Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

СПЗ№ 6 ФД Питание. Методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы студента Тема Гигиенические основы физиологии и биохимии питания. Основные принципы рационального питания. Виды питания



Скачать 64.03 Kb.
Название Методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы студента Тема Гигиенические основы физиологии и биохимии питания. Основные принципы рационального питания. Виды питания
Анкор СПЗ№ 6 ФД Питание.docx
Дата 11.01.2018
Размер 64.03 Kb.
Формат файла docx
Имя файла СПЗ№ 6 ФД Питание.docx
Тип Методическая разработка
#14914
Категория Медицина
страница 1 из 3
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Утверждаю

Зам. директора по УВР

________ Л.В.Дубкова

Методическая разработка

для внеаудиторной самостоятельной работы студента
Тема: «Гигиенические основы физиологии и биохимии

питания. Основные принципы рационального

питания. Виды питания»

31.02.01 «Лечебное дело»

Квалификация «фельдшер»

углубленная подготовка

группа Ф10

курс I

дисциплина:

«Гигиена и экология человека»
Преподаватель: Ищенко Ольга Ивановна


Рассмотрено на

заседании ЦМК

Протокол № _____

Дата «__»__________20__года

Южно – Сахалинск

2016
ЦЕЛИ:
Обучающие:

  1. Изучить энергетическую и физиологическую адекватность питания

  2. Изучить нормы потребления питательных веществ с учетом физиологических потребностей организма.

  3. Сформировать знания о принципах организации режима питания для отдельных групп населения.

  4. Изучить роль структурных компонентов суточного рациона.

  5. Формировать чувство ответственности за здоровье пациентов.

  6. Развивать ответственность в проведении санитарно-просветительской работе по ЗОЖ.

Развивающие:

  1. развитие памяти, речи студентов с применением наглядно-иллюстративного метода, использование электронной презентации


Практические:

  1. Составлять режим питания для различных групп населения.

  2. Проводить расчет энергетической ценности суточного рациона.

  3. Проводить санитарно-просветительские беседы с больными и здоровыми людьми с целью профилактики заболеваний связанных с характером питания.



Интеграционные связи

Обеспечивающие: микробиология, латинский язык с терминологией, анатомия с физиологией.

Обеспечиваемые: ПМ07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра, ПМ02 Лечебная деятельность. ПМ04 Профилактическая деятельность
Компетенции

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.
Литература:

Для изучения данной темы и лучшего усваивания материала Вам понадобится:

  • Методическая разработка по теме

  • Лекции

  • Архангельский Н.И. Гигиена и экология человека, Москва: ГОЭТАР, 2013. -190с. с. 101-120

  • Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека: Учебное пособие / И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан. – Ростов на/Д: - Феникс, 2013. - 351с., с 93-124


Дополнительная
Интернет ресурс
Мотивация: знания энергетической и физиологической ценности питательных веществ белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, а также биологически активных веществ необходимы медицинским работникам в профилактике заболеваний. От того, насколько правильно и полно Вы будете доносить информацию о необходимости сбалансированного питания, зависит снижение заболеваемости. «Будущее за медициной профилактической, легче заболевание предупредить, чем его лечить»

Самостоятельная работа:

1.Ответьте на вопросы (приложение 1).

2.Заполните таблицу «Гигиеническая характеристика структурных компонентов пищи» (приложение 2).

3.С целью закрепления письменно ответьте на вопросы логического диктанта (приложение 3)

Уважаемый студент!

Прочитав и разобрав данный материал, Вам удастся сформировать личное мнение и профессиональные знания о рациональном питании.

Вы должны знать:

  • Определение терминов – рационального и сбалансированного питания.

  • Определение понятий: суточный рацион, меню, режим питания.

  • Роль структурных компонентов суточного рациона.

  • Энергетическую адекватность питания.

  • Продукты, богатые питательными веществами.

Вы должны уметь:

  1. Составлять режим питания для различных групп населения.

  2. Проводить расчет энергетической ценности суточного рациона.

  3. Проводить санитарно-просветительские беседы с больными и здоровыми людьми с целью профилактики заболеваний связанных с характером питания.

Методические рекомендации для подготовки к семинарско-практическому занятию:

  1. Приготовьте необходимую литературу для изучения темы, дневник и ручку.

  2. Внимательно изучите теоретический материал по предложенной литературе согласно определенным страницам.

  3. Ответьте на следующие вопросы (прил.1)

  • Какое питание называется сбалансированным, рациональным?

  • Какое питание называется лечебно-профилактическим, диетическим?

  • Дайте определение следующим понятиям: суточный рацион, режим питания, меню.

  • Из чего состоят белки?

  • Перечислите простые и сложные углеводы?

  • Какую важную роль в работе кишечника играют лактоза, клетчатка, пектиновые вещества?

  • Перечислите водорастворимые и жирорастворимые витамины, каковы их особенности?

  • Какие минеральные вещества относятся к макроэлементам и микроэлементам?

  1. Заполните таблицу «Гигиеническая характеристика структурных компонентов пищи»

Название компонента

Основные физиологические функции, действие на организм

Продукты, богатые данным компонентом

белки







жиры







углеводы







Минер.в-ва:







кальций







магний







калий, фосфор, железо, медь, цинк, йод, селен







Витамины:







С, А, Д, Е,







В1 ,В2,В6,В12,В9







5.Письменно ответьте на вопросы логического диктанта (прил.3).

Закончите предложение.

1.Гигиена питания это наука___________________________________________

2.Какие белки называются полноценными_______________________________

3. Аминокислоты, не синтезирующиеся в организме, а поступающие с продуктами питания______________________________________________________________

4.Напишите формулу соотношения Б : Ж: У__________________________________

5. Напишите процентное содержание Б: Ж: У в суточном рационе_______________

6.При расщеплении 1 грамма белков выделяется ___________ калорий энергии.

7.При расщеплении 1 грамма жиров выделяется ___________ калорий энергии.

8.При расщеплении 1 грамма углеводов выделяется _________ калорий энергии.

9.Усвоение в организме жиров зависит от__________ , чем она ___________, тем труднее они усваиваются.

10.Основным энергетическим материалом являются ________________________.

11.Пищевые вещества, усиливающие моторику ЖКТ______________________.

12.Название молочного сахара _______________________________________.

13.Назовите представителей простых углеводов __________________________.

14.Назовите минеральные вещества, поддерживающие на нужном уровне осмотическое давление________________________________________________________.

15.Минеральные вещества входят в состав костей скелета и зубов, придают им необходимую прочность и твердость ___________________________________.

16.Недостаток в организме витамина_______ вызывает нарушение кальциевого и фосфорного обмена, что приводит детей к рахиту, а у взрослых к остеопорозу.

17.Полное отсутствие витамина________ в организме в течение длительного времени вызывает цингу, повышается восприимчивость к простудным заболеваниям, способствует развитию атеросклероза.

18.Важнейшим свойством витамина________ является его участие в процессе роста, оказывает нормализующее влияние на реакцию органа зрения.

19.Назовите источники провитамина А (каратиноиды)________________________.

20.Какой углевод (сахар) противодействует и подавляет рост и развитие гнилостной микрофлоры в ЖКТ_____________________________________________.

21.Перечислите сложные углеводы или полисахариды _____________________.

Теоретический материал

ТЕМА: «Гигиенические основы физиологии и биохимии

питания. Основные принципы рационального

питания. Виды питания»

Мотивация темы:

Питание — фактор окружающей среды, призванный обеспечить нормальный рост, развитие организма, высокий уровень его работоспособности и, как следствие, оптимальную продолжительность жизни человека.Здоровье человека на 80% зависит от правильного питания
«Пусть наша пища будет нашими лекарствами, а нашими лекарствами - пища»

Гиппократ
Гигиена питания - это наука, изучающая основы рационального, лечебно-профилактического и диетического питания, изучающая также возможные нарушения в питании и разрабатывающая профилактические мероприятия по

обеспечению безвредности пищевых продуктов.

Виды питания:

  • Рациональное или питание здорового человека

  • Диетическое

  • Лечебно – профилактическое

Рациональное питание – важнейший фактор укрепления здоровья человека, повышения его работоспособности, сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды

Диетическое питание - это питание больного человека, направленное на лечение острых заболеваний и профилактику рецидивов болезни или перехода их в хронические формы.

Лечебно – профилактическое питание - направлено на профилактику профессиональных заболеваний и уменьшение действия вредных производственных факторов и неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на население.
Обмен веществ (метаболизм)- это совокупность всех химических изменений и всех видов превращений веществ и энергии в живых организмах. Он обеспечивает: развитие,

-жизнедеятельность,

-их самовоспроизведение,

-связь с окружающей средой,

-адаптацию к изменениям внешних условий.

Обмен веществ в организме характеризуется двумя непрерывно и взаимосвязано протекающими метаболическими процессами:

  • анаболизмом, обеспечивающим обновление биологических структур, рост и развитие организма, непрерывное его восстановление

  • катаболизмом биоструктур с использованием их энергетических и пластических ресурсов. Анаболические и катаболические процессы осуществляются путем последовательных химических реакций с участием ферментов.

  • Процессы анаболизма и катаболизма осуществляются у взрослого здорового человека в относительном равновесии.

  • Дисбаланс метаболизма является прямой причиной развития различных функциональных нарушений,

  • а со временем — патологических процессов (заболеваний) и наследственных болезней.

  • В период роста и развития организма наблюдается преобладание процессов ассимиляции(анаболизма).

  • В престарелом и старческом возрасте наблюдается

  • преобладание процессов диссимиляции (катаболизма).

Энергетический баланс- эторавновесное состояние между поступающей с пищей энергией и ее затратами на поддержание оптимального гомеостаза или жизнедеятельности всего организма.

Баланс энергии определяют на основании калорийности вводимых пищевых веществ и количества выделенного тепла, которые могут быть измерены или рассчитаны. Сопоставление поступления с пищей энергии, получаемой человеком за определенный отрезок времени, и ее затрат за этот же период времени позволяет определить энергетический баланс организма.

В случае неадекватного питания, когда энергетическая ценность пищи не покрывает затраты энергии на поддержание жизнедеятельности организма, развивается отрицательный энергетический баланс, который приводит к распаду структурных белков, сопровождается не только высвобождением энергии, но и образованием токсичных метаболитов. В конечном счете, это приводит к развитию белковой недостаточности.

При суточном рационе, значительно превышающем расход энергии, наблюдается положительный энергетический баланс.

Это становится причиной большого числаалиментарно-зависимых заболеваний:

-ожирение,

-атеросклероз,

-сахарный диабет.

Основными энергонесущими нутриентами, составляющими рацион питания человека, являются углеводы, жиры и белки.

Все пищевые продукты представляют собой сложные многокомпонентные смеси химических соединений. Среди них выделяют нутриенты (белки, жиры, углеводы, витамины, пищевые волокна, минеральные вещества), имеющие энергетическое,

пластическое, регуляторное значение.

Биологически активные вещества - БАВы (органические кислоты, биофлавоноиды,

сапонины, алкалоиды, полифенолы), участвующие в регуляции обменных процессов.

Характеристика питательных веществ
БЕЛКИ

Одним из важнейших компонентов пищи является белок. Достаточное количество и высокое качество белка в пище обеспечивает наилучшие условия для нормальной жизнедеятельности организма и его высокой работоспособности.

Функции белков:

  • пластическая

  • ферментная,

  • эндокринная,

  • иммунная,

  • кроветворная,

  • нервно-рефлекторная,

  • детоксицирующая.

При недостаточном поступлении белков с пищей нарушаются обменные процессы витаминов и минеральных веществ.

Согласно физиологическим нормам питания, общее количество белка в рационах питания:

  • для дошкольников это 53 — 69 г,

  • для школьников — 77 — 98 г,

  • для взрослого населения 58 — 87 г

  • у женщин 65 — 117 г

  • у мужчин, в зависимости от их профессиональной деятельности.

В рационе питания за счет белков должно обеспечиваться 14 % калорийности рациона.

Белки животного происхождения должны составлять не менее 60 % — для детей и не менее 55 % — для взрослых.

Белки - это высокомолекулярные органические соединения, состоящие из аминокислот.

Аминокислоты делятся:

  • заменимые - они синтезируются в организме

  • незаменимые - не синтезируются в организме, а поступают с продуктами питания. К их числу относятся: гистин, лизин, метионин, триптофан, фенилаланин, лейцин, изолейцин, треонин, валин.

  • по наличию незаменимых аминокислот определяется полноценность белка.

Полноценными называются белки, животного происхождения, содержащие оптимальный набор незаменимых аминокислот и хорошо усваиваются.
  1   2   3
написать администратору сайта