Главная страница
Навигация по странице:

Экзамен. Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине Психология детей с нарушениями интеллектуального развития



Скачать 206.45 Kb.
Название Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине Психология детей с нарушениями интеллектуального развития
Анкор Экзамен.docx
Дата 30.04.2017
Размер 206.45 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Экзамен.docx
Тип Контрольные вопросы
#5093
страница 1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине

«Психология детей с нарушениями интеллектуального развития»


  1. Становление научных взглядов в изучении психологических особенностей детей с нарушениями интеллектуального развития.

Начиная с 6в.до н.э. появляются первые попытки найти естественное объяснение психическим заболеваниям. Это период формирования древней греко – римской медицины. Это Пифагор (6в.до н.э.), Гиппократ(5-4в.до н.э.), Герофил (4в. До н.э.). В период раннего и позднего средневековья (5 – 14в.) на пути развития науки и культуры встала церковь, религиозная идеология, подавлявшая свободную мысль и преследовавшая научные знания. Уничтожается и древнее естественное объяснение психической деятельности человека. Начинается время демонологической трактовки нарушений психической деятельности. Появляются и различные религиозные воззрения на слабоумных людей. Одни религии считают слабоумных «детьми бога», а другие (в основном католическая религия) – «детьми дьявола». Душевные заболевания рассматриваются как одержимость злым духом. Профессор медицины Б.Ф.Платтер (16 – 17в.) наблюдая за аномальными людьми, был одним из первых психиатров, кто дал первую классификацию душевнобольных. В основу своей классификации он положил признаки, характеризующие различные нарушения интеллекта, эмоций и физического состояния человека. Со второй половины 19века проблема слабоумия приобрела острый социальный характер. Фундаментальные открытия в области естественных наук в середине XIX в. оказали большое влияние на педагогику и психологию: на смену наблюдения и умозрительным выводам приходит экспериментальный метод исследования. Это обусловило два направления в понимании характера и сущности слабоумия.Первое направление - анатомо-физиологическое. Представители этого направления клинически исследовали слабоумие. Они считали, что слабоумие появилось из-за влияния вредностей, нанесенных организму ребенка на разных стадиях его развития. За рубежом это психиатры: Д. Бурневиль, Б.Морель, Э.Крепелин; а в России -С.С.Корсаков, В. П. Сербский, А. Н. Берштейн, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин и другие. Они делили причины слабоумия на три группы. Первая группа - причины, действующие до рождения ребенка (неблагоприятная наследственность, неблагоприятные моменты в период зачатия и беременности, физическое состояние и возраст родителей). Вторая группа – причины, действующие во время рождения (преждевременные роды, долгие и неправильные роды). И третья группа – причины, действующие после рождения ребенка (болезни внутренних органов, нервной, эндокринной системы, тяжелые эмоциональные переживания, плохие условия воспитания в семье, пед. запущенность). Наибольший вклад в анатомо-физиологическое направление в учении о слабоумии начала 20века внес немецкий психиатр Э.Крепелин (1856-1926). Он первый объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития»и ввел термин «олигофрения». Бельгийский психиатр Ж.Демор (1867-1941)первый разделил причины отсталости, связанные с патологией, от внешних причин, зависящих от условий воспитания ребенка. Он первый попытался в этиологии выделить биологические и социальные (педагогические) компоненты слабоумия. По этиологическому принципу впервые классифицировать формы психического недоразвития стал В.Айрленд(1880), который выделял психическое недоразвитие травматического, воспалительного происхождения, а также вследствие дистрофических нарушений. К числу наиболее детально разработанных этиологических классификаций относится группировка умственной отсталости, предложенная Д.Джервис. (1959). Он выделял физиологические и патологические формы, апатологические в свою очередь делил на экзогенные и эндогенные. Эта классификация - одна из наиболее подробных (включает более 40 форм). Существенный вклад в учение о слабоумии внес русский психиатр Г.Я.Трошин (1874-1938). Он четко отграничивал формы психического недоразвития от неврозов и психозов и от тех форм ненормальности, которые являются следствием соматической ослабленности ребенка или неблагоприятных условий жизни и воспитания. Второе направление - психолого-педагогическое (А. Бинэ, Т. Симон, Санте де Санктис, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, С.Я.Рубинштейн и другие). Сторонники этого направления уделяли изучению легких форм умственной отсталости. Они понимали слабоумие как количественное отставание развития ненормального ребенка от развития его нормального сверстника и занимались в основном поиском путей выявления уровня психического развития ребенка. В начале 20века психолого – педагогическое направление в изучении слабоумия стало ведущим в основном из-за педагогических нужд – необходимостью разделения содержания обучения, его методов и типов учреждений. Бельгийский врач и педагог О.Декроли пытается объединить эти два направления и создает свою (достаточно сложную) систему классификации умственной отсталости. Эта классификация была основана на физиологических, биологических данных, а также социальных данных, педагогических и психологических. Но эта классификация не призналась его коллегами из-за сложности и непонятности. Накопленный к началу XX в. опыт врачей и психологов, разнообразные подходы к проблеме, различная терминология потребовали определенной унификации на основе выделения одного ведущего признака умственного развития ребенка. В том случае, когда речь идет об умственной отсталости, наиболее эффективным был бы показатель интеллектуального развития ребенка, определенный достаточно объективными инструментальными методами и фиксируемый в единицах, поддающихся измерению. Эти мысли привели французского психолога Альфреда Бинэ (1857-1911) и врача Тома Симона к разработке метода тестов и игр. В отечественной науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, началось несколько позже -- в начале XX в. Это стало предметом широкого изучения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г. И. Россолимо и др.), но и в дефектологии, возникшей в 20-е гг. XX в., усилиями Л.С.Выготского, объединившей исследования врачей, психофизиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователей выдающегося психолога. Он раскритиковал те учения о слабоумии, которые умственно отсталого характеризовали с негативной стороны. Он считал, что в умственно отсталом ребенке нужно найти то здоровое, незатронутое. Ряд отечественных ученых предлагали свои классификации слабоумных, исходя из этиологических принципов(Д.А.Азбукин), патогенетическихи физиологических принципов. (Г.Е.Сухарева) - В ее основу положены критерии времени поражения и особенностей патогенного воздействия.


  1. Приоритетные направления научно-прикладных исследований в изучении психологических особенностей детей с нарушениями интеллектуального развития.

Олигофренопсихология (от греч. oligos — малый, немногий, незначительный, рhгёn — ум) — раздел специальной и патопсихологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга. О. изучает особенности психической деятельности людей при различных формах врожденного или раноприобретенного психического недоразвития (умственной отсталости) в результате ранних органических поражений головного мозга, исследует их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта.

Исторически олигофренопсихология развивалась из психиатрии. Долгое время ее развивитие шло в рамках комплексной науки о детях - педологии. Как самостоятельное научное направление олигофренопсихология стала развиваться в середине 30-х гг. XX. Естественным развитием науки было выделение в отдельное направление в рамках олигофренопсихология в 60-70-е гг. XX столетия психологии детей с задержками психического развития. Основателями отечественной олигофренопсихологии являются Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн. Значительный вклад в развитие теории и практики Олигофренопсихологии внесли отечественные педагоги (Л.В. Занков и др.) и психиатры (Г.Е. Сухарева, С.С. Мнухин, В.В. Ковалев, Е.М. Мастюкова и др.).

Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей.

Психология умственно отсталых детей, где психическое нарушение проходит по типу ретардации, для которой свойственно раннее поражение или недоразвитие структур мозга, имеет название олигофренопсихология. Для данного вида дизонтогенеза свойственно:

- задержка в созревании мозга

- задержка разной степени выраженности в формировании молодых и высокодифференцированных мозговых структур (лобные отделы, теменно-височно-затылочные и зоны перекрытия)

- недостаточность общей интегративной деятельности мозга

- инертность психической деятельности

- нейродинамические нарушения (дисбаланс процессов возбуждения-торможения)

- нарушение функции активного внимания

- непрогредиентный характер течения

- трудности, а иногда и не возможность усвоения общеобразовательных стандартов всех уровней общественно-образовательной системы

что актуально сейчас мы говорили вот. типа недостатьчно исследована зпр, разграничение от сходных состояний, психические процессы, особенно эмоц.-волевая сфера, личность. потом раннее исследование уо и зпр. ну и все такое.


  1. Основные методы диагностики отклоняющегося развития.

1. Наблюдение – организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях. Целенаправленность, плановость, систематичность, проведение исследования в естественных условиях – основные особенности этого метода. Оно позволяет выяснить особенности познавательной деятельности ребенка и процесса овладения им учебными знаниями, умениями и навыками. 2. Беседа – особый метод получения информации на основе вербальной коммуникации. С помощью беседы можно выявить круг представлений У.О ребенка об окружающей действительности, особенности его ориентировки в пространстве, во времени, в явлениях природы и общественной жизни; в процессе беседы педагог узнает о склонностях, интересах, потребностях ребенка, о его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. 3. Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Позволяет одновременно раскрыть психологические закономерности развития школьника в конкретный момент его обучения и определить дальнейшие условия его успешного обучения и воспитания, определить эффективные пути развития у учащегося мышления, памяти, внимания, воображения, способностей. 4. Анализ продуктов деятельности – метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т.п. Позволяет установить характер и причины затруднений в обучении, наметить меры по повышению успеваемости и т.д. 5. Анкетирование – психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений используется специально оформленный список вопросов – анкета. С его помощью изучаются различные стороны психической деятельности человека на основе массового опроса.

+ таблица

  1. Характеристика психологического анамнеза с нарушениями интеллектуального развития.

Как правило углубленная психологическая диагностика начинается со сбора подробного психологического анамнеза. Многие необходимые сведения для психологического анамнеза могут быть заимствованны из медицинского анамнеза. Анамнез представляет собой сбор сведений о развитии ребенка. Как правило он опирается на объективные данные специалистов, которые участвовали в процессе сопровождения ребенка, и основывается на получении информации от родителей или законных представителей ребенка. Как правило такую информацию получают в процессе беседы с родителем. При чем при организации беседы очень важно учитывать социокультурный уровень родителей, это необходимо для построения стратегии опроса родителей. При проведении беседы очень важно ориентироваться на соблюдение принципа конфедициальности получаемой информации. Обязательно фиксируется с чьих слов записывается информация.

Среди факторов определяющих ребенка в группу риска по неврологическим особенностям в момент беременности и родов являются следующие: мертворрждение, наследственных заболевания, зависимость у матери, хронические заболевания матери, смещение сроков наступления родов, наличие осложнений во время родов и тд. В психологическом плане очень важно восприятие матерью своего ребенка в первые моменты его жизни. Оцениваются параметры развития ребенка на пивом году жизни, а именно устанавливается какой ребенок:спокойный или беспокойный, есть ли проблемы с питанием, условия засыпания, длительность сна, реакция на тугое пеленание, мокрые пеленки, какой контакт устанавливает мать с ребенком, анализируются сроки моторного развития ребенка, анализируются раннее речевое развитие ребенка , сроки наступления этих периодов(гуление, лепет, первые слова), анализируются раннее психо эмоциональное развитие ребенка(первые улыбки, комплекс оживления), анализируются заболевания и травмы первого года жизни. С года до трех лет большое внимание уделяется анализу условий окружения ребенка, если ребенок с года до трех лет начинает посещать любое детское учреждение, то анализируется характер адаптации ребенка к этому учреждению, фиксируется изменения в социальном окружении ребенка, важны темпы и сроки речевого развития, возраст возникновения я в речи, анализируются общие качества звуков произношения, использование мимики и жестов, характер привязанности к близким, устанавливают особенности игровой деятельности, особенности взаимодействия со сверстниками, особенности познавательных интересов(соответствие возрасту, обширность знаний), сроки формирования крупной и мелкой моторики, сроки формирования навыков опрятности, наличие неврологического неблагополучия.

Применительно к периоду дошкольного возраста выясняют сформированности характеристик познавательного, речевого, моторного и эмоционального развития, устанавливают характеристики алаптации, устанавливают особенности игровой деятельности, устанавливают стойкое предпочтение руки и ноги.

К концу дошкольного возраста большое значение имеет анализ условий, в которых протекла подготовка ребенка к школе, кроме того анализируются проблемы, с которыми родители обращались к узким специалистам(логопед, психолог...).

Применительно к периоду младшего школьного возраста отмечается характер адаптации ребенка в начале школьного обучения, анализируются трудности в овладении программным материалом, устанавливается взаимосвязь проблем в обучении с другими проблемами, например, частыми заболеваниями ребенка, социальными проблемами, пропусками школьных занятий, анализируются заболевания и травмы ребенка в этот период, наличие неврологического неблагополучия как сопутствующего школьных проблем.

Психологический анамнез собирается до определенного момента(до 3, до 6-7, до 11...)

Особенности психологического обследования

1. Проводить лучше в специально оборудованном помещении, для индивидуальной рабоы, при этом в данном помещении не должно быть серьезных отвлекающих моментов(игрушки, материалы взывающие интерес, отвлекающие от работы)

2. Во время обследования ребенка до 8-9 лет присутствие взрослых-сопровождающих обязательно. При этом родителей заранее предупреждают, чтобы они не делали замечаний ребенку, не высказывались за ребенка, не вмешивались в процедуру обследования. Если ребенок нуждается в молчаливом одобрении взрослого, ему необходим контакт с родителем, то не нужно препятствовать

3. Расположиться от ребенка с боку, рядом,

4. До обследования выяснить особенности ребенка

5. В процессе диагностического обследования следует использовать тот набор диагностического инструментария, которым специалист достаточно хорошо владеет

6. В процессе общения с ребенком нужно от начала до конца выдерживают доброжелательный тон. Использовать подкрепляющие фразы

7. Не следует давать оценочных комментариев

8. Контакт с ребенком можно установить разными способами. Одним из способов установления контакта является беседа: она должна носить нейтральный характер, можно выяснить знания ребенка о себе, и ближайшем окружении, выяснить уровень представлений об окружающем. Еще одним способом является выполнить рисунок, с одной стороны графические навыки, с другой информация о межличностных отношениях( в семье, вокруг ребенка).


  1. Структура проведения психологического обследования детей с нарушениями интеллектуального развития.

Как правило углубленная психологическая диагностика начинается со сбора подробного психологического анамнеза. Многие необходимые сведения для психологического анамнеза могут быть заимствованны из медицинского анамнеза. Анамнез представляет собой сбор сведений о развитии ребенка. Как правило он опирается на объективные данные специалистов, которые участвовали в процессе сопровождения ребенка, и основывается на получении информации от родителей или законных представителей ребенка. Как правило такую информацию получают в процессе беседы с родителем. При чем при организации беседы очень важно учитывать социокультурный уровень родителей, это необходимо для построения стратегии опроса родителей. При проведении беседы очень важно ориентироваться на соблюдение принципа конфедициальности получаемой информации. Обязательно фиксируется с чьих слов записывается информация.

Среди факторов определяющих ребенка в группу риска по неврологическим особенностям в момент беременности и родов являются следующие: мертворрждение, наследственных заболевания, зависимость у матери, хронические заболевания матери, смещение сроков наступления родов, наличие осложнений во время родов и тд. В психологическом плане очень важно восприятие матерью своего ребенка в первые моменты его жизни. Оцениваются параметры развития ребенка на пивом году жизни, а именно устанавливается какой ребенок:спокойный или беспокойный, есть ли проблемы с питанием, условия засыпания, длительность сна, реакция на тугое пеленание, мокрые пеленки, какой контакт устанавливает мать с ребенком, анализируются сроки моторного развития ребенка, анализируются раннее речевое развитие ребенка , сроки наступления этих периодов(гуление, лепет, первые слова), анализируются раннее психо эмоциональное развитие ребенка(первые улыбки, комплекс оживления), анализируются заболевания и травмы первого года жизни. С года до трех лет большое внимание уделяется анализу условий окружения ребенка, если ребенок с года до трех лет начинает посещать любое детское учреждение, то анализируется характер адаптации ребенка к этому учреждению, фиксируется изменения в социальном окружении ребенка, важны темпы и сроки речевого развития, возраст возникновения я в речи, анализируются общие качества звуков произношения, использование мимики и жестов, характер привязанности к близким, устанавливают особенности игровой деятельности, особенности взаимодействия со сверстниками, особенности познавательных интересов(соответствие возрасту, обширность знаний), сроки формирования крупной и мелкой моторики, сроки формирования навыков опрятности, наличие неврологического неблагополучия.

Применительно к периоду дошкольного возраста выясняют сформированности характеристик познавательного, речевого, моторного и эмоционального развития, устанавливают характеристики алаптации, устанавливают особенности игровой деятельности, устанавливают стойкое предпочтение руки и ноги.

К концу дошкольного возраста большое значение имеет анализ условий, в которых протекла подготовка ребенка к школе, кроме того анализируются проблемы, с которыми родители обращались к узким специалистам(логопед, психолог...).

Применительно к периоду младшего школьного возраста отмечается характер адаптации ребенка в начале школьного обучения, анализируются трудности в овладении программным материалом, устанавливается взаимосвязь проблем в обучении с другими проблемами, например, частыми заболеваниями ребенка, социальными проблемами, пропусками школьных занятий, анализируются заболевания и травмы ребенка в этот период, наличие неврологического неблагополучия как сопутствующего школьных проблем.

Психологический анамнез собирается до определенного момента(до 3, до 6-7, до 11...)

Особенности психологического обследования

1. Проводить лучше в специально оборудованном помещении, для индивидуальной рабоы, при этом в данном помещении не должно быть серьезных отвлекающих моментов(игрушки, материалы взывающие интерес, отвлекающие от работы)

2. Во время обследования ребенка до 8-9 лет присутствие взрослых-сопровождающих обязательно. При этом родителей заранее предупреждают, чтобы они не делали замечаний ребенку, не высказывались за ребенка, не вмешивались в процедуру обследования. Если ребенок нуждается в молчаливом одобрении взрослого, ему необходим контакт с родителем, то не нужно препятствовать

3. Расположиться от ребенка с боку, рядом,

4. До обследования выяснить особенности ребенка

5. В процессе диагностического обследования следует использовать тот набор диагностического инструментария, которым специалист достаточно хорошо владеет

6. В процессе общения с ребенком нужно от начала до конца выдерживают доброжелательный тон. Использовать подкрепляющие фразы

7. Не следует давать оценочных комментариев

8. Контакт с ребенком можно установить разными способами. Одним из способов установления контакта является беседа: она должна носить нейтральный характер, можно выяснить знания ребенка о себе, и ближайшем окружении, выяснить уровень представлений об окружающем. Еще одним способом является выполнить рисунок, с одной стороны графические навыки, с другой информация о межличностных отношениях( в семье, вокруг ребенка).

  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта