Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«ЯРОСЛАВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Как эффективно работать на лекции
Издание 2-е
Ярославль
2007 год
УДК37
ББК74
Составитель: Хмаро Наталья Владимировна – доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ФПК(п), кандидат педагогических наук.
Рецензент: Русина Н.А. доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ФПК(п), кандидат психологических наук.
Как эффективно работать на лекции. Ярославль, Аверс Плюс, 2007,
32 с. Библиогр. 7.
Лекция является одной из ведущих форм организации учебного процесса в вузе. От умения студентов эффективно работать на лекции зависит успех в обучении. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации работы на лекционных занятиях, основам конспектирования адресованы студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений.
Утверждено и разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом академии (протокол № 1 от 31.10.06)
Содержание
Введение 4
Особенности лекционной формы обучения в вузе 5
Как научиться эффективно слушать лекцию 7
Конспектирование 15
Приложение 23
Контрольные вопросы и задания 25
Эталоны ответов 29
Литература 31
Введение
Учебный процесс в вузе организуется таким образом, чтобы каждый этап учебной деятельности студента не только непосредственно продолжал ряд предшествующих либо являлся их обобщением, но и одновременно подготавливал студента к последующему этапу, предусматривающему усвоение более сложных структур, достижение более емких обобщений. Если глубокая проработка лекционного материала и рекомендованной литературы является лучшей подготовкой к очередному семинару, практическому занятию, коллоквиуму, то последние готовят студента к будущему экзамену, а все это в целом плюс непосредственная подготовка и сдача экзамена помогут его становлению как специалиста. У тех студентов, которые плохо осознают иерархию форм обучения, не умеют распределять силы и строить свою деятельность в соответствии с общей структурой обучения, возникают большие трудности.
Обучение в вузе состоит из аудиторной и самостоятельной подготовки, причем в гораздо большей степени студент должен учиться самостоятельно или в общении с товарищами.
Аудиторная подготовка предусматривает:
- посещение студентом лекций, семинаров, практических, лабораторных занятий, консультаций и добросовестное конспектирование;
- сдачу в установленные сроки выполненных самостоятельно и в письменной форме различных заданий;
- отчеты в устной форме по другим заданиям.
Самостоятельная подготовка предусматривает:
- внимательное чтение и продумывание лекций, решение задач и выполнение различных упражнений;
- библиотечную работу с разнообразной литературой, ведение записей, конспектов;
- обсуждение учебного материала с другими студентами;
- выполнение различных самостоятельных работ, написание рефератов, подготовку докладов и т.д.
Основной каркас учебной деятельности студента задан учебным расписанием, сочетающим различные формы аудиторной работы и предусматривающим прохождение определенных программ в установленные сроки. Поэтому первоочередной задачей студента на данном этапе является скорейшее ознакомление с учебным распорядком, программами, возможное согласование индивидуального ритма работы с обязательным ритмом аудиторных занятий. Надо построить свою внеаудиторную самостоятельную работу так, чтобы она наилучшим образом готовила его к восприятию очередной лекции, к выступлению на семинаре, эффективной работе на практическом занятии, зачете, экзамене и т.д. Это значит также уметь в ходе аудиторной работы (лекции, семинара) организовать дело так, чтобы в наибольшей степени облегчить себе последующую самостоятельную работу. Например, подготовка к семинару или практическому занятию во многом будет зависеть от того, правильно ли вы записывали лекции.
Поскольку вся учебная деятельность студента формально подразделяется на аудиторную и внеаудиторную работу, правомерно задать вопрос: как же следует учиться в аудитории и за ее пределами, каковы оптимальные условия работы студента на лекции, семинаре, практическом занятии и в ходе подготовки к ним? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Особенности лекционной формы обучения в вузе
Выражение «читать лекцию» уходит своими корнями в Средневековье, когда не было учебников и лекция была для студентов единственным источником получения необходимых знаний. Лектор (от лат. lektor — чтец) стоял за кафедрой и быстро или медленно читал написанное им. В 1935 г. в Парижском университете на факультете искусств было решено испробовать два вида лекций:
1) быстрый — читать так, что ум может воспринять, но рука не успевает записывать;
2) медленный, при котором слушатель может все записывать.
При сравнительном анализе первый метод был признан лучшим, поскольку у слушателей образуются понятия, способствующие запоминанию услышанного.
Естественно, со временем лекция как способ передачи информации, фактического материала уступила свои позиции книге, учебнику, изменив тем самым свои функции. Лекция не является неким застывшим образованием, а чутко реагирует на социальные преобразования, отражает и аккумулирует своеобразие эпохи, перестраивается вместе с ней.
Лекция, где изучаются основы теории того или иного учебного предмета, должна дать студенту путеводную нить, помочь ему не захлебнуться в потоке информации, обрести ориентиры, выбрать самое главное и необходимое. Вузовская лекция не только дает глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студентов. При недостаточно полном понимании особенностей лекционной формы обучения нередко возникает представление о полной взаимозаменяемости лекции и учебных пособий. Между тем лекция никак не сводима лишь к одной из ее функций — информативной. Прежде всего это очень эффективная форма живого, непосредственного контакта сознания, воли, чувств, убежденности — всего богатства личности педагога с внутренним миром студента. Обладающий обширными знаниями, богатым опытом и целым арсеналом научных методов лектор ведет студентов в мир знания, приобщает к «тайнам» научного мышления, вводит в лабораторию современного научного творчества.
Суть лекции хорошо выразил великий русский ученый и философ Павел Александрович Флоренский (1882—1937): «Существо лекции — непосредственная научная жизнь, совместное со слушаниями размышление о предметах науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов. Лекция — это посвящение слушателей в процесс научной работы, приобщение их к научному творчеству, род наглядного и даже экспериментального научения методам работы, а не только передача «истин» науки в ее «настоящем» положении... Лекция должна не научить тому или другому кругу фактов, обобщений или теорий, а приучить к работе, создать вкус к научности. Давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности».
Отметим такие важнейшие качества лекции, как информационная насыщенность, оперативность, возможность концентрации в ней новейших сведений из данной области знаний, дифференцирования ее по отношению к различной аудитории.
Как правило, выделяют пять основных функций вузовской лекции:
информативную,
ориентирующую,
стимулирующую,
развивающую,
воспитывающую.
Информативная функция лекции проявляется в систематическом изложении научных фактов, доказательств и выводов.
Выделение в материале основного и наиболее существенного, пробуждение у студентов внимания, интереса к поиску, экспериментированию, самостоятельной работе составляют суть ориентирующей и стимулирующей функций вузовской лекции. Анализируя научные теории, лектор раскрывает методы исследования, объясняет, для решения каких проблем эту теорию можно применить, определяет способы и алгоритмы решения этих проблем.
Развивающая функциялекции заключаются в формировании у будущего специалиста культуры восприятия и мышления, в обогащении структур интеллекта, в стимулировании познавательной мотивации.
Воспитывающая функциялекции состоит в первую очередь в пробуждении интереса, эмоционально-оценочного отношения у студентов к изучаемому предмету.
Процесс усвоения информации на лекции сложнее, чемв процессе чтения учебной литературы, так как необходимо распределять свое внимание между слушанием и записью. Многие первокурсники во время лекции испытывают большие трудности. Так, среди проблем, с которыми сталкиваются многие студенты, можно назвать следующие:
большой объем учебного материала. Одна лекция может содержать информацию в объеме 5—10 школьных уроков;
сложный язык лекционного материала. Первокурсники не всегда подготовлены к восприятию материала на таком уровне сложности и в такой форме;
многие первокурсники испытывают большие трудности при восприятии материала в течение двухчасовой лекции;
в процессе лекции некоторые студенты часто отвлекаются и могут сконцентрировать свое внимание лишь на непродолжительное время;
во время лекции некоторые студенты «отключаются», погружаются в свои мысли и с трудом понимают, о чем говорит лектор;
учащиеся не могут заставить себя сосредоточиться на лекции, если содержание ее показалось неинтересным или не понравился лектор;
многие студенты, хотя и внимательно слушают, но не успевают записывать весь материал лекции или допускают существенные ошибки в своих конспектах, что может привести к большим проблемам при подготовке к практическим занятиям, экзаменам;
большинство студентов хотя и успевают записывать лекцию, но не могут ее осмыслить. Если такие студенты не делают попыток самостоятельно разобраться в материале после лекции, то за семестр накапливается много недоработанного лекционного материала;
некоторые студенты испытывают трудности при попытках применить теоретические знания, полученные на лекции, для решения задач, при подготовке к практическим или семинарским занятиям.
Как следует из приведенных данных, затруднения студентов вызваны тем, что целый ряд важнейших умений учебного труда у них сформирован недостаточно. Такие трудности испытывает значительное количество студентов, причем они встречаются среди хорошо успевающих. Эффективная работа студента на лекции требует определенных умений. К ним относятся:
умение эффективно слушать лекцию,
умение осмысливать информацию,
-
управлять своим вниманием,
правильно конспектировать лекцию,
владеть навыками синхронной переработки логической структуры информации и записи.
Как научиться эффективно слушать лекцию
Чтобы восприятие было полным и осмысленным, рекомендуется заранее готовиться к лекции, для этого полезно повторить предыдущий материал. Тогда восприятие нового материала будет более эффективным. Нужно сформировать у себя установку на то, что материал, который будет сейчас излагаться, очень важен как для усвоения последующей информации, так и для дальнейшей учебы, для будущей профессии.
Необходимо быть готовым к лекции, к ее записи еще до прихода лектора в аудиторию, так как уже в первую минуту объявляется тема, формулируется основная цель, дается перечень важнейших вопросов. Без этого дальнейшее понимание лекции затруднено. В ходе слушания лекции надо помнить название темы и соответствующий план изложения. Весь материал лекции, все обоснования, разъяснения, примеры необходимо постоянно соотносить с главными теоретическими положениями.
Эффективность познавательной деятельности студента в процессе слушания лекций всецело зависит от направленности его внимания. Известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870/71) назвал внимание той дверью, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.
В деятельности студента на лекции проявляются различные свойства внимания:
устойчивость,
концентрация,
объем,
распределение,
переключение.
Каждое из них весьма существенно. Например, устойчивость и концентрация позволяют студенту длительное время сосредоточиваться на своей работе даже при внешних раздражителях и помехах. Главное в том, чтобы процесс записи во время лекции не мешал слуховому восприятию материала. В первую очередь необходимо усвоить материал на слух, понять и осмыслить его.
Работа студента на лекции — сложный процесс, сочетающий в себе три вида деятельности:
слушание, осмысливание и собственно конспектирование (запись).
Причем умение слушать, как один из важных методов восприятия информации, используется намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые. Данный канал передачи информации наиболее часто задействуется в учебном процессе. Психологи установили, что время, которое мы посвящаем разным видам коммуникации, в среднем распределяется следующим образом:
около 40% времени мы тратим на слушание,
до 35% — на разговоры,
до 16% — на чтение,
до 9% — на письмо.
При этом средняя эффективность слушания составляет всего 25%, тогда как около 70% своего времени (без учета сна) мы проводим в вербальном общении.
Слышать и слушать — не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и часто осознаем, что услышали тот или иной звук только после того, как он прекратился. Например, в тихой комнате мы можем слышать тиканье часов, однако мы редко слушаем его, иногда мы вспоминаем о часах только в тот момент, когда они вдруг остановились. Умение слушать подразумевает гораздо более утонченный мыслительный процесс, чем просто умение слышать. Чтобы научиться слушать эффективно, требуются затраты времени и сил, но это — самый простой и доступный способ получения полезной информации. Он требует определенной дисциплины и затрат энергии. Причем умение слушать эффективно — не врожденное, данное нам от природы, оно является приобретаемым и его необходимо постоянно развивать.
Процесс слушания и понимания требует подчас значительного умственного напряжения и бывает затруднен целым рядом причин.
1. Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, мы можем отвлекаться от речи говорящего, начинаем думать о чем-то постороннем, наши мысли витают где-то далеко. Большая разница между скоростью речи и мыслительного процесса может стать главным препятствием эффективного слушания.
Избирательность внимания.Мы с детских лет привыкли слышать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все и всегда — непосильное занятие. Поэтому мы приучаемся последовательно выбирать то, что представляет для нас наибольший интерес. Привычка переключать внимание с объекта на объект затрудняет фиксирование внимания.
«Антипатия» к чужим мыслям. Нам легче следовать своим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой. Прошлый опыт человека, его убеждения становятся своеобразными фильтрами, сквозь призму которых воспринимаются чужая точка зрения и чужие мысли. Это приводит к появлению барьеров, мешающих прислушиваться к чужому мнению и новой необычной информации.
Потребность в репликах и критических суждениях. Чья-то речь может вызвать у нас потребность немедленно возразить. Мы уже не слушаем, наши мысли заняты формулированием комментариев или критических суждений, с которыми мы хотим выступить по окончании речи. У некоторых людей существует очень вредная привычка: постоянно перебивать говорящего, сразу же высказывать свое мнение, даже не дослушав до конца.
-
Предвзятое слушание. Этот барьер на пути эффективного слушания возникает тогда, когда у нас уже сформировано свое мнение о том, что будет сказано. Когда мы ожидаем услышать нечто определенное, то часто не прислушиваемся к тому, что именно говорится. Мы как бы заранее навешиваем на информацию ярлык «ненужной, неинтересной, чрезвычайно сложной или не дающей ничего нового».
Уникальное восприятие информации. На слуховое восприятие, как и на любое другое, оказывают сильное влияние прошлый опыт человека, воспоминания, установки, интересы, убеждения, ожидания, предположения, чувства, предрассудки, окружение, образующие своеобразные фильтры. Таким образом, слушание — процесс — субъективный и выборочный. Информация, противоречащая убеждениям и установкам слушателя, может либо совсем не восприниматься, либо восприниматься искаженно в позитивную или негативную сторону. Фильтр прошлого опыта, например, может заставить слушателя ожидать услышать то, что отвечает его стремлениям или желаниям. Информация, которую мы получаем, как бы просеяна через наши фильтры, обработана нами и уже не является сырой.
Сильные чувства — барьер на пути к эффективному слушанию. Они могут вызвать дезорганизацию воспринимаемой информации, ее искажение и путаницу. Фильтры прошлого опыта выстраиваются также в тех случаях, когда обсуждаются такие вопросы, которые нам не хочется обсуждать по различным эмоциональным причинам. В качестве средства защиты мы выдвигаем противоречивую мысль или используем в речи слова, вызывающие неприятные ассоциации. Некоторые слова могут создавать барьер на пути к эффективному восприятию, так как вызывают определенные сильные чувства. Такие слова, несущие в себе определенный эмоциональный заряд, получили название «горячих кнопок» или «красных флажков». У каждого человека свои «красные флажки». Примеры негативно заряженных фраз: «маменькин сынок», «примитивный», «неудачник», «вы обязаны, должны...», «вам следует...», «вам нужно...» т.п.
Могут оказать сильное влияние на манеру слушать также положительные слова и фразы. Человека могут настолько переполнять положительные эмоции, что он уже не сможет внимательно вслушиваться в последующее выступление.
Ощущение угрозы при появлении информации, которая может заставить нас изменить свое восприятие. Потенциальное изменение восприятия может вызывать довольно сильные чувства. Многие люди не хотят менять свое восприятие, свои привычные установки и убеждения, для этого им приходится либо избегать того, что говорится, либо искажать услышанное.
-
Семантические барьеры. Каждый человек придает словам свое собственное значение, мы словно фильтруем их сквозь свой личный опыт, свои убеждения, знания, образование и воспитание. В результате не существует двух людей, которые в одно и то же слово вкладывали бы один и тот же смысл. Поэтому значения слов могут соответствовать характеристике не собственно слов, а конкретных людей, это слова высказывающих и воспринимающих.
|