Главная страница
Навигация по странице:

Лекция 5. Лекция 5 педагогическая культура личности


Скачать 133 Kb.
Название Лекция 5 педагогическая культура личности
Анкор Лекция 5.doc
Дата 26.04.2017
Размер 133 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Лекция 5.doc
Тип Лекция
#3825


Лекция 5

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

1. Общая культура — условие профессионализма педагога

2. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компонен­ты педагогической культуры

3. Этика и эстетика педагогического труда

4. Педагогическое творчество и мастерство
1. Общая культура - условие профессионализма педагога

Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций — обучения, образования и воспита­ния — является личная (индивидуальная) педагогическая культура.

Современные исследователи (В.Л.Бенин, Е. В. Бондаревская, К. М.Левитан, Н.В.Седова и др.) рассматривают педагогиче­скую культуру человека как интеграцию, синтез природных и при­обретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уро­вень деятельности учителя, воспитателя, работника досуговой сферы — вообще педагога в широком смысле слова.

Заметим, что в названии этой главы ключевое понятие — «куль­тура». Его истолкование даст нам возможность уяснить содержа­ние и специфику одного из видов культуры, который является предметом наших размышлений. Среди множества определений культуры наиболее удачными в данном контексте представляют­ся те из них, которые трактуют это системное социальное явле­ние и как фонд ценностей, созданных людьми, и как способ творческого освоения мира, реализации сущностных сил инди­вида, социальной группы. Таким образом, культура выступает средоточием духовности, энергии созидания, высшим критери­ем достижении в различных областях жизнедеятельности.

Следует различать культуру социума (совокупный продукт цивилизации) и культуру отдельного человека, которая имеет пер сонифицированный характер и является достоянием того или иного конкретного члена общества. Социологи полагают (и с этим нельзя не согласиться), что культурный уровень личности определяете прежде всего мерой присвоения общечеловеческих ценностей через призму собственной индивидуальности, в процессе само развития и самосовершенствования.

Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Зададимся вопросом: «Можно ли доверить столь тонкое, ответственное, значимое дело, как обучение и воспитание, человеку с ограниченным кругозором, бедностью эмоционального опыта, догматическим мышлением, вредными привычками?» Отрицательный ответ очевиден. Ибо в сфер' педагогического общения именно человеческие качества учите ля, воспитателя выступают на первый план, становятся источником духовного становления или предметом подражания дурном; примеру.

Поскольку носителем культуры, в том числе и определенны педагогических качеств, выступает конкретная личность с особым мировосприятием, складом характера, творческим потенциалом, эти качества приобретают индивидуальную окраску, что само по себе может дать дополнительный импульс для позитивного влияния на воспитанников. Уместно также вспомнить не однократно высказанную классиками педагогики мысль о безус­ловном приоритете учителя, воспитателя, его личного примера в системе средств педагогического воздействия. В. А. Сухомлинский писал, что ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек. Ум воспитывается умом, совесть совестью, преданность Родине — действенным служением Родине.

Что же входит в содержание общей культуры педагога*! Это пре: де всего его жизненные установки (то, что А. С. Макаренко называл перспективными линиями) и приоритеты общечеловеческих ценностей — Истины, Любви, Добра, Красоты, Свободы и т. Культурным мы называем человека с широким спектром духовных и физических потребностей — в труде, познании, искусств: спорте, общении с природой; обладающего достаточным научным, политическим, художественным кругозором; соблюдающего общепринятые нормы поведения в обществе, производствен ной, бытовой обстановке.

Ядром общей культуры личности являются образованность воспитанность в их гармоническом единстве. Если основу образованности составляет накопленный человеком фонд теоретических и конкретных знаний, дающих возможность представить целост­ную картину мира, то сущность воспитанности заключается в гу­манном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта. Вот как писал об этом А. П. Чехов брату Николаю, худож­нику по профессии:

«Воспитанные люди... уважают человеческую личность, а по-i тому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего... Они не могут уснуть в одеж­де... дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу... Чтобы воспитаться... нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...».

Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной пе­дагогической деятельности во многом определяется также сте­пенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и «дисциплиной» чувств, т. е. умением сдерживать себя, не подда­ваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Человеку, обладающему эмоциональной культурой, присущи душевная чут­кость, эмпатия, что часто бывает необходимо в различных учеб­но-воспитательных ситуациях. Специальные исследования и прак­тика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, са­мостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успеш­ному решению дидактических и воспитательных задач. Напротив, апатия, замкнутость, склонность к негативному восприятию жиз­ни — предпосылки профнепригодности педагогического работ­ника.

Одно из ведущих мест в общем развитии личности педагога занимает его моральный облик, определяющий избирательность отношений человека с окружающим миром на основе критериев добра и зла. История культуры знает немало попыток в лаконич­ной форме определить «золотое правило» морали (нравственно­сти). К. А. Гельвеции соотносил его с любовью к людям и истине; Л. Бетховен — с добротой; Л. Н. Толстой — с желанием человека как можно больше давать другим.

В «Маленьком принце» А. Сент-Экзюпери в аллегорической форме раскрыл нравственную силу «приручения», духовной общ­ности воспитателя и воспитанника и ответственности за это «при­ручение».

Нетрудно заметить, что во всех приведенных мнениях о сущ­ности нравственности звучит мысль о служении людям, гуман­ности, заботе о благе ближнего. Такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, на­правленной на поддержку, развитие, совершенствование чело­века.

Подлинно культурную личность нельзя себе представить «сред­нестатистической единицей», находящейся в состоянии покоя. Овладение культурой предполагает поступательное движение, мо­билизацию внутренних духовных ресурсов и прежде всего — об­щетворческих способностей и умений — интеллектуальных, ху­дожественных, технических, социальных (организаторских, уп­равленческих) и других. Известно, что нет учения без увлечения, как, впрочем, и воспитания без субъектной позиции воспитан­ника. Чтобы увлечь детей и взрослых интересным полезным де­лом, педагог должен обладать яркой индивидуальностью, разви­вать свои таланты и дарования в различных областях жизнедея­тельности.

Примеры целенаправленной реализации в профессиональ­ной работе общенаучного кругозора, широты духовных запро­сов, творческих способностей дают известные педагоги-масте­ра. Еще в молодые годы А. С. Макаренко, будучи студентом Полтавского учительского института, а затем преподавателем, инспектором, заведующим колонией несовершеннолетних пра­вонарушителей, изучал труды из различных областей естествен­ных и гуманитарных наук, увлекался отечественной и западно­европейской классической литературой. Об этом, в частности, свидетельствует его «Заявление в Центральный институт орга­низаторов народного просвещения» (1922 г.). Вот некоторые вы­держки из этого документа, в котором дается объективная само­оценка автора:

«Прошу зачислить меня студентом на основное отделение ин­ститута. К сожалению, я не хочу подвергать себя риску коллокви­ума. Я не знаю, в чем он будет состоять. Для того, чтобы комиссия имела представление о моей подготовке, посылаю краткое изло­жение "Вместо коллоквиума". Математикой никогда особенно не интересовался. Астрономию знаю хорошо. Солидные знания имею по общей биологии. Химию практически не знаю, но читал Мен­делеева, Морозова, Рамзая. Интересуюсь радиоактивностью. Гео­графию знаю прекрасно. История — мой любимый предмет. Почти на память знаю Ключевского и Покровского, несколько раз про­читывал Соловьева. Читал все, что имеется на русском языке по психологии...

Люблю изящную литературу. Более всего почитаю Шекспира, Пушкина, Достоевского, Гамсуна. Чувствую огромную силу Тол­стого, но не могу терпеть Диккенса. Я думаю, что обладаю спо­собностями (небольшими) литературного критика» [2, с. 400— 401].

Впоследствии А. С. Макаренко благодаря глубокому знанию психологии, этики, эстетики, художественной литературы разра­ботал психолого-педагогические, этические и эстетические осно­вы воспитания в детском коллективе и семье.

В трудах В. А. Сухомлинского мы находим многочисленные эк­скурсы в разные сферы гуманитарного и естественно-научного знания, истории философии, культуры, искусства, что позво­лило автору исследовать педагогические проблемы в широком контексте мировой общественной мысли. Главным источником информации для него были книги. В музее-квартире В. А. Сухом­линского (село Павлыш, южная Украина) хранится богатейшая библиотека, включающая энциклопедические издания по разным отраслям науки, труды по философии, педагогике, психологии, искусству.

Современный педагог-новатор, учитель физики и математи­ки В. Ф. Шаталов широко использует на уроках культурологиче­ский материал, показывая школьникам единство научного и ху­дожественного познания. В одной из его книг приводится такой пример:

«Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску... В одном из разделов физики X класса есть такой опорный сиг­нал: гостиница "Донбасс". Он связан с понятием "звуковой резо­нанс". Во всех учебниках отмечается, что в Колонном зале Дома Союзов — одном из лучших акустических залов мира — время затухания звука до неслышимого предела — 4 секунды. В этой своей характеристике он уступает только знаменитым "Гранд Опера" и "Ла Скала". Но вот оказывается, что в вестибюле гос­тиницы "Донбасс" в г. Донецке время реверберации — так назы­вают затухание звука — более 7 секунд! Это, правда, не зал, и архитекторы вовсе не задавались целью создавать такое акусти­ческое чудо, но сколько живого интереса вызывает у учащихся сообщение о нем во время урока. Такие сигналы, равно как и интригующие фразы из книг, — это призывы к действию, кото­рые порождают цепную реакцию активности со стороны самих учащихся» [3, с. 157, 158].

Глубокое знание законов восприятия, ассоциативного мышле­ния позволило автору разработать и внедрить в практику препода­вания новые технологии, связанные с «опорными сигналами». Тем самым В. Ф. Шаталов обогатил дидактические принципы нагляд­ности и доступности обучения.

Таким образом, педагогическая культура личности не рожда­ется в вакууме, вне общего развития субъекта деятельности, а вырастает из общей культуры, являясь ее своеобразным продол­жением и надстройкой.
2. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры

Еще в середине XIX в. в статье «О пользе педагогической лите­ратуры» К. Д. Ушинский глубоко раскрыл значение специальных знаний, научной эрудиции для продуктивной профессиональной деятельности молодого учителя, воспитателя. Эта мысль особенно актуальна сегодня, когда сформировалась система педагогических наук и педагогика, смежные с нею отрасли знания обогатились новыми фундаментальными исследованиями. Ведущая роль в на­учной подготовке педагога любой специализации принадлежит теоретическим, концептуальным идеям, овладение которыми позволяет ему осуществлять свои функции не эмпирическим пу­тем проб и ошибок, а на основе достоверных данных науки и практики. Работник образовательного учреждения должен прежде всего глубоко разбираться в теории и истории педагогики, целях, содержании, методах учебно-воспитательной деятельности, в со­временных подходах к решению педагогических проблем. Ему не­обходимы также понимание социальных, культурологических, психологических аспектов становления человека как члена обще­ства и как индивидуальности, знакомство с детской и возрастной психологией, физиологией, этикой, эстетикой и другими наука­ми, помогающими глубже постигнуть закономерности формиро­вания целостной личности.

Первостепенное значение имеет также свободное владение пред­метом, составляющим основное содержание профессиональной деятельности. Для преподавателя биологии — это биология, для учителя истории — история, для тренера — физическая культура, для режиссера — театральное искусство, для руководителя танце­вального коллектива — хореография и т. д. Однако для того, чтобы биолог, историк, тренер, режиссер, хореограф могли успешно реализовать потенциал своей узкой специальности в учебно-вос­питательной работе, они должны хорошо представлять себе кон­кретные методы и приемы преподавания. Поэтому особую область познания для педагога представляет цикл прикладных педагоги­ческих дисциплин -- частных методик, технологий обучения и воспитания, творческого саморазвития.

Молодому специалисту, пришедшему на работу в образователь­ное учреждение, надо иметь представление о федеральной и ре­гиональной системе народного образования, законодательных актах в этой сфере. Каковы государственные стандарты массовой шко­лы сегодня? Чем различаются образовательные программы гим­назий, лицеев, школ с углубленным и расширенным преподава­нием тех или иных предметных циклов? Каков статус частных образовательных учреждений? Что такое дифференцированное, профильное обучение? Какие изменения претерпели за последние годы права и обязанности учителя? На эти и многие другие воп­росы студент-практикант, выпускник вуза должен иметь вполне определенные ответы.

К научно-познавательному арсеналу индивидуальной педаго­гической культуры мы относим также знания и умения исследо­вательского характера: способы изучения личности школьника; методику наблюдения и анализа урока, внеклассного мероприя­тия; инструментарий педагогического эксперимента. Обо всем этом педагог узнает на студенческой скамье, в процессе системного изучения основных курсов и факультативов по предмету своей специальности, педагогике, психологии, методике, а также дис­циплин общеразвивающего, культурологического циклов.

Свой профессиональный кругозор можно обогатить не только на лекциях и семинарских занятиях, но и во внеаудиторной само­стоятельной работе, изучая специальную литературу, пользуясь энциклопедическими, толковыми, предметными словарями, спра­вочниками, компьютером и другими источниками полезной ин­формации.

Мы говорим о кругозоре, о системе специальных знаний, сле­довательно — о профессиональной образованности, которая пред­полагает еще и владение диалектикой педагогического мышления. (Вспомним, что диалектика — часть философии, изучающая все­общую связь явлений в их движении, развитии и борьбе>6e противо­речий.)

...Представьте себя в роли учителя. Вы ведете урок в пятом классе и с огорчением замечаете, что учащиеся не настроены на работу, их познавательная активность равна нулю. А ведь еще вчера у вас с детьми все ладилось. В чем причины такой неожиданной метамор­фозы? Возможно, ребята менялись, росли быстрее, чем вы пред­полагали, и именно сегодня произошел скачок, переход «коли­чества» в «качество». Поэтому ваши прежние методы обучения уже не соответствуют условиям новой дидактической ситуации. А мо­жет быть, дело совсем в другом: на предыдущем уроке у вашего коллеги пятиклассники не справились с контрольной работой и расстроенные, подавленные неудачей, не смогли переключиться на другой предмет. И с такими «возможно» в педагогической ре­альности приходится сталкиваться постоянно. Поэтому учитель, воспитатель, анализируя конкретные эпизоды своей деятельно­сти и ее результаты, должен уметь задавать самому себе вопросы, искать на них ответы и намечать пути решения возникающих про­блем, т. е. осуществлять эвристический подход.

В тесной связи с научной эрудицией и познавательными уме­ниями учителя, воспитателя находятся его ценностные ориентации, составляющие особый блок индивидуальной педагогической культуры. Ориентациями называют избирательную направленность человека на те объекты действительности, которые он считает наиболее значимыми, привлекательными. В ценностных ориентаиях педагога выражаются его профессиональные позиции, уста­новки, взгляды. Так, Януш Корчак руководствовался в своей прак­тической деятельности идеей абсолютной ценности и даже святости детства. В книге «Как любить детей», обращаясь к современникам, он писал:

«Давайте требовать уважения к ясным глазам, гладкой коже, юному усилию и доверчивости... Растет новое поколение, взды­мается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; дайте условия, чтобы дети вырастали более хорошими!

Скитается по свету бездомная Золушка — чувство. А ведь имен­но дети — князья чувств, поэты и мыслители.

Уважайте, если не почитаете, чистое, ясное, непорочное, свя­тое детство!».

Во многих педагогических сочинениях В. А. Сухомлинского от­четливо видна ориентация на воспитание духовности, человеч­ности. В одной из его работ есть полемические строки о том, что некоторые педагоги переоценивают роль технических достиже­ний и вообще естественно-научных знаний в определении со­держания учебно-воспитательной работы. Не оспаривая важно­сти естественно-научных знаний, писал он, надо в то же время думать и о другом, столь же важном — о содержании нравствен­ного воспитания. «Век математики» — хорошее, крылатое выра­жение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладыва­ем в душу человека.

Мир современной педагогики многолик, динамичен, измен­чив. Одну и ту же проблему можно рассматривать с различных точек зрения. Возьмем дискуссионный вопрос о соотношении образования и воспитания в педагогическом процессе. Традици­онно в трудах отечественных и зарубежных авторов отмечалась главенствующая роль этических, эстетических убеждений, чувств, привычек, т. е. тех качеств личности, которые формируются пре­имущественно путем воспитательного влияния. Образованию отводилась более узкая сфера интеллектуального развития детей и юношества. В современных условиях создания новейших информа­ционных технологий с использованием кибернетики и электро­ники функции образования расширились. Сегодня образователь­ные программы школ, дошкольных и внешкольных учреждений, вузов нацелены на приобщение подрастающего поколения и мо­лодежи к культуре, на создание необходимых предпосылок для их творческой самореализации и самоопределения в изменяющемся мире.

Однако культурологические аспекты образовательного про­цесса далеко не охватывают всех сторон формирования лично­сти. За скобками нередко остаются такие черты выпускника, как гражданственность, социальная активность, готовность к обще­ственно полезному труду, уважительное, доброжелательное от­ношение к людям, порядочность, ответственность и многое другое. А это уже предмет специальной кропотливой воспитательной ра­боты. Так правомерно ли сегодня отодвигать воспитание на вто­рой план, отводить ему более чем скромное место в образователь­ном учреждении? Ответ на этот вопрос будет зависеть от позиции педагога, его профессиональных убеждений.

Нередко педагогу приходится размышлять над самой сущностью воспитательного воздействия и корректировать свои методы в ин­тересах развития личности ученика. Молодая учительница, геро­иня повести американской писательницы Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», приходит к убеждению, что в педагоги­ческой работе с подростками необходимо не столько «привносить», т. е. объяснять, учить, информировать, сколько «извлекать» — стимулировать учащихся к творческому самовыражению.

Педагог, ориентированный на гуманистические ценности, стремится гармонизировать возрастные потребности воспитан­ника с перспективными линиями его развития, задачами соци­альной адаптации. Инструментарий такого наставника исключа­ет методы подавления личности ученика. Во главу угла ставятся познавательный интерес, взаимное доверие, сотрудничество, радость творчества.

Изучая теоретические основы педагогики, анализируя собствен­ный опыт и практику своих коллег, учитель, воспитатель крис­таллизует ведущую идею, «сверхзадачу» своей профессиональной деятельности — «педагогическое кредо». Обычно оно формулиру­ется в соответствии с личными убеждениями автора и имеет ин­дивидуальный оттенок.

А. С. Макаренко в отношениях с трудными подростками исхо­дил из тезиса: «Как можно больше уважения к человеку и как мож­но больше требований к нему», имея в виду, что требование — особая форма доверия, «авансирования личности». По-иному зву­чит кредо В. А. Сухомлинского: «Главное в воспитании — верить в талант и творческие силы каждого воспитанника». Интересно со­поставить особенности ключевых позиций современных педаго­гов-новаторов.

И. П. Иванов, последователь А. С. Макаренко: «Воспитывать кол­лективистов через взаимную заботу. Не труд — работа, а труд — забота».

М. П. Щетинин, создатель учебно-воспитательных комплексов всестороннего и гармонического развития детей: «Объять необъят­ное».

В. Ф. Шаталов, учитель физики и математики, разработавший методику обучения с помощью опорных сигналов и конспектов: «Учить всех — учить каждого».

Е. Н. Ильин, преподаватель литературы в старших классах, ав­тор оригинальной концепции сотворчества учителя и учащихся на уроке: «Идти не с предметом к ученику, а с учеником к пред­мету».

Как видим, у каждого из названных педагогов свое понимание «сверхзадачи», но всех их объединяет ориентация на нестандарт­ный подход к методам образовательно-воспитательной деятель­ности, стремление приобщить своих питомцев к «разумному, доб­рому, вечному».

3. Этика и эстетика педагогического труда

Важным основанием профессиональной культуры педагога яв­ляется педагогическая этика, или деонтология (от греч. deon — долг и logos — учение). Как известно, этика (от греч. ethos — нрав, обычай) — наука о нормах и правилах поведения, взаимоот­ношений между людьми. Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общеэтических норм определяет те нор­мативные нравственные позиции, которыми необходимо руко­водствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их ро­дителями, коллегами.

Гуманистическая педагогика на протяжении веков устами ее лучших представителей называла в качестве исходной этической нормы любовь к детям. При этом эмоционально-ценностное от­ношение к ребенку проявлялось по-разному. Для Ж. Ж. Руссо, Льва Толстого, Р. Штайнера любить детей означало предоста­вить им в соответствии с возрастными потребностями макси­мальную свободу творческого самовыражения. И. Г. Песталоцци и Януш Корчак были верны принципу: «Жить не только ради детей, но вместе с детьми, разделяя все их радости и невзгоды». Р. Оуэн, А. С. Макаренко, заботясь о своих воспитанниках, стре­мились научить их быть счастливыми в настоящей и грядущей жизни.

И что бы ни говорили сторонники жестких методов в педаго­гике, без взаимной привязанности, симпатии, заботы, понима­ния невозможно добиться духовного единства педагога с детьми, которое В. А. Сухомлинский справедливо считал альфой и омегой учебно-воспитательного процесса.

Если вы еще не готовы полюбить всей душой каждого вверен­ного вам воспитанника (и послушного, и озорного, и прилежно­го, и нерадивого, и аккуратного, и неряху), то прислушайтесь к мнению Я. А. Коменского, который еще в эпоху позднего средне­вековья полагал, что все детские учреждения должны стать «мас­терскими гуманности». Позднее об этом писали И. И. Бецкой, Н. И. Пирогов, П. П. Блонский, М. Монтессори. Требование гу­манного, т. е. чуткого, заботливого, бережного отношения к де­тям актуально и сегодня, когда в условиях экономической не­стабильности, экспансии антикультуры, неустойчивого мира под­растающее поколение нуждается в особой защите.

Быть гуманным к воспитаннику детского учреждения — значит укреплять его здоровье, создавать условия для его полноценного физического и духовного развития с учетом особенностей пола, возраста, индивидуальности.

Гуманность педагога проявляется также в неуклонном соблю­дении прав и свобод ребенка, зафиксированных в отечественных и международных документах об образовании, защите детства и т. п. В Конвенции ООН о правах ребенка (20.11.1989) говорится, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, занятия искусством, спортом, на собственное мнение и т. д. В ус­тавах детских домов Януша Корчака среди многих прав воспитан­ников были названы право на игру, на тайну, на внимательное отношение к своим проблемам, на протест, право ребенка быть тем, кто он есть. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужо­го мнения, ущемления личного достоинства, применения теле­сных наказаний, ограничения свободы, лишения пищи, сна. Эти нормы в равной мере относятся к общественному и семейному воспитанию.

Спектр этических качеств, которые проявляются в общении педагога с воспитанниками, широк и многообразен. Специальные исследования показывают, что, например, подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, желание оказать уче­нику помощь в овладении программным материалом, общитель­ность, добросовестность, трудолюбие, сдержанность, веру в по­знавательные способности ученика, терпение, требовательность и ряд других профессионально значимых личностных черт. Но глав­ное, чем дорожит воспитанник, — это душевная щедрость, ис­кренность и сердечность отношений. И глубоко права режиссер, профессор М. О. Кнебель, утверждая, что педагогика требует от человека качеств, близких к материнским. В своей книге «Поэзия педагогики» она писала, что как мать отдает своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагог вкладывает свою душу в учеников.

В этом внутренний смысл профессии. Отдавать душу и трудно, радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты не только душевных, но и физических сил. Радостно потому, что ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который лихвой окупает все затраты, все трудности и все твои муки.

Чтобы обеспечить единство педагогических требований к фор­мированию личности ребенка в семье и детском учреждении молодому учителю, воспитателю следует избрать верный стиль . тон общения с родителями своих питомцев: не упрекать отца или мать в плохом воспитании «трудного подростка», отказаться _ нравоучений и терпеливо, убедительно разъяснять причины возникшего конфликта и пути его разрешения. А главное — постоян- но вести социально-профилактическую работу, искать эффективные формы плодотворного сотрудничества семьи и школы.

Существует также «этический кодекс» взаимоотношений педагога с коллегами по работе. Заглянем в обозримое будущее. Пред ставьте себя в такой ситуации. Вы, молодой специалист, выпуск ник вуза или колледжа, пришли в новый педагогический коллектив. Советуем придерживаться нескольких правил.

• Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те ил! иные нововведения. Постарайтесь внимательно разобраться в обстановке, достижениях и недостатках своих коллег — представите лей разных поколений.

• Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, особенно в присутствии инспектирующих лиц, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку.

• Если в классе, где вы ведете свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некоррект­но винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Над< искать причины неудач в собственных методических просчетах.

• Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого кол­леги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Лучше всего приве­сти веские аргументы в пользу вашей позиции и постараться убе­дить оппонентов в их неправоте.

Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремле­ние к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание — главные предпосылки благопри­ятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческо­го самочувствия в трудовом коллективе.

Этика педагога тесно соприкасается с эстетикой профессио­нального труда (одним из критериев высокого уровня педагоги­ческой культуры личности). Мы говорим: «эстетика», «прекрасное», «красота». А что означают эти понятия? Эстетика (греч. aisthe-tikos — чувствующий, чувственный) — наука о природе эмоцио­нально-ценностного отношения человека к миру, о прекрасном (красоте) в жизни к в искусстве. В истории эстетических учений наиболее известны две концепции прекрасного: идеалистическая и материалистическая. Сторонники одной концепции полагали, что «прекрасное должно быть постигнуто как идея» (Г. В. Гегель); другие, напротив, считали источником прекрасного объективную реальность (Д.Дидро, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский).

Более глубокую трактовку прекрасного, красоты дает Л. Н. Тол­стой, подчеркивая их объективно-субъективный характер. Кра­сотой в смысле субъективном, писал Л. Н.Толстой в статье «Что такое искусство», мы называем то, что доставляет нам известно­го рода наслаждение; в объективном же смысле красотой мы на­зываем нечто абсолютно совершенное, вне нас существующее. Такой подход к пониманию сущности прекрасного разделяет­ся многими современными философами. Он дает возможность уяс­нить личностный характер эстетического отношения, «механизм» благотворного влияния красоты на человека. Удовлетворяя потреб­ность в прекрасном — «человеческую из всех человеческих по­требностей» {С. Л. Рубинштейн), мы обогащаем себя духовно, по­стигаем сердцем и разумом высшие ценности. Следует помнить, что для педагога красота — не только предмет эстетического лю­бования, но и верный союзник в его профессиональной работе.

Во-первых, прекрасное, искусство дают возможность и взрос­лым, и детям получить наглядно-образное представление об иде­але совершенной личности и тем самым наполнить конкретным содержанием цели воспитания. Поскольку красота выступает для человека «кумиром без всяких условий» (Ф. М. Достоевский), ее притягательная сила, особенно в пору отрочества и юности, по­буждает следовать образцам.

Во-вторых, еще во времена античности древними философами (Пифагор, Платон, Аристотель) было установлено родство таких категорий этики и эстетики, как добро и красота. Идея единства прекрасного и нравственного красной нитью проходит через всю историю педагогической мысли. Не случайно В. А. Сухомлинский считал, что главная задача воспитания средствами эстетики — вести детей через красивое к гуманному, человечному. Кроме того, ис­кусство, художественная деятельность помогают ребенку удовлет­ворить потребность в самовыражении, несут ему информацию особого рода — о «диалектике души», служат своеобразным учеб­ником жизни. Умелое использование педагогом в работе с детьми произведений искусства, эстетических аспектов учебного матери­ала одухотворяет педагогический процесс, создает положитель­ный эмоциональный настрой.

В-третьих, эстетика, красота — незаменимый компонент пе­дагогического мастерства, источник творчества учителя, воспи­тателя. В этом смысле каждый педагог должен быть хотя бы чу­точку художником своего дела, поэтом, артистом. Особенно тесно соприкасаются педагогика и сценическое искусство. И дело не только в том, что педагогу приходится сочетать в одном лице функции, сходные с работой драматурга, режиссера, актера, но и в публичном характере, зрелищности урока, воспитательного мероприятия, которые так же, как и настоящий спектакль, дол­жны производить на участников «театрального действия» ожида­емое впечатление с помощью особых форм выразительности. В театре к этим средствам воздействия относятся фабула, сцени­ческая речь, сценическое движение (игра актеров), внешность персонажей, декорации, музыкальный фон. И хотя в педагоги­ческой деятельности совсем не обязательно демонстрировать про­фессиональное актерское мастерство, работник образовательно­го учреждения должен в определенной мере владеть техникой игры -- «искусством переживания» и «искусством представле­ния», уметь, пользуясь слонами К. С. Станиславского, управлять своим вдохновением и настраиваться на творческую работу неза­висимо от личных обстоятельств.

Учитель-словесник Е. Н. Ильин в своей работе «Искусство об­щения» пишет, что ученики — не просто «класс», «кабинет», «ауди­тория». Это и зрительный зал. Моя заветная мечта, говорит он, парты сделать партером! По его мнению, кино, телевизор — дав­но уже не только союзники учителя, но и самые опасные конку­ренты, открыто намекающие, что из обычного «учебного сред­ства» урок литературы должен вырасти в произведение искусства. Лишь там, где урок — искусство, есть место искусству. Во всех иных случаях мы имеем дело с тенями прошлого: «галереями» образов, фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и сам учитель-«академист» как один из «типичных представителей» не­живой литературы. Художественную мысль, не «разыграв» и не создав сценического сюжета в анализе, исследовать в школе не­возможно. Учитель, по словам Е. Н. Ильина, должен быть худож­ником своего урока, т.е. сценаристом, режиссером, исполнителем и, конечно же, взыскательным критиком [3, с. 229].

Завершим размышления о связи педагогической и художе­ственной деятельности строками А. А. Ахматовой, адресованны­ми собратьям по перу.

Нам свежесть слов и чувства простоту Терять не то ль, что живописцу зренье Или актеру — голос и движенье,


А женщине прекрасной — красоту?


Не относится ли этот вопрос в той же мере к людям, посвя­тившим себя служению педагогике?

Заметим, однако, что успешное использование средств эсте­тики в учебно-воспитательных целях возможно лишь тогда, когда учитель, воспитатель имеет соответствующую подготовку. Ему не­обходимо разбираться в различных сферах прекрасного; он дол­жен обладать «музыкальным ухом», чувствующим красоту формы глазом, развитым эстетическим вкусом. Для него важно развивать такие актерские и режиссерские качества, как образное мышле­ние, зрительная память, пространственное и временное вообра­жение, умение перевоплощаться и др.
4. Педагогическое творчество и мастерство

Ранее мы говорили о духовных основах личности педагога и его профессионального труда. Но чтобы реализовать на практике этот потенциал, чтобы выполнять созидательную работу по фор­мированию человека, нужны дополнительные условия и предпо­сылки. Прежде всего педагог должен развивать профессиональные способности, т.е. присущие субъекту деятельности природные и обретенные свойства, благодаря которым достигается высокий уровень мастерства. О них шла речь в первой главе.

В наборе педагогических способностей следует особо выде­лить "дар слова», который, по выражению методиста-словесни­ка XIX в. В. П. Острогорского, состоит в способности говорить не только связно, плавно и ясно, но красиво и увлекательно.

В специальной литературе рассматриваются обычно три са­мостоятельные сферы речевого искусства: сценическая речь, ора­торское мастерство и речь как инструмент педагогического об­щения. Но в практике учебно-воспитательной работы эти виды речевой деятельности зачастую выступают в комплексе. Можно ли успешно преподавать тот или иной предмет, просвещать ро­дителей, не обладая ораторскими умениями? И как педагогу «войти в образ», создать нужное впечатление, вызвать эмоцио­нальный отклик, наконец, научить детей выразительно читать, не владея элементами сценической речи и сценического дви­жения?

Образцы высокой культуры и эстетики речи мы находим в опыте учителей старой русской школы. К. Г. Паустовский в воспомина­ниях о своей гимназической поре воссоздал яркий образ учителя психологии и литературы Селихановича:

«От Селихановича мы узнали многое. Он открыл нам не только русскую литературу. Он открыл нам эпоху Возрождения и евро­пейскую философию XIX века, сказки Андерсена и поэзию "Слова о полку Игореве". До тех пор мы бессмысленно вызубривали наи­зусть его древнеславянский текст.

У Селихановича был редкий дар живописного изложения. Са­мые сложные философские построения в его пересказе станови­лись понятными, стройными и вызывали восхищение широтой человеческого разума.

Философы, писатели, ученые, поэты, чьи имена до тех пор воскрешали в памяти только мертвые даты и сухой перечень их "заслуг перед человечеством", превращались в ощутимых людей.

Мы переходили из одной эпохи в другую, из одних интересней­ших мест в другие, не менее интересные. Изучая литературу, мы побывали с Селихановичем всюду — среди оружейников Тулы, в казачьих станицах на границе Дагестана, под моросящим дождем "болдинской осени", в сиротских домах и долговых тюрьмах дик­кенсовской Англии, на рынках Парижа, в заброшенном монасты­ре на острове Майорка, где болел Шопен, и в безлюдной Тамани, где морской ветер шуршит стеблями сухой кукурузы» [5, с. 221].

Не менее богата интересными педагогами и современная школа. Об этом, в частности, свидетельствует традиционный общерос­сийский конкурс «Учитель года», участники которого, обладая особыми дарованиями, проявляют собственный подход к детям, только им присущими способами умеют пробудить в учениках жажду познания, возвышенные стремления и чувства.

Кроме общепедагогических способностей и умений, работник образовательного учреждения должен владеть разнообразными приемами и средствами личного аудио-визуального воздействия на воспитанников, которые принято объединять термином «педа­гогическая техника». Предметом особой заботы учителя, настав­ника является главный инструмент общения — голос. Его утрата ведет к профессиональной непригодности. Голос педагога должен быть выразительным, звучным, энергичным, привлекать внима­ние, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать. Экспе­риментально доказано, что низкие голоса легче воспринимаются слушателями, чем высокие, сильнее впечатляют. Информация, переданная низким голосом, лучше запоминается. Целенаправ­ленно развивая речевой аппарат, можно «поставить» и откоррек­тировать свой голос.

Другим существенным элементом педагогической техники слу­жит мимика — своеобразное искусство выражать мысли, чувства, настроения и состояния движениями мускулов лица. Сочетание этих движений с выразительностью взгляда одухотворяет и эмо­ционально окрашивает речь, содействует установлению живого контакта с воспитанниками. Изучив особенности мимики вашего лица и глаз, вы можете с помощью специального тренинга на­учиться их использовать в педагогических целях.

Жест педагога, как и мимика, являясь средством эмоциональ­ного воздействия, акцентируя внимание учащихся на самом иаж-ном, должен быть органичным, сдержанным и убедительным. Глав­ное — сделать руки послушными мысли и чувству, стремиться к гармонии слова, мимики и жеста.

Педагогическому работнику, деятельность которого соверша­ется на глазах воспитанников, должно быть небезразлично, каков его внешний облик, насколько одежда, прическа, манеры, по­ходка отвечают этическим и эстетическим нормам. Следует по­мнить, что стиль поведения педагога в детском учреждении — также элемент профессиональной техники, источник воспитатель­ною влияния.

На основе своеобразного сплава знаний, способностей и уме­ний рождается мастерство высший уровень профессионализма. Быть мастером педагогического труда — значит глубоко осознавать закономерности обучения и воспитания, умело применять их на практике, добиваться ощутимых результатов в развитии личности воспитуемого. Исследователь проблем мастерства Ю. П. Азаров дает такую его трактовку:

« Мастерство начнется единичным и особенным по отношению к всеобщему, к практике... Мастерство как единичное проклады­вает дорогу всеобщему...

Мастерство — то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа... Снова и снова я готов повто­рять одну и ту же формулу мастерства, сущность которой в триа­де: технология, отношения, личность...

В педагогическом мастерстве игра — лишь форма, а содержа­ние — всегда утверждение высших человеческих ценностей... все­гда освоение культуры и развитых форм общения.

Становление педагогического мастерства всегда связано с не­обходимостью разрешать сложнейшие противоречия в самой твор­ческой деятельности воспитателей, разных по своим убеждени­ям, способам общения с детьми».

Мастерство неотделимо от творчества — от способности выдви­гать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии, короче — конструировать учеб­но-воспитательный процесс, воплощая замысел в реальность.

Реформирование отечественной системы образования предпо­лагает вовлечение в творческий поиск целых педагогических кол­лективов. Примером может служить опытно-экспериментальная работа в одной из петербургских школ.

Авторам проекта удалось не только обосновать, но и претворить на практике ряд педагогических идей, которые способствуют превращению школы в подлинный очаг духовности и культуры. Это прежде всего взаимосвязь патриотического, гражданского и эсте­тического воспитания, которая реализуется в трех видах совмест­ной деятельности старших и младших: в краеведческой работе по сохранению памяти о героике Великой Отечественной войны; в приобщении к традициям русского народного творчества; в изуче­нии истории и культуры Санкт-Петербурга. Не менее значимо един­ство духовного, физического и трудового воспитания. Спорт и эсте­тика, здоровье и красота здесь всегда рядом. Особенно ощутим успех учителей изобразительного искусства и художественного труда.

Не секрет, что в последние годы труд как традиционный учеб­ный предмет и вид общественно полезной деятельности стано­вится все менее привлекательным для школьников из-за их пере­ориентации на интеллектуальные ценности. Другое дело — труд художественный, творческий, дающий возможность детям про­явить свои способности и таланты. Авторские программы по тру­довому обучению девочек и мальчиков, декоративно-прикладно­му искусству нацелены на пробуждение в школьнике созидательной энергии, фантазии, на то, чтобы не скучали детские руки в поис­ках совершенной формы предмета, в стремлении доставлять кра­сотой радость себе и окружающим.

Единство педагогических позиций коллектива единомышлен­ников-учителей отчетливо просматривается в межпредметных свя­зях. Поэтому оказывается возможным проведение «бинарных» (объединенных) уроков по истории искусств и курсу «Человек и общество», совместное планирование занятий по художественно­му труду, декоративному рисованию и основам дизайна, взаимо­действие преподавателей гуманитарных и естественно-научных дисциплин и многое другое, чем богаты разум и опыт коллекти­ва, воодушевленного общим делом.

Трудно представить себе специалиста-мастера, не имеющего «своего лица», собственного профессионального почерка. Ведь субъект любой деятельности — живая личность с присущими ей неповторимыми чертами. А в труде воспитателя эта самобытность нередко становится источником повышенного внимания и сим­патии со стороны учащихся. Прежде всего предполагается отход от шаблонов в профессиональном поведении, методах обучения и воспитания, наличие педагогов «хороших и разных», со своим индивидуальным стилем.

Формированию индивидуально-личностного стиля деятельж сти способствует «Я-концепция» педагога, включающая три ко* понента: «образ Я», самооценку и сопоставление с идеалом. Со­временные исследования свидетельствуют о весьма высоком уров­не оценки работающими учителями своих знаний и умений по предмету, методике его преподавания, а также по педагогике и психологии. Однако анализ школьной практики убеждает, что в подготовке специалиста-педагога имеются существенные пробе­лы. Они касаются прежде всего вопросов педагогической техни­ки, владения методами воспитательной работы, уровня разви­тия творческих способностей. Опросы студентов старших курсов дают аналогичные результаты. Вполне очевидно, что адекватная самооценка является необходимым условием целенаправленно­го повышения индивидуальной педагогической культуры.

Вам, вероятно, приходилось слышать мнение о том, что ис­тинным педагогом надо родиться. Это бесспорно, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. (И кто знает, не растет ли такой талант именно в вашей группе?) Но верно и другое: каж­дый из вас, в ком есть «педагогическая жилка», желание общать­ся с детьми, помогать людям, передавать им свои знания и опыт, может стать хорошим учителем, классным руководителем, соци­альным работником, тренером, преподавателем дополнительно­го образования, воспитателем дошкольного учреждения. А для этого нужно обогащать себя духовно; постигать закономерности фор­мирования человека, способы коррекции его поведения и ценно­стных ориентации в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом; развивать и актуализировать свой творческий потенци­ал, те личностные качества, которые способствуют благотворно­му воспитательному влиянию на окружающих и, в первую оче­редь, на детей; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания; изучать и использовать лучший опыт сверстников и старших коллег; ак­тивно участвовать в просветительской, благотворительной, орга­низаторской деятельности в вузе, школе, по месту жительства -иначе говоря, целенаправленно работать над обретением основ индивидуальной педагогической культуры. И твердо верить в свое призвание и успех.

Заметки на полях

В педагогике, возведенной в степень искусства, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя зака­балить их в одну форму, но, с другой стороны, нельзя и допу­стить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.

Н. И. Пирогов

Учительство — это искусство, труд не менее творче­ский, чем труд писателя или композитора, но более тяже­лый и ответственный. Учитель обращается к душе челове­ческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Учитель должен быть свободен, как поэт, художник.

Д. С. Лихачев

Почему учитель, как живая личность, отсутствует в классе и держит свою душу на замке от детей? Почему перед детьми так часто скучающий профессионал? Лишь жи­вая душа оживит ()уши. Говори же, говори, учитель; может быть, час твоего увлечениясамый поучительный час для Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление...

П. П. Блонский

Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональ­ное воздействие на детей и подростков в такой же мере, в какой это доступно искусству. Ни один учебник по силе воздействия не может стать в ряд с художественной ли­тературой, музыкой, живописью, театром, кино... Нет таких предметов и нет таких учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую спо­собно выполнить искусство.

Д. Б. Кабалевский

Влияние личности воспитателя на молодую душу состав­ляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой на­казаний и поощрений.

Д. Ушинский

Педагог не может не играть... Но нельзя играть сцени­чески, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединить с игрой вашу прекрасную личность. Это не мертвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в вашей душе.

А. С. Макаренко

Чувство, живущее в самом скромном учителе — вплоть до великих «водителей душ»... — чувство это направлено к одной заветной цели: исправлению человека, улучшению его жизни -- оно пропитано верой в будущее, в развитие, в «прогресс».

Г. Г. Нейгауз

Творчество есть прежде всего полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но и все пять чувств человека. Она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Вся духовная и физиче­ская природа должна быть устремлена на творчество...

К. С. Станиславский
Рекомендуемая литература

Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. — Казань, 1997.

Бенин В. Л. Педагогическая культура: Социологический анализ. — Уфа, 1997.

Бондаревская Е. В., Белоусова Т.В. Введение в педагогическую куль­туру. — Ростов н/Д, 1995.

Искусство и педагогика: Хрестоматия / Сост. М. А, Верб. — СПб., 1995.

Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии. — М., 1994.

Роботова А. С. Художественно-образное познание педагогических яв­лений. — СПб., 1996.

Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. — М., 1998.

Учитель в эпоху перемен. — СПб.; Потсдам, 1999.

Источники

1. Чехов А. П. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1985. — Т. 12.

2. Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т. — М., 1957. — Т. 7.

3. Педагогический поиск. — М., 1987.

4. Корчак Януш. Как любить детей. — Минск, 1980.

5. Паустовский К. Г. Собр.соч.: В 9 т. — М., 1982. — Т. 4.

6. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. — М., 1989.



написать администратору сайта