Навигация по странице:
|
Литература в школе как учебный предмет специфика, структура. Цели преподавания литературы
МПЛ
1. Литература в школе как учебный предмет: специфика, структура. Цели преподавания литературы.Л-ра – базовая учебн.дисциплина, формирующая духовн.облик и нравствен.ориентиры молодого покол-я. Ей принадлежит ведущ.место в эмоц., интеллект. и эстетич.развитии шк-ка, в формир-нии его миропонимания и нац.самосознания, без чего невозможно духовн.развитие нации в целом. Специфика л-ры как шк.предмета опред-ся сущностью л-ры как феномена к-ры: л-ра эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеч.бытия в худ.образах. Она обладает большой силой воздействия на чит-лей, приобщая их к нравственно-эстетич.ценностям нации и чел-ва.Основу сод-я л-ры как учебн.предмета составляют чтение и текстуальн.изуч-е худ.пр-й, составляющих золотой фонд рус.классики. Целостное воспр-е и понимание худ.пр-я, формирование умения анализ-ть и интерпретировать худ.текст возможно т-ко при соответствующей эмоц-но-эстетич.реакции чит-ля. Ее кач-во непосредственно зависит от читат.компетенции. Курс л-ры опирается на след.виды д-ти по освоению сод-я худ.пр-й и теоретико-лит.понятий: 1.осознанное, творч.чтение худ.пр-й разн.жанров; 2.выразит.чтение худ.текста; 3.различн.виды пересказа (подробный, краткий, выборочн., с эл-тами комментария, с творч.заданием); 4.ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста пр-я; 5.заучивание наизусть стихотворных и прозаич.текстов; 6.ан-з и интерпретация пр-я. 7.составление планов и написание отзывов о пр-ях; 8.написание соч-ний по лит.пр-ям и на основе жизнен.впечатлений; 9.целенаправлен.поиск инф-ции на основе знания ее источников и умения работать с ними. Л-ра тесно связана с др.учебн.предметами и, в 1 очередь, с рус.языком. Единство этих дисциплин обеспечивает общий д/всех филологич.наук предмет изуч-я – слово как ед-ца языка и речи, его функц-ние в различн.сферах, в том числе эстетической. Одна из составляющих лит.обр-ния – лит.тв-во уч-хся. Творч.работы различн.жанров способствуют разв-ю аналитич. и образн.мышления шк-ка, в значит.мере формируя его общ.к-ру и социально-нравств.ориентиры. Цели:1. Восп-е духовно развитой личности, формир-ние гуманистич.мировоззрения, гражданского сознания, ч-ва патриотизма, любви и уважения к л-ре и ценностям отеч.к-ры; 2. развитие эмоц.воспр-я худ.текста, образного и аналитич.мышл-я, творч.воображ-я, читат.к-ры и понимания автор.позиции; формирование начальн.представлений о специфике л-ры в ряду др.ис-тв, потр-ти в самост.чтении худ.пр-й; разв-е устной и письмен.речи уч-хся; 3. освоение текстов худ.пр-й в единстве формы и сод-я, осн.историко-лит.сведений и теоретико-лит.понятий; 4. овладение умениями чтения и ан-за худ.пр-й с привлечением базовых литературоведч.понятий и необходимых сведений по истории л-ры; выявления в пр-ях конкретно-ист. и общечеловеч.сод-я; грамотн.исп-ния рус.лит.языка при созд-и собств.устных и письмен. высказываний. Достижение дан.целей способ-ет приобретению уч-мися компетентностей в лит.сфере: 1) общекультурн.лит.компетентность; 2) ценностно-мировоззренч. компетентность; 3) читат. компетентность; 4) речев. компетентность.
2. Учебные программы по литературе: основные, альтернативные, экспериментальные. Учебно-методические комплексы.В основе сод-я и стр-ры совр.школьн.программ по л-ре лежит конц-я лит.обр-ния, ориентированная на базовый компонент, разработан. в Мин-ве обр-ния России, в соответствии с к-ым в лит.обр-нии выделены 2 концентра (5 – 9 кл. и 10 – 11 кл.), что соответствует ступени осн.ср. и полн.ср.школы, как это предусм-ся в З-не об обр-нии. В пр-мах последовательно осущ-ся пр-п вариативности, к-ый дает уч-лю право выбора авторов и худ.пр-ний, а также путей изуч-я конкр.темы. Введены пр-я, входящие в круг детск.чтения, но ранее не изучавшиеся в школе. Обогащены разделы заруб.л-ры, что позволяет уч-мся воспринимать классич. словесность в контексте миров.лит.пр-са. В совр.поэзии и прозе обозначены не т-ко нов. авторы, возвращаются забытые имена, дается тв-во пис-лей рус.Зарубежья. Кол-во часов, выделяемых на изуч-е л-ры в кажд.конкр.школе или отдельн.классе, зависит от того, какой учебн.план избран д/работы и какие измен-я внесены в него. При расхождении кол-ва часов в учебн.плане и пр-ме, уч-лю дано право самостоятельно вносить коррективы, исходя из особ-тей состава уч-хся, ур-ня их языков.подготовки и ли. развития, /отредактирован.пр-мы утверждаются на методич. объединении/. Творч. поиски уч-лей, вариативн.подходы к обновлению сод-я и м-дов преподавания д.всячески поощряться. По такому п-пу построена "Пр-ма по л-ре д/ср. общеобразов. учебн. заведений", рекомендованная Мин-вом обр-ния России (научн.рук-ль Курдюмова). Д/углублен.изуч-я предмета в школах гуманитарн. профиля Мин-во обр-ния РФ предлагает пр-мы Кутузова и Маранцмана. – основные. Альтернат.пр-ма по л-ре д/ 5-9 кл. разработана Моск.ин-том разв-я образов.с-м (Княжицкий, Костанян). Эксперимент.пр-ма – Ладигина, Шамрей, Губкина. Пр-ма Курдюмовой. В пр-ме последовательно осущ-ся пр-п вариат-ти, к-ый дает уч-лю право выбора авторов и пр-й, а также путей изуч-я конкр.темы. Так, в ср.классах предлагается 3 круга чтения худ.пр-й: д/чтения и изуч-я, д/самост.чтения и обсуждения в классе и д/внеклассн. чтения. Эти круги чтения м.варьироваться в завис-ти от конкр.усл-й. Подразделы, посвященные Th л-ры, предлагают понятия, без к-ых чит-лю трудно ориентир-ся и в мире книг, и в кажд.конкр.пр-и и без к-ых невозможен разговор о худ.пр-и. Обращ-е к др.видам ис-ва зависит от реальн.обст-тв кажд.конкр.урока и поможет обогатить представления уч-ка об ис-ве. В старш.кл.(10 – 11) курс л-ры строится на историко-лит.основе, что предусматривает чтение и изуч-е худ.пр-й. Учебн.мат-л включает в себя обзорные и монографич.темы, сочетание к-ых позволяет не т-ко познакомить уч-хся с выдающ.худ.пр-ми, но и показать их место в историко-лит.пр-се. Монографич.темы дают достаточно полн.картину ж-ни и тв-ва пис-ля. Обзорн.темы знакомят с особ-тями той или иной эпохи, лит.напр-ями и различн.творч.группами пис-лей.
3. Методика преподавания литературы как наука. Основные этапы ее развития. МПЛ как самост.научн.дисциплина возникла в 18в. Сущ-ют разногласия в вопросе о ее сод-и и задачах. Для одних МПЛ— это прикладн.лит.вед-е; др. называют ее ис-вом учить; 3 ищут в ней лишь советы, помогающие в провед-и уроков; 4 ценят такую орг-цию пр-са обуч-я, к-ая опирается на данные психологии о чит-ле-шк-ке, о п-дах его разв-я и особ-тях воспр-я им пр-й худ.л-ры. МПЛ – частн.пед.дисциплина, объектом изуч-я к-ой явл-ся пед.процесс воспитывающ.обуч-я уч-хся л-ре как учебн.предмету (т.е. взаимоотн-я уч-ля и уч-ков в школьн.занятиях по л-ре) и задача к-й состоит в открытии закон-тей эт.пр-са обуч-я в образоват.-воспит.работе на лит.мат-ле с целью наиб.правильн.рук-ва им. Изучает пед.пр-с занятий по л-ре отдельно в 5-8 кл.(в с-ме лит.чтения) и в старш.кл.(в плане школьн.историко-лит.курса), всюду определяет последоват.этапы изуч-я лит.мат-ла, приёмы учебно-воспит.работы и типы уроков применительно к возрасту уч-хся, к лит.мат-лу, устанавливает с-му знаний по истории и Th л-ры и сп-бы сообщения этих знаний уч-мся.Намечает путь, по к-му следует идти при обуч-и шк-ков дан.учебн.предмету. 1 из важнейш.задач — помочь пед-гу реализовать такие пр-пы обуч-я предмету, к-ые бы стимулировали активн.повед-е шк-ков в учебн.пр-се, создавали бы усл-я д/творч.хар-ра их д-ти. Наука синкретичная. Включает: лит.вед-е, эстетику (формир-ние эстетич.вкуса уч-хся), дидактику (пр-пы обуч-я, м-ды, ср-ва), психологию (псих.пр-мы воспр-я пр-я, уч-к как объект психол.изуч-я), философию (методология, выбор м-дов иссл-я), языкознание (общ.пр-т – худ.слово), историю. Этапы разв-я. История метод.мысли связана с разв-ем рус.об-ва и рус.л-ры, с именами деятелей науки и к-ры, лит-ров и пед-гов. Школы в Др.Руси (при монастырях), ставили св.осн.целью чтение церк.книг и овлад-е славянс.книжностью. Осн.«мудростью» признается грамматика, к-ая соединяется с риторикой и поэтикой. Лом-в - зачинатель отеч.МПЛ. Его «Письмо о правилах рос.стихотворства», «Рос.грам-ка», «Предисловие о пользе книг церковных в рос.яз.», в к-ых выступил как реформатор рус.лит.языка и с-мы рус.стихослож-я, Теоретич.работы Тредиак-го определили будущ.черты л-ры как учебн.предмета, имеющего св.осн.источником теорию и историю поэзии. Одним из первых переходит от латинских сочинений к российским. В методике преподавания словесности преобладает лекция, нек-ые включают в нее эл-ты беседы. Особ.заслуга в теоретич.разработке проблем МПЛ принадлежит Новикову. Впервые обсуждается вопрос об изуч-и отеч.словесности в школе, созд-ся учебн.программы и пособия. Мерзляков явл-ся автором наиб.известн.учебников по риторике и поэтике нач.19в Исп-ет ист.подход к описываемым явлениям. Буслаев изложена целостн.с-ма взглядов на препод-е рус.яз. и л-ры, в центр к-ой поставлено слово, язык худ.пр-я. Среди метод.работ рубежа 19-20вв. особ.интерес предст-ют пособия Балталона (“Воспит.чтение». Критикует практику объяснит.чтения, логико-стилистич.ан-за текста, выдвигает идею воспитат.чтения, отмечая 3 осн.особ-ти последнего: занимат-ть сод-я, целост-ть впечатл-я и возбужд-е посильн.работы мысли.) и Данилова (важн.место отводит логико-стилистич.изуч-ю языка и разв-ю речи уч-хся). В 1-х вар-тах учебн.программ по л-ре - деление курса на чтение отд.пр-й в млад.кл. и историко-лит.курс в стар.кл. По тематич.пр-пу предлагают распределять мат-л Абакумов, Рыбникова (допускает возм-ть отступлений от программы, свобод.выбор пр-й д/ан-за, предлагает отказаться от учебников, заменив их вопросниками, содержащими задания д/самост.наблюд-й уч-хся над текстом пр-я. 1 из любим.приемов - сопоставление). Голубков исследует м-ды препод-я л-ры и созд. клас-цию, в основе к-ой лежит пр-с совмест.д-ти уч-ля и уч-ка. Совр.этап: 2 школы: Моск. (Колокольцев, Моисеев, Богданова, Демидова. При МГПУ) и Ленингр. (Маранцман, Ильин «Урок продолжается”:выстраивание уроков как общение. отмечал особую важность худ.детали. Основным принципом изучения - глубокий, продуманный анализ текста.
4. Классификация методов и приемов обучения литературе. М-ды обуч-я — сп-бы совместн.работы уч-ля и уч-хся, при помощи к-ых достигается овлад-е ЗУНами, формир-ся мировоззрение, развив.спос-ти уч-хся. М-д обуч-я реализ-ся ч/з метод.приемы, к-ыми руков-ется уч-ль. Приемы обуч-я — детали м-да, его эл-ты, составн.части или отд.шаги в учебно-познават.д-ти уч-ка. 50-е гг Голубков: лекция, беседа, сам раб ученика. 90-е гг: Маранцман: м.чтения, комментирования текста внетекст мат-лом, м тв-ва школьников, м анализа лит произвед в тесной взаимосвязи с возрастными особенностямии жанрово-родовой специфики, м претворения лит произвед в др виды иск-ва. 70-е гг: Кудряшев: М-д творч.чт. наиб.специфичен д/л-ры как учебн.предмета. Именно в активизации худ.воспр-я, в формир-нии ср-вами ис-ва худ.пережив-й, худ.спос-тей шк-ков заключ-ся цель и специфика эт.м-да. Приемы: выразит.чтение уч-ля, чтение мастеров худ.слова, отд.сцен из пьес в исполнении актеров; обуч-е выразит.чтению уч-хся; комментированное чтение; творч.задания по жизнен.набл-ям уч-ков или по тексту пр-я. Освоение пр-я, его ан-з обычно связаны с разрешением худ., нравств., обществ. или философ.проблем, поставленных пис-лем. Задача уч-ля заключ-ся в том, ч/бы помочь уч-мся обнаружить эти пр-мы, найти пути их разреш-я в худ.тексте, учить анализ-ть пр-е, понимать его единство в многообразии компонентов, учить рассуждать, оформлять св.размышления в связной, последоват. речи — устной или письмен. Этому спос-ет эвристич.(частично-поисковый) м-д. Осущ-ся в эвристич.беседе. Приемы: 1) постр-е с-мы ?? (по ан-зу худ.пр-я, по критич.статье), к-ые бы вели мысль уч-хся от наблюд-я над явлением к его ан-зу; 2) постр-е с-мы заданий по тексту худ.пр-я или по критич.статьям д/работы всего класса, или по группам, или индивид.задания; 3) постановка проблемы уч-лем или уч-мися, проведение диспута.Цель исслед.м-да — раскрыть нек-ые нов.аспекты изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях, разв-е умения самост.ан-за пр-я, оценки его идейных и худ.достоинств, выработка критериев оценки, совершенств-ние худ.вкуса. Это достигается путем постановки проблемн.??, исследоват.заданий. Приемы: выдвижение уч-лем проблемы; предложение тем д/семинарских занятий, шк-ки берут интересные д/них темы д/доклада; пед-г предлагает уч-ся д/самост.ан-за пр-я, не изученные по программе. Репродукт.м-д: уч-ся получают знания как бы в готовом виде — в слове или лекции уч-ля, в учебнике, учебн.пособии, критич.статьях и пр.Развитию мысли способствует проблемн.излож-е мат-ла Приемы: рассказ уч-ля о жизни и тв-ве пис-ля; лекции о творч.пути пис-ляс записью плана или конспекта на доске, в тетрадях учащихся; задания по учебнику, по учебн.пособиям.
5. Возрастные особенности восприятия учащимися литературных произведений. Методы преподавания и организация литературного материала для разных возрастных групп.Сейчас многое известно о шк-ке как о чит-ле, о закон-тях его лит.разв-я, о завис-ти ур-ня его читат.к-ры от хар-ра обуч-я, о качествен.измен-и его отн-ния к ис-ву в связи с возрастн.сдвигами и т. д. По набл-ям психологов, уч-к в св.разв-и проходит ряд стадий: младший подростк.возраст (10—12лет), старший подростк.возраст (13 - 14 лет) и п-д ран.юности (15-17 лет). Границы осн.этапов лит.разв-я в св.общ.чертах совпадают с типичн.возрастн.группами. По набл-ям психологов, уч-к в св.разв-и проходит ряд стадий, к-ым соотв-ет ур-нь ан-за лит.пр-я: Младш.подростк.возраст (10—12 лет, 5-6 кл.) — «наивный реализм». Старш.подростк.возраст (13—14 лет, 7-8 кл.) — «нравствен.эгоцентризм».П-д ран.юности (15—17 лет, 9-11 кл.) — «эпоха связей, осознания причин и следствий». Деление подростков на возрастн.гр. условно, т.к. разв-е ч-ка протекает неравномерно. Интенс-ть его внутр.роста зависит от разн.факторов — не т-ко от возраста, но и от соц-го, бытов., психологич.микроклимата, в к-ом он воспит-ся, от индивид.особ-тей его личности. При всей относит-ти возрастн.хар-к у шк-ков одного возраста и одного класса есть и много общего. Мл.подросток. ч-к открывает д/себя нов.мир переживаний, побуждений, влечений, стремится быть и считает себя взрослым, неустойчивость подростка находит выраж-е в его повыш.эмоц-ти. Но именно в возбудимости подростков, в их спос-ти сконцентрировать все св.внутр.силы заключ. огр.возм-ти д/тв-ва, появл-ся повыш.интерес к ис-ву в целом, причем л-ра и кино стан-ся самыми любимыми видами ис-ва, он способен жить параллельно и реальной, и созданной его воображением жизнью, подчас не разграничивая дейст-ти и рез-тов св.фантазии. Книга в эти годы воспр-ся как сама жизнь, а книжн.опыт у многих оказ-ся шире, чем реальный, а главное — он воспр-ся как реальный. К оценке лит.героев ученик 5-6 кл. подходит т-ко с нравств.критериями: все доброе, сильное, смелое им принимается, а злое — отвергается. Подросток не любит полутонов, ему все нужно решить определенно и немедленно — отсюда и категоричность. Необходимо всемерно развивать их эстетич.восприимчивость, воссоздающее воображение, логич.мысль, память, ассоциативное мышление, т. е. надо учить их мыслить литературно. Старший подросток. Происходит значит.сдвиг в лит.разв-и уч-хся. Именно в 7-8 кл. уч-к от чисто нравств.критериев в оценке лит.пр-й начинает переходить к эстетическим. Старший подросток часто сосредоточен на св.внутр.мире и ищет в пр-и т-ко созвучные ему мотивы, а книга начинает рассм-ся т-ко как источник собств.радостей или горестей. Надо искать такие формы ан-за, где бы органически соединялись личностн.оценки с выработкой у них объективн.взгляда на пр-е. А восп-е читат.кач-в д.включать формир-е теоретико-лит.знаний и объективн.критериев подхода к пр-ю. Фронтальная работа со всем классом сильно затруднена и соответственно резко увеличивается знач-е индивид. подхода к разн.группам шк-ков. Ран.юность. Пора духовн. и физич.расцвета ч-ка, п-д, когда интенсивно форм-ся мировоззрение. Интерес к ис-ву делается > глубоким и постоянным. Пр-е служит лишь толчком д/выраж-я собств.мыслей и ч-в. Самовыражение «не вытесняет» авт.мысли, а выливается либо в «лирич.отступлениях», либо в вн-нии уч-ков не ко всему пр-ю, а к отд. интересующей его стороне книги. Положение осложняется еще и тем, что старшеклассник стремится заявить себя как личность, а не у всех эти личные притязания совпадают с их возм-тями. От уч-ля старш.классов требуется и больш.литературоведч.к-ра, и больш.пед.мастерство. Высок.к-ра ан.за, дифференцир.подход к разн.группам уч-хся, тактичность, умение щадить юнош. самолюбие и одновременно желание воспитать у них самооценку и пробуждать любовь к ис-ву —путь, к-ый помогает пед-гу преодолеть возникающие трудности и максимально развивать возм-сти, заложенные в юнош.возрасте.
6. Способы диагностики читательского восприятия и литературных вкусов учащихся. Методика организации внеклассного чтения.Вн.чт. — одно из важн.напр-ний в работе уч-ля-словесника. В МПЛ прочно утвердилось положение о том, что уроки л-ры, связанные с вн.чт. активнее содействуют разв-ю читат.самост-ти уч-хся, формир-нию их читат.интересов, стимулируют вн.чтение, к-ое, в св.очередь, явл-ся опорой школьн.курса. В проведенных в посл.годы иссл-ниях читат.интересов шк-ков все чаще прослеживается мысль о растущем разрыве м/у уроками л-ры и вн.чтением, об отсутствии устойчивой мотивации к чтению, отмечается падение роли уч-ля в формир-нии читат.к-ры шк-ков. В ходе фронтальной, групповой или индивид.беседы уч-ля с уч-ками возможно выяснение целого ряда сведений об особ-тях читат.ситуации в классе, о направленности читат.интересов, ур-не воспр-я и хар-ре оценки лит.пр-й уч-мися. Ан-з письмен.работ уч-хся (соч-ний, письмен.тветов на вопросы, рефератов, отзывов о прочитан.книгах и т.д.) поможет уч-лю опр-ть особ-ти воспр-я лит.пр-я как на этапе первоначальн.самост.чтения, так и после ан-за или обсужд-я пр-я на уроке, проследить рост читат.к-ры, ур-нь сформированности умений самостоятельно анализировать и оценивать лит.пр-я. Читат.дневник, дает возм-ть длительн.наблюд-я за чтением уч-хся, их лит.разв-ем. Анкетир-е получает все большее распростр-е. Если учащ-ся почув-т, что их мн-я и пожел-я уч-лю дейст-но интересны и он учит-т их по возм-ти в св. р-те, ответы на вопросы анкеты не б. форм-ми, как это иногда бывает. Тестир-е, особенно популярн.в посл.гг., поможет выявить ур-нь лит.эрудиции, начит-ти на разн. этапах р-ты с чит-м-шк-м. Уроки по осн.курсу л-ры всегда опирались на широкое вн.чтение 1. Систематич.использов-е вн.чтения на уроках разн.типа и на разн.этапах изуч-я темы (традицион.поэтич.пятиминутки, небольшие обзоры новинок л-ры, индивид. и групповые задания на мат-ле вн.чтения). 2. Орг-ция самост.исследоват.работы уч-хся над избранной ими темой, предполагающей выход во вн.чтение и серьезно разрабатываемой в течение года.3. планирование с-мы письмен.работ по осн.темам курса, предполагающих сопоставления, обзоры, ан-з самостоятельно прочитанных пр-й и т.д. Обращение к вн.чтению на уроках д.б. естественным и зависящим от хар-ра изучаем.лит.текста, от реальной читат.ситуации в классе. В младш.классах на первом плане стоит задача восп-я любви к книге, потр-ти в чтении, формирование устойч.интереса к л-ре. В ср.классах, когда интенсивно расширяется круг чтения шк-ков, в чтение вливается громадный поток «взрослой» л-ры, на 1 план выдвигается задача формирования разносторонних читат.интересов, а также совершенствование читат.воспр-я, разв-я худ.вкуса. В старш.кл. особенно важн.становится задача разв-я личностного подхода к лит.пр-ю, самост-ти эстетич.оценок. Обращение к пр-ям заруб.пис-лей отчасти восполняет пробелы в лит.обр-нии, дает возм-ть выхода на проблемы взаимодействия л-р, лит.связей и влияний. При планировании с-мы уроков вн.чтения важно предусмотреть: разумное сочетание пр-й русской и заруб.классики и совр.л-ры; тематич.разнообразие; сочет-е пр-й разн.жанров; чередование разн.видов уроков вн.чтения (беседа, обзор, комп-ция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читат.самост-ти уч-хся (различного рода групповые и индивид.задания, использование др.видов ис-ва, межпредметных связей, технич.ср-в обуч-я).
|
|
|