Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижегородский государственный педагогический университет
Имени Козьмы Минина
Факультет физической культуры
Кафедра теоретических основ физического воспитания
Косарев Денис
«Особенности технологии врачебно - педагогических наблюдений на различных уровнях планирования тренировочного процесса в боксе»
(курсовая работа)
Научный руководитель:
Никитина Е.В.
Нижний Новгород
2012 г.
Содержание курсовой работы:
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Бокс в системе физического воспитания и спорта…………..............6
1.1 История развития и становления бокса как вида спорта………………….6
Глава 2. Технология врачебно-педагогического наблюдения………………....................................................................................11
2.1 Цели и задачи врачебно – педагогических наблюдений………………….11
2.2 Оперативные, текущие и этапные врачебно - педагогические наблюдения………………………………………………………………………14
2.3 Методы врачебно-педагогических наблюдений…………………………..18
Глава 3. Диагностика функционального состояния боксеров в тренировочном процессе с целью оценки методики тренировки.………………………………………………………………………22
2.3 Выводы и рекомендации………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………....28
Введение
Занятия боксом представляют собой прекрасное средство для всестороннего физического развития. Многообразные и постоянно изменяющиеся ситуации требуют от спортсмена большого арсенала двигательных умений и навыков. В процессе совершенствования этих умений достигается значительное повышение уровня физической подготовленности человека, что оказывает неоценимое положительное влияние на здоровье.
Занятия боксом положительно влияют и на нервную систему. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки, в большей степени быстроте восприятия, переключения внимания, уравновешенности и сдержанности.
Возросший уровень конкурентной борьбы на крупнейших турнирах и олимпийских играх вызывает необходимость совершенствования средств и методов не только разносторонней физической подготовленности, но и психологической подготовки спортсменов[6].
Под влиянием систематической спортивной тренировки и развивается комплекс изменений, содействующих оптимизации функционирования как всего организма в целом, так и отдельных систем[15].
Популярность бокса объясняется его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные, психические и волевые качества человека
Проверке эффективности учебно-тренировочного процесса в ответ на дозированные физические нагрузки способствует врачебно-педагогические наблюдения. Результаты, полученные в ходе врачебно-педагогических наблюдений, позволяют получить тренеру констатирующие данные о приспособляемости организма спортсмена на нагрузку, о динамики функциональных возможностей боксера. Полученная информация, в ходе наблюдения, дает возможность тренеру проанализировать свою работу, произвести коррекцию методики[18].
Педагогические аспекты бокса представлены в литературе в виде, исторических справок, статей, книг имеется ряд диссертационных исследований (К. В. Градополов, Б. С. Денисов, Г. О. Джероян, Ш. Закиров, В. И. Огуренков, М. И. Перельман, В. Г. Степанов, Н. А. Худадов ).
В традиционной системе подготовки спортсменов врачебно-педагогическое наблюдения, как правило, является не самым сильным компонентом. Основными причинами этого факта являются: недостаточное внимание к контролю со стороны тренера; несовершенная разработанность проблемы относительно теории и практики врачебно-педагогического контроля в спорте; отсутствие в недавнем прошлом компьютерных, интернет-технологий и тому подобное.
В связи с дефицитом научных данных по боксу - массовому, перспективному виду борьбы в России, получение информации по технологии планирования врачебно – педагогических наблюдений тренировочного процесса, с целью повышения функциональных возможностей организма спортсменов – боксеров весьма актуально и потому,
гипотезой нашей работы является утверждением о том, что учет тренером результатов, полученных в ходе врачебно - педагогических наблюдений спортсменов, занимающихся боксом, может содействовать коррекции методики учебно-тренировочного процесса, тем самым способствуя совершенствованию функциональных возможностей.
Объект исследования: врачебно-педагогические наблюдения в ходе учебно-тренировочного процесса
Предмет исследования – технология врачебно - педагогических наблюдений на различных уровнях планирования тренировочного процесса в боксе.
Целью работы: оптимизация учебно-тренировочного процесса боксеров.
Задачи исследования:
1.Изучить научную и научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Выявить технологию врачебно - педагогических наблюдений на различных уровнях планирования тренировочного процесса в боксе.
Ожидаемые результаты данного исследования, на наш взгляд могут содействовать коррекции методики учебно-тренировочного процесса в практической деятельности педагогов-тренеров, с целью совершенствования функционального состояния спортсменов, занимающихся боксом.
Глава 1. Бокс в системе физического воспитания и спорта
1.1 История развития и становления бокса как вида спорта
Бокс, как вид спорта, был официально признан в Англии в 1719 году. Тогда популярный боксер и фехтовальщик Джеймс Фигг был признан сильнейшим боксером Англии. С тех пор в Англии регулярно ведут учет своим турнирам. Первый спортивный репортаж о боксерском поединке был опубликован опять же в Англии в 1681 году в газете "Протестантский Меркурий". В том репортаже были перечислены присутствовавшие влиятельные лица, а имя победителя так и не было названо. Известно о поединках, проводившихся в 13-м веке, а истоки бокса уходят в далекое прошлое.
В окрестностях Багдада археологами были найдены две плитки с изображениями борцов и боксеров, которым по оценкам специалистов около 5 тысяч лет. По одним преданиям родоначальником кулачного боя был герой Афин Тезей, по другим сын Посейдона и нимфы Мелии король Амыкус. Но, конечно же, у каждого народа найдется свой мифический герой.
В программах Олимпиад кулачные бои появились на 23-их играх. Первым Олимпийским чемпионом был грек Ономастус. Публичные кулачные бои были популярны и Древнем Риме. Император Калигула привозил из Африки рабов крепкого телосложения и устраивал между ними поединки, а одну из рабынь отдавали победителю в награду. Известен также древнегреческий боксер Тагенес, которого до сих пор никто не может превзойти. Он одержал победы в 1425 боях.
Первые бои велись голыми кулаками, затем стали наматывать кожаные ремни, укрепляя кисти рук и пальцы. Эти ремни и явились праобразом современных перчаток.
Официальной датой рождения профессионального бокса считается 1892 год. В этом году был проведен легендарный поединок между Салливаном и Корбеттом. Последний в истории чемпион мира в боях на "голых" кулаках Салливан проиграл нокаутом в 21-м раунде.
Так как профессиональный бокс это в первую очередь зрелищность, а от результата поединка зависел заработок спортсмена, то раньше он отличался жестокостью. Скорее, его можно было назвать дракой. Были разрешены удары ногами, локтем, различные захваты и броски, удары ниже пояса, избиение лежачего, тыканье пальцами в глаза. Это продолжалось до середины 18 века, а удары головой были разрешены еще и в начале 19 века, хотя и не поощрялись.
Бои раньше велись до полной победы, то есть пока один из соперников не мог больше продолжать поединок. Самый короткий бой состоялся в Америке в 1886 году и продолжался он 30 секунд. А самый длинный бой прошел в 1855 году. Он шел 6 часов 15 минут. Дата последнего боя без перчаток: 8 июля 1889 года (Америка, Ричбург). Первые общепризнаные правила боксерских поединков написал Маркиз Квинсберри в 1867 году. Всего их насчитывалось 12:
Справедливость матча;
Борьба не позволена;
Раунды продолжительностью в 3 минуты;
Поверженный боец должен вставать без чьей-либо помощи не позднее, чем через 10 секунд после падения;
Человека на грани поражения нужно всего осмотреть;
На ринге помимо борцов имеет право находиться только рефери, который и отсчитывает время;
В случае остановки соревнования рефери определяет время и место его завершения;
Боец в поединке должен использовать только новые перчатки хорошего качества;
Если перчатка разорвалась, она подлежит замене с согласия рефери;
Человек, стоящий на одном колене, считается поверженным, и ведется отсчет до 10;
Ботинки на ногах не допустимы;
В случае несоблюдения вышеперечисленных правил, итоги боя должны быть пересмотрены.
В этих правилах был очень важный пункт - введение перчаток, после чего бокс перестал походить на драку и начал приобретать вид спортивного искусства.
В 1921 году в США была создана Национальная боксерская ассоциация, которая в 1962 году вышла на международный уровень и сменила название на WBA. В следующем, 1963 году, была основана еще одна международная организация WBC (всемирный боксерский совет). Внутри WBA вскоре возникли разногласия и в 1976 году была создана еще одна организация с 1984 года называющаяся IBF. Также, большим авторитетом в мире пользуется Всемирная боксерская организация - WBO. Эти четыре сообщества и задают тон в современном профессиональном боксе.
Любительский бокс впервые заявил о себе в мировом масштабе на Олимпийских играх в Сент-Луисе в 1904 году. Интересный факт: боксер, завоевавший золотую медаль, мог вступить в борьбу за "золото" в следующей, более тяжелой категории ( американец О. Кирк ), а любая страна могла выставить на игры несколько боксеров в одной категории. Позже эти правила были отменены ( 1928 ). В постоянной программе Олимпийских игр бокс присутствует с 1920 года.
В 1924 году создается Международная ассоциация боксеров любителей - ФИБА (с 1946 - АИБА). С 1924 года начинают проводиться чемпионаты Европы. Но первый чемпионат мира среди любителей был проведен только в 1974 году, причем по инициативе федерации бокса СССР. Непревзойденным лидером в первенствах мира является кубинский тяжеловес Феликс Савон ( 5 золотых медалей ). Он же выиграл и три олимпийских "золота", так же как и его земляк Теофило Стивенсон и венгр Ласло Папп.
В России знакомство с английским боксом произошло во времена Ивана IV. Приезжавшие в Москву послы Елизаветы 1 устраивали "потешные" поединки, но как вид спорта бокс начал развиваться в конце 19 века, во многом благодаря поручику лейб-гренадерского полка Михаилу Кистеру. В 1894 году он опубликовал практически первый самоучитель по боксу - "Руководство с рисунками. Английский бокс". 15 июля 1895 года был проведен первый официальный турнир по боксу. Проведен он был в полку Кистера, а сам Михаил занял на нем 2-е место. Эта дата и считается началом русского бокса. Первый спортивный клуб бокса был открыт в 1986 году тем же Кистером. Назывался он "Арена" и просуществовал до 1900 года.
Иван Граве в 1913 году был объявлен первым чемпионом России, после того, как опубликовал в газетах вызов всем желающим сразиться с ним и победил трех добровольцев, а в 1915 были разработаны первые в России правила проведения боксерских поединков.
На единую организационную основу бокс был поставлен в России в 1918 году, когда было введено всеобщее военное обучение, и бокс вошел в его обязательную программу. В 1920 году Советские власти запретили бокс. А в 1926 благодаря всесоюзной дискуссии, которую организовали сторонники бокса, он был опять разрешен, и в том же году прошел первый чемпионат СССР.
Первый международный матч советские боксеры провели в 1928 году со сборной Швейцарии и выиграли его. В 1935 году была создана Всесоюзная секция бокса ( в 1959 переименована в федерацию бокса СССР ). В 1989 году была организована Всесоюзная ассоциация профессионального бокса.
В Олимпийских играх наша сборная впервые учавствовала в 1952 в Хельсинки ( 2 серебра и 4 бронзы ).
Огромное значение для отечественного бокса имело создание кафедр бокса в институтах физической культуры. Эти кафедры должны были впервые разработать методику его преподавания, дать систему тренировки боксера. В московском институте физической культуры эту кафедру возглавил свидетель и участник почти всех событий, связанных с развитием бокса в нашей стране Константин Васильевич Градополов [25].
Условия занятий боксом с каждым годом улучшаются: строятся специализированные залы, увеличивается количество квалифицированных преподавателей и тренеров, боксеры имеют возможность выступать на многих соревнованиях. Популярность бокса растет, а с ней — и количество занимающихся [2].
В целом занятия боксом и привлечение молодежи в спортивные секции поможет занять детей и подростков, отвлечь их от улицы, снизить детскую преступность, противостоять наступлению наркотиков.
Глава 2. Технология врачебно-педагогического наблюдения
2.1 Цели и задачи врачебно - педагогического наблюдения
Под врачебно-педагогическими наблюдениями понимаются совместные исследования, проводимые врачом и педагогом (тренером) во время учебно-тренировочных занятий и соревнований. Эти исследования, осуществляемые в процессе специфической деятельности занимающихся физической культурой и спортом, существенно дополняют данные комплексного врачебного обследования и в достаточной мере позволяют:
1) изучить приспособляемость организма к нагрузкам при занятиях физическими упражнениями и характер восстановления после них;
2) уточнить сущность и значимость отклонений в состоянии здоровья организма, обнаруженных при врачебном обследовании и определить, не усиливаются ли они под влиянием физических нагрузок;
3) оценить организацию, методику проведения, условия, в которых проводятся занятия (тренировки);
4) сопоставить показатели функционального состояния организма с результатами работоспособности.
Исследования в ходе спортивных тренировок и соревнований представляют наибольшие возможности для выявления способности спортсмена к максимальным мышечным усилиям, для суждения о его выносливости, ловкости, скоростных и других качествах, об особенностях ответных реакций со стороны различных органов и систем на физические напряжения. Проведенные в динамике, эти исследования позволяют судить о степени нарастания общей физической подготовленности на различных этапах тренировочного цикла [12].
Характер ответной реакции организма на физические нагрузки во многом зависит от методики проведения занятий (последовательности использования различных упражнений, плотности, эмоциональности и пр.), поэтому для правильной трактовки воздействия тех или иных систематически выполняемых физических упражнений, необходимо всестороннее изучение педагогического процесса. Детальное ознакомление врача с содержанием и режимом занятий физической культурой и спортом, оценка их эффективности в укреплении здоровья и улучшении функционального состояния организма служат важным подспорьем в разработке конкретных рекомендаций педагогу (тренеру) по вопросам планирования, построения и индивидуализации учебно-тренировочной работы.
Во врачебно-педагогических наблюдениях изучаются две стороны подготовленности занимающихся физической культурой и спортом: двигательная деятельность и функциональные сдвиги, происходящие во время выполнения физической нагрузки. Двигательная деятельность учитывается и анализируется педагогом (тренером), функциональные изменения – в основном врачом.
Для изучения реакции организма на нагрузки во время занятий или соревнований проводится опрос о субъективных ощущениях, осуществляется наблюдение за внешними признаками утомления, применяются разнообразные методы объективной оценки состояния различных органов и функциональных систем, обеспечивающих работоспособность. Во всех случаях проведения врачебно-педагогических наблюдений необходимо стремиться к тому, чтобы исследование было комплексным, а использованные методы позволяли бы точнее и глубже вникнуть в сущность механизмов адаптации.
Направленность, объем и содержание функциональных исследований, применяемых во врачебно-педагогических наблюдениях, определяются контингентом обследуемых, характером занятий и соревнований, интересами и запросами тренерско-преподавательского состава [18].
Оперативные, текущие и этапные врачебно - педагогические наблюдения
Для эффективного управления процессом подготовки спортсменов чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме.
Для этого необходимо проводить три вида контроля: оперативный, текущий и этапный.
Оперативный контроль в процессе подготовки спортсменов предполагает оценку реакций организма занимающегося на физическую нагрузку в процессе занятия и после него, а также мобильные операции, принятие решений в процессе занятия, коррекцию заданий, основываясь на информации от занимающегося.
Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. Важно определить величину и направленность биохимических сдвигов в организме спортсмена, установив тем самым соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения.
При организации оперативного контроля одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие - непосредственно в процессе тренировки.
Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются только:
· внешние признаки утомления;
· динамика частоты сердечных сокращений;
· значительно реже - показатели биохимического состава крови.
До и после тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения:
а) при выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости:
· массы тела;
· функционального состояния сердечно-сосудистой системы;
· функционального состояния системы внешнего дыхания;
· морфологического состава крови;
· биохимического состава крови;
· кислотно-щелочного состояния крови;
· состав мочи;
б) при выполнении скоростно-силовых нагрузок:
· функционального состояния центральной нервной системы;
· функционального состояния нервно-мышечного аппарата;
в) при выполнении сложнокоординационных нагрузок:
· функционального состояния центральной нервной системы;
· функционального состояния нервно-мышечного аппарата;
· функционального состояния максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов.
Текущий контроль проводится для регистрации и анализа текущих изменений функционального состояния организма (каждодневных, еженедельных). Важнейшей его задачей является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления.
Текущий контроль может осуществляться:
· ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок - утром и перед второй тренировкой);
· три раза в неделю (1 - на следующий день после дня отдыха, 2 - на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 - на следующий день после умеренной тренировки);
· один раз в неделю - после дня отдыха.
При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние:
· центральной нервной системы;
· вегетативной нервной системы;
· сердечно-сосудистой системы;
· опорно-двигательного аппарата.
Этапный контроль проводится как правило дважды в году (в начале и в конце сезона). На основе сопоставления результатов повторных исследований с первичными данными делают выводы о направленности адаптационных изменений в функциональных системах и в деятельности целостного организма под воздействием составленных программ занятий. Его задачами являются: 1) определение изменения физического развития, общей и специальной подготовленности занимающегося; 2) оценка соответствия годичных приростов нормативным с учетом индивидуальных особенностей темпов биологического развития; 3) разработка индивидуальных рекомендаций для коррекции тренировочного процесса и перевода занимающегося на следующий этап многолетней подготовки. Назначение этого вида контроля - интегрально, целостно оценить систему занятий в рамках завершенного этапа, периода, цикла контролируемого процесса, сверить намеченное и реализованное, получить необходимую информацию для правильной ориентации последующих действий.
При проведении этапного контроля определяют кумулятивные изменения, возникающие в организме спортсмена в процессе тренировочных занятий.
Регистрируются:
· общая физическая работоспособность;
· энергетические потенции организма;
· функциональные возможности ведущих для избранного вида спорта систем организма;
· специальная работоспособность [12].
Методы врачебно-педагогических наблюдений
К достаточно распространенным и хорошо изученным методам врачебно-педагогических наблюдений относятся: метод непрерывного наблюдения; метод испытания с дополнительной нагрузкой; метод определения суммарного влияния нагрузки; метод испытаний с повторными (контрольными) нагрузками (В.Н. Коваленко, Л.И. Жариков, 1969).
Метод непрерывного наблюдения применяется на занятиях в школе, техникуме и вузе, в «группах здоровья» и лечебной физкультуры, а также на тренировках в видах спорта с кратковременными, неоднократно повторяющимися нагрузками с законченным циклом движений (гимнастике, тяжелой атлетике, плавании, фехтовании и др.).
Перед началом занятия (тренировки) у обследуемого в положении сидя определяется частота пульса по 10-секундным интервалам до получения устойчивых показателей, измеряется артериальное давление, подсчитывается количество дыханий за 20 секунд, проводятся другие исследования. Данные вносятся в протокол, составленный по общепринятой форме, для регистрации результатов функциональной пробы сердечно-сосудистой системы или в протокол хронометража [14].
С момента подачи команды, оповещающей о начале урока, включается секундомер и осуществляется непрерывное наблюдение. Запись ведется следующим образом: если занимающийся выполняет физическую нагрузку, то в клетках соответствующей минуты ставится плюс (+), в случае отдыха – прочерк (-), во время объяснения и показа упражнений – ноль (0), при исследовании пульса, давления и дыхания – полученные цифровые выражения.
Сразу же по окончании подготовительной части (разминки) обследуемый садится и у него за первые 10 секунд каждой из 2-3 минут восстановительного периода подсчитывается пульс, в следующие 30 секунд измеряется кровяное давление и за 20 секунд определяется частота дыханий.
В такой же последовательности в течение 2-3-4 минут указанные показатели функционального состояния организма изучаются несколько раз в основной части занятия (после выполнения серии упражнений, проплывания отрезков дистанции и т.п.), в конце ее и по завершении заключительной части.
В восстановительном периоде (по окончанию занятия) исследования осуществляются в том же объеме, что и перед началом его.
Количественные значения протокола наблюдения переводятся в графическое изображение и анализируются; общая продолжительность урока, время работы и отдыха берутся в основу для расчета плотности проведенного занятия.
Методом непрерывного наблюдения можно наиболее полно оценить приспособляемость организма к физическим нагрузкам занятия как такового. Он позволяет выявить начало утомления и его глубину; начало предпатологических и патологических изменений в организме, определить к каким упражнениям занимающийся подготовлен хорошо, а какие выполняет с большим напряжением; какие физические качества недостаточно развиты для достижения высоких результатов. Исходя из объективных данных исследования спортсмена, можно наметить пути улучшения учебно-тренировочного процесса.
Метод испытания с дополнительной нагрузкой. Для того, чтобы определить степень воздействия занятия или тренировки на состояние организма, изучить динамику его восстановления к исходному уровню используется метод, известный под названием «испытание с дополнительной нагрузкой». Систематическое проведение этих испытаний во врачебно-педагогических наблюдениях начато с 1946г. Применяется этот метод, в основном, для оценки состояния организма тренированного спортсмена.
Дополнительная физическая нагрузка должна, по возможности, отражать специфику вида спорта; выполняется в максимально быстром темпе или с максимальным напряжением, ибо только в таких случаях можно вызвать у тренированных спортсменов максимальные функциональные сдвиги; быть кратковременной, чтобы существенно не нарушить процесс тренировки (занятия).
В практике спортивной медицины применяются как стандартные не специфические, так и специфические, т.е. свойственные спортивной специализации обследуемого, дополнительные нагрузки. Изучение ответной реакции организма на них проводится с помощью наиболее распространенных и некоторых дополнительных методов исследования. Регистрация показателей пульса, артериального давления, а также выполняемой дополнительной нагрузки в количественном и качественном отношении осуществляется в специальном протоколе (приложение 4).
В качестве стандартной неспецифической физической нагрузки для спортсменов чаще используется 15-секундный бег на месте в максимально быстром темпе; в школе, вузе и «группах здоровья» - проба с 20-тью приседаниями за 30 секунд.
Специфические дополнительные нагрузки разработаны с учетом вида и характера спортивной деятельности.
Выбор дополнительной нагрузки (стандартной или специфической) устанавливается врачом совместно с тренером.
Следует отметить, что для определения общей тренированности в практике довольно часто используется неспецифическая дополнительная нагрузка в виде 15-секундного бега на месте в максимальном темпе. Она кратковременна и вызывает значительные функциональные сдвиги. Специфические дополнительные нагрузки чаще используются для определения специальной тренированности.
Метод наблюдения с повторными (контрольными) нагрузками. Начало разработки этого метода было положено экспериментальными исследованиями Р.Е. Мотылянской (1951-1955) и продолжено Е.В. Куколевской и Е.Ф. Лихачевской на легкоатлетах, Г.А. Гончаровой и К.Ф. Славолюбовой – на пловцах, Н.Д. Граевской и М.Г. Шафеевой – на футболистах, В.А. Сергеевым – на боксерах, Р.Е. Мотылянской с бригадой – на юных спортсменах различных специализаций. Суть метода заключается в использовании специфических для этого или иного вида спорта повторных нагрузок.
Глава 3. Диагностика функционального состояния боксеров в тренировочном процессе с целью оценки методики тренировки
С целью оптимизации тренировочного процесса и коррекции выбранной методики тренировки в боксе используют специфические методы с учетом специализации вида спорта и характера спортивной деятельности [5] .
Выбор дополнительной нагрузки (стандартной или специфической) устанавливается врачом совместно с тренером, исходя из условий и возможностей проведения исследований, особенностей учебно-тренировочного занятия, подготовленности, возраста и пола занимающихся.
Если во врачебно-педагогических наблюдениях применяется специфическая нагрузка, методика испытаний следующая. До занятий осуществляется исследование функционального состояния организма в намеченном объеме; далее проводится разминка (подготовительная часть урока), после которой в положении сидя у обследуемого за первые 10 секунд определяется частота пульса, за 30 секунд – величина артериального давления, за 20 секунд – число дыханий. Затем спортсмен выполняет дополнительную нагрузку, и у него эти показатели изучаются по указанной схеме в течение 3-4 минут.
В основной части урока (тренировки), по согласованию с педагогом дополнительная нагрузка дается от 3-х до 5-ти раз; она обязательно выполняется по окончании основной части и всего занятия в целом. При этом перед дополнительной нагрузкой пульс, давление и дыхание исследуются однократно, после ее выполнения – в течение 3-4 минут.
Метод наблюдения с повторными (контрольными) нагрузками. Суть метода заключается в использовании специфических для этого или иного вида спорта повторных нагрузок, выполняемых спортсменом с предельной или околопредельной интенсивностью, обусловленной уровнем его подготовленности.
Испытания с повторными нагрузками проводятся для определения специальной тренированности на различных этапах тренировочного процесса. При этом можно установить, в какой степени за время от одного исследования до другого произошло нарастание тренированности, критериями состояния которой являются функциональные сдвиги в коротких интервалах между повторяющимися нагрузками и изменения спортивных результатов, отражающих специальную работоспособность спортсмена.
В свое время метод испытаний с повторными (контрольными) нагрузками рекомендован Всесоюзной федерацией спортивной медицины для проведения врачебно-педагогических наблюдений в сборных командах. Для каждого вида спорта предложены определенные нагрузки для определения специальной тренированности по Р.Е. Мотылянской, Е.Ф. Лихачевской, Н.Д. Граевской. Так, в боксе специальная тренированность определяется в результате 3 минутного боя с тенью, выполняемого 3 раза, интервалы отдыха между повторениями 2-3 минуты.
Методика исследований следующая: спортсмену разъясняется цель и характер исследования, затем регистрируется все необходимые исходные данные функционального состояния организма. Далее проводится обычная разминка, по окончании ее подсчитывается частота пульса и дыхания, измеряется артериальное давление и другие показатели в течение 3-4 минут. После этого спортсмен выполняет повторные нагрузки, результативность и качество которых фиксирует тренер; врач же или несколько исследователей в интервалах между повторениями осуществляют обследование. Повторные (контрольные) нагрузки выполняются также в основной и в заключительной части тренировки.
Каким бы методом врачебно-педагогического контроля не пользовались, данные наблюдений помогают дать ответ на следующие вопросы:
- Адекватная ли, чрезмерная или недостаточная физическая нагрузка, применяемая на тренировке в занятии, для данного человека или группы в целом. Недостаточная, т.е. не вызывающая утомления нагрузка не будет сопровождаться нарастанием тренированности; при чрезмерной – возникает опасность нарушения здоровья занимающихся, что приведет к снижению работоспособности и спортивных результатов [10].
- Каковы физиологические механизмы, обеспечивающие высокую работоспособность и приспособляемость к большим физическим нагрузкам. Этот вопрос является основным для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, ибо без выявления механизмов приспособляемости нельзя разумно использовать физическую культуру и спорт в оздоровительных целях [17] .
- Какие из применяемых средств полезны и необходимы для улучшения результатов и тренированности, а какие – неблагоприятно влияют на работоспособность и здоровье. Решение этого вопроса помогает педагогу (тренеру) совершенствовать учебно-тренировочный процесс и строить его с учетом объективных данных исследования занимающихся [12]. .
Одним из условий эффективного использования врачебно-педагогических наблюдений в практике физической культуры и спорта является правильный анализ полученных данных, характеризующих динамику функционального состояния и работоспособности обследуемых .
Выводы по теоретической части
Целью бокса является комплексное физическое и духовное воспитание человека, способствующее гармоничному развитию личности. В боксе задействованы все группы мышц и системы организма, что и обеспечивает их всестороннее развитие.
Под влиянием систематической спортивной тренировки и развивается комплекс изменений, направленных на оптимизацию функционирования как всего организма в целом, так и отдельных систем.
Популярность бокса объясняется его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные, психические и волевые качества человека
Высокие требования, предъявляемые к спортсмену, требуют грамотной методики тренировок и рационально-подобранных средств педагогом-тренером. Проверке эффективности учебно-тренировочного процесса в ответ на дозированные физические нагрузки способствуют врачебно-педагогические наблюдения. Результаты, полученные в ходе врачебно-педагогических наблюдений, позволяют получить тренеру информацию приспособляемости организма спортсмена к нагрузкам, динамике функциональных возможностей боксера в учебно- тренировочном процессе.
Полученная информация, в ходе наблюдения, дает возможность тренеру проанализировать свою работу, произвести коррекцию методики.
Анализ результатов исследования проведенных в период учебно-тренировочного процесса школьников старшего школьного возраста, занимающихся боксом, направленного на оптимизацию функциональных возможностей, показал, что у занимающихся существенно возросли результаты состояния системы внешнего дыхания, показателей работоспособности и в целом потенциал кардио – респираторного аппарата.
А своевременная коррекция методики учебно-тренировочного процесса в практической деятельности педагогов-тренеров по единоборствам поможет совершенствовать функциональный потенциал школьников.
Заключение
В настоящее время единоборства, в частности бокс, широко распространяются по всей стране. Разноплановая направленность этого вида спорта способствует оптимизации и гармонизации всех функциональных возможностей и организма в целом. Во время систематических занятий у детей развивается комплекс физических качеств, формируются двигательные умения и навыки, совершенствуются функциональные возможности как всего организма, так и отдельных систем.
С помощью адекватного выбора дозированных средств решаются проблемы возрастного совершенствования кардио - респираторной системы и возрастают показатели физической работоспособности.
Большую роль в подготовке боксеров играют врачебно-педагогические наблюдения, осуществляемые непосредственно тренером в учебно-тренировочном процессе при реализации этапных, текущих и оперативных врачебно- педагогических наблюдений. В данных наблюдениях выявляется функциональный потенциал спортсменов, на совершенствование которого, в целях повышения результативности деятельности в конкретном виде спорта, и направлен весь учебно-тренировочный процесс.
Результаты, полученные в ходе врачебно-педагогических наблюдений, позволяют получить тренеру информацию приспособляемости организма спортсмена к нагрузкам, динамике функциональных возможностей боксера в учебно- тренировочном процессе.
Полученная информация, в ходе наблюдения, дает возможность тренеру проанализировать свою работу, произвести коррекцию методики.
Список литературы
1. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач в спортивной деятельности .
изд.: Психология в спорте. Омск. 1998.С.13-15.
2. Бокс: Ежегодный справочник для тренеров. М.: Физкультура и
спорт,1970. ,4 выпуск. С.11.
3. Бокс. Энциклопедия. — М., 1998.
4. Бутенко Б.И. Специализированная подготовка боксера. М.: Физкультура и
спорт. 1967.С.44.62.
5. Бэкман Б. Бокс на 100%. Бим Бэкман, Аман Атилов. – Ростов н/Д. 2007
6 Василюк Е.Ф. Психология переживаний. Анализ критических ситуаций. М.:Физкультура и спорт. 1984 С.84-85.
7. Верхошанский Ю.В., Джероян Г.О., Филимонов В.И. Тактика и модельные характеристики боксеров. — В кн.: Бокс/ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1982
8. Волынкина Г.Ю., СувороваН.Ф. Нейрофизиологическая структура
эмоциональных состояний человека. изд.: Ленинград. 1981. С.82-84.
9. Вяткина Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных
соревнованиях. М.: Физкультура и спорт. 1981.С.48,56.
10. Градополов К.В. Тренировка боксера. — М.: Физкультура и спорт, 1960.
11. Градополов К.В. Бокс :Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт .1965. С.89,115.
12. Коваленко В.Н., Жариков Л.И. Методика врачебно-педагогических наблюдений. – Мн., 1969.
13. Киселев В.В. Планирование спортивного совершенствования боксеров высокой квалификации. — М., 2007
14. Коротько Г.Ф. Физиология человека 1996.
15. Косицкий Г.И. Физиология человека.М.: Медицина 1985.
16. Котешев В.Е. Тактика бокса. — Краснодар, 1998.
17. Кривощёков С.Г. Индивидуальные особенности внешнего дыхания при прерывистой нормобарической гипоксии / С.Г. Кривощёков, Г.М. Диверт, В.Э. Диверт // Физиология человека. 2006. - Т. 32. - № 3. - С. 62.
18. Летунов С.П., Мотылянская Р.Е., Граевская Н.Д. Методика врачебно-педагогических наблюдений за спортсменами. – М., 1962.
19. Любина Б.Г. Динамика кровообращения у спортсменов.М.-Физкультура и спорт.1982.
20. Мищенко B.C. Чувствительность и устойчивость реакций системы дыхания как отражение адаптации к напряжённой спортивной тренировке / B.C. Мищенко, А.И. Павлик // Спортивна медицина. — 2008.- № 1. — С. 55-65.
21. Ратов И.П. Теория и практика физичекой культуры,1983,№ 7-18.
22. Сафонов, В.А. Нервная регуляция дыхания / В.А. Сафонов, Н.Н. Тарасова // Физиология человека. 2006. - Т. 32. - № 4. - С. 64:
23. Сонькин В.Д. Физическая работоспособность и энергообеспечение мышечной функции в постнатальном онтогенезе человека / В.Д. Сонькин // Физиология человека. 2007. - Т. 33. — № 3. - С. 81 - 99.
24. Спасская З.А. Клинико-функциональные исследования в педиатрии. Горький ГМИ,1988.
25. box-ing.ru
|