Главная страница
Навигация по странице:

ФиМН - Конспект. Философия и методология науки Статус и предназначение философии в жизни общества


Скачать 79.05 Kb.
Название Философия и методология науки Статус и предназначение философии в жизни общества
Анкор ФиМН - Конспект.docx
Дата 19.05.2017
Размер 79.05 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ФиМН - Конспект.docx
Тип Документы
#9571
страница 2 из 6
1   2   3   4   5   6

Природа – это естественные возникновения и существования общества во все времена и вовсе эпохи.

Природа – это предмет и сфера человеческой деятельности.

Природа – основание развития науки и всего познания человека.

Есть естественная и искусственная.

Естественная охватывает био- и геосферу.

Искусственная среда обитания (2-ая природа) включает в себя предметы, созданные человеком, общественные отношения и духовные что-то там.

Техномасса – массе всего искусственного, что создано человеком.

Биомасса – масс живых организмов, которые существуют в живой природе.

В античности природа и общество представляли единое целое. Жизнь человечества развивалась в согласии с природой.

В эпоху возражения природное и общественное не противопоставляются, возрождаются античные ценности. Природы была как бы объектом для эстетического удовольствия.

В новое время природа уже объект человеческой деятельности научного познания. Характерно то, что развивается агрессивное потребительское отношение к природе.

Бэкон: «Человек господин по отношению к природе».

Со 2-ой полвины 20-го века значения человека на природу возрастает.

Биосфера – оболочка земного шара, в котором существует жизнь. Такое определение даёт Вернадский. Основные уровни: биологические, литосфера, гидросфера, атмосфера и так далее, потом биотический и социальный. 4 периода:

1) аграрный;

2) индустриальный;

3) ноосферный;

4)

Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которого деятельность человека имеет разумный (или рациональный) характер.

Основные элементы:
1. Человек и его деятельность.

2. Техника.

3. Культура и общественная организация.

4. Живая и неживая природа, преобразованная в результате человеческой деятельности.

Коэвюлция – процесс совместного развития природы и общества.

1-ая крайность, когда эта согласованность господства над природой. 2-ая ограничить человеческую деятельность.

Согласно концепции коэволюции, человек не только должен изменять биосферу, но и меняться сам.

Императив:

1. Запрет на виды деятельности, которые наносят непоправимый ущерб природной среде.

2. Изменение мировоззрения к общечеловеческим ценностям.

Философия глобального эволюционизма

1. Системно-эволюционная парадигма в современной философии и науки. Динамизм бытия: движение и развитие.

2. Понимание диалектики в истории философии. Современные дискуссии по диалектике.

3. Диалектика как философская теория развития.

4. Альтернативы диалектики. Диалектика и синергетика.

5. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал для понимания современной научной картины мира.

Начиная с середины 19-го века в философии и науки развивается эволюционная парадигма. Общая теория система. Развивается системный метод.

В последние десятилетия имеет место синтез системного и эволюционного подхода к природе. Один из принципов – динамизм. Для обозначения динамизма используется понятия движения и развития.

Развитие – это качественное, необратимое и направленное изменение предмета или явления.

Античная диалектика.

Имел очень узкое значение. У Сократа и Платона диалектика представляла из себя искусство ведения спора или дискуссия. Использовались все основные принципы диалектики и так далее.

Средневековая диалектика.

Диалектика служит отличием истины от лжи.

Новое время.

Диалектика познания или диалектика методологии науки.

Диалектика немецкой классической философии.

Кант использовал диалектику для разоблачения иллюзий человеческого разума. Разум человека нередко претендует на абсолютную истину.

Диалектика Гегеля. Он основательно использовал диалектический метод.

Материалистическая диалектика Марксисткой идеологии. Основные принципы, которые развивал Гегель, были использованы для экономических отношений буржуазного общества. В Капитале Маркса – образец использования материалистической диалектики.

В осовремененной философии существуют дискуссия о диалектике. Это экзистенциалистская версия диалектики. Очень ярко проявляется у Сартра. Рассматривает диалектики к конкретным ситуациям.

Негативная диалектика Адарно. Свобода заменена тотальной независимостью. Считает, что за основу можно взять только первых тезиса. Что касается 3-го, то его не т в обществе. Триаду положил триаду в основе своего философствования.

3 варианта отношения к диалектике:

1. Признание её значимости как основного философского метода.

2. Интерпретация и использование отдельных элементов диалектики.

3. Полное или частичное отрицание значения диалектики для философии и науки.

Диалектика – есть учение о наиболее общих связах и развития природы, общества и мышления, а также метол, соответствующий этому учению.

Есть объективная диалектика (природа, общество) и субъективная диалектика (процесс познания, внутренний мир человека).

2 основных принципа диалектики:

1. Развитие.

Всё в мире развивается. Не отрицается стабильность.

2. Детерминизм (однозначность).

Детерминизм – учение о всеобщей закономерной связи и взаимообусловленности предметов и явлений.

Есть 2 основные вида:

1) Лапласовский детерминизм;

2) современный детерминизм.

3 закона:

1 Единство и борьбы противоположностей

Тождество – однородность, одинаковость объектов и их свойств. Есть абсолютное и относительное. Тождество не бывает абсолютным – оно в себе содержит различие. Понятие различия вводится в понятие тождества.

Различие – внутренняя неоднородность тождества.

Противоположность – наибольшее различие между объектами. Их 2 вида:

1) существуют за счёт нейтрализации;

2) существует за счёт поляризации друг друга.

Единство противоположностей – взаимосвязь и взаимопереход.

Они отрицают друг друга.

Противоречие – отношение противоположностей, находящихся в единстве и борьбе между собой.

Для развития необходимо преодоление противоречий.

Антагонизм – непримиримое противоречие.

Нейтралитет. Гармония.

Этот закон характеризует движение или развитие с точки зрения его внутренней причины ил источника. Всякое движение и развитие происходит на основе преодоления внутренних противоречий.

2 Взаимный переход количественных изменение в качественные

Количество – степень развития предметов.

Мера – единство количества и качества для данного предмета.

3 Отрицание отрицания

Диалектические отрицание представляет собой не только уничтожение, а усвоение и перенесение в новое существенных элементов старого.

Закон диалектического отрицания устанавливает связь между старым и новым качеством в процессе развития, суть которого в преемственности.

Лаплас.

1. Причинно-следственная связь.

2. Жёсткая связь между причиной и следствием.

3. Отрицание случайности.

1. Признание объективного характера случайности. Хаос и случайность рассматривается как атрибуты бытия.

2. Понятие детерминизма шире чем понятие причинность.

3. Различные формы.

Метафизика – наука о сверхчувственном.

Метафизика – метод, противоположный диалектике.

Диалектика

Метафизика

Основная идея – идея развития

Отрицание развития полностью или частично

Идея взаимосвязи (детерминизм), приоритет внутренним связям

Отрицание взаимосвязи, приоритет внешним связям

Источник или причина движения – преодоление внутренних противоречий

Односторонность в понимании противоречия

Преемственность развития

Отрицает преемственности

Догматизм. Греческие философфы Перрон и Зенон. Догматизм связан с признанием только абсолютности истины.

Догма – положение, принимаемые за истину без доказательств на основе авторитетного мнения или веры.

Главный признак догматизма – абсолютизация истины.

Релятивизм. Противоположность догматизму. Это учение об относительности истины. Истина очень изменчива. Конвенциализм. Конвенция – соглашение. Суть в том, что учёные договариваются ту или иную теорию считать истиной.

Софистика. Связана с преднамеренным нарушение законом логики, неправильное рассуждение, выдаваемое за истину.

Эклектика. Представляет из себя единое целое разнородных взглядов и суждений. Очень широко проявляется во взглядах.

Синергетика. Учение о саморазвивающийся, самоорганизующихся системах. Бывают равновесные неравновесные. В равновесных системах порядок, линейное развитие, стабильность. В неравновесных хаос, нелинейность, вариативность развития. В них трудно предсказать дальнейшее развитие. Синергетика изучает неравновесные системы. Пересматривается принцип детерминизма. Проявляется это, что уже не Детерминизм не определяет причинно-следственную связь.

Флуктуация. Колебания или случайно отклонение. Бифукация.

Отличия диалектики и синергетики:

1)

2) диалектика рассматривает в качестве причины развитие преодоление внутренних противоречий.

С одной стороны идея эволюция применима ко всему, а с другой стороны системный подход.

Этапы эволюционного развития:

1. Принцип эволюционизма в античной философии.

2. Естественно научное понимание.

3. Расцвет эволюционного учения в 19-ом веке. Гегель, Дарвин (основательно применил идею эволюция для изучения живой природы), Маркс (эволюция буржуазного общества).

4. Сложные модели эволюции в современной науке. Эйнштейн, Фригман, Вернадский (именно разум человека должен преобразить человеческую деятельность).

Фазы эволюции:

1) космическая;

2) химическая;

3) геологическая;

4) протоклетки;

5) Дарвиновская;

6) человека;

7) общества;

8) информации;

9) обменая информации.

Глобальный эволюционизм – интегративное исследовательское направление, учитывающее динамику развития неорганической, органической природы и человеческого общества. Исходит из того, что весь мир, вся вселенная измеряется этим факторами.

Моисеев о глобальных принципах эволюционизма:

1) вселенная есть единая саморазвивающаяся система;

2) эволюция данной системы имеет направленный характер;

3) во вселенной господствует наследственность;

4) в мире господствуют законы, которые определяются принципами отбора;

Принципа отбора допускаются существование бифукационных состояний, поэтому эволюция принципиально непредсказуема.

Проблема человека в философии

1. Учение о человека в структуре философских знаний.

2. Основные концепции понимая человека в классической философии.

Есть естественно научная (расоведение, изучение человека физиологически) и философская антропология.

Философская антропология

1) раздел философии, изучающий человека;

2) антропология особый метод философии или способы следования. С точки зрения которого человека – центральная философская проблема;

3) антропология как направление современной философии.

3 части: физическая, духовная, духовная жизнь общества.

Духовная – относящая к умственной деятельности.

Человека отождествляется самосознанием. Человека надо рассматривать как единую систему.

1. Натуралистическая концепция.

Натура – природа. Общий принцип – рассмотрение человека как природного существа.

Аргументы:

1) сходство физиологических функций человека и животного;

2) если человека произошёл из животного мира, то он не может быть иным.

Контраргумент:

1) физиологическое в человеке социально-организованно;

2) социальное что-то.

2. Рационалистическая.

Сущность человека отождествляется духовной сущностью. Человека в своей деятельности создаёт на основе каких-то идей, теорий. Главный контраргумент – сознание человека несамостоятельное, оно есть функция мозга.

3. Социологизаторская.

Суть в том, что человек как личность, как духовное, как физическое рассматривается в контексте общественных отношений. Абстрактной сущности человека не существует. Сущность определяется конкретно историческими условиями его жизни. Будучи общественным существом человек формируется в обществе, но обществе не представляет из себя такой структуры, которое формирует полностью человеческую личность. Человек есть деятельное существо, которое формируется в процессе своей практической деятельности и общественных отношений или другими людьми.

1. Концепция универсального человека.

2. Неклассические версии философской антропологии (синтетическая, психоаналитическая, экзистенциальная).

3. Сравнительный анализ классических и неклассических концепций человека.

4. Проблема антропогенеза; основные концепции.

Маркс: человек должен присваивать себе всестороннюю сущность всесторонним образом как целостный человек.

Начиная с середины 19-го века происходит «антропологический поворот» в философии.

1. Начало «антропологического кризиса», кризис самого человека.

2. Неразработанность самого человека.

1. Синтетическая концепция

2. Специфика человека.

Маркс, Геймут.

3 закона видит Преснер Геймут:

1. Закон естественной искусственности.

Суть в том, что человек для своего существования естественным образом создаёт искусственную среду обитания. Благодаря этой искусственной среде он живет.

2. Закон непосредственной посредственности.

3. Закон утопического места.

Человек с одной стороны отрицает абсолютное (достичь невозможно), но с другой любой человек стремится к достижению этого абсолютного.

Фрейд (1865-1939). Считается создателем психоанализа. 2 значения

1. Метод лечения психических заболеваний.

2. Учение об определяющей роли бессознательного в жизни поведения человека.

Сознательные, подсознательный, бессознательный уровень.

Фрейд разработал механизмы психологической защиты.

Юнг писал, что человек – существо, раздираемое внутренними противоречиями. «Человек есть животное, недостаточно оснащённое инстинктами».

Фромм. Дихотомия экзистенциальная и историческая. Экзистенциальная связана с человеческой жизнью. Исторические связаны с общественной жизнью.

Делит характер человека на 2 типа: продуктивного и непродуктивного. Отмечает, как один характер относится к любви.

1. Человек рецептивной ориентации считает, что все источники всех благ находятся вне его. Для таких человек проблема любви в том, что он хочет быть только любимым.

2. Эксплуататор. Блага вне и берут силой.

3. Накопительная ориентация. Накопление и сохранение уже накопленное. Любовь для него обладание. Высшая ценность – порядок и безопасность. «Нет ничего нового под луной».

4. Рыночная ориентация. Ярлык, внешняя упаковка.

Продуктивный тип характера.

Продуктивная ориентация – способ отношения к миру, который проявляется во всех видах деятельности.

Фромм пишет, что слово любовь путанно и двусмысленно, включает в себя всё. Забота, ответственность, уважение, знание.

Экзистенция – внутренний, субъективный мир человека.

Крупнейшие представители экзистенциализма: Жан Поль Сартр (фр.), Карл Ясперс (нем.), Майте Хайдегер (нем.).

Свобода личности состоит в преодолении внешних условий, которые препятствуют человеку, и преодоление внутреннего. Свобода индивидуального. Свобода осуществляется в сообществе людей. Аутентичное бытие – сохранением своей самости (личности). Неаутентичное существование – подчинение внешней необходимости, отказ от своей самости.

Сравнение классических и неклассических концепций человека

Классическая философия

Неклассическая философия

Особое внимание проблеме сущности человека

Особое внимание проблеме существования человека

Рационалистический подход к человеку

Приоритет иррационального подхода с признанием роли разума в поведении

Человек понимается как внешний объект

Изучение внутреннего субъективного мира человека

Приоритет идеалистическому понимаю

Многообразие подходов к изучению человека

Проблема сущности и существования человека

Сущностные силы – множество человеческих способностей и свойств, которые проявляются и формируются в деятельности.

Эти силы совершают сами по себе работу, но органы чувств их не воспринимают.

Органические: дыхание, кровообращение, нервная деятельность.

Интеллектуальное: мышление, рефлексия, способность к творческой деятельности.

Эмоциональные: переживания, настроение, чувства.

Человек – родовое существо, которое развивается/функционирует в процессе деятельности и его специфика в многообразии его сущностных сил.
1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта