Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Педагогика вопросы к экзамену 82А. Вопросы к экзамену (зачету) Сущность и особенности воспитания. Закономерности и принципы воспитания
7.2. Примерные вопросы к экзамену (зачету)
Сущность и особенности воспитания. Закономерности и принципы воспитания.
Воспитание как компонент социализации человека и средство трансляции культуры. Национальное своеобразие воспитания.
Основные идеи и подходы в современных теориях воспитания и развития: личностно-ориентированный, индивидуально-ориентированный, комплексный, системный, деятельностный.
Теории развития личности: Ч.Х. Кули, Д.Г. Мида, Ж. Пиаже, Л. Колберга, Л.С. Выготского.
Гомоцентрический и социоцентрический подходы к воспитанию.
Современные отечественные концепции воспитания и развития И.П.Иванова, М.И.Рожкова, Н.М.Таланчука, Л.И.Новиковой, В.А.Караковского, и др.
Региональные концепции воспитания. Воспитательный аспект концепций предпрофильной подготовки.
Сущность, особенности, структура воспитательной работы.
Содержание воспитательной работы. Основные подходы к определению содержания воспитательной работы. Место предпрофильной подготовки в содержании воспитательной работы.
Формирование нравственного сознания, суждений, чувств. Выработка привычек нравственного поведения.
-
Эстетическое воспитание в школе его сущность и основные задачи
Формирование мировоззрения учащихся. Основные виды и структура мировоззрения. Педагогические условия формирования мировоззрения учащихся. Критерии сформированности мировоззрения.
Нравственное воспитание школьников. Общечеловеческие ценности как основа содержания нравственного воспитания.
Сущность трудового воспитания, трудового обучения. Организация трудовой деятельности учащихся.
Сущность и основные направления профессиональной ориентации. Методы профессиональной ориентации.
-
Понятие, цель, основные средства физического воспитания Внеклассная и внешкольная спортивно-массовая работа (кружки, секции, самостоятельные занятия, соревнования, спортивные праздники, дни здоровья).
Этапы эстетического развития личности. Формирование у учащихся художественного вкуса.
Развитие сущностных сфер человека как основная задача педагогов.
Формирование базовой культуры личности.
Формирование готовности школьников к социальным отношениям.
Структура взаимодействия. Показатели эффективности взаимодействия. Типы взаимодействия.
Коллектив как объект и субъект воспитания.
Пути и средства развития и сплочения коллектива.
Педагогическое регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе.
Развитие самоуправления в детском коллективе.
Понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор методов воспитания. Возможности использования отдельных методов и приемов воспитания в процессе предпрофильной подготовки.
Методы формирования сознания личности.
Методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения. Методы стимулирования.
Формы воспитательной работы. Классификация форм воспитательной работы. Проблема выбора форм воспитательной работы.
Мероприятие, игра, дело их методические особенности. Формы предпрофильной подготовки школьников и их использование во внеучебной воспитательной работе.
Конструирование форм воспитательной работы. Формы коллективной творческой деятельности.
Диалоговые формы воспитания. Особенности использования диалоговых форм воспитания в процессе предпрофильной подготовки школьников.
Классный руководитель/воспитатель, особенности его деятельности. Функции и направления деятельности классного руководителя/воспитателя. Роль классного руководителя в процессе предпрофильной подготовки учащихся.
Методика планирования работы классного руководителя/воспитателя.
Классный воспитательный час. Методика подготовки и проведения. Значение классных часов в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников.
-
Работа классного руководителя/воспитателя с родителями учащихся (педагогическое просвещение родителей, собрание родителей, работа родительского комитета). Взаимодействие школы и семьи в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников.
Условия, пути и средства развития сотрудничества педагогов, учащихся и родителей.
Характеристика программ воспитания: “Здоровье”, “Учение”, “Общение”, “Досуг”, “Образ жизни”.
Понятие культуры межнационального общения. Формы и методы работы с учащимися и родителями по формированию культуры межнационального общения.
Основные направления и содержание воспитания толерантности и веротерпимости.
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Самовоспитание. Методы самовоспитания. Роль и место педагога в процессе самовоспитания.
Индивидуальная работа с учащимися. Формы и методы организации индивидуальной работы с учащимися. Использование форм и методов индивидуальной работы с учащимися в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Типы объединений учащихся. Неформальные объединения учащихся. Взаимодействие педагогов с детскими объединениями.
Семейное воспитание и семейная педагогика. Семья как институт воспитания.
Понятие воспитательная система. Типы воспитательных систем. Авторские воспитательные системы.
Развитие воспитательной системы школы / дошкольного учреждения.
Влияние специфики сельского социума на организацию воспитательного процесса в сельской школе. Разновозрастные объединения и занятия в сельской школе. Особенности организации предпрофильной подготовки в СМШ.
Организация воспитательной работы с детьми-сиротами. Особенности социального развития детей-сирот. Особенности воспитательной работы в детских домах и школах-интернатах.
Организация воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования.
Понятие педагогической технологии. Отличие технологии от методики. Классификация педагогических технологий.
-
Характеристика общих педагогических технологий
Технологии проблемного обучения. Поисковые технологии.
Технологии открытого образования.
|
|
|