Лабораторная работа № 2
«Оценка эксплуатационных показателей качества автомобилей с использованием обобщенного показателя»
Цель работы: Изучение основных показателей качества автомобилей и овладение методикой выбора типа автомобиля по обобщенным показателям качества.
Методика оценки и выбора типа ПС
При организации ГАП существенное значение имеет выбор такого ПС, использование которого обеспечивало бы максимальную эффективность перевозок, которая напрямую зависит от показателей качества автомобиля.
На практике, при выборе типа ПС, помимо экономических критериев приходится учитывать и значительное число различных показателей качества. Несколько разнородных показателей можно сравнить и вывести обобщенный показатель с помощью простого способа, суть которого проиллюстрирована в табл. 1-2
В табл. 1. приведены некоторые исходные данные, которые могут быть приняты во внимание при выборе седельного тягача для карьерных перевозок грузов.
Таблица 1 - Исходные данные для выбора типа ПС (вариант 1)
Показатели
|
VolvoF Н12 (1999)
|
Scania Griffin
|
МАЗ-
543208
|
КамАЗ-
54115
|
Стоимость, тыс. руб.
|
2000
|
2000
|
741
|
574
|
Средний расход топлива, л/100 км
|
35
|
32
|
45
|
42
|
Максимальная скорость, км/ч
|
110
|
110
|
100
|
100
|
Ресурс, тыс. км
|
1500
|
2000
|
500
|
400
|
Все четыре рассматриваемых в примере критерия имеют несопоставимые по абсолютному значению единицы измерения, поэтому их абсолютные значения необходимо представить в относительном виде. Для каждого показателя выберем наилучшее из всех вариантов значение и примем его за единицу. Остальные значения представим относительными величинами, которые будут отображать степень ухудшения значения для данного показателя по сравнению с наилучшим, как это приведено в табл. 2.
Рассматриваемые показатели могут иметь различное влияние (вес) при формировании обобщенного критерия качества для выбора ПС.
Таблица 2 - Расчетные данные для выбора типа ПС
Показатели,
отн.ед.
|
Volvo FH 12 (1999)
|
Scania Griffin
|
МАЗ-543208
|
КамАЗ-
54115
|
Ранг
|
Стоимость
|
0,29
|
0,29
|
0,78
|
1,00
|
1
|
Средний расход топлива
|
0,91/0,455
|
1,00/0,5
|
0,71/0,355
|
0,76/0,38
|
2
|
Максимальная скорость
|
1,00/0,11
|
1,00/0,11
|
0,91/0,1
|
0,91/0,1
|
9
|
Ресурс
|
0,75/0,125
|
1,00/0,17
|
0,25/0,04
|
0,20/0,03
|
6
|
Суммарный коэффициент
|
0,98
|
1,07
|
1,275
|
1,51
|
|
Учесть степень влияния различных показателей можно с помощью их ранжирования. Для этого введем дополнительный столбец «Ранг» и расставим показатели по значимости с 1 по 10 место. При расчете ранга показателю, который по Вашему мнению в большей степени влияет на качество перевозок, присваиваем ранг 1, остальные расставляем по мере снижения их влияния на качество. Чем больший диапазон мест будет использован, тем более чувствительным будет влияние ранжирования. Например, если для нашего примера с четырьмя показателями выберем диапазон ранжирования 100, то показатель, поставленный на сотое место, вообще не будет оказывать никакого влияния на определение значения обобщенного критерия. Затем каждое относительное значение показателей разделим на его ранг и сложим по столбцам. Полученное значение составит величину суммарного коэффициента, которую и можно принять за обобщенный показатель. Наибольшее значение суммарного показателя будет соответствовать лучшему варианту (лучшее сочетание эксплуатационных качеств).
Порядок выполнения работы
Произвести оценку эксплуатационных качеств автомобилей по показателям качества, представленным в табл. 3 с использованием обобщенного показателя для следующих условий. При определении ранга того или иного показателя дать обоснование причины присвоения выбранного значения.
Автомобили работают на вывозке навалочных грузов. Расстояние перевозки принять Lег - длина ездки с грузом, производительность
погрузки 1 т/мин, техническая скорость VТ = 0,25 Vмакс.
Таблица 3 - Показатели качества ТС для расчета обобщенного показателя
Показатели
|
Тип автомобилей
|
Ранг
|
|
|
|
|
Стоимость, автомобиля, тыс. руб.
|
|
|
|
|
|
Средний расход топлива, л/100 км
|
|
|
|
|
|
Максимальная скорость, км/ч
|
|
|
|
|
|
Производительность, т/ч
|
|
|
|
|
|
Объем кузова, м3
|
|
|
|
|
|
Ресурс, тыс. км
|
|
|
|
|
|
Трудоемкость устранения отказов, чел.-час/1000 км.
|
|
|
|
|
|
Комфортабельность
|
|
|
|
|
|
Обеспечение безопасности движения
|
|
|
|
|
|
Суммарный коэффициент
|
|
|
|
|
|
Значения показателей качества ПС взять из табл. 4. Показатель «Производительность автомобилей» рассчитать по формуле:
где VT - техническая скорость; β - коэффициент использования пробега (принять равным 0,5); lег - длина ездки с грузом; tпр - время выполнения погрузочно-разгрузочных работ; γСТ - коэффициент статического использования грузоподъемности γСТ = qф/qн ; qф = Vк · ε; ε - объемная масса груза, т/м3.
Значения показателей «Комфортабельность» и «Обеспечение безопасности движения» рассчитать по методике, представленной в табл. 2 (выбрать наилучшее из всех вариантов значение и принять его за единицу, остальные значения представить относительными величинами, которые будут отображать степень ухудшения значения для данного показателя по сравнению с наилучшим).
Таблица 4 - Показатели качества работы автомобилей-самосвалов
№
п/п
|
Название
автомобиля
|
Габаритные
размеры, мм
|
Ресурс, тыс.
км
|
Объем кузова, м3
|
Радиус поворота, м
|
Труд. устр. отк., чел.ч/1000 км.
|
Грузоподъемность,т
|
Полная масса, т
|
Максимальная
скорость, км/ч
|
Расход топлива при
60 км/ч л/100 км
|
Цена, тыс.руб.(на
2000 год)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
1
|
УАЗ-САЗ-
2923
|
4416x1950x2070
|
150
|
1,9
|
6,8
|
2
|
1,0
|
2,8
|
100
|
11,5
|
85,0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
2
|
ГЛЗ-САЗ-
3512, 4x2
|
5430x2100x2120
|
200
|
2,37
|
5,5
|
2,2
|
1,4
|
3,5
|
115
|
11,0
|
112,0
|
3
|
ЗИЛ-СЛЗ-
1503, 4x2
|
5795x2100x2519
|
300
|
5,0
|
7,0
|
3
|
3,0
|
6,95
|
95
|
12,0
|
234,5
|
4
|
ЗИЛ-ММЗ-
2502, 4x2
|
5456x2253x2213
|
180
|
3,23
|
7,0
|
2
|
2,5
|
6,74
|
80
|
14,0
|
150
|
5
|
ЗИЛ-УЛМЗ-4505, 4x2
|
6980x2500x2525
|
300
|
3,8
|
8,9
|
3,4
|
6,1
|
11,1
|
90
|
28,3
|
275,0
|
6
|
ЗИЛ-Сармат-4518, 6x4
|
7545x2500x2790
|
300
|
6,3
|
10,1
|
4
|
10,0
|
18,6
|
85
|
23,7
|
301,1
|
7
|
ЗИЛ-ММЗ-4508, 4x2
|
6290x2500x2815
|
450
|
3,8
|
8,6
|
3,5
|
5,5
|
11,8
|
90
|
21,0
|
250
|
8
|
ЗИЛ-ММЗ-
4520, 6x4
|
7350x2500x2659
|
230
|
7,0
|
10,1
|
4,0
|
10,5
|
18,8
|
85
|
24,4
|
270
|
9
|
КамАЗ-6517, 6x4
|
7275x2500x2830
|
300
|
11,3
|
9,3
|
5,0
|
14,5
|
24,0
|
80
|
27,5
|
516,0
|
10
|
КамАЗ-
55111, 6x4
|
6680x2500x2740
|
300
|
6,6
|
9,0
|
5,0
|
13,0
|
22,2
|
80
|
28,0
|
22,68 $
|
11
|
КамАЗ-
65111, 6x6
|
7400x2500x3100
|
300
|
7,6
|
10,5
|
5,5
|
14,0
|
24,4
|
90
|
28
|
31,8 $
|
12
|
КамАЗ-
65115, 6x4
|
6710x2500x2920
|
300
|
8,5
|
9,0
|
5,5
|
15,0
|
24,4
|
90
|
27,0
|
26,64 $
|
13
|
КамАЗ-
6520, 6x4
|
7650x2500x3095
|
300
|
12,0
|
|
5,5
|
22,0
|
33,5
|
80
|
33,0
|
500
|
14
|
КрАЗ-
6510, 6x4
|
8290x2484x2800
|
300
|
8,0
|
12,0
|
8,1
|
15,0
|
26,3
|
80
|
33,0
|
18,5 $
|
15
|
КрАЗ-
6125С4
|
8060x2500x2760
|
300
|
9,0
|
11,0
|
8,1
|
14.0
|
25,8
|
90
|
28,0
|
18 $
|
16
|
КрАЗ-
65032, 6x6
|
8284x2500x2995
|
300
|
10,5
|
11,0
|
8,1
|
15,0
|
28,2
|
75
|
35,0
|
25,0 $
|
17
|
КрАЗ-
65055, 6x4
|
8284x2500x2760
|
300
|
10,5
|
11,0
|
8,1
|
16,0
|
28,3
|
90
|
33,0
|
25,0 $
|
18
|
МАЗ-
5551,4x2
|
5990x2500x2925
|
300
|
5,5
|
7,5
|
5,5
|
10,0
|
17,6
|
83
|
22,8
|
295,0
|
19
|
МАЗ-
55513, 4x4
|
6430x2500x1120
|
300
|
5,5
|
-
|
5,5
|
8,5
|
17,5
|
70
|
38,0
|
300
|
20
|
МАЗ-
5552, 4x2
|
6600x2500x3200
|
300
|
6,1
|
8,0
|
5,5
|
9,5
|
18,2
|
84
|
23,4
|
300
|
21
|
МАЗ-
5516, 6x4
|
7530x2500x3200
|
300
|
10,5
|
|
8
|
20,0
|
32,0
|
88
|
32,0
|
745,0
|
22
|
МЗКТ-6515 «Волат», 8x4
|
8920x2500x3070
|
1000
|
12,0
|
11,5
|
10
|
20,0
|
36,0
|
80
|
45,0
|
30 $
|
23
|
МЗКТ-6525 «Волат», 6x6
|
9260x2500x3400
|
1000
|
13,0
|
11,8
|
10
|
21,0
|
36,0
|
79
|
45,0
|
45 $
|
24
|
«Урал-55571-
10», 6х6
|
7485x2500x2800
|
360
|
7,1
|
11,4
|
12
|
7,0
|
17,0
|
75
|
34,0
|
740,0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 4
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
25
|
«Урал-ИВЕКО-330.30»,6х6
|
8310x2500x2980
|
300
|
12,0
|
-
|
12
|
18,5
|
33,5
|
80
|
45,0
|
169,0 $
|
26
|
«Урал-ИВЕКО-
63291», 6x4
|
8020x2500x3147
|
330
|
14,0
|
-
|
12
|
20,0
|
33,5
|
103
|
|
128,0 $
|
27
|
«Boльво FM10», 6x4
|
6760x2500x3069
|
1500
|
12,0
|
7,4
|
10
|
22,5
|
35,0
|
85
|
|
40,0 $
|
28
|
«Вольво FM10», 8x4
|
7940x2467x3079
|
1500
|
15,0
|
9,6
|
10
|
27,2
|
42,0
|
85
|
-
|
50,0 $
|
Недостающие данные для расчета и выбора типа подвижного состава взять из табл 5. В соответствии с порядковым номером студенческого билета или зачетной книжки.
Таблица 5- Исходные данные для оценки качества
№ п/п
|
Показатели
|
Порядковый номер студенческого билета или зачетной книжки
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
Тип автомоб.
(№ по табл. 4)
|
1;3,
5;7
|
2;4;
6;8
|
7;9;
11;15
|
8;10;
12;16
|
11;13;
15;19
|
12;14;
16;18
|
17;19;
21;23
|
18;20;
22;24
|
23;25;
27;21
|
24;26;
28;20
|
2
|
Плотность гр.т/м.3
|
0,6
|
2,4
|
0,8
|
2,2
|
1,0
|
1,8
|
1,2
|
1,6
|
2,0
|
1,4
|
3
|
lег, км
|
4
|
6
|
8
|
10
|
12
|
14
|
5
|
7
|
9
|
11
|
4
|
Время разгр., мин
|
5
|
7
|
9
|
4
|
6
|
8
|
11
|
7
|
8
|
5
|
Оценка качества может производится по различным показателям, характерным для конкретных условий, комбинация вариантов показателей позволяет получить в каждом конкретном случае уникальные технико-экономические свойства АТС, наиболее эффективно реализуемые в тех или иных условиях эксплуатации.
|