Навигация по странице:
|
Лабораторная работа 11. Изучение устройства и работы коробки передач. Цель Повышение уровня профессиональных знаний
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
1
А.190604.003.011
Разраб.
Бахарев А
Провер.
Перепелкина А.В.
Реценз.
Н. Контр.
Утверд.
Изучение устройства и работы коробки передач.
Лит.
Листов
3
МАМТ гр.488 «Т»
Лабораторная работа № 11.
Изучение устройства и работы коробки передач.
Цель: Повышение уровня профессиональных знаний.
Оборудование: макеты разрезов КПП, узлы и детали КПП.
Инструменты и приспособления: комплект инструментов водителя.
Ход работы:
Изучить устройство и работу коробки передач.
Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
Назовите виды КПП используемые в современных автомобилях?
Назначение КПП и способы регулирования скоростей?
Устройство 4-х ступенчатой КПП и синхронизатора?
Принцип действия данной КПП при включении заднего хода?
Как включается прямая передача и какая она по величине?
Как происходит переключение передач? Какие требования предъявляются к картерам КПП?
Преимущества и недостатки механической КПП?
Вывод.
Ответы:
Коробки передач разделяют на бесступенчатые (гидромеханические, фрикционные и т. д.) и ступенчатые (механические).
Бесступенчатые коробки передач позволяют, не меняя положения дроссельной заслонки, автоматически изменять в заданном диапазоне силу тяги на ведущих колесах автомобиля. Такие коробки передач имеют сложную конструкцию и повышенную трудоемкость технического обслуживания. Наибольшее распространение среди них получили гидромеханические коробки передач, устанавливаемые преимущественно на отдельных легковых автомобилях и автобусах.
На автомобилях устанавливают главным образом ступенчатые, т. е. механические, коробки передач, представляющие собой зубчатый редуктор, в котором зубчатые колеса могут соединяться в различных сочетаниях, образуя ряд передач с разными передаточными числами.
Коробка передач служит для изменения по величине и направлению передаваемого крутящего момента, длительного разъединения двигателя и трансмиссии по время стоянки или при движении автомобиля по инерции, а также для движения автомобиля задним ходом.
Коробка передач состоит из картера, крышки с рычагоми механизмом переключения передач, ведущего вала, изготовленного за одно целое с шестерней, ведомого вала, расположенного на одной оси с ведущим валом, синхронизатора, промежуточного валаи блоказубчатых колес заднего хода.
Ведущий в а лс шестернейустановлен на двух подшипниках. Передний подшипник вала расположен в гнезде фланца коленчатого вала, а задний — в передней стенке картера. От осевого перемещения задний подшипник удерживается упорным кольцом, установленным в канавке его наружной обоймы, и крышкой, хвостовик которой служит для центрирования 'коробки передач со сцеплением.
Ведомый валпередним концом опирается на роликоподшипник, расположенный в выточке ведущего вала, а задним—на шарикоподшипник, закрепленный в картере крышкой, внутри которой смонтирована червячная парапривода спидометра. На шлицах ведомого вала установлено колесопервой передачи и заднего хода. Колесовторой и шестерня третьей передач этого вала установлены свободно на бронзовых втулках.
Колесовторой передачи имеет на ступице зубчатый венец, а шестернятретьей передачи, кроме того, имеет конус со стороны синхронизатора. Промежуточный вал, изготовленный за одной целое с зубчатыми колесами, вращается в ролико- и шарикоподшипниках. От осевого перемещения вал фиксируется крышкойзаднего шарикоподшипника и его упорным кольцом. Зубчатые колесаи шестерняэтого вала находятся' в постоянном зацеплении соответственно с шестернямииколесом, расположенными на ведущем и ведомом валах. Прямозубая шестерня входит в зацепление с колесом первой передачи или с блоком зубчатых колес заднего хода, который вращается на оси, запрессованной в отверстиях задней стенки и внутреннего прилива картера.
-
Для движения автомобиля задним ходом надо переместить вперед блок зубчатых колес заднего хода. При этом колесовходит в зацепление с шестерней промежуточного вала, а шестерня— с колесомведомого вала. Крутящий момент передается через шестернюи колесо постоянного зацепления на промежуточный вал, затем через шестерню на колесо блока зубчатых колес заднего хода, а от него через шестернюна колесо ведомого вала. В результате того что в зацепление дополнительно введен блок зубчатых колес заднего хода, ведущий и ведомый валы вращаются в разные стороны, что обеспечивает движение автомобиля задним ходом.
Синхронизаторы служат для облегчения переключения передач. Синхронизатор инерционного типа уравнивает частоты вращения включаемых зубчатых колес, обеспечивая тем самым их меньшее изнашивание, а также безударное и бесшумное переключение. Синхронизаторы устанавливают на тех передачах, которыми наиболее часто пользуются при эксплуатации автомобилей. Синхронизатор состоит из ступицы, муфты. двух блокирующих колец, трех сухарей и двух проволочных колец . Ступицаустановлена на шлицах ведомого валаи закреплена гайкой. На наружной поверхности ступицы нарезаны зубья и сделаны пазы для сухарей.На внутренней поверхности муфтытакже нарезаны зубья, которые сопрягаются с зубьями ступицы. В среднем положении муфта удерживается выступами сухарей, прижимаемых к ней упругими проволочными кольцами. На торцах блокирующих колец вырезано три паза, в которые входят концы сухарей. Ширина этих пазов на 4 мм больше ширины сухаря. Зазор между сухарем и пазом, а также скосы на зубьях муфты, блокирующих колец и включаемых зубчатых колес облегчают включение передач.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
2
А.190604.003.011
Для включения четвертой(прямой) передачи следует передвинуть муфтусинхронизатора до зацепления ее с зубчатым венцом шестерниведущего вала. В этом случае ведущий и ведомый валы жестко соединяются между собой при помощи синхронизатора. Крутящий момент передается с одного вала на другой без изменений.
Переключение передач осуществляется посредством рычага, нижний конец которого вводят в пазы вилок и переводных головок, установленных на ползунах.
При включении первой передачи вилкаперемещает зубчатое колесо, которое, двигаясь по шлицам ведомого вала, входит в зацепление с шестернейпромежуточного вала. Крутящий момент через шестернюи колесопостоянного зацепления передается на промежуточный вал и через шестернюи колесо первой передачи — на ведомый вал.
Включение второй передачи происходит в результате перемещения по шлицам ведомого вала колеса до зацепления его зубьев с наружным зубчатым венцом колеса 4 второй передачи, вследствие чего колесожестко соединяется с ведомым валом и ему передается крутящий момент от шестерни. Для включения третьей передачи необходимо муфтусинхронизатора переместить до зацепления ее с зубчатым венцом шестернитретьей передачи. При этом крутящий момент будет передаваться через шестерню, колеса, шестернюи синхронизаторна ведомый вал.
Для включения четвертой передачи следует передвинуть муфтусинхронизатора до зацепления ее с зубчатым венцом шестерниведущего вала. В этом случае ведущий и ведомый валы жестко соединяются между собой при помощи синхронизатора. Крутящий момент передается с одного вала на другой без изменений.
Для движения автомобиля задним ходом надо переместить вперед блок зубчатых колес заднего хода. При этом колесо входит в зацепление с шестерней промежуточного вала, а шестерня с колесом ведомого вала. Крутящий момент передается через шестернюи колеспостоянного зацепления на промежуточный вал, затем через шестернюна колесо блока зубчатых колес заднего хода, а от него через шестернюна колесо ведомого вала. В результате того что в зацепление дополнительно введен блок зубчатых колес заднего хода, ведущий и ведомый валы вращаются в разные стороны, что обеспечивает движение автомобиля задним ходом.
Требования предъявляемые к картерам: обеспечение оптимальных размеров и массы, простота устройства и обслуживания, технологичность, ремонтопригодность, низкий уровень шума.
Основной недостаток современной механической ступенчатой коробки заключается в необходимости постоянного участия в переключении передач водителя, а это увеличивает нагрузку.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
3
А А.190604.003.011
Помимо более высоких требований к опыту водителя, в механической коробке имеются конструктивные недостатки. Непосредственно принцип разобщения трансмиссии и силового агрегата в момент перехода на следующую передачу повышает риск поломки при таких манипуляциях. И именно благодаря этому фактору производители автомобилей с механикой вынуждены тщательно проверять надёжность этого узла. Современные МКПП прекрасно выдерживают настолько интенсивную эксплуатацию, что даже «нежный» автомат вышел бы из строя. Несомненный плюс механической коробки заключается в сравнительно экономичном потреблении топлива – при хороших навыках водителя она поможет на 10-20% уменьшить расход. Кроме этого, экономичность МКПП заложена в его цене и стоимости обслуживания, а также ремонта.
Вывод: Я повысил уровень своих профессиональных знаний.
|
|
|