МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Утверждаю
Зам. директора по УВР
________ Л.В.Дубкова
Методическая разработка
для внеаудиторной самостоятельной работы студента
Тема: «Гигиенические основы физиологии и биохимии
питания. Основные принципы рационального
питания. Виды питания»
31.02.01 «Лечебное дело»
Квалификация «фельдшер»
углубленная подготовка
группа Ф10
курс I
дисциплина:
«Гигиена и экология человека»
Преподаватель: Ищенко Ольга Ивановна
Рассмотрено на
заседании ЦМК
Протокол № _____
Дата «__»__________20__года
Южно – Сахалинск
2016
ЦЕЛИ:
Обучающие:
Изучить энергетическую и физиологическую адекватность питания
Изучить нормы потребления питательных веществ с учетом физиологических потребностей организма.
Сформировать знания о принципах организации режима питания для отдельных групп населения.
Изучить роль структурных компонентов суточного рациона.
Формировать чувство ответственности за здоровье пациентов.
Развивать ответственность в проведении санитарно-просветительской работе по ЗОЖ.
Развивающие:
развитие памяти, речи студентов с применением наглядно-иллюстративного метода, использование электронной презентации
Практические:
Составлять режим питания для различных групп населения.
Проводить расчет энергетической ценности суточного рациона.
Проводить санитарно-просветительские беседы с больными и здоровыми людьми с целью профилактики заболеваний связанных с характером питания.
Интеграционные связи
Обеспечивающие: микробиология, латинский язык с терминологией, анатомия с физиологией.
Обеспечиваемые: ПМ07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра, ПМ02 Лечебная деятельность. ПМ04 Профилактическая деятельность
Компетенции
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.
Литература:
Для изучения данной темы и лучшего усваивания материала Вам понадобится:
Методическая разработка по теме
Лекции
Архангельский Н.И. Гигиена и экология человека, Москва: ГОЭТАР, 2013. -190с. с. 101-120
Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека: Учебное пособие / И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан. – Ростов на/Д: - Феникс, 2013. - 351с., с 93-124
Дополнительная
Интернет ресурс
Мотивация: знания энергетической и физиологической ценности питательных веществ белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, а также биологически активных веществ необходимы медицинским работникам в профилактике заболеваний. От того, насколько правильно и полно Вы будете доносить информацию о необходимости сбалансированного питания, зависит снижение заболеваемости. «Будущее за медициной профилактической, легче заболевание предупредить, чем его лечить»
Самостоятельная работа:
1.Ответьте на вопросы (приложение 1).
2.Заполните таблицу «Гигиеническая характеристика структурных компонентов пищи» (приложение 2).
3.С целью закрепления письменно ответьте на вопросы логического диктанта (приложение 3)
Уважаемый студент!
Прочитав и разобрав данный материал, Вам удастся сформировать личное мнение и профессиональные знания о рациональном питании.
Вы должны знать:
Определение терминов – рационального и сбалансированного питания.
Определение понятий: суточный рацион, меню, режим питания.
Роль структурных компонентов суточного рациона.
Энергетическую адекватность питания.
Продукты, богатые питательными веществами.
Вы должны уметь:
Составлять режим питания для различных групп населения.
Проводить расчет энергетической ценности суточного рациона.
Проводить санитарно-просветительские беседы с больными и здоровыми людьми с целью профилактики заболеваний связанных с характером питания.
Методические рекомендации для подготовки к семинарско-практическому занятию:
Приготовьте необходимую литературу для изучения темы, дневник и ручку.
Внимательно изучите теоретический материал по предложенной литературе согласно определенным страницам.
Ответьте на следующие вопросы (прил.1)
Какое питание называется сбалансированным, рациональным?
Какое питание называется лечебно-профилактическим, диетическим?
Дайте определение следующим понятиям: суточный рацион, режим питания, меню.
Из чего состоят белки?
Перечислите простые и сложные углеводы?
Какую важную роль в работе кишечника играют лактоза, клетчатка, пектиновые вещества?
Перечислите водорастворимые и жирорастворимые витамины, каковы их особенности?
Какие минеральные вещества относятся к макроэлементам и микроэлементам?
Заполните таблицу «Гигиеническая характеристика структурных компонентов пищи»
Название компонента
|
Основные физиологические функции, действие на организм
|
Продукты, богатые данным компонентом
|
белки
|
|
|
жиры
|
|
|
углеводы
|
|
|
Минер.в-ва:
|
|
|
кальций
|
|
|
магний
|
|
|
калий, фосфор, железо, медь, цинк, йод, селен
|
|
|
Витамины:
|
|
|
С, А, Д, Е,
|
|
|
В1 ,В2,В6,В12,В9
|
|
|
5.Письменно ответьте на вопросы логического диктанта (прил.3).
Закончите предложение.
1.Гигиена питания это наука___________________________________________
2.Какие белки называются полноценными_______________________________
3. Аминокислоты, не синтезирующиеся в организме, а поступающие с продуктами питания______________________________________________________________
4.Напишите формулу соотношения Б : Ж: У__________________________________
5. Напишите процентное содержание Б: Ж: У в суточном рационе_______________
6.При расщеплении 1 грамма белков выделяется ___________ калорий энергии.
7.При расщеплении 1 грамма жиров выделяется ___________ калорий энергии.
8.При расщеплении 1 грамма углеводов выделяется _________ калорий энергии.
9.Усвоение в организме жиров зависит от__________ , чем она ___________, тем труднее они усваиваются.
10.Основным энергетическим материалом являются ________________________.
11.Пищевые вещества, усиливающие моторику ЖКТ______________________.
12.Название молочного сахара _______________________________________.
13.Назовите представителей простых углеводов __________________________.
14.Назовите минеральные вещества, поддерживающие на нужном уровне осмотическое давление________________________________________________________.
15.Минеральные вещества входят в состав костей скелета и зубов, придают им необходимую прочность и твердость ___________________________________.
16.Недостаток в организме витамина_______ вызывает нарушение кальциевого и фосфорного обмена, что приводит детей к рахиту, а у взрослых к остеопорозу.
17.Полное отсутствие витамина________ в организме в течение длительного времени вызывает цингу, повышается восприимчивость к простудным заболеваниям, способствует развитию атеросклероза.
18.Важнейшим свойством витамина________ является его участие в процессе роста, оказывает нормализующее влияние на реакцию органа зрения.
19.Назовите источники провитамина А (каратиноиды)________________________.
20.Какой углевод (сахар) противодействует и подавляет рост и развитие гнилостной микрофлоры в ЖКТ_____________________________________________.
21.Перечислите сложные углеводы или полисахариды _____________________.
Теоретический материал
ТЕМА: «Гигиенические основы физиологии и биохимии
питания. Основные принципы рационального
питания. Виды питания»
Мотивация темы:
Питание — фактор окружающей среды, призванный обеспечить нормальный рост, развитие организма, высокий уровень его работоспособности и, как следствие, оптимальную продолжительность жизни человека.Здоровье человека на 80% зависит от правильного питания
«Пусть наша пища будет нашими лекарствами, а нашими лекарствами - пища»
Гиппократ
Гигиена питания - это наука, изучающая основы рационального, лечебно-профилактического и диетического питания, изучающая также возможные нарушения в питании и разрабатывающая профилактические мероприятия по
обеспечению безвредности пищевых продуктов.
Виды питания:
Рациональное или питание здорового человека
Диетическое
Лечебно – профилактическое
Рациональное питание – важнейший фактор укрепления здоровья человека, повышения его работоспособности, сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды
Диетическое питание - это питание больного человека, направленное на лечение острых заболеваний и профилактику рецидивов болезни или перехода их в хронические формы.
Лечебно – профилактическое питание - направлено на профилактику профессиональных заболеваний и уменьшение действия вредных производственных факторов и неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на население.
Обмен веществ (метаболизм)- это совокупность всех химических изменений и всех видов превращений веществ и энергии в живых организмах. Он обеспечивает: развитие,
-жизнедеятельность,
-их самовоспроизведение,
-связь с окружающей средой,
-адаптацию к изменениям внешних условий.
Обмен веществ в организме характеризуется двумя непрерывно и взаимосвязано протекающими метаболическими процессами:
анаболизмом, обеспечивающим обновление биологических структур, рост и развитие организма, непрерывное его восстановление
катаболизмом биоструктур с использованием их энергетических и пластических ресурсов. Анаболические и катаболические процессы осуществляются путем последовательных химических реакций с участием ферментов.
Процессы анаболизма и катаболизма осуществляются у взрослого здорового человека в относительном равновесии.
Дисбаланс метаболизма является прямой причиной развития различных функциональных нарушений,
а со временем — патологических процессов (заболеваний) и наследственных болезней.
В период роста и развития организма наблюдается преобладание процессов ассимиляции(анаболизма).
В престарелом и старческом возрасте наблюдается
преобладание процессов диссимиляции (катаболизма).
Энергетический баланс- эторавновесное состояние между поступающей с пищей энергией и ее затратами на поддержание оптимального гомеостаза или жизнедеятельности всего организма.
Баланс энергии определяют на основании калорийности вводимых пищевых веществ и количества выделенного тепла, которые могут быть измерены или рассчитаны. Сопоставление поступления с пищей энергии, получаемой человеком за определенный отрезок времени, и ее затрат за этот же период времени позволяет определить энергетический баланс организма.
В случае неадекватного питания, когда энергетическая ценность пищи не покрывает затраты энергии на поддержание жизнедеятельности организма, развивается отрицательный энергетический баланс, который приводит к распаду структурных белков, сопровождается не только высвобождением энергии, но и образованием токсичных метаболитов. В конечном счете, это приводит к развитию белковой недостаточности.
При суточном рационе, значительно превышающем расход энергии, наблюдается положительный энергетический баланс.
Это становится причиной большого числаалиментарно-зависимых заболеваний:
-ожирение,
-атеросклероз,
-сахарный диабет.
Основными энергонесущими нутриентами, составляющими рацион питания человека, являются углеводы, жиры и белки.
Все пищевые продукты представляют собой сложные многокомпонентные смеси химических соединений. Среди них выделяют нутриенты (белки, жиры, углеводы, витамины, пищевые волокна, минеральные вещества), имеющие энергетическое,
пластическое, регуляторное значение.
Биологически активные вещества - БАВы (органические кислоты, биофлавоноиды,
сапонины, алкалоиды, полифенолы), участвующие в регуляции обменных процессов.
Характеристика питательных веществ
БЕЛКИ
Одним из важнейших компонентов пищи является белок. Достаточное количество и высокое качество белка в пище обеспечивает наилучшие условия для нормальной жизнедеятельности организма и его высокой работоспособности.
Функции белков:
пластическая
ферментная,
эндокринная,
иммунная,
кроветворная,
нервно-рефлекторная,
детоксицирующая.
При недостаточном поступлении белков с пищей нарушаются обменные процессы витаминов и минеральных веществ.
Согласно физиологическим нормам питания, общее количество белка в рационах питания:
для дошкольников это 53 — 69 г,
для школьников — 77 — 98 г,
для взрослого населения 58 — 87 г
у женщин 65 — 117 г
у мужчин, в зависимости от их профессиональной деятельности.
В рационе питания за счет белков должно обеспечиваться 14 % калорийности рациона.
Белки животного происхождения должны составлять не менее 60 % — для детей и не менее 55 % — для взрослых.
Белки - это высокомолекулярные органические соединения, состоящие из аминокислот.
Аминокислоты делятся:
заменимые - они синтезируются в организме
незаменимые - не синтезируются в организме, а поступают с продуктами питания. К их числу относятся: гистин, лизин, метионин, триптофан, фенилаланин, лейцин, изолейцин, треонин, валин.
по наличию незаменимых аминокислот определяется полноценность белка.
Полноценными называются белки, животного происхождения, содержащие оптимальный набор незаменимых аминокислот и хорошо усваиваются.
|