Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
М2.Б5.Организация проф. деят.Юдин 12. Программа учебной дисциплины Организация профессиональной деятельности психологопедагогического направления
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского»
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Проректор по учебной работе
_________________В.П. Завойстый
«____»____________ 2012 г.
Программа учебной дисциплины
Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Рекомендуется для направлений подготовки:
050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Магистерские программы «Психология и социальная педагогика», «Психологическое консультирование в образовании», «Психология и педагогика профессионального образования», «Психология и педагогика дополнительного образования».
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Разработчики:
Кафедра педагогических технологий
Профессор, докт. пед. наук Л.В.Байбородова
Доцент, докт. пед. наук В.В. Юдин
Ст. преподаватель, канд. пед. Наук А.А. Кораблева
Кафедра общей и специальной психологии
Доцент, канд. психолог. наук Н.П. Ансимова
Утверждено
На заседании кафедры педагогических технологий
«__» мая 2012 г., протокол № __
Заведующий кафедрой Л.В.Байбородова
Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины «Организация профессиональной деятельности психолого- педагогического направления»: сформировать у магистрантов комплекс компетенций по организации и реализации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
Задачи:
- познакомить с проблемами профессиональной педагогики и организации профессиональной деятельности психолого- педагогического направления в условиях реализации ФГОС ВПО (III поколение);
- обеспечить усвоение студентами знаний об условиях и средствах организации профессиональной деятельности психолого- педагогического направления;
- сформировать умения организации процесса образовательного процесса по психолого- педагогическому направлению;
- способствовать развитию индивидуального стиля преподавательской деятельности;
- сформировать умения организации научно-методической и учебно-методической работы;
- обеспечить развитие умений организации индивидуально- ориентированного учебного процесса.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла (М.2).
Для успешного изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями: способностью проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1); способностью определить направления и способы оснащения образовательной работы методическими средствами (ПКНМ-2); готовностью осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4), способностью организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования (ПКНИ-6).
В результате изучения курса студенты магистратуры должны
знать:
- особенности профессиональной деятельности психолого-педагогического направления;
-проблемное поле современного профессионального образования;
-особенности организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления в соответствии с ФГОС ;
- целевые и содержательные ориентиры развития психолого-педагогического образования;
-основные технологии, формы и методы организации образовательного процесса психолого-педагогического направления;
- средства организации индивидуально-ориентированного обучения, воспитания студентов и основы развивающего профессионального образования;
-основные формы организации самостоятельной работы студентов;
-квалификационные требования, предъявляемые к преподавателю, методисту, работнику управления, особенности их профессионально- педагогической деятельности;
уметь:
- анализировать структуру ФГОС ВПО по профилю, определять особенности организации учебной работы, обусловленные введением данного документа;
-организовывать индивидуально- ориентированный учебный процесс и воспитательную работу;
-осуществлять отбор содержания, форм и методов организации учебного занятия по предмету с учетом требований государственного стандарта и рабочей учебной программы;
-организовывать взаимодействие студентов на занятии, регулировать межличностное и межгрупповое взаимодействие;
-варьировать способ подачи учебного материала с учетом особенностей студенческой группы, специальности и уровня подготовленности студентов;
-составлять планы лекционных, семинарских и лабораторных занятий;
-владеть методами анализа учебного процесса;
- выбирать способы контроля и оценивания учебной деятельности студентов в соответствии с принятой системой оценивания;
- проектировать учебные программы курсов;
- обоснованно использовать образовательные технологии, методы и способы активизации деятельности студентов на занятиях;
- организовывать самостоятельную научно-исследовательскую и практическую деятельность студентов в рамках учебной работы;
- организовывать воспитательную работу в студенческом коллективе.
владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; проектирования профессионально- образовательных программ по дисциплинам, курсам по выбору; способами организации индивидуально- ориентированного и развивающего обучения и воспитания..
Междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих)
Дисциплин
|
№№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
1.
|
Методика преподавания педагогики и психологии в профессиональном образовании
|
|
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
2.
|
Методическое обеспечение преподавания педагогики и психологии в профессиональном образовании
|
|
|
|
|
х
|
х
|
х
|
|
х
|
х
|
х
|
х
|
|
|
3.
|
Современные образовательные технологии
|
|
|
|
|
|
|
|
х
|
х
|
|
|
|
|
|
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (указывается в соответствии с ФГОС ВПО):
Код, компетенция
|
Проявления компетенции
|
Формы проверки компетенции
|
Виды заданий для самостоятельной работы
|
ПКНИ-1. Способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы
|
Знать: общий порядок анализа научных и учебно-методических источников.
Уметь: анализировать понятия, теоретические источники и практический опыт.
Владеть: способностью к анализу и синтезу научно- практической информации, способностью к самостоятельному поиску необходимой информации
|
Доклад
Реферат
Практическое занятие
Опрос по вопросам зачета
|
Подготовка сообщение
Презентация материала
Работа с литературой и анализ интернет- источников
|
ПКНМ-2. Способность определять необходимые методические средства для решения образовательных задач
|
Знать: понятие методических средств, современные требования к оснащению методическими средствами, цели, направления, способы и ресурсы методического обеспечения учебной работы.
Уметь: определять направления, способы и ресурсы методического оснащения профессиональной деятельности, разрабатывать методические средства
Владеть: умениями анализа, проектирования, конструирования и разработки методических средств по направлению.
|
Индивидуальное проектирование.
Портфолио.
Практикум.
|
Разработка методических средств решения образовательных задач.
Работа с литературой.
Анализ интернет- источников.
Разработка и анализ портфолио по направлению
|
ПКНМ-4 Готовность осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого- педагогического и социального сопровождения
|
Знать: различные виды взаимодействия и оптимальные сферы их использования; сущность и методику сопровождения личностного и профессионального развития специалиста.
Уметь: осуществлять диалог и сотрудничество, анализировать ситуации психолого- педагогического и социального сопровождения и определять соответствующие средства взаимодействия.
Владеть: умениями выбора вида и осуществления взаимодействия.
|
Педагогические задачи.
Практикум.
Участие в группе.
Педагогическая мастерская.
|
Решение педагогических задач, предполагающих проектирование ситуации взаимодействия.
Подбор диагностик вида и типа взаимодействия.
|
ПКНИ-6 Способность организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования .
|
Знать: структуру и функционал специалистов системы, подходы к организации сотрудничества и диалога со специалистами.
Уметь: сотрудничать с различными специалистами и конструктивно решать поставленные задачи.
Владеть: этикой делового общения, способностью к толерантному взаимодействию
|
Педагогические задачи;
Практикум
Проект (к/р).
|
Решение педагогических задач
Проектирование ситуации взаимодействия.
|
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Вид учебной работы
(педагогическая составляющая)
|
Всего часов
|
Семестр
|
9
|
Аудиторные занятия (всего)
|
36
|
36
|
В том числе Лекции
|
16
|
16
|
Практические занятия (Семинары ПЗ)
|
12
|
12
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
8-
|
8-
|
Самостоятельная работа (всего)
|
72
|
72
|
В том числе: Курсовая работа (проект)
|
36
|
36
|
Реферат
|
12
|
12
|
Другие виды самостоятельной работы (подготовка к семинарам, изготовление РРР, письменные ответы, проч.)
|
12
|
12
|
Вид аттестации - экзамен. Подготовка )
|
12
|
12
|
Общая трудоемкость час -
зачетных единиц -
|
108
|
108
|
3
|
3
|
Содержание дисциплины
5.1 Содержание разделов дисциплины.
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
(в дидактических единицах)
|
|
Введение (содержание курса, система занятий, организация СРС, отчетные материалы)
|
1.
|
Профессиональная педагогика
|
1.1.
|
Теоретические основы
|
Закономерности обучения. Образовательный результат. Технологический подход
|
1.2.
|
Компетентностный подход и его отражение на организации учебной работы в профессиональном учреждении.
|
Понятие « компетентности», «компетенции», «компетентностного подхода». Развитие идей компетентностного подхода ( идеи И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, А.М. Новикова, А.В. Хуторского, В.В. Юдина и др.). Компетентностный подход и оценка индивидуальных достижений студентов.
|
1.3.
|
Современные образовательные технологии. Типы педагогических процессов.
|
Система кредитных и балльно-рейтинговых единиц как основы индивидуально-ориентированного обучения.
Современные технологии, формы, методы организации педагогической деятельности психолого- педагогического направления. Типы педагогического процесса и их востребованность социумом и производством.
|
1.4.
|
Профессиональная педагогическая деятельность
|
Структура педагогической деятельности. Её особенности и основной функционал.
|
2.
|
Системы образовательных учреждений
|
Вид ОУ – (учебное, дополнительное образование, методическое, административное, инфраструктура).
Уровень ОУ (ступень образования и статус).
Целевое назначение -
Миссия -
Описание конкретного ОУ : (численность контингента, направления подготовки, сроки обучения-подготовки ).
Сравнительное описание ОУ, близких по своему функциональному назначению : (Гимназия, Лицей, СОШ) , (Колледж, ВПУ – высшее профессиональное училище, ССУЗ); (Университет, Академия, Институт), проч.
|
3.
|
Модернизация педагогического образования.
|
Стратегические ориентиры развития профессионального образования в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г.»,
Анализ ФГОС ВПО III поколения. Структура моделей компетенций и типология компетенции в соответствии с ФГОС ВПО III поколения ( педагогическое образование).
Организация педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО III поколения.
Анализ «Программы модернизации педагогического образования»: цели, задачи, основные направления мероприятия. Ведущие тенденции модернизации педагогического образования.
Организация педагогической деятельности по психолого- педагогическому направлению в контексте модернизации педагогического образования.
|
4.
|
Педагогические службы и профессиональная деятельность в свете ФГОС
|
Разнообразие служб. Должностные обязанности, функционал. Требования , выдвигаемые ФГОС.
|
5.
|
Выпускник ВПО. Требования к педагогическому работнику в свете ФГОС
|
Становление профессионала - выпускника ВПО.
Обеспечение карьеры выпускника.
|
6.
|
Анализ образовательного процесса в системе педагогической деятельности
|
6.1.
|
Анализ педагогом образовательного процесса
|
Анализ педагогом образовательного процесса: сущность, методика. Изучение результатов и эффективности педагогической деятельности по направлению.
Функции, принципы организации этапы, методика организации коллективного анализа.
Рефлексия профессионального и личностного развития, освоения дисциплины, организация рефлексии на занятии: сущность и методика организации.
|
6.2.
|
Мониторинг педагогической деятельности по психолого-педагогическому направлению.
|
Мониторинг в профессиональном образовании: сущность, виды, принципы, методика организации.
Особенности мониторинга развития универсальных и общепрофессиональных компетенции студентов педагогических специальностей: подходы к организации, принципы, условия и средства организации. Разработка критериальных тестов достижений: требования, принципы, методика составления и обработки тестов. Технология промежуточной и итоговой аттестации обучаемых по направлению.
Методика организации психолого-педагогической диагностики в процессе организации и осуществления педагогической деятельности по направлению.
|
7.
|
Проектирование как часть профессиональной педагогической деятельности
|
7.1.
|
Проблема проектирования образовательного процесса
|
Проблема проектирования образовательного процесса в вузе: сущность, трудности, пути преодоления и перспективы развития.
Проектирование процесса формирования компетентностей будущего специалиста. Проектирование учебного процесса и внеучебной деятельности (содержания, логики, инструментария, учебного материала, продуктов деятельности).
|
7.2.
|
Проектирование образовательных программ
|
Проблема педагогического проектирования образовательно-профессиональных программ (далее ОПП). Социокультурная основа проектирования, принцип гуманитарных технологий и принцип модульности в проектировании ОПП.
Характеристика блочно-модульной системы и разработка на ее основе образовательных программ.
Особенности проектирования основных компонентов современных ОПП по педагогике и психологии. Алгоритм проектирования содержания дисциплин (с опорой на подход А.П. Тряпицыной).
Анализ опыта проектирования ОПП преподавателями РГПУ им. А.И. Герцена и ЯГПУ им. К.Д.Ушинского.
|
7.3..
|
Проектирование индивидуальных траекторий
|
Проектирование индивидуального маршрута студента в процессе образования по психолого- педагогическому направлению.
|
7.4..
|
Организация самостоятельной и научно- исследовательской работы студентов как компонента педагогического процесса по психолого-педагогическому направлению.
|
Самостоятельная работа студентов как важная составляющая обучения. Реорганизация учебного процесса в области самостоятельной работы в соответствии с ФГОС ВПО III поколения. Основные цели, задачи, направления, принципы и этапы организации самостоятельной. Мотивация самостоятельной работы студентов. Критерии отбора содержания самостоятельной работы студентов и принципы разработки заданий для самостоятельной работы. Формы и методы организации самостоятельной работы студентов. Особенности организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.
Научно-исследовательские компетенции будущего педагога, способы их развития при освоении дисциплин по направлению. Научно-исследовательская работа как средство совершенствования профессиональной подготовленности специалиста. Мотивация научно- исследовательской работы студентов
|
7.5.
|
Организация педагогической практики по психолого-педагогическому направлению в условиях реализации ФГОС ВПО III поколения.
|
Место педагогической практики в структуре подготовки будущего учителя. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной педагогической практики.
Концепция, программа, принципы построения педагогической практики. Взаимосвязь теоретической и практической подготовки. Виды практики. Функции организаторов практики. Взаимодействие вуза с образовательными учреждениями и органами образования.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной педагогической практике.
Разработка учебно- методического и информационного обеспечения педагогической практики.
Особенности практики в ДОЛ, сельской школе. Оформление документации по педагогической практике. «Портфолио» как средство индивидуализации деятельности студентов в период практики.
|
8.
|
Особенности личности и деятельности преподавателя вуза.
|
Роль и место преподавателя в процессе организации педагогической деятельности. Структура педагогических способностей. Личностно- ориетированное взаимодействие педагога и студентов. Функции тьютора и фасилитатора в деятельности преподавателя. Сотрудничество и сотворчество педагогов и студентов при организации педагогической работы по направлению.
Способы повышения квалификации преподавателя вуза.
|
9.
|
Социальная значимость образования.
Заключение
|
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
|
Наименование раздела дисциплины
|
Лекции
|
Практ. занятия
|
Лабор. занятия
|
Семинар. занятия
|
Самост. работа студ.
|
Всего часов
|
п/п
|
|
Введение
|
1
|
|
|
|
|
|
1.
|
Профессиональная педагогика
|
3
|
2
|
|
|
2
|
6
|
1.1.
|
Теоретические основы. Термины профессиональной педагогики
|
|
|
|
|
2
|
6
|
1.2.
|
Компетентностный подход
|
|
|
|
|
2
|
6
|
1.3.
|
Современные образовательные технологии. Типы педагогических процессов.
|
|
|
|
|
4
|
8
|
1.4.
|
Профессиональная педагогическая деятельность
|
|
|
|
|
4
|
8
|
2.
|
Модернизация педагогического образования.
|
2
|
2
|
|
|
4
|
8
|
3.
|
Система образовательных учреждений
|
1
|
2
|
|
|
4
|
8
|
3.1..
|
Педагогические службы и профессиональная деятельность в свете ФГОС
|
1
|
2
|
|
|
2
|
6
|
4.
|
Функционал работников психолого-педагогического профиля в свете ФГОС.
|
2
|
4
|
|
|
|
|
5.
|
Требования к педагогу. Профессиональный рост. Карьера.
|
2
|
|
|
|
2
|
6
|
6.
|
Проектирование как часть профессиональной педагогической деятельности
|
3
|
10
|
|
|
2
|
6
|
6.1.
|
Проблема проектирования образовательного процесса
|
|
2
|
|
|
2
|
6
|
6.2.
|
Проектирование образовательных программ
|
|
2
|
|
|
2
|
6
|
6.3..
|
Проектирование индивидуальных траекторий
|
|
2
|
|
|
2
|
6
|
6.4.
|
Организация самостоятельной и научно- исследовательской работы студентов как компонента педагогического процесса по психолого-педагогическому направлению.
|
|
4
|
|
|
2
|
6
|
7.
|
Социальная значимость образования
|
2
|
|
|
|
|
|
|
Всего:
|
16
|
20
|
|
|
72
|
108
|
Лекции
№
п/п
|
Тематика лекций
|
Лекционные часы
|
Трудоемкость СРС (час.)
|
1
|
Введение. (содержание курса, система занятий, организация СРС, отчетные материалы)
|
2
|
1
|
2
|
Профессиональная педагогика
|
2
|
2
|
3
|
Модернизация системы образования.
|
2
|
2
|
4
|
Образовательные учреждения. Педагогические службы и профессионально-педагогическая деятельность в свете ФГОС.
|
2
|
2
|
5
|
Функционал работников психолого-педагогического профиля в свете ФГОС.
|
2
|
2
|
6
|
Профессиональная педагогическая деятельность. Анализ ситуации, инструментарий оценки ситуации, принятия решений.
|
2
|
2
|
7
|
Проектирование как часть профессиональной педагогической деятельности
|
2
|
2
|
8
|
Требования к педагогу. Этапы профессионального роста. Социальная значимость образования. Заключение.
|
2
|
3
|
|
В с е г о
|
16
|
16
|
|
|
|