Навигация по странице:
|
Ответы на билеты по ТиТТМО. Значение автомобильного транспорта в стране. Необходимость организации его эффективной работы
Значение автомобильного транспорта в стране. Необходимость организации его эффективной работы.
В России с ее огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Автомобильный транспорт обслуживает строительство крупнейших промышленных, гражданских и гидротехнических сооружений. За автотранспортом утвердилась ведущая роль в работах на строительстве с учетом его мобильности и возможности доставки строительных грузов непосредственно к месту работ на грузовых машинах.
Основным перевозчиком продукции сельского хозяйства к железнодорожным станциям и водным пристаням является автомобиль. Большинство товаров и продуктов розничной торговли, включая сеть общественного питания, перевозятся автомобильным транспортом. Значительную долю в грузообороте автомобильного транспорта составляют перевозки различных видов топлива для промышленности и бытовых нужд.
Интенсивно развиваются пассажирские автомобильные перевозки. К преимуществам городского автобусного транспорта относятся хорошая маневренность, быстрота ввода его в действие и др. Автобусные перевозки имеют очевидные преимущества перед железнодорожными по себестоимости и удельным капиталовложениям в подвижной состав (отнесенным к 1 пассажиро-км) при сравнительно небольших расстояниях перевозок (в пределах 300 км). В некоторых случаях даже при наличии параллельной железной дороги организация автобусного движения оказывается рациональной на маршрутах большой протяженности.
Наряду с отмеченными преимуществами автомобильный транспорт имеет некоторые более низкие технико-экономические показатели по сравнению с железнодорожным и водным транспортом. Один из существенных его недостатков - низкий уровень производительности труда работников, что является следствием малой грузоподъемности единицы подвижного состава автомобильного транспорта. Поэтому на автомобильном транспорте значительную долю в себестоимости перевозок составляют расходы на заработную плату водителей и ремонтно-обслуживающих рабочих. На автомобильном транспорте значительно выше затраты на топливо из-за больших мощностей двигателей (на единицу подвижного состава) и высокой стоимости бензина и дизельного топлива.
Стоимость подвижного состава автомобильного транспорта, приходящаяся на 1 т грузоподъемности, в несколько раз выше, чем на речном или железнодорожном транспорте. Следовательно, для осуществления перевозок автомобильным транспортом на единицу перевозочной работы (при одинаковом среднем расстоянии перевозок) требуется больше капиталовложений, чем на железнодорожном или водном виде транспорта.
Автомобили, число которых неуклонно растет, оказывают вредное, а подчас губительное воздействие на окружающую среду. Ежегодно во всем мире автомобили выделяют в воздух миллионы тонн различных веществ, в той или иной мере токсичных, уносят в результате аварий сотни тысяч человеческих жизней, делают миллионы людей калеками.
Таковы факторы, без учета которых нельзя дать сколько-нибудь достоверный прогноз развития автомобильного парка на ближайшее будущее.
Для России с ее значительными континентальными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими удельными издержками грузоперевозок, большой пропускной способностью и высокими скоростями.
В настоящее время автомобильный транспорт является наиболее массовым и удобным видом транспорта, обладающий большой маневренностью, хорошей проходимостью и приспособленностью для работы в различных климатических и географических условиях. Он является эффективным средством для перевозок грузов и пассажиров. Автомобильная промышленность систематически работает над улучшением технологических процессов обеспечения работоспособности с целью обеспечения безотказности, долговечности и улучшению технического состояния автомобильного транспорта.
Научная новизна заключается в следующем: основы применения технологических процессов; современных легковых и грузовых автомобилей; рассмотрение основных схем применения объектов исследования в обеспечении работоспособности современного автомобиля; перспективы развития и пути решения проблем объектов исследования; оценка эффективности использования перспективных технологических процессов обеспечения работоспособности современных легковых и грузовых автомобилях; перспективы адаптирования технологических процессов к применению в реальном масштабе времени; перспективы совершенствования объектов исследования в направлении облегчения технического обслуживания и ремонта.
Понятие о техническом состоянии и работоспособности автомобиля.
Автотранспортное средство может выполнять транспортную работу, если оно технически исправно и находится в работоспособном состоянии. Если подвижной состав находится в неисправном состоянии, то с помощью его невозможно проделать транспортную работу, соответственно доход не будет получен. Именно поэтому очень важно грамотно организовать эксплуатацию подвижного состава. Работоспособное состояние – состояние автомобиля, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической документации. Работоспособность автомобиля зависит от его надежности — сложного свойства, которое в зависимости от назначения автомобиля и условий его эксплуатации состоит из сочетаний свойств безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Грамотная эксплуатация автомобильного транспорта - это сочетание методов и способов деятельности, направленных на эффективное использование, обеспечение работоспособности, экономичности, дорожной и экологической безопасности автомобильного транспорта.
Техническое состояние автомобиля (агрегата, узла) определяется совокупностью изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструктивных элементов. Текущие значения конструктивных элементов связывают с наработкой.
Наработка автотранспортного средства - продолжительность его работы, измеряемая в единицах пробега (км), времени (часы), числом циклов.
Наработку различают:
с начала эксплуатации автотранспортного средства;
до определенного состояния автотранспортного средства;
до определенного интервала.
По мере увеличения наработки параметры технического состояния изменяются от номинальных значений. Наступает момент, когда дальнейшая эксплуатация изделия по техническим, конструктивным, экономическим и другим причинам недопустима. Соответствующие предельно-допустимые величины устанавливаются законодательными, нормативно-техническими документами.
Основные виды причин изменений конструктивных параметров и технического состояния транспортного средства следующие:
нагружение элементов;
перемещение элементов относительно друг друга;
воздействие тепловой, электрической энергии;
воздействие химических компонентов;
воздействие условий внешней среды и др.
Формы изменений конструктивных параметров во времени:
изнашивание;
коррозия;
пластические деформации;
усталостные разрушения;
температурные разрушения;
старение и др.
Рассмотрим формы изменений конструктивных параметров более подробно. Изнашивание — это процесс разрушения и отделения материала с поверхности детали и накопления ее остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и формы деталей. Результат изнашивания, определяемый в установленных единицах, называется износом, который может быть линейным, массовым, объемным.
В практике технической эксплуатации автомобильного транспорта выделяют абразивное, усталостное, окислительное, коррозионно-эрозионное, электроэрозионное изнашивание.
Абразивное изнашивание — следствие режущего, царапающего действия поверхностей трения и твердых частиц, находящихся между ними. Эти частицы попадая в виде песка, пыли, продуктов износа между трущимися поверхностями или в смазочные материалы узлов трения, резко увеличивают износ (на автомобильном транспорте — кривошипно-шатунный механизм, механизмы коробок переключения передач, шкворневые соединения).
Эрозионное изнашивание происходит в результате воздействия на поверхность потока жидкости, газа или твердых частиц (на автомобильном транспорте — крыльчатка водяного насоса, тарелки выпускных клапанов двигателя).
Усталостное изнашивание — поверхностный слой материала в результате трения и циклической нагрузки становится хрупким и разрушается, в результате обнажая лежащий под ним менее хрупкий материал, образуя трещины и ямки выкрашивания (на автомобильном транспорте — шестерни коробок переключения передач, подшипники).
Изнашивание при заедании — результат схватывания , глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности на другую. Это приводит к образованию глубоких борозд, наростов оплавлений, задирам заклиниванию, и разрушению механизмов (на автомобильном транспорте — заклинивание коленчатого вала, поршня и т. д.).
Окислительное изнашивание — результат сочетания механического изнашивания и агрессивного воздействия среды, под действием которой на поверхности трения образуются непрочные пленки окислов. При механическом трении эти пленки снимаются, а обнажающиеся поверхности опять окисляются (на автомобильном транспорте — механизмы тормозной системы, рулевого управления и т. д.)
Электроэрозионное изнашивание — эрозионное изнашивание поверхности в результате действия разряда при прохождении электрического тока (на автомобильном транспорте — свечи зажигания).
Пластические деформации — достижение или превышение предела текучести, прочности соответственно у вязких или хрупких материалов.
Усталостные разрушения при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости металла детали. При таком виде износа происходит постепенное накопление и рост усталостных трещин, приводящие в конечном итоге к усталостному разрушению детали.
Коррозия — результат агрессивного воздействия среды на детали, приводящего к окислению металла и, как следствие, к уменьшению прочности и ухудшению внешнего вида. Самыми распространенными агентами внешней среды, вызывающими коррозию, являются соль и другие химические вещества, которыми ведут обработку дорог в зимний период, а так же другие химические элементы, содержащиеся в воде, земле и т. д. Коррозия, как правило, в первую очередь поражает самую дорогостоящую часть транспортного средства — кузов, кабину. Такой коррозионный износ сопровождается и абразивным износом, в результате воздействия на автомобиль частиц песка и гравия при движении автомобиля.
Старение — изменение технического состояния деталей и эксплуатационных материалов под действием внешней среды (на автомобильном транспорте — резинотехнические изделия теряют прочность и эластичность в результате окисления, термического и химического воздействия, влажности).
3. Основные причины изменения технического состояния автомобиля.
Основными причинами возникновения неисправностей автомобиля являются: – изнашивание трущихся поверхностей (абразивное, усталостное, коррозионное, молекулярное); – деформации и поломки деталей; – нарушение посадки или соосности деталей; – обгорание рабочих поверхностей деталей двигателя из-за превышения его допустимого теплового режима; – образование накипи в системе охлаждения, нагара в камере сгорания (стенки головки цилиндров, днище поршня, головки клапанов); – отложение смолистых веществ во всасывающем трубопроводе карбюраторного двигателя при применении некачественного топлива; применение топлив и смазочных материалов, не отвечающих требованиям нормативно-технических документов, с содержанием в них механических примесей. К вредным процессам, основным причинам возникновения неисправности автомобиля, относят изнашивание трущихся поверхностей, усталость металла, внутренние напряжения в деталях, различные виды коррозии, старения, обгорание рабочих поверхностей деталей двигателя из-за превышения его допустимого теплового режима, образование накипи в системе охлаждения, нагара в камере сгорания, который может образовываться на стенках головки блока цилиндров, на днище поршня, головках клапанов; применение топливных и смазочных материалов, не отвечающих требованиям нормативно-технических документов, с содержанием в них механических примесей, температурное влияние окружающей среды и т.д.
4. Основные виды изнашиваемости.
Изнашивание является процессом постепенного изменения размеров, формы и состояния поверхности детали, происходящего при трении. Результат изнашивания, определяемый в установленных единицах, называется износом. Износ может быть естественным, ускоренным и аварийным. Естественный износ появляется в результате трения, действия высоких температур и нагрузок при нормальных условиях эксплуатации. Величина износа в этом случае нарастает медленно, и продолжительная работа автомобиля происходит без особого нарушения рабочих характеристик.
Износы ускоренные и аварийные возникают в результате некачественного технического обслуживания и ремонта автомобилей, низкого качества материалов, применяемых для изготовления агрегатов автомобиля, а также из-за недоработок в конструкции автомобиля.
При ускоренных и аварийных износах процесс изнашивания происходит быстро, он сопровождается разрушением деталей и другими неисправностями, при которых дальнейшая эксплуатация автомобиля становится невозможной.
Выделяют несколько видов изнашивания:
•абразивное,
• усталостное,
• эрозионное,
• изнашивание при заедании, фретинг-коррозии и фретинге. Изнашивание при фретинге, абразивное, эрозионное
и усталостное относят к механическому виду изнашивания, а окислительное и при фретинг-коррозии — к коррозионно-
механическому.
Абразивное изнашивание является следствием режущего или царапающего действия твердых частиц, находящихся между поверхностями трения. Эти частицы попадают в виде пыли, песка между трущимися деталями, например, тормозными накладками колодок и барабанами, и резко увеличивают их износ. В кривошипно-шатунном механизме и ряде других в качестве абразивных частиц служат сами продукты изнашивания, отделившиеся от трущихся деталей.
Усталостное изнашивание происходит из-за того, что твердый поверхностный слой материала детали в результате трения и нагрузок становится хрупким и выкрашивается, обнажая лежащий под ним менее твердый и изношенный слой. Такое изнашивание случается на зубьях шестерен, зубчатых колес, на беговых дорожках колец подшипников качения. Усталостные разрушения возникают при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости металла детали. Происходит постепенное накопление трещин, что приводит к усталостному разрушению детали.
Эрозионное изнашивание наблюдается в результате воздействия потока жидкости или газа. На автомобиле такое изнашивание происходит на рабочих поверхностях тарелок выпускных клапанов двигателя и жиклерах карбюратора.
Изнашивание при заедании происходит в результате вырывания материала деталей и переноса его с одной поверхности на другую. Это приводит к появлению задиров на рабочих поверхностях деталей, их заклиниванию и разрушению.
Изнашивание при фретинге является механическим изнашиванием соприкасающихся деталей при малых колебательных движениях. Если при этом агрессивно действует среда, то происходит изнашивание при фретинг-коррозии. Такое изнашивание может происходить, например, в местах контакта вкладышей шеек коленчатого вала и постели в картере и крышке.
Электроэрозионное изнашивание проявляется в изменении поверхностей деталей в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока, например, между электродами свечей зажигания.
5. Содержание операций технического обслуживания автомобилей.
Все виды ТО автомобилей проводятся в объеме приведенных примерных передней основных операций технического обслуживания. При обнаружении в ходе ТО неисправностей, не устраняемых регулировкой, производится ремонт или замена соответствующих деталей (узлов).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) включает в себя следующие виды работ.
Контрольные работы. Осмотр автомобиля и выявление наружных повреждений, проверка его комплектности, состояния кабины, платформы (кузова), стекол, зеркал заднего вида, капота двигателя и багажника, состояние подвесок, колес, шин и др. Проводится контроль действия приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей и т.д.; проверка свободного хода рулевого колеса, приводов тормозов, систем двигателя, работы агрегатов, узлов, систем и контрольно-измерительных приборов автомобиля на месте и на ходу.
Уборочные и моечные работы, предполагающие уборку кабины (салона) и платформы (кузова). Мойка и сушка автомобиля, в случае необходимости — санитарная обработка; протирка зеркал заднего вида, фар, подфарников, указателей поворотов, задних фонарей и стоп-сищалов, стекол кабины, а также номерных знаков.
Смазочные, очистительные и заправочные работы. Проверка (доливка) уровня масла в двигателе. Проверка (доливка) уровня жидкости в системе охлаждения; проверка уровня топлива (заправка).
Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает в себя следующие виды работ.
Контрольно-дцагностические, крепежные и регулировочные работы, которые, в срою очередь, делятся по специализации:
• трансмиссия и задний мост. Проверка (регулировка) свободного хода педали сцепления, люфта в шарнирных и нщицевых соединениях карданной передачи, при необходимости закрепления фланцев карданного вала;
• рулевое управление. Проверка герметичности усилителя рулевого управления, крепления шаровых пальцев, крепления и люфта рулевого колеса, шарниров рулевых тяг и др.;
• тормозная система. Проверка (регулировка) эффективности действия тормозной системы, свободного и рабочего хода педали тормозной системы, а также действия стояночной тормозной системы;
• ходовая часть. Проверка состояния узлов и деталей подвески, состояния шин и давления воздуха в них;
• кабина, платформа (кузов) и оперение. Проверка замков, петель и ручек дверей кабины и другие работы;
• система питания. Проверка состояния приборов и приводов системы питания, герметичность их соединений;
• электрооборудование. Очистка и проверка аккумуляторной батареи, генератора, приборов и электропроводки.
Смазочные и очистительные работы. Смазка узлов трения и проверка уровня масла в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля в соответствии с картой смазки.
Дополнительные работы по специальным автомобилям и тягачам, требующие проверки состояния несущих элементов, соединений и коммуникаций, проверки уровня масла в баке механизма подъема платформы и др.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает следующие виды работ.
Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы:
• двигатель, системы охлаждения (отопления) и смазки. Проверка герметичности систем охлаждения (отопления); проверка состояния цилиндропоршневой группы двигателя; проверка крепления трубопровода и приемных труб глушителя, поддона картеров двигателя и сцепления;
• трансмиссия и задний мост. Проверка действия пружины сцепления, свободного и полного хода педали, работы сцепления; проверка люфта в шарнирных и шлицевых соединениях карданной передачи; проверка состояния картеров ведущих мостов;
• рулевое управление и передняя ось. Регулировка схождения передних колес, развала, продольного и поперечного наклонов шкворней и углов поворота передних колес, а также их балансировка и т.д. Проверка степени износа тормозных барабанов или дисков, колодок, накладок, свободного и рабочего ходов педали тормоза, состояния пружин, подшипников, колес и др. При необходимости производство замены узлов или деталей;
• ходовая часть. Проверка состояния и герметичности трубопроводов тормозной системы, их регулировка; проверка параметров работы тормозной системы; проверка работоспособности других элементов, обеспечивающих тормозные свойства автомобиля. Проверка состояния несущих конструкций и элементов автомобиля, правильности расположения заднего моста; проверка состояния колесных дисков и крепления колес, состояния шин. При необходимости — выполнение регулировочных операций;
• кабина (салон), платформа (кузов) и оперение. Проверка состояния поверхности кабины, кузова, оперения; проверка состояния систем вентиляции и отопления салона, а также уплотнителей дверей и вентиляционных люков. Проверка всех внешних и внутренних креплений кузова, креплений брызговиков. При необходимости — выполнение косметического ремонта;
• система питания карбюраторных двигателей. Проверка крепления, соединений и герметичности ответственных элементов и коммуникаций, их исправность. Проверка качества приготовляемой горючей смеси и при необходимости регулировка элементов системы;
• система питания дизельных двигателей. Проверка крепления герметичности и исправности ответственных элементов и коммуникаций топливного бака, трубопроводов, топливных насосов, форсунок и т.д. При необходимости — устранение неисправности и другие работы;
• аккумуляторная батарея. Проверка (восстановление) функциональности аккумуляторной батареи;
• генератор, стартер и реле-регулятор. Проверка состояния контактных элементов (контактных колец, щеток), подшипников, при необходимости — разборка генератора и замена изношенных деталей (щеток, нажимных пружин). Проверка работы стартера и реле-регулятора, регулировка напряжения реле-регулятора с учетом времени года (если это предусмотрено его конструкцией);
• приборы зажигания. Проверка свечей и катушки зажигания, прерывателя-распределителя.
При необходимости — регулировка зазоров;
• приборы освещения и сигнализации. Проверка функционирования и регулировка.
Смазочные и очистительные работы. Смазка узлов трения автомобиля, проверка уровня масла в элементах двигателя, проверка и мойка (замена) фильтрующих элементов.
Дополнительные работы по специальным автомобилям и тягачам. Проводятся в соответствии с особенностями конструкций этих автомобилей.
Перед выполнением работ по специализациям каждого вида ТО необходимо провести общий осмотр автомобиля.
Во всех видах ТО кроме указанных видов работ предполагается выполнение специфических работ по автобусам и легковым автомобилям.
6. Диагностика технического состояния автомобиля. Средства технического диагностирования систем, обеспечивающих безопасность автомобиля.
Диагностирование машин включает в себя:
· анализ их технического состояния,
· выбор методов диагностирования сборочных единиц,
· разработку условий выполнения диагностических операций,
· выбор средств диагностирования,
· разработку дополнений по диагностированию к эксплуатационной документации.
Диагностирование является неотъемлемым технологическим элементом всей системы технического обслуживания и ремонта транспортной техники, обеспечивает проведение работ технического обслуживания и ремонта по фактическому техническому состоянию транспортных средств.
Техническое диагностирование транспортных средств планируют и выполняют по потребности; производится также ресурсное диагностирование.
Плановое диагностирование проводят после отработки транспортным средством установленного времени. Существуют два метода диагностирования машин: внешний осмотр и диагностирование инструментальными средствами (с помощью специального оборудования и приборов).
Внешний осмотр начинают с проверки сборочных единиц с возможными неисправностями. При продолжении внешнего осмотра обращают внимание на отсутствие подтекания масла, рабочей и охлаждающей жидкостей, топлива, состояние уплотнений и креплений, наличие видимых повреждений несущих металлоконструкций рабочего оборудования. При внешнем осмотре на основании замечаний водителя выявляют наличие шумов, стуков, задымленности силовой установки и перегрева гидросистемы и трансмиссии.
|
|
|