Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Иван Михайлович Сеченов 1863 работа Рефлексы головного мозга



Скачать 15.82 Kb.
Название Иван Михайлович Сеченов 1863 работа Рефлексы головного мозга
Анкор Mazilov.docx
Дата 16.01.2018
Размер 15.82 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Mazilov.docx
Тип Документы
#15239

Иван Михайлович Сеченов

1863 – работа «Рефлексы головного мозга».

1872 – « Кому и как разрабатывать психологию».

1878 - «Элемент мысли».

Главная идея Сеченова состоит в том, что разрабатывать психологию можно только опираясь на данные естествознания, то есть на физиологические исследования головного мозга.

Главным методом психологии должен быть естественнонаучный метод наблюдения.

Центральное понятие Сеченова это понятие «РЕФЛЕКС». Трактовка рефлекса у Сеченова кардинально отличается от трактовки рефлекса как механического действия.

Рефлекс Сеченов понимал как работу « сложной мозговой машины», включающей в себя:

  1. Блок памяти – поэтому рефлекс это самообучающаяся система

  2. Блок обратной связи – следовательно, рефлекс является гибким, осуществляется для того, чтобы обеспечить достижении цели и обратная связь сигнализирует, достигнута или нет.

  3. Усиливающий блок

  4. Тормозящий блок

« Все акты сознательной и бессознательной душевной жизни по своему происхождению суть рефлекса» - И. М. Сеченов = Душевные акты или психические акты сознательные и бессознательные имеют т же структуру что и рефлекс. То есть душевный акт похож по своей структуре на акт рефлекса.

Психический акт имеет следующие компоненты, соответствующие компонентам рефлекса:

- чувствование

- душевное явление

- действие

У Сеченова впервые в психологии предметом психологии являются не сознательные феномены, а фактически поведение организма.

По Сеченову психология должна быть объективной наукой и должна строиться на данных естественнонаучного наблюдения. Поэтому в концепции Сеченова метод самонаблюдения практически не используется и его роль минимальна.

В работе «Элемент мысли» Сеченов предпринимает попытку проследить эволюцию поведения от его простейших фор (типа коленного рефлекса) до сложнейших форм нравственно-волевого поведения.

Оценивая концепцию Сеченова в целом необходимо подчеркнуть, что его несомненной заслугой явилась разработка психологии как науки о поведении на основе естественнонаучного подхода.

Сеченов убедительно показал, что возможна разработка научной психологии на основе объективного метода, то есть фактически не использующая данные самонаблюдения.

В работе Сеченова впервые предложена трактовка психического как процесса.

Сеченов явился создателем русской физиологической школы.

НЕДОСТАТКИ

Сеченов недооценивал роль метода эксперимента и считал, что психология может обойтись наблюдением.

Поведение Сеченов трактовал чисто биологически как приспособление к окружающей среде, поэтому его социальная и историко-культурная обусловленность остались в работах Сеченова не раскрытыми.

Вильям Джемс

1874 – статься «Что такое эмоция» принесла ему известность.

Теория эмоций Джеймса парадоксальна, перевернула все с ног на голову.

«Мысль имеет тенденцию непосредственно переходить в действие, если этоиу не препятствует другая мысль»

1 компонент личности – материальное Я.

2 компонент личности – социальное Я.

3 компонент личности – психологическое Я.

4 кмпонент личности – «чистое» Я (идентичность себя)

Психология должна быть наукой о сознании. Идея, согласно которой нужно изучать компоненты из которой состоит душа, не возможна, т.к. в сознании нет никаких компонентов. Сознание текучее. Постоянно изменяется. Поэтому можно говорить о потоке сознания. Поэтому самым адекватным методом по Джеймсу является самонаблюдение.

Вильгельм Дильтей

1894 – работа «Описательная психология»

Дильтей признавал, что все науки могут разделяться на два различных класса:

  1. Естественные науки

  2. Науки о духе

Традиционную психологию Дильтей критиковал за ее элементаризм, атомизм и конструктивизм.

« Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем» Вильгельм Дильтей.

Методологические основания психологической науки в основных школах психологии

1. психоанализ

2. гештальт – психология

3. бихевиоризм

Психоанализ З. Фрейд 1856 - 1939

Условной точкой возникновения психоанализа является публикация работы З. Фрейда «Толкоание сновидения».

Психоанализ прошел в своем развитии три этапа:

  1. Психоанализ являлся методом лечения психических нарушений

  2. Психоанализ стал общепсихологическим учением, и появилась фрейдойвская теория сознания

  3. Психоанализ перестал быть психологической наукой, стал метапредметной наукой

Психоанализ придерживался принципа причинности.

Недостаток психоанализа состоит в том, что каждый случай требует уникального подхода.

Карл Густов Юнг – аналитическая теория

Не разделял мнение Фрейда о том, что все сводится к сексуальной сфере.
выделял кроме индивидуального бессознательного выделял коллективное бессознательное.

Альфред Адлер
написать администратору сайта