Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
4. Княжение Владимира I. Княжение Владимира I. Крещение Руси
Княжение Владимира I. Крещение Руси.
В период княжения Владимира I (980-1015) положение Руси упрочилось.
Все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Владимир перенёс центр тяжести в своей деятельности с организации дальних грабительских походов на упрочение власти Киева над восточнославянскими племенами.
Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.
Переход к оседлой жизни в столице стал серьезным шагом в направлении феодализации государства. Монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир также, хотя и совершал военные походы, никогда не оставался на завоеванных землях, и возвращался в Киев.
При князе Владимире оформилась структура государства. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Девять своих сыновей он посадил на княжение в крупнейших центрах Руси: Вышеслава он направил в Новгород, а после его смерти послал туда третьего сына Ярослава, Бориса отправил в Ростов, в землю вятичей, Глеба – в Муром, Святослава – в Древлянскую землю, Всеволода – во Владимир на Волыни, Мстислава – в далекую Тмутаракань на Таманском полуострове. Святополк, родившийся от Ярополка и усыновленный Владимиром, был отослан в Туров.
Продолжил Владимир и внешнюю политику своего отца, его интересовали земли по Дунаю. Поход против Болгариибыл успешен, но русские не рискнули закрепиться там и заключили с Болгарией мир. Князь Владимир успешно воевалс Византией, Польшей, кочевниками-печенегами.
Для организации обороны от печенегов Владимир соорудил несколько оборонительных сооружений с системой крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна – это была первая в истории засечная черта. Для защиты Руси Владимир сумел привлечь племена из северной части.
При Владимире древнерусское государство вступило в период своего наивысшего расцвета: усилились международный авторитет Руси и феодальная власть внутри страны, совершались успешные завоевательные походы, развивалась культура и ремёсла.
Владимир I провёл две религиозные реформы: унификацию язычества и принятие христианства.
Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего европейского государства, в развитии ее экономических, политических, семейных связей с Европой и Византией сыграло принятие в 988 г. князем Владимиром христианства. Христианство стало государственной религией Киевской Руси.
Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества:
Крещение Руси не следует расценивать как чисто религиозный акт. Владимир осуществил государственную реформу, выразив объективные потребности общественного развития. Он стремился создать государство, ничем не уступающее развитым феодальным монархиям Европы. Единая религия должна была служить целям объединения древнерусского общества. Ведь заняв киевский «стол», Владимир оказался во главе непрочного объединения славянских племен, стабильность которого требовала постоянного применения военной силы. Христианство должно было цементировать это объединение.
Князь Владимир повел себя как мудрый политик, приняв христианство в восточном варианте, стремясь добиться авторитета и статуса у Византии, но, не превращаясь в ее политического и духовного вассала. Принятие византийского варианта христианства - православия - способствовало созданию мощного централизованного государства. Христианство было принято по настоянию и в интересах правящей верхушки государства. русских князей устраивала византийская традиция главенства светского правителя над церковным владыкой.
В принятии христианства просматривалась историческая перспектива. Язычество не давало человеку того стремления к духовному, нравственному совершенствованию, какое предоставляло христианство. Но процесс христианизации означал ломку сложившегося образа жизни, мировосприятия, культуры, быта, поэтому христианизация повсеместно встречала сопротивление населения. Владимиру, его дружинникам, родовой знати пришлось приложить немало усилий, а иногда и применить силу для того, чтобы утвердить христианские обряды.
|
|
|