Главная страница
Навигация по странице:

Методология науки Метод.рек-ции. Методические рекомендации для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки Экономика



Скачать 77.64 Kb.
Название Методические рекомендации для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки Экономика
Анкор Методология науки Метод.рек-ции.docx
Дата 09.10.2017
Размер 77.64 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Методология науки Метод.рек-ции.docx
Тип Методические рекомендации
#10780
страница 1 из 3
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор ___________П.Б. Акмаров

"_____"_____________2014 г.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методические рекомендации для студентов магистратуры,

обучающихся по направлению подготовки «Экономика»

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

2014

УДК 001 (091)

ББК 72.3я73

И 90

Методические рекомендации составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №_________от_________________2014 г.
Рецензент:

И.М. Гоголев – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики АПК ФГБОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
Составитель:

С.И. Платонова – канд. филос. наук, доцент кафедры философии
И 90 Методология науки и научных исследований: метод. рекоменд. / Составитель С.И. Платонова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 40 с.

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы, содержат планы семинарских занятий, тематику докладов и рефератов, упражнения, список основной и дополнительной литературы, вопросы к зачету.

Методические рекомендации предназначены магистрантам, обучающимся по направлению подготовки «Экономика»

УДК 001 (091)

ББК 72.3я73

 ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014

 Платонова С.И., составление, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………………….4

  2. Цель и задачи дисциплины…………………………………………………...5

  3. Содержание дисциплины. Тематика лекций………………………………..6

  4. Планы семинарских занятий…………………………………………………7

  5. Программа самостоятельной работы………………………………………20

5.1. Виды самостоятельной работы по курсу…………………………………20

5.2. Тематика докладов и рефератов…………………………………………...21

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов магистратуры …………...23

7. Вопросы к зачету…………………………………………………………......33

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……35

8.1. Основная литература………..……………………………………………...35

8.2. Дополнительная литература………..……………………………………...36

8.3. Периодические издания……….…………………………………………...38

8.4. Интернет-ресурсы………..…………………………………………………39

1. ВВЕДЕНИЕ

Данные методические рекомендации посвящены раскрытию содержания такого важного раздела современной философии науки, как логика и методология науки. Поскольку рекомендации предназначены магистрантам, обучающимся по направлению «Экономика», то наряду с рассмотрением универсальных методов научного познания, будут рассмотрены методы познания, характерные для социально-гуманитарных наук. В конце XIX в. была обозначена специфика наук о природе и наук о культуре. Однако во второй половине
XX в. осознается ошибочность противопоставления естественных наук социально-гуманитарным наукам. Действительно, любое научное знание социально детерминировано, функционирует и развивается в социальном контексте, аксиологически «нагружено». Поэтому целью курса «Методология науки и научных исследований» будет не только анализ особенностей методологии науки, но и рассмотрение специфики социально-гуманитарного познания, а также единства данных наук с техническими, логико-математическими и естественными науками.

Актуальность подготовки по данному курсу обусловлена следующими основными обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью глубокого и всестороннего понимания современной сложной, противоречивой действительности и ее познания.

Во-вторых, необходимостью изучения специфики социально-гуманитарного знания как одного из видов научного знания.

В-третьих, кардинальные изменения в современной науке, рост влияния науки на практику, появление информационных технологий, развитие техники требуют адекватного осмысления этих процессов. Наука становится не только позитивной силой, но и в отдельных случаях угрожающей существованию общества и сущности человека силой. Угрозы и вызовы, связанные с наукой, также подлежат осмыслению и обсуждению. Задача магистра заключается в том, чтобы при помощи полученных философско-методологических знаний вникнуть в сущность обсуждаемых проблем, понять их методологическое и социальное значение, определить место науки в социуме.

В основание преподавания курса «Методология науки и научных исследований» положен проблемный принцип и плюралистический подход к анализу обсуждаемых проблем. Плюралистическая модель в преподавании нацелена на то, чтобы ознакомить магистранта с большим спектром философско-методологических концепций, с многообразием различных подходов к решению ключевых проблем логики и методологии науки. Это позволит студенту магистратуры сделать осознанный мировоззренческий выбор, сформировать определенную позицию в отношении проблем современной науки. Уместно заметить, что плюрализм в философии и таком его направлении, как философия науки и плюралистическая модель в преподавании – принципиально разные вещи. Философ должен придерживаться определенной мировоззренческой позиции, ведь плюрализм в философии, если иметь в виду отдельного философа – это путь к эклектике. Плюрализм в преподавании не только возможен, но и желателен. Отстаивание только одной теоретической позиции, отрицание диалога и дискуссий свидетельствует о застое и деградации теоретической мысли.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Методология науки и научных исследований» является усвоение магистрантами знаний в области основных методов научного познания, включая методологические и эпистемологические проблемы экономической науки (эволюция метода экономической науки, этические проблемы экономической науки и др.). Программа курса отражает основные проблемы логики и методологии науки XX столетия, включая методологические проблемы социально-гуманитарных наук.

Основной задачей курса является формирование навыков и умений в области философского анализа современных научных теорий, включая экономические теории.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) определить место науки в культуре и показать основные аспекты философского осмысления науки в социокультурном контексте;

2) раскрыть вопросы, связанные с обсуждением природы научного знания, идеалов и норм науки;

3) представить структуру научного знания и описать его основные элементы;

4) сформировать представление о научной рациональности;

5) способствовать освоению современных методов научного исследования.

В соответствии с настоящими указаниями обучающиеся должны изучить необходимую литературу, принять активное участие в семинарских занятиях и, как итог самостоятельной работы, написать реферат и сдать зачет.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематика лекций
1. Наука как самостоятельный вид духовной деятельности. Три грани науки. Философия науки в системе философского знания.

2. Наука в системе мировоззренческой ориентации. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука: основные характеристики и особенности. Сциентизм и антисциентизм. Интернализм и экстернализм.

3. Природа научного знания. Идеалы и критерии научности знания. Математический, физический и гуманитарный идеалы научного знания. Предметное определение гуманитарных наук и их специфика.

4. Структура научного знания и его основные элементы. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного знания. Философские основания науки. Научная картина мира. Научный факт, научная проблема. Научный закон и научная теория.

5. Методология научного исследования. Эмпирические и теоретические методы научного исследования. Мысленный эксперимент. Идеализация, абстрагирование, гипотеза, гипотетико-дедуктивный метод, математическая гипотеза.

6. Эволюция метода экономической науки. Натуралистическая и культур-центристская исследовательские программы в экономическом знании. Современные тенденции в развитии экономической методологии.

7. Современная наука как социальный институт. Наука и власть, наука и образование, наука и идеология, наука и экономика. Нормы и ценности научного сообщества. Экономика и этика.
4. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Предмет философии науки
1. Место науки в современной цивилизации. Три грани науки: наука как знание, наука как вид деятельности, наука как социальный институт.

2. Философия науки в системе философского знания. Роль исходных философских установок в формировании образа науки.

3. Становление и основные этапы развития философии науки как самостоятельной дисциплины.

4. Основные разделы философии науки: логика и методология науки, социология науки, история науки, психология научного творчества и др.

Основные понятия: эпистемология, методология, социальный институт, агностицизм, позитивизм, конструктивизм, герменевтика, научная рациональность.
Рекомендуемая литература

(основная)
1. История и философия науки: учебное пособие для вузов / под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2007. – Тема 2. – С. 109-147.

2. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учебное пособие/ Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2005. – Гл. 1. – С. 3-42.

3. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – 2-е. изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – Раздел 1. – С. 5-51.
Рекомендуемая литература

(дополнительная)
1. Касавин, И.Т. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы / И.Т. Касавин // Эпистемология & философия науки. – 2008. –
Т. XV. – № 1. – C. 5-15.

2. Колчинский, Э.И. Наука, власть и общество в периоды кризисов: историко-сравнительный анализ / Э.И. Колчинский // Эпистемология & философия науки. – 2008. – Т. XV. – № 1. – С. 132-149.

3. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун; пер. с англ. И.З. Налетова. – М.: Прогресс, 1977. – 300с.

4. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос; пер. с англ. // Структура научных революций / сост. В.Ю. Кузнецов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – С. 269-455.

5. Леглер, В.А. Наука, квазинаука, лженаука / В.А. Леглер // Вопросы философии. – 1993. – № 2. – С. 49-56.

6. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки
/ В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992. – 191 с.

7. Степин, В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2003. – № 8. – С. 5-18.
Тема 2. Наука в системе мировоззренческой ориентации
Занятие 1. Наука в системе мировоззренческой ориентации

1. Отношение к науке как ключевой вопрос современной мировоззренческой ориентации. Противостояние сциентизма и антисциентизма как двух типов социокультурной ориентации.

2. Мировоззрение сциентизма и его разновидности: социологический, культурологический, методологический сциентизм. Влияние НТП на социальную эволюцию. Наука и другие формы духовного освоения мира человеком, их общие основания и различия.

3. Антисциентизм как социокультурная ориентация, ее истоки и основания. Антисциентизм и наукофобия.

Основные понятия: сциентизм, антисциентизм, интернализм, экстернализм, технологический детерминизм, футурология.
Рекомендуемая литература

(основная)
1. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учебное пособие / Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2005. – Гл. 6. – С. 169-233.

2. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие) / А.Л. Никифоров. – М.: Идея-Пресс, 2006. – Гл. 1. – С. 14-44.

3. Пружинин, Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии / Б.И. Пружинин. – М.: РОССПЭН, 2009. – 423 с.

Рекомендуемая литература

(дополнительная)
1. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учебное пособие / Л.А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 464 с.

2. Миронов, В.В. Образы науки в современной культуре и философии
/ В.В. Миронов. – М., 1997.

3. Познание в социальном контексте. М.: ИФ РАН, 1994. – 174 с.

4. Тлостанова, М.В. Деколониальность знания и преодоление дисциплинарного декаданса / М.В. Тлостанова // Эпистемология & философия науки. – 2011. – Т. XXVII. – № 1. – С. 84-101.
Занятие 2. Особенности современного этапа развития науки

1. Основные характеристики классической и неклассической науки.

2. Основные характеристики постнеклассической науки. Социальная ответственность ученого и объективная логика развития научного знания.

3. Глобальный эволюционизм и синергетика.

4. Социальные последствия НТР.

Основные понятия: классическая и неклассическая наука, постнеклассическая наука, этос науки, глобальный эволюционизм, синергетика.

Рекомендуемая литература

(основная)

1. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – Раздел VII. – С. 253-287.

2. История и философия науки: учебное пособие для вузов / под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2007. – Тема 1. – С. 8-109.
Рекомендуемая литература

(дополнительная)
1. Девятова, С.В. «Большая наука» // Философия и методология науки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.В. Девятова, В.И. Купцов; под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – Раздел I. – Гл. III, IV. – С. 57-78.

2. Рузавин, Г.И. Синергетика и сложноорганизованные системы / Г.И. Рузавин // Эпистемология & философия науки. – 2008. – Т. XV. – № 1. –
С. 100-117.

3. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки
/ В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992. – С. 177-189.

4. Степин, В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2003. – № 8. – С. 5-18.
Тема 3. Природа научного знания. Идеалы и критерии научности знания
Занятие 1. Природа научного знания. Критерии научности знания

1. Природа научного знания и его основные характеристики: доказательность, системность, предметность, интерсубъективность, открытость для критики и проверки, наличие собственного языка. Истинность как ведущая ценность научного познания.

2. Идеал научности как система ценностей и норм (описания и объяснения, построения и организации знаний, доказательности и обоснования).

3. Верификация как критерий научного знания. Критика принципа верифицируемости в современной философии науки.

4. Фальсификация как критерий демаркации научного знания и его гносеологические основания. Фальсификация и установление научного статуса теорий. Принцип фальсификации и реальная практика науки.

5. Парадигмальная модель научности Т. Куна и ее гносеологические основания.

Основные понятия: интерсубъективность, основания науки, верификация, демаркация, фальсификация, фаллибилизм, парадигма.
Рекомендуемая литература

(основная)

1. Кезин, А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии / А.В. Кезин. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 128 с.

2. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие) / А.Л. Никифоров. – М.: Идея-Пресс, 2006. – Часть I. – Гл. II, III. – C. 44-97.

3. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки
/ В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992. – С. 121-136.
Рекомендуемая литература

(дополнительная)
1. Баранец, Н.Г. О стандартах научной деятельности / Н.Г. Баранец,
О.В. Ершова // Известия Высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2011. – № 3 (19). – С. 51-58.

2. Идеалы и нормы научного исследования. – Минск, 1981.

3. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун; пер. с англ. И.З. Налетова. – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.

4. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.

5. Философия и методология науки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996. –
Разд. II. – Гл. VII. – С. 125-145.
Занятие 2. Идеал научности как объект исследования. Классический и неклассический идеалы научности.

1. Математический идеал научного знания. Евклид, Г. Галилей, Р. Декарт,
Г.В. Лейбниц. Распространение математического идеала на области философии и морали.

2. Физический идеал научного знания. Ориентация на физический идеал в химии, биологии, социально-гуманитарных науках.

3. Гуманитарный идеал научного знания. Деление наук на науки о природе и науки о культуре. В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт. Специфика гуманитарного знания.

4. Формирование нового идеала научности: антифундаментализм, плюрализм, экстернализм.

Основные понятия: рационализм, дедуктивизм, эмпиризм, индуктивизм, номотетический и идиографический методы познания, неокантианство.
Рекомендуемая литература

(основная)
1. Кезин, А.В. Идеалы научности // Философия и методология науки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.В. Кезин; под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – Раздел II. – Гл. XIV. –
С. 294-333.

2. Кезин, А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии / А.В. Кезин. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 128 с.

3. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – Раздел VIII. – С. 287-327.

4. Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Кузнецов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 192. с.
Рекомендуемая литература

(дополнительная)
1. Обсуждение новой философской энциклопедии // Вопросы философии. – 2003. – № 1. – С. 3-29.

2. Социальные знания и социальные изменения / под ред. В.Г. Федотовой. – М.: ИФ РАН, 2001. – Гл. II. – С. 54-90.

3. Розин, В.М. Типы и дискурсы научного мышления / В.М. Розин. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 248 с.
  1   2   3
написать администратору сайта