Главная страница
Навигация по странице:

Литература в школе как учебный предмет специфика, структура. Цели преподавания литературы



Скачать 1.2 Mb.
Название Литература в школе как учебный предмет специфика, структура. Цели преподавания литературы
Анкор GOSy.docx
Дата 24.04.2017
Размер 1.2 Mb.
Формат файла docx
Имя файла GOSy.docx
Тип Документы
#2769
страница 9 из 26
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   26

ПУНКТУАЦИЯ.

Место пунктуации в школьном курсе русского языка. Пунктуация, являясь средством членения предложения и текста на смысловые отрезки, тесно связана с синтаксисом, так как вычленяемые части оформляются синтаксически. Каждая пунктуационная норма, отраженная в формулировке правила, содержит в себе в качестве одного из условий выбора знака препинания указание на ту или иную синтаксическую категорию. Поэтому знакомству с пунктуационной нормой должно предшествовать изучение синтаксической категории. Данный факт определяет не компактное, а рассредоточенное изучение пунктуации. Этим объясняется параллельная с синтаксисом работа над пунктуационными правилами.

Вместе с тем представляет интерес выделение некоторых пунктуационных понятий и умений, которые желательно было бы компактно преподнести учащимся как своеобразную базу перед изучением конкретных пунктуационных норм. В специальный раздел «Пунктуация» могли бы войти понятия пунктуация, знаки препинания, функции знаков препинания, пунктуационно-смысловой отрезок, условия выбора знака (знаков) препинания, опознавательный признак применения пунктуационного правила, пунктуационное правило, а также умение находить пунктуационно-смысловой отрезок.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ПУНКТУАЦИИ В ШКОЛЕ

Пунктуация теснейшим образом связана с коммуникативной сферой языка и речи. Являясь графическим средством членения на письме коммуникативных единиц, она связана с выражением обобщенных (общемыслительных) значений и с грамматической структурой этих единиц. Данным фактом определяются и лингвистические основы пунктуации, и содержание ее работы в школе.

Принципы русской пунктуации и связь методики пунктуации с ними. Употребление знаков препинания на письме для членения коммуникативных единиц на отрезки, имеющие логико-предметное значение, регулируется определенными факторами (положениями), называемыми принципами пунктуации. Русская пунктуация построена на трех принципах: смысловом (или логическом), синтаксическом (или грамматическом) и интонационном. Смысловой (или логический) принцип выдвинут Ф.И.Буслаевым, который писал, что «знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения мира говорящего и его отношение к слушающему» (О преподавании отечественного языка. - М., 1992). Этот принцип развивали С.И.Абакумов, А.Б.Шапиро, А.Ф.Ломизов и другие.

Синтаксический (или грамматический) принцип развил Я. К. Грот, писавший о том, что с помощью знаков препинания устанавливается «большая или меньшая связь между предложениями, а отчасти и между членами предложений», создаются условия для облегчения читателю понимания писаной речи. Данный принцип поддерживал А.И.Гвоздев, а в настоящее время Г.И.Блинов, Н.С.Валгина и другие.

Интонационный принцип выдвинул Л.В.Щерба, писавший, что знаки препинания обозначают фразовую интонацию. Этот принцип развивали А.М.Пешковский, Л.А.Булаховский, Г.П.Фирсов и другие.

В 70-е гг. нашего века ученые пришли к выводу, что «современная пунктуация строится не на одном только каком-либо принципе, а на ряде принципов... в их совокупности, причем эти принципы часто перекрещиваются между собою» (Текучев А. В. Методика преподавания русского языка. - М., 1980. - С. 410).

8. Система работы по развитию речи на уроках русского языка. Диагностика речевого развития (компетентностные составляющие).
Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Р. – не только процесс, но и результат: речевые тексты, устные или письменные, – книги, рассказы, песни и пр. Р. есть реализация языка, который обнаруживает себя только в Р. Р. материальна, она воспринимается органами чувств. Она конкретна, связана с объектами действительности, может оцениваться с точки зрения истинности, она преднамеренна и устремлена к определенной цели, она ситуативно обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве, она субъективна и индивидуальна. Виды Р.: внешняя и внутренняя; внешняя подразделяется на устную и письменную, на монолог и диалог, а также по стилям и жанрам.

Устная и письменная речь – виды речи. Свойства У. р.: быстрота ее порождения, неподготовленность; отсюда – сравнительно простой синтаксис, редкое употребление придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций, частое употребление эллиптических конструкций; ситуативная У. р. содержит много обращений, междометий, частиц, вводных слов; сравнительно часты лексические и синтаксические повторы; существенную роль играют невербальные средства общения: интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр. П. р., как подготовленная, обдуманная, более сложна синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики и пр.

Речь учащихся средней школы при поступлении в учебное заведение переходит в сферу волевую, перестает быть ситуативной (за исключением бытовой), школьник строит ответ на вопрос, строит предложения, выбирает слово, строит монолог, пишет сочинение и пр.; в жизнь школьника входит постепенно понятие нормы, культуры речи, происходит стилистическая дифференциация речи, с 12 – 13 лет начинается формирование индивидуального стиля; если дошкольник пользовался лишь двумя видами речи – говорением и аудированием, то школьник овладевает еще двумя – чтением и письмом, они становятся для него столь же привычными, как и первые два; речь становится орудием познавательной, учебной деятельности, а также средством общественной деятельности (главным образом с IV класса) и средством профессионального самоопределения в старших классах; школьник как бы отделяет свою речь от своей личности, изучает ее основное средство – язык, усваивает его законы, при этом обогащается мышление ученика. В школьный период происходит рост лексического богатства: в IV классе – примерно 7 – 12 тыс. слов, в VIII – 15 – 45 тыс., в X – 25 – 60 тыс. Размеры предложений: в IV классе – в среднем 7 слов, в VI – 9, в VIII – 10, в X – 11 – 12 слов. Процент сложных предложений соответственно 22 – 32 – 36 – 41. Общие тенденции: во-первых, тенденция количественного увеличения запаса языковых средств – слов, сочетаний и пр., рост размеров и сложности синтаксических конструкций; во-вторых, рост разнообразия, дифференциации употребляемых языковых средств. Обе эти тенденции направлены на обогащение речи. Однако в речевом развитии учащихся есть и отрицательные тенденции: к старшим классам обогащение словаря идет быстрее, чем его активизация; речь учащихся нередко становится малоэмоциональной, чрезмерно книжной, усложненной, иногда уменьшается разнообразие использования уже усвоенных средств языка.

Развитие речи учащихся – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс Р. р. протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого.

Методика развития речи учащихся – раздел методики русского языка. Изучает методы и приемы обогащения и активизации словаря учащихся, формирования грамматического строя речи учащихся (морфологических средств, словосочетания, предложения), связной речи – монолога и диалога, повествования, описания и рассуждения, стилей речи. М. р. р. изучает уровни владения речью на разных ступенях обучения и типичные речевые ошибки, их частоту, причины и пути устранения. Развитие речи признается главной задачей обучения родному языку в младших классах и одной из главных задач в средних классах. В М. р. р. выделяются отделы: методика словарной работы, методика работы над словосочетанием и предложением, методика сочинения, методика совершенствования культуры речи учащихся и др. М. р. р. опирается на теорию речевой деятельности, психологию речи, на теорию текста, на литературоведение, стилистику, логику; тесно связана с методикой литературы (чтения), грамматики.

Система упражнений по развитию речи учащихся – одна из систем упражнений по русскому языку, характеризуется наличием единой, ведущей идеи, охватом всех основных типов упражнений, всех формируемых умений, последовательностью, преемственностью и перспективностью, постепенным повышением самостоятельности учащихся. Первый вариант системы складывается из следующих групп: 1) упражнения аналитического характера по готовому тексту: определение основной мысли, позиции автора, темы, озаглавливание отрывков, объяснение зависимости употребленных языковых средств от задачи высказывания и пр.; 2) упражнения в переработке данного текста: устранение повторов, введение деталей, правка текста и пр.; 3) упражнения в создании нового текста на основе данного: составление плана, тезисов, изложение и пересказ, перестройка композиции, развитие эпизода и пр.; 4) упражнения в создании собственного текста учащимися: написание рассказов, заметок, очерков, подготовка докладов и пр. Идея данного варианта С.: от изучения образцов – к самостоятельному творчеству. Другой вариант С. у. базируется на разделы курса русского языка: фонетику, состав слова, имя существительное, имя прилагательное, глагол, синтаксис простого предложения и т. д.

Работа над синтаксическими средствами языка (в аспекте развития речи учащихся) – область методики русского языка; охватывает формирование у учащихся умений строить словосочетания, предложения и сложные синтаксические целые (ССЦ) в условиях выражения мысли, при решении определенной коммуникативной задачи.

Развитие внутренней речи учащихся. Внутренняя речь – это речь мысленная, произносимая про себя (в отличие от внешней речи – говорения, письма). Характеризуется сжатостью, сокращенностью, а на глубинных уровнях – грамматической неоформленностью, использованием наряду с языковым материалом иных кодовых единиц – «образов и схем» (Н. И. Жинкин). Р. в. р. у. – одна из задач методики развития внешней речи. Методическое значение внутренней речи состоит в том, что на ее уровне подготавливается речь внешняя, особенно при письме: учащийся составляет предложения и более крупные компоненты предстоящего высказывания про себя. На уровне внутренней речи решаются также мыслительные задачи, например орфографические, грамматические. Поэтому Р. в. р. у., специальные задания и тренировки входят как составная часть в систему обучения русскому языку.

Творческая деятельность учащихся по русскому языку – совокупность тех видов работ, в которых проявляется наиболее высокая их самостоятельность; упражнения, в которых учащиеся создают новый текст, составляют устные и письменные рассказы, очерки, зарисовки, юморески, статьи, отчеты, сообщения о результатах наблюдений, исследований. В творческих работах учащихся отражается личность школьника, его чувства, взгляды, его жизненная позиция. Творческие работы – сильное воспитательное средство

Логические упражнения – вид упражнений по языку, включаемых обычно в систему развития речи в младших классах. Широкое развитие получили в пособиях XIX в. – у Е. О. Гугеля, К. Д. Ушинского, Н. А. Корфа. В основе Л. у. лежат операции группировки, выделения частей целого, подчинения видовых понятий родовым, классификации, сравнения, описания, определения понятий, построения суждений и умозаключений, противопоставления и другие аналитические и синтетические операции. Л. у. выполняются на словарном материале, а также путем составления словосочетаний, предложений и связных текстов (например, типичным Л. у. является сочинение типа сравнительного описания). Л. у. включаются в современные учебники и методические пособия.

Ролевая игра – методический прием обучения речи по коммуникативной методике. В родном языке – при усвоении речевого этикета, при развитии полемических умений и диалога вообще, при изучении иностранного – в разнообразных ситуациях. Состоит в создании таких ситуаций, в которых каждый участник Р. и. получает вымышленное имя, социальную роль – туриста, экскурсовода, медсестры, журналиста и пр. Ведущий, т. е. учитель (преподаватель), руководит ходом беседы. Р. и. создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда учащихся.
Цели и принципы работы по развитию речи

Работа по развитию речи — важнейший компонент формирования коммуникативной компетенции учащихся, приобретение которой является главной практической целью обучения русскому языку: речь используется всеми носителями языка во всех сферах человеческой деятельности.

Целенаправленная работа по развитию речи учащихся направлена на формирование коммуникативных умений и навыков: умения в устной и письменной форме высказать мысль правильно (в соответствии с нормами русского литературного языка), понятно, точно и выразительно в соответствии с ситуацией общения и целью высказывания, а также умения понимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог.

Работа по развитию речи построена на использовании следующих принципов.

Во-первых, в работе по развитию речи особое значение приобретают такие общедидактические принципы, как систематичность, связь теории с практикой, взаимосвязанность разделов, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, наглядность. Работа по развитию речи последовательно ведется в каждом классе средней школы, причем главным аспектом этой работы является аспект практическим, связанный с разными видами речевой деятельности, восприятием, изложением, трансформацией, информационной переработкой и продуцированием текстов. Эта работа ведется на доступном каждой возрастной группе материале.

Из общеметодических, то есть актуальных для изучения всех разделов русского языка, наиболее важны экстралингвистический, системный и функциональный принципы. Работа по развитию речи в сравнении с изучением остальных разделов лингвистики в наибольшей степени связана с внеязыковой действительностью, ориентирована на конкретную ситуацию общения. экстралингвистически мотивирована. Все теоретические понятия рассматриваются в сопоставлении друг с другом и в их функционировании, при этом изучение речи и текста тесно связано с обучением разделам лингвистики от фонетики до синтаксиса.

Из частнометодических, то есть актуальных именно для изучаемого раздела, принципов необходимо назвать опережающее развитие устной формы речи по сравнению с письменной и особую связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения.

Содержание курса «Развитие речи»

Работа по развитию речи учащихся происходит постоянно: на любом уроке, при любом ответе учитель следит за речью учащихся, оценивает ее с точки зрения правильности, уместности и выразительности. Около 20% учебного времени на уроках русского языка целенаправленно отводится работе по развитию речи, которая происходит как на специальных уроках развития речи, так и попутно при изучении других разделов курса.

В целом развитию речи учащихся в комплексах I и 2 специально уделяется 97 часов учебного времени на протяжении всех лет обучения в основной средней школе: по 34 часа в 5 и 6 классах, 25 часов в 7 классе и по 17 часов в 8 и 9 классах.

Комплекс 3 имеет усиленную по сравнению с другими комплексами речевую направленность. В нем на развитие речи выделяется значительно больше времени — 165 часов: по 51 часу в 5 и 6 классах. 36 часов в 7 классе и по 17 часов в 8 и 9 классах. В этом комплексе представлено и усиление речевой направленности в языковых разделах (систематическая работа над орфоэпически грамотной речью, создание устных и письменных текстов на лингвистические темы, усиление семантического аспекта в изучении языковых явлений), и повышение внимания к эстетической функции языка.

Работа по развитию речи идет по трем основным направлениям:

1) овладение нормами литературного языка;

2) обогащение словарного запаса и грамматического строя;

3) обучение различным видам речевой деятельности.

Коротко охарактеризуем эти направления работы.

Практическая цель курса русского языка — овладение устной и письменной речью.

Овладение коммуникативно значимыми нормами литературного языка

В методике развития речи употребляют понятия «правильная речь» — речь, соответствующая нормам литературного языка, и «хорошая речь» — речь коммуникативно целесообразная (соответствующая задачам и ситуации общения), богатая, точная и выразительная.

Работа над языковыми нормами служит для формирования правильной речи и в основном осуществляется в процессе изучения разделов курса русского языка от фонетики до синтаксиса. Нарушение языковых норм приводит к недостаткам речи, квалифицируемым как ошибки.

Коротко охарактеризуем специальные направления работы над коммуникативно значимыми нормами разных языковых уровней, актуальные для развития речи учащихся.

ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (СВЯЗНАЯ РЕЧЬ)

Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником, реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и т.д., т.е. определенное речевое произведение, текст. При этом каждое из обозначенных в программе речевых произведений выступает и как предмет обучения (т.е. то, чему учат специально), и как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные умения. Так, обучая строить текст типа рассуждения-доказательства, учитель помогает школьникам осознать особенности этого типа текста, овладеть определенными умениями, и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений, коммуникативных способностей человека. Именно поэтому большое значение имеют четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   26
написать администратору сайта