Навигация по странице:
|
ФиМН - Конспект. Философия и методология науки Статус и предназначение философии в жизни общества
Индивид – отдельный представитель какого-либо целого.
Индивидуальность – неповторимое, своеобразное и уникальность данного индивида.
Личность – своеобразие, особенности проявления общечеловеческих свойств в конкретном индивиде.
Ценность – понятие, которое используется для обозначения общественной или личной значимости человека тех или иных явлений действительности.
Шопенгауэр: «9/10 нашего счастья основано на здоровья, без него никакое благо не доставит удовольствие».
Эпикур считал, что высшая цель человека – стремление к тому, чтобы быть свободным. Обращал внимание на то, что мешает – страхи, которые мучают человека. 3 вида страха: страх перед смертью, страх перед богами, страх перед наказанием в загробной жизни. Так писал, что человека напрасно боится смерти.
Томас Гобс: «Свобода и необходимость несовместимы. Человек действует как свободное существо, либо по необходимости».
Кто-то там: «Свобода и необходимость связаны».
Бердяев: «Свобода бездонная, таинственная. Не может быть рационализированная, не поддаётся объяснению. Свобода предшествует Богу».
2 трактовки свободы:
Экзистенциальная.
Сартр: «Человек обречён быть свободным – в большом и малом есть выбор». Маркс: «Человек может быть свободен при условии того, что все свободны». Ясперс: «Свобода – безграничная открытость миру». «Свобода кажется недостижимой, так как в конкретной ситуации человек ограничен выбором».
Постструктуралистская.
1. Познание властных структур. С этих властных структур снимается ореол мистификации.
2. Поиски зон свободы, которые бы не контролировались этими властными структурами.
Человек является и объектом, и субъектом.
Законы формирования личности.
1. Самость.
Суть в том, что входит в человека извне, перерабатывается сущностными силами человека.
2. Закон обратного действия.
Формирование личности происходит в деятельности. Имеется в виду самая разнообразная деятельность. Деятельность имеет прямой и обратный результат. Прямой – предмет или какой-то такой материальный результат, который мы имеем в результате деятельности. Обратный – формирование. Воздействуя на внешнюю природу и изменяя её, человек в то же самое время преобразует свою собственную, внутреннюю природу, развивает свои сущностные силы.
3. Содействия.
Социальная среда создаёт необходимые условия формирования личности.
Сартр: «То, что человек из себя представляет – то, как он сам себя делает».
4. Поступательного развития.
Всякое последующее состояние основано на предыдущем и оказывается воздействие на будущее.
Философия сознания
1. Основные подходы к философскому анализу сознания. Сознание и мозг.
2. Понятие сознания, его субъективность, предметное содержание и идеальность.
3. Структура сознания, сознательное и бессознательное.
4. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.
Концепции:
1. Субстанциональный подход.
Это прежде всего религиозная философия. Русский философ Владимир Соловьёв: «Всё единство».
2. Экзистенциальный подход.
Для экзистенциалистов особо интересная что-то там.
3. Функциональный.
Сознание человека есть функция человеческого мозга.
1 концепция.
Сознание человека – результат деятельность коры больших полушарий.
Сознание – интегральное свойство коры и подкорки.
Пару учёных это разработали.
Сознание проявляется в мыслях, чувствах, ощущениях. Но любое явления сознания представляет из себя знание.
1. Субъективность.
Сознание принадлежит субъекту, зависит от его личных свойств и само по себе не обнаруживается.
2. Предметное содержание.
Субъективный образ объективного мира.
3. Идеальность сознания.
1-ое значение: идеальное как нечто совершенное.
2-ое значение: идеальное как противоположность материальному.
Идеальное – соотнесённость образов предметов к самому предмету. Философское понятие для обозначения образа предмета в психическом мире субъекта.
Идеальный образ не содержит в себе ни грамма материи.
Образе не может воздействовать на сам предмет.
Идеальный образ воспроизводит предмет в преобразованном виде.
Сознание – представляет отражение объективной действительности в мозгу человека в виде субъективно идеальных образов.
Сознание имеет творческий характер. Способность конструировать мир в себе самом.
Элементы сознания:
1. Самосознание.
По-видимому, самый важный элемент человеческого сознания. Это осознание себя как самостоятельной единицы. Имеет сложную структуру. Можно выделить:
1) познание, «познай самого себя»;
2) самочувствие;
3) самооценка;
4) самоуважение.
2. Познавательная сфера (мышление, ощущение, восприятие, представление).
3. Эмоциональная сфера.
Включает в себя различные переживания, представления, чувства человека.
4. Воля.
Воля – способность поставить цель действия и внутренние усилия для достижения этой цели.
5. Влияние.
Внутренняя сосредоточенность.
Основные функции создания:
1) познавательная;
2) кумулятивная;
3) аксиологическая;
4) творческая;
5) регулятивная.
Психика имеет 2 уровня: сознание, бессознательное.
Бессознательное – сфера психической жизни, не представленная на уровне знаний.
Черты:
1) существует вне сознания человека;
2) скрыто от наблюдателя и самого человека;
3) оказывается постоянное воздействие на сознание человека.
Уровни:
1) та, часть которая может обмениваться с бессознательным;
2) и ещё что-то.
Сознательное и бессознательное обмениваются информацией.
Общественное сознание.
Духовная жизнь общества. Идеология, искусство, религия, мораль, наука.
Специфика социальной реальности
1. Понятие общества и социальной реальности. Эволюция представления об обществе в современной философии.
2. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.
3. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества.
4. Понятие социальной структуры общества и основные типы социальных структур.
Общество – отделившееся от природы, исторически развивающаяся тема жизнедеятельности людей.
Общество – форма коллективной деятельности людей. Используется в широком и узком смысле. Часто понимают совокупность всех людей, в более узком смысле общество называют какое-то государственно-социальное объединение, существующее на некоторой территории. Более узкое – объединение людей по происхождению. Самый узкий – объединение людей по интересам.
1. Натуралистическая.
Исходит из того что законы природы продолжаются в обществе. Общество не имеет соей особой специфики. Выделяет 2 направления:
1) редукционизм (социал-дарвинизм);
2) центрионизм.
2. Культурно-историческая.
Рассматриваются различные явления духовной культуры.
3. Марксистская.
В 40-е годы 19-го века. Материалистическая объяснение общественной жизни.
Практика – материально-предметная деятельность людей по преобразованию природы и общества. Производственная деятельность, общественно-политическая, техническая, а в науке это эксперимент. Деятельность людей имеет целенаправленный характер.
Общественное бытие – материальная жизнь общества, практическая деятельность людей.
С точки зрения марксисткой философии приоритет отдаётся практической деятельности людей.
Материалистическое понимание или объяснение общественной жизни состоит в том, чтобы понять и вывести сознание людей из их практической деятельности.
Каков образ жизни людей, таков и образ их мыслей.
Далее развивается неомарксизм.
Общество – сложно организованная система.
Основные черты:
1. Многообразие.
2. Что-то общественной жизни конкретных людей.
3. Самодостаточность.
4. Динамика, альтернативность общественной жизни.
5. Непредсказуемость, нелинейность.
Классы – больше группы людей, которые отличаются по их месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, по роли в организации труда, по способам получения и размерам доходов.
В условиях классового деления складываются народности. Народность представляет из себя общность людей по различным признакам. Территориальная, языковая, менталитета.
Основные проблемы социальной динамики
1. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Конфликтные и бесконфликтные социальные противоречия.
2. Статус и функция социального субъекта. Роль народа и личности в истории.
3. Альтернативность истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
4. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы.
Движущими силами прогресса является деятельность людей.
История в разных значениях.
2 Основных вида противоречия:
1. Конфликтный.
Переговоры. Нахождение компромисса.
2. бесконфликтный.
Это такие, для преодоления которых находится синтез интересов.
Социальный конфликт – открытое противоборство, антагонизм социальных групп или слоёв.
Проявления социального антагонизма: социальные претензии, война, террор, вооружённое восстание и так далее.
Реформа – изменение в какой-либо общественной сфере, которая не затрагивает каких-то основ и проводящаяся законодательным путём.
Революция – коренное преобразование в какой-либо сфере общественной деятельности.
Преодоление противоречия – нахождения способа их разрешения.
Социальный субъект – совместная детальность класса, этноса, социальных групп.
Народ.
Предельно широкий смысл – население данной страны.
Этнический смысл – какой-то национальности.
Функциональный смысл – народ – совокупность социальных групп, которые создают материальные и духовные ценности.
Народ – это основная политическая сила.
Есть понятие толпа («народная масса»).
Толпа – случайное сборище людей, объединённых каким-то временным интересом.
Для неё характерна иррациональность.
Народ структурирован (состоит из отдельных личностей).
Историческая личность – та, которая внесла значительный вклад в исторический прогресс.
Философия истории – раздел философии, связанный с объяснением и интерпретации исторического процесса и исторического познания.
Философия истории изучает антологические проблемы исторического процесса.
Одна из проблем – вариативность исторического знания.
Проблема направленности и что-то исторического процесса. 2 концепции.
1. Линейные.
История – закономерный, единый, поступательный процесс. Прогресс – ведущая линия в истории. Исторические процесс проходит стадии.
2. Нелинейные.
Многовариантность исторического процесса. Отрицание прогресса или признание его локальности. Цикличность.
Учения Маркса об общественных экономических формациях.
Общественная экономическая формация – исторический тип общества, определяемый способом производства и характеризующихся специфическими законами.
Основа – способ производства.
Фукуяма. Конец человеческой истории – нахождение оптимальной формы общества и государства. Удовлетворение потребностей и разрешение всех противоречий. Смыл истории – либерализм.
1. Прогресс имеет место только на отдельных местах в истории.
2. Прогресс в одних областях предполагает регресс в других областях.
3. В научно-технической сфере устойчивая тенденция прогрессивного развития.
4. В политической сфере возможны только отдельные прогрессивные что-то там.
Развитие общества как цивилизационное
1. Понятие цивилизации.
2. Типы цивилизаций в истории общества и проблемы их классификации.
3. Специфические особенности западной и восточной цивилизаций.
4. Понятие техногенной цивилизации. Феномен информационного общества.
5. Полилог культурных традиций или «столкновение цивилизаций».
1. Цивилизация – общество, следующее за варварством.
2. Цивилизация – синоним культуры.
3. Цивилизация – ступень развития какого-то региона.
Цивилизация – такой период развития человеческого общества, связанный с утопией типа.
Можно выделить следующие общепризнанные черты:
1) связь с культурой;
2) социум, который противопоставляется варварству;
3) неповторимость, уникальность данной цивилизации.
Цивилизация – устойчивая общность людей, объединённых общими традициями и духовными ценностями, сходство экономической и политической жизни, образом жизни, менталитетом, этническими и географическими признаками.
Данилевский, Кателим Сорокин. 1871 год Данилевский написал книгу «Россия и Европа». Шпендлер «Закат вропы».
Восточная, античная, средневековая, эпоха возрождения, современная.
НА современном этапе:
1. Западная.
2. Восточно-европейская.
3. Арабская.
4 Индийская.
5. Китайская.
6. Японская.
7. Латино-американская.
8. Африканская.
Отличия философий.
|
Восточная
|
Западная
|
1
|
Традиционализм
|
Антитрадиционализм
|
2
|
Приоритет государственного над личном.
|
Приоритет личного над государственным
|
3
|
Тоталитарные формы управления
|
Демократические формы управления
|
4
|
Иррационализм
|
Рационализм
|
5
|
Государственно регулирования экономики
|
Свободное предпринимательство
|
6
|
Религиозные, социальные ограничения свободы личности
|
Свобода личности (с чем связан индивидуализм)
|
Основные черты информационного общества:
1) определяются роль и высокий уровень технологий;
2) доминирующая роль сфере услуг;
3) изменение характера труда;
4) особые требования к работнику.
2 принципа:
1) максимум производительности;
2) если что-то технически возможно, то оно обязательно осуществляется.
3 уровня риска:
1) нормальный;
2) повышенный;
3) чрезмерный.
Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. После 1917 года конфликт идеологий.
Причины столкновений цивилизаций:
1) расхожесть по языку, обычаям и так далее;
2) рост самосознания;
3) усиление экономического регионализма.
Полилог – разновидность диалогической речи.
Характерно речевое лидерство одного из участников, ситуативность, спонтанность, нелинейность речи.
Глобализация – процесс всемирной экономической, политической, духовной интеграции и унификации.
Одним из результатов является создание единой экономики, а с другой разрушения национального суверенитета.
Философия культуры
1. Понятие культуры. Основные парадигмы её философского анализа.
2. Структура культуры и её основные функции. Закономерности в развитии культуры.
3. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусства, религия как форма духовной жизни.
4. Проблема единства многообразия культурно-исторического процесса. Глобализация и диалог культур.
Гердер: «Культура – развитие способностей ума». Гегель относил к искусству, религии и морали.
Основные черты классического понимания культуры:
1. Рационализм.
2. Освобождение человека от природы.
3. Светская культура.
4. Историзм как черта классического понимания.
5. Отдельного человека.
З. Фрейд:
1) полезность;
2) аккуратности, красота, порядок;
3) уважение к высшим интеллектуальным ценностям.
Подходы:
1. Аксиологический или ценностный подход.
С этой точки зрения есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и использования для блага человечества.
2. Деятельностный.
Культура определяется через многообразные виды человеческой деятельности.
Культура – специфический способ организации жизнедеятельности, представленный в виде человеческой деятельности.
3. Семиотический.
Семиотика – наука о знаках и символах.
Фрейд: «Культура – какая-то там что-то энергия либидо».
Материальное производство и система труда – 1 основание создания культуры.
1. Взаимоотношение между новациями и традициями.
2. Преемственность.
3. Диалог культуры.
Основные формы культурной динамики:
1) культурогенез – формирование новых на основе старых традиционных;
2) трансляция – передача культуры другим поколениям;
3) диффузия;
4) трансформация.
Структура культуры:
1) искусственная среда обитания человека;
2) информация;
3) трансформированные сообщества;
Функции:
1) преобразовательная;
2) познавательная.
Материальная культура представляет из себя достижения, связанные с практической деятельностью людей. Материальная и духовная культура не изолированы. Духовная культура развивается из уровня материальной культуры общества. Духовная культура объективируется в моральной культуре. Современная культура по своему назначению делится на элитарную и массовую.
|
|
|