Навигация по странице:
|
Лекция 5. Лекция 5 педагогическая культура личности
Лекция 5
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
1. Общая культура — условие профессионализма педагога
2. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры
3. Этика и эстетика педагогического труда
4. Педагогическое творчество и мастерство
1. Общая культура - условие профессионализма педагога
Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций — обучения, образования и воспитания — является личная (индивидуальная) педагогическая культура.
Современные исследователи (В.Л.Бенин, Е. В. Бондаревская, К. М.Левитан, Н.В.Седова и др.) рассматривают педагогическую культуру человека как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя, воспитателя, работника досуговой сферы — вообще педагога в широком смысле слова.
Заметим, что в названии этой главы ключевое понятие — «культура». Его истолкование даст нам возможность уяснить содержание и специфику одного из видов культуры, который является предметом наших размышлений. Среди множества определений культуры наиболее удачными в данном контексте представляются те из них, которые трактуют это системное социальное явление и как фонд ценностей, созданных людьми, и как способ творческого освоения мира, реализации сущностных сил индивида, социальной группы. Таким образом, культура выступает средоточием духовности, энергии созидания, высшим критерием достижении в различных областях жизнедеятельности.
Следует различать культуру социума (совокупный продукт цивилизации) и культуру отдельного человека, которая имеет пер сонифицированный характер и является достоянием того или иного конкретного члена общества. Социологи полагают (и с этим нельзя не согласиться), что культурный уровень личности определяете прежде всего мерой присвоения общечеловеческих ценностей через призму собственной индивидуальности, в процессе само развития и самосовершенствования.
Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Зададимся вопросом: «Можно ли доверить столь тонкое, ответственное, значимое дело, как обучение и воспитание, человеку с ограниченным кругозором, бедностью эмоционального опыта, догматическим мышлением, вредными привычками?» Отрицательный ответ очевиден. Ибо в сфер' педагогического общения именно человеческие качества учите ля, воспитателя выступают на первый план, становятся источником духовного становления или предметом подражания дурном; примеру.
Поскольку носителем культуры, в том числе и определенны педагогических качеств, выступает конкретная личность с особым мировосприятием, складом характера, творческим потенциалом, эти качества приобретают индивидуальную окраску, что само по себе может дать дополнительный импульс для позитивного влияния на воспитанников. Уместно также вспомнить не однократно высказанную классиками педагогики мысль о безусловном приоритете учителя, воспитателя, его личного примера в системе средств педагогического воздействия. В. А. Сухомлинский писал, что ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек. Ум воспитывается умом, совесть совестью, преданность Родине — действенным служением Родине.
Что же входит в содержание общей культуры педагога*! Это пре: де всего его жизненные установки (то, что А. С. Макаренко называл перспективными линиями) и приоритеты общечеловеческих ценностей — Истины, Любви, Добра, Красоты, Свободы и т. Культурным мы называем человека с широким спектром духовных и физических потребностей — в труде, познании, искусств: спорте, общении с природой; обладающего достаточным научным, политическим, художественным кругозором; соблюдающего общепринятые нормы поведения в обществе, производствен ной, бытовой обстановке.
Ядром общей культуры личности являются образованность воспитанность в их гармоническом единстве. Если основу образованности составляет накопленный человеком фонд теоретических и конкретных знаний, дающих возможность представить целостную картину мира, то сущность воспитанности заключается в гуманном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта. Вот как писал об этом А. П. Чехов брату Николаю, художнику по профессии:
«Воспитанные люди... уважают человеческую личность, а по-i тому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего... Они не могут уснуть в одежде... дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу... Чтобы воспитаться... нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...».
Показателем общего развития педагога является уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и «дисциплиной» чувств, т. е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Человеку, обладающему эмоциональной культурой, присущи душевная чуткость, эмпатия, что часто бывает необходимо в различных учебно-воспитательных ситуациях. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач. Напротив, апатия, замкнутость, склонность к негативному восприятию жизни — предпосылки профнепригодности педагогического работника.
Одно из ведущих мест в общем развитии личности педагога занимает его моральный облик, определяющий избирательность отношений человека с окружающим миром на основе критериев добра и зла. История культуры знает немало попыток в лаконичной форме определить «золотое правило» морали (нравственности). К. А. Гельвеции соотносил его с любовью к людям и истине; Л. Бетховен — с добротой; Л. Н. Толстой — с желанием человека как можно больше давать другим.
В «Маленьком принце» А. Сент-Экзюпери в аллегорической форме раскрыл нравственную силу «приручения», духовной общности воспитателя и воспитанника и ответственности за это «приручение».
Нетрудно заметить, что во всех приведенных мнениях о сущности нравственности звучит мысль о служении людям, гуманности, заботе о благе ближнего. Такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, направленной на поддержку, развитие, совершенствование человека.
Подлинно культурную личность нельзя себе представить «среднестатистической единицей», находящейся в состоянии покоя. Овладение культурой предполагает поступательное движение, мобилизацию внутренних духовных ресурсов и прежде всего — общетворческих способностей и умений — интеллектуальных, художественных, технических, социальных (организаторских, управленческих) и других. Известно, что нет учения без увлечения, как, впрочем, и воспитания без субъектной позиции воспитанника. Чтобы увлечь детей и взрослых интересным полезным делом, педагог должен обладать яркой индивидуальностью, развивать свои таланты и дарования в различных областях жизнедеятельности.
Примеры целенаправленной реализации в профессиональной работе общенаучного кругозора, широты духовных запросов, творческих способностей дают известные педагоги-мастера. Еще в молодые годы А. С. Макаренко, будучи студентом Полтавского учительского института, а затем преподавателем, инспектором, заведующим колонией несовершеннолетних правонарушителей, изучал труды из различных областей естественных и гуманитарных наук, увлекался отечественной и западноевропейской классической литературой. Об этом, в частности, свидетельствует его «Заявление в Центральный институт организаторов народного просвещения» (1922 г.). Вот некоторые выдержки из этого документа, в котором дается объективная самооценка автора:
«Прошу зачислить меня студентом на основное отделение института. К сожалению, я не хочу подвергать себя риску коллоквиума. Я не знаю, в чем он будет состоять. Для того, чтобы комиссия имела представление о моей подготовке, посылаю краткое изложение "Вместо коллоквиума". Математикой никогда особенно не интересовался. Астрономию знаю хорошо. Солидные знания имею по общей биологии. Химию практически не знаю, но читал Менделеева, Морозова, Рамзая. Интересуюсь радиоактивностью. Географию знаю прекрасно. История — мой любимый предмет. Почти на память знаю Ключевского и Покровского, несколько раз прочитывал Соловьева. Читал все, что имеется на русском языке по психологии...
Люблю изящную литературу. Более всего почитаю Шекспира, Пушкина, Достоевского, Гамсуна. Чувствую огромную силу Толстого, но не могу терпеть Диккенса. Я думаю, что обладаю способностями (небольшими) литературного критика» [2, с. 400— 401].
Впоследствии А. С. Макаренко благодаря глубокому знанию психологии, этики, эстетики, художественной литературы разработал психолого-педагогические, этические и эстетические основы воспитания в детском коллективе и семье.
В трудах В. А. Сухомлинского мы находим многочисленные экскурсы в разные сферы гуманитарного и естественно-научного знания, истории философии, культуры, искусства, что позволило автору исследовать педагогические проблемы в широком контексте мировой общественной мысли. Главным источником информации для него были книги. В музее-квартире В. А. Сухомлинского (село Павлыш, южная Украина) хранится богатейшая библиотека, включающая энциклопедические издания по разным отраслям науки, труды по философии, педагогике, психологии, искусству.
Современный педагог-новатор, учитель физики и математики В. Ф. Шаталов широко использует на уроках культурологический материал, показывая школьникам единство научного и художественного познания. В одной из его книг приводится такой пример:
«Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску... В одном из разделов физики X класса есть такой опорный сигнал: гостиница "Донбасс". Он связан с понятием "звуковой резонанс". Во всех учебниках отмечается, что в Колонном зале Дома Союзов — одном из лучших акустических залов мира — время затухания звука до неслышимого предела — 4 секунды. В этой своей характеристике он уступает только знаменитым "Гранд Опера" и "Ла Скала". Но вот оказывается, что в вестибюле гостиницы "Донбасс" в г. Донецке время реверберации — так называют затухание звука — более 7 секунд! Это, правда, не зал, и архитекторы вовсе не задавались целью создавать такое акустическое чудо, но сколько живого интереса вызывает у учащихся сообщение о нем во время урока. Такие сигналы, равно как и интригующие фразы из книг, — это призывы к действию, которые порождают цепную реакцию активности со стороны самих учащихся» [3, с. 157, 158].
Глубокое знание законов восприятия, ассоциативного мышления позволило автору разработать и внедрить в практику преподавания новые технологии, связанные с «опорными сигналами». Тем самым В. Ф. Шаталов обогатил дидактические принципы наглядности и доступности обучения.
Таким образом, педагогическая культура личности не рождается в вакууме, вне общего развития субъекта деятельности, а вырастает из общей культуры, являясь ее своеобразным продолжением и надстройкой.
2. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры
Еще в середине XIX в. в статье «О пользе педагогической литературы» К. Д. Ушинский глубоко раскрыл значение специальных знаний, научной эрудиции для продуктивной профессиональной деятельности молодого учителя, воспитателя. Эта мысль особенно актуальна сегодня, когда сформировалась система педагогических наук и педагогика, смежные с нею отрасли знания обогатились новыми фундаментальными исследованиями. Ведущая роль в научной подготовке педагога любой специализации принадлежит теоретическим, концептуальным идеям, овладение которыми позволяет ему осуществлять свои функции не эмпирическим путем проб и ошибок, а на основе достоверных данных науки и практики. Работник образовательного учреждения должен прежде всего глубоко разбираться в теории и истории педагогики, целях, содержании, методах учебно-воспитательной деятельности, в современных подходах к решению педагогических проблем. Ему необходимы также понимание социальных, культурологических, психологических аспектов становления человека как члена общества и как индивидуальности, знакомство с детской и возрастной психологией, физиологией, этикой, эстетикой и другими науками, помогающими глубже постигнуть закономерности формирования целостной личности.
Первостепенное значение имеет также свободное владение предметом, составляющим основное содержание профессиональной деятельности. Для преподавателя биологии — это биология, для учителя истории — история, для тренера — физическая культура, для режиссера — театральное искусство, для руководителя танцевального коллектива — хореография и т. д. Однако для того, чтобы биолог, историк, тренер, режиссер, хореограф могли успешно реализовать потенциал своей узкой специальности в учебно-воспитательной работе, они должны хорошо представлять себе конкретные методы и приемы преподавания. Поэтому особую область познания для педагога представляет цикл прикладных педагогических дисциплин -- частных методик, технологий обучения и воспитания, творческого саморазвития.
Молодому специалисту, пришедшему на работу в образовательное учреждение, надо иметь представление о федеральной и региональной системе народного образования, законодательных актах в этой сфере. Каковы государственные стандарты массовой школы сегодня? Чем различаются образовательные программы гимназий, лицеев, школ с углубленным и расширенным преподаванием тех или иных предметных циклов? Каков статус частных образовательных учреждений? Что такое дифференцированное, профильное обучение? Какие изменения претерпели за последние годы права и обязанности учителя? На эти и многие другие вопросы студент-практикант, выпускник вуза должен иметь вполне определенные ответы.
К научно-познавательному арсеналу индивидуальной педагогической культуры мы относим также знания и умения исследовательского характера: способы изучения личности школьника; методику наблюдения и анализа урока, внеклассного мероприятия; инструментарий педагогического эксперимента. Обо всем этом педагог узнает на студенческой скамье, в процессе системного изучения основных курсов и факультативов по предмету своей специальности, педагогике, психологии, методике, а также дисциплин общеразвивающего, культурологического циклов.
Свой профессиональный кругозор можно обогатить не только на лекциях и семинарских занятиях, но и во внеаудиторной самостоятельной работе, изучая специальную литературу, пользуясь энциклопедическими, толковыми, предметными словарями, справочниками, компьютером и другими источниками полезной информации.
Мы говорим о кругозоре, о системе специальных знаний, следовательно — о профессиональной образованности, которая предполагает еще и владение диалектикой педагогического мышления. (Вспомним, что диалектика — часть философии, изучающая всеобщую связь явлений в их движении, развитии и борьбе>6e противоречий.)
...Представьте себя в роли учителя. Вы ведете урок в пятом классе и с огорчением замечаете, что учащиеся не настроены на работу, их познавательная активность равна нулю. А ведь еще вчера у вас с детьми все ладилось. В чем причины такой неожиданной метаморфозы? Возможно, ребята менялись, росли быстрее, чем вы предполагали, и именно сегодня произошел скачок, переход «количества» в «качество». Поэтому ваши прежние методы обучения уже не соответствуют условиям новой дидактической ситуации. А может быть, дело совсем в другом: на предыдущем уроке у вашего коллеги пятиклассники не справились с контрольной работой и расстроенные, подавленные неудачей, не смогли переключиться на другой предмет. И с такими «возможно» в педагогической реальности приходится сталкиваться постоянно. Поэтому учитель, воспитатель, анализируя конкретные эпизоды своей деятельности и ее результаты, должен уметь задавать самому себе вопросы, искать на них ответы и намечать пути решения возникающих проблем, т. е. осуществлять эвристический подход.
В тесной связи с научной эрудицией и познавательными умениями учителя, воспитателя находятся его ценностные ориентации, составляющие особый блок индивидуальной педагогической культуры. Ориентациями называют избирательную направленность человека на те объекты действительности, которые он считает наиболее значимыми, привлекательными. В ценностных ориентаиях педагога выражаются его профессиональные позиции, установки, взгляды. Так, Януш Корчак руководствовался в своей практической деятельности идеей абсолютной ценности и даже святости детства. В книге «Как любить детей», обращаясь к современникам, он писал:
«Давайте требовать уважения к ясным глазам, гладкой коже, юному усилию и доверчивости... Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; дайте условия, чтобы дети вырастали более хорошими!
Скитается по свету бездомная Золушка — чувство. А ведь именно дети — князья чувств, поэты и мыслители.
Уважайте, если не почитаете, чистое, ясное, непорочное, святое детство!».
Во многих педагогических сочинениях В. А. Сухомлинского отчетливо видна ориентация на воспитание духовности, человечности. В одной из его работ есть полемические строки о том, что некоторые педагоги переоценивают роль технических достижений и вообще естественно-научных знаний в определении содержания учебно-воспитательной работы. Не оспаривая важности естественно-научных знаний, писал он, надо в то же время думать и о другом, столь же важном — о содержании нравственного воспитания. «Век математики» — хорошее, крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека.
Мир современной педагогики многолик, динамичен, изменчив. Одну и ту же проблему можно рассматривать с различных точек зрения. Возьмем дискуссионный вопрос о соотношении образования и воспитания в педагогическом процессе. Традиционно в трудах отечественных и зарубежных авторов отмечалась главенствующая роль этических, эстетических убеждений, чувств, привычек, т. е. тех качеств личности, которые формируются преимущественно путем воспитательного влияния. Образованию отводилась более узкая сфера интеллектуального развития детей и юношества. В современных условиях создания новейших информационных технологий с использованием кибернетики и электроники функции образования расширились. Сегодня образовательные программы школ, дошкольных и внешкольных учреждений, вузов нацелены на приобщение подрастающего поколения и молодежи к культуре, на создание необходимых предпосылок для их творческой самореализации и самоопределения в изменяющемся мире.
Однако культурологические аспекты образовательного процесса далеко не охватывают всех сторон формирования личности. За скобками нередко остаются такие черты выпускника, как гражданственность, социальная активность, готовность к общественно полезному труду, уважительное, доброжелательное отношение к людям, порядочность, ответственность и многое другое. А это уже предмет специальной кропотливой воспитательной работы. Так правомерно ли сегодня отодвигать воспитание на второй план, отводить ему более чем скромное место в образовательном учреждении? Ответ на этот вопрос будет зависеть от позиции педагога, его профессиональных убеждений.
Нередко педагогу приходится размышлять над самой сущностью воспитательного воздействия и корректировать свои методы в интересах развития личности ученика. Молодая учительница, героиня повести американской писательницы Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», приходит к убеждению, что в педагогической работе с подростками необходимо не столько «привносить», т. е. объяснять, учить, информировать, сколько «извлекать» — стимулировать учащихся к творческому самовыражению.
Педагог, ориентированный на гуманистические ценности, стремится гармонизировать возрастные потребности воспитанника с перспективными линиями его развития, задачами социальной адаптации. Инструментарий такого наставника исключает методы подавления личности ученика. Во главу угла ставятся познавательный интерес, взаимное доверие, сотрудничество, радость творчества.
Изучая теоретические основы педагогики, анализируя собственный опыт и практику своих коллег, учитель, воспитатель кристаллизует ведущую идею, «сверхзадачу» своей профессиональной деятельности — «педагогическое кредо». Обычно оно формулируется в соответствии с личными убеждениями автора и имеет индивидуальный оттенок.
А. С. Макаренко в отношениях с трудными подростками исходил из тезиса: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему», имея в виду, что требование — особая форма доверия, «авансирования личности». По-иному звучит кредо В. А. Сухомлинского: «Главное в воспитании — верить в талант и творческие силы каждого воспитанника». Интересно сопоставить особенности ключевых позиций современных педагогов-новаторов.
И. П. Иванов, последователь А. С. Макаренко: «Воспитывать коллективистов через взаимную заботу. Не труд — работа, а труд — забота».
М. П. Щетинин, создатель учебно-воспитательных комплексов всестороннего и гармонического развития детей: «Объять необъятное».
В. Ф. Шаталов, учитель физики и математики, разработавший методику обучения с помощью опорных сигналов и конспектов: «Учить всех — учить каждого».
Е. Н. Ильин, преподаватель литературы в старших классах, автор оригинальной концепции сотворчества учителя и учащихся на уроке: «Идти не с предметом к ученику, а с учеником к предмету».
Как видим, у каждого из названных педагогов свое понимание «сверхзадачи», но всех их объединяет ориентация на нестандартный подход к методам образовательно-воспитательной деятельности, стремление приобщить своих питомцев к «разумному, доброму, вечному».
3. Этика и эстетика педагогического труда
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика, или деонтология (от греч. deon — долг и logos — учение). Как известно, этика (от греч. ethos — нрав, обычай) — наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика (педагогическая деонтология) на основе общеэтических норм определяет те нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.
Гуманистическая педагогика на протяжении веков устами ее лучших представителей называла в качестве исходной этической нормы любовь к детям. При этом эмоционально-ценностное отношение к ребенку проявлялось по-разному. Для Ж. Ж. Руссо, Льва Толстого, Р. Штайнера любить детей означало предоставить им в соответствии с возрастными потребностями максимальную свободу творческого самовыражения. И. Г. Песталоцци и Януш Корчак были верны принципу: «Жить не только ради детей, но вместе с детьми, разделяя все их радости и невзгоды». Р. Оуэн, А. С. Макаренко, заботясь о своих воспитанниках, стремились научить их быть счастливыми в настоящей и грядущей жизни.
И что бы ни говорили сторонники жестких методов в педагогике, без взаимной привязанности, симпатии, заботы, понимания невозможно добиться духовного единства педагога с детьми, которое В. А. Сухомлинский справедливо считал альфой и омегой учебно-воспитательного процесса.
Если вы еще не готовы полюбить всей душой каждого вверенного вам воспитанника (и послушного, и озорного, и прилежного, и нерадивого, и аккуратного, и неряху), то прислушайтесь к мнению Я. А. Коменского, который еще в эпоху позднего средневековья полагал, что все детские учреждения должны стать «мастерскими гуманности». Позднее об этом писали И. И. Бецкой, Н. И. Пирогов, П. П. Блонский, М. Монтессори. Требование гуманного, т. е. чуткого, заботливого, бережного отношения к детям актуально и сегодня, когда в условиях экономической нестабильности, экспансии антикультуры, неустойчивого мира подрастающее поколение нуждается в особой защите.
Быть гуманным к воспитаннику детского учреждения — значит укреплять его здоровье, создавать условия для его полноценного физического и духовного развития с учетом особенностей пола, возраста, индивидуальности.
Гуманность педагога проявляется также в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка, зафиксированных в отечественных и международных документах об образовании, защите детства и т. п. В Конвенции ООН о правах ребенка (20.11.1989) говорится, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, занятия искусством, спортом, на собственное мнение и т. д. В уставах детских домов Януша Корчака среди многих прав воспитанников были названы право на игру, на тайну, на внимательное отношение к своим проблемам, на протест, право ребенка быть тем, кто он есть. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний, ограничения свободы, лишения пищи, сна. Эти нормы в равной мере относятся к общественному и семейному воспитанию.
Спектр этических качеств, которые проявляются в общении педагога с воспитанниками, широк и многообразен. Специальные исследования показывают, что, например, подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, желание оказать ученику помощь в овладении программным материалом, общительность, добросовестность, трудолюбие, сдержанность, веру в познавательные способности ученика, терпение, требовательность и ряд других профессионально значимых личностных черт. Но главное, чем дорожит воспитанник, — это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений. И глубоко права режиссер, профессор М. О. Кнебель, утверждая, что педагогика требует от человека качеств, близких к материнским. В своей книге «Поэзия педагогики» она писала, что как мать отдает своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагог вкладывает свою душу в учеников.
В этом внутренний смысл профессии. Отдавать душу и трудно, радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты не только душевных, но и физических сил. Радостно потому, что ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который лихвой окупает все затраты, все трудности и все твои муки.
Чтобы обеспечить единство педагогических требований к формированию личности ребенка в семье и детском учреждении молодому учителю, воспитателю следует избрать верный стиль . тон общения с родителями своих питомцев: не упрекать отца или мать в плохом воспитании «трудного подростка», отказаться _ нравоучений и терпеливо, убедительно разъяснять причины возникшего конфликта и пути его разрешения. А главное — постоян- но вести социально-профилактическую работу, искать эффективные формы плодотворного сотрудничества семьи и школы.
Существует также «этический кодекс» взаимоотношений педагога с коллегами по работе. Заглянем в обозримое будущее. Пред ставьте себя в такой ситуации. Вы, молодой специалист, выпуск ник вуза или колледжа, пришли в новый педагогический коллектив. Советуем придерживаться нескольких правил.
• Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те ил! иные нововведения. Постарайтесь внимательно разобраться в обстановке, достижениях и недостатках своих коллег — представите лей разных поколений.
• Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, особенно в присутствии инспектирующих лиц, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку.
• Если в классе, где вы ведете свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Над< искать причины неудач в собственных методических просчетах.
• Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения. Лучше всего привести веские аргументы в пользу вашей позиции и постараться убедить оппонентов в их неправоте.
Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание — главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.
Этика педагога тесно соприкасается с эстетикой профессионального труда (одним из критериев высокого уровня педагогической культуры личности). Мы говорим: «эстетика», «прекрасное», «красота». А что означают эти понятия? Эстетика (греч. aisthe-tikos — чувствующий, чувственный) — наука о природе эмоционально-ценностного отношения человека к миру, о прекрасном (красоте) в жизни к в искусстве. В истории эстетических учений наиболее известны две концепции прекрасного: идеалистическая и материалистическая. Сторонники одной концепции полагали, что «прекрасное должно быть постигнуто как идея» (Г. В. Гегель); другие, напротив, считали источником прекрасного объективную реальность (Д.Дидро, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский).
Более глубокую трактовку прекрасного, красоты дает Л. Н. Толстой, подчеркивая их объективно-субъективный характер. Красотой в смысле субъективном, писал Л. Н.Толстой в статье «Что такое искусство», мы называем то, что доставляет нам известного рода наслаждение; в объективном же смысле красотой мы называем нечто абсолютно совершенное, вне нас существующее. Такой подход к пониманию сущности прекрасного разделяется многими современными философами. Он дает возможность уяснить личностный характер эстетического отношения, «механизм» благотворного влияния красоты на человека. Удовлетворяя потребность в прекрасном — «человеческую из всех человеческих потребностей» {С. Л. Рубинштейн), мы обогащаем себя духовно, постигаем сердцем и разумом высшие ценности. Следует помнить, что для педагога красота — не только предмет эстетического любования, но и верный союзник в его профессиональной работе.
Во-первых, прекрасное, искусство дают возможность и взрослым, и детям получить наглядно-образное представление об идеале совершенной личности и тем самым наполнить конкретным содержанием цели воспитания. Поскольку красота выступает для человека «кумиром без всяких условий» (Ф. М. Достоевский), ее притягательная сила, особенно в пору отрочества и юности, побуждает следовать образцам.
Во-вторых, еще во времена античности древними философами (Пифагор, Платон, Аристотель) было установлено родство таких категорий этики и эстетики, как добро и красота. Идея единства прекрасного и нравственного красной нитью проходит через всю историю педагогической мысли. Не случайно В. А. Сухомлинский считал, что главная задача воспитания средствами эстетики — вести детей через красивое к гуманному, человечному. Кроме того, искусство, художественная деятельность помогают ребенку удовлетворить потребность в самовыражении, несут ему информацию особого рода — о «диалектике души», служат своеобразным учебником жизни. Умелое использование педагогом в работе с детьми произведений искусства, эстетических аспектов учебного материала одухотворяет педагогический процесс, создает положительный эмоциональный настрой.
В-третьих, эстетика, красота — незаменимый компонент педагогического мастерства, источник творчества учителя, воспитателя. В этом смысле каждый педагог должен быть хотя бы чуточку художником своего дела, поэтом, артистом. Особенно тесно соприкасаются педагогика и сценическое искусство. И дело не только в том, что педагогу приходится сочетать в одном лице функции, сходные с работой драматурга, режиссера, актера, но и в публичном характере, зрелищности урока, воспитательного мероприятия, которые так же, как и настоящий спектакль, должны производить на участников «театрального действия» ожидаемое впечатление с помощью особых форм выразительности. В театре к этим средствам воздействия относятся фабула, сценическая речь, сценическое движение (игра актеров), внешность персонажей, декорации, музыкальный фон. И хотя в педагогической деятельности совсем не обязательно демонстрировать профессиональное актерское мастерство, работник образовательного учреждения должен в определенной мере владеть техникой игры -- «искусством переживания» и «искусством представления», уметь, пользуясь слонами К. С. Станиславского, управлять своим вдохновением и настраиваться на творческую работу независимо от личных обстоятельств.
Учитель-словесник Е. Н. Ильин в своей работе «Искусство общения» пишет, что ученики — не просто «класс», «кабинет», «аудитория». Это и зрительный зал. Моя заветная мечта, говорит он, парты сделать партером! По его мнению, кино, телевизор — давно уже не только союзники учителя, но и самые опасные конкуренты, открыто намекающие, что из обычного «учебного средства» урок литературы должен вырасти в произведение искусства. Лишь там, где урок — искусство, есть место искусству. Во всех иных случаях мы имеем дело с тенями прошлого: «галереями» образов, фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и сам учитель-«академист» как один из «типичных представителей» неживой литературы. Художественную мысль, не «разыграв» и не создав сценического сюжета в анализе, исследовать в школе невозможно. Учитель, по словам Е. Н. Ильина, должен быть художником своего урока, т.е. сценаристом, режиссером, исполнителем и, конечно же, взыскательным критиком [3, с. 229].
Завершим размышления о связи педагогической и художественной деятельности строками А. А. Ахматовой, адресованными собратьям по перу.
Нам свежесть слов и чувства простоту Терять не то ль, что живописцу зренье Или актеру — голос и движенье,
А женщине прекрасной — красоту?
Не относится ли этот вопрос в той же мере к людям, посвятившим себя служению педагогике?
Заметим, однако, что успешное использование средств эстетики в учебно-воспитательных целях возможно лишь тогда, когда учитель, воспитатель имеет соответствующую подготовку. Ему необходимо разбираться в различных сферах прекрасного; он должен обладать «музыкальным ухом», чувствующим красоту формы глазом, развитым эстетическим вкусом. Для него важно развивать такие актерские и режиссерские качества, как образное мышление, зрительная память, пространственное и временное воображение, умение перевоплощаться и др.
4. Педагогическое творчество и мастерство
Ранее мы говорили о духовных основах личности педагога и его профессионального труда. Но чтобы реализовать на практике этот потенциал, чтобы выполнять созидательную работу по формированию человека, нужны дополнительные условия и предпосылки. Прежде всего педагог должен развивать профессиональные способности, т.е. присущие субъекту деятельности природные и обретенные свойства, благодаря которым достигается высокий уровень мастерства. О них шла речь в первой главе.
В наборе педагогических способностей следует особо выделить "дар слова», который, по выражению методиста-словесника XIX в. В. П. Острогорского, состоит в способности говорить не только связно, плавно и ясно, но красиво и увлекательно.
В специальной литературе рассматриваются обычно три самостоятельные сферы речевого искусства: сценическая речь, ораторское мастерство и речь как инструмент педагогического общения. Но в практике учебно-воспитательной работы эти виды речевой деятельности зачастую выступают в комплексе. Можно ли успешно преподавать тот или иной предмет, просвещать родителей, не обладая ораторскими умениями? И как педагогу «войти в образ», создать нужное впечатление, вызвать эмоциональный отклик, наконец, научить детей выразительно читать, не владея элементами сценической речи и сценического движения?
Образцы высокой культуры и эстетики речи мы находим в опыте учителей старой русской школы. К. Г. Паустовский в воспоминаниях о своей гимназической поре воссоздал яркий образ учителя психологии и литературы Селихановича:
«От Селихановича мы узнали многое. Он открыл нам не только русскую литературу. Он открыл нам эпоху Возрождения и европейскую философию XIX века, сказки Андерсена и поэзию "Слова о полку Игореве". До тех пор мы бессмысленно вызубривали наизусть его древнеславянский текст.
У Селихановича был редкий дар живописного изложения. Самые сложные философские построения в его пересказе становились понятными, стройными и вызывали восхищение широтой человеческого разума.
Философы, писатели, ученые, поэты, чьи имена до тех пор воскрешали в памяти только мертвые даты и сухой перечень их "заслуг перед человечеством", превращались в ощутимых людей.
Мы переходили из одной эпохи в другую, из одних интереснейших мест в другие, не менее интересные. Изучая литературу, мы побывали с Селихановичем всюду — среди оружейников Тулы, в казачьих станицах на границе Дагестана, под моросящим дождем "болдинской осени", в сиротских домах и долговых тюрьмах диккенсовской Англии, на рынках Парижа, в заброшенном монастыре на острове Майорка, где болел Шопен, и в безлюдной Тамани, где морской ветер шуршит стеблями сухой кукурузы» [5, с. 221].
Не менее богата интересными педагогами и современная школа. Об этом, в частности, свидетельствует традиционный общероссийский конкурс «Учитель года», участники которого, обладая особыми дарованиями, проявляют собственный подход к детям, только им присущими способами умеют пробудить в учениках жажду познания, возвышенные стремления и чувства.
Кроме общепедагогических способностей и умений, работник образовательного учреждения должен владеть разнообразными приемами и средствами личного аудио-визуального воздействия на воспитанников, которые принято объединять термином «педагогическая техника». Предметом особой заботы учителя, наставника является главный инструмент общения — голос. Его утрата ведет к профессиональной непригодности. Голос педагога должен быть выразительным, звучным, энергичным, привлекать внимание, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать. Экспериментально доказано, что низкие голоса легче воспринимаются слушателями, чем высокие, сильнее впечатляют. Информация, переданная низким голосом, лучше запоминается. Целенаправленно развивая речевой аппарат, можно «поставить» и откорректировать свой голос.
Другим существенным элементом педагогической техники служит мимика — своеобразное искусство выражать мысли, чувства, настроения и состояния движениями мускулов лица. Сочетание этих движений с выразительностью взгляда одухотворяет и эмоционально окрашивает речь, содействует установлению живого контакта с воспитанниками. Изучив особенности мимики вашего лица и глаз, вы можете с помощью специального тренинга научиться их использовать в педагогических целях.
Жест педагога, как и мимика, являясь средством эмоционального воздействия, акцентируя внимание учащихся на самом иаж-ном, должен быть органичным, сдержанным и убедительным. Главное — сделать руки послушными мысли и чувству, стремиться к гармонии слова, мимики и жеста.
Педагогическому работнику, деятельность которого совершается на глазах воспитанников, должно быть небезразлично, каков его внешний облик, насколько одежда, прическа, манеры, походка отвечают этическим и эстетическим нормам. Следует помнить, что стиль поведения педагога в детском учреждении — также элемент профессиональной техники, источник воспитательною влияния.
На основе своеобразного сплава знаний, способностей и умений рождается мастерство высший уровень профессионализма. Быть мастером педагогического труда — значит глубоко осознавать закономерности обучения и воспитания, умело применять их на практике, добиваться ощутимых результатов в развитии личности воспитуемого. Исследователь проблем мастерства Ю. П. Азаров дает такую его трактовку:
« Мастерство начнется единичным и особенным по отношению к всеобщему, к практике... Мастерство как единичное прокладывает дорогу всеобщему...
Мастерство — то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа... Снова и снова я готов повторять одну и ту же формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения, личность...
В педагогическом мастерстве игра — лишь форма, а содержание — всегда утверждение высших человеческих ценностей... всегда освоение культуры и развитых форм общения.
Становление педагогического мастерства всегда связано с необходимостью разрешать сложнейшие противоречия в самой творческой деятельности воспитателей, разных по своим убеждениям, способам общения с детьми».
Мастерство неотделимо от творчества — от способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии, короче — конструировать учебно-воспитательный процесс, воплощая замысел в реальность.
Реформирование отечественной системы образования предполагает вовлечение в творческий поиск целых педагогических коллективов. Примером может служить опытно-экспериментальная работа в одной из петербургских школ.
Авторам проекта удалось не только обосновать, но и претворить на практике ряд педагогических идей, которые способствуют превращению школы в подлинный очаг духовности и культуры. Это прежде всего взаимосвязь патриотического, гражданского и эстетического воспитания, которая реализуется в трех видах совместной деятельности старших и младших: в краеведческой работе по сохранению памяти о героике Великой Отечественной войны; в приобщении к традициям русского народного творчества; в изучении истории и культуры Санкт-Петербурга. Не менее значимо единство духовного, физического и трудового воспитания. Спорт и эстетика, здоровье и красота здесь всегда рядом. Особенно ощутим успех учителей изобразительного искусства и художественного труда.
Не секрет, что в последние годы труд как традиционный учебный предмет и вид общественно полезной деятельности становится все менее привлекательным для школьников из-за их переориентации на интеллектуальные ценности. Другое дело — труд художественный, творческий, дающий возможность детям проявить свои способности и таланты. Авторские программы по трудовому обучению девочек и мальчиков, декоративно-прикладному искусству нацелены на пробуждение в школьнике созидательной энергии, фантазии, на то, чтобы не скучали детские руки в поисках совершенной формы предмета, в стремлении доставлять красотой радость себе и окружающим.
Единство педагогических позиций коллектива единомышленников-учителей отчетливо просматривается в межпредметных связях. Поэтому оказывается возможным проведение «бинарных» (объединенных) уроков по истории искусств и курсу «Человек и общество», совместное планирование занятий по художественному труду, декоративному рисованию и основам дизайна, взаимодействие преподавателей гуманитарных и естественно-научных дисциплин и многое другое, чем богаты разум и опыт коллектива, воодушевленного общим делом.
Трудно представить себе специалиста-мастера, не имеющего «своего лица», собственного профессионального почерка. Ведь субъект любой деятельности — живая личность с присущими ей неповторимыми чертами. А в труде воспитателя эта самобытность нередко становится источником повышенного внимания и симпатии со стороны учащихся. Прежде всего предполагается отход от шаблонов в профессиональном поведении, методах обучения и воспитания, наличие педагогов «хороших и разных», со своим индивидуальным стилем.
Формированию индивидуально-личностного стиля деятельж сти способствует «Я-концепция» педагога, включающая три ко* понента: «образ Я», самооценку и сопоставление с идеалом. Современные исследования свидетельствуют о весьма высоком уровне оценки работающими учителями своих знаний и умений по предмету, методике его преподавания, а также по педагогике и психологии. Однако анализ школьной практики убеждает, что в подготовке специалиста-педагога имеются существенные пробелы. Они касаются прежде всего вопросов педагогической техники, владения методами воспитательной работы, уровня развития творческих способностей. Опросы студентов старших курсов дают аналогичные результаты. Вполне очевидно, что адекватная самооценка является необходимым условием целенаправленного повышения индивидуальной педагогической культуры.
Вам, вероятно, приходилось слышать мнение о том, что истинным педагогом надо родиться. Это бесспорно, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. (И кто знает, не растет ли такой талант именно в вашей группе?) Но верно и другое: каждый из вас, в ком есть «педагогическая жилка», желание общаться с детьми, помогать людям, передавать им свои знания и опыт, может стать хорошим учителем, классным руководителем, социальным работником, тренером, преподавателем дополнительного образования, воспитателем дошкольного учреждения. А для этого нужно обогащать себя духовно; постигать закономерности формирования человека, способы коррекции его поведения и ценностных ориентации в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом; развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному воспитательному влиянию на окружающих и, в первую очередь, на детей; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания; изучать и использовать лучший опыт сверстников и старших коллег; активно участвовать в просветительской, благотворительной, организаторской деятельности в вузе, школе, по месту жительства -иначе говоря, целенаправленно работать над обретением основ индивидуальной педагогической культуры. И твердо верить в свое призвание и успех.
Заметки на полях
В педагогике, возведенной в степень искусства, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму, но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.
Н. И. Пирогов
Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Учитель должен быть свободен, как поэт, художник.
Д. С. Лихачев
Почему учитель, как живая личность, отсутствует в классе и держит свою душу на замке от детей? Почему перед детьми так часто скучающий профессионал? Лишь живая душа оживит ()уши. Говори же, говори, учитель; может быть, час твоего увлечения — самый поучительный час для Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление...
П. П. Блонский
Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей и подростков в такой же мере, в какой это доступно искусству. Ни один учебник по силе воздействия не может стать в ряд с художественной литературой, музыкой, живописью, театром, кино... Нет таких предметов и нет таких учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство.
Д. Б. Кабалевский
Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.
Д. Ушинский
Педагог не может не играть... Но нельзя играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединить с игрой вашу прекрасную личность. Это не мертвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в вашей душе.
А. С. Макаренко
Чувство, живущее в самом скромном учителе — вплоть до великих «водителей душ»... — чувство это направлено к одной заветной цели: исправлению человека, улучшению его жизни -- оно пропитано верой в будущее, в развитие, в «прогресс».
Г. Г. Нейгауз
Творчество есть прежде всего полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но и все пять чувств человека. Она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Вся духовная и физическая природа должна быть устремлена на творчество...
К. С. Станиславский
Рекомендуемая литература
Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. — Казань, 1997.
Бенин В. Л. Педагогическая культура: Социологический анализ. — Уфа, 1997.
Бондаревская Е. В., Белоусова Т.В. Введение в педагогическую культуру. — Ростов н/Д, 1995.
Искусство и педагогика: Хрестоматия / Сост. М. А, Верб. — СПб., 1995.
Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии. — М., 1994.
Роботова А. С. Художественно-образное познание педагогических явлений. — СПб., 1996.
Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. — М., 1998.
Учитель в эпоху перемен. — СПб.; Потсдам, 1999.
Источники
1. Чехов А. П. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1985. — Т. 12.
2. Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т. — М., 1957. — Т. 7.
3. Педагогический поиск. — М., 1987.
4. Корчак Януш. Как любить детей. — Минск, 1980.
5. Паустовский К. Г. Собр.соч.: В 9 т. — М., 1982. — Т. 4.
6. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. — М., 1989.
|
|
|