Главная страница
Навигация по странице:

Теория налогов Лекции. Вопросы к экзамену по дисциплине Теория налогов


Скачать 495 Kb.
Название Вопросы к экзамену по дисциплине Теория налогов
Анкор Теория налогов Лекции.doc
Дата 04.05.2017
Размер 495 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Теория налогов Лекции.doc
Тип Вопросы к экзамену
#7361
страница 1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Вопросы к экзамену

по дисциплине «Теория налогов»


  1. Возникновение налогов и их развитие.

  2. Эволюция учения о налогах.

  3. Основные налоговые теории и их современные интерпретации.

  4. Сущность налогов и принципы налогообложения.

  5. Функции налогов.

  6. Элементы налога и налоговая терминология.

  7. Классификация налогов.

  8. Современная налоговая система и принципы ее построения.

  9. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков.

  10. Экономическая сущность налогового механизма.

  11. Структура и элементы налогового механизма.

  12. Содержание и задачи управления налогообложением.

  13. Налоговый менеджмент: понятие, характеристика основных форм.

  14. Организационная система управления налогами.

  15. Понятие, состав и направления налогового планирования и прогнозирования.

  16. Методы и факторы налогового планирования и прогнозирования.

  17. Налоговое планирование в деятельности субъектов хозяйствования: необходимость, виды и методы.

  18. Международное налоговое планирование: понятие, основные направления и стадии.

  19. Налоговый контроль: понятие, сферы и цели.

  20. Организация налогового контроля.

  21. Налоговый аудит.

  22. Содержание налогового регулирования.

  23. Методы, принципы и формы налогового регулирования и стимулирования.

  24. Перестройка механизма налогового регулирования в современной экономике.

  25. Основные принципы и механизмы построения налоговой системы Беларуси.

  26. Тенденции налогообложения в Беларуси.

  27. Подоходный налог с физических лиц и новые тенденции обложения населения в развитых странах.

  28. Корпорационный налог.

  29. Экономические основы и принципы обложения имущества, капитала и собственности.

  30. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость.

  31. Налог на прибыль хозяйствующих субъектов.

  32. Акцизы.

  33. Налог на добавленную стоимость.

  34. Подоходный налог с физических лиц.

  35. Таможенные пошлины.

  36. Государственная пошлина.

  37. Налог на имущество предприятия.

  38. Налоги в системе международных экономических отношений.

  39. Налоговое регулирование международных экономических отношений.

  40. Налоговая политика в мировой экономике: проблемы и пути решения.

  41. Возникновение двойного налогообложения и пути его устранения.

  42. Международные налоговые соглашения как основной инструмент регулирования налоговых отношений.

  43. Значение типовой модели Конвенции ОЭСР для международного налогового сообщества.

  44. Налоговые проверки.

  45. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.

  46. Законодательные, нормативные и правовые документы, регламентирующие налогообложение в РБ.

1 Возникновение и развитие налогов
В истории развития механизма взимания налогов обычно выделяют три основных этапа.

Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового аппарата для определения и сбора налогов. Государство лишь устанавливало общую сумму средств, которые желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи откупщиков.

Второй этап (16-19 вв.). В странах возникла сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство выполняло часть функций в сфере налогообложения: устанавливало квоту обложения, определяло и контролировало процесс сбора налогов.

Современный этап. Государство взяло в свои руки все функции установления и взимания налогов. Основные принципы и законы налогообложения выработаны.

На самых ранних ступенях развития государства начальной формой налогообложения было жертвоприношение. Оно признавалось неписанным законом и имело форму принудительной выплаты или сбора, причем процентная ставка была достаточно определенной и составляла 10 % от всех полученных доходов (десятина).

Еще в Библии сказано: «Всякая десятина на Земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Начало десятине на Руси было положено князем Владимиром, который возвел в Киеве церковь Св. Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. По мере развития государства на ряду с церковной десятиной возникла десятина в пользу князей. Эта десятина имела различные формы в разных древних государствах. В Египте взимался поземельный налог, в Китае, Вавилоне, Персии – поголовный (подушный) налог, в Древней Греции – налог на доходы (1/10 или 1/20). В те времена уже были и акцизы в виде привратных сборов (у ворот города).

Многое в современном государстве уходит истоком в Др. Рим, в том числе и система налогов. Там же были заложены основы декларации о доходах. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые 5 лет избранными чиновниками. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.

Основным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения (на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы). Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции платил единую для всех подушную подать.

Кроме того, в Римской империи существовали налог с оборота на внутреннее потребление по ставке обычно 1% и особый налог с оборота при торговле рабами; таможенные пошлины со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров.

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси.

Система налогообложения Киевской Руси начала складываться с объединением Древнерусского государства с конца 9 века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это, по сути дела, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, как только утвердился в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» - за перевоз через реку, «гостиная» пошлина – за право иметь склады, «торговая» пошлина – за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.

Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» - штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота.

Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами.

Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. Взимание прямых налогов в казну Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.
2 Развитие науки о налогах
По мере развития и усложнения общественных отношений государство расширяет участие в жизни граждан, его расходы возрастают, а потому оно вынуждено изыскивать пути получения дополнительных доходов. Ведение постоянных войн, содержание армии как в военное, так и вмирное время и многие другие требующие финансирования расходы привели к тому, что налоги постепенно становятся основным видом государственных доходов. Именно в это время возникают теории, объясняющие и оправдывающие налогообложение. Эти теории получили название индивидуалистических, а основывались они на идее невмешательства государства в экономику.

Сначала определение налога и его обоснование дала так называемая теория обмена, а затем теория страхования, в соответствии с которыми индивидуум, уплачивая налог, либо приобретает определенные блага у государства (теория обмена), либо страхует себя от рисков, возникающих при владении чем-либо (теория страхования). И в том и в другом случае налогоплательщик не просто жертвует власти часть своего имущества, а приобретает определенные выгоды. В основе этих теорий лежит представление о договорном происхождении государства.

Особое место в индивидуалистических теориях налога принадлежит представителям классической политической экономии в лице А.Смита, Д.Рикардо. В трактовке налога А.Смит занимал позиции теории обмена, но дополнил ее принципами построения налоговой системы. В качестве налога рассматривалось лишь то движение денежных средств в пользу государства, которое основывалось на 4-ех принципах обложения, защищающих интересы лица, уплачивающего налог. В определение налога классики привнесли понятие справедливости налогообложения, без соблюдения которого налог переходит в разряд штрафов, налагаемых государством.

В первой половине 19 в. разрабатывается теория наслаждения, которая представляет ту же идею, что и теория обмена (принцип возмездности в отношениях между государством и плательщиком), только с несколько иных позиций. Наслаждение в данном случае доставляют блага, предоставляемые государством обществу, за что население страны должно платить налоги.

Далее появляются новые теории: теории жертвы и теории коллективных (общественных) потребностей. Эти теории рассматривают налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность, вытекающую из самой идеи государства и из тех потребностей общества, которые удовлетворяются государством.

В 17-первой трети 19в. в экономических теориях господствовала идея о невмешательстве государства в экономику: предполагалось, что свободная конкуренция и рыночный механизм установления равновесия между спросом и предложением обеспечивают экономическую эффективность.

Марксизм придал налогу несвойственный ему как экономической категории классовый характер и представлял налоги как орудие классовой борьбы и эксплуатации трудящихся.

В 30-х гг. 20 в. впервые налог рассматривался не только как способ изъятия средств, необходимых государству для выполнения своих функций, но и указывалось на его роль в регулировании экономических отношений общества. Используя налоги, государство получает возможность изменения структуры производства, сдерживания или ускорения некоторых процессов, что может способствовать экономическому процветанию общества


  1. Основные налоговые теории и их современные интерпретации.


Одной из самых первых среди общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключалась в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, так, как будто бы между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов / В.Пушкарева. - М.: Инфра-М, 2006. - С.59.

Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, которая появилась в эпоху просвещения. Её представителями в свое время выступали французские просветители Себастьен де Вобан (1633-1707 гг.) - теория «общественного договора» и Шарль Монтескье (1689-1755 гг.) - теория «публичного договора». Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов, также как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, в конечном счете, этот обмен выгодный, поскольку самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно. Там же.

Иными словами налог выступал ценой общества за выгоды и мир гражданам. Именно таким позициям придерживались также английский ученый Томас Гоббс (1558-1679 гг.), французские мыслители Вольтер (1694-1778 гг.), Оноре Мирабо (1749-1791 гг.).

В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773-1842 гг.) в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 год) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает ничто иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т.д. Таким образом, Ж. Сисмонди в обосновании своей теории положил теорию обмена в современном ему варианте.

В этот же период складывается теория налога как страховой премии, представителями которой выступили французский государственный деятель Адольф Тьер (1797-1877 гг.) и английский экономист Джон Мак-Куллох (1789-1864 гг.). По их мнению, налоги - это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Однако в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещению, а для того чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

Таким образом, идея страхования, которая лежала в основе теории рассматриваемой теории, может быть признана только в том случае, когда государство возьмет на себя обязанность по осуществлению страховых выплат гражданам в случае наступления риска.

Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723-1790 гг.), Давида Рикардо (1772-1823 гг.) и их последователей.

Более 200 лет назад А.Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов и налоговой системе. Он определил ее как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна.

Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономической свободы, свободы деятельности субъектам. А.Смит выступал против централизованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Не уделяя внимания доказательствам, он считал априори, что децентрализация позволяет обеспечить максимальное удовлетворение потребностей. Несмотря на то, что рыночная экономика не подлежит управлению какой-либо коллективной волей, она подчиняется строгим правилам поведения.

В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А.Смит подробно анализирует эти правила, к примеру, стремление свободной конкуренции приравнять цену к издержкам производства, что оптимизирует распределение ресурсов внутри отраслей. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / М.Блауг. - М.: Дело, 2004. - С.54.

А.Смит также считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству необходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства (от государственной собственности) существенно уменьшается, то основным источником покрытия указанных выше расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений и т.д.), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными в этом лицами. При этом считалось, что, поскольку налоги носят безвозмездный характер, то пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.

По словам французского ученого-правоведа Поля Мари Годме, представители классической теорию (П.Годме называет её либеральной), единственная цель налога - финансирование государственных расходов. Эта концепция, ограничивающая роль налога «снабжением касс казначейства и признающая лишь чисто финансовые функции налога», связана с концепцией «государство-жандарм». Однако развитие экономических отношений привело к трансформации и смягчением этой теории. Так, не отрицая влияния налогов на экономику, сторонники неоклассических налоговых воззрений, тем не менее, исходили из того, что следует избегать такого искажения экономического процесса, при котором происходит благоприятствование одним отраслям производства во вред другим или иначе призывали к благоразумию при использовании налогообложения в экономических процессах. Годме П. Финансовое право / П.Годме. - М.: Прогресс, 2008. - С.383-384.

В то же время представляется, что классическая теория сегодня абсолютно несостоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, что бы это не имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшают покупательную способность граждан и снижают инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а это уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.

В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение / Б.Х.Алиев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 416 с.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта