Знайте и применяйте общепринятые сокращения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите основные закономерности слухового восприятия.
2. 2. иаль-
выхватить необходимый
Перечислите причины, мешающие эффективно слушать лекцию, доклад или другие выступления.
3. Как улучшить умение слушать?
4. Какие вы можете привести советы по оптимизации процесса слушания и преодолению вредных привычек, мешающих эффективно слушать?
5. Как правильно конспектировать лекции?
6. Что вы знаете о системе условных сокращений, применяемых при конспектировании лекций и ведении других записей?
Задание 1.
Все наши убеждения влияют на систему ценностей и психологические установки относительно тех или иных типов поведения других людей, поэтому нам трудно прислушиваться к чужим взглядам или принимать чужое поведение.
Можете ли вы привести пример, подтверждающий это утверждение, или оно для вас неверно?
Задание 2.
Можно ли так сказать: хорошо слушает тот, кто хорошо говорит, или есть какие-то другие факторы, влияющие на процесс восприятия речи говорящего?
В нашем общении существует целый ряд барьеров между говорящим и слушающим. Это объективно существующие явления и процессы.
Первый – это миф о том, что в
общении вся власть принадлежит говорящему, так как говорение олицетворяет власть, силу, действие, а слушание ассоциируется со слабостью, апатией.
Второй – это мнение о том, что слушание является выборочным, субъективным процессом (информация, противоречащая нашим убеждениям, не воспринимается).
Третьим барьером является предвзятое слушание: уже сформированное мнение об уровне и значимости того, что будет сказано.
Определённый барьер создают и эмоции: существуют темы, которые мы не хотели бы обсуждать, поэтому не участвуем в их обсуждении, а
готовим каверзные вопросы, возражения.
Значительное воздействие на умение слушать оказывают и процессы, происходящие в нашем организме, они относятся к там называемым физиологическим барьерам: время суток, усталость, жизненные проблемы, фактор разницы во времени обработки информации (объём поступаемой информации чуть меньше 200 слов в минуту, а наше сознание может перерабатывать 300-350 слов, следовательно, возникает избыток времени, и мы отвлекаемся от процесса общения).
Наконец, имеются и семантические барьеры, ведь не существует людей, которые в одно слово вкладывали бы один и тот же смысл.
Задание 3.
Главное в ходе слушания – правильно «упаковать» информацию. Но именно и только те сведения, которые были нами верно услышаны. Давайте вспомним способы совершенствования слушательских навыков:
Стремись найти в услышанном что-то полезное, интересное для себя. (Как это соотносится с тем, что мне уже известно? Что из сказанного я могу применять? Что я узнала нового?)
-
Возьми инициативу на себя: создай благоприятную атмосферу, стимулируй говорящего.
Слушая, работай: если предмет обсуждения известен заранее, подготовься, выработай свою точку зрения.
Сосредоточь своё внимание на основных мыслях и идеях.
Конспектируй: записи должны быть краткими; в процессе разговора просматривай их, выделяй для себя, что можно использовать, с чем ты согласен, а с чем - нет.
Не отвлекайся на внешние обстоятельства.
Воздерживайся от поспешных возражений.
Задавай вопросы, чтобы выяснить, насколько точно ты понимаешь сказанное.
Обрати на пользу скорость мышления: резюмируй сказанное.
Постоянно тренируйся: слушай и конспектируй сложный и незнакомый материал.
Анализируй, что тебе сообщат посредством невербальных каналов.
Оценивай и критикуй содержание сообщения, а не поведение говорящего.
Опираясь на услышанное, кратко сформулируйте основные советы грамотному слушателю.
Задание 4.
Определите второстепенную информацию.
1. Хазары — это название древнего народа тюркского происхождения, то есть они являются историческими родственниками многих современных народов, например, турок, татар, казахов, киргизов, якутов и др.
2. Генерал Скобелев прославился как герой при освобождении Болгарии от турецкого владычества в русско-турецкую войну 1877—1878 годов.
3. Семиотика — это современная наука о знаковых системах (системы знаков — это, например, язык, светофор, погоны военнослужащих, деньги, буквы, цифры, шахматы, жесты, дорожные знаки и т.д.).
4. 996 год — торжественное открытие великим князем киевским Владимиром церкви Успения Богородицы, названной «Десятинной», потому что он отдавал ей «десятую часть от богатств своих и своих городов».
5. Первая часть Библии (Ветхий Завет) была написана на древнееврейском языке (иврите). Это очень экономное письмо. В нем, как и в арабском, обязательно обозначаются только согласные. Евреи и арабы пишут справа налево.
Задание 5.
Расшифруйте сокращенную запись.
1. Ольга (ок. 890—969) — первая христ. киевск. княгиня. Возм., р. в Пскове и была, по преданию, дочерью Олега, завоевавшего Киев. Ольга сочетала в себе незаурядный ум и редкие гос. качества. Она реформировала сист. управления государством, стремилась к расширению меж-дунар. связей.
2. Сист. усл. знаков употр. в разл. областях жизни. Т. наз. инициальн. аббревиатуры употр. б.ч. в кач. сокр. назв. гос-в и орг-ций, напр.: РФ, ООН. Ср.:
Российская Федерация, Организация Объединенных Наций.
3. Геогр. карты показывают взаимн. расположение разл. геогр. объектов. Общеупотр. усл. сокр. на них — это Б., вдхр., г., г., глуб., кн-во, кр., М., м., о., обл., о-в, р., пос, с, пров., прол., пуст, и др.
Задание 6.
Запишите, используя общепринятые сокращения. Подчеркните слова, которые несут второстепенную информацию.
1. Святослав (погиб в 972 году) — киевский князь, сын Игоря и Ольги. Возможно, родился около 942 года. Стремился к расширению государственных границ Руси, росту ее международного авторитета. Прославился военными походами, разгромил Хазарский каганат.
2. Сперанский Михаил Михайлович, граф, (1772—1839). Сын сельского священника, Сперанский служил в министерстве внутренних дел перед тем как стать советником императора Александра I, который поручил ему разработку плана государственных преобразований.
3.Аракчеев Алексей Андреевич, граф, (1769— 1834). Выходец из семьи мелкопоместных дворян, Аракчеев сделал стремительную военную карьеру при Павле I, насаждая в войсках мелочную и жестокую прусскую муштру. Став военным министром в 1808 году, в 1810 году он подал в отставку в знак несогласия с преобразовательными планами Сперанского.
Задание 7.
Сравните текст первоисточника и письменные записи, оформленные как текстуальный и схематичный конспекты.
Учебник по экономической теории (экономика). М.: Владос, 1997. - С.303-304.
Текст первоисточника Текстуальный конспект
студента
Мировое сообщество включает в себя более 160 национальных, формально независимых и самостоятельных экономических субъектов, каждый из которых способен влиять на направления развития. Все страны имеют свою историко-географическую, национальную, религиозную и социально-политическую специфику, которая в самых разнообразных формах преломляется в социально-экономических особенностях развития данной страны.
Мир поделен на различные социально-экономические системы, международные группировки, отличающиеся друг от друга целями, механизмами функционирования, эффективностью действия этих механизмов. Классификация стран мирового сообщества производится на основе различных критериев. До недавнего времени в нашей литературе мировое сообщество делилось на мир социализма, мир капитализма и «третий мир». Конфронтационное, по сути, деление поддерживалось и тезисом об основном содержании эпохи — как периоде перехода от капитализма к социализму. Отказ от идеологизированной дифференциации мира, от «борьбы двух систем» не снимает проблему разнородности стран мирового сообщества.
При самом общем подходе к классификации стран мирового сообщества можно выделить: три группы государств в соответствии со спецификой хозяйственных систем — страны с развитой, развивающейся рыночной экономикой и страны с нерыночной экономикой; три группы по степени развитости (низко-, средне-, высокоразвитые); новые индустриальные страны (НИС) Юго-Восточной Азии и Латинской Америки; высокодоходные нефтеэкспортирующие (Саудовская Аравия, Кувейт и др.); наименее развитые страны (НРС), в том числе наиболее бедные страны мира (Чад, Бангладеш, Эфиопия); различные региональные союзы и интеграционные группировки.
|
Мировое сообщество (МС). 160 национальных, независимых и сам-х эконом. суб-тов. Каждый член МС способен влиять на направл. разв-я. Все страны имеют свою ист.-географ., нац-ную, религиозную и соц.-полит. спец-ку. Это находит отражение в соц.-экономич. особ-ях разв. страны.
Мир поделен на разл. соц. -экономич. системы, междунар. группир-ки; эффект. разв. Классификация стран -МС произв-ся на основе разл. критериев.
Выделяют: 3 группы госуд-в по специфике хоз-ных систем: 1) с развитой;
2) развивающ. РЭ;
3) с нерын. экон.
3 группы по степени разновидности: низко-, средне-, высокоразвитые госуд-ва;
Новые индустриальные страны (НИС): Юго-Восточная Азия и Латинская Америка;
Высокодоходные нефтеэкспортирующие (Саудовская Аравия, Кувейт и др.); < развитые (НРС),+> бедные страны (НБС) (Чад, Бангладеш, Эфиопия); различные регион. союзы и интеграционные группировки.
|
Опорный конспект (схематический)
Мировое сообщество: различия составляющих его государств
Мировое сообщество государств (МСГ)
160 нац. независ. гос-в (после 80-х годов XXв.)
3 группы: развитая, развивающаяся, нерыночная
3 группы: степень развития высоко-, средне-, низко:
НИС: Латинская Америка, Юго-Восточная Азия
Высокодоходн. НЭС. Саудовская Аравия, Кувейт
>НРС
НБС<
Регион. Союзы и интергруппы
Специфика МСГ Мир капитализма
Историко-географическая (ИГ) Мир социализма
Национальная (НЦ) «третий мир»
Религиозная (РЛГ) (до 80-х гг. XX века)
Социально-политическая (СП) Борьба систем
Социально-экономическая (СЭ)
Эталоны ответов
Задание 4.
1. Хазары — это название древнего народа тюркского происхождения, то есть они являются историческими родственниками многих современных народов, например: турок, татар, казахов, киргизов, якутов и др. Хазары
были тюрки = татары, казахи, киргизы, якуты...
Были подчеркнуто, потому что сейчас их нет. А знак «равно» понятен каждому.
Турки пропущены в списке, потому что само собой разумеется, что они являются
тюрками.
2. Генерал Скобелев
прославился как герой при освобождении Болгарии от турецкого
владычества в русско-турецкую войну 1877—1878 годов. Ген. Скобелев освобождал Болгарию от турок в 1877-78. Ген. — это общепринятое сокращение.
3. Семиотика —
это современная наука
о знаковых системах (системы знаков —
это, например, язык, светофор, погоны
военнослужащих, деньги, буквы, цифры, шахматы, жесты, дорожные знаки и т.д.).
Семиотика — наука о системах знаков = язык, светофор, погоны, деньги...
4. 996
год —
торжественное открытие
великим князем киевским Владимиром церкви Успения Богородицы,
названной «Десятинной»,
потому что он отдавал ей «десятую часть от богатств своих и своих городов».
996 — открытие Владимиром церкви Успения Богородицы — «Десятинной». Можно еще сократить, потому что «Успение» — обязательно «Богородицы».
5.
Первая часть Библии (Ветхий Завет)
была написана на древнееврейском языке (иврите
). Это очень экономное письмо. В нем, как и в арабском,
обязательно обозначаются только согласные.
Евреи и арабы пишут справа налево. В древнееврейском языке Ветхого Завета Библии (иврите) и арабском пишут только согласные, справа налево.
Как видите, можно менять строй фразы и порядок слов. От этого краткость только выигрывает.
Задание 5.
1. Ольга (около 890—969 годов) — первая христианская киевская княгиня. Возможно, родилась в Пскове и была, по преданию, дочерью Олега, завоевавшего Киев. Ольга сочетала в себе незаурядный ум и редкие государственные качества. Она реформировала систему управления государством, стремилась к расширению международных связей.
2. Система условных знаков употребляется в различных областях жизни. Так называемые инициальные аббревиатуры употребляются большей частью в качестве сокращенных названий государств и организаций, например: РФ, ООН. Сравните: Российская Федерация, Организация Объединенных Наций.
3. Географические карты показывают взаимное расположение различных географических объектов. Общеупотребительные условные сокращения на них — это Большой/ая/ое, водохранилище, город, гора, глубина, княжество, край, Малый/ая/ое, море, озеро, область, остров, река, поселок, село, провинция, пролив, пустыня и другие.
Задание 6.
1. Святослав (погиб в 972 г.) — киевск. кн., сын Игоря и Ольги. Возм., р. ок. 942 г.
Стремился к расширению гос. границ Руси, росту ее между-нар. авторитета.
Прославился воен. походами, разгромил Хазарск. каганат.
2. Сперанский Мих. Мих., гр., (1772—1839). Сын сельск. свящ., С.
служил в
МВД
перед тем к. стать советником имп. Александра 1,
к-рый поручил ему разработку плана гос. преобразований. С. — т. наз. «ситуативное» сокращение, фамилия Сперанский уже была упомянута в этом тексте.
3. Аракчеев Ал. Ан., гр., (1769—1834).
Выходец из
семьи мелкопоместн. дворян, А.
сделал стремительную воен. карьеру при Павле 1, насаждая в
войсках мелочную и жестокую прусскую муштру. Став воен. министром в 1808, в 1810 он
подал в отставку в
знак несогласия с преобразовательными планами Сперанского.
Литература
1. Беркли А.М. Забытое искусство слушать. СПб.- 1997.
2. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда. – М., 2004.
3. Гарунов М.Г, Александров Е.М. Как слушать, конспектировать и прорабатывать лекции.- Иваново, 1979.
4. Граф В., Ильясов И., Ляудис В. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.,1981.
5. Илюшечкин В.И., Сосновский В. Т. Учись учиться в вузе. – Армавир, 1988.
6. Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. – Саратов, 1984.
7. Шаповал В. В., Митрофанов К. Г. Как быстро и правильно написать конспект. – М., 2004.
ДЛЯ ЗАМЕТОК
Отпечатано в ООО «Аверс Плюс»
150003, г. Ярославль, ул. Советская, 78. Тел. 97-69-22.
Тираж 800 экз. Заказ № 31. Усл. п. л. 2.