Главная страница
Навигация по странице:

МУ-ГБ-лек-фк-панк-2013. Конспект лекций для студентов специальности 125 01 04 Финансы и кредит



Скачать 0.87 Mb.
Название Конспект лекций для студентов специальности 125 01 04 Финансы и кредит
Анкор МУ-ГБ-лек-фк-панк-2013.doc
Дата 30.04.2017
Размер 0.87 Mb.
Формат файла doc
Имя файла МУ-ГБ-лек-фк-панк-2013.doc
Тип Конспект лекций
#5056
страница 1 из 14
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Т. Н. ПАНКОВА

Государственный
бюджет


Конспект лекций
для студентов специальности 1-25 01 04
«Финансы и кредит»


Могилев 2013

Тема 1. Необходимость и сущность государственного бюджета
1.1. Необходимость и зарождение бюджета
Бюджет как особая система общественных отношений историче­ски возникает и действует там, где существует государство с развиты­ми товарно-денежными отношениями.

На начальных ступенях развития человеческого общества госу­дарство имело возможность значительную часть своих затрат на стро­ительство дорог, каналов, дворцов, общественных зданий и сооруже­ний и т. д. покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны (прямой грабеж, добыча пленных, рабов, сбор дани с побежденных и т. д.). В это время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных слу­чаях.

При феодализме потребности правителей вначале удовлетворя­лись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расхо­дов устанавливались обязательные подати со своих подданных. Мо­нархи имели возможность основную часть собранных средств бесконтрольно расходовать в своих интересах.

С ростом производительных сил, разделением общественного тру­да, возникновением городов, центров ремесел, расширением обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность всевозрастающие расходы государства по­крывать денежными налогами, таможенными и другими сборами с товаропроизводителей и отдельных граждан. Общегосударственные расходы направлены уже не только на содержание двора, армии, по­лиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения. Чтобы обосновать потребность в ресурсах, их конк­ретное направление, выяснить возможности финансового обеспече­ния государственных расходов, начинают составлять отдельные сме­ты затрат и доходов.

Чем больше усложняется процесс изъятия государством части об­щественного продукта и его перераспределения, тем труднее стано­вится управление им. Не случайно круг прогнозируемых на год рас­ходов, источников их покрытия увеличивается, растет количество разрозненных смет. Постепенно, исходя из объективной необходимо­сти, отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету расходов и доходов, чтобы иметь возможность рассчи­тать свои финансовые ресурсы. Так, в конце XVII в. в Англии делает­ся попытка составить единую общую смету доходов и расходов, кото­рая получает название бюджет (от англ. слова – сумка).

В России первые сведения об общей смете доходов и расходов госу­дарства относятся к 1654 г. Однако разработка такого важного доку­мента, как общая смета доходов и расходов государства, осуществля­лась нерегулярно. Лишь при Петре I, когда проводились крупные реформы по увеличению доходов казны, была создана коллегия для руководства финансовыми делами. Однако ежегодно бюджет России начал разрабатываться только с 1812 г. после образования Министер­ства финансов.

В конце XVIII – начале XIX в. практически все государства Евро­пы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сба­лансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Следует отметить, что во многих странах (России, Англии, Фран­ции и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Например, во Франции в 70-х годах XVIII в. существовали законы, которые под страхом смертной казни запрещали даже рассказывать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государства. Глава государства фактически обладал неограниченным правом распоряжаться денеж­ными средствами своей казны.

Зарождающиеся в недрах феодального строя новые силы и отно­шения требовали демократизации бюджетного права. Неслучайно молодая буржуазия в качестве важных своих лозунгов выдвигала гласность бюджета, более полное отражение в нем доходов и расхо­дов, контроль за ними.

Однако в дальнейшем, защищая свою власть, буржуазия пытается скрыть некоторые расходы, используемые прежде всего для поддер­жания интересов господствующего класса. Поэтому допускаются фальсификация отдельных статей, скрытие непопулярных затрат, до­ходов, широко используются средства дополнительно создаваемых целевых фондов, резервов.

На содержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы. К объективным относятся прежде всего характер про­изводственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюдже­та. С развитием общества, изменением способа производства, распре­деления валового продукта, отношений собственности меняются глу­бинная суть бюджета, его содержание и основное назначение. К объективным факторам можно отнести также природные, экономиче­ские и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специ­фику развития на данном историческом этапе. Вместе с тем бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.

К субъективным факторам относятся тип государства, по­литика правительства в соответствующем периоде, приоритеты раз­вития, внешняя и внутренняя экономическая ситуация и др. Следует отметить, что бюджеты разных стран в одном историческом периоде, при едином общественном строе имеют общие черты, похожую структуру доходов и расходов1. Их главным назначением является аккуму­ляция средств в казну для выполнения функций государства. При помощи бюджета осуществляется перераспределение национально­го дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управле­ния, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет иг­рает важную роль в экономическом регулировании воспроизводст­венных процессов, развитии социальной сферы, совершенствовании стоимостных общеэкономических, народнохозяйственных, внутрихо­зяйственных, а также региональных пропорций. Бюджет страны, от­ражающий основные доходы и расходы государства, называется Госу­дарственным бюджетом. Кроме того, отдельные регионы, административные единицы для выполнения своих функций форми­руют свои бюджеты, которыми распоряжаются соответствующие ор­ганы местных властей.

Раскрытие сущности, содержания и роли Государственного бюд­жета предполагает познание его экономической природы, четкого оп­ределения этой особой сферы товарно-денежных отношений.
1.2. Экономическое содержание государственного бюджета
На заре капитализма бюджет представлял собой общую смету ве­роятных доходов и расходов государства. Для того времени такое оп­ределение было вполне приемлемым, поскольку бюджет государства возник и начал действовать как объединенная совокупность разроз­ненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударствен­ным мероприятиям. Однако с развитием общества оно устаревает и не раскрывает полностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов государственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяюще­го движение преобладающей части финансовых ресурсов государства. С расширением функций государства значительно увеличивается ко­личество доходных источников, расходов, усложняются структура бюджета, его взаимные связи с другими планами.

Вместе с тем прогрессивные методы расчетов, экспериментальная оценка финансовых прогнозов повышают обоснованность важнейших статей доходной и расходной части бюджета. Разработка бюджетов разных стран, применение электронно-вычислительной техники для многовариантных проектов позволяют повысить реальность прогно­зов поступления и расходования бюджетных ресурсов.

Именно Государственный бюджет аккумулирует и перераспреде­ляет почти половину (иногда и больше) национального дохода мно­гих стран, около 2/3 всех денежных средств государства, что дает возможность правительству реализовать свою экономическую и со­циальную, внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому намечаемые программы экономического и социального развития, выполнение функций государства во многом зависят от объема бюджета, его структуры, содержания доходов и расходов.

Экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на раз­витие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздейство­вать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, ма­териальную и производственную сферы, а также на отдельные отрас­ли хозяйства и социальной сферы.

Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением. Такое положение бюд­жета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязатель­ным для участников бюджетного процесса.

Основной финансовый план или централизованный фонд финан­совых ресурсов государства – это внешние признаки бюджета: форма и ее материальное воплощение. Глубинную сущность государствен­ного бюджета, его экономическую природу составляют экономиче­ские отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отноше­ний выступает государство, нуждающееся в денежных средствах для выполнения своих функций. Формируя доходную часть бюджета, го­сударство вступает в финансовые взаимоотношения с плательщиками налогов и сборов и других видов неналоговых поступлений. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся население и предприя­тия, часть доходов которых идут на общегосударственные нужды. От­ношения между государством, населением и предприятиями возника­ют и при использовании бюджетных ресурсов.

По своей сути бюджет — это экономическая категория, совокуп­ность экономических отношений по поводу формирования и распре­деления централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Экономические отношения — главный сущностный признак бюд­жета, который раскрывает его природу, значимость в воспроизводст­венных процессах. Именно они и определяют на конкретном этапе исторического развития форму Государственного бюджета, его мате­риальное воплощение в централизованном фонде денежных средств государства. Поэтому при определении понятия государственного бюджета любой страны следует отразить три важнейшие его стороны: форму, сущность и материальное содержание. Итак, государствен­ный бюджет — это основной финансовый план государства, отража­ющий экономические отношения по поводу формирования, распреде­ления и использования централизованного фонда денежных средств.

Это весьма динамичная категория, которая зависит от множества объективных и субъективных факторов, и поэтому его объем, струк­тура, содержание доходов и расходов различаются в каждом конкрет­ном историческом периоде в разных странах. Свои особенности имеет и бюджет в рыночной экономике.
1.3. Функции государственного бюджета
Сущность бюджета, как и любой экономической категории, проявляется в его функциях. Государственный бюджет выполняет распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит распределение национального дохода и концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей (структурная перестройка народного хозяйства, выделение приоритетных отраслей экономики).

Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства его потребностям. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории.

Национальный доход делится на две части - фонд накопления и фонд потребления. Соотношение этих частей определяет пропорции развития эко­номики и ее структуру. Через систему финансовых отношений государство распределяет и направляет одну часть национального дохода на расширенное воспроизводства (в фонд накопления), другую часть - в фонд потребления. При этом учитывается следующие:

  • наличие непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение социальное обеспечение), но без которой производство не может быть эффективным;

  • необходимость обеспечения социального развития;

  • важность создания благоприятных условий для предпринимательства, что требует предоставления дотации, субсидий.

Основная часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через бюджет (республиканский и местные бюджеты государства).

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централи­зованными и децентрализованными фондами денежных средств, определя­ются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятия, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

Расходы и налоги бюджета выступают важным инструментом регули­рования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффектив­ности производства. Государственная поддержка оказывается передовым от­раслям хозяйства. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэф­фективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики ис­пользуется налоговая политика путем применения соответствующего нало­гового механизма.

Особое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются под­держка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учрежде­ний здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной пробле­мы.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуще­ствляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджет­ного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усили­вается.

Функции государственного бюджета осуществляются на основе ис­пользования бюджетного механизма, который является реальным воплоще­нием бюджетной политики и отражает конкурентную нацеленность бюджет­ных задач.
1.4. Роль и особенности бюджета рыночной экономики
Переход к рыночным отношениям предполагает существенное из­менение всех экономических категорий, в том числе и Государствен­ного бюджета.

Производственные отношения, базирующиеся на полной экономи­ческой независимости товаропроизводителей, их широкой самостоя­тельности, предопределяют свободное движение товаров и капиталов. Рыночные отношения приводят к стихийному образованию всех на­туральных и стоимостных пропорций, соотношений между участни­ками воспроизводства, которые не всегда отражают объективные по­требности и содействуют прогрессу общества. Поэтому государство пытается воздействовать экономическими методами на воспроизвод­ственные процессы, сгладить некоторые социальное последствия сти­хийных рыночных сил. Эти действия государства и получили назва­ние государственного регулирования, которое приобретает форму экономического и социального регулирования.

Экономическое регулирование осуществляется прямыми и косвен­ными методами. Прямые находят выражение в принятии законо­дательных актов, обязательных для выполнения всеми участниками воспроизводства, устанавливающих правила цивилизованного прове­дения и оформления сделок, законного движения капитала, защиты частной собственности и т. п. К ним можно отнести и антимонополь­ные декреты, направленные на ограничение действий монополистов и расширение свободной конкуренции. Наиболее активное воздействие государство может оказывать косвенными экономическими ме­тодами, прежде всего через финансовую и кредитную политику. По­скольку Государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспреде­ляются средства на развитие приоритетных хозяйств, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выпол­нение общегосударственных программ и т. п.

Государство использует бюджет для регулирования рыночной эко­номики, применяя разные методы в процессе формирования и ис­пользования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:

  1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предло­жение на отдельные виды услуг, товаров, работ.

  2. Прямое бюджетное финансирование общегосударственных про­грамм, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества. К ним относят­ся крупные природоохранительные, инвестиционные программы, приватизация, конверсия военных заводов, развитие топливно-энер­гетического комплекса, создание новых рабочих мест на основе рас­ширения малого бизнеса или общегосударственных работ, фундамен­тальных научных исследований и др.

3. Субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, местного транспорта, коммунального и жилищного хозяйства и др.).

  1. Выдача беспроцентных или льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других ма­лых фирм, предприятий топливного комплекса, заводов, проводящих конверсию, и т. п.).

  2. Создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, поддерж­ки предпринимательства и т. д. (стабилизационный фонд, стратеги­ческие и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов и др.).

Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществля­емом государством для обеспечения социальных гарантий всем чле­нам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сфе­ры, содержание социально-культурных учреждений, оказание помо­щи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов. Чем богаче страна, тем больше средств направ­ляется в социальную сферу, тем более ощутима помощь малоимущим .гражданам.

Бюджет оказывает существенное влияние на деятельность отдель­ных предприятий, организаций, учреждений и посредством контроля. Он осуществляется финансовыми и другими органами для выдачи бюджетных ассигнований, при их использовании, а также при изъя­тии налогов и других доходов в бюджет.

Для благоприятного воздействия бюджета на общественные про­цессы должны быть созданы определенные предпосылки и соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регу­лирования. К таким предпосылкам можно отнести: устойчивость де­нежного обращения в стране, наличие законодательных актов, опре­деляющих четко рамки и содержание бюджетного процесса, обязанности, права и взаимоотношения его участников. Важное зна­чение имеет также научный аппарат, позволяющий реально обосно­вать объем и оптимальное распределение бюджетных ресурсов, ра­циональные формы изъятия налогов, сборов и методы финансирования расходов исходя из интересов всего общества. Такой аппарат должен базироваться на развитии научной теории в области экономических исследований, формирования и использования бюд­жета, а также на применении прогрессивных методов исчисления всех его статей на основе экспериментальных оценок, моделирования отдельных взаимосвязей и прогнозирования их результатов, выбора оптимальных решений.

Мировая практика подтверждает, что результативность государст­венного регулирования с помощью бюджета может быть достигнута лишь при соблюдении трех основополагающих принципов: эффек­тивности, стабильности и социальной справедливости. Эффектив­ность экономики означает, что государство при формировании бюд­жета, определении механизма налогообложения, направления бюджетных ресурсов должно всегда руководствоваться экономиче­ской целесообразностью и высокой результативностью затраченных средств. При этом следует учитывать долгосрочную выгоду не отдельного субъекта, а всего хозяйства или общества в целом. С данных по­зиций необходимо подходить к выбору источников доходов, обоснова­нию их размеров, определению расходов отдельных звеньев и их фи­нансированию. Принцип эффективности находит выражение не только при установлении рациональных взаимоотношений между бюджетом и отдельными предприятиями, учреждениями, населени­ем, но и при определении структуры объема расходов на общегосу­дарственные мероприятия. С точки зрения общества, даже выгодно, чтобы часть бюджетных ресурсов (в оптимальных размерах) направ­лялась на оборону страны, охрану внутреннего порядка, содержание органов управления экономикой, развитие непроизводственной сфе­ры. Это не только обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопас­ность граждан, но и условия для повышения их материального и культурного уровня жизни.

Стабильность экономики возможна лишь в том случае, когда го­сударство контролирует экономический цикл, его взлеты и падения, воздействует с помощью бюджета и кредита на общеэкономические пропорции в распределении валового продукта, создает резервы для предупреждения диспропорций. Стабильность производства может обеспечить налоговая политика, стимулирующая его рост, расшире­ние, обновление основных производственных мощностей. Не менее важное значение имеют финансовая поддержка развития науки, об­разования, подготовки высококвалифицированных кадров и создание других социальных условий для непрерывного общественного про­гресса.

Социальная справедливость находит отражение в справедливом обложении равных доходов субъектов, действующих в единых усло­виях, а также в финансировании широкой сети образовательных за­ведений, культурно-просветительных и медицинских учреждений, гарантирующих определенный уровень социальных благ. Бюджет предоставляет свои средства и для справедливой индексации доходов, вкладов населения для снижения финансовых потерь в связи с инф­ляционными процессами.

Сфера действия бюджета в рыночной экономике весьма широкая, она охватывает материальное производство и непроизводственную сферу, отдельные регионы и страну в целом. Государство, руководст­вуясь основными принципами регулирования, с учетом конкретной ситуации может с помощью бюджета, кредита, инвестиционной по­литики и других экономических инструментов влиять на развитие экономики и уровень жизни населения.

В таких условиях бюджет определяет формирование важнейших стоимостных пропорций: между производством средств производства и потребления; между накоплением и потреблением; между матери­альной и непроизводственной сферами, отраслями хозяйства. Дости­гается это перераспределением национального дохода с помощью бюджетного механизма. Спецификой бюджетного перераспределения национального дохода является безвозвратность средств, направляе­мых на предусмотренные мероприятия. Поэтому взаимоотношения государственного бюджета как с предприятиями, организациями всех форм собственности, так и с населением отличаются от других денеж­ных отношений не только своим содержанием, но и своей формой – безвозмездностью. В данном случае движение стоимости в виде изъя­тия налогов, сборов или передача бюджетных средств субъекту не со­провождается обязательным возмещением какого бы то ни было экви­валента.

Однако безвозмездность бюджетных ресурсов как метод перерасп­ределения национального дохода ни в коем случае не должна озна­чать их безвозвратность в смысле экономической или социальной от­дачи в текущем периоде или на перспективу. При формировании доходов бюджета, их аккумуляции, как и при финансировании рас­ходов, использовании бюджетных ассигнований следует всегда руко­водствоваться принципом эффективности, который предполагает вы­сокую результативность затраченных средств. А это означает их возвратность в виде дополнительных товаров, услуг, доходов от рас­ширения, совершенствования производства или увеличения социаль­ных благ населению. Соответственно строится структура доходов и расходов бюджета, определяются способы аккумуляции доходов, на­правления бюджетных ассигнований.

Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политиче­ской ситуацией, состоянием рыночных отношений и стратегией их дальнейшего развития в каждой стране на определенном историческом этапе. Вместе с тем можно выделить и общие черты, характерные для бюджетов стран, функционирующих в рыночной экономике. Доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет нало­говых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюд­жет, создает единые условия хозяйствования товаропроизводителей, возможности прогнозирования, перспективы развития.

Разнообразием отличается расходная часть бюджета, в которой планируются вложения в материальное производство, социальную сферу и общегосударственные мероприятия. Поскольку в условиях рынка предприятия, малые фирмы функционируют за счет собствен­ных ресурсов, а в случае их недостатка используют заемные средства, сфера бюджетных ресурсов ограничена. Бюджет финансирует в ос­новном важные государственные программы (экологические, инве­стиционные, конверсии и т. п.), а также в виде субсидии оказывает финансовую поддержку фермерским хозяйствам, малому бизнесу и др. Существенное место занимают военные расходы и ассигнования на содержание правоохранительных органов, обеспечивающих внут­реннюю и внешнюю безопасность граждан, защиту их собственности, юридических и имущественных прав.

Особое место в бюджете принадлежит расходам на развитие социальной сферы; финансирование образования, здравоохранения, социального обеспечения. И хотя в рыночной экономике широко распространена платность образовательных, медицинских услуг, созданы специальные внебюджетные фонды за счет средств граждан, предпринимателей для социальной защиты населения, бюджет остается важным источником их финансирования. Бюджетные ассигнования обеспечивают в основном начальное и среднее образование, противоэпидемические мероприятия, медицинскую помощь для бедных слоев населения. Бюджет направляет средства и на создание условий для поддержания минимального культурного уровня жизни на­селения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
написать администратору сайта