Главная страница
Навигация по странице:

Лекция Этапы информатизации образования



Скачать 385.5 Kb.
Название Лекция Этапы информатизации образования
Анкор Lektsii_ikt (1).doc
Дата 05.05.2017
Размер 385.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Lektsii_ikt (1).doc
Тип Лекция
#7970
страница 7 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

ЛЕКЦИЯ 8

8.1. Индивидуализация и дифференциация обучения на основе применения средств информатизации образования


Использование преимуществ информационных и коммуникационных технологий при организации личностно ориентированного обучения школьников.

Использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе общего среднего образования приводит к повышению эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов.
     Во многих случаях использование современных средств ИКТ и ОЭИ дает возможность дифференциации процесса обучения школьников за счет использования средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно изученному материалу отстающим ученикам.
     Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, средства ИКТ, обоснованно примененные в системе общего среднего образования, могут способствовать организации личностно-ориентированного обучения.
     Одно из центральных мест в теории личностно-ориентированного обучения занимает понятие "личность". Согласно определения, личностью является индивидуум, достигший высокого уровня духовного развития и высокого уровня интеллекта, обладающий развитым мышлением; это творчески действующий человек, способный использовать логику своего мышления для созидания знания, способный, отвечая за последствия, управлять собой и внешними обстоятельствами. Конкретная личность рассматривается как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик.
     Личностно ориентированное образование рассматривает обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, способных к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях.
     Основной целью личностно-ориентированного образования является создание условий, обеспечивающих:

  • мотивацию к образованию и развитию личности школьника, ее интеллектуального и духовного начала;

  • гуманное отношение к обучаемому.

Дидактическими принципами личностно-ориентированного обучения в условиях использования средств ИКТ в системе общего среднего образования являются следующие принципы:

  • принцип самоценности индивидуума;

  • принцип определенности школьника как активного субъекта познания;

  • принцип социализации обучаемого;

  • принцип опоры на субъективный опыт школьника;

  • принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого;

  • принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого;

  • принцип развития коммуникативных способностей личности.

Принцип самоценности индивидуума основан на гуманном отношении к обучаемому, на признании самоценности индивидуума в качестве носителя субъективного опыта, на развитии и сохранении его самобытности, индивидуальной свободы, на раскрытии его творческих способностей, общественно полезных, уникальных личностных и интеллектуальных способностей.
     Принцип определенности обучаемого как активного субъекта познания означает, что в процессе обучения педагогическое воздействие и выбор конкретного средства ИКТ определяется собственной активностью каждого школьника, самостоятельным выбором целей, темпа и траектории обучения.
     Принцип социализации обучаемого направлен на осуществление развития социальных способностей личности.
     Принцип опоры на субъективный опыт обучаемого предполагает учет субъективного опыта школьника, что позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать обучение за счет выбора необходимых для конкретного индивидуума педагогических воздействий и средств ИКТ.
     Принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого означает, что основным приоритетом личностно-ориентированного образования является создание условий для самостоятельной учебной деятельности школьника, способствующих его самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению.
     Принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого направлен на всесторонний учет способностей, желаний, мотивов, интересов и предпочтений обучаемых. Реализация средств ИКТ для общего среднего образования должна быть основана на максимальном учете следующих индивидуальных психофизиологических особенностей школьника, его индивидуальных личностных свойств:

  • темперамент и волевые качества,

  • особенности мышления,

  • особенности восприятия, памяти, внимания,

  • мотивация,

  • самооценка,

  • уровни притязаний.

Принцип развития коммуникативных способностей личности предполагает формирование умений ценить и уважать окружающих, относиться гуманно к другим людям, умений общаться, отстаивать свою позицию, принимая во внимание мнение партнеров.
     Практическая реализация принципов личностно-ориентированного обучения в системе общего среднего образования, осуществляемого в условиях использования средств ИКТ, основана на следующих требованиях:

  • требование гуманного отношения к школьнику, признания его смоценности;

  • требование индивидуализации и дифференциации обучения;

  • требование создания условий, обеспечивающих возникновения собственной активности обучаемых;

  • требование обеспечения условий способствующих самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению обучаемого;

  • требование учета субъективного опыта каждого школьника;

  • требование организации коммуникативной и социальной деятельности обучаемого;

  • требование обеспечения объективности контроля и измерения результатов обучения;

  • требование целесообразности использования возможностей средств ИКТ в школьном обучении;

  • требование комплексного использования возможностей средств ИКТ при проведении разных уроков, в ходе выполнения разнообразной учебной деятельности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта