МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ГИГИЕНЫ
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РАЗМЕЩЕНИЮ, ПЛАНИРОВКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Чита - 2013
Цель
Научить студентов обучать детей и подростков, их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, формировать навыки здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-11, ПК-12, ПК-26).
Вопросы для самоподготовки
1. Гигиенические требования к размещению и планировке земельного участка дошкольной организации.
2. Гигиенические требования к зданию дошкольной организации.
3. Гигиенические требования к мебели и оборудованию.
4. Гигиенические требования к санитарно-техническому оборудованию.
5. Гигиенические требования к детским игрушкам.
После освоения темы студент должен
- нормативные документы, регламентирующие требования к дошкольным образовательным организациям;
- гигиенические требования к размещению и планировке земельного участка дошкольной организации;
- гигиенические требования к планировке и набору помещений дошкольного учреждения;
- гигиенические требования к санитарно-техническому оборудованию;
- гигиенические требования к детской мебели и оборудованию;
- гигиенические требования к детским игрушкам.
- провести экспертизу детских игрушек;
- оценить планировку земельного участка дошкольной организации;
- оценить детскую мебель и ее соответствие ростовым показателям ребенка.
- методикой оценки детских игрушек;
- методикой оценки мебели.
Содержание
Гигиенические требования к дошкольным учреждениям регламентируются СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Требования к выбору земельного участка и планировке детского дошкольной организации. Дошкольные организации должны размещаться внутриквартально в пределах пешеходной доступности от места жительства. Отдаление от шумных, пыльных магистралей с интенсивным движением транспорта, от промышленных предприятий, рынков, автобаз, гаражей является существенной предпосылкой предупреждения повышенных уровней шума и загрязнения воздуха территории детского учреждения. В дошкольных учреждениях должен соблюдаться принцип групповой изоляции, как в здании, так и на участке. В соответствии с этим принципом на территории участка осуществляется функциональное зонирование. Выделяют следующие функциональные зоны: 1) зона игровой территории; 2) хозяйственная зона. Соблюдение принципа групповой изоляции в здании предусматривает наличие групповой ячейки (полного набора помещений для каждой группы), которая размещается изолированно от других групповых ячеек и имеет отдельный вход. В групповой ячейке предусматриваются следующие комнаты: групповая, спальня, буфетная, туалетная, раздевальная. Кроме групповых ячеек, дошкольное учреждение включает дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный и спортивный залы, плавательный бассейн), сопутствующие помещения (медицинский пункт, пищеблок, постирочная) и служебно-бытовые комнаты для персонала. Созданию благоприятных условий среды способствует рациональная организация воздушно-теплового режима помещений, оптимальные условия естественной и искусственной освещенности.
Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности и профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.
К мебели, используемой в дошкольных учреждениях, относятся детские столы, стулья, кровати и т.д. Столы и стулья для дошкольников выпускаются шести групп, которые имеют различные размеры. Подбор осуществляется с учетом длины тела ребенка. Так, например, дети, рост которых находится в пределах от 80 до 89 см, должны сидеть за столом, имеющим высоту над полом 38 см и на стуле, высота сиденья которого составляет 20 см. Данная группа мебели обозначается буквой Б и имеет красную маркировку. На занятиях дошкольников рассаживают с учетом состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать дальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью – за первые столы, соответствующие их росту.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма. – М. : Медицина, 2003. – С. 276-280; 288-292; 302-325.
2. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров. - М. : Изд. центр Академия, 2004. – С. 440-456; 482-488.
Дополнительная:
3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М. : Изд. центр Академия, 2004. – С. 360-365; 372-404.
4. Черная Н.Л. Врач детского дошкольного образовательного учреждения. Практическое руководство / Н.Л. Черная. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – С. 14-17, 162-182, 220-259
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЕ № 1
1. Ознакомиться с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к размещению и планировке земельного участка дошкольной организации.
2. Решить ситуационные задачи и оценить генеральный план (рис. 1.)
Гигиенические требования к дошкольным организациям
Гигиенические требования к дошкольным учреждениям регламентируются СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
В зависимости от длительности пребывания детей дошкольные организации могут быть с кратковременным пребыванием (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10 часов в день), полного дня (10,5 - 12 часов в день), продленного дня (13 - 14 часов в день) и круглосуточным пребыванием детей.
Проектирование и строительство детских организаций осуществляется с учетом следующих гигиенических принципов:
групповая изоляция в здании и на земельном участке организуется в связи с высокой восприимчивостью детей к инфекционным агентам. Согласно принципа групповой изоляции каждая группа должна иметь полный набор помещений в здании и групповую площадку на участке;
создание оптимального воздушно-теплового режима в помещениях необходимо в связи с относительно высокой скоростью обмена веществ при одновременном несовершенстве процессов терморегуляции;
обеспечение достаточного естественного освещения и инсоляции необходимо в целях профилактики заболеваний органов зрения, так как у детей дошкольного возраста не закончено формирование зрительного анализатора, а выполняемая зрительная работа достаточно велика;
создание оптимальных условий для организации рационального питания;
рациональная планировка земельного участка позволяет удовлетворить большую потребность детей в движениях.
I. Гигиенические требования к земельному участку
1. Гигиенические требования к размещению
Здания дошкольных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, аэропортов. Отдаление от шумных, пыльных магистралей с интенсивным движением транспорта, от промышленных предприятий, рынков и т.д. является существенной предпосылкой предупреждения повышенных уровней шума и загрязнения воздуха территории детского учреждения. Уровень шума на участке для вновь строящихся детских учреждений не должен превышать 45 дБА.
Дошкольные организации должны располагаться на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, в пределах пешеходной доступности (в городах - не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах – не более 500 м) от места жительства. Допускается для сельских районов радиус пешеходной доступности до 1 км. Для районов Крайнего Севера, горных и южных районов радиус пешеходной доступности допускается снижать в 1,5 раза.
От границы участка дошкольной организации до проезда должно быть не менее 25 м. При размещении зданий должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых территорий.
Здания дошкольных организаций могут быть отдельно стоящими, пристроенными к торцам жилых домов, встроенными в жилые дома и встроено-пристроенными к торцам жилых домов. Возможно совмещение дошкольных организаций с общеобразовательными учреждениями в единый комплекс (детский сад-школа).
Земельный участок используется для разнообразной деятельности детей на протяжении 3 ½ - 4 часов в холодное и 7-8 часов в теплое время года. Он предназначен для игр, занятий и отдыха детей, что способствует укреплению здоровья, нормальному росту и развитию. Особенности реактивности детей дошкольного возраста, недостаточная регуляция в системе гипоталамус – аденогипофиз - кора надпочечников, заинтересованной в реакциях адаптации, относительно низкая сопротивляемость организма и вследствие этого повышенная заболеваемость диктуют необходимость обеспечения изоляции каждой группы. В связи с этим организация земельного участка подчиняется принципу групповой изоляции.
Ситуационные задачи
Задача № 1.
При выборе администрацией города земельного участка под строительство детского образовательного учреждения были проведены санитарно-химические, бактериологические и паразитологические исследования почвы.
Участок предполагаемой застройки ранее находился под частными домовладениями, где отсутствовала канализация и сбор жидких и твердых отходов осуществлялся в компостные ямы. В почве обнаружен свинец, кадмий, ртуть. Тяжелые металлы обнаруживаются в слое 25 см, что свидетельствует об их техногенном происхождении.
В почве обнаружены патогенные бактерии, в том числе сальмонеллы – 10, индекс энтерококков равен 80, БГКП – 70, яйца гельминтов – 7 экземпляров в 1 кг, а также присутствуют личинки и куколки мух, личинок – 6, куколок – 8.
Оцените качество почвы и дайте заключение о возможности строительства детского учреждения (нормативные значения приведены в приложении).
Задача № 2.
В микрорайоне С. предполагается строительство детского сада-яслей. Для этого выбран участок, который располагается внутриквартально, имеется наклон местности 30 со стороны жилых зданий. В 200 м от места предполагаемого строительства находится овраг, по дну которого протекает ручей. Высота стояния грунтовых вод 0,9 м. При ливнях вода застаивается на территории проектируемого детского сада. Ранее на данном участке находилась общественная свалка. Оцените земельный участок и дайте заключение о возможности строительства детского учреждения.
Задача № 3.
В населенном пункте С. планируется строительство дошкольного учреждения. Господствующее направление ветра в городе северо-западное. К участку, выделенному для строительства, примыкает селитебная территория, застроенная 5-, 7-этажными зданиями. На юго-востоке находится котельная на расстоянии 100 м. Вблизи участка проходит автомобильная дорога с интенсивным движением. При анализе атмосферного воздуха были получены следующие среднесуточные концентрации веществ, загрязняющих атмосферу (мг/м3); диоксид азота — 0,018, взвешенные вещества — 0,45, формальдегид —0,022, диоксид серы — 0,003, фенол — 0,04, сажа – 0,15, оксид углерода – 1.
Дайте заключение по приведенной ситуации. Соответствует ли гигиеническим требованиям совместное присутствие в атмосферном воздухе веществ, обладающих суммацией действия (нормативные значения приведены в приложении).
Нормативные ссылки в приложении
2. Гигиенические требования к планировке
Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади территории, свободной от застройки.
Зеленые насаждения снижают запыленность воздуха, адсорбируя вредные вещества, уменьшают бактериальную загрязненность воздуха, так как являются источником выделения в воздух фитонцидов. Они благоприятно влияют на микроклимат территории (в жаркое время года снижают температуру, увлажняют воздух, ослабляют ветер). Кроме того, зеленые насаждения снижают уровень шума на территории и влияют на интенсивность солнечного излучения.
В площадь озеленения участка включаются площадь зеленых насаждений газонов, цветников, огорода и травяное покрытие групповых и физкультурных площадок. Также зеленые насаждения используют для отделения групповых площадок друг от друга, и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны. Кроме того, участок должен иметь по периметру полосу зеленых насаждений. Во избежание излишнего затенения помещений рекомендуется высаживать кустарник не ближе 5 м от здания, а деревья – не ближе 15 м. Не следует использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками.
Проезды, дорожки обеспечивают связь между отдельными зонами участка, а также необходимы для обеспечения хозяйственных потребностей учреждения. Для подъездных путей, отмостков по периметру здания целесообразно асфальтовое покрытие для основных пешеходных дорожек, тропинок к каждой игровой площадке – газонное покрытие или бетонные плитки с вкраплением газона.
На территории участка выделяют следующие функциональные зоны:
1.зона игровой территории
2. хозяйственная зона
1. Зона игровой территории включает в себя:
а) групповые площадки – по существу это детский сад под открытым небом. Они предназначены для проведения игр и занятий на свежем воздухе и являются продолжением групповых ячеек, поэтому желательно их размещать в удобной связи с выходом из детских групп. Число этих площадок должно соответствовать числу групп. Для изоляции используется зеленая изгородь из кустарников шириной 0,75 – 1 м и высотой 0,8 м. Площадь следует принимать из расчета 7,2 м2 для детей младенческого и раннего возраста и не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста.
Планировка площадок предусматривает зонирование территории с выделением зон для:
- тихих игр;
- подвижной деятельности;
- свободных или коллективных игр.
Каждая зона должна иметь соответствующее оборудование с учетом росто-возрастных особенностей детей. Оборудование собирается в игровые комплексы, что позволяет более рационально использовать весь участок, увеличив площадь для подвижной деятельности.
Игровые площадки для детей ясельного возраста до 1 года оборудуют манежем (2,5х2,5 м), настилом (5х6 м). На площадках для детей от 1 года до 3 лет следует устанавливать скамейки, песочницы, качели, каталки.
Зона подвижной деятельности предназначается для гимнастики, игр с мячом и другим оборудованием, поэтому она должна иметь четкое ограничение. Игровые площадки для групп старшего возраста оборудуются с учетом высокой активности детей простейшими спортивными снарядами – турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами.
Зона свободных игр должна располагаться в центре групповой площадки и иметь соответствующее оборудование для сюжетно-ролевых игр детей: «летчики», «строители», «моряки», «шоферы», «дочки-матери» и т.д.
На каждой групповой площадке устраивается теневой навес, позволяющий детям гулять в любую погоду. В теплое время года навес используется для проведения отдельных режимных процессов на воздухе (занятий, спокойных игр, труда). Площадь навеса определяется из расчета 2 м2 на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек его площадь должна быть не менее 30 м2. Навесы не должны мешать детям бегать, играть и проводить занятия, поэтому их следует ставить на границе площадки в окружении зелени. В I, II, III климатических районах навесы строятся с трехсторонним ограждением, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м. Ориентируясь на розу ветров для холодных сезонов года, навесы ставят глухой стеной под напор ветра. В III Б климатическом подрайоне и IV районе достаточно двустороннего ограждения. Деревянные полы рекомендуется поднимать на высоту 15 см по отношению к уровню земли, чтобы предупредить их подтопление в дождливую погоду. Навесы для ясельных групп рекомендуется пристраивать к зданию, используя как веранды для организации прогулок или сна. Внутри навесов могут находиться встроенная мебель, шкаф для хранения игрушек и инвентаря, различное оборудование.
Групповые площадки соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м, которую можно совмещать с проездом к зданию. Она используется для езды на велосипеде, педальных машинах, самокатах, роликовых коньках, санках, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения. На кольцевую дорожку наносится разметка, и устанавливаются дорожные знаки, светофоры и другие пособия для обучения детей правилам поведения пешеходов на улице – создается предметно-пространственная среда, которая имитирует городскую застройку с улицами, тротуарами, пешеходными переходами, перекрёстками. По ходу дорожки размещают также скамьи для отдыха.
Покрытие площадок следует предусматривать: травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным, в районах первой строительной климатической зоны (с вечномерзлыми грунтами) – дощатым. Покрытие площадок для детей ясельного возраста должно быть комбинированным: травяным, за исключением подходов к теневым навесам и мощения вокруг песочниц. Твердое плиточное покрытие устраивают перед теневыми навесами и скамьями, так как трава в этих местах систематически вытаптывается, образуются углубления, которые заполняются дождевой водой.
б) физкультурная площадка предназначена для проведения программных (утренняя гимнастика) и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных развлечений и праздников. Эту площадку рекомендуется размещать ближе к групповым площадкам. На земельных участках детских организаций вместимостью до 150 мест может быть одна физкультурная площадка площадью 250 м2 , а вместимостью свыше 150 мест – две площадью 150 и 250 м2. Одна площадка площадью 250 мест может оборудоваться как мини-стадион, другая, площадью 150 м2, - как спортивный комплекс.
Площадка должна быть приподнята над уровнем грунта на 5-7 см, иметь уклон от центра к краям для стока дождевой и паводковой воды. На площадке предусматривается зеленая лужайка с элементами оборудования для подвижных игр (футбола), зона с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами (игровой гимнастический комплекс), беговые дорожки, полоса препятствий с разнообразными снарядами, преодоление которых требует участия всех мышечных групп.
Групповые и физкультурные площадки должны иметь продолжительность инсоляции не менее 3 часов не менее чем на 50% площади каждой площадки.
Вблизи физкультурной площадки в III климатическом районе устраивают открытый плавательный бассейн, который используется в теплый период года для купания и закаливающих процедур. Его проектируют размерами 4-8х6-10 м, с переменной глубиной 0,4-0,8 м. При бассейне оборудуют ножную ванну шириной 1 м. Для закаливания детей и игр с водой на участке могут устраиваться фигурные фонтанчики и водные забавы.
|