Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ. Контрольные вопросы к зачету по Статистике
Контрольные вопросы к зачету по «Статистике» (общая теория статистики)
1.Стадии статистического исследования.
К этапам статистического исследования относятся:
Статистическое наблюдение – массовый научно организованный сбор первичной информации об отдельных единицах изучаемого явления.
Группировка и сводка материала – обобщение данных наблюдения для получения абсолютных величин (учетно-оценочных показателей) явления.
Обработка статистических данных и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития.
Все этапы статистического исследования тесно связаны друг с другом и одинаково важны. Недостатки и ошибки, возникающие на каждой стадии, сказываются на все исследовании в целом. Поэтому правильное использование специальных методов статистической науки на каждом этапе позволяет получить достоверную информацию в результате статистического исследования.
Методы статистического исследования:
Статистическое наблюдение;
Сводка и группировка данных;
Расчет обобщающих показателей (абсолютные, относительные и средние величины);
Статистические распределения (вариационные ряды);
Выборочный метод;
Корреляционно-регрессионный анализ;
Ряды динамики;
Индексы.
Задача статистики – исчисление статистических показателей и их анализ, благодаря чему управляющие органы получают всестороннюю характеристику управляемого объекта, будь то вся национальная экономика или отдельные ее отрасли, предприятия и их подразделения. Управлять социально-экономическими системами нельзя, не располагая оперативной, достоверной и полной статистической информацией.
2.Статистическое наблюдение.
Любое экономико-статистическое исследование начинается со статистического наблюдения. Статистическое наблюдение - это предварительная стадия статистического исследования, которая представляет собой планомерный, научно организованный учет (сбор) первичных статистических данных о массовых социально-экономических явлениях и процессах.
Не всякий сбор данных можно назвать статистическим наблюдением. Наблюдение будет статистическим, во-первых, когда оно сопровождается регистрацией изучаемых фактов в соответствующих учетных документах для дальнейшего их обобщения, во-вторых - когда носит массовый характер. Это обеспечивает охват значительного числа случаев проявления того или иного процесса, необходимого и достаточного для того, чтобы получить данные, которые касаются не только отдельных единиц совокупности, но и всей совокупности в целом.
Статистическое наблюдение должно отвечать ряду важнейших требований:
а) проводиться непрерывно и систематически;
б) учет массовых данных должен быть таким, чтобы не только обеспечивалась полнота данных, но и учитывалось их постоянное изменение;
в) данные должны быть максимально достоверны и точны;
г) исследуемые явления должны иметь не только научную, но и практическую ценность.
Сбор статистических данных может проводиться как органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, другими государственными структурами, так и экономическими службами банков, бирж, предприятий, фирм. Только в этом случае исследователи получают достоверную и достаточно разнообразную статистическую информацию, позволяющую всесторонне изучать социально-экономические явления.
3.Что включают методологические и организационные вопросы плана наблюдения?
Виды статистических наблюдений:
по форме их организации;
по времени регистрации фактов;
по полноте охвата единиц совокупности;
по способам регистрации данных.
Статистическое наблюдение (сбор первичного статистического материала) состоит из трех основных этапов:
подготовка статистического наблюдения;
организация и производство наблюдения;
контроль полученных первичных данных.
На этапе подготовки статистического наблюдения определяется цель, устанавливаются объект и единица наблюдения, разрабатываются инструментарий и программа наблюдения. Общей целью статистического наблюдения является получение достоверной информации о тенденциях развития явлений и процессов для последующего принятия управленческих решений. Она должна быть конкретной и четкой. Нечетко поставленная цель может привести к сбору не тех данных, которые необходимы для решения конкретной задачи.
Цель определяет объект статистического наблюдения. Объект наблюдения есть некоторая исследуемая статистическая совокупность или физических лиц (население, работники), или юридических лиц (предприятия, фирмы, учебные заведения), или физических единиц (производственное оборудование, средства передвижения и транспортировки, жилые дома), т.е. исследуемая статистическая совокупность состоит из отдельных единиц.
Единица наблюдения - это первичный элемент объекта статистического наблюдения, который является носителем признаков, подлежащих регистрации. Указание важнейших признаков позволяет установить границы исследуемой совокупности. Скажем, если необходимо провести исследование рентабельности полиграфических предприятий, то необходимо определить формы собственности этих предприятий, организационно-правовые основы, количество работников предприятия, объем реализации продукции, т.е. то, что отличает как государственные и негосударственные предприятия, так и малые и крупные предприятия. Только в этом случае мы получим достоверную статистическую информацию.
Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетной называют такую единицу, от которой поступают отчетные данные. Она может совпадать или не совпадать с единицей наблюдения.
Обоснование цели, выбор единиц наблюдения, отчетных единиц, отбор существенных признаков, период времени проведения статистического наблюдения, формы отчетности излагаются в программе статистического наблюдения. Обычно программой наблюдения называют перечень вопросов, которые подлежат регистрации при проведении наблюдения. Чтобы программа наблюдения была научно обоснована и правильно составлена, к ней предъявляются следующие требования:
четкая и конкретная формулировка главной цели наблюдения;
определение места и времени наблюдения, где определяются критический момент (дата или интервал времени, по состоянию на который проводится регистрация признаков) и срок (период заполнения статистического формуляра);
выделение ряда наиболее существенных признаков объекта наблюдения;
комплексное определение типа, основных черт и свойств изучаемого явления;
вопросы, сформулированные в программе, не должны носить двусмысленный характер;
соблюдение логического принципа последовательности вопросов;
включение в программу вопросов контрольного характера для проверки собираемых статистических данных;
сочетание закрытых и открытых вопросов программы.
Программа оформляется в виде документа, так называемого статистического формуляра, который обеспечивает единообразие получаемых сведений от каждой отчетной единицы. Формуляр имеет титульную часть (сведения о тех, кто проводит наблюдение) и адресную часть (адрес и подчиненность отчетной единицы). Программа имеет приложение - инструкцию (инструментарий статистического наблюдения), которая определяет порядок проведения наблюдения и порядок заполнения формы отчетности.
На втором этапе решаются важнейшие организационные вопросы статистического наблюдения. Они заключаются в том, чтобы выбрать соответствующие целям и задачам конкретного статистического наблюдения организационные формы наблюдения, виды наблюдения и способы получения статистической информации.
Все многообразие форм, видов и способов наблюдения можно представить следующим образом.
По форме организации статистического наблюдения: отчетность; специально организованное статистическое обследование - перепись; регистры.
По видам статистического наблюдения: а) по времени регистрации фактов (текущее или непрерывное; прерывное - периодическое, единовременное); б) по охвату единиц совокупности (сплошное; несплошное - основного массива, выборочное, монографическое).
По способам получения статистической информации: непосредственное наблюдение; документальный способ; опрос - экспедиционный, анкетный, явочный, корреспондентский, саморегистрация.
Основной формой статистического наблюдения является отчетность. Если первичный учет (первичный учетный документ) регистрирует различные факты, то отчетность является обобщением первичного учета.
Отчетность - официальный документ, который скрепляется подписями лиц, ответственных за предоставление и достоверность собранных сведений, и утверждается органами государственной статистики. Кроме годовой может иметь место ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная и квартальная отчетность. Отчетность может быть представлена по почте, телеграфу, телетайпу, факсу.
К специально организованному статистическому наблюдению можно отнести перепись. На практике проводится перепись населения, материальных ресурсов, зеленых насаждений, незавершенных строительных объектов, оборудования и т.д.
Перепись- наблюдение, повторяющееся через равные промежутки времени, задачей которого является не только определение численности и состава исследуемой совокупности, но и анализ количественных изменений в период между двумя обследованиями. Из всех переписей наиболее известны переписи населения.
Формой непрерывного статистического наблюдения является регистровое наблюдение (регистр), объектами которого являются долговременные процессы, имеющие фиксированное начало, стадию развития и фиксированное время завершения. Регистр основан на системе отслеживания состояния переменных и постоянных показателей. В статистической практике различают регистры населения и регистры предприятий. В настоящее время в России существует Единый государственный регистр предприятий всех форм собственности (ЕГРПО), информационный фонд которого содержит: регистровый код, сведения о территориальной и отраслевой принадлежности, форме подчиненности, виде собственности, справочные сведения и экономические показатели (среднесписочная численность работников; средства, направляемые на потребление; остаточная стоимость основных средств; балансовая прибыль или убыток; уставный фонд). При закрытии предприятия в десятидневный срок ликвидационная комиссия информирует об этом службу ведения регистра.
Рассмотрим коротко виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов. Непрерывное (текущее) статистическое наблюдение - это систематическая регистрация фактов или явлений по мере их поступления с целью изучения их динамики. Например, регистрации актов гражданского состояния (рождения, браки, смерти), регистрация страховыми компаниями всех несчастных случаев и других неблагоприятных событий по мере их возникновения.
Видами прерывного наблюдения являются единовременное и периодическое. Первое есть разовое сплошное наблюдение для сбора количественных характеристик явления или процесса в момент его исследования. Периодическое наблюдение проводится через определенные промежутки времени по схожим программе и инструментарию. Например, периодическое исследование пассажиропотоков в общественном транспорте, периодическая регистрация цен производителей по отдельным товарам (один раз в месяц или в квартал).
По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает сплошным и несплошным. Сплошное наблюдение охватывает все единицы исследуемой совокупности (например, общая перепись населения). В свою очередь, несплошное наблюдение охватывает только часть исследуемой совокупности. В зависимости от того, как выбрана эта часть, несплошное наблюдение можно подразделить на выборочное (основано на принципе случайного отбора), метод основного массива (исследуются самые существенные или наиболее крупные единицы изучаемой совокупности) и так называемое монографическое наблюдение (подробное исследование отдельных единиц изучаемой совокупности с целью выявления намечающихся тенденций).
Что касается способов получения статистической информации (способов статистического наблюдения), то здесь выделяют три основных способа: непосредственное наблюдение, документальное наблюдение и опрос.
Достаточно надежным источником данных является непосредственное наблюдение, когда можно установить факт, подлежащий регистрации. Но данный способ требует значительных затрат труда и наличия всех необходимых условий. Чаще всего он используется при наблюдении за вводом в действие строительных объектов.
Другой надежный способ - документальный, основанный на использовании в качестве источника информации различных документов учетного характера (счета, рекламации и т.д.) и способствующий получению точной информации.
Способ наблюдения, при котором источником сведений являются слова респондентов, называют опросом. Его разновидности: устный (экспедиционный), анкетный, корреспондентский, явочный опрос и саморегистрация.
Устный опрос может быть как прямым (непосредственное общение счетчика с респондентом), так опосредованным (например, по телефону).
При анкетном способе определенное число респондентов получают специальные вопросники либо лично, либо через средства печати. Данный вид опроса применяется в исследованиях, где нужны ориентировочные результаты, не претендующие на высокую точность (изучение общественного мнения).
Явочный способ используется в сплошном наблюдении, когда необходимо личное присутствие (регистрация браков, разводов, рождений и т.д.).
При корреспондентском способе сведения сообщаются штатом добровольных корреспондентов, в силу чего полученный материал не всегда носит качественный характер.
Наконец, при способе саморегистрации формуляры заполняются самими респондентами, а счетчики консультируют и собирают формуляры. В статистической практике различные виды статистических наблюдений могут сочетаться, дополняя друг друга.
На третьем этапе собранный статистический материал должен пройти контроль. Как показывает практика, даже при четко организованном статистическом наблюдении встречаются погрешности и ошибки, которые требуют исправления. Поэтому целью этого этапа является как счетный, так и логический контроль полученных первичных данных. Расхождение между расчетным и действительным значениями исследуемой величины в статистике называют ошибкой наблюдения. В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.
Ошибки регистрации могут быть случайными и систематическими. Случайные ошибки не имеют определенной направленности и возникают под действием случайных факторов (перестановка цифр, смещение строк и граф при заполнении статистического формуляра). При обобщении массового материала эти ошибки взаимопогашаются.
Систематические ошибки регистрации имеют определенную направленность, могут либо завышать, либо занижать конкретное значение показателя, что в итоге приводит к искажению действительного положения. Примерами систематической статистической ошибки при регистрации служат округление возраста населения на цифрах, заканчивающихся на 5 и 0, преуменьшение доходов в документации для налоговых органов, элементы недостоверности, которые вносят предприятия в те характеристики, от которых зависит расчет с кредиторами, и т.д.
Для выявления ошибок используется счетный контроль, особенно для проверки итоговых сумм. Помимо счетного используется и логический контроль, который может поставить под сомнение правильность полученных данных, поскольку основан на логической взаимосвязи между признаками. Например, при переписи населения полученный факт, что пятилетний ребенок имеет среднее образование, ставится под сомнение и в этом случае ясно, что при заполнении формуляра допущена ошибка.
Если ошибки регистрации свойственны любому наблюдению (сплошному и несплошному), то ошибки репрезентативности - только несплошному наблюдению. Они характеризуют расхождения между значениями показателя, полученного в обследуемой совокупности, и его значением по исходной (генеральной) совокупности. Ошибки репрезентативности также могут быть случайными и систематическими. Случайные ошибки возникают, если отобранная совокупность не полностью воспроизводит все признаки генеральной совокупности и величину этих ошибок можно оценить. Систематические ошибки репрезентативности могут возникать, если нарушен сам принцип отбора единиц из исходной совокупности. В этом случае проводятся проверка полноты собранных данных, арифметический контроль точности информации на предмет ее достоверности, проверка логической взаимосвязи показателей.
Контрольной проверкой собранных данных завершается статистическое наблюдение.
4.Причины ошибок наблюдения.
5.Способы контроля достоверности данных статистического наблюдения.
Вероятность статистических данных - закон государственной статистики Обеспечивается она должным составлением программы и плана наблюдения, научной организацией сбора, обработки и анализа информации Как к тщательно не было организованное статистическое наблюдение, собранные материалы могут иметь разные по характеру и возникновением неточности: неполный охват единиц наблюдения, подлежащих рег ее; пропуски отдельных записей; ошибки отдельных записей и т.п. Если полноту охвата единиц наблюдения и пропуски отдельных показателей установить нетрудно, то найти допущенные погрешности единичных запись ей, так называемые ошибки наблюдения, дело не из легкиких.
Ошибки в процессе наблюдения приводят к снижению его точности
Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия величины какого-либо показателя (признака), установленной с помощью наблюдения, действительной величине Она измеряется разницей или соотно нням этих величинын.
Разница между величиной какого-либо показателя, установленного путем наблюдения и настоящим его размером называютошибками статистического наблюдения Ошибки наблюдения разделяют на два вида: ошибки регистрации и ошибки репрезентативности
Ошибки регистрации возникают вследствие неправильного установления фактов или неправильного их записи в формуляр
Ошибки репрезентативности имеют место лишь при выборочном обследовании и возникают вследствие того, что выборочная совокупность недостаточно полно воспроизводит всю изучаемую совокупность Подробнее ошибки репрезентативности описаны в § 11.4.
Ошибки репрезентативности могут быть как при сплошном, так и при сплошные наблюдении Они могут быть преднамеренными и непреднамереннымиУмышленныеошибки являются следствием сознательного искажения действительности в сторону увеличения или уменьшения истинных размеров исследуемого признака
Непреднамеренные ошибки возникают независимо от желания лиц, сообщающих или регистрируют данные
Непреднамеренные ошибки регистрации могут иметь случайный или систематический характер
Случайные непреднамеренные ошибки регистрации - это ошибки, возникающие вследствие различных случайных причин: описка, оговорка и т др. Они приводят к отклонениям данных наблюдения от фактических размеров признаки с одинаковой вероятностью ю как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения данных При достаточно большом количестве единиц наблюдений случайные ошибки могут взаимно погашаться и не производить существенного влияния на результаты видеонаблюдени Эннння.
Систематические непреднамеренные ошибки регистрации возникают из определенных неслучайных причин и приводят к отклонениям данных наблюдения от фактических размеров признаки в сторону увеличения или уменьшения Причиной таких ошибок может быть несправнис во измерительных приборов, нечеткая формулировка вопросов, несовершенство статистического инструментария, склонность людей к округлению цифр и т иін.
Умышленные ошибки регистрации всегда имеют систематический характер
Логично завершается статистическое наблюдение приемом материалов исследования Когда материал статистического наблюдения получены полностью от всех единиц, подлежащих наблюдению, проверяют полноту (качество) заполнения бланков Если при приеме материала наблюдения выявлено незаполненные (или частично заполненные) бланки, значит при статистическом наблюдении пропущена единица сп выговор Поэтому ответственное лицо, принимая статистические формуляры (бланки) в первую очередь проверяет полноту их заполнения и в случае необходимости принимает меры для их исправленияня. .
Наряду с проверкой полноты заполнения бланков осуществляется контроль за достоверностью и правильностью ответов При приеме материалов наблюдения главное внимание уделяется правильности заполнения соответствующих бланков и проверке достоверности (точности) показательв.
Контроля за достоверностью статистических данных статистические органы уделяют особое внимание Такие функции (обязанности) государственная статистика выполняет в тесном контакте с органами контроля, прокуратуры и гром венных организациями.
С целью выявления и устранения допущенных при регистрации ошибок статистические органы осуществляют арифметический и логический контроль собранного материала
Арифметический контроль заключается в проверке точности арифметических подсчетов и расчетов: проверка итоговых показателей в документах, проверка правильности подсчетов процентов, средних величин и т др.
Логический контроль заключался в сопоставлении ответов на вопросы и выяснения их логической согласованности В процессе логического контроля могут быть установлены нереальные или малоправдоподибни ответа
Рассмотрим общие приемы логического контроля
1 Сопоставление ответов на различные взаимосвязанные вопросы в формулярах Например, запись в формуляре о том, что ребенок дошкольного возраста имеет среднее образование, является ошибочным
2 Сравнение записей в документе, проверяемого с аналогичными записями в других документах
3 Сопоставление отчетных показателей за смежные периоды
4 Применение метода балансовой согласованности показателей
часто используют такую ??балансовую равенство: наличие на начало периода плюс поступления минус выбытия равна наличии на конец отчетного периода
5 Проведение напрямую переписями контрольных проверок - сплошных или выборочных
Указанные приемы проверки статистических данных путем арифметического и логического контроля используют как при проверке материалов специально организованных статистических наблюдений, так и отчетности Можно утверждать, что арифметический контроль четко устанавливает наличие ошибки, а логический - в большинстве случаев лишь выявляет возможность ошибки При этом, если проведение арифметического контроля вы МАГАТЭ от статистика элементарной грамотности, то логический - может осуществляться только высококвалифицированными специалистамми.
Значительная вероятность статистических данных обусловлено действующей системой мер, направленных на уменьшение и избежание ошибок Среди них следует назвать следующие: качественный первичный учет, разработка научных рекомендаций ендаций по вопросам проверки достоверности данных; подбор квалифицированных кадров-статистиков, автоматизация статистических работ и т д.
6.Статистическая отчетность.
Статистическая отчетность - особая форма организации сбора данных, присущая толькогосударственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программойстатистических работ. Государственная статистика включает все виды статистическихнаблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного родапереписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и т. д.),формы и программа которых утверждены Государственным комитетом РФ по статистике или посогласованию с ним органами государственной статистики республик в составе РоссийскойФедерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы иСанкт-Петербурга. Сведения о деятельности предприятий, организаций поступают встатистические органы в установленные сроки в виде определенных документов (отчетов).Бланки таких отчетов называют формами статистической отчетности. Каждая из них имеетсвой шифр и название. Например, форма № 5-нт (образцы) «Отчет о созданных впервые вРоссии образцах нового типа машин, оборудования, аппаратов, приборов в 199... году» илиформа № 2 - инновация «Сведения о технологических инновациях промышленного предприятия(объединения) за 199... год» и т. д. Программа отчетности, т.е. перечень собираемых сведений,методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждаетсяГоскомстатом РФ. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются,кроме того, и Минфином РФ.
Отчетность различается по периодичности: срочная - содержит данные за месяц и менее;квартальная; полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовойотчетности. Срочная отчетность часто передается по телеграфу (или электронной почте) иназывается телеграфной; отчетность за более длительное время является почтовой.
Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных -документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций.Например, форма отчетности 10-ф (квартальная) практически полностью основана на данныхбухгалтерского баланса и приложения к нему «Отчет о прибылях и убытках». Госкомстат Россиипроводит политику унификации отчетности предприятий разных отраслей экономики.
Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность вустановленные сроки по утвержденной форме. С мая 1992 г. введен в действие Закон РФ «Обответственности за нарушение порядка представления государственной статистическойотчетности», который определяет правовую ответственность предприятий, учреждений,организаций и объединений за нарушение порядка представления государственнойстатистической отчетности и других данных, необходимых для проведения государственныхстатистических наблюдений. Закон предоставляет органам государственной статистики РФправо применять к руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений,организаций и объединений независимо от их форм собственности административные взысканияв виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до восьмикратногоустановленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за нарушение порядкапредставления государственной статистической отчетности, выразившееся в непредставленииотчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистическихнаблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов, а зате же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административноговзыскания, - в виде штрафа в размере от восьмикратного до десятикратного установленногозаконом размера минимальной месячной оплаты труда.
Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности являетсяопоздание на одни сутки, а опоздание более одних суток рассматривается как еенепредставление. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение вгосударственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленныхдействий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так ивследствие нарушения действующих инструкций и методологических указаний по составлениюстатистической отчетности, а также арифметических ошибок.
Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетныхединиц. С этой целью все предприятия, организации, объединения независимо от формысобственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью,представляют в органы государственной статистики учредительные документы дляприсвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков наосновании общероссийских классификаторов технико-экономической информации длявключения в единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и отраженияв государственной статистической отчетности.
При реорганизации или ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединенияпредставляют органам статистики государственную статистическую отчетность за периодсвоей деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовойотчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для внесенияизменений в ЕГРПО.
Отчетность дает необходимую информацию для государственных органов управления. Данныеотчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и продукциидругих отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития страны и регионов,изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам и сравниватьэффективность деятельности государственных и негосударственных предприятий иорганизаций.
Большое значение имеют стабильность отчетности, содержания ее форм. Только при этомусловии обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит,выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов. Конечно, содержаниеотчетности - перечень форм, показателей — меняется со временем, но прежде чем внестикакое-либо изменение, нужно решить, является ли оно действительно необходимым. Ведьотчетность подготавливают десятки тысяч работников бухгалтерий и финансовых отделовпредприятий и организаций. Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может даватьнадежные данные, если она достаточно стабильна.
Формирование содержательной части форм отчетности осуществляется с учетом требованийГосударственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международнойпрактике систему учета и статистики, а также систему статистических показателей для оценкиэкономических преобразований в стране. Развитие малого бизнеса потребовало специальногорешения вопроса об отчетности малых предприятий. Они отчитываются пс минимальномуколичеству форм статотчетности и показателей. Утверждена унифицированнаяинтегрированная форма статистической отчетности квартальной периодичности для малыхпредприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности и годовая форма,содержащая показатели производственной деятельности этих предприятий.
Данные статистической отчетности поступают от предприятий и организаций в органыгосударственной статистики - либо в райинспектуры, либо прямо в областные (краевые)управления статистики. После проверки поступивших данных они разрабатываются:составляются сводные таблицы по формам, установленным Госкомстатом РФ. Данныеобобщаются по отраслям, организационноправовым формам, формам собственности,территориям и т.д. Сводные таблицы из местных статистических органов отправляются вГоскомстат РФ, где составляются сводные таблицы по стране в целом, рассчитываютсясводные показатели с учетом тех же группировок данных (по отраслям, территориям, формамсобственности и т. д.). Местные органы государственной статистики, как правило, проводятдополнительные разработки данных отчетности по заказам местной администрации и научныхорганизаций.
7.Реквизиты формы отчетности.
Формы статистического наблюдения разрабатываются и утверждаются Министерством финансов и Госкомстатом РФ. К каждой форме разрабатывается также порядок её заполнения. Представление отчётности возможно как на бумажных бланках, так и в электронном виде. Рассмотрим основные формы статистической отчётности, которые юридические лица представляют в территориальные органы статистики.
|
|
|