Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
социальный детерминизм. 1. Общая характеристика детерминизма
Детерминизм
1.Общая характеристика детерминизма.
Наряду с принципом субстанциального единства мира и
принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундаментальным
принципом философского учения о бытии. Принцип детерминизма содержит ответ на
вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли
эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный
характер. Другими словами на вопрос о том, выступает ли мир в своем
существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос.
Первоначально смысл
слова "детерминация" был связан с буквальным его значением и имел
антропоморфный характер. Термин "детерминация" происходит от
латинского
"determinare", означающего "определять",
"отделять", "отграничивать", и в этом смысле он обозначал
операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков,
отделяющих один предмет от другого. Позже детерминацию в философии стали
понимать в объективном смысле, как формирование, становление объективных
признаков предмета под действием объективных факторов. Именно это объективное
значение термина "детерминация", характеризующее существование в мире
отношения объективного обусловливания[1],
и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминированность
всех объективных явлений.
Детерминизм — это учение о всеобщей
обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит
универсальная взаимосвязь всех явления, которая, с одной стороны, является
проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с
другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.
Существование всеобщей
универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой
принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование
универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и
вещей вне этой универсальной взаимосвязи *.
Однако содержание
принципа детерминизма не исчерпывается этим. Философский детерминизм предполагает
также определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находящую
свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со
случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений
детерминации, существующих в мире, и в решении ряда других проблем.
В более развернутом виде общетеоретический принцип
детерминизма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:
1. Тезис о всеобщей обусловленности
материальных систем и процессов,
посредством которых
каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои
характерные признаки и
которая объясняет изменение явлений.
2. В основе всего многообразия отношений
детерминации лежит генетическая,
причинная производительность.
Иными словами, принцип детерминизма в
качестве своего
обязательного компонента включает принцип
причинности.
3. Тезис о многообразии типов детерминации
и существовании непричинных
отношений детерминации.
Это означает, что принцип детерминизма не сводит все
отношения детерминации к
причинной детерминации, но постулирует
существование
многообразия типов отношения детерминации, непосредственно не
сводимых к причинности.
В то же время причинная детерминация оказывается
основанием для
существования всех других типов детерминации.
4. Тезис о закономерности или регулярности
отношений обусловливания: процесс обусловливания имеет регулярный
упорядоченный характер. Согласно этому тезису, каждое явление, событие
подчиняется закономерным отношениям в процессе своего существования и
изменения.
Альтернативной детерминизму позицией является
индетерминизм*.
Существуют различные формы индетерминизма, но все
они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием
объективного характера отношении детерминации.
В современной западной философии весьма
распространена доктрина, сторонники которой отвергают принцип причинности, но
принимают принцип закономерности. Иногда эту доктрину обозначаю термином
"номологический детерминизм" (от греч. "nomos" — закон).
В полном объеме сущность
диалектической концепции детерминизма раскрывается с опорой на ряд философских
категорий, к которым относятся прежде всего такие, как "причина" и
"следствие", "закон" и "закономерность",
"сущность" и "явление", "необходимость" и
"случайность", "свобода", "возможность",
"действительность" и др.
2.
Причина и следствие. Цепи причинения.
В самом общем виде отношение причинения можно определить
как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление,
называемое причиной, при наличии определенных, условий с необходимостью
порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.
В данном случае
одностороннее воздействие, кстати, широко распространенное в природном и
социальном мире, получается при отвлечении от обратного воздействия и от
взаимосвязей, частью которых такое воздействие является. Если же несколько
расширить рамки рассмотрения воздействий, то обнаружится, что причина есть взаимодействие. Возможны два типа взаимодействий:
1) ведущее
к изменениям состояний и свойств в уже существовавших объектах; пример —
воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием заболевание
человека и биохимические изменения самих вирусов:
2) порождающие
новые объекты, которых не было до начала действования причины; пример —
взаимодействие электрона и позитрона, порождающие два фотона:
Причина при таком
ракурсе, т. е, в плане взаимосвязей, определяется
как взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во
взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление.
Причина есть взаимодействие, следствие — результат взаимодействия.
Первым и
основополагающим признаком причинного отношения является наличие между двумя
явлениями отношения производства или
порождения. Причина не просто предшествует следствию во времени, а
порождает, вызывает его к жизни, генетически обусловливает его возникновение и
существование. Это свидетельствует о том, что причинная связь является
субстанциальной связью. В процессах причинения происходит перенос вещества,
энергии и информации.
Субстанциальный характер причинной связи получил
свое убедительное обоснование в теории относительности. Из этой теории следует,
что причинно связанными могут быть только такие события, которые в принципе
связаны реальным физическим сигналом, процессом, распространяющимся с конечной
скоростью. Если физическое воздействие одного события на другое исключено, то
исключается и возможность причинной связи между ними.
Отношение
генетического порождения обусловливает существование и другого признака причинного
отношения: причинное отношение характеризуется однонаправленностью или
временной асимметрией. Это означает, что формирование причины всегда
предшествует возникновению следствия, но не наоборот. Процесс причинения имеет
определённую направленность во времени от того, что есть, к тому, что
возникает, появляется.
Третьим обязательным признаком причинного отношения
является его необходимость,
однозначность. Иными словами, отношение причины и следствия всегда имеет место
независимо от локализации этого причинного отношения в пространстве и времени.
Отношение причины и следствия имеет закономерный характер, а само представление
о необходимом характере связи между причиной и следствием включается в закон
причинности. Формулировка закона
причинности: равные причины всегда порождают равные следствия.
Четвёртым признаком
причинно- следственного отношения является его пространственная и временная непрерывность, или смежность. Любое
причинное отношение при внимательном его рассмотрении фактически выступает как определенная
даль причинно связанных событий.
В
мире не существует явлений и событий, которые бы не имели причины своего
возникновения и существования. Существование беспричинных событий
противоречило бы и принципу материального единства мира, и принципу развития, и
принципу универсальной взаимосвязи всех явлений. Существование беспричинного
события означало бы фактически его независимость от всего остального
материального мира. С естественнонаучной точки зрения существование
беспричинных событий входит в противоречие с законом сохранения материи и
энергии, ибо оно демонстрировало бы возникновение чего-либо из ничего.
За признанием
всеобщности причинности в силу его субстанциального характера стрит старая
философская максима: "Ничто не может
возникнуть из ничего или превратиться в ничто".
Утверждение о всеобщем
характере причинной обусловленности явлении обычно называется принципом причинности. Всякое изменение
в состоянии какого бы то, ни было, материального тела может быть вызвано только
материальным воздействием, определенным материальным процессом.
Имеются
следующие виды цепей причинения*:
1) Однолинейные цепи причинения.
В них одно и то же явление выступает и причиной, и следствием, причиной в одном
отношении и следствием в другом:
Для
них характерна пространственно-временная смежность, которая только что
отмечалась, и транзитивность (если в алгебре a=b, a b=c, то а=с; здесь же В,
будучи причиной С, а С — причиной
D, оказывается тоже причиной D, хотя и не непосредственной, но
опосредованной {причиной D). Однолинейные цепи причинения сопровождаются реактивными
цепями причинения.
Свойство следствия влиять да свою причину оказывается
предпосылкой формирования новых цепей причинения.
2) Цепи причинения двулинейные с обратной
связью. Пример — работа холодильника. С повышением
температуры внутри холодильника срабатывает терморегулятор, включающий
холодильную установку, которая приводит температуру к нужной величине.
Определение: Материальные системы, в цепях причинения
которых перенос вещества, энергии и информации от следствия к причине имеет
существенное значение для функционирования системы в целом, называются
системами с обратной связью.
3) Разветвляющиеся цепи причинения.
К разветвляющимся цепям причинения, помимо
отмеченного вида, относятся также много- однозначные и много- многозначные цепи
причинения.
Совокупность
однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может давать сеть
причинения.
Причинная сеть — это такое отношение между объективно существующими
явлениями, в котором каждое
из них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной, и следствием.
Причинная сеть может
образовывать замкнутый в себе причинный комплекс (тело, вещь, систему и пр.),
способный в свою очередь на новом уровне отношений выступать как причина.
Итак, основой каузальной
детерминации является элементарная причинно-следственная связь; причинные связи
образуют причинные
цепи; цепи причинения могут формировать причинные
сети; причинные сети могут образовывать причинные комплексы, которые, в свою
очередь, могут выступать в качестве одной причины на новом структурном уровне
организации материи. Существует бесконечная иерархия причинных отношений.
3.
Механизм процессов причинения. Полная причина.
Не причинные виды детерминации.
Отношение причинения имеет динамический характер.
"Поступившие" от причины вещество, энергия и информация и порождают
следствие.
В ходе этого переноса находят
свою реализацию два закона: закон сохранения массы и энергии и закон
превращения одних форм энергии в другие. Количество вещества и энергии,
необходимое для вызывания следствия, точно соответствует количеству вещества и
энергии, "теряемому" причиной. Вместе с том переносимые по цепи
причинения вещество и энергия претерпевают качественную трансформацию, что
позволяет объяснять в процессах причинения возникновение нового, отличие
произведенного следствия от производящей причины.
Вместе с переносом вещества и энергии
по цепям причинения может происходить и перенос структуры, в результате чего
структура причины, выделенность определенных элементов и способы их связи
отображаются в появившемся следствии.
Здесь проявляется такое
атрибутивное свойства материи, как отражение, под которым понимается способность одних тел в результате
взаимодействия с другими телами воспроизводить в своей природе особенности
последних.*
Анализ механизма причинения
играет фундаментальную роль в обосновании познаваемости мира, в доказательстве
адекватности познавательного образа объекту.
В последние десятилетия в философию вошло понятие
"информационная причинность". В сложных системах информация может не
только передаваться по цепям причинения, но и храниться, преобразовываться и
использоваться в целях управления.
Одна и та же информация может
передаваться по причинным цепям с различной субстратной основой. Это позволяет
анализировать информационные связи, существующие в системах, абстрагируясь от
их вещественно -энергетической основы, что и позволяет некоторым авторам
говорить об информационной причинности как особой форме причинных связей.
Представители
"кондиционализма" (от лат. "conciitio" — условия) абсолютизируют роль условий а
возникновении явлений.
Правильно фиксируя внимание на важной
роли условий в ходе порождения следствия, кондиционалисты фактически растворяли
причину в условиях, лишая тем самым понятие причинности познавательного
значения. Соотношения причины и условий могут трактоваться различным образом.
Главный вопрос заключается в выявлении
критериев различения причин и условий. Большинство авторов различают причину и
условия по характеру действия факторов, их составляющих. Факторы, составляющие
причину, при порождении следствия имеют активный характер действия. Изменение
причины вызывает существенные изменения и в характер следствий.
Условия — это
"совокупность многообразных факторов, от наличия которых зависит
возникновение, существование и исчезновение вещей, но Koropbix они сами по себе не
продуцируют".* Изменение условий может предотвратить
порождение причиной соответствующего следствия, но оно не способно
существенным образом изменить характер этого следствия.
Иными словами, это означает, что условия оказывают
влияние на следствие не непосредственно, а опосредованно, через причину.
Граница, отделяющая
причину от условий, весьма относительна. Сама зависимость возникновения явления
от условии носит объективный характер. Это означает, что детерминация
условиями может рассматриваться как самостоятельный вид детерминации наряду с
причинностью.
Каждое явление в процессе своего возникновения и
изменения является точкой пересечения различных видов детерминации. Поэтому
причина не действует в чистом виде.
Попытка отождествления причин и условий ведет не
только к субъективистской линии в понимании причинности, но и делает необъяснимой
практическую деятельность человека по преобразованию окружающего мира. Реализуя
свою цель в практической деятельности, человек, опираясь на знание причин
окружающих его явлений, старается достигнуть желаемых следствий.
Полная причина—это совокупность всех обстоятельств, факторов,
при которых, данное следствие наступает с необходимостью. Состав полной
причины: специфицирующая причина, кондициональные причины, реализаторная
(пусковая) причина. Специфицирующая причина — это такой
генетический фактор, который вызывает и определяет качественное своеобразие,
специфичность (или главное в "поведении") того или иного следствия.
Кондициональные причины (или "условия") — это внешние и внутренние факторы,
способствующие приведению специфицирующей причины в активное состояние, превращающие
возможность явления в реальную действительность.
Реализаторная причина (иначе —
"повод") — это тог или иной внешний или внутренний фактор, который
определяет момент, время возникновения следствия под влиянием определенной
совокупности условий.
Особым видом
детерминации является целевая,
телеономная детерминация. В обществе целесообразными являются действия
субъектов и ряда технических устройств. Но если деятельность роботов и компьютеров
есть цель исполняющая, то деятельность человека — целеполагающая.
В философии формулируется следующее положение:
целесообразность имеет место там, где обратное воздействие следствия на
причину приобретает вид отрицательной обратной связи; в этом случае информация
о разнице между требующимся конечным состоянием и фактически достигнутым,
передаваемая по каналу обратной связи, превращается в причину, заставляющую
регулируемую часть системы двигаться так, чтобы она все более приближалась к
заданному состоянию.
В обществе цель есть
исходный пункт деятельности человека, и эта цель становится одной из причин
создания тех или иных продуктов деятельности: материальных и духовных. Сама эта
цель имеет своей предпосылкой материальный мир и его законы.
В современную философскую литературу входит новое
понятие — "телеономия". Оно означает закономерную связь процессов,
которые определяются начальной программой и поведением систем с соответствующим
образом организованной обратной связью. Оно обозначает детерминацию, имеющую
место в живой природе в форме органической целесообразности, и целевую
детерминацию, характерную для человеческой.
Помимо рассмотренных
видов детерминации существуют другие;
но все они так или иначе в своем основании имеют
причинную детерминацию.
4. Объективный закон; типы законов.
Принцип закономерности утверждает регулярный,
упорядоченный характер отношений детерминации. Закономерный характер действительности
означает подчиненность всех явлений в своем возникновении и существовании
объективным законам. Одни явления детерминируют другие в соответствии с
законами.
3акон определяется прежде всего как связь (или отношение),
что указывает на связь понятия закона с понятием детерминации. Но не всякая
связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь существенная. Закон есть отношение
сущностей или между сущностями.
Характерный и признак
закона — повторяемость. Тот факт, что закон есть
связь всеобщая, присущая неограниченно большому
классу явлений, указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно
повторяется в пространственно-временном отношении.
Понятие "закон природы" тесно связано с
понятием "условие". Необходимость действия любого закона природы
всегда проявляется при наличии определенных условий.
Знание закона может
выступать основой целенаправленной практической деятельности людей. Именно во
взаимозависимости условий и закона состоит возможность использования людьми
объективных законов природы и общества в своих целях. Эта связь закона и условий
его действия находит свое непосредственное отражение и в логической (или
языковой) форме утверждений о законах природы: положения, в которых
формулируются законы, имеют вид условных предложений,
Закон природы — это связь, которая характеризуется
основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью,
повторяемостью, устойчивостью.
В приведенном
определении признак существенности закона не ставится в один рад с признаками
необходимости и всеобщности. Признак существенности, в конечном счете,
обусловливает и наличие всех других признаков закономерной связи, субординирует
их. Соотносить понятия "необходимость", "всеобщность",
"повторяемость" с понятием закона можно не непосредственно, а только
через категорию сущности.
Признание многообразия
видов объективного обусловливания, видов детерминации позволяет говорить и о
многообразии видов закономерных отношений или о многообразии типов и видов
|
|
|