Навигация по странице:
|
Лабораторная работа4. Лабораторная работа 4 Техническое обслуживание системы охлаждения
Лабораторная работа № 4
Техническое обслуживание системы охлаждения
Цель. Научиться проверять герметичность системы охлаждения и отопления, уровень охлаждающей жидкости и заправлять ее в систему; сливать охлаждающую жидкость; проверять натяжение темней привода насоса, работоспособность термостатов; находить и устранять возможные неисправности системы охлаждения.
Последовательность выполнения
Проверка уровня охлаждающей жидкости и дозаправка системы Откройте (на холодном двигателе) контрольный кран на расширительном бачке (рис. 1). Если из крана жидкость не вытекает, значит, уровень недостаточен. Восстановите уровень жидко- сти, для чего: закройте контрольный кран; снимите пробку 4 заливной горловины расшири- тельного бачка и долейте жидкость до уровня верхней кромки горловины; закройте заливную горловину расширительного бачка пробкой. В качестве охлаждающей жидкости применяют концентрированный низкозамерзающий То- сол-А по ТУ 6-09-550-73, разбавленный мягкой и чистой водой в требуемой пропорции в за- висимости от климатической зоны эксплуатации автомобиля при температурах воздуха до –40 или – 65° С (см. табл. 1). Охлаждающая жидкость Тосол-А ядовита, будьте осторожны!
Слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения отопления
Охлаждающая жидкость сливается из системы охлаждения и отопления через сливные краны: нижнего патрубка радиатора 8, котла и насосного агрегата подогревателя, подводящей трубы отопителя кабины. Установите автомобиль с видимым креном на правую сторону для более полного слива охла- ждающей жидкости из котла и насосного агрегата предпускового подогревателя. Откройте краны системы отопления кабины, нижнего патрубка радиатора, котла и насосного агрегата подогревателя. Снимите пробку 5 расширительного бачка 6. Запрещается пускать двигатель и давать ему кратковременно работать после слива охлаждаю- щей жидкости (такой прием часто используют для удаления остатков жидкости из системы), так как это может привести к перегреву деталей цилиндропоршневой группы и преждевремен- ному выходу двигателя из строя.
Проверка термостатов
Температура начала открытия и величина хода клапана термостатов определяются следую- щим образом (рис. 2). Погрузите термостат ниже фланца в ванну с водой вместимостью 3 л и начните подогревать ее и ртутный термометр с ценой деления не более 1 ° С. Проверьте индикатором начало открытия клапана термостата: при температуре 80±2 ° С ход клапана должен быть равен 0,1 мм, а полностью он открывается при температуре 93±2 ° С. Полный ход клапана быть равен менее 8,5 мм. Допускается температура начала открытия 80 ±3 ° С, полного открытия 93±3 ° С, потеря хода клапана не более 20 %.
Регулирование натяжения ремней привода насоса
Ослабьте гайки 5 (рис. 3) крепления генератора 4 , стяжной болт кронштейна, болт 1 крепле- ния планки 2 и болт 3; переместите генератор 4 и натяните ремни. Затяните болт 3, болт 1 кре- пления планки 2, гайку 5 крепления генератора и стяжной болт кронштейна генератора. Проверьте натяжение ремня; правильно натянутый ремень при нажатии в середине ветви с усилием 4 кгс должен иметь прогиб 15—22 мм. Заменять ремни в случае выхода из строя одного из них следует комплектно. Заменяемые рем- ни должны быть одной размерной группы по длине, номер которой обозначен на ремне не- смываемой краской.
Регулировка режимов работы вентилятора
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения поддерживается в пределах 80— 95 ° С, кран 4 (рис. 4) включателя гидромуфты установлен в положение « В» (метка на корпусе включателя). Вентилятор отключен — кран 4 установлен в положение « О», при этом вентиля- тор может вращаться с небольшой частотой. Вентилятор включен постоянно (заблокирован). Использование такого режима допустимо лишь кратковременно в случае возможных неисправностей гидромуфты или ее включателя. Кран 4 установлен в положение « П». Если при работе вентилятора в автоматическом режиме температура охлаждающей жидкости в системе поднимается выше 105 ° С, необходимо произвести регулировку хода штока включа- теля перекладыванием регулировочных шайб 1. На новом включателе все шайбы расположены над термосиловым датчиком 3; при нарушениях теплового режима их надо последовательно перекладывать под датчик, а после перекладывания всех шайб термосиловой датчик следует заменить. Момент затяжки гайки 2 крепления термосилового датчика не должен превышать 2—2,3 кгс·м.
Проверка герметичности системы охлаждения и отопления двигателя
При полностью заправленной системе охлаждения установите приспособление (рис. 5) на за- ливную горловину расширительного бачка вместо резьбовой пробки 4. Создайте давление воздуха ручным насосом и проконтролируйте его по манометру: оно не должно превышать 0,65 кгс/см2. Если давление в системе охлаждения сохранится постоянным в течение не менее 5 мин или снизится не более чем на 0,1 кгс/см2 в течение 1 ч, значит, систе- ма герметична. При необходимости устраните течь, заполните систему охлаждающей жидко- стью до нормы и снова проверьте ее герметичность.
|
|
|