Главная страница
Навигация по странице:

ФиМН - Конспект. Философия и методология науки Статус и предназначение философии в жизни общества


Скачать 79.05 Kb.
Название Философия и методология науки Статус и предназначение философии в жизни общества
Анкор ФиМН - Конспект.docx
Дата 19.05.2017
Размер 79.05 Kb.
Формат файла docx
Имя файла ФиМН - Конспект.docx
Тип Документы
#9571
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6

Философия и методология науки

Статус и предназначение философии в жизни общества

1. Философия и мировоззрение.

2. Природа философских и эволюция предмета философии.

3. Философия в системе культуры, проблема научности философии.

4. Многомерность феномена философии и её социально-культурный статус.

Мировоззрение – совокупность взглядов и принципов, определяющих наиболее общее видение, понимание мира, места в нём человека, его историческое происхождение и назначение. Имеет сугубо личностный характер.

По месту в духовной жизни человека выделяется мироощущение – эмоционально-психологический – и миропонимание – понятийно-интеллектуальный уровни мировоззрения.

Включает в себя убеждения, знания, идеалы (образец поведения).

Исторические формы:

1. Мифология (от греч. «миф» – предание, сказание; «логос» – учение, понятие) – совокупность сказаний о богах и героях, а также система фантастических представлений о мире.

2. религиозность.

Современные формы:

1) технологичность;

2)

Философии … :

1) конкретность, эмоциональность образов;

2) синкритичнсоть (слитность, нераздельность, разнородность, противоречия взглядов о мире);

3) отождествление объективного и субъективного;

Объективный – существующий вне сознания человека.

Субъективный – существующий в сознании человека.

Религия – форма духовной жизни, связанная с раздвоением мира на сверхъестественный и естественный.

Философия как наука возникает в 6 веке до н.э. в Греции, Индии и Китае. Первым слово «философия» («филео» – люблю; «софия» – мудрость) придумал древнегреческий математик Пифагор. Платон дал понятие философии.

Тут что-то.

1. Возникают за пределами самой философии.

2. Не имеет реальной природы и вообще проблем не существует.

3. Философские проблемы коренятся в субъективном мире человека.

Гегель писал: «Философия – есть мысль своей эпохи». Сократ задумался над тем, что представляет из себя человек. В античном мире философия преимущественно изучает внешний мир.

Трудность. Непостижимое знание.

В период средневековья философия была служанкой богословия. В новое время активно развивается наука. Изучается гносеология и методология. Гегель писал: «Философия – движение чистой мысли».

Самым выдающимся философом за всю историю был Кант. Он, исходя из реалий науки и практики своего времени, сформировал программу познания и деятельности человека:

1. «Что я могу знать?»

2. «Что я должен делать?»

3. «На что я должен надеяться?»

4. «Что есть человек?»

Развитие философии можно разделить на 3 этапа:

1. Классическая философия (6 век до н.э. – 18 век н.э.).

2. Неклассическая философия (середина 19-го века – середина 20-го века).

3. Постклассическая (середина 20-го века и по настоящее время).

После рационализма развивается иррационализм.

Лат. «рацио» – разум.

Рационализм – направление философии, рассматривающее разум человека в качестве единственного источника познания мира.

В середине 19-го века преобладает иррационализм – направление в философии, которое рассматривает в качестве основы познания человека иррациональные элементы психики (чувства, эмоции, вера, интуиция, воображение).

Шопенгауер: внутренняя цельность и полнота духа.

Н. Бердяев: философия не есть наука, а творческое сознание духа.

Хайдегер: проблема бытия человека в мире.

Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях.

Философия – «уникальный духовный феномен, дающий целостное представление об унверсуме».

Философия – особая форма миропонимания, предметом которой является мир в целом в его наиболее общих закономерностях, рассматриваемых в аспекте субъектно-объектных отношений.

Исходя из этого, можно сделать некоторые выводы относительно специфики философского знания:

Философия – абстрактно-понятийная форма постижения действительности, причём философские понятия имеют предельно общий характер (принципы, категории);

Философия – теоретическое знание, для неё не характерно опытное знание, она не имеет прикладного значения.

Философия – целостное представление о мире, она изучает мир во всей совокупности его свойств и отношений, стремится понять мир системно, в его структурных связях и единстве.

Разум – всегда был и будет главным элементом философствования.

Философия исследует:

1. Природу и сущность мира.

2. Природу и сущность человека.

3. Общую структуру и состояние системы «человек – мир».

Основные разделы философии изучают:

Онтология – природа, мир в целом.

Социальная философия – общество.

Антропология – человек.

Гносеология – познание.

Методология – философские научные методы.

Аксиология – материальность и духовность.

Кант. Критика чистого разума.

Чувственное познание, другое какое-то познание разум.

У него есть такие понятия:

1) вещь в себе (как мир существует объективно);

2) вещь для нас.

Вещь в себе неадекватно рассматривается человеком.

1. Чувственное познание (транс-что-то познание).

ПО мнению Канта человек сначала имеет хаос ощущения. Чувственно познание упорядочивает ощущение при помощи априорных форм – пространство и время.

2. Рассудок – упорядочивающая система, тоже при помощи априорных форм – логические категории.

Кант приводит целую таблицу.

3. Разум познания.

Рассудок простоя упорядочивает, а разум – творческая способность мышления. Разум открывает закономерность, основные принципы, выдвигает новые идеи, вот и его отличие от рассудка.

Выдвигает 3 идеи:

1. Теологическая.

Идея Бога. Здесь можно и доказывать и опровергать его существование.

2. Психологическая.

Идея или учение о душе человека.

3. Космологическая.

Учение о космосе или вселенной.

В каждой идее он выдвигает противоречие. Можно утверждать, что она конечно, а можно и нет.

Антиномия – неразрешимое противоречие.

Гегель роился в 1870 году и умер в 1831 году. Главная работа – Энциклопедия философских наук.

1. Логика.

2. Философия природы.

3. Философия духа.

В основе его философской системы лежит абсолютная идея. Она обладает следующими свойствами:

1) деятельна;

2) целеустремлённая;

3) её целью является самопознание.

Философская система Гегеля – система абсолютного идеализма.

Рациональное зерно философии Гегеля – диалектический метод.

Диалектика – учение о развитии и взаимосвязи всего существующего на основе преодоления внутренних противоречий.

Можно выделить основные принципы:

1. Идея развития.

Всё развивается.

2. Идея взаимосвязи.

Всё в мире связано со всем.

3. Причина всякого движения и развития – преодоление внутренних противоречий (закон единства и борьбы противоположностей).

Артур Шопенгауэр – основа мира что-то там.

Ф. Ницше.

Традиционная мораль – это кожа поступка.

А. Бергсон.

Основные исследовательские стратегии в постклассической философии

Герменевтика

1. Совокупность правил и приёмов, истолкование текстов.

2. Направление в философии, главной проблемой которого является проблема пониманий и интерпретаций текста.

Выделяют 3 основных вида:

1) перевод;

2) реконструкция текста – стремление раскрыть смысл текста, который вложил сам автор;

3) диалог или конструкция текста.

1. Античная герменевтика – истолкование пророчеств, воли Богов и так далее.

2. Экзергетика – истолкование библии.

3. В новое время появляется философская герменевтика. Понимание может двух основных видов – дивинаторное (спонтанное постижение истины, путём чувствования) и сравнительный анализ.

Бетти.

1. Закон автономии.

Любое событие или текст мы должны рассматривать и не навязывать свои мысли, а воспринимать таким, каким он есть.

Правило адекватности: должно быть максимальное соответствие между текстом и интерпретацией.

2. Закон целостности.

Правило актуальности: как бы мы не хотели сохранить автономию текста, всё равно мы вкладываем в него актуальный смысл.

В герменевтике 3 главных звена.

Есть автор А, Субтекст Т. Интерпретатор И. Связь между ними взаимная. Классическая герменевтика исходит из связки А-Т. Неклассическая акцент на Т-И.

Гадамер приписывает герменевтике универсальное сознание. Пониманию предшествует предпонимание. Потом ожидание смысла. Далее сам текст. Дальше интерпретация текста.

Экзистенциализм

Разновидность современной антропологии – учение о человеке.

20-е годы 20-го века.

Мартин Хайдеггер. Карл Ясперс. Жан-Поль Сартр. Альберт Камю.

Акцент внимания на субъективном мире человека.

Экзистенция (от. лат) – существование.

Основные проблемы экзистенциализма: отчуждение личности, проблема свободы,

Аналитическая философия

Структурализм и поструктурализм

Онтология_как_философское_учение_о_бытие'>Онтология как философское учение о бытие

1. Понятие онтологии. Проблема бытия в классической и неклассической философии.

2. Понятие бытия и небытия. Основные виды, уровни и формы бытия.

3. Понятие материи, эволюции представления материи в философии и науки.

4. Движение и развитие как атрибуты бытия.

5. Пространственно-временная структура бытия. Субстанциальная и реляционная концепция.

Онтология – учение о сущности о основных атрибутах.

Метафизика – учение сверхчувственных началах начале бытия.

Парменид.

1. Отношение бытия и небытия.

2. Отношение бытия и мышления.

ПО его мнению, предмет мысли и мысль о предмете тождественно. Это означает, что бытие – является всё то, что человек мыслит. Небытие представить невозможно. Вывод: быте существует, а небытия вовсе нет.

Демокрит считал, что существует только атомы и пустота. ПО его нению атомы – бытие, а пустота – небытие.

Платон отделил истинное бытие и неистинное. Истинное – мир идей, неистинное – мир вещей.

Аристотель исходил из того что существует бытие самом по себе и бытие принесённое. Бытие самое поп себе – это человек, например.

В средневековой философии бытие проявлялось в традициях.

Бытие познания.

Декарт исходил из того, что начать философствовать надо с сомнения. По его мнению, основой всего является сомнение. При этом остаётся что-то такое, что сомнению не подлежит. Мысль по мнению Декарта в мысли сомневаться нельзя. Получается так, что сомнение – есть мысль, следовательно, мысль первична. Сомнение --> мысль --> сомнение --> бытие --> Бог, вложивший в это.

Лейбниц. Ничего не существует кроме ума, движения, пространства и материи. 3 формы бытия:

1. Мыслящее бытие или ум человека.

2. Первично-протяжённое бытие – математическое тело.

3. Вторично-протяжённое бытие – физическое тело.

Гегель изучал диалектику бытия, диалектичность бытия.

Основные черты классического понимания бытия:

1. Идеализм.

Отличается тем, что основа бытия мыслящее бытие или какую-либо другую духовную сущность.

2. Недооценка человеческого бытия.

3. Объективирование бытия.

Бытие с точки зрения того, что быте объективно.

4. Диалектичность.

Середина 19-го века в связи с тем, что происходят какие-то кризисные явления в общественной жизни, которые заставили вплотную подойти к тайне человека…

Неклассическая Онтология. Основные черты.

Неклассическая отдаёт приоритет иррациональным формам бытия.

Особый интерес к бытию человека, особенно к субъективному миру человека.

Плюрализм – различное многообразие точек зрения в онтологии.

Хайдегер писал, что философия учит человека вопрошать и постоянно находится в вопрошании.

Дан Поль Сартр выделял 2 бытия:

1. Бытие в себе.

Это внешний мир. Что-то сопротивляющееся воле человека.

2. Бытие для себя.

Субъективный мир самого человека.

Между ними существует синтетическая связь. Предметный мир --> сущность --> существование предмета. Мир человека --> существование --> сущность. Если человека обретает сущность в процессе существования, то его личные свойства – есть результат его внутренней субъективной деятельности.

То, какой ты есть – результат твоей внутренней деятельности.

Сартр писал: «Никто, кроме самого тебя не виноват». Человек работает над самим собой.

Бытие – философская категория для обозначения существования или реальность.

Бытие существует в двух мирах – объективная реальность и субъективная. Объективная – вне сознания человека, субъективная – внутренний мир человека.

Ещё Аристотель выделил 2 уровня бытия:

1. Актуальное – здесь и теперь

2. потенциальное – бытие возможности.

Актуальное – бытие как таковое.

В настоящее время в связи с развитие компов, с теми техническими моментами, которых раньше не было, введено понятие виртуальная реальность.

Виртуальная реальность – совокупность моделируемых реальными процессами объекта, содержание форма не совпадают с этими процессами.

Эта виртуальная реальность устанавливается как виртуальная по отношению к объективной реальности.

Основные свойства.

1. Актуальность.

Означает, что виртуальная реальность существует здесь и теперь в данный момент времени, в данных точках пространства.

2. Автономность.

3. Порождённость.

4. Интерактивность.

Постоянно взаимодействует с другими реальностями.

Небытие – философская категория для обозначения реальности, которая не существует.

Самое главное в том, что небытие принадлежит самому бытию.

Небытие – элемент самого бытия. Принадлежит в возможности, возможности дальнейшего развития.

1. Понятие бытия позволяет представить реальность как некую целостность, систему. Потому, что бытие – всё то, что существует. Бытие и небытие вместе позволяют объяснить движение и развитие.

2. Сущность или внутреннее состояние бытия составляет субстанцию. Субстанция самодостаточная:

1) лежит в основе всего сущего;

2) самодостаточная;

3) представляет причину самой себя.

Есть материальная и духовная субстанции. В зависимости от этого философы делятся на идеалистов и материалистов. Материалисты исходят из первичности материальной субстанции. Идеалисты исходят из первичности духовной субстанции.

Вплоть до начала 20-го века понимали, что материя состоит из бесструктурных элементов или атомов. Эта традиция шла с античности.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности (которая воспринимается человеком в ощущениях его, существую независимо).

Движение – всякое изменение, которое происходит в мире.

1. Религиозная позиция.

Причиной движения является божественная сущность.

2. Причиной движения является какой-то внешний источник.

3. Причина всякого движения и развития – преодоление внутренних противоречий.

Пространство – объективная форма существования материи, характеризующая протяжённость (размерность предмета), их расположение относительно друг друга и их структурность.

Время – объективная форма существования материи, характеризующая длительность, последовательность и структурность процесса.

К атрибутам материи относятся:

1) движение;

2) развитие;

3) структурность;

4) системность;

5) отражение;

6) неутомимость.

Прежде всего неживая природа, которая имеет определённые структурные уровни. 3 подуровня: микромир, макромир, мегамир.

Живая природа: доклеточный уровень, многоклеточные существа, биоценозы, популяции, биосфера.

Материальный мир – единая система, в которой всё связано.

В истории философии и истории науки существует 2 концепции:

1. Субстанциональная.

Развивается ещё с античности. Демкорит, Евклипт, Эпикур. Ньютон – пространство, время материя как самостоятельные сущности. Соответствует механистической картине мира.

2. Реляционная.

Пространство, время и материя существуют только в единой связке.

Свойства пространства и времени:

1) абсолютность;

2) относительность;

3) абстрактность;

4) конкретность.

Объективность определяется самим материальным объектом.

1. Реальное пространство и время.

Это то, которое само соответствует материальному миру.

2. Перцептуальное (то как человек восприятие) пространство и время.

Восприятие реального пространства времени человеком.

3. Концептуальное пространство время.

Теоретическое описание пространства времен в науке.

Природа как предмет философского и научного познания

1. Понятие природы и его полисемантический характер.

2. Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда.

3. Взаимодействие природы и общества на различных исторических этапах.

4. Понятие биосферы и ноосферы. Идея коэволюции человека и природы.

Основный принцип бытия природы – самоорганизация.
  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта