Навигация по странице:
|
Правоведение методичка 2013 г. Кафедра гражданского и уголовного права и процесса
Министерство образования и науки Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Филиал в г. Златоусте
Кафедра гражданского и уголовного права и процесса
Х.я7
К56
Л.А. Ковалева
п р а в О В Е Д Е Н И Е
Учебное пособие
Челябинск
Издательский центр ЮУрГУ
2013
ББК Х0.я7
К56
Одобрено
учебно-методической комиссией филиала ЮУрГУ в г. Златоусте
Рецензенты:
О.В. Годунова, Э.Э. Мельников
К56
|
Ковалева, Л.А.
Правоведение: учебное пособие / Л.А. Ковалева. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 67 с.
|
|
Учебное пособие включает в себя программу курса, планы практических занятий, вопросы для самоконтроля, к зачету, темы контрольных работ, библиографический список. Предназначено для бакалавров очной и заочной формы обучения направления подготовки «Металлургия», «Технология художественной обработки материалов», «Строительство», «Программная инженерия», «Сервис», «Электроэнергетика и электротехника», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Автоматизация технологических процессов и производств».
|
ББК Х0.я7
Издательский центр ЮУрГУ, 2013
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью курса «Правоведение» является овладение студентами знаниями в области права, формирования позитивного отношения к нему, понимание права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией, воспитание правовой культуры, уважительного отношения к законным правам и интересам граждан, юридических лиц, государства, формирование ответственности за обеспечение законности в сфере хозяйственно-экономической деятельности.
Задачи курса состоят в выработке умения понимать законы и другие нормативные правовые акты, ориентироваться в действующем законодательстве, принимать решения и вести профессиональную деятельность в точном соответствии с законом, анализировать законодательство и практику его применения, соблюдать законные права и интересы граждан.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
– способности использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
– способности использовать свои права и обязанности как гражданина своей страны, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие правовые документы в своей деятельности, демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-14);
– способности к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважению к людям, толерантностью к другой культуре; готовности нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-15);
– способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе; соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: нормативные и правовые документы в сфере профессиональной деятельности; права и обязанности гражданина, основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
уметь: использовать правовые документы в своей деятельности, права и обязанности как гражданина своей страны;
владеть: навыками общения на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, готовностью нести юридическую ответственность за правонарушения.
Программа курса
Тема 1. Основы учения о праве
Понятие права. Соотношение права и государства. Правовое государство. Источники права. Закон и подзаконные акты. Норма права и ее структура. Отрасли права. Система российского права. Понятие правовых отношений. Участники (субъекты) правовых отношений. Правоспособность и дееспособность. Содержание правоотношений. Объекты правоотношений. Правонарушения и юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Значение законности и правопорядка в обществе. Правовые системы современности.
Тема 2. Основы конституционного права
Понятие и сущность Конституции. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Понятие и принципы федеративного устройства России. Компетенция Российской Федерации и ее субъектов.
Понятие и виды государственных органов. Президент Российской Федерации. Порядок выборов и прекращение полномочий Президента РФ. Компетенция Президента РФ. Федеральное Собрание и его место в структуре государственных органов. Порядок формирования и состав Федерального Собрания. Компетенция Федерального Собрания и его палат. Правительство Российской Федерации. Конституционный Суд РФ. Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ.
Тема 3. Основы гражданского права
Понятие гражданского права. Юридические лица и их виды. Сделки и договоры. Исковая давность. Понятие и формы права собственности. Защита права собственности. Обязательства и основания их возникновения. Ответственность за нарушение обязательств. Наследственное право.
Тема 4. Основы трудового права
Понятие трудового права. Субъекты трудовых отношений. Источники трудового права. Трудовой договор: понятие, стороны и содержание. Порядок заключения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника и работодателя. Трудовой распорядок. Поощрения за труд и дисциплинарные взыскания. Порядок применения дисциплинарных взысканий. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Тема 5. Основы административного права
Понятие административного права. Источники административного права. Субъекты административного права. Понятие и основания административной ответственности. Понятие административного взыскания. Понятие и виды административных правонарушений.
Тема 6. Основы уголовного права
Понятие уголовного права. Уголовный закон и пределы его действия. Понятие, состав и виды преступлений. Обязательства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния. Понятие и цели наказания. Система наказаний.
Тема 7. Основы семейного права
Понятие семьи и семейного права. Заключение брака. Расторжение брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Права ребенка в семье. Права и обязанности родителей. Ответственность по семейному праву.
Тема 8. Основы информационного права
Законодательные и нормативные правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
Тема 9. Основы экологического права
Понятие, система и источники экологического права. Ответственность за экологические правонарушения.
Практические занятия
Тема 1. Основы учения о праве
План
Право: понятие, виды, признаки, функции.
Закон и подзаконные акты.
Система права. Краткая характеристика отраслей права.
Правовые отношения.
Правомерное поведение и правонарушение.
Понятие и виды юридической ответственности.
Вопросы для контроля
1. Что такое норма?
2. Какие виды социальных норм Вы знаете? Приведите примеры.
3. Дайте определение права. В чем выражается его роль в жизни общества?
4. В чем отличие права объективного от права субъективного?
5. Что такое нормативный акт? Какие существуют виды нормативных актов?
6. Что такое закон?
7. Зачем законы надо обязательно публиковать? Может ли оглашение текста закона по радио или телевидению заменить его опубликование?
8. Когда законы вступают в силу?
9. Что такое отрасль права и какие отрасли права Вы можете привести в качестве примера?
10. Каковы признаки правонарушения?
11. Справедливо ли наказывать человека, если вред причинен его домашними животными?
12. Чем преступления отличаются от проступков?
13. Что такое юридическая ответственность и чем она отличается от ответственности моральной?
14. Какие примеры из жизни Вы можете привести, говоря о видах юридической ответственности?
Вопросы для обсуждения (диспута)
1. В законодательстве установлено следующее (отнюдь не жестокое) правило: обсуждение законопроекта обычно проходит три чтения. Во время обсуждения депутаты иногда могут позволить себе отклониться от темы и говорить не по существу, затягивая чтение законопроекта до бесконечности. Но работа законодательных органов оплачивается из кармана налогоплательщиков, в том числе и ваших родителей.
Как Вы думаете, следует ли эту норму права сделать жесткой и четко расписать процесс обсуждения законопроекта?
2. Можно ли искоренить преступления, и что для этого надо сделать?
Многие полагают, что преступность – явление временное, и если с ней эффективно бороться, то ее можно искоренить раз и навсегда. Однако практика развития общества свидетельствует об обратном. В пересчете на душу населения уровень преступности в последнем столетии носит «обвальный» характер по сравнению со средними веками. Даже на примере нашей страны хорошо видно, что в советское время преступность была ниже, чем в современной России на этапе перехода общества к рыночной экономике. Создается впечатление, что преступность – это неизбежный спутник развитого общества или та цена, которую общество платит за взятие новых высот в своем развитии.
Так ли это?
Задачи и задания
1. Определите вид следующих норм.
Нельзя управлять автомобилем в нетрезвом виде.
В лес на прогулку в строгом деловом костюме не ходят.
Выходя из автобуса, мужчина должен сойти первым и подать своей даме руку.
Женщина, выходя замуж, приносит в дом приданное.
2. На контрольной по математике Маша попросила свою подругу Валю, отличницу, передать ей шпаргалку с решением трудной задачи, которое ей никак не давалось. Валя в ответ покачала головой: «Нет!».
Оцените их поведение. Кто из них и какую норму нарушил?
3. Иванов, уезжая в отпуск, передал по доверенности право на управление личным автомобилем своему другу Петрову. К сожалению, случилось несчастье: Петров, управляя автомобилем, попал в аварию, разбил машину и погиб сам. У него остались жена и двое малолетних детей. Иванов, вернувшись из отпуска, немедленно предъявил иск о взыскании ущерба к вдове Петрова.
Как Вы оцениваете действия Иванова с юридической и моральной точек зрения?
4. В Законе об образовании установлено, что основное (девятилетнее) образование является обязательным. Предположим, что правительство, ознакомившись с ситуацией, связанной со школьным образованием, выносит следующее постановление: в местностях, где существует дефицит педагогических кадров, обязательным является шестилетнее образование.
Можно ли признать издание данного нормативного акта законным? При расхождении содержания нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу, какой из них следует применить.
5. Семья Николаевых решила отдохнуть летом за границей. Рассчитав свой довольно скромный бюджет, семейный совет решил воспользоваться железнодорожным транспортом: денег на отдых должно было хватить, если не делать в поездке никаких трат. Однако на границе с каждого члена семьи потребовали уплаты установленной пошлины за пересечение границы, а также сообщили, что, согласно недавно принятому закону, такую же сумму следует заплатить и при возвращении в Россию.
Справедливо ли это, если учесть, что с новым законом никто из Николаевых не был знаком: ни по телевидению, ни по радио, ни из газет они о нем ничего не слышали, хотя им сообщили, что этот закон был опубликован?
6. Г-н Никаноров в красивом темном костюме вместе с женой прогуливался в парке. Вдруг на них набросилась собака, бегавшая без поводка и намордника. Хозяин собаки попытался ее отогнать, но она успела укусить Никанорова за ногу и порвать при этом его брюки. В поликлинике, куда обратился г-н Никаноров, ему выписали бюллетень и обязали ежедневно в течение 7 дней приходить в процедурный кабинет и делать уколы против бешенства.
Какой вред был причинен г-ну Никанорову? Определите, нормами какой отрасли права следует урегулировать данный конфликт.
7. Семья Селивановых наконец-то купила автомобиль. Чтобы защитить машину от осадков и угона, было решено приобрести гараж «ракушку» и поставить его под окном. Для установки гаража пришлось спилить дерево. Соседи сообщили об этом в милицию. Был составлен протокол о совершении правонарушений.
Нормы, каких отраслей права были нарушены?
8. В школе санитарно-техническое оборудование было изрядно изношено, часто выходило из строя, и приходилось вызывать сантехника из РЭУ, обслуживающего школу. Когда в очередной раз кран в туалете перестал перекрывать воду и она полилась на пол, администрация школы немедленно дала заявку в РЭУ на устранение поломки. Но сантехник пришел лишь на следующий день. За ночь вода залила нижний этаж, испортила там потолок и стены нескольких помещений. Школа понесла имущественный ущерб. На требование директора школы, обращенное к начальнику РЭУ, возместить понесенный ущерб, был получен отказ. РЭУ считало, что ответственность должен нести сам слесарь, который вовремя получил заявку, но ее не выполнил, поскольку отмечал с друзьями день рождения одного из них.
Скажите, нормы, какой процессуальной отрасли права (гражданского процесса или арбитражного процесса) будут действовать при рассмотрении данного спора? Как этот спор должен быть разрешен по существу (кто виновен в протечке воды и понесет имущественную ответственность)?
9. На экзамене учительница заметила, что один из учеников списывает. Подойдя к его парте, она вытащила из нее учебник, раскрытый на нужной странице. За экзамен ученику была сразу поставлена «двойка».
Можно ли в действиях ученика усмотреть вину? Если да, то к какому виду проступков относится поведение виновного?
10. Одиннадцатиклассники отдыхали в спортивном лагере. Петя Калашников, отец которого был бизнесменом, привез с собой видеокамеру. Когда он был на очередной тренировке, соседи по комнате Андрей и Сергей взяли видеокамеру и, пытаясь в ней разобраться, нечаянно сломали.
Какое правонарушение они совершили, и какой вид юридической ответственности к ним можно применить?
Тест
1. Нормативные социальные регуляторы – это…
а) мораль;
б) директива;
в) право;
г) обычаи;
д) правила проведения строительных работ.
2. Государственная принудительность, нормативность и формальная определенность характерны для …
а) правовых норм; в) корпоративных норм;
б) моральных норм; г) обычаев и ритуалов.
3. Применение неопубликованных законов в РФ…
а) допускается только в отношении законов, регулирующих отношения, связанные с обеспечением государственной безопасности и охраной государственной тайны;
б) в соответствии с Конституцией РФ, допускается только в условиях введения чрезвычайного положения на всей территории страны;
в) не допускается.
4. Элемент правовой нормы, в котором предусмотрены определенные нежелательные для субъекта последствия материального, физического, психического характера, называется…
а) санкцией; в) диспозицией;
б) гипотезой; г) наказанием.
5. Выделите современные источники права:
а) судебные речи; г) приговоры судов;
б) нормативно-правовые акты; д) правовые прецеденты;
в) договоры-сделки; е) нормативный договор.
6. К видам подзаконных актов в современной России относится…
а) Указ Президента РФ; г) Конституция субъекта РФ;
б) Конституция РФ; д) постановление Правительства РФ.
в) постановление Городской Думы;
7. Система права – это…
а) правовая организация всего общества, совокупность всех юридических средств и институтов;
б) совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей права;
в) совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и учреждений.
9. Актом правотворчества является…
а) Федеральный закон от 5 мая 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
б) Указ Президента РФ от 26 июля 1994 г. № 1553 «О награждении орденом Дружбы Алексеева С.С.».
в) Распоряжение Правительства РФ от 1 июля 1991 г. №1023-р «О члене коллегии Росгидромета».
10. Порождают (изменяют, прекращают) отношения между субъектами на основе предписаний правовых норм…
а) праводееспособность; в) юридические факты.
б) объект правоотношения;
11. Объем дееспособности физических лиц в настоящее время зависит…
а) от возраста;
б) от состояния душевного здоровья;
в) постоянного места жительства;
г) имущественного положения.
12. Стадии законодательного процесса:
а) применение права;
б) подготовка законопроекта;
в) принятие и утверждение законопроекта;
г) обжалование принятого решения.
13. Нормативный акт, обладающий наивысшей юридической силой, называется…
а) Конституцией РФ; в) постановлением Правительства РФ;
б) Федеральным Законом; г) Указом Президента РФ.
14. Локальным нормативным правовым актом является…
а) Указ Президента РФ;
б) приказ о приеме на работу;
в) положение о премировании работников конкретного предприятия.
15. Обратная сила закона выражается в том, что…
а) закон смягчает ранее наложенное уголовное наказание;
б) распространяет свое действие на юридические факты, возникшие до его принятия;
в) распространяет свое действие на юридические факты, возникшие после его принятия.
16. Экстерриториальное действие закона означает, что…
а) закон действует на ограниченной территории государства;
б) закон действует на всей территории государства;
в) закон одного государства действует на территории другого государства.
17. Одновременно правоспособность и дееспособность возникает…
а) у юридических лиц; в) у физических и юридических лиц.
б) у физических лиц;
18. Деликтоспособность – это способность …
а) быть носителем юридических прав и обязанностей;
б) своими собственными действиями приобретать права и нести обязанности;
в) нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.
19. Дееспособность гражданина…
а) никогда не может быть ограничена;
б) может быть ограничена в судебном порядке;
в) может быть ограничена, но только с согласия гражданина.
20. Юридический факт, возникший независимо от воли и сознания субъекта:
а) поджог, повлекший гибель чужого имущества;
б) наводнение, повлекшее гибель застрахованного имущества;
в) заключение договора купли-продажи.
21. Обстоятельствами, оговоренными законодательством, при наличии которых юридическая ответственность исключается, являются:
а) крайняя необходимость; г) необходимая оборона;
б) презумпция невиновности; д) амнистия.
в) невменяемость;
22. Виды юридической ответственности:
а) карательная; г) охранительная;
б) административная; д) уголовная;
в) дисциплинарная; е) гражданско-правовая.
23. В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются на…
а) умышленные и неосторожные; в) события и деяния.
б) преступления и проступки;
24. Юридическая ответственность без вины наступить…
а) не может, так как отсутствует субъективная сторона состава правонарушения;
б) может, в случае причинения вреда источником повышенной опасности;
в) правильного ответа нет.
При подготовке к занятию использовать [18–22, 27, 31, 34].
|
|
|