Навигация по странице:
|
Концепция проектного управления. Концепция проектного управления возникновение, этапы развития, современные подходы к определению содержания управления проектами
Концепция проектного управления: возникновение, этапы развития, современные подходы к определению содержания управления проектами.
Проект – совокупность документов для создания какого-либо сооружения/изделия; замысел, план.
В условиях рыночной экономики:
Проект объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков:
направленность на достижение конкретных целей и результатов;
координация выполнения многочисленных взаимосвязанных действий;
ограниченная протяженность во времени ( фикс. начало и конец);
ограниченные финансовые ресурсы;
ограничения по качеству (экономические и социальные).
Отличие проекта от производственной системы:
Проект – однократная деятельность (нециклическая).
Производственная система – производство реальной продукции. Серийный выпуск продукции не имеет конкретного момента завершения и зависит от наличия и величины спроса. Исчезает спрос ⇒ производственный цикл кончается.
Производственные циклы не являются проектами, но в последнее время проектный подход всё чаще применяется к производственным системам.
Проект, как система, существует столько времени, сколько требуется для получения конечного результата. Однако это не противоречит концепции фирмы.
Современные определения:
В общем виде Проект – что-либо, что задумывается/планируется (большое предприятие).
С точки зрения процессного подхода Проект – процесс перехода из исходного состояния в конечное при участии ряда ограничений и механизмов.
Из «Кодекса знаний об управлении проектами»:
Проект – некоторая задача с определёнными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ её решения.
Проект включает замысел, средства реализации, результаты. Подходит для решения интеллектуальных задач.
Инвестиционный проект – некоторая акция, которая предусматривает вложение определённого количества ресурсов (финансовых, интеллектуальных, трудовых) для получения запланированного результата и достижения определённых целей в установленные сроки. Цель: получение прибыли.
Инвестиционный проект предполагает поиск инвесторов.
Программа – несколько проектов.
Управление проектами – использование знаний, навыков, методов, средств, технологий при выполнении проекта с целью достижения/превышения ожиданий участников проекта (рассматривается как деятельность, область научных знаний, учебная дисциплина).
Необходимость в самостоятельной дисциплине «Управление проектами» была осознана в развитых странах Запада с рыночной экономикой в 1950-х гг. Это было вызвано массовым ростом масштабов проектов, а также тем, что понятие их успешности стало измеряться в первую очередь соответствием их окончательной стоимости объему выделенных средств, величиной экономии и размерами прибыли. Последнее зависело от комплексности (системности) решения задач, составляющих в совокупности предмет управления.
Первые методы управления проектами:
1957г. – метод критического пути (critical path method);
57-58гг. – система оценки и пересмотра планов, проектов и программ (PERT);
59г. – системный подход к управлению проектами на каждой стадии ЖЦ;
66г. – GERT – целостная система математически-технического обеспечения и сетевого планирования;
60е гг. – расчёт стохастических альтернативных сетевых моделей;
70е гг. – ПАТТЕРН- метод.
Первые стандарты:
87 г. – США «Свод знаний про проектному управлению»;
89 г. – Стандарты в Японии и Великобритании.
В современных условиях совокупность методов и условий управления проектами представляет собой высокоэффективную методику управления инвестициями, позволяющую:
Осуществлять анализ инвестиционного рынка и сформировать портфель компании с оценкой ликвидности;
Оценить эффективность инвестиций с учётом факторов риска и неопределённости;
Разработать стратегию инвестиционных ресурсов компании: определить общую потребность и оценить целесообразность использования привлекаемых и заёмных средств, т.е отпределить оптимальную структуру инвестиционного капитала;
Произвести отбор и оценку инвестиционно привлекательных конкретных проектов;
Оценить инвестиционные качества отдельных финансовых инструментов, отобрать наиболее эффективные;
Осуществлять планирование и оперативное управление реальными конкретными инвестиционными проектами и программами;
Организовать процедуру управления качеством проекта;
Обеспечить эффективность управления инвестициями проекта с учётом изменений;
Обеспечить эффективный контроль;
Организовать завершение проекта, учесть психологические аспекты управления инвестициями.
Международные стандарты и сертификации в области управления проектами.
На сегодняшний день различными организациями и инициативными группами разработано достаточно большое количество стандартов, имеющих отношение к проектному менеджменту.
По основным областям применения стандарты могут быть разделены на следующие группы:
1) применимые к отдельным объектам управления (проект, программа, портфель проектов) и регламентирующие соответствующие процессы управления;
2) применимые к субъектам управления (менеджеры проектов, участники команд УП) и определяющие требования к знаниям и квалификации соответствующих специалистов и процессу оценки квалификации;
3) применимые к системе УП и организации в целом и позволяющие оценить уровень зрелости организационной системы менеджмента.
Разработчиками стандартов в основном являются профессиональные организации или группы специалистов международного или национального уровня.
Рассмотрим основные стандарты по группам.
Группа стандартов, применимых к отдельным объектам управления (проект, программа, портфель проектов)
Наиболее проработанными по структуре и содержанию и распространенными являются стандарты, регламентирующие процессы управления отдельными проектами. В данной группе стандартов можно выделить:
• ISO10006:2003. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту качества проектов; Данный международный стандарт сам по себе не является руководством по УП. В нем приведены руководящие указания по качеству процессов УП.
• PMI. А GuidetotheProjectManagementBodyofKnowledge. (РМВОК Guide).
PMBОK Guide является американским национальным стандартом УП и широко используется в мире. В основу стандарта положена процессная модель описания деятельности по УП.
Группа стандартов, определяющих требования к квалификации участников управления проектами (менеджеры проектов, участники команд управления проектами)
Международные требования к компетенции менеджеров проектов определяют требования к знаниям и квалификации специалистов по четырем уровням квалификации в области проектного менеджмента:
специалист по проектному менеджменту;
менеджер проекта;
ведущий менеджер проекта;
директор программы.
Международные требования к компетенции специалистов по УП (ICB) содержат три группы взаимосвязанных элементов знаний, включающие:
20 технических элементов знаний, относящихся к содержанию проектного менеджмента;
15 поведенческих элементов знаний, относящихся к межличностным отношениям между индивидуумами и группами, участвующими в проектах, программах и портфелях;
11 контекстуальных элементов знаний, относящихся к вопросу взаимодействия проектной команды в контексте проекта и организаций, инициировавших и участвующих в проекте.
Стандарты, применимые к системе управления проектами организации в целом и позволяющие оценить уровень зрелости организационной системы проектного менеджмента
P2M(Program and Project Management for Innovation of Enterprises) (Япония)
OPM3® (Organizational Project Management Maturity Model)(разработка PMI).
P2M. Program and Project Management for Innovation of Enterprises. P2M – один из наиболее авторитетных современных стандартов.
Исходная идея: представление проектов и программ в качестве основополагающих элементов стратегического управления организацией.
OPM3® Organizational Project Management Maturity Model.
По определению PMI, организационное УП – это систематичное управление проектами, программами и портфелями проектов, направленное на достижение стратегических целей компании.
Основное назначение OPM3: служить инструментом, позволяющим любой организации определить собственную зрелость в УП, а также выработать направление и конкретные шаги развития корпоративной системы УП.
Определение проекта. Классификация проектов.
Проект – идея и действия по её реализации с целью создания продукта (товара, услуги) или другого полезного для общества результата.
Ещё определения можно взять из вопроса №1.
Ввиду большого разнообразия проектов возникает необходимость их классификации.
Проекты классифицируют:
1. по составу и структуре:
Мегапроекты (участвуют несколько стран)
Мультипроекты (несколько проектов)
Монопроекты (например, строительство моста)
2. в зависимости от сферы деятельности (типы):
Технический
Организационный
Экономический (направлен на увеличение объёма продаж в организации)
Социальный (для улучшения качества жизни населения)
Демографический (например, поддержка уровня рождаемости)
Экологический
Смешанный
3. в зависимости от характера предметной области (виды):
Инвестиционно-строительные (привлечение инвестиций)
Инновационные (высокотехнологичные, наукоёмкие)
Научно-исследовательские (решение теоретической проблемы)
Учебно-образовательные
4. в зависимости от масштаба/размера (стоимость, кол-во участников, степень влияния на окружающую среду):
По критерию стоимости
Мелкие (до 1 млн.)
Средние (до 10 млн.)
Крупные (до 100 млн.)
Очень крупные (>100 млн.)
5. по длительности (продолжительности осуществления с момента появления идеи):
Краткосрочные (1-2 г.)
Среднесрочные (2-5 л.)
Долгосрочные (>5 л.)
6. по сложности (технической/организационной/с точки зрения обеспечения ресурсами/эксплуатации/ликвидации):
Простые
Сложные
Очень сложные
7. в зависимости от способа возмещения затрат:
Коммерческие (с целью получения прибыли)
Некоммерческие (с целью решения важной проблемы)
8. в зависимости от уровня:
Международные
Федеральные
Региональные
Муниципальные
9. в зависимости от связи между проектами:
Независимые
Взаимодополняющие
Взаимоисключающие (альтернативные).
Миссия и стратегия проекта. Процедуры разработки стратегии и их характеристика.
Миссия – главная, генеральная цель проекта, чётко выраженная причина его существования.
Миссия детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях.
Стратегия проекта – центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательные процедуры:
I. стратегический анализ;
II. разработку и выбор стратегии;
III. реализацию стратегии.
I. стратегический анализ;
Стратегический анализ – анализ внутренней и внешней среды проекта. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (метод SWOT-анализа).
Процесс стратегического анализа предполагает
идентифицирующие факторы, имеющие отношений к проекту;
владение информацией, позволяющей дать качественную и количественную оценку факторов;
знание методов анализа.
Факторы, характеризующие внешнюю среду:
Технические
Технологические (уровень существующих технологий, наличие новых технологий)
-
Экономические (состояние экономики страны/региона, динамика ВВП, индекс физического объёма промышленного производства, индекс физического объёма ВРП (состояние региональной экономики), уровень безработицы/занятости, инфляция (индекс потребительских цен на товары и услуги, индекс дефлятор ВВП), процентные ставки по кредитам, курсы валют (их динамика и соотношение), налоги)
Политические (внешняя, внутренняя, экономическая политика)
Социальные (традиции, вкусы, предпочтения населения)
Демографические (численность населения; структура; распределение по полу, возрасту; городские/сельские; плотность размещения населения; рождаемость и смертность; естественное и механическое движение населения; уровень образования; национальность и вероисповедание; состояние в браке, наличие детей)
Экологические (уровень загрязнения, мероприятия по охране окружающей среды)
Государственное регулирование (правовое обеспечение ведения бизнеса, отраслевые нормативные акты)
Конкуренты (количество, возможности)
Рассмотрим внутреннюю среду организации, она включает:
Анализ рынка (сегмента, для которого предназначен результат проекта; круга потребителей)
Маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга)
Сбыт (объём продаж, доля рынка, каналы распределения, скидки)
Производство (наличие оборудования, технологии, производственных площадей, производственных мощностей)
Персонал (наличие, состав и структура, квалификация, мотивация, корпоративная культура)
Снабжение (поставщики, условия и системы поставки)
НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)(уровень, бюджет)
Финансы (наличие и структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние)
Номенклатура продукции (степень диверсификации)
-
Стратегия, разрабатываемая исходя из миссии, целей организации на основе результатов SWOT-анализа
II. Разработка и выбор стратегии
Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех организационных уровнях. Различают:
• корпоративную стратегию (общее направление развития организции, т.е. стратегию роста, сохранения или сокращения);
• деловую стратегию (стратегию конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода:
1) лидерство в издержках,
2) дифференциацию (уникальность по какому-либо направлению),
3) концентрацию на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);
• функциональную стратегию (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).
III. Реализация стратегии
Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре и организационной культуре, поэтому часто требуется создать специальные координационные механизмы в дополнение к имеющейся структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.
Существенный элемент стратегии – фактор так называемой организационной культуры, включающий:
видение (философию) организации;
господствующие ценности;
нормы и правила поведения;
ожидания предстоящих изменений;
процедуры и поведенческие ритуалы.
Управляемые параметры проекта и результаты проекта.
К управляемым параметрам проекта относятся:
объемы и виды работ по проекту
стоимость, издержки, расходы по проекту
временны ́е параметры, включающие сроки, продолжительность и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта; а также взаимосвязи работ
ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе человеческие или трудовые, финансовые, материально технические, подразделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и детали, а также ограничения по ресурсам
качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта
Под результатом проекта понимают конечную продукцию, полезный эффект. В зависимости от типа/цели проекта его результатами могут быть:
научная разработка,
новый технологический процесс,
программное средство,
строительный объект,
реализованная учебная программа,
реструктурированная компания,
сертифицированная система качества и т.д.
Об успешности проекта судят по тому, насколько он соответствует по своим затратным/доходным, инновационным, качественным, временным, социальным, экологическим и другим характеристикам по запланированному уровню.
-
|
|
|