Главная страница
Навигация по странице:

фил 2 кур №9. Истина и познание (2 часа)


Скачать 140.5 Kb.
Название Истина и познание (2 часа)
Анкор фил 2 кур №9.doc
Дата 26.04.2017
Размер 140.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла фил 2 кур №9.doc
Тип Документы
#3672
страница 1 из 4
  1   2   3   4

Семинарское занятие № 22.
Часть 3. Тема: Истина и познание (2 часа).
Вопросы для самоподготовки:


  1. Концепции истины. Понятие истины. Аспекты истины.

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни", а также позволяет оптимистически смотреть на возможность познания мира, общества, человека и его мышления. Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности", "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".

Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности, является главным в классической концепции истины. Такое её понимание разделяли Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Г.В. Гегель.

Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и даже агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.

Концепции истины

В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: соответствия, когерентности и прагматичности. Рассмотрим их.

Согласно концепции соответствия,истинными являются высказывания (а вслед за ними также чувства, мысли, интерпретации), которые соответствуютдействительности. Высказывание «снег бел» истинно, если снег действительно бел; высказывание «снег бел» ложно, если снег на самом деле не бел. При этом мы должны объяснить, что значит «снег бел». Объяснить надо таким образом, чтобы даже дальтоник мог проверить, например приборами, бел снег или нет.

Выходит, что установление истины или заблуждения требует интерпретации.Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, системность суждений. В этой связи говорят о когерентной концепции истины.Под когерентностьюпонимают сцепление и непротиворечивостьвысказываний. Концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию соответствия.

Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины(греческое словопрагмаозначает дело, действие). Смысл новой концепции истины очень прост: надо на деле, в действии проверять суждения на истинность и ложность, не ограничивать себя всего лишь теоретическими рассуждениями.

Представляется весьма верным утверждение американского философа Н. Решера,согласно которому три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Поэтому надо учитывать все три концепции истины. Но это, естественно, не означает их равнозначность во всех случаях жизни. Для математика на первом месте стоит когерентная концепция истины. Ему важно, чтобы его суждения гармонировали друг с другом. Для физика очень важно, чтобы его суждения вместе с их математической формулировкой соответствовали миру физических явлений. Значит, он особенно часто будет обращаться к концепции соответствия. Для техника большое значение имеет практика; надо полагать, что в центре его внимания будет постоянно прагматическая концепция истины.

Понятие истины


Имеются разные понимания истины. Вот некоторые из них: "Истина - это 
соответствие знаний действительности"; "Истина - это опытная подтверждаемость"; 
"Истина - это свойство самосогласованности знаний"; "Истина - это полезность 
знания, его эффективность"; "Истина - это соглашение". 
Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей 
действительности, является главным в классической концепции истины. Она 
называется так потому, отмечает Э. М. Чудинов, что оказывается древнейшей из 
всех концепций истины: именно с нее и начинается теоретическое исследование 
истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем. 
Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, 
Л.Фейербах, Маркс; разделяют его и многие философы XX столетия. 
Этой концепции придерживаются и материалисты, и идеалисты, и теологи; не 
отвергают ее и агностики; среди приверженцев классической концепции истины имеются и метафизики, и диалектики. Она очень солидна по своему представительству. Различия внутри нее проходят по вопросу о характере отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.Иногда говорят: классическое определение истины (через "соответствие", "верное" или "адекватное" отражение) тавтологично. На наш взгляд, правы те, кто считает полезными и такие определения-тавтологии, поскольку они играют роль разъяснений значений менее знакомых слов через слова, значения которых интуитивно более ясны. 
Термин "адекватное" ("верное") отражение применительно к мысленным образам может быть конкретизирован через понятия изоморфизма и гомоморфизма. Д. П. Горский, И. С. Нарский и Т. И. Ойзерман отмечают, что верное отображение как мысленный 
образ, возникающий в результате познания объекта, есть: 1) отображение, причинно 
обусловленное отображаемым; 2) отображение, которое находится в отношении 
изоморфизма или гомоморфизма по отношению к отображаемому; 3) отображение, в 
котором компоненты, находящиеся в отношении изоморфизма или гомоморфизма к 
компонентам отображаемого, связаны с последним отношением сходства. Всякое 
верное отображение (как мысленный образ) находится в указанных отношениях с 
отображаемым и поэтому может быть охарактеризовано как истинное. Предикат 
"истинный" выступает, таким образом, как некоторое сокращение для описания 
отображений, отличающихся указанными выше свойствами. Этим оправдано 
традиционное определение понятия истины. 
Современная трактовка истины, которую разделяет, по-видимому, большинство 
философов, включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие 
"действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность, 
существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из 
явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во- 
вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание, 
его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с 
предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через 
практику; истина, т. е. достоверное знание сущности и ее проявлений, 
воспроизводима на практике. В-четвертых, признается, что истина не только 
статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс. Эти моменты 
отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, 
идеализма и упрощенного материализма. 
Одно из определений объективной истины таково: истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания. 
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной 
сторон. Истина, по определению, - в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина 
субъектна. Когда мы говорим, что истина "субъективна", это значит, что она не 
существует помимо человека и человечества; истина объективна - это значит, что 
истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от 
человечества. 
Некоторые "идеологи" полагают, что содержание истины зависит от классов и от 
времени. В 30 - 40-х годах в нашей стране внедрялось представление, будто существует "буржуазная физика" и "буржуазная генетика". Это явилось одним из 
оснований гонений на тех, кто поддерживал теорию относительности, хромосомную 
теорию наследственности. 
Однако в соответствии с здравым смыслом и по исходному определению объективная истина внеклассова и надысторжна. 
В. И. Ленин отмечал, что объективная истина это такое содержание человеческих 
представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от 
человечества; из этого утверждения, если быть последовательным, вытекало 
положение о независимости истины и от классов 
Положение о внеклассовом, надисторичном характере объективной истины нисколько не нарушает того, что имеются истины, выражающие интересы классов, что истина определенным образом связана с полезностью знаний и что сама истина изменяется со временем в смысле своей полноты, степени отражения сущности материальных систем и их проявлений. 
Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов, 
человечества, следует ее конкретность. 
Конкретность истины - это зависимость знания от связей и взаимодействий, 
присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они 
существуют и развиваются 
В понятие конкретной истины включается указание на время. Имеется в виду время существования объекта и момент или период его отражения субъектом. Если же 
"время объекта" или "время субъекта" меняется, то знание может потерять свою объективность. 
Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность 
включается в объективную истину. Вследствие этого понятие истины неотъемлемо от 
ее развития, от понятия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и 
развития знания.

Аспекты Истины


Объективность говорит о том, что содержание знания не зависит от нашего субъективного желания. Хотим мы того или нет, а город Одесса расположен на побережье Черного моря. Но не истина там расположена, а, говоря словами песни, "Одесса мой город родной". В природе истины нет. Дуб не может быть истиной, а суждение о дубе том – может. Дважды два четыре. Другое дело, что я могу чем-то интересоваться, а чем-то нет, следовательно содержание знания зависит от познавательного интереса («интенциональности») субъекта. Содержание знания зависит и от биосоциальной организации субъекта. Термин «объективная истина» не может означать, что истина существует объективно, онтологически, как некая сущность. Говоря об «истинном друге», мы понимаем под ним человека, поведение которого соответствует нашему понятию дружбы, но от этого друг не становится истиной, а остаётся человеком. Это почему-то очень трудно усваивается.

Относительность – говорит о том, что оценка знания как истинного зависит от условий, места и времени. Относительность объективна, поскольку эти условия и отношения объективны. Путь к истинному знанию не есть асимптотическое приближение «суммы относительных истин» к некоему пределу, олицетворяющему абсолютную истину, как будто она где-то сидит и ждет.

Наше знание конкретно,его истинность определяется в зависимости от условий, места и времени, объективно, содержание высказывания не зависит от нашего желания, и относительно, что означает его незавершенность, но отнюдь не произвольность. Относительность объективна и конкретна. Мы живем в условиях неполного знания. Мы совершаем полные необратимые и законченные действияв условиях принципиально неполного и незаконченного знания. Отсюда непредсказуемость наших индивидуальных жизней и путей долгосрочной эволюции общества.

Аспект абсолютности истины можно понимать в двух смыслах:

1. Как завершенную информацию о конкретной ситуации (например, чья-то дата рождения в соответствующем летоисчислении, температура кипения воды на уровне моря, или некая банальность, вроде того, что лошади едят овёс). Конкретность знания лишает его абсолютности. Это не «абсолютная истина», а конкретное знание. 

2. Как полное завершенное безотносительное знание о предмете. Но такой исчерпывающей информации получить невозможно по законам физики: даже для знания об импульсе и координате элементарной частицы нужна была бы бесконечная энергия. Безотносительного знания не существует, а значит абсолютная истина невозможна. Энгельс (как его ни критикуй за нелюбовь к славянам) всё-таки был прав, заметив что «Все фабриканты вечных истин были в большей или меньшей степени ослами и шарлатанами... Применять мерку подлинной неизменной, окончательной истины к знаниям, которые по самой природе вещей относительны – значит доказывать лишь свое собственное невежество и непонимание. 



  1. Формы истины.

Вычленение разных форм истины может осуществляться по различным классифицирующим признакам: по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени освоения объекта и т.п. [5].

По объекту отображения

Еще раз оговоримся, что выделение форм истины по признаку отображаемого объекта не отменяет того важнейшего факта, что само понятие истина (истинность) характеризует не объект, а его идеальное отображение [5].

В рамках диалектико-материалистических позиций принято выделять материальную и духовную сферы реальности (объективную и субъективную реальность). При таком подходе допустима следующая градация форм истины: Истину как адекватную информацию о материальных системах различных структурных уровней (микро-, макро- и мега- миров) обозначают как предметную истину, разделив ее далее на предметно-физическую, предметно-биологическую и другие виды истины.

Учитывая существование огромной и многозначной сферы «духа» - мира чувств, идей, теорий, рефлексивных восприятий, идеалов, верований, любви, можно выделить понятие духовные истины. Так как своей духовной деятельности люди также оценивают чувства, идеи, мысли с позиции понятий «истинные» и «неистинные». Духовная реальность весьма разнообразна. Поэтому и здесь, как и в предметном мире, можно выделить отдельные сферы. Например, экзистенциальную реальность и реальность когнитивную (рационалистически-познавательную) [1].

Экзистенциальная реальность включает в себя духовно-жизненные ценности людей, такие как идеалы добра, справедливости, красоты, чувства любви, дружбы и т.п., а также и духовный мир индивидов. Так как люди решают проблемы истинности представлений о добре, красоте, оценивают (изучают) свои и чужие чувства, то следует признать понятие экзистенциальная истина.

В изучении когнитивной реальности ставятся вопросы о соответствии убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных догматов или правильности понимания тем или иным человеком какой-либо научной концепции, теории. Для таких случаев следует применить понятие концептуальная истина. Можно также выделить операциональную истину - как верные представления субъекта о методах и средствах познания.

По специфике видов познавательной деятельности

На этой основе можно выделить такие формы истины как научная, обыденная (повседневная), нравственная, художественная, религиозная, авторитарная и пр. [5].

Различение научной и обыденной истины основано на различном уровне проникновения в суть исследуемых явлений. Обыденные истины - это результат обыденного эмпирического познания, связанного с видимостью вещей. Такое познание не выходит на уровень сущности. Но в этом знании заключена констатация явлений и корреляций между ними. И эта констатация - истина. Например, заявления типа: «Снег - белый» или «Поражение электротоком - смертельно опасно» - являются истинами. Эти истины не формулируются особым понятийным аппаратом, не облекаются в форму теорий. Если в применении этих обыденных истин не претендовать на выявление принципов и законов бытия, то не будет и ошибочных суждений об этих законах. Но как только делается попытка на уровне результатов обыденного познания объяснять глубинную суть наблюдаемых в природе, в обществе или в мышлении процессов, такое знание выступает в роли ложного, иллюзорного знания.

К научной истине применимы критерии научности, находящиеся во взаимосвязи и, в своей совокупности, отграничивающие научную истину от истины повседневного знания. В отличие от обыденного знания наука осваивает не случайные, поверхностные связи, а изучает общее и закономерное. Она проникает в сущность предметов и процессов, не ограничиваясь явлением. Наука стремится выявлять общие и универсальные законы мироздания, формируя систематическое, организованное знание, проверенное теорией и практикой и обоснованное применением конкретной методологии и специальных методов исследования. Что касается практически-обыденного знания, то оно получает обоснование из повседневного опыта, из некоторых установленных рецептурных правил, которые не обладают необходимо доказательной силой, не имеют строгой принудительности.

Познание человеком окружающего мира и самого себя не исчерпывается сферами науки и повседневно-бытовой деятельности. Искусство, религиозно-духовная практика также являются формами духовного освоения действительности, познания истины. Не случайно в искусстве существует понятие «художественная правда», под которой и подразумевается художественная форма истины. Как отмечает В.И. Свинцов, художественную правду правильнее рассматривать как одну из форм истины, используемую постоянно (наряду с другими формами) в познании и интеллектуальной коммуникации. Анализ ряда художественных произведений показывает, что «истинностная основа» художественной правды в этих произведениях имеется [5] .

Для сотен миллионов жителей нашей планеты источником духовной истины являются религиозные учения. Крупнейшие религиозные учения (мировые религии) показали свою жизнестойкость, успешно выполняют роль нравственной ориентации, дают явно ощутимый прагматический эффект; религия и наука оказались на сегодня двумя не способными отвергнуть друг друга сферами человеческой мысли и практики. Следовательно, человечество в своем историческом развитии познает и использует наряду с научными, повседневными, художественными истинами и религиозные истины. Это - не апология религии, а констатация объективной данности, которую нельзя отменить декретом атеистических функционеров.

Еще одной принимаемой людьми формой истины является истина авторитарная. Это означает принятие тех или иных идей, суждений, положений как истинных. Принятие знания как истины на основе авторитета высказавшего данное суждение лица. Кстати, сам факт сохранения этого высказывания с Античных времен до наших дней - тому доказательство. Существует и другое толкование понятия «авторитарная истина» - когда основанием для принятия знаний, суждений, утверждений за истину является не доверие к лицу, высказавшему данное суждение.

Существует и понятие нравственная истина [1]. Основания нравственности не сводятся к строгому научному доказательству. Мораль и нравственность являются предметом глубокого философского анализа. Но сам этот анализ убеждает нас в том, что на ряд этических вопросов, включая один из самых основных: «Почему я должен быть нравственным?» - окончательного и строго рационального ответа, принимаемого всеми, философам прошлого и современности дать не удается. Основания нравственности неразрывно связаны с духовно-эмоциональным опытом человека, с необходимой долей авторитарного принятия нравственного императива, с суггестивным восприятием нравственных аксиом.
  1   2   3   4
написать администратору сайта