Главная страница
Навигация по странице:

Семинарские занятия по истории пед.мысли. Семинарские занятия по истории пед. Литература по этой и следующим темам семинаров в журналах Педагогика, Народное образование



Скачать 126 Kb.
Название Литература по этой и следующим темам семинаров в журналах Педагогика, Народное образование
Анкор Семинарские занятия по истории пед.мысли.doc
Дата 15.03.2018
Размер 126 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Семинарские занятия по истории пед.мысли.doc
Тип Литература
#18004
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятия 1-2. «Школа учения»

  1. Педагогическая парадигма традиционного общества доиндустриальной эпохи; социоориентированное формирующее воспитание; авторитарное воспитание; «школа учения» - «школа передачи готовых знаний».

  2. Критика средневековой схоластической школы в трудах Я.А. Коменского.

  3. Школа Я.А. Коменского – "мастерская света, трудолюбия, гуманности": идея всеобщего образования; единой школы; цели воспитания; принцип природосообразного воспитания; содержание образования на разных ступенях единой школы; принципы, методы и средства обучения; организация процесса обучения и воспитания.

  4. Модель «школы учебы» в дидактической системе И.Ф.Гербарта.

  5. Модернизация "школы учения" в трудах А. Дистервега: цели воспитания, принципы природосообразного и культуросообразного воспитания; содержание образования в народной светской школе; принципы и методы обучения, развивающие способности ученика; учитель в школе А. Дистервега, изменение функции учителя.

  6. Зарождение и развитие дидактических идей в русской дидактике XVIII- XIX вв. (по книге Смирнова В.И. «Учить с верным успехом»).

Основная литература:

  • Смирнов В.И., Смирнова Л.В. Учить с верным успехом.

  • Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей.

  • Коменский Я.А. Великая дидактика.

  • Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания.

Дополнительная литература:

  • Кумарин В. Самая страшная «Глава в учебнике Дистервега, или как нам построить наконец школу для детей, а не против них. // Нар. Образование 2001, №1

  • Лордкипанидзе Д. Я. А. Коменский. – М., 1970, гл. 4, 5.

Дополнительная литература по этой и следующим темам семинаров – в журналах «Педагогика», «Народное образование», «Магистр», «Дидакт», «Частная школа» и др., в подборках материалов по деятельности известных педагогов в библиографическом отделе библиотеки академии.

Рекомендуется использовать статьи в «Педагогическом словаре» (в 2-х томах), в «Педагогической энциклопедии» (в 4-х томах), Российской педагогической энциклопедии (т.1).

Занятия 3-4. «Школа труда»

  1. Педагогическая парадигма индустриального общества (XVII – нач.XX вв.); индивидуально-ориентированное воспитание; развивающее обучение и воспитание; "школа труда".

  2. Народная трудовая школа И.Г. Песталоцци:

  • Цели школы, соответствующие развивающемуся индустриальному обществу.

  • Теория элементарного воспитания, принципы организации производительного труда школьников.

  • Причины неудачи реализации идей трудовой школы Песталоцци.

  1. Идея соединения обучения и воспитания с трудом в социалистических теориях. Р. Оуэн.

  • Цели воспитания – всестороннее развитие и подготовка к труду; социологическое и педагогическое обоснование необходимости трудового воспитания.

  • Школа Р. Оуэна. Причины неудачи эксперимента.

  1. К. Маркс, Ф. Энгельс о соединении воспитания с производительным трудом в политехническом образовании.

  2. «Трудовая школа» Г. Кершенштейнера: критика одностороннего характера теории Г. Кершенштейнера и ее осуществления в Германии.

  3. Американская прагматическая педагогика (Дж. Дьюи) о школе индустриального общества.

  4. П.П. Блонский, «трудовая школа», идея трудовой социалистичесой школы.

  5. А.С. Макаренко. Осуществление идеи трудовой школы в коммуне им. Дзержинского («Флаги на башнях», «Марш 30 года»).

Основная литература:

  • Блонский Трудовая школа.

  • Дьюи Д. Школа и общество.

  • Кершенштейнер Г. Школа будущего – школа работы.

  • Макаренко А.С. Флаги на башнях. Марш 30 года.

  • Маркс К. Высказывания о воспитании./ Хрестоматия по зарубежной педагогике.

  • Оуэн Р. Новый взгляд на общество, высказывания о воспитании в других произведениях. // Педагогические идеи Р. Оуэна. – М., 1970.

  • Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Лебединая песня.

Дополнительная литература:

  • Добролюбов Н.А. Р. Оуэн и его попытки общественных реформ. // Избранные педагогические сочинения. – М., 1952.

  • Кларин В.М. И.Г. Песталоцци – подвижник педагогики. // Педагогика, 1996, №1.

  • Малькова З.А. Дж. Дьюи – философ, педагог-реформатор. // Педагогика, 1995, №4; Современная школа США. – М., 1971, гл.8.

  • Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике 18 – начала 20 в. – М., 1976, гл. 6,.7.

  • Подмарков В.Г. Роберт Оуэн. – М., 1976.

  • Шевченко Л.П. И.Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок. // Педагогика. 1996, №3.


Занятия 5-6. «Школа жизни»

  1. Педагогическая парадигма постиндустриального общества: антропоориентированное воспитание; «школа жизни, для жизни, через жизнь» (О.Декроли) – включение во все виды деятельности.

  2. Основные принципы организации «Школы жизни»:

  • цели воспитания;

  • школа и общество;

  • содержание деятельности детей;

  • содержание образования;

  • принципы и методы обучения;

  • взаимоотношения ребенка и учителя-воспитателя;

  • проблема личности в обществе детей.

  1. Осуществление идей «школы жизни» в деятельности:

  • О. Декроли,

  • М. Монтессори,

  • С. Френэ,

  • Я. Корчака.

  1. Р. Штайнера «Новые школы» и начало экспериментов

(Абботсхольская, Бидельская школы (Великобритания), «сельские воспитательные дома» (Германия, Австрия, Швейцария), де Рош (Франция);

Лабораторная школа Д.Дьюи, игровая школа К.Пратт, детская школа М.Наумберг (США).

  1. Экспериментальные школы 20-30-х годах. (С.Френе, П.Петерсен, Р.Штайнер, Е.Коллингс, Е.Паркхерст, А.Лихтварк).

  2. Экспериментальные школы 60-90–х годов (Идеи открытого обучения», «Эрмитаж» О.Декроли, открытые и альтернативные школы, «дикие» школы.

Основная литература:

  • Корчак Я. Как любить ребенка.

  • Мыслители образования (подборка материалов о выдающихся педагогах) в библиографическом отделе библиотеки.

  • Статьи о названных зарубежных педагогах. // Перспективы, Юнеско. 1994, №1, 2.

  • Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М., 1999.

  • Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

    Дополнительная литература:

  • Вульфсон Б.Л. Выдающийся французский педагог – гуманист.// Педагогика. 1996, №3.

  • Горохова Т.А. Маленький в Вальдорфской школе. // Педагогика, 1994, №3.

  • Калнгрен К. Воспитание к свободе. Педагогика Р. Штайнера.- М., 1990.

  • Купцов В. Образование в современном мире.// Свободная мысль, 1991, №16.

  • Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1993.

  • Малькова З.А. Тридцать лет спустя: американская школа.// Педагогика, 1996, №5.

  • Ривз Г.И., Корчак Я. Ребенка надо уважать. // Педагогика, 1996, №4.

  • Очерки по истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1991, ч.2.


Занятия 7-8. Идея народной национальной школы в отечественной педагогике

  1. Культурно-исторический подход к изучению истории образования в педагогике (К. Шмидт, Ш. Летурно, А. Тойнби, А. Дистервег) в отечественной педагогике:

  • Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, декабристы, А. С. Пушкин (критика космополитической дворянской культуры и воспитания, оценка национальной культуры и ее роли в воспитании); Н. М. Карамзин, его значение в становлении русского национального самосознания.

  • Формирование идеологии «официальности народности» (С. Уваров) в 30гг. XIX века.

  • Славянофилы и западники о роли национальной культуры в развитии просвещении.

  • Педагогические взгляды Н.И. Пирогова.

  1. К. Д. Ушинский.

  • Педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.

  • Оценка зарубежной школы (достоинств и недостатков национальных систем европейского и американского воспитания и школы).

  • Оценка состояния народного образования (начальной и средней школы) в России: цели и содержание образования, отрыв от национальных культурных корней в обучении и воспитании.

  • Идея демократического образования, создание народной национальной школы: цели. Финансирование и управление народной школой. Содержание образования.

  • Воспитание детей (нравственное, религиозное, трудовое, национальное). Учитель народной школы. Учебные книги К. Д. Ушинского.

  1. Реализация идей К. Д. Ушинского к. XIX – нач. XX веков:

    • Земская школа;

    • Официальная школьная политика МНП (русификаторская) в развитии национальной школы;

    • К. Д. Ушинский и педагогическая мысль и школа национальных окраин Российской империи.

  2. Идея национальной школы в социалистических теориях и истории советской школы:

    • Декреты Совнаркома нач. XX гг. о национальной школе, обучении на родном языке, статусе русского языка.

    • Развитие советской школы в национальных республиках СССР и национальных автономных образованиях РСФСР в 30-60гг.: достижения, противоречия и ошибки в осуществлении национальной политики, кризис 80гг.

    • Национальная школа в современной России.

Основная литература:

      • Антология пед. мысли России в.XVIII. – М., 1985 (Новиков Н. И., Радищев А. Н.).

      • Антология педагогической мысли России 1 половины XIXв. – М., 1987. (декабристы, Н. Карамзин, В. Белинский, Киреевский и др.)

      • Антология педагогической мысли России 2 половины XIX - нач. XX в. – М., 1990. (А. И. Герцен, К. Д. Ушинский и др.)

      • Хрестоматия по истории педагогики и школы в России (до Октябрьской социалистической революции). Составитель и автор вводных очерков С. Ф. Егоров. – М.,1974.

      • Хрестоматия по истории советской школы и педагогики, /Сост. М. И. Анисов. – М.,1972.

Дополнительная литература:

  • Анисов М. И. Источники изучения истории педагогики в России. М., 1991.

  • Белозерцев Е. П. На пути к русскому образованию. //Педагогика, 1997, N 2, с. 39-42.

  • Белинский В. Г. "О детских книгах" и др.

  • Герцен А. И. Разговоры с детьми и др.

  • Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную педагогику. М., 1995, гл. 13, "Проблема национального образования".

  • Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М., 1974, гл. 3,4.

  • Егоров С. Ф. К. Д. Ушинский. М., 1977.

  • Зейлигер-Рубинштейн И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л., 1978. (Радищев, Белинский, Герцен, Огарев, Добролюбов, Чернышевский, Писарев).

  • Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы.// Педагогика, 1995, N б, с. 84-89.

  • Культурология. Основы тории и истории культуры. /Уч. пос. СПб, 1996/.

  • Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход. // Педагогика, 1995, N 3, с. 23-29.

  • Лихачев Б. Т. Реформаторство в Российском образовании: прожекты и результаты.// Педагогика, 1996, N 6, с. 18-24.

  • Национальная школа: что дальше? Наши интервью. // Педагогика, 1996, N 3, с. 57-61.

  • Новиков Н. И. Избранные сочинения. – М., 1954

  • Национальная школа: пути становления. Подборки материалов// Педагогика, 1997, N 1, с. 64-78.

  • О национальной политике в области образования в СССР // Советская педагогика, 1972, N 11. /Статьи о развитии народного образования в национальных республиках СССР Белоруссии, Грузии и др.

  • Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. В XVIII - 1 пол. XIX в. М., 1973 (Белинский, Герцен, Карамзин, Ломоносов, Новиков, Пирогов, Пушкин, Уваров и др.)

  • Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР 2 пол. XIX века. М., 1976. (Корф, Толстой, Ушинский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский и др.)

  • Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Конец XIX - нач. XX в. М., 1991.

  • Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР /в З-х томах с 1917 по 1986. М.:1980,1988,1987.

  • Пашков А. Не будем обеднять свою историю: Воспитательная система школы им. Радищева (1918-1938). // Народное образование, 1992, 1-2, с. 57-68.

  • Подборка статей к 150-летию со дня рождения К. Д. Ушинского.// Советская педагогика, 1974, 2.

  • Пушкин А. С. О народном воспитании: Пол. соб. соч. в 10 т., т.7, с. 12.

  • Уваров С. С. - о нем, очерки истории школы и пед. мысли народов СССР, XVIII-1-я пол. XIX в.

  • Ушинский К. Д. О народности и общественном воспитании, гл. 1, о необходимости сделать русские школы русскими. Родное слово и др. статьи. Человек как предмет воспитания. Избранные пед. произведения. – М., 1968.


Занятие 9. Идея «свободной школы»- в отечественной педагогике

  1. Л.Н. Толстой - религиозный мыслитель и педагог.

  2. Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстой / оценка теории естественного и свободного воспитания Ж. Ж. Руссо в дневниках и статьях 60-х гг. Л. Н. Толстого/.

  3. Критика Л. Н. Толстым авторитарного воспитания и авторитарной школы в России и на Западе.

  4. Разработка идей демократической и свободной /общественной/ школы в статьях 60-х гг.:

    1. Цели народной школы, проблема соотношения педагогики и философии, религии, педагогики и науки.

    2. Педагогики и развития общества, педагогики и тенденций развития и интересов народной жизни.

    3. Управление и финансирование народной школы.

    4. Содержание образования, учитель народной школы.

      1. Реализация идей «свободной школы» в Ясной Поляне:

        1. Организация жизни детей.

        2. Содержание и методы обучения.

        3. Взаимоотношения детей и взрослых, проблемы воспитания (нравственного, религиозного, дисциплины, поощрения и наказания).

        4. Результаты деятельности Яснополянской школы в 60-70 гг.

  1. Педагогическая деятельность и взгляды Л. Н. Толстого в 80-90 гг. Учебные книги Л.Н. Толстого. Оценка наследия Л.Н. Толстого.

  2. Идеи свободного воспитания в либерально-демократической педагогике к. XIX -нач. XX в. на Западе и в России.

  3. С.Т. Шацкий. Педагогическая деятельность до Октября: статьи, работа в Щелковской колонии, колонии "Бодрая жизнь": цели, содержание жизни детей, роль труда, учение и игра, воспитание и социальная среда.

  4. К. Вентцель, «Дом свободного ребенка»: цели общественной школы, управление школой и самоуправление учащихся, виды деятельности детей, содержание обучения и воспитания.

  5. Идея свободной школы в первых государственных документах о советской школе. Оценка Н.К. Крупской и А.С. Макаренко идей свободного воспитания.

Основная литература:

    • Антология педагогической мысли России 2 половины XIX- нач. XX в. М., 1990.

    • Хрестоматия по истории педагогики и школы в России (до Октябрьской социалистической революции). Сост. и автор вводных очерков О.Ф. Егоров. М., 1974.

    • Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М., 1993. О нем: Российская пед. энциклопедия. М.,1993.

    • Толстой Л.Н. О народном образовании. Яснополянская школа в ноябре, декабре. Дневник Яснополянской школы за 1862г. о воспитании (Ответ на письмо В. Ф. Булгакова). - Хрестоматия по истории педагогики и школы в России. – М., 1974.

    • Шацкий С.Т. Дети-работники будущего. Бодрая жизнь. Годы исканий. - Избранные пед. соч. : в 2-х томах, Педагогика. – М., 1980.

Дополнительная литература:

      • Беляев В.И. Шацкий С. Т.: эволюция представлений о целях воспитания // Педагогика. 1995, 4.

      • Богуславский М.К. Н. Вентцель - соблазн свободного воспитания // Пед. вестник, 1995.

      • Богуславский М., Корнетов Г. Дом свободного ребенка // Учительская газета, 1993, 30.

      • Гессен С.Я. Основы педагогики. М., 1995, гл. 1.

      • Дурилин С.И. Толстой и свободное воспитание // Свободное воспитание, 1995, №. 4.

      • Крупская Н.К. пед. соч. в 10-ти томах: М., 1957, т. 1, стр. 111-118, 196.

      • Лебедев П.Л. Яснополянская школа Л. Н. Толстого // Начальная школа, 1978, №7.

      • Макаренко А.С. Книга для родителей. Т. 4, с. 437.

      • Макаренко А.С. Выступления по вопросам семейного воспитания. Собр. Соч. в 7 томах: М., АПН РСФСР, 1958., т. 4, с. 437.

      • Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Т. 5, с. 135.

      • Макаренко А.С. На пороге третьего десятилетия. Т. 5, с. 388-389, т.5, с. 427-480.

      • Михайлова М.В. Дом свободного ребенка // Советская педагогика 1983, № 4.

      • Ремизов В. Школа в Ясной Поляне. // Слово, 1990, № 9.

      • Решетникова Е.Ю. Л.Н. Толстой о свободном развитии личности ребенка. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. – Пенза. 1993.

      • Соловьев Б., Богуславский М. Долгая дорога к Вентцелю // Магистр, 1991, ноябрь.

      • Опыт пед. деятельности С.Г. Шацкого. – М., 1976.

      • Фоменко Н. В. Дидактические уроки Л. Н. Толстого // Начальная школа, 1994.

      • Хиллинг Г. Макаренко и Крупская. // Педагогика, 1994, № 3.


Занятия 10-11. Реформы русской школы в 19 – нач. 20 в.в.

        1. Русская школа в первой половине XIX века.

        2. Реформы русской школы 60 гг. XIX в.

          • Начальные народные училища.

          • Гимназия.

          • Женские училища.

          • Высшая школа.

    1. Контрреформы русской школы 70 - 80 гг.

    2. Развитие русской школы в конце XIX – начале ХХ в.

    3. Гимназия второй половины XIX – нач. XX вв. в воспоминаниях современников.

    4. Женская школа во второй половине XIX – нач. XX вв.. (гимназия и дворянский институт) в воспоминаниях современников.

    5. Частная школа конца XIX – нач. XX вв. в воспоминаниях современников.

Литература:

      • Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974, с. 353-360.

      • Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России XIX в., М., 1954.

      • Кондратьева М.А. Отечественная гимназия: исторический опыт и современные проблемы. – Педагогика, 1994.№1

      • Королева К.П. Мемуарная и художественная литература как источник изучения истории педагогики, НТГПИ, 1992, гл. 2,3.

      • Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России ( XIX - нач. XX в.) в мемуарной и художественной литературе. – М., 1994.

      • Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины 19 в. / Отв. ред. Пискунов, 1976.

      • Кондратьева М.А. Из истории провинциальной гимназии в России 19 в. // Педагогика. 2001, №3.

      • Козлова Г.Н. Отечественная средняя школа как воспитательное учреждение (к 19 – нач 20 в.в) Педагогика. 2001, № 4.

      • Козлова Г.Н. «Образ жизни» отечественной гимназии конца 19-нач 20в.в // Педагогика №6.

      • Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 18 в. первой половины 19 в. / Отв. ред. Шабаева, 1973.


Занятия 12-13. Советская педагогика и школа 20 – 30 гг.

  1. Идеи демократической и свободной школы в декретах Совнаркома и других документах и педагогических работах нач.20 гг., их реализация в советской школе этого периода:

  • Цели советской школы.

  • Принципы системы народного образования.

  • Финансирование и управление школой (элементы децентрализации).

  • Содержание общего и политехнического образования в единой трудовой школе.

  • Организация жизни (самоуправление), воспитание (политическое, нравственное, трудовое).

  • Учитель советской школы. По документам и статьям В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, В.Н. Шульгина, А.К. Гастева.

  1. Экспериментальные школы 20 гг.: цели, характеристика школ В.Н.Сороки – Росинского, С.Т. Шацкого, М.М. Пистрака и др.

  2. Развитие социальной педагогики, создание социального воспитания, социальной помощи, перевоспитания и исправления. Дискуссия о воспитании «трудных» детей в нач.20 гг. (позиция педологии, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко).

  3. Деятельность А.С. Макаренко: анализ педагогических идей (коллектив-ного и трудового воспитания, всестороннего развития и др.), реализация идей в трудовой колонии им. Горького и трудовой коммуне им. Дзержинского. Современная оценка взглядов и деятельности А.С. Макаренко.

  4. Отход от идей демократической и свободной школы в 30 гг.:

  • Цели школы в Постановлениях ЦК ВКП/б/ нач. 30 гг.;

  • Изменения в содержании образования, принципах и методах организации обучения. Дальнейшая идеологизация обучения и воспитания – в соответствии с утверждением в 30 гг. тоталитарной политической системы в СССР.

Основная литература:

    • «О начальной и средней школе». Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 г.

    • «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г.

    • Основные принципы единой трудовой школы. Положение о единой трудовой школе РСФСР. Положение об организации дела народного образования в РСФСР.

    • Схемы системы народного образования в 20 гг.

    • Учебные планы советской школы (1920, 1927, 1929 гг.)

Дополнительная литература:

    • Белых Г.Г., Пантелеев А.И. Республика ШКИД. - Л. 1988.

    • Блонский П.П. Трудовая школа. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М.1979.

    • Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети 20 века // Педагогика, 1996, № 3, с 72-75.

    • Гончаров Н.К. Очерки по истории советской педагогики. – Киев, 1970.

    • Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко. – М.: АПН РСФСР, 1963.

    • Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987.

    • Красовитский М.Ю. Педагогика А.С. Макаренко: Какою она видится в конце 20 столетия. // Педагогика, 1996, №1. – с.61-68.

    • Крупская Н.К. О целях социалистической школы, Школьное самоуправление, Общественно-политическое воспитание в школе 2 ступени, Пионердвижение как педагогическая проблема, О политехнизме, Письмо А.А. Жданову по поводу проекта отмены преподавания труда в школе (от 9.02.1937 г.).

    • Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Флаги на башнях. Книга для родителей. Марш 30 года. Статьи: Проблемы школьного советского воспитания. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.

    • Малинин В.Н. А.С. Макаренко и сталинизм. // Педагогика, 1993, №3.

    • Малинин В.Н. А.С. Макаренко. // Педагогика, 1994, №2. – с.86-92.

    • Моносзон З.И. Становление и развитие советской педагогики (1917, 1937 гг.) – М., 1987.

    • Опозоренная и позабытая (из истории педагогики). // Семья и школа, 1989, №1.

    • Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941). – М., 1980.

    • Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. – М., 1972.

    • Петровский Л. «Лженаука» в ретроспективе (о педологии). // Наука и жизнь, 1991, №4. – с.48-53.

    • Пистрак М.М. Никакого детства у меня не было. // Педагогика, №6 – с.89-95.

    • Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. – М., 1990.

    • Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентации. // Педагогика, 1995, №5 – с.87-90.

    • Руднева Е.П. Педагогическая система Н.К. Крупской. – М., 1968.

    • Сорока-Росинский В.Н. Избранные педагогические произведения. – М., 1990.

    • Степунина О.А. Педологическая концепция П.П. Блонского и современность. // Педагогика, 1995, №3 – с.108-110.

    • Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.

    • Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г. История расправы с педологией. // Воспитание школьников, 1991, №6. – с.21-24.

    • Шацкий С.Т. Работа для будущего – М., 1989.

    • Школа – коммуна Наркомпроса. Экспериментальная школа им. П.Н. Лепешинского./ Под ред. М.М. Пистрака. - М., 1990.

Учебники и учебные пособия:

    • Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М., 1999.

    • Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

    • История педагогики. / Под ред. Лушникова А.М. – Екатеринбург, 1994.

    • История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII века. М., 1998; Ч. 2. С XVII века до середины XX века. М., 1998.

    • История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2001.

    • История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И. Васильевой. М., 2001.

    • Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.

    • Корнетов Г.Б. История образования и педагогической мысли. Ч. I. Первобытная эпоха — конец XVI века. М., 2002.

    • Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М., 2002.

    • Константинов Н.К., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.

    • Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник – справочник. – М., 1995.

    • Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.

    • Торосян В.Г История образования и педагогической мысли. М., 2003.



Занятия 14-15. Современная школа в индустриально развитых странах мира

    1. Становление постиндустриального общества в развитых странах мира во второй половине XX в. и школа. Формирование педагогической парадигмы постиндустриального общества: антропоориентированное гуманистическое воспитание, развивающее обучение, «школа жизни, для жизни, через жизнь».

    2. Современная система образования в развитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, Швеция, США, Канада, Япония, Израиль):

  • Принципы системы образования.

  • Управление и финансирование системы образования.

  • Структура системы образования.

  • Содержание, методы и средства обучения по ступеням общеобразовательной школы. Реформы содержания образования 80-90 гг.

  • Организация школьной жизни.

  • Воспитание детей на разных ступенях школы /нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, экологическое, правовое, гражданское, религиозное/.

  • Проблемы молодежи в обществе, семье, школе, их разрешение.

  • Частные школы, их специфика в разных странах.

  • Высшая школа, тенденции развития.

  • Проблемы современного учителя.

Основная литература:

    • Боярчук Ю. Отчего они счастливы //Учительская газета, 1990, № 50.

    • Вульфсон Б.Л. Современная школа Франции. – М.,1970.

    • Воробьев Г. Легко ли учиться в американской школе. – М.,1993.

    • Глассер У. школа без неудачников. – М., Прогресс,1991.

    • Грушин Б. Средняя школа: американский вариант // Эхо планеты, 1989, № 42.

    • Гурье Л. Французский вариант профессионального лицея //Народное образование, 1991 №3.

    • Джуринский А.Н. Школа Франции: традиции и реформы. – М.,1981.

    • Джуринский А.Н. Новые тенденции в воспитании школьной молодежи стран Запада. //Советская педагогика, 1990, №7.

    • Жуков В. Частные школы как общественное явление. // Воспитание школьников, 1992, № 3-4.

    • Кольченко В. маятник японской школы. //Первое сентября, 1994, №26

    • Лапчинская В.П. Средняя общеобразовательная школа современной Англии. – М.,1977.

    • Малькова З.С. Современная школа США. – М.,1971.

    • Образование в современном мире. – М.,1986.


Занятия 16-17. В.А. Сухомлинский и «педагогика сотрудничества»

        1. В.А. Сухомлинский – гражданин, учитель, директор школы, ученый, публицист.

        2. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского:

  • Павлышская школа – школа жизни; забота о здоровье детей; учение – творческий труд;

  • Развитие познавательных интересов и способностей;

  • Всестороннее развитие в труде, учении, творчестве;

  • Воспитание гражданина (азбука морали, патриотическое воспитание);

  • Воспитание мужчины и женщины «красота и добро» в воспитании;

  • Роль самовоспитания в становлении личности;

  • Учитель в «школе радости».

    1. В.А. Сухомлинский и педагогика сотрудничества 70-80гг. Идеи гуманистической педагогики в изменяющемся обществе, принцип педагогики сотрудничества; педагоги – новаторы 70-80гг. Ш.Амонашвили, В.Шаталов, С.Лысенкова, М.Щетинин, И.Волков, Е.Ильин и др.

    2. Итоговое тестирование.

Основная литература:

      1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. // Сухомлинский В.А. Избранные пед.соч. в 3-хт.-т.1. – М.,1979.

      2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.

      3. Сухомлинский В.А. О воспитании.

      4. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – 3-е изд.-М.,1990






написать администратору сайта