Навигация по странице:
|
Бусидо. Кодекс самурая
|
Название |
Кодекс самурая
|
Анкор |
Бусидо.docx |
Дата |
06.05.2017 |
Размер |
358.7 Kb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
Бусидо.docx |
Тип |
Кодекс
#8346
|
|
Бусидо
Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до, «путь воина») — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Бусидо, возникшее изначально в виде принципов воина вообще, благодаря включенным в него эстетическим ценностям и уважению к искусствам в 12-13 вв., с развитием класса самураев, как благородных воинов, срослось с ним и окончательно оформилось в 16-17 вв. уже как кодекс самурайской этики.
ЗНАЧЕНИЕ
武
«Бу» - останавливать копье. Китайскими философами также поясняется, как «способность остановить, а следовательно, и подчинить себе оружие. Указывает на военную сферу жизни самураев
士
«Си» - воин, мужчина, солдат. первоначально, в Китае, этим словом определялись люди, которые обладали мастерством в определенной сфере и занимали свое положение в обществе благодаря учености, однако готовы были взять в руки оружие, когда это необходимо. Таким образом, «буси» — это человек, способный сохранять мир как с помощью искусства, так и военными средствами.
道
«До» - путь. Важнейшее для большинства восточных философий понятие. Является указанием на то, что данный кодекс оказывает влияние на всю жизнь последователя, путь, с которого нельзя сойти.
ИСТОРИЯ
Самурайская мораль сформировалась в общих чертах одновременно с системой сёгуната, однако основы её существовали задолго до этого времени. Нитобэ Инадзо выделял в качестве основных источников бусидо буддизм и синтоизм, а также учения Конфуция и Мэн-цзы, которые быстро распространились среди самурайства. То, чего не доставало самураям в канонах буддизма и конфуцианства, в изобилии было в синтоизме.
Заимствования из синтоизма, которые восприняло бусидо, были объединены в два понятия: патриотизма и верноподданичества.
При правлении Токугавы Иэясу было составлено «Уложение о самурайских родах», определявшее нормы поведения самурая на службе и в личной жизни. Вторым сочинением, посвящённым воспеванию догматов бусидо, было житийное описание подвигов дайме Такэда Сингэна в двадцати томах, авторство которого разделили Косака Дандзё Нобумаса и Обата Кагэнори. Несколько позднее появился труд Дайдодзи Юдзана (1639—1730) «Начальные основы воинских искусств» («Будо сёсин сю»). И наконец, в 1716 г. вышли 11 томов книги «Сокрытое в листве», ставшей «священным писанием» буси. Это любопытное произведение принадлежало Ямамото Цунэтомо, в прошлом самураю клана Сага на южном острове Кюсю. После смерти своего господина, даймё Набэсима Наосигэ, которому он верно служил десять лет, Ямамото стал монахом и всю оставшуюся жизнь посвятил обобщению догматов самурайской чести.
ОТЛИЧИЯ ОТ РЫЦАРСКОГО КОДЕКСА ЧЕСТИ
Иногда люди, не разбирающиеся в японской культуре и истории, напрямую переносят свои представления о рыцарском кодексе чести на бусидо. Однако в силу культурных различий это не совсем верно. Например, поступок, с точки зрения рыцарского кодекса чести рассматривающийся как хорошая воспитанность, с точки зрения бусидо может восприниматься как лицемерие. Требование дать «честное слово» рассматривалась бы японским воином как личное оскорбление, так как бусидо запрещало лгать и не исполнять данных обещаний. В то же время, с точки зрения бусидо, воин всегда должен быть готов к бою, и потому неожиданное нападение на ненападающего противника с использованием иай-дзюцу соответствует бусидо, однако с точки зрения рыцарского кодекса чести подобное нападение считается бесчестным. Следует также отметить, что нападение с использованием иай-дзюцу могло быть и на нейтрально настроенного человека, в случае исключительной наглости последнего, причём сам факт начала нападения считался в таком случае объявлением войны. Истинный самурай, отправляясь в поход, давал три обета: забыть свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни
ФИЛОСОФИЯ БУСИДО
Если отвлечься от практических уложений, подлинный духовный смысл учения Бусидо — в том, что воин должен жить, осознавая, что он может умереть в любой момент, что нужно ценить каждую минуту, проведённую при жизни, потому что она может оказаться последней. Только тот, кто понимает, что, быть может, видит это в последний раз, может смотреть на мир с такой любовью и замечать то, на что обычные люди в суете жизни не обращают внимания. Он чувствует, как солнце греет его своими лучами, как красиво поют птицы и шелестят листья деревьев, как листок, сорвавшись с ветки, кружась, попадая в ручей, стремительно плывёт по течению. Поэтому среди самураев было немало поэтов. Многие увлекались театром Но, каллиграфией и изобразительным искусством.
Это интересно: о важности готовности к смерти для бусидо говорит такой пример из Хагакурэ.
|
Один из подданных сёгуна пришел к господину Ягю, мастеру меча, и попросил принять его в ученики. Господин Ягю пожелал узнать, какую школу боевых искусств прошел этот человек, прежде, чем принять решение об ученичестве. Тот ответил: «Я никогда не занимался ни одним из воинских искусств. Но, когда я был ребенком, я вдруг понял, что воин – это человек, которому не жалко расстаться с жизнью. Это убеждение хранилось в моем сердце много лет, и сейчас я никогда не думаю о смерти.
Пораженный господин Ягю ответил на это: «Самый главный принцип моей тактики заключается в этом. До настоящего времени, никто из моих учеников не смог понять этот принцип всем сердцем», и тут же вручил свиток, удостоверяющий его мастерство.
|
Отцы бусидо различали два вида храбрости: природную мужественность, признаками которой были бесшабашность, грубость, вспыльчивость и задиристость; и сознательную отвагу, которую может воспитать в себе каждый, независимо от того, что дано ему с рождения. С самого детства мальчика большое внимание уделялось воспитанию в нем храбрости. Храбрость, доходящая до безумия в полном самоотречении и презрении к смерти — вот то, к чему должен был стремиться истинный воин. Руководствуясь этим принципом, многие великие воины тех времен, одержимые боевым безумием, глубоко врубались в ряды врага в одиночку и оставались живы.
Доклад подготовил Шай М.Е., группа ДБО181
|
|
|