Навигация по странице:
|
Ответы на экзамен. Главная черта философии агностицизма и её представители
Главная черта философии агностицизма и её представители
Для агностицизма характерно утверждение, что мир не познаваем. Соответственно можно сказать, что агностицизм – отрицание знания. Агностицизм – это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Агностики уверяют, что человеческий разум просто не способен понять законов природы, а также заметить признаки существования Бога, так как для этого необходимо нечто иное, совсем не то, чем владеет человек. Если Бог и есть, то он сделал все, чтобы простой смертный не мог не просто понять, но даже и почувствовать его.
Данную тему изучали очень многие. Представители агностицизма различны, но в первую очередь всегда выделяют Иоганна Канта, который выдвинул последовательную теорию данного философского направления. Суть в следующем:- способности человека очень сильно ограничены его природной сущностью (ограниченные познавательные способности человеческого разума);- познание – это не что иное, как самостоятельная деятельность идеального разума;- мир непознаваем сам по себе. Человек способен познать только внешнюю сторону предметов и явлений, а вот сторона внутренняя навсегда останется для него загадкой;- познание является процессом, в ходе которого материя изучает сама себя. Все это возможно при помощи ее отражательной способности.
Английский философ Д. Юм (1711- 1776), еще один представитель агностицизма, в 26 лет написал «Исследования о человеческом разумении». Его точка зрения – отрицание многих сторон жизни. «Мы должны изучать природу так, настолько мы её чувствуем».
Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Это и есть главный признак агностицизма, и он должен быть отражен в исходном определении понятия «агностицизм».
Также этой темы касался и Дж. Беркли.
Таким образом, в качестве исходного может быть предложено следующее определение: агностицизм – это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
Философия Дж. Локка и Г.-В. Лейбница: их различие и сходство
Английский философ Джон Локк (1632 - 1704): Основную задачу своей философии Локк усматривает в том, чтобы доказать формулу сенсуализма «В разуме нет ничего того, чего бы раньше не было в чувствах». Он отвергает теорию врожденных идей Лейбница и вместе с нею и формулу рационализма «В разуме нет ничего кроме самого разума». Сознание ребенка, по его мнению, – это чистая доска (tabula rasa), и только благодаря опыту оно приобретает конкретное содержание. Доказывает, что человек появляется на свет не имея ни какой информации.
Формулу сенсуализма "нет ничего в интеллекте, чего бы не было раньше в чувстве" Лейбниц опровергает добавлением: "кроме самого интеллекта". Сознание новорожденного — это не "чистая доска", не "пустое помещение", а — речь идет об образе — глыба мрамора с прожилками, которые намечают фигуру будущей статуи. Из чувств нельзя вывести интеллект, рациональное мышление. Лейбниц —рационалист, он не против эмпиризма, но стремится осмыслить эмпирические данные на основе абстрактного мышления (способность человека к которому и есть "прожилки"). "Новые опыты о человеческом разумении", в которых главная мысль - в сознании есть врожденные идеи. Монадология - бестелесные сущности, окружающие нас со всех сторон.
Оба мыслителя пытаются разрешить сложнейшие философские проблемы, например выяснить характер взаимоотношений между чувствами и понятиями. Локк редуцирует, сводит понятия к чувствам, Лейбниц чувства понимает как проявление духовности субъекта. Оба поступают сходным образом: для начала чувства и понятийные формы мышления противопоставляются друг другу, а затем это противопоставление полностью преодолевается, одно начинает доминировать над другим.
3. Автор «Левиафана», его идеи
«Левиафа́н, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» — сочинение английского философа Томаса Гоббса, посвящённое проблемам государства.Левиафан — имя библейского чудовища, изображённого как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства («смертного Бога»).При создании теории возникновения государства Гоббс отталкивается от постулата о естественном состоянии людей «Война всех против всех» (лат. Bellum omnium contra omnes) и развивает идею «Человек человеку — волк» (Homos homini lupus est).Люди, в связи с неминуемым истреблением при нахождении в таком состоянии продолжительное время для сохранения своих жизней и общего мира отказываются от части своих «естественных прав» и по негласно заключаемомуобщественному договору наделяют ими того, кто обязуется сохранить свободное использование оставшимися правами — государство. Государству, союзу людей, в котором воля одного (государства) является обязательной для всех, передаётся задача регулирования отношений между всеми людьми.«Левиафан» в своё время был запрещён в Англии; перевод «Левиафана» на русский язык был сожжён.
Он предложил сконцентрироваться на:
- Форме вещей;
- Порядке вещей;
- Числе вещей.
Социальное направление: «Естественная вражда всех против всех»
4. Предмет и задачи философии
Предмет философии - что такое философия.
Философия-способ познания универсальных законов развития природы , человеческого образа и мышления
Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Цель: создание целостной концепции мира
Функции: мировоззренческая, методологическая, прогностическая
Разделы: гносеология, онтонология
Философия возникла из мифов, однако, отношение к мифам разное. На данном этапе миф считается глупостью,сказкой,ложью,
Философия раскрывает уникальные вещи: Мегалиты ( пирамида Хеопса, базальтовые головы,подземные города)
Миф – глубокое тайное сказанье. Особенность древне-восточной культуры, самоуглубление, отрешённость от мирских дел.
5. Специфика философии экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр)
Мартин Хайдергер – написал в 26 лет «Бытие и время».
Человеческая масса вся безлика, пребывает в состоянии Das Man (нем. Нечто/некто)
Поднял тему отчуждения между людьми. Тогда, когда человек попал в катастрофу, он впервые почувствовал дыхание смерти. Он побывал в экзестенциальном состоянии, «состоянии жизни и смерти».
Основатель экзестенциальзма.
Оно отбрасывает «Я» на дно отчаянья. Теперь человек ни «некто», он ощущает заботу о людях.
Людям присуща уникальная открытость бытию, но понимание человека должно осуществляться в экзистенциальных, а не традиционных, объективирующих категориях.
Экзистенциали́зм , также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.
Ж.П. Сартр был последователем Мартина Хайдеггера.
Развил тему отчуждения на работе. «Бытие и нечто» – осмысление жизни и смерти.
Главные идеи. "Существование человека предшествует его сущности"; человека характеризуют его предпочтения и поступки, а не устойчивая "человеческая природа".
6. Главные черты учения А. Августина
Основатель патристики (- верность отцу – Богу). «Свобода совести». По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, "форма", со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь.
Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей - из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека в отношении к Богу. Он осуществил тончайший анализ жизненного пути человека разработал философскую антропологию. Душа, согласно Августину, нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма творения душ новорожденных Богом.
7. Основные функции философии
– мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);
– методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
– прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
– критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);
– аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);
– социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
8. Сущность философии Б. Спинозы
«Этика» – тончайшее изучение общества. Ввел идею Пантеизма (Бог-сама природа). «Пан» - бог природы (др.греч.) Свобода – это осознанная необходимость.
Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). Существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя (causasui) и не нуждается ни в каких других причинах. Бог есть бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов.
Спиноза, подобно Декарту, стремился построить философию на достоверных началах, поэтому Спиноза берет геометрию с ее аксиомами в качестве формы, в которой можно обосновать философскую систему.
Основу философской системы Спинозы составляет учение о субстанции. «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образовываться». все существующее в природе сотворенной — в мире конечных телесных вещей (модусов) — является причинно-обусловленным, закономерным и необходимым, нет ничего случайного; тем самым, по учению Спинозы, в мире царит строжайший детерминизм.
Концепция субстанции Спинозы определяет и его концепцию детерминизма. Бог для Спинозы выступает "имманентной, а не внешней причиной всех вещей". Тем самым в мире господствует жесткий детерминизм, который понимается Спинозой механически. Он отождествлял причинность с необходимостью, а случайность считал только субъективной категорией . Спиноза исходил из неизменной эгоистической человеческой природы, обуздать которую может только государство, возникающее для того, чтобы обеспечить безопасность граждан и взаимную помощь, когда эгоистические интересы граждан могут сочетаться с интересами всего общества.
В отношении форм государства Спиноза выступал сторонником демократии. Спиноза считал, что в принципе мир познаваем, но происходит это не потому, что в нашем сознании есть некие врожденные идеи (как полагал Декарт), и не потому, что в наше сознание попадают впечатления от вещей внешнего мира (как считал Фр. Бэкон, Гоббс и многие другие). Решение проблемы коренится в понимании сущности атрибутов: каждый атрибут в равной степени, выражает Божественную субстанцию (Бог = Природа), а значит, все модусы одного атрибута должны совершенно соответствовать модусам другого атрибута. Следовательно, наши человеческие мысли (конечные модусы) должны соответствовать другим конечным модусам — вещам и явлениям. Отсюда следует несколько парадоксальный вывод о том, что в принципе нет ложных мыслей и идей, и можно различать только более или менее адекватные. Соответственно, Спиноза выделяет четыре вида познания, трактуя их как различные степени познания: 1. Мнение; 2. Чувственное познание (воображение); 3. Рациональное познание; 4. Интуитивное познание Высшим является интуитивное познание, в котором происходит видение вещей, исходящих от Бога = Природы.
9. Сущность философии интуитивизма и её автор
Интуитивизм - - идеалистич. течение в философии, видящее в «непосредств. знании» — интуиции — высш. форму познания, противопоставляемую как чувствен, восприятию, так и рациональному ло-гич. мышлению.
Автор - Анри Бергсон. «Творческая эволюция»
Предложил: в начале всего было два состояния. Костная материя и творческое начало. Костная материя стала звездами, а после планетами.
Творческое начало стало растениями, после животными, людьми и т.д.
В определенном смысле, Бергсон взял за основу сотворение мира Всевышним, но за начало образующего и Всевышнего взято творческое начало.
10. Специфика учения Дж. Локка
Английский философ Джон Локк (1632 - 1704): Основную задачу своей философии Локк усматривает в том, чтобы доказать формулу сенсуализма «В разуме нет ничего того, чего бы раньше не было в чувствах». Он отвергает теорию врожденных идей Лейбница и вместе с нею и формулу рационализма «В разуме нет ничего кроме самого разума». Сознание ребенка, по его мнению, – это чистая доска (tabula rasa), и только благодаря опыту оно приобретает конкретное содержание. Доказывает, что человек появляется на свет не имея ни какой информации.
Формулу сенсуализма "нет ничего в интеллекте, чего бы не было раньше в чувстве" Лейбниц опровергает добавлением: "кроме самого интеллекта". Сознание новорожденного — это не "чистая доска", не "пустое помещение", а — речь идет об образе — глыба мрамора с прожилками, которые намечают фигуру будущей статуи. Из чувств нельзя вывести интеллект, рациональное мышление.
«Опыт о человеческом разумении» Создал 2 тракта о правлении и теорию естественного права.
был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных.
Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного–чистая доска(tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры–знание. Так Локк обосновывал сенсуализм в противоположность рационализму Р.
Декарта. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному человеку.Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении
11. Особенность философии Д. Юма
«Мы должны изучать природу так и настолько, насколько мы ее чувствуем. Все, что мы не чувствуем – мы не признаем». Отрицание многих сторон жизни.
Агностицизм – отрицание широких познаний.
Единственный предмет достоверного знания, по Юму, - объекты математики; все другие предметы исследования касаются фактов, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта.
Он пытался доказать, что существование причинно-следственных связей невозможно: они не выводимы из опыта, т.е. не выводимы "апостериорно", но они не устанавливаемы также и логическим выведением следствий из причин, т. е. "априорно".
«Исследование о человеческом разумении».
12. Сущность учения и представители философии жизни
Философия жизни — направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Наиболее значительные представители философии жизни — Фридрих Ницше (1844–1900), Вильгельм Дильтей (1833–1911), Анри Бергсон (1859–1941), Георг Зиммель (1858–1918), Освальд Шпенглер (1880–1936), Людвиг Клагес (1872–1956). К этому направлению относят мыслителей самой разной ориентации — как в собственно-теоретическом, так и особенно в мировоззренческом отношении. Главное понятие философии жизни — «жизнь» — неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически — как живой организм, и психологически — как поток переживаний, и культурно-исторически — как «живой дух», и метафизически — как исходное начало всего мироздания. Хотя у каждого представителя этого направления понятие жизни употребляется почти во всех этих значениях, однако преобладающим оказывается, как правило, или биологическая, или психологическая, или культурно-историческая трактовка жизни.
13. а) Сущность классического понимания свободы б) объяснить
Свобода - способность к самоопределению, чтобы быть свободным для чего-либо. Именно в такой форме Кант определяет положительную свободу. К положительному содержанию свободы Кант относит свободу в космологическом плане и свободу в ее практическом разумении. Свобода в ее космологическом понимании есть свобода как абсолютная спонтанность. Это есть трансцендентальная идея свободы. Свобода в ее практическом разумении означает автономию воли, способность самому себе давать закон действия. В автономии речь идет о таком сущем, к сущности которого относится воление. Самоопределение к действию как наделение себя законом есть самоначинание разумного существа, причем прежде всего в сфере человеческой деятельности как таковой. Автономия тем самым обретает основание своей возможности в абсолютной спонтанности. Свобо́да — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и обществ. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является.
14. Особенность философии Фихте
«Наука учения»
«Я» и «Не Я» (другие люди)
Субъективный идеализм (вместе с Юмом). Созданную им философскую систему, избегая иностранных терминов, Фихте назвал «наукоучением». Науки — это достоверные знания, а для философа вполне естественно задавать вопрос о природе знаний. Развернутый ответ на этот вопрос и дает наукоучение. Сам этот ответ тоже должен быть научным. Таким образом, наукоучение оказывается своего рода «наукой наук», обосновывающей аксиомы частных дисциплин. В самом деле, всякое знание подразумевает достоверность, которая может быть производной или первоначальной. Производная достоверность может быть лишь результатом вывода из неких первоначальных основоположений. Но если бы таких основоположений было много, то человеческое знание было бы лишено единства и одни достоверные истины могли бы противоречить другим. Поскольку этого не наблюдается, наше знание образует систему и должно опираться на некое абсолютно достоверное основание, с одной стороны, фундирующее все частные аксиомы, с другой — являющееся отправной точкой наукоучения.
15. Философия скептицизма, её представители
|
|
|