши". Затем он произносит: "Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом" и т. д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: "Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака". И т. д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Усложнение этих игр-упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала воспитатель предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем — красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

2.    Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Затем он называет 3—4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик - в зависимости от инструкции логопеда).

3.    Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картину под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:

Ком

бак

сук

ветка

каток

горка

дом

рак

лук

клетка

платок

корка

сом

мак

жук

пятка

листок

норка

лом

лак

бук

плетка

моток

марка

IV этап

На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.

1.    Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

2.    Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Ребенок. Па. Логопед. Па.

Ребенок. Па. Логопед. Ба.

Ребенок. Ка. Логопед. Га.

Ребенок. Фа. Логопед. Ва. и т. д.

Всякий раз, после того как водящий и логопед произнесут очередной слог (слоги), дети указывают, одинаковые они или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, на разные — сидеть молча или на разные слоги поднимать красный кружок, на одинаковые — зеленый.

Понятно, что и эта игра должна варьироваться за счет подбора слогов. Последнее нужно делать с учетом произносительных возможностей детей, а также последовательности всей звуковой работы в целом.

Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет логопед (воспитатель). То, что он делает это шепотом (на ухо водящему), повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мобилизации их внимания.

V этап

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

3.    Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, уууу, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:

-     логопед произносит звуки кратко;

-     детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый - звуку о, зеленый - звуку у;

-     в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например, о, ы, з, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

VI этап

Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двухи трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее проводится анализ гласных звуков.

Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ау, уи,уа,аи, затем по три: ayи, аиy, уиa, yаи, иуа, ивy. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.

Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.

На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник и т. д.

Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания, например:

дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой — на звук к;

логопед показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: "Тан., пау., вени." и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед.

Артикуляционная гимнастика

В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения).

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать "Поиграем в барабан" или "Поиграем в лошадки".

Статические подготовительные упражнения

"Лопаточка". Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с.

"Чашечка". Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с.

"Иголочка". Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с.

"Горка". Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.

"Трубочка". Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8-10 раз.

Динамические подготовительные упражнения

"Часики". Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15-20 раз.

"Лошадка". Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

"Грибок". Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения "Лошадка" язык не должен отрываться от нёба.

"Качели". Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10-15 раз.

"Вкусное варенье". Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.

"Змейка". Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

"Маляр". Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

"Катушка". Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения "Горка" язык в форме валика перемещается вперед-назад.

При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми, сообразуясь с артикуляцией фонемы, которую будет ставить, и с особенностями органов артикуляционного аппарата ребенка.

Формирование произносительных умений и навыков

Логопедическая работа по устранению дислалии строится на основе выработки новых артикуляционных навыков путем использования компенсаторных возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений).

Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в определенной последовательности. Все артикуляционные упражнения распределяются по следующим видам:

1)   постановка звука;

2)   автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных);

3)   автоматизация навыка произношения звука в словах;

4)   автоматизация навыка произношения звука в предложениях;

5)   дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков;

6)   автоматизация звука в разговорной речи.

Для ведения логопедических занятий нужны зеркало, набор зондов, шпатели, вата, спирт; набор дидактического и иллюстративного материала; индивидуальные тетради для записи домашних заданий, словари, специальная литература, протоколы речевого обследования логопатов.

При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.

Первый способ основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие звучания, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий.

В практике применяются разнообразные пособия, начиная с простой полоски бумаги, отклоняющейся под действием струи выдыхаемого воздуха, и кончая различными электроакустическими приборами, преобразующими звук или вибрации частей речевого аппарата в зрительные сигналы ("ДВИН", виброскоп и др.).

В тех случаях, когда не удается получить нужную артикуляцию по подражанию целиком, приходится сначала довольствоваться воспроизведением отдельных ее элементов. Иногда малоподвижность или недостаточная управляемость речевых органов вынуждает прибегать к целой системе подготовительных артикуляционных упражнений, к своеобразной артикуляционной гимнастике (см. с. 48).

Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Связанные с определенным положением или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, что в дальнейшем является предпосылкой для активного, произвольного воспроизведения требуемой артикуляции.

Третий способ - смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных пояснений.

Сигматизм и его исправление

Звуки с-с', з-з'

Звуки с-с' и з-з' (свистящие) относятся к группе зубных звуков.

Исправление недостатков произношения этих звуков, как отмечалось выше, начинается с развития у ребенка умения различать их на слух. Далее проводится артикуляционная гимнастика. Затем отрабатывается правильная артикуляция.

image014.jpg

Рис. 19 профиль артикуляции звуков с, з

При произнесении звука с части артикуляционного аппарата располагаются следующим образом (рис. 19).

1)   губы принимают положение следующего гласного;

2)   зубы сближены на расстояние около 1 мм;

3)   кончик языка упирается в нижние резцы;

4)   спинка языка выгнута, и по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам;

5)   боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;

6)   нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос;

7)   голосовые связки разомкнуты.

При произнесении мягкого с спинка языка более выгнута по направлению к твердому нёбу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.

При произнесении звуков з и з' артикуляционный уклад тот же, что и при произнесении с и с', только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют; выдох менее напряжен, чем при звуке с (рис. 19).

Звук ц

Звук ц относится к группе аффрикат (смычно-щелевых) и образуется в результате быстрого слияния звуков г и с (гс). При его произнесении в первый момент кончик языка упирается в нижние резцы, как при звуке с; спинка языка круто вогнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов; во второй момент кончик языка остается в том же положении, а передняя часть спинки после разрыва смычки отскакивает в положение сив середине ее образуется узкий канал для прохода воздуха. Мягкое нёбо поднято, связки разомкнуты, выдох умеренный (рис. 20).

image016.jpg

Рис. 20 профиль артикуляции звука ц

Звуки ш и ж

Звуки ш и ж (шипящие) относятся к группе средненёбных. При произношении звука ш части артикуляционного аппарата занимают следующее положение (рис. 21):

1)   губы несколько выдвинуты вперед;

2)   кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;

3)   боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;

4)   нёбная занавеска поднята;

5)   голосовые связки разомкнуты.

При произнесении звука ж положение частей артикуляционного аппарата то же, что при ш, только голосовые связки сомкнуты и вибрируют; язык более высоко поднят по направлению к твердому нёбу; выдыхаемая струя воздуха слабее.

image018.jpg

Рис. 21 профиль артикуляции звуков ш, ж

Вибрацию голосовых связок ребенок может ощутить, приложив руку к гортани логопеда, а затем к своей собственной. Сначала логопед должен сам произносить поочередно звуки ш-ж, держа при этом руку ребенка на своей гортани.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
написать администратору сайта