Навигация по странице:
|
ФиМН - Конспект. Философия и методология науки Статус и предназначение философии в жизни общества
Философия и методология науки
Статус и предназначение философии в жизни общества
1. Философия и мировоззрение.
2. Природа философских и эволюция предмета философии.
3. Философия в системе культуры, проблема научности философии.
4. Многомерность феномена философии и её социально-культурный статус.
Мировоззрение – совокупность взглядов и принципов, определяющих наиболее общее видение, понимание мира, места в нём человека, его историческое происхождение и назначение. Имеет сугубо личностный характер.
По месту в духовной жизни человека выделяется мироощущение – эмоционально-психологический – и миропонимание – понятийно-интеллектуальный уровни мировоззрения.
Включает в себя убеждения, знания, идеалы (образец поведения).
Исторические формы:
1. Мифология (от греч. «миф» – предание, сказание; «логос» – учение, понятие) – совокупность сказаний о богах и героях, а также система фантастических представлений о мире.
2. религиозность.
Современные формы:
1) технологичность;
2)
Философии … :
1) конкретность, эмоциональность образов;
2) синкритичнсоть (слитность, нераздельность, разнородность, противоречия взглядов о мире);
3) отождествление объективного и субъективного;
Объективный – существующий вне сознания человека.
Субъективный – существующий в сознании человека.
Религия – форма духовной жизни, связанная с раздвоением мира на сверхъестественный и естественный.
Философия как наука возникает в 6 веке до н.э. в Греции, Индии и Китае. Первым слово «философия» («филео» – люблю; «софия» – мудрость) придумал древнегреческий математик Пифагор. Платон дал понятие философии.
Тут что-то.
1. Возникают за пределами самой философии.
2. Не имеет реальной природы и вообще проблем не существует.
3. Философские проблемы коренятся в субъективном мире человека.
Гегель писал: «Философия – есть мысль своей эпохи». Сократ задумался над тем, что представляет из себя человек. В античном мире философия преимущественно изучает внешний мир.
Трудность. Непостижимое знание.
В период средневековья философия была служанкой богословия. В новое время активно развивается наука. Изучается гносеология и методология. Гегель писал: «Философия – движение чистой мысли».
Самым выдающимся философом за всю историю был Кант. Он, исходя из реалий науки и практики своего времени, сформировал программу познания и деятельности человека:
1. «Что я могу знать?»
2. «Что я должен делать?»
3. «На что я должен надеяться?»
4. «Что есть человек?»
Развитие философии можно разделить на 3 этапа:
1. Классическая философия (6 век до н.э. – 18 век н.э.).
2. Неклассическая философия (середина 19-го века – середина 20-го века).
3. Постклассическая (середина 20-го века и по настоящее время).
После рационализма развивается иррационализм.
Лат. «рацио» – разум.
Рационализм – направление философии, рассматривающее разум человека в качестве единственного источника познания мира.
В середине 19-го века преобладает иррационализм – направление в философии, которое рассматривает в качестве основы познания человека иррациональные элементы психики (чувства, эмоции, вера, интуиция, воображение).
Шопенгауер: внутренняя цельность и полнота духа.
Н. Бердяев: философия не есть наука, а творческое сознание духа.
Хайдегер: проблема бытия человека в мире.
Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях.
Философия – «уникальный духовный феномен, дающий целостное представление об унверсуме».
Философия – особая форма миропонимания, предметом которой является мир в целом в его наиболее общих закономерностях, рассматриваемых в аспекте субъектно-объектных отношений.
Исходя из этого, можно сделать некоторые выводы относительно специфики философского знания:
Философия – абстрактно-понятийная форма постижения действительности, причём философские понятия имеют предельно общий характер (принципы, категории);
Философия – теоретическое знание, для неё не характерно опытное знание, она не имеет прикладного значения.
Философия – целостное представление о мире, она изучает мир во всей совокупности его свойств и отношений, стремится понять мир системно, в его структурных связях и единстве.
Разум – всегда был и будет главным элементом философствования.
Философия исследует:
1. Природу и сущность мира.
2. Природу и сущность человека.
3. Общую структуру и состояние системы «человек – мир».
Основные разделы философии изучают:
Онтология – природа, мир в целом.
Социальная философия – общество.
Антропология – человек.
Гносеология – познание.
Методология – философские научные методы.
Аксиология – материальность и духовность.
Кант. Критика чистого разума.
Чувственное познание, другое какое-то познание разум.
У него есть такие понятия:
1) вещь в себе (как мир существует объективно);
2) вещь для нас.
Вещь в себе неадекватно рассматривается человеком.
1. Чувственное познание (транс-что-то познание).
ПО мнению Канта человек сначала имеет хаос ощущения. Чувственно познание упорядочивает ощущение при помощи априорных форм – пространство и время.
2. Рассудок – упорядочивающая система, тоже при помощи априорных форм – логические категории.
Кант приводит целую таблицу.
3. Разум познания.
Рассудок простоя упорядочивает, а разум – творческая способность мышления. Разум открывает закономерность, основные принципы, выдвигает новые идеи, вот и его отличие от рассудка.
Выдвигает 3 идеи:
1. Теологическая.
Идея Бога. Здесь можно и доказывать и опровергать его существование.
2. Психологическая.
Идея или учение о душе человека.
3. Космологическая.
Учение о космосе или вселенной.
В каждой идее он выдвигает противоречие. Можно утверждать, что она конечно, а можно и нет.
Антиномия – неразрешимое противоречие.
Гегель роился в 1870 году и умер в 1831 году. Главная работа – Энциклопедия философских наук.
1. Логика.
2. Философия природы.
3. Философия духа.
В основе его философской системы лежит абсолютная идея. Она обладает следующими свойствами:
1) деятельна;
2) целеустремлённая;
3) её целью является самопознание.
Философская система Гегеля – система абсолютного идеализма.
Рациональное зерно философии Гегеля – диалектический метод.
Диалектика – учение о развитии и взаимосвязи всего существующего на основе преодоления внутренних противоречий.
Можно выделить основные принципы:
1. Идея развития.
Всё развивается.
2. Идея взаимосвязи.
Всё в мире связано со всем.
3. Причина всякого движения и развития – преодоление внутренних противоречий (закон единства и борьбы противоположностей).
Артур Шопенгауэр – основа мира что-то там.
Ф. Ницше.
Традиционная мораль – это кожа поступка.
А. Бергсон.
Основные исследовательские стратегии в постклассической философии
Герменевтика
1. Совокупность правил и приёмов, истолкование текстов.
2. Направление в философии, главной проблемой которого является проблема пониманий и интерпретаций текста.
Выделяют 3 основных вида:
1) перевод;
2) реконструкция текста – стремление раскрыть смысл текста, который вложил сам автор;
3) диалог или конструкция текста.
1. Античная герменевтика – истолкование пророчеств, воли Богов и так далее.
2. Экзергетика – истолкование библии.
3. В новое время появляется философская герменевтика. Понимание может двух основных видов – дивинаторное (спонтанное постижение истины, путём чувствования) и сравнительный анализ.
Бетти.
1. Закон автономии.
Любое событие или текст мы должны рассматривать и не навязывать свои мысли, а воспринимать таким, каким он есть.
Правило адекватности: должно быть максимальное соответствие между текстом и интерпретацией.
2. Закон целостности.
Правило актуальности: как бы мы не хотели сохранить автономию текста, всё равно мы вкладываем в него актуальный смысл.
В герменевтике 3 главных звена.
Есть автор А, Субтекст Т. Интерпретатор И. Связь между ними взаимная. Классическая герменевтика исходит из связки А-Т. Неклассическая акцент на Т-И.
Гадамер приписывает герменевтике универсальное сознание. Пониманию предшествует предпонимание. Потом ожидание смысла. Далее сам текст. Дальше интерпретация текста.
Экзистенциализм
Разновидность современной антропологии – учение о человеке.
20-е годы 20-го века.
Мартин Хайдеггер. Карл Ясперс. Жан-Поль Сартр. Альберт Камю.
Акцент внимания на субъективном мире человека.
Экзистенция (от. лат) – существование.
Основные проблемы экзистенциализма: отчуждение личности, проблема свободы,
Аналитическая философия
Структурализм и поструктурализм
Онтология_как_философское_учение_о_бытие'>Онтология как философское учение о бытие
1. Понятие онтологии. Проблема бытия в классической и неклассической философии.
2. Понятие бытия и небытия. Основные виды, уровни и формы бытия.
3. Понятие материи, эволюции представления материи в философии и науки.
4. Движение и развитие как атрибуты бытия.
5. Пространственно-временная структура бытия. Субстанциальная и реляционная концепция.
Онтология – учение о сущности о основных атрибутах.
Метафизика – учение сверхчувственных началах начале бытия.
Парменид.
1. Отношение бытия и небытия.
2. Отношение бытия и мышления.
ПО его мнению, предмет мысли и мысль о предмете тождественно. Это означает, что бытие – является всё то, что человек мыслит. Небытие представить невозможно. Вывод: быте существует, а небытия вовсе нет.
Демокрит считал, что существует только атомы и пустота. ПО его нению атомы – бытие, а пустота – небытие.
Платон отделил истинное бытие и неистинное. Истинное – мир идей, неистинное – мир вещей.
Аристотель исходил из того что существует бытие самом по себе и бытие принесённое. Бытие самое поп себе – это человек, например.
В средневековой философии бытие проявлялось в традициях.
Бытие познания.
Декарт исходил из того, что начать философствовать надо с сомнения. По его мнению, основой всего является сомнение. При этом остаётся что-то такое, что сомнению не подлежит. Мысль по мнению Декарта в мысли сомневаться нельзя. Получается так, что сомнение – есть мысль, следовательно, мысль первична. Сомнение --> мысль --> сомнение --> бытие --> Бог, вложивший в это.
Лейбниц. Ничего не существует кроме ума, движения, пространства и материи. 3 формы бытия:
1. Мыслящее бытие или ум человека.
2. Первично-протяжённое бытие – математическое тело.
3. Вторично-протяжённое бытие – физическое тело.
Гегель изучал диалектику бытия, диалектичность бытия.
Основные черты классического понимания бытия:
1. Идеализм.
Отличается тем, что основа бытия мыслящее бытие или какую-либо другую духовную сущность.
2. Недооценка человеческого бытия.
3. Объективирование бытия.
Бытие с точки зрения того, что быте объективно.
4. Диалектичность.
Середина 19-го века в связи с тем, что происходят какие-то кризисные явления в общественной жизни, которые заставили вплотную подойти к тайне человека…
Неклассическая Онтология. Основные черты.
Неклассическая отдаёт приоритет иррациональным формам бытия.
Особый интерес к бытию человека, особенно к субъективному миру человека.
Плюрализм – различное многообразие точек зрения в онтологии.
Хайдегер писал, что философия учит человека вопрошать и постоянно находится в вопрошании.
Дан Поль Сартр выделял 2 бытия:
1. Бытие в себе.
Это внешний мир. Что-то сопротивляющееся воле человека.
2. Бытие для себя.
Субъективный мир самого человека.
Между ними существует синтетическая связь. Предметный мир --> сущность --> существование предмета. Мир человека --> существование --> сущность. Если человека обретает сущность в процессе существования, то его личные свойства – есть результат его внутренней субъективной деятельности.
То, какой ты есть – результат твоей внутренней деятельности.
Сартр писал: «Никто, кроме самого тебя не виноват». Человек работает над самим собой.
Бытие – философская категория для обозначения существования или реальность.
Бытие существует в двух мирах – объективная реальность и субъективная. Объективная – вне сознания человека, субъективная – внутренний мир человека.
Ещё Аристотель выделил 2 уровня бытия:
1. Актуальное – здесь и теперь
2. потенциальное – бытие возможности.
Актуальное – бытие как таковое.
В настоящее время в связи с развитие компов, с теми техническими моментами, которых раньше не было, введено понятие виртуальная реальность.
Виртуальная реальность – совокупность моделируемых реальными процессами объекта, содержание форма не совпадают с этими процессами.
Эта виртуальная реальность устанавливается как виртуальная по отношению к объективной реальности.
Основные свойства.
1. Актуальность.
Означает, что виртуальная реальность существует здесь и теперь в данный момент времени, в данных точках пространства.
2. Автономность.
3. Порождённость.
4. Интерактивность.
Постоянно взаимодействует с другими реальностями.
Небытие – философская категория для обозначения реальности, которая не существует.
Самое главное в том, что небытие принадлежит самому бытию.
Небытие – элемент самого бытия. Принадлежит в возможности, возможности дальнейшего развития.
1. Понятие бытия позволяет представить реальность как некую целостность, систему. Потому, что бытие – всё то, что существует. Бытие и небытие вместе позволяют объяснить движение и развитие.
2. Сущность или внутреннее состояние бытия составляет субстанцию. Субстанция самодостаточная:
1) лежит в основе всего сущего;
2) самодостаточная;
3) представляет причину самой себя.
Есть материальная и духовная субстанции. В зависимости от этого философы делятся на идеалистов и материалистов. Материалисты исходят из первичности материальной субстанции. Идеалисты исходят из первичности духовной субстанции.
Вплоть до начала 20-го века понимали, что материя состоит из бесструктурных элементов или атомов. Эта традиция шла с античности.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности (которая воспринимается человеком в ощущениях его, существую независимо).
Движение – всякое изменение, которое происходит в мире.
1. Религиозная позиция.
Причиной движения является божественная сущность.
2. Причиной движения является какой-то внешний источник.
3. Причина всякого движения и развития – преодоление внутренних противоречий.
Пространство – объективная форма существования материи, характеризующая протяжённость (размерность предмета), их расположение относительно друг друга и их структурность.
Время – объективная форма существования материи, характеризующая длительность, последовательность и структурность процесса.
К атрибутам материи относятся:
1) движение;
2) развитие;
3) структурность;
4) системность;
5) отражение;
6) неутомимость.
Прежде всего неживая природа, которая имеет определённые структурные уровни. 3 подуровня: микромир, макромир, мегамир.
Живая природа: доклеточный уровень, многоклеточные существа, биоценозы, популяции, биосфера.
Материальный мир – единая система, в которой всё связано.
В истории философии и истории науки существует 2 концепции:
1. Субстанциональная.
Развивается ещё с античности. Демкорит, Евклипт, Эпикур. Ньютон – пространство, время материя как самостоятельные сущности. Соответствует механистической картине мира.
2. Реляционная.
Пространство, время и материя существуют только в единой связке.
Свойства пространства и времени:
1) абсолютность;
2) относительность;
3) абстрактность;
4) конкретность.
Объективность определяется самим материальным объектом.
1. Реальное пространство и время.
Это то, которое само соответствует материальному миру.
2. Перцептуальное (то как человек восприятие) пространство и время.
Восприятие реального пространства времени человеком.
3. Концептуальное пространство время.
Теоретическое описание пространства времен в науке.
Природа как предмет философского и научного познания
1. Понятие природы и его полисемантический характер.
2. Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда.
3. Взаимодействие природы и общества на различных исторических этапах.
4. Понятие биосферы и ноосферы. Идея коэволюции человека и природы.
Основный принцип бытия природы – самоорганизация.
|
|
|