КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
XX ВЕК
Аграрные реформы П.А. Столыпина
Реформа Столыпина имела три важные составляющие: попытка разрушения сельской общины, переселение «лишних» крестьян за Урал и просветительская политика в деревне.
Одной из главных причин нищеты и отсталости российской деревни Столыпин считал сохранение общины. Поэтому по серии законодательных актов крестьяне получили право выхода из общины с закреплением в частную собственность своего надела земли. Реформа также активизировала деятельность крестьянского банка как посредника между помещиками, желавшими продать свои земли, и крестьянами, желающими приобрести их.
Помимо этого правительство Столыпина провело серию законов о переселении крестьянской бедноты за Урал, для освоения восточных окраин.
Большое значение правительство придавало просвещению крестьян: обучению чтению, письму, счёту и знакомство с эффективными приёмами и методами современной агрокультуры.
В целом реформа носила буржуазный характер и была важным шагом в модернизации страны. Но Столыпину не удалось в полной мере реализовать свои планы. Крестьяне не охотно выходили из общины: к 1916 г. из общины вышло только около четверти домохозяев. В 1906-1911 гг. в Сибирь перебралось около 3,1 млн. человек, однако за это же время более полумиллиона вернулось обратно.
В итоге, можно сделать вывод о том, что разрушить общину и создать массовый слой мелких крестьян-собственников (фермеров) правительству не удалось. Неудачи способствовали следующие факторы: 1) помещичья земля была оставлена в неприкосновенности; 2) реформа игнорировала региональные различия (природно-климатические условия, количество пахотной земли, плотность населения и др.); 3) не уделялось должного внимания сочетанию различных форм собственности (частной, государственной, общественной); 4) ослабляли реформу недостаточное финансирование и произвол бюрократического аппарата. Возможно, если бы реформе было бы отпущено 20 лет (как того хотел Столыпин), а не 8 (в 1911 г. Столыпин был смертельно ранен), её итоги были бы более значительны.
Россия в Первой мировой войне.
Нарастание общеполитического кризиса в стране.
Начало революции в феврале 1917 г.
Масштабы Первой мировой войны не имели себе равных во всей предшествующей истории человечества. Война длилась четыре года и три месяца (с 1 августа 1914 г. по 11 ноября 1918 г.). В ней участвовало 33 государства с населением 1.5 млрд. человек (87 % населения планеты). Война была развязана двумя военно-политическими блоками: Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия, Италия), образовался в 70-80 гг. XIX в., и Антантой (Великобритания, Франция и Россия), оформился в начале ХХ в.
Обычно называют следующие причины войны:
1. сдвиги в мировом капиталистическом хозяйстве, связанные с ужесточением конкурентной борьбы за рынки сбыта и источники сырья, с территориально-политическим разделом мира;
2. резкое усиление индустриального развития с приоритетом военной промышленности, милитаризация европейских держав и Японии, гонка вооружения;
3. предрасполагающая к войне духовная атмосфера эпохи (рост национализма, шовинизма, национально-освободительного движения);
4. роль малых стран и народов (сербов, чехов, венгров и др.), которые, с одной стороны были заинтересованы в столкновении империй для достижения собственной независимости, а с другой стороны, использовались странами Запада и Россией для развязывания войны под предлогом защиты угнетённых наций.
Вступая в Первую мировую войну, её участники рассчитывали, что она будет непродолжительной. Однако война приняла затяжной характер, и победа в ней зависела от мощной военной промышленности, хорошо организованной работы транспорта, от социальной стабильности, от единства фронта и тыла. Россия же к началу войны не сумела провести модернизацию и преодолеть отставание от стран Запада. Поэтому, несмотря на то, что начало войны было успешным, в дальнейшем, в ходе войны на фронте российская армия терпела поражения, а внутри страны нарастал общественно-политический кризис. К концу 1915 г. неприятелю были оставлены Галиция, Польша, Литва, часть Латвии и Белоруссии. Прорыв ген. А.А. Брусилова в Галиции в июне 1916 г. принёс выгоду не столько России, сколько Франции, т.к. Германия была вынуждена перебросить часть войск из-под крепости Верден.
В 1916 г. в России отчётливо проявилось расстройство народного хозяйства: транспортный кризис, нехватка топлива и сырья для промышленности, проблемы с продовольствием, промышленные предприятия срывали военные заказы. Внутриполитическая ситуация в стране также была не стабильной. Об этом свидетельствовала «министерская чехарда», «распутинщина», активизация либерального лагеря, усиление революционного движения.
В 1916 г. увеличилось число забастовок и крестьянских волнений, усилилось антивоенное движение, в тылу, в армии и во флоте возрастало влияние большевиков. Большевики, в отличие от остальных партий, поддерживающих войну, считали войну «империалистической» и приближающей революцию.
23-28 февраля 1917 г. в Петрограде произошли революционные события (забастовки, демонстрации, переход военного гарнизона на сторону восставших рабочих), которые вызвали огромный резонанс, и революция победила по всей стране. 2 марта Николай II отрёкся от престола. В России рухнула монархия.
Начавшаяся революция была стихийной. В ходе революции одновременно возникли два органа власти: Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Формально власть находилась в руках Временного правительства, в котором преобладали кадеты и октябристы. Меньшевики и эсеры находились в большинстве в Совете, который опирался на поддержку армии и поэтому представлял реальную власть. Временному правительству приходилось согласовывать свою деятельность с Советом. Последний проводил соглашательскую политику и добровольно передал власть в руки Временного правительства. Временное правительство совместно с Советом осуществило ряд мероприятий по демократизации государства: объявлены амнистия политзаключённым, свобода слова, печати, подготовка к созыву Учредительного собрания и др.
Россия в 1917 г.
Перед новой российской государственностью во время революции стояли следующие задачи: решение вопроса о войне и мире, аграрный и национальный вопросы, стабилизация политических и социально-экономических отношений. Способы и темпы решения этих задач составляли основу стратегии и тактики политических партий, деятельность которых осложнялась продолжавшейся войной, неграмотностью населения (70 %), особенностями социально-классовой структуры и высокой политизированностью общества.
Временное правительство провело ряд демократических преобразований, но не имело прочной опоры в массах, т.к. во-первых, затягивало решение насущных вопросов до созыва Учредительного собрания, а во-вторых, это объяснялось возрастанием численности и роли Советов.
Доминировали на политической арене социалистические партии. Самой многочисленной и влиятельной была партия эсеров, которая привлекала массы идеей общинного социализма. Эсеры выступали в союзе с меньшевиками, которые как партия были малочисленнее эсеров и переживали организационный кризис (в партии существовало множество фракций – интернационалисты, оборонцы, группа «Единство» и др.). Меньшевики и эсеры полагали, что на данном этапе в России возможна лишь буржуазная революция. Поэтому они выступали за союз с либеральной буржуазией и условную поддержку Временного правительства.
Большевики вышли из подполья ослабленными и малочисленными, проявляя готовность идти на сближение с меньшевиками. Однако возвращение из эмиграции Ленина в апреле 1917 г. изменило эту тенденцию. Ленин выдвинул курс на социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата. Программа Ленина («Апрельские тезисы») основывалась на прогнозе о близости мировой пролетарской революции. Курс большевиков был основан на убеждении в неспособности других партий решить насущные проблемы российского общества. И действительно, двоевластие и задержка с созывом Учредительного собрания способствовали кризису власти. Кризис особенно появился в событиях апреля, июня и июля 1917 г., которые привели к созданию коалиционного Временного правительства с участием социалистических партий, при одновременном снижении его авторитета.
После июльского кризиса на политической арене усилились радикальные силы, а центр – меньшевики и эсеры – терял популярность. 25 августа начался «Корниловский мятеж», имевший целью установление военной диктатуры. Против мятежа активно выступили Советы, социалисты и широкие массы. В результате к 30 августа мятеж был разгромлен. Престиж кадетов, меньшевиков и эсеров резко упал. Не спасли ситуацию и меры предпринятые председателем Временного правительства А.Ф. Керенским: провозглашение России республикой, созыв Демократического совещания и избрание Демократического совета республики – Предпарламента. В то же время росла популярность большевиков, увеличивалась численность их партии. В сентябре под давлением Ленина был взят курс на подготовку к вооружённому взятию власти, а 25-26 октября большевики осуществили переворот и захватили власть в свои руки.
На II Всероссийском съезде Советов были приняты Декрет о мире и Декрет о земле, а также сформировано большевистское правительство во главе с Лениным (Совет Народных Комиссаров). В знак протеста против захвата власти большевиками съезд покинули представители меньшевиков, эсеров и др.
Проводившаяся под общедемократическими, а не социалистическими лозунгами октябрьская революция быстро победила по всей стране к весне 1918 г. Советская власть утвердилась на бóльшей части России.
Формирование большевистского режима.
Гражданская война. Политика «военного коммунизма»
Поскольку организованные выступления против большевиков не нашли опоры в народных массах, они были быстро подавлены, и с октября 1917 по февраль 1918 гг. советская власть установилась почти по всей стране. Левые эсеры приняв октябрьские события пошли на сотрудничество с большевиками и вошли в СНК (до марта 1918 г.). В ноябре-декабре прошли выборы в Учредительное собрание (большевики оказались лишь второй по влиянию партией после эсеров), а 5 января 1918 г. оно начало свою работу, но уже утром 6 января было разогнано большевиками. Разгон Учредительного собрания усугубил политическое противостояние в обществе, сделал гражданскую войну более длительной и ожесточённой, способствовал консолидации антибольшевистских сил.
Гражданская война – это вооружённая борьба за государственную власть между гражданами – большими массами людей, относящимися к различным классам и слоям общества. Корни гражданской войны в России – в существовании в течении веков социальной несправедливости, в том, что политическая элита не сумела осознать многообразие интересов всех слоёв общества и упустила возможность гражданского соглашения между ними.
Раскол общества обозначился в февральских уличных боях в Петрограде 1917 г., июльских событиях, «Корниловском мятеже», крестьянских погромах помещичьих имений, октябрьском перевороте, разгоне Учредительного собрания, заключении Брестского мирного договора (март 1918 г.), чрезвычайных декретах советской власти по организации хлебозаготовок и пр. Продолжительность и размах гражданской войны во многом были связаны с иностранной военной интервенцией.
Помимо интервенции в гражданской войне действовало три основных противоборствующих лагеря: красные, белые и зелёные. Красные – большевики и до марта 1918 г. левые эсеры – боролись за сохранение советской власти и изгнание с территории России своих классовых врагов и иностранных интервентов. Белые – представители всех остальных политических сил: от монархистов до социалистов – их целью являлось спасение российской государственности и православных ценностей. Движение зелёных – это массовые стихийные повстанческие и партизанские движения в тылу красных и белых. В руководстве этого движения преобладали эсеровско-анархистские взгляды.
Чтобы отстоять свои завоевания и победить, большевики осенью 1918 г. приступили к созданию милитаризованной системы управления страной, которая проявилась в политике «военного коммунизма», проводившаяся с 1918 по весну 1921 гг.
«Военный коммунизм» включал в себя следующие меры: продразвёрстка, ускоренная национализация мелкой, средней и крупной промышленности, ликвидация товарно-денежных отношений и переход к прямому товарообмену, регулируемому государством, создание уравнительной системы распределения, введение всеобщей трудовой повинности и трудовых мобилизаций. Большевики рассматривали «военный коммунизм» не только как вынужденные, чрезвычайные меры, но и как возможность перехода к коммунистическим общественным отношениям. Благодаря политике «военного коммунизма» большевики сумели создать боеспособную Красную Армию и обеспечить свой тыл продовольствием. Победе большевиков также способствовали слабые стороны белого движения и международная солидарность западных рабочих.
Гражданская война привела к колоссальным жертвам и невосполнимым потерям. От голода, болезней, красного и белого террора, в боях погибло свыше 8 млн. человек, численность рабочего класса сократилась вдвое, было вынуждено эмигрировать свыше 2 млн. человек. Важным следствием войны было становление административно-командной системы управления. В её центре стояла РКП(б), которая подменила собой Советы. Гражданская война 1918-1920 гг. закончилась серьёзным кризисом большевистской власти.
Новая экономическая политика
Первая мировая и гражданская война разорили Россию. Объём промышленного производства составлял 12 % от довоенного, продукция сельского хозяйства уменьшилась почти в два раза, транспорт был разрушен. Проводившаяся политика «военного коммунизма» не только усугубляла разруху, но и привело к открытому сопротивлению большевикам. Вооружённое восстание крестьян Тамбовской губернии («антоновщина») послужило катализатором массового крестьянского протеста. Крестьянские выступления охватили Украину, Урал, Сибирь, Поволжье. В городе также начались антибольшевистские демонстрации рабочих. В марте 1921 г. вспыхнул мятеж военных моряков в Кронштадте. Под этим натиском большевики были вынуждены отказаться от политики «военного коммунизма».
На Х съезде партии (март 1921 г.) Ленин впервые озвучил новую экономическую политику. Решение свёртывания политики «военного коммунизма» было продиктовано, с одной стороны, стремлением погасить активное сопротивление крестьян, а с другой стороны, желанием дать экономические стимулы для восстановления разрушенного хозяйства.
Проводя денационализацию, разрешая концессии, аренду, смешанные общества, частную торговлю, власть допускала широкий спектр рыночных отношений, экономических методов хозяйствования под контролем государства.
В результате осуществления новой экономической политики страна успешно решила задачи восстановительного периода. За четыре года экономические показатели приблизились к показателям 1913 г., удалось накормить население, провести успешную финансовую реформу. Упрочилось внешнеполитическое положение СССР.
Однако к концу 20-х гг. произошло возрождение командно-административных методов управления, что привело к ликвидации новой экономической политики.
Советское общество в 30-е годы
Отказ от нэпа, смена стратегии развития означали возврат к старой военно-коммунистической модели, для которой характерно резкое усиление государственного вмешательства в жизнь общества. Выбрав индустриальный сектор в качестве приоритетного направления народного хозяйства и сосредоточив все усилия страны на его развитии, сталинское руководство начало политику «большого скачка». В результате начали значительно повышаться плановые показатели уже принятого первого пятилетнего плана (1928/29-1932/33 гг.).
Для реализации политики форсированного развития любой ценой сложился соответственный хозяйственный механизм, опирающийся не на экономические, а на административно-приказные методы хозяйствования. Усилилось централизованное планирование, ужесточился контроль за выполнением заданий, была ограничена сфера действия товарно-рыночных отношений, осуществлялось жёсткое распределение ресурсов и продукции, предприятия лишались самостоятельности. Делался упор на массовые соревнования, ударничество, «штурмовщину». Форсированная индустриализация осуществлялась в основном путём администрирования, ужесточения трудового законодательства, использования принудительного труда. Однако попытки достичь предельно высоких темпов обернулись дезорганизацией производства, поэтому руководство страны пошло на снижение темпов в годы второй пятилетки (1933-1937).
Для проведения ускоренной индустриализации требовались колоссальные финансовые средства. Поэтому государство усиливает нажим на деревню. Летом 1929 г. был провозглашён курс на сплошную коллективизацию и «ликвидацию кулачества как класса». В результате – принудительное объединение в колхозы, конфискация хозяйства у зажиточных крестьян, миллионы раскулаченных, оказавшихся в тюрьмах, лагерях, спецпосёлках. В 1932-1933 гг. из-за чрезмерного изъятия хлеба начался страшный голод, охвативший Северный Кавказ, Поволжье, Украину, Казахстан.
Проведение ускоренной индустриализации дало определённые результаты. К концу 30-х годов СССР сумел преодолеть технико-экономическую отсталость и по структуре промышленного производства вышел на уровень развитых стран, а по общему объёму уступал только США.
Произошли изменения и в социальной сфере: была ликвидирована безработица, здравоохранение стало бесплатным и общедоступным, шла общеобразовательная революция. Но провозглашённые в стране социальные гарантии коснулись только рабочих и служащих, а «культурная революция» сопровождалась ломкой многих культурных традиций. Для советского общества 30-х гг. был характерен энтузиазм и трудовой героизм, советские люди иллюзорно ощущали себя хозяевами страны и творцами новой жизни, но с другой стороны, росла социальная и психологическая напряжённость в результате падения жизненного уровня, начались мощные миграционные процессы. В таких условиях для усмирения и устрашения общества, снятия или переориентации социально-психологической напряжённости, направления энергии масс на решения ключевых проблем модернизации нужен был жёсткий политический режим.
С конца 20-х – в начале 30-х гг. создавался тоталитарный режим. Полный контроль государства над всеми сферами жизни общества и человека, наличие единственной идеологии правящей партии, навязывание которой осуществлялось через систему образования и СМИ, наличие жёсткого репрессивного аппарата (ОГПУ, НКВД, ГУЛАГ), формирование и укрепление культа личности Сталина – вот основные характерные черты этого режима.
Строжайшая централизация и огосударствление политической системы общества, установление государственного террора привели к отчуждению народа от политики и власти. Сложившаяся система может быть названа государственным, казарменным социализмом.
Вторая мировая и Великая Отечественная война (1939-1945 гг.)
Истоки второй мировой войны уходят в глубь европейских международных противоречий. Поражение в Первой мировой войне Германии и её союзников, Версальско-Вашингтонская система послевоенного урегулирования являлись источниками новой войны. К старым противоречиям европейских держав добавились новые. Советский Союз и его внешняя политика, направленная на включение СССР в мировые промышленные и торговые отношения, но в то же время ориентированная на разжигание мировой пролетарской революции и «классовой борьбы» за рубежом явились существенным фактором обострения напряжённости в мире.
Отечественные историки выделяют пять периодов Второй мировой войны: Первый период – начало войны: от нападения Германии на Польшу до нападения на СССР (1 сентября 1939 – 22 июня 1941 гг.); Второй период – расширение германской агрессии: от нападения на СССР до контрнаступления советских войск под Сталинградом (22 июня 1941 – ноябрь 1942 гг.); Третий период – коренной перелом в ходе войны: от контрнаступления советских войск под Сталинградом до наступления советских войск на Украине и центральном участке фронта (ноябрь 1942 – декабрь 1943 гг.); Четвёртый период – разгром нацизма в Европе: от наступления советских войск под Ленинградом и открытия второго фронта во Франции до взятия Берлина и подписания капитуляции Германией (январь 1944 – 9 мая 1945 гг.); Пятый период – разгром милитаристской Японии: от капитуляции Германии до капитуляции Японии (9 мая – 2 сентября 1945 г.).
Система, призванная стабилизировать личную власть Сталина в первые дни войны обнаружила свою недееспособность. Начало Великой Отечественной войны стало для СССР катастрофой. Поэтому при сохранении централизации власти, необходимой для успешного ведения войны, была расширена автономность каждой нижестоящей ячейки общества. Благодаря широкой замене управленческих и военных кадров, в руководство фронта и тыла выдвинулись компетентные люди, способные действовать творчески и самостоятельно. В коммунистическую идеологию были допущены ценности, благодаря которым патриотизм получил историческую преемственность (гвардия, укрепление статуса офицера, появление орденов святого Александра Невского, Суворова, Кутузова, либерализация отношений с церковью). Под влиянием критической обстановки тоталитарная система отступила, дала народу развернуться во всей мощи, но в конце концов перехватила победу.
Высокой ценой досталась победа Советскому Союзу – погибло, по меньшей мере, 27 млн. жителей, большая часть европейской части СССР лежало в руинах, без крова осталось 25 млн. человек, было утрачено 30 % национального богатства.
По окончании войны в мире произошли значительные геополитические изменения.
Первые послевоенные годы.
Укрепление тоталитарно-бюрократической системы в СССР
Победа принесла невиданный рост международного авторитета СССР, признание его экономической и военной мощи. Но связывалась победа в основном с именем Сталина и торжеством социалистической идеи. После войны влияние СССР распространилось на страны Восточной Европы и Юго-Восточной Азии, где начала формироваться сталинская модель социализма («социалистический лагерь»).
По окончании войны ухудшились отношения между бывшими союзниками. Борьба приняла характер «холодной войны» – идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капитализма и социализма (1946-1985 гг.).
На мирные рельсы экономика СССР перешла в 1946 г. К этому времени Госплан подготовил четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства (1946-1950 гг.). Однако для восстановления была воспроизведена экономическая модель 30-х гг. К 1948 г. приоритетная тяжёлая промышленность достигла довоенного уровня, но в лёгкую и пищевую промышленность средства почти не вкладывались, жизненный уровень народа оставался очень низким. В ещё более тяжёлом положении оказалась деревня. На восстановление сельского хозяйства оставалось лишь 8% бюджетных средств. По прежнему продолжалось внеэкономическое принуждение колхозников к труду: они не имели паспортов, им не полагались пенсии, они не могли покинуть колхоз без разрешения властей. По многим показателям советская деревня жила хуже уровня 1913 г.
После войны советские люди ожидали, что их жизнь изменится к лучшему. Но народ-победитель ещё жестче стали стягивать путами тоталитарного режима. Сталин продолжал узурпировать власть и механизм принятия решений: съезды, пленумы ЦК созывались редко, Политбюро почти никогда не собиралось в полном составе. Сталин стал маршалом, генералиссимусом, Председателем Совета Министров, а празднование его 70-летия (декабрь 1949 г.) превратилось в апогей возвеличивания и восхваления. Укреплялся и ужесточался аппарат управления идеологией и культурой. Сталин санкционировал новую волну репрессий, вновь началось выискивание «врагов народа», нападки на «космополитов», борьба с «низкопоклонством перед Западом» и т.д. Но постепенному наращиванию террора помешала смерть Сталина 5 марта 1953 г.
Послевоенный период был один из противоречивых и напряжённых в истории СССР. Развитие экономики за счет экстенсивных факторов и сверхэксплуатации, недостаточное внимание к развитию невоенных направлений НТР, стремление стать ядерной сверхдержавой делали народное хозяйство страны уязвимым. Размах репрессий и политический гнёт государства достигли таких размахов, что необходимость ослабления режима осознавалась и среди правящей элиты.
Либерализация тоталитарной системы (50-е-сер. 60-х гг.).
Хрущёвская «оттепель»
После смерти Сталина, возглавлявшего страну около 30-ти лет, власть оказалась фактически в руках триумвирата: Г. Маленкова, Л. Берии, Н. Хрущёва. Но, как известно, «коллективное руководство» непрочно и в нём сразу началась борьба за власть, из которой победителем вышел Хрущёв, избранный в сентябре 1953 г. Первым Секретарём ЦК КПСС. Началась десятилетняя хрущёвская «оттепель» – процесс либерализации в политике, экономике, идеологии, внешней политике и духовной сфере.
Поворотным пунктом в истории страны стал ХХ съезд партии (1956 г.), обсудивший ряд важнейших проблем: о мирном сосуществовании, о возможности предотвращения войн, о различных формах перехода к социализму. На закрытой части съезда Н.С. Хрущёв зачитал «секретный» доклад, критикующий «культ личности» Сталина. Харизматический ореол вокруг Сталина начал медленно разрушаться, началась политика десталинизации.
Курс на демократизацию нашёл своё отражение и в экономике. Решено было начать с деревни. Повышаются закупочные цены на сельхоз. продукцию, уменьшаются объемы обязательных поставок колхозов государству, списываются их долги. Начинается освоение целинных и залежных земель в Казахстане и Сибири.
Быстро развивалась промышленность, особенно тяжёлая и военная, в том числе атомная, авиационная, электронная, аэрокосмическая, результатом чего стал запуск первого в мире искусственного спутника Земли (4 окт. 1957 г.) и первый космический полёт человека – Ю. Гагарина (12 апр. 1961 г.).
Повышалось благосостояние народа: в городах сократилась рабочая неделя, выросли зарплата, пенсии, стипендии, был снижен пенсионный возраст, отменена оплата за обучение, увеличилось потребление основных продуктов питания, товаров массового спроса, развернулось огромное жилищное строительство. В деревне для колхозников увеличилась выплата на трудодни, снижены налоги на приусадебные участки, введены паспорта, право на свободное передвижение.
Но с конца 50-х – к началу 60-х гг. темпы экономического роста стали заметно падать, а у Хрущёва стала появляться склонность к волюнтаризму, к попыткам решить экономические проблемы с помощью сверхпрограмм.
В 1957 г. началась децентрализация руководства промышленностью и строительством. Все министерства, кроме оборонных, были заменены территориальными органами управления – Совнархозами (всего 105). Но новые органы оказались замкнутыми и громоздкими.
Серьёзные трудности переживало и сельское хозяйство. Выдвинутый лозунг «Догнать и перегнать Америку!» по производству продукции на душу населения не улучшил положения. На деревню обрушился шквал различных реорганизаций. С середины 50-х гг. началось укрупнение колхозов, затем процесс массового преобразования колхозов в совхозы, урезание подсобных хозяйств, «кукурузная компания». К тому же резко упала урожайность на целине – в результате, во избежание голода правительство СССР впервые пошло на закупку зерна за границей. В дальнейшем импорт продовольствия стал традиционным.
Экономические трудности вынуждали искать виновных. Развернулась кампания по борьбе с хищениями, взяточничеством, спекуляцией, тунеядством.
В то же время перед советским народом продолжали ставить «великие цели», что порождало новые иллюзии, обновляя веру в светлые идеалы, вызывая значительный общественный подъём и искренний энтузиазм трудящихся.
Внешнеполитическая деятельность Хрущёва была непоследовательна и противоречива. Началась она с попыток уменьшить напряжённость в мире: благодаря усилиям СССР закончилась война в Корее, восстановились дипломатические отношения с Югославией и ФРГ, были выведены войска из Австрии, приподнимался «железный занавес», налаживался информационный обмен и сближение с Западом. Хрущёв дважды побывал в США.
После ХХ съезда социалистический лагерь переживает кризис: происходят волнения в Польше, антисоветское восстание в Венгрии (1956 г.), разрыв отношений с Китаем и Албанией.
Усиливалось противостояние СССР и США, пиком которого стад Карибский кризис (октябрь 1962 г.).
Неудачи и ошибки Хрущёва во внутренней и внешней политике накапливались, ситуацию осложняли его волюнтаризм при решении многих спорных вопросов, многочисленные малоэффективные административные экспромты и кадровая чехарда. Всё это вызывало недовольство и раздражение правящей партийно-советской бюрократии, разочарование и усталость большинства населения. В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущёва отправили на пенсию.
Преобразования этого периода явились первой попыткой реформирования советского общества. Но, проводившиеся по инициативе сверху, они были непоследовательны и противоречивы и не принесли ожидаемого эффекта, поскольку представляли собой различные комбинации одних и тех же компонентов действующего управленческого механизма. Начавшаяся десталинизация не означала ликвидации административно-командной системы, да и советское общество было ещё к этому не готово.
Годы брежневского «застоя»
(70-е – первая пол. 80-х гг.)
После Сталина и Хрущёва правящая бюрократия не жаждала ни репрессий, ни реорганизаций. Это и обусловило политический консерватизм долгого, застойного периода руководства страной нового партийного и государственного лидера – Л.И. Брежнева.
Все хрущёвские нововведения были ликвидированы. Однако партийное руководство было вынуждено искать пути повышения темпов экономического развития. В 1965 г. началась экономическая («косыгинская») реформа, предполагавшая расширение материального стимулирования и самостоятельности государственных предприятий и колхозов. Но реформа представляла собой набор разрозненных и противоречивых мер, и в конце 60-х гг. была сведена на нет.
С тяжёлым грузом нерешенных проблем страна вступила в 70-е гг., с начала которых стали ухудшаться все главные показатели, характеризующие экономическую эффективность. От пятилетки к пятилетке шло падение объёмов производства, производительности труда, валового общественного продукта, реальных доходов и покупательной способности населения.
Пытаясь затормозить ухудшение экономического положения, руководство страны расширило экспортную продажу сырьевых ресурсов – нефти и газа.
С каждым годом увеличивалось отставание советской экономики от экономики развитых стран. В СССР производительность труда в промышленности была в два, а в сельском хозяйстве – в пять раз ниже, чем в США. Но была одна приоритетная отрасль – военно-промышленный комплекс, позволивший достичь военно-стратегического равенства с США по ракетно-ядерным вооружениям (начало 70-х гг.). В дальнейшем поддержание этого паритета всё более обескровливало, милитаризировало экономику СССР, не давало решать назревшие социальные проблемы. Потеря страной динамизма, погружение в состояние застоя происходили под аккомпанемент тезиса об уже построенном в СССР «развитом социалистическом обществе».
Во внешней политике Брежнев продолжал линию своего предшественника. На международной арене решалось три приоритетные задачи: 1) устранить угрозу распада социалистического сообщества, сплотить его в политическом, экономическом и военном отношениях; 2) нормализовать отношения между Востоком и Западом; 3) поддерживать революционные и национально-освободительные движения во всём мире.
Решая эти задачи СССР помог победить коммунистам Вьетнама в войне за объединение и независимость (1966-1972 гг.), силами ОВД в августе 1968 г. была подавлена «пражская весна» – процесс демократизации в Чехословакии.
Активно проводило советское руководство политику разрядки международных отношений, но удар по ней нанёс ввод советских войск в Афганистан (1979 г.). в результате страна была втянута в новый виток гонки вооружений, который её экономика выдержать уже не смогла.
Многолетняя иллюзорная стабильность, благополучие 70-х – начала 80-х гг. имели по существу тупиковый, застойный характер. Эти годы оказали на развитие страны негативное влияние: в экономике – развал и застой, в политике – ложь, двуличие, коррупция, монополизм КПСС. Все эти накопившиеся противоречия и нерешаемые проблемы создавали предпосылки для углубления всестороннего, системного кризиса.
После смерти Брежнева в ноябре 1982 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран Ю. Андропов, ранее возглавлявший КГБ, а затем – Секретариат ЦК по идеологии. Андропов признавал наличие многих нерешённых проблем и необходимость перемен, но видел пути их осуществления в жёстких административных мерах, и такой путь вряд ли мог привести к демократизации общества. Андроповские меры по укреплению порядка и дисциплины дали определённый, но временный эффект, хотя и зародили в народе надежды на перемены к лучшему. Эти надежды растаяли после смерти Андропова в феврале 1984 г. и прихода на пост Генсека старого и больного К. Черненко.
Попытка перестройки социалистической системы (1985-1991 гг.)
В стареющей правящей элите постепенно складывалась группа относительно молодых руководителей, которая не только боролась за власть, но и была готова к обновлению системы.
Начало переменам было положено в марте 1985 г., когда новым Генеральным секретарём избирается М.С. Горбачёв.
Его деятельность как лидера партии была противоречивой, непоследовательной, но бесспорны его заслуги как политика-реформатора. Начало деятельности Горбачёва связано с попыткой модернизировать социализм, «очистить его от деформаций», придать ему «человеческое лицо», ликвидировать отставание СССР в области новейших технологий.
В апреле 1985 г. провозглашается «курс на ускорение социально-экономического развития СССР», ликвидацию «механизмов торможения и застоя». Это предполагало повышение темпов экономического роста, эффективное использование достижений НТР, децентрализацию управления экономикой, укрепление порядка и дисциплины и пр. Но одновременно подтверждается «генеральная линия на совершенствование общества развитого социализма». Однако эта модель не оправдала возлагавшихся на неё надежд.
Экономика страны продолжала функционировать по старой командно-административной схеме, к тому же огромный бюрократический аппарат (18 млн. чел.) тормозил, выхолащивал все новые и позитивные начинания.
Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г., приведшая к катастрофическим последствиям, показала глубину кризиса системы и подтолкнула к мысли о необходимости более глубоких изменений. Не оправдавшая себя концепция «ускорения» была заменена в 1987 г. концепцией «перестройки», в основании которой лежала идея перевода централизованного планово-государственного хозяйства на товарно-рыночную основу (в рамках социализма). В 1987 г. на первый план выдвигалась задача «обновления идеологии», демократизация общественной жизни, развитие гласности. Летом 1987 г. началась экономическая реформа, целью которой являлся переход от административных к экономическим методам руководства. Но механизм её реализации был несовершенен, поскольку не допускал разнообразия форм собственности, не затрагивал основ командно-административной системы в экономике.
В 1988 г. начинается реформа политической системы СССР, предполагающая соединение «социалистических ценностей» с элементами буржуазного либерализма. В марте 1989 г. состоялись свободные выборы народных депутатов на альтернативной основе. На первом съезде народных депутатов СССР (июнь 1989 г.) развернулась борьба между сторонниками различных перспектив будущего страны. В марте 1990 г. Горбачёв становится первым и последним Президентом СССР.
После отмены шестой статьи Конституции, предусматривающей монополию КПСС, начинают появляться многочисленные партии широкого политического спектра (от анархических до монархических).
Попытки перестроить экономическую и политическую системы дали неожиданные результаты. Экономическая реформа буксовала, а политическая демократизация вышла из-под контроля партийного руководства.
Неудачи во внутренней политике Горбачёв пытался компенсировать успехами на международной арене, где выдвигается принцип «нового мышления» – признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими. Было подписано соглашение с США об уничтожении ядерных ракет средней дальности и сокращений стратегических наступательных вооружений, улучшены советско-китайские отношения, выведены войска из Афганистана.
Демократические процессы в СССР привели к развалу социалистического лагеря (распались ОВД и СЭВ). Единство и монолитность «стран социализма» оказалось мифом.
Распад СССР
Советское руководство всё более теряло контроль над перестройкой, особенно над экономической её составляющей. В стране создавались первые частные фирмы, банки, появились биржи, акционерные общества, т.е. стала складываться прослойка отечественных предпринимателей – «новых русских». Постепенный демонтаж старой экономической системы шёл тяжело и болезненно.
На рубеже 1990-91 гг. в стране развернулась острая борьба за власть. Горбачёв со своим курсом постепенной демократизации оказался в центре, постоянно критикуемый и консерваторами, противниками реформ, и либерал-демократами, выступающими за более радикальные реформы. В стране усиливалась социальная нестабильность, сепаратизм, вспыхивали региональные национальные конфликты. Всё чаще власть прибегала к военной силе для подавления оппозиции (Тбилиси, Баку, Вильнюс, Рига). Однако проведённый в марте 1991 г. Всесоюзный референдум показал, что большинство населения (76 %) выступают за сохранение обновляющегося СССР. Был составлен проект нового союзного договора, предусматривающий преобразование СССР в конфедерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением президентской власти.
Однако подписанию нового союзного договора помешали события 19 августа 1991 г., когда консервативные силы создают ГКЧП во главе с вице-президентом Г. Янаевым и представителями силовых структур и требуют от Горбачёва сложения его полномочий. Сопротивление путчистам возглавил первый президент РСФСР Б. Ельцин, издавший несколько указов против ГКЧП, определив его действия как преступление и государственный переворот. Центром событий стал «Белый дом».
Нерешительность и раскол в войсках, растерянность путчистов, поддержка Ельцина большинством зарубежных правительств обусловило быстрое поражение ГКЧП, арест заговорщиков, освобождение Горбачёва. Действия путчистов, желавших любой ценой сохранить СССР привели к прямо противоположным результатам.
Провал путча резко ускорил распад СССР, обвал его политических и экономических структур, упразднение прежних институтов центральной власти. Горбачёв отказался от поста Генсека, вскоре деятельность КПСС была запрещена.
В декабре 1991 г. политические лидеры России, Белоруссии и Украины, собрались в Беловежской Пуще, заявив о прекращении действия Союзного договора 1922 г., и провозгласили образование СНГ. Вскоре к содружеству присоединились ещё восемь бывших советских республик («Алма-Атинское соглашение»).
В создавшихся условиях Горбачеву пришлось сложить с себя полномочия Президента СССР в связи с отсутствием самого государства (25 декабря 1991 г.).
Попытка радикально изменить советское общество с помощью перестройки привела к распаду СССР, поражению коммунистической идеи, глубочайшему затяжному кризису, краху монополии КПСС и плановой регулируемой экономики, всеобщему разброду и шатанию, взрыву социальных и национальных конфликтов. Законной правопреемницей распавшейся огромной страны, но в новом качестве, становится Российская Федерация. Россия заявила о своей готовности приобщиться к ценностям западного образа жизни. Однако выбор вектора движения не снял проблем поиска конкретных путей модернизации России, усвоения западного опыта, учитывающего национальную специфику страны.
Россия в 90-е гг. ХХ в. и в начале нового тысячелетия
Новое руководство страны во главе с Б.Н. Ельциным приняло решение о невозможности структурных реформ при сохранении существующей политико-экономической системы и необходимости формационных изменений. С начала 1992 г. Правительство Е. Гайдара решительно осуществляло радикальную программу рыночных реформ: обвальную либерализацию цен, приватизацию государственной собственности, акционирование производства, в итоге – формирование новой системы собственности. Одновременно провозглашался курс на построение гражданского общества и правового государства, становление парламентской демократии в РФ. Политика Гайдара преследовала цель стабилизации финансового положения, уменьшения дефицита государственного бюджета, вступления России в международные финансовые и торговые организации, как условия экономического подъёма.
Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, резко повысить цены, урезать социальные программы. Непопулярные и жёсткие экономические меры вызвали снижение жизненного уровня населения, усилили социальную напряжённость и протест против «шоковой терапии».
В условиях экономической и социальной нестабильности резко обострились противоречия между законодательной и исполнительной властями. Разногласия возникли и в высшем российском руководстве. Политика реформ подвергалась острой критике, но большинство россиян поддерживало тогда Правительство.
Летом 1992 г. Правительство прибегло к широкой денежной эмиссии, что привело к резкому усилению инфляции и замедлению темпов экономических преобразований. К концу года выступления оппозиции всё более усилили противостояние двух ветвей власти. Был найден компромисс – новым главой Правительства стал В.С. Черномырдин. Попытка сместить Президента через процедуру импичмента в начале 1993 г. не удалась. Проведённый в апреле 1993 г. всероссийский референдум показал, что около 60 % граждан одобряют политику Президента и Правительства, доверяя одновременно и Съезду народных депутатов.
Однако конфликт между Верховным Советом и Президентом обострялся. Распущенный Ельциным Съезд народных депутатов собрался и постановил отстранить Президента, заменив его А. Руцким. К осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубочайшего политического кризиса.
3-4 октября оппозиция предпринимает попытку свержения законной власти. Сосредоточившись в «Белом доме» оппозиционеры осуществляют захват московской мэрии и пытаются взять Останкинский телецентр. Верные Президенту войска штурмуют «Белый дом», арестовывают находящихся там депутатов. Победа подтолкнула президентский лагерь к ускорению решения о принятии новой Конституции, призванной укрепить властные структуры. Принятая 12 декабря 1993 г., Конституция означала переход к президентской республике. Двухпалатный парламент – Федеральное собрание – получил весьма ограниченные права. Началась практика президентского правления.
Неудача «октябрьского переворота» не положила конец политическому кризису. Это показали, в частности, выборы в Государственную думу декабря 1995 г. и выборы Президента РФ летом 1996 г. Маятник общественного доверия продолжал колебаться между коммунистическими и либерально-демократическими идеями.
Свидетельством продолжавшейся нестабильности явился очередной политико-экономический кризис весной 1998 г.: долги по зарплатам и пенсиям, разгул преступности, война в Чечне и другое лихорадили страну. Последовала отставка Черномырдина и трудное утверждение Государственной думой нового главы Правительства С. Кириенко. Противоречивые процессы в социально-экономической сфере при депрессивном производстве и недостаточной компетентности руководства страной привели к финансовому кризису. Новый премьер-министр был не в силах обеспечить экономическую и финансовую стабильность: началось обострение энергетического кризиса, последовал дефолт 17 августа, обвал рубля. Потери банковской системы в ценах середины 2000 г. составили 100-150 млрд. руб. В результате – отставка Кириенко летом 1998 г. и поиск компромисса между ветвями власти. Новым главой правительства становится Е. Примаков, обеспечивший некоторую политическую и экономическую стабилизацию.
Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении россиян. Во многих районах страны месяцами задерживали выплаты заработной платы и пенсий. В 1999 г. по официальным данным насчитывалось 8,9 млн. безработных (12,4 % трудоспособного населения страны). Резко ухудшилась демографическая ситуация: за 90-е гг. население сократилось почти на 2 млн. человек и упало до 145,9 млн.
В политической жизни всё более отчётливо проявлялся кризис власти: падал авторитет Ельцина, снижалась его роль в жизни государства, участились кадровые перестановки в Правительстве, министерствах и ведомствах.
В мае 1999 г. новым премьер-министром становится С. Степашин, добившийся очередного зарубежного кредита, реструктуризации долгов бывшего СССР. Однако его нерешительность при обострении ситуации на Северном Кавказе, приведшей ко второй Чеченской войне, слабость в интригах высшей бюрократии привели его к отставке.
Весной 1999 г. Государственная дума предпринимает ещё одну попытку импичмента Президента.
В августе 1999 г. новым главой Правительства назначается В. Путин, бывший директор ФСБ, который сразу заявил о себе как о либерале и государственнике. Рынок и приватизация признавались им нерушимыми ценностями. Вместе с тем новый премьер обосновал идею совместимости рынка и государственного регулирования. 19 декабря 1999 г. прошли очередные выборы в Государственную думу, доминирующее положение в которой получили партии «Единство» и «Отечество – Вся Россия», объединившиеся затем в одну партию в апреле 2001 г. Итоги выборов показали, что новая Дума стала проправительственной и отражали стремление большинства россиян к стабильности и гражданскому согласию. Думские выборы также укрепили позиции Путина.
В ночь на новый 2000 г. Президент России Ельцин открыто объявил о своей добровольной отставке, назначив исполняющим обязанности Президента Путина. Канула в Лету десятилетняя «ельцинская» эпоха, оценить которую ещё предстоит будущим историкам.
В соответствии с Конституцией Путин мог исполнять обязанности Президента в течение трёх месяцев, после чего должны были последовать президентские выборы. 26 марта 2000 г. в первом же туре досрочных выборов с большим отрывом побеждает В.В. Путин. Президент ещё раз выразил уверенность в том, что страна может рассчитывать на достойное будущее, только органично соединяя принципы рыночной экономики и демократии с нынешними реалиями и традициями России.
17 мая 2000 г. Государственная дума утвердила нового Председателя Правительства – М.М. Касьянова. На важнейшие посты были назначены сторонники либеральной экономики (А. Кудрин, Г. Греф и др.). В России начался новый этап реформирования.
Одним из первых шагов нового президента стало реформирование государственного устройства с целью укрепления политического центра, вертикали власти и управляемости государства. В соответствии с указом о новом административном делении России на её территории было создано семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента, оказавшимися связующими звеньями между центром и регионами. Полномочные представители Президента в федеральных округах были введены в состав Совета безопасности РФ. Законодательные акты в регионах также были приведены в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством. Затем была проведена реорганизация Совета Федерации (верхней палаты Федерального собрания), ослабившая позиции региональных лидеров. Совет Федерации в соответствии с реформой начал формироваться не из губернаторов и председателей региональных законодательных собраний, а из представителей регионов, избираемых местными законодательными органами. Созданный для губернаторов совещательный орган – Государственный совет – не мог стать реальным властным институтом. Одним из направлений политики Путина стало отстранение олигархов (Березовский, Гусинский) от центров политической власти.
Проводимые Правительством экономические реформы были направлены на стимулирование частного предпринимательства, обеспечение народно-хозяйственного роста. В социальной сфере проведены мероприятия либерального характера: пенсионная реформа и реформа ЖКХ, либерализация в 2001-2004 гг. внутренних цен на электричество, газ, нефть, транспорт, которые способствовали освобождению государства от своих социальных функций перед гражданами.
Несмотря на неустойчивую экономическую ситуацию (зависимость экономики от растущих мировых цен на природное сырьё, последствия мирового финансового кризиса и пр.), сложное положение в социальной сфере россияне смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. Новый Президент РФ – Д.А. Медведев, председатель Правительства В.В. Путин продолжают пользоваться поддержкой населения, воодушевляя его долгосрочными планами и различными «национальными проектами».
|