СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятия 1-2. «Школа учения»
Педагогическая парадигма традиционного общества доиндустриальной эпохи; социоориентированное формирующее воспитание; авторитарное воспитание; «школа учения» - «школа передачи готовых знаний».
Критика средневековой схоластической школы в трудах Я.А. Коменского.
-
Школа Я.А. Коменского – "мастерская света, трудолюбия, гуманности": идея всеобщего образования; единой школы; цели воспитания; принцип природосообразного воспитания; содержание образования на разных ступенях единой школы; принципы, методы и средства обучения; организация процесса обучения и воспитания.
Модель «школы учебы» в дидактической системе И.Ф.Гербарта.
Модернизация "школы учения" в трудах А. Дистервега: цели воспитания, принципы природосообразного и культуросообразного воспитания; содержание образования в народной светской школе; принципы и методы обучения, развивающие способности ученика; учитель в школе А. Дистервега, изменение функции учителя.
Зарождение и развитие дидактических идей в русской дидактике XVIII- XIX вв. (по книге Смирнова В.И. «Учить с верным успехом»).
Основная литература:
Смирнов В.И., Смирнова Л.В. Учить с верным успехом.
Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей.
Коменский Я.А. Великая дидактика.
Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания.
Дополнительная литература:
-
Кумарин В. Самая страшная «Глава в учебнике Дистервега, или как нам построить наконец школу для детей, а не против них. // Нар. Образование 2001, №1
Лордкипанидзе Д. Я. А. Коменский. – М., 1970, гл. 4, 5.
Дополнительная литература по этой и следующим темам семинаров – в журналах «Педагогика», «Народное образование», «Магистр», «Дидакт», «Частная школа» и др., в подборках материалов по деятельности известных педагогов в библиографическом отделе библиотеки академии.
Рекомендуется использовать статьи в «Педагогическом словаре» (в 2-х томах), в «Педагогической энциклопедии» (в 4-х томах), Российской педагогической энциклопедии (т.1).
Занятия 3-4. «Школа труда»
Педагогическая парадигма индустриального общества (XVII – нач.XX вв.); индивидуально-ориентированное воспитание; развивающее обучение и воспитание; "школа труда".
Народная трудовая школа И.Г. Песталоцци:
Цели школы, соответствующие развивающемуся индустриальному обществу.
Теория элементарного воспитания, принципы организации производительного труда школьников.
Причины неудачи реализации идей трудовой школы Песталоцци.
Идея соединения обучения и воспитания с трудом в социалистических теориях. Р. Оуэн.
Цели воспитания – всестороннее развитие и подготовка к труду; социологическое и педагогическое обоснование необходимости трудового воспитания.
Школа Р. Оуэна. Причины неудачи эксперимента.
К. Маркс, Ф. Энгельс о соединении воспитания с производительным трудом в политехническом образовании.
«Трудовая школа» Г. Кершенштейнера: критика одностороннего характера теории Г. Кершенштейнера и ее осуществления в Германии.
Американская прагматическая педагогика (Дж. Дьюи) о школе индустриального общества.
П.П. Блонский, «трудовая школа», идея трудовой социалистичесой школы.
А.С. Макаренко. Осуществление идеи трудовой школы в коммуне им. Дзержинского («Флаги на башнях», «Марш 30 года»).
Основная литература:
Блонский Трудовая школа.
Дьюи Д. Школа и общество.
Кершенштейнер Г. Школа будущего – школа работы.
Макаренко А.С. Флаги на башнях. Марш 30 года.
Маркс К. Высказывания о воспитании./ Хрестоматия по зарубежной педагогике.
Оуэн Р. Новый взгляд на общество, высказывания о воспитании в других произведениях. // Педагогические идеи Р. Оуэна. – М., 1970.
Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Лебединая песня.
Дополнительная литература:
Добролюбов Н.А. Р. Оуэн и его попытки общественных реформ. // Избранные педагогические сочинения. – М., 1952.
Кларин В.М. И.Г. Песталоцци – подвижник педагогики. // Педагогика, 1996, №1.
Малькова З.А. Дж. Дьюи – философ, педагог-реформатор. // Педагогика, 1995, №4; Современная школа США. – М., 1971, гл.8.
Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике 18 – начала 20 в. – М., 1976, гл. 6,.7.
Подмарков В.Г. Роберт Оуэн. – М., 1976.
Шевченко Л.П. И.Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок. // Педагогика. 1996, №3.
Занятия 5-6. «Школа жизни»
Педагогическая парадигма постиндустриального общества: антропоориентированное воспитание; «школа жизни, для жизни, через жизнь» (О.Декроли) – включение во все виды деятельности.
Основные принципы организации «Школы жизни»:
цели воспитания;
школа и общество;
содержание деятельности детей;
содержание образования;
принципы и методы обучения;
взаимоотношения ребенка и учителя-воспитателя;
проблема личности в обществе детей.
Осуществление идей «школы жизни» в деятельности:
О. Декроли,
М. Монтессори,
С. Френэ,
Я. Корчака.
Р. Штайнера «Новые школы» и начало экспериментов
(Абботсхольская, Бидельская школы (Великобритания), «сельские воспитательные дома» (Германия, Австрия, Швейцария), де Рош (Франция);
Лабораторная школа Д.Дьюи, игровая школа К.Пратт, детская школа М.Наумберг (США).
Экспериментальные школы 20-30-х годах. (С.Френе, П.Петерсен, Р.Штайнер, Е.Коллингс, Е.Паркхерст, А.Лихтварк).
Экспериментальные школы 60-90–х годов (Идеи открытого обучения», «Эрмитаж» О.Декроли, открытые и альтернативные школы, «дикие» школы.
Основная литература:
Корчак Я. Как любить ребенка.
Мыслители образования (подборка материалов о выдающихся педагогах) в библиографическом отделе библиотеки.
Статьи о названных зарубежных педагогах. // Перспективы, Юнеско. 1994, №1, 2.
Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М., 1999.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2003.
Дополнительная литература:
Вульфсон Б.Л. Выдающийся французский педагог – гуманист.// Педагогика. 1996, №3.
Горохова Т.А. Маленький в Вальдорфской школе. // Педагогика, 1994, №3.
Калнгрен К. Воспитание к свободе. Педагогика Р. Штайнера.- М., 1990.
Купцов В. Образование в современном мире.// Свободная мысль, 1991, №16.
Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1993.
Малькова З.А. Тридцать лет спустя: американская школа.// Педагогика, 1996, №5.
Ривз Г.И., Корчак Я. Ребенка надо уважать. // Педагогика, 1996, №4.
Очерки по истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1991, ч.2.
Занятия 7-8. Идея народной национальной школы в отечественной педагогике
Культурно-исторический подход к изучению истории образования в педагогике (К. Шмидт, Ш. Летурно, А. Тойнби, А. Дистервег) в отечественной педагогике:
-
Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, декабристы, А. С. Пушкин (критика космополитической дворянской культуры и воспитания, оценка национальной культуры и ее роли в воспитании); Н. М. Карамзин, его значение в становлении русского национального самосознания.
Формирование идеологии «официальности народности» (С. Уваров) в 30гг. XIX века.
Славянофилы и западники о роли национальной культуры в развитии просвещении.
Педагогические взгляды Н.И. Пирогова.
К. Д. Ушинский.
Педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.
Оценка зарубежной школы (достоинств и недостатков национальных систем европейского и американского воспитания и школы).
Оценка состояния народного образования (начальной и средней школы) в России: цели и содержание образования, отрыв от национальных культурных корней в обучении и воспитании.
Идея демократического образования, создание народной национальной школы: цели. Финансирование и управление народной школой. Содержание образования.
Воспитание детей (нравственное, религиозное, трудовое, национальное). Учитель народной школы. Учебные книги К. Д. Ушинского.
-
Реализация идей К. Д. Ушинского к. XIX – нач. XX веков:
Земская школа;
Официальная школьная политика МНП (русификаторская) в развитии национальной школы;
К. Д. Ушинский и педагогическая мысль и школа национальных окраин Российской империи.
-
Идея национальной школы в социалистических теориях и истории советской школы:
Декреты Совнаркома нач. XX гг. о национальной школе, обучении на родном языке, статусе русского языка.
Развитие советской школы в национальных республиках СССР и национальных автономных образованиях РСФСР в 30-60гг.: достижения, противоречия и ошибки в осуществлении национальной политики, кризис 80гг.
Национальная школа в современной России.
Основная литература:
Антология пед. мысли России в.XVIII. – М., 1985 (Новиков Н. И., Радищев А. Н.).
Антология педагогической мысли России 1 половины XIXв. – М., 1987. (декабристы, Н. Карамзин, В. Белинский, Киреевский и др.)
Антология педагогической мысли России 2 половины XIX - нач. XX в. – М., 1990. (А. И. Герцен, К. Д. Ушинский и др.)
Хрестоматия по истории педагогики и школы в России (до Октябрьской социалистической революции). Составитель и автор вводных очерков С. Ф. Егоров. – М.,1974.
Хрестоматия по истории советской школы и педагогики, /Сост. М. И. Анисов. – М.,1972.
Дополнительная литература:
Анисов М. И. Источники изучения истории педагогики в России. М., 1991.
Белозерцев Е. П. На пути к русскому образованию. //Педагогика, 1997, N 2, с. 39-42.
Белинский В. Г. "О детских книгах" и др.
Герцен А. И. Разговоры с детьми и др.
Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную педагогику. М., 1995, гл. 13, "Проблема национального образования".
Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М., 1974, гл. 3,4.
Егоров С. Ф. К. Д. Ушинский. М., 1977.
Зейлигер-Рубинштейн И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л., 1978. (Радищев, Белинский, Герцен, Огарев, Добролюбов, Чернышевский, Писарев).
Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы.// Педагогика, 1995, N б, с. 84-89.
Культурология. Основы тории и истории культуры. /Уч. пос. СПб, 1996/.
Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход. // Педагогика, 1995, N 3, с. 23-29.
Лихачев Б. Т. Реформаторство в Российском образовании: прожекты и результаты.// Педагогика, 1996, N 6, с. 18-24.
Национальная школа: что дальше? Наши интервью. // Педагогика, 1996, N 3, с. 57-61.
Новиков Н. И. Избранные сочинения. – М., 1954
Национальная школа: пути становления. Подборки материалов// Педагогика, 1997, N 1, с. 64-78.
-
О национальной политике в области образования в СССР // Советская педагогика, 1972, N 11. /Статьи о развитии народного образования в национальных республиках СССР Белоруссии, Грузии и др.
Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. В XVIII - 1 пол. XIX в. М., 1973 (Белинский, Герцен, Карамзин, Ломоносов, Новиков, Пирогов, Пушкин, Уваров и др.)
Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР 2 пол. XIX века. М., 1976. (Корф, Толстой, Ушинский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский и др.)
Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Конец XIX - нач. XX в. М., 1991.
Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР /в З-х томах с 1917 по 1986. М.:1980,1988,1987.
Пашков А. Не будем обеднять свою историю: Воспитательная система школы им. Радищева (1918-1938). // Народное образование, 1992, 1-2, с. 57-68.
Подборка статей к 150-летию со дня рождения К. Д. Ушинского.// Советская педагогика, 1974, 2.
Пушкин А. С. О народном воспитании: Пол. соб. соч. в 10 т., т.7, с. 12.
Уваров С. С. - о нем, очерки истории школы и пед. мысли народов СССР, XVIII-1-я пол. XIX в.
Ушинский К. Д. О народности и общественном воспитании, гл. 1, о необходимости сделать русские школы русскими. Родное слово и др. статьи. Человек как предмет воспитания. Избранные пед. произведения. – М., 1968.
Занятие 9. Идея «свободной школы»- в отечественной педагогике
Л.Н. Толстой - религиозный мыслитель и педагог.
Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстой / оценка теории естественного и свободного воспитания Ж. Ж. Руссо в дневниках и статьях 60-х гг. Л. Н. Толстого/.
Критика Л. Н. Толстым авторитарного воспитания и авторитарной школы в России и на Западе.
-
Разработка идей демократической и свободной /общественной/ школы в статьях 60-х гг.:
Цели народной школы, проблема соотношения педагогики и философии, религии, педагогики и науки.
Педагогики и развития общества, педагогики и тенденций развития и интересов народной жизни.
Управление и финансирование народной школы.
-
Содержание образования, учитель народной школы.
-
Реализация идей «свободной школы» в Ясной Поляне:
Организация жизни детей.
Содержание и методы обучения.
Взаимоотношения детей и взрослых, проблемы воспитания (нравственного, религиозного, дисциплины, поощрения и наказания).
Результаты деятельности Яснополянской школы в 60-70 гг.
Педагогическая деятельность и взгляды Л. Н. Толстого в 80-90 гг. Учебные книги Л.Н. Толстого. Оценка наследия Л.Н. Толстого.
Идеи свободного воспитания в либерально-демократической педагогике к. XIX -нач. XX в. на Западе и в России.
С.Т. Шацкий. Педагогическая деятельность до Октября: статьи, работа в Щелковской колонии, колонии "Бодрая жизнь": цели, содержание жизни детей, роль труда, учение и игра, воспитание и социальная среда.
-
К. Вентцель, «Дом свободного ребенка»: цели общественной школы, управление школой и самоуправление учащихся, виды деятельности детей, содержание обучения и воспитания.
Идея свободной школы в первых государственных документах о советской школе. Оценка Н.К. Крупской и А.С. Макаренко идей свободного воспитания.
Основная литература:
Антология педагогической мысли России 2 половины XIX- нач. XX в. М., 1990.
Хрестоматия по истории педагогики и школы в России (до Октябрьской социалистической революции). Сост. и автор вводных очерков О.Ф. Егоров. М., 1974.
Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М., 1993. О нем: Российская пед. энциклопедия. М.,1993.
Толстой Л.Н. О народном образовании. Яснополянская школа в ноябре, декабре. Дневник Яснополянской школы за 1862г. о воспитании (Ответ на письмо В. Ф. Булгакова). - Хрестоматия по истории педагогики и школы в России. – М., 1974.
Шацкий С.Т. Дети-работники будущего. Бодрая жизнь. Годы исканий. - Избранные пед. соч. : в 2-х томах, Педагогика. – М., 1980.
Дополнительная литература:
Беляев В.И. Шацкий С. Т.: эволюция представлений о целях воспитания // Педагогика. 1995, 4.
Богуславский М.К. Н. Вентцель - соблазн свободного воспитания // Пед. вестник, 1995.
Богуславский М., Корнетов Г. Дом свободного ребенка // Учительская газета, 1993, 30.
Гессен С.Я. Основы педагогики. М., 1995, гл. 1.
Дурилин С.И. Толстой и свободное воспитание // Свободное воспитание, 1995, №. 4.
Крупская Н.К. пед. соч. в 10-ти томах: М., 1957, т. 1, стр. 111-118, 196.
Лебедев П.Л. Яснополянская школа Л. Н. Толстого // Начальная школа, 1978, №7.
Макаренко А.С. Книга для родителей. Т. 4, с. 437.
Макаренко А.С. Выступления по вопросам семейного воспитания. Собр. Соч. в 7 томах: М., АПН РСФСР, 1958., т. 4, с. 437.
Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Т. 5, с. 135.
Макаренко А.С. На пороге третьего десятилетия. Т. 5, с. 388-389, т.5, с. 427-480.
Михайлова М.В. Дом свободного ребенка // Советская педагогика 1983, № 4.
Ремизов В. Школа в Ясной Поляне. // Слово, 1990, № 9.
Решетникова Е.Ю. Л.Н. Толстой о свободном развитии личности ребенка. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. – Пенза. 1993.
Соловьев Б., Богуславский М. Долгая дорога к Вентцелю // Магистр, 1991, ноябрь.
Опыт пед. деятельности С.Г. Шацкого. – М., 1976.
Фоменко Н. В. Дидактические уроки Л. Н. Толстого // Начальная школа, 1994.
Хиллинг Г. Макаренко и Крупская. // Педагогика, 1994, № 3.
Занятия 10-11. Реформы русской школы в 19 – нач. 20 в.в.
Русская школа в первой половине XIX века.
-
Реформы русской школы 60 гг. XIX в.
Начальные народные училища.
Гимназия.
Женские училища.
Высшая школа.
Контрреформы русской школы 70 - 80 гг.
Развитие русской школы в конце XIX – начале ХХ в.
Гимназия второй половины XIX – нач. XX вв. в воспоминаниях современников.
Женская школа во второй половине XIX – нач. XX вв.. (гимназия и дворянский институт) в воспоминаниях современников.
Частная школа конца XIX – нач. XX вв. в воспоминаниях современников.
Литература:
Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974, с. 353-360.
Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России XIX в., М., 1954.
Кондратьева М.А. Отечественная гимназия: исторический опыт и современные проблемы. – Педагогика, 1994.№1
Королева К.П. Мемуарная и художественная литература как источник изучения истории педагогики, НТГПИ, 1992, гл. 2,3.
Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России ( XIX - нач. XX в.) в мемуарной и художественной литературе. – М., 1994.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины 19 в. / Отв. ред. Пискунов, 1976.
Кондратьева М.А. Из истории провинциальной гимназии в России 19 в. // Педагогика. 2001, №3.
Козлова Г.Н. Отечественная средняя школа как воспитательное учреждение (к 19 – нач 20 в.в) Педагогика. 2001, № 4.
Козлова Г.Н. «Образ жизни» отечественной гимназии конца 19-нач 20в.в // Педагогика №6.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 18 в. первой половины 19 в. / Отв. ред. Шабаева, 1973.
Занятия 12-13. Советская педагогика и школа 20 – 30 гг.
Идеи демократической и свободной школы в декретах Совнаркома и других документах и педагогических работах нач.20 гг., их реализация в советской школе этого периода:
Цели советской школы.
Принципы системы народного образования.
Финансирование и управление школой (элементы децентрализации).
Содержание общего и политехнического образования в единой трудовой школе.
Организация жизни (самоуправление), воспитание (политическое, нравственное, трудовое).
Учитель советской школы. По документам и статьям В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, В.Н. Шульгина, А.К. Гастева.
Экспериментальные школы 20 гг.: цели, характеристика школ В.Н.Сороки – Росинского, С.Т. Шацкого, М.М. Пистрака и др.
Развитие социальной педагогики, создание социального воспитания, социальной помощи, перевоспитания и исправления. Дискуссия о воспитании «трудных» детей в нач.20 гг. (позиция педологии, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко).
Деятельность А.С. Макаренко: анализ педагогических идей (коллектив-ного и трудового воспитания, всестороннего развития и др.), реализация идей в трудовой колонии им. Горького и трудовой коммуне им. Дзержинского. Современная оценка взглядов и деятельности А.С. Макаренко.
Отход от идей демократической и свободной школы в 30 гг.:
Цели школы в Постановлениях ЦК ВКП/б/ нач. 30 гг.;
Изменения в содержании образования, принципах и методах организации обучения. Дальнейшая идеологизация обучения и воспитания – в соответствии с утверждением в 30 гг. тоталитарной политической системы в СССР.
Основная литература:
«О начальной и средней школе». Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 г.
«Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г.
Основные принципы единой трудовой школы. Положение о единой трудовой школе РСФСР. Положение об организации дела народного образования в РСФСР.
Схемы системы народного образования в 20 гг.
Учебные планы советской школы (1920, 1927, 1929 гг.)
Дополнительная литература:
Белых Г.Г., Пантелеев А.И. Республика ШКИД. - Л. 1988.
Блонский П.П. Трудовая школа. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М.1979.
Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети 20 века // Педагогика, 1996, № 3, с 72-75.
Гончаров Н.К. Очерки по истории советской педагогики. – Киев, 1970.
Жураковский Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко. – М.: АПН РСФСР, 1963.
Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987.
Красовитский М.Ю. Педагогика А.С. Макаренко: Какою она видится в конце 20 столетия. // Педагогика, 1996, №1. – с.61-68.
-
Крупская Н.К. О целях социалистической школы, Школьное самоуправление, Общественно-политическое воспитание в школе 2 ступени, Пионердвижение как педагогическая проблема, О политехнизме, Письмо А.А. Жданову по поводу проекта отмены преподавания труда в школе (от 9.02.1937 г.).
Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Флаги на башнях. Книга для родителей. Марш 30 года. Статьи: Проблемы школьного советского воспитания. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.
Малинин В.Н. А.С. Макаренко и сталинизм. // Педагогика, 1993, №3.
Малинин В.Н. А.С. Макаренко. // Педагогика, 1994, №2. – с.86-92.
Моносзон З.И. Становление и развитие советской педагогики (1917, 1937 гг.) – М., 1987.
Опозоренная и позабытая (из истории педагогики). // Семья и школа, 1989, №1.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941). – М., 1980.
Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. – М., 1972.
Петровский Л. «Лженаука» в ретроспективе (о педологии). // Наука и жизнь, 1991, №4. – с.48-53.
Пистрак М.М. Никакого детства у меня не было. // Педагогика, №6 – с.89-95.
Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. – М., 1990.
Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентации. // Педагогика, 1995, №5 – с.87-90.
Руднева Е.П. Педагогическая система Н.К. Крупской. – М., 1968.
Сорока-Росинский В.Н. Избранные педагогические произведения. – М., 1990.
Степунина О.А. Педологическая концепция П.П. Блонского и современность. // Педагогика, 1995, №3 – с.108-110.
Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г. История расправы с педологией. // Воспитание школьников, 1991, №6. – с.21-24.
Шацкий С.Т. Работа для будущего – М., 1989.
Школа – коммуна Наркомпроса. Экспериментальная школа им. П.Н. Лепешинского./ Под ред. М.М. Пистрака. - М., 1990.
Учебники и учебные пособия:
Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М., 1999.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2003.
История педагогики. / Под ред. Лушникова А.М. – Екатеринбург, 1994.
История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII века. М., 1998; Ч. 2. С XVII века до середины XX века. М., 1998.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2001.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И. Васильевой. М., 2001.
Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.
Корнетов Г.Б. История образования и педагогической мысли. Ч. I. Первобытная эпоха — конец XVI века. М., 2002.
Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М., 2002.
Константинов Н.К., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.
Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник – справочник. – М., 1995.
Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.
Торосян В.Г История образования и педагогической мысли. М., 2003.
Занятия 14-15. Современная школа в индустриально развитых странах мира
Становление постиндустриального общества в развитых странах мира во второй половине XX в. и школа. Формирование педагогической парадигмы постиндустриального общества: антропоориентированное гуманистическое воспитание, развивающее обучение, «школа жизни, для жизни, через жизнь».
Современная система образования в развитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, Швеция, США, Канада, Япония, Израиль):
Принципы системы образования.
Управление и финансирование системы образования.
Структура системы образования.
Содержание, методы и средства обучения по ступеням общеобразовательной школы. Реформы содержания образования 80-90 гг.
Организация школьной жизни.
Воспитание детей на разных ступенях школы /нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, экологическое, правовое, гражданское, религиозное/.
Проблемы молодежи в обществе, семье, школе, их разрешение.
Частные школы, их специфика в разных странах.
Высшая школа, тенденции развития.
Проблемы современного учителя.
Основная литература:
Боярчук Ю. Отчего они счастливы //Учительская газета, 1990, № 50.
Вульфсон Б.Л. Современная школа Франции. – М.,1970.
Воробьев Г. Легко ли учиться в американской школе. – М.,1993.
Глассер У. школа без неудачников. – М., Прогресс,1991.
Грушин Б. Средняя школа: американский вариант // Эхо планеты, 1989, № 42.
Гурье Л. Французский вариант профессионального лицея //Народное образование, 1991 №3.
Джуринский А.Н. Школа Франции: традиции и реформы. – М.,1981.
Джуринский А.Н. Новые тенденции в воспитании школьной молодежи стран Запада. //Советская педагогика, 1990, №7.
Жуков В. Частные школы как общественное явление. // Воспитание школьников, 1992, № 3-4.
Кольченко В. маятник японской школы. //Первое сентября, 1994, №26
Лапчинская В.П. Средняя общеобразовательная школа современной Англии. – М.,1977.
Малькова З.С. Современная школа США. – М.,1971.
Образование в современном мире. – М.,1986.
Занятия 16-17. В.А. Сухомлинский и «педагогика сотрудничества»
В.А. Сухомлинский – гражданин, учитель, директор школы, ученый, публицист.
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского:
Павлышская школа – школа жизни; забота о здоровье детей; учение – творческий труд;
Развитие познавательных интересов и способностей;
Всестороннее развитие в труде, учении, творчестве;
Воспитание гражданина (азбука морали, патриотическое воспитание);
Воспитание мужчины и женщины «красота и добро» в воспитании;
Роль самовоспитания в становлении личности;
-
Учитель в «школе радости».
-
В.А. Сухомлинский и педагогика сотрудничества 70-80гг. Идеи гуманистической педагогики в изменяющемся обществе, принцип педагогики сотрудничества; педагоги – новаторы 70-80гг. Ш.Амонашвили, В.Шаталов, С.Лысенкова, М.Щетинин, И.Волков, Е.Ильин и др.
Итоговое тестирование.
Основная литература:
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. // Сухомлинский В.А. Избранные пед.соч. в 3-хт.-т.1. – М.,1979.
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.
Сухомлинский В.А. О воспитании.
Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – 3-е изд.-М.,1990
|