Навигация по странице:
|
Методология науки Метод.рек-ции. Методические рекомендации для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки Экономика
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
профессор ___________П.Б. Акмаров
"_____"_____________2014 г.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Методические рекомендации для студентов магистратуры,
обучающихся по направлению подготовки «Экономика»
Ижевск
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
2014
УДК 001 (091)
ББК 72.3я73
И 90
Методические рекомендации составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №_________от_________________2014 г.
Рецензент:
И.М. Гоголев – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики АПК ФГБОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
Составитель:
С.И. Платонова – канд. филос. наук, доцент кафедры философии
И 90 Методология науки и научных исследований: метод. рекоменд. / Составитель С.И. Платонова. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 40 с.
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы, содержат планы семинарских занятий, тематику докладов и рефератов, упражнения, список основной и дополнительной литературы, вопросы к зачету.
Методические рекомендации предназначены магистрантам, обучающимся по направлению подготовки «Экономика»
УДК 001 (091)
ББК 72.3я73
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014
Платонова С.И., составление, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….4
Цель и задачи дисциплины…………………………………………………...5
Содержание дисциплины. Тематика лекций………………………………..6
Планы семинарских занятий…………………………………………………7
Программа самостоятельной работы………………………………………20
5.1. Виды самостоятельной работы по курсу…………………………………20
5.2. Тематика докладов и рефератов…………………………………………...21
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов магистратуры …………...23
7. Вопросы к зачету…………………………………………………………......33
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……35
8.1. Основная литература………..……………………………………………...35
8.2. Дополнительная литература………..……………………………………...36
8.3. Периодические издания……….…………………………………………...38
8.4. Интернет-ресурсы………..…………………………………………………39
1. ВВЕДЕНИЕ
Данные методические рекомендации посвящены раскрытию содержания такого важного раздела современной философии науки, как логика и методология науки. Поскольку рекомендации предназначены магистрантам, обучающимся по направлению «Экономика», то наряду с рассмотрением универсальных методов научного познания, будут рассмотрены методы познания, характерные для социально-гуманитарных наук. В конце XIX в. была обозначена специфика наук о природе и наук о культуре. Однако во второй половине
XX в. осознается ошибочность противопоставления естественных наук социально-гуманитарным наукам. Действительно, любое научное знание социально детерминировано, функционирует и развивается в социальном контексте, аксиологически «нагружено». Поэтому целью курса «Методология науки и научных исследований» будет не только анализ особенностей методологии науки, но и рассмотрение специфики социально-гуманитарного познания, а также единства данных наук с техническими, логико-математическими и естественными науками.
Актуальность подготовки по данному курсу обусловлена следующими основными обстоятельствами.
Во-первых, необходимостью глубокого и всестороннего понимания современной сложной, противоречивой действительности и ее познания.
Во-вторых, необходимостью изучения специфики социально-гуманитарного знания как одного из видов научного знания.
В-третьих, кардинальные изменения в современной науке, рост влияния науки на практику, появление информационных технологий, развитие техники требуют адекватного осмысления этих процессов. Наука становится не только позитивной силой, но и в отдельных случаях угрожающей существованию общества и сущности человека силой. Угрозы и вызовы, связанные с наукой, также подлежат осмыслению и обсуждению. Задача магистра заключается в том, чтобы при помощи полученных философско-методологических знаний вникнуть в сущность обсуждаемых проблем, понять их методологическое и социальное значение, определить место науки в социуме.
В основание преподавания курса «Методология науки и научных исследований» положен проблемный принцип и плюралистический подход к анализу обсуждаемых проблем. Плюралистическая модель в преподавании нацелена на то, чтобы ознакомить магистранта с большим спектром философско-методологических концепций, с многообразием различных подходов к решению ключевых проблем логики и методологии науки. Это позволит студенту магистратуры сделать осознанный мировоззренческий выбор, сформировать определенную позицию в отношении проблем современной науки. Уместно заметить, что плюрализм в философии и таком его направлении, как философия науки и плюралистическая модель в преподавании – принципиально разные вещи. Философ должен придерживаться определенной мировоззренческой позиции, ведь плюрализм в философии, если иметь в виду отдельного философа – это путь к эклектике. Плюрализм в преподавании не только возможен, но и желателен. Отстаивание только одной теоретической позиции, отрицание диалога и дискуссий свидетельствует о застое и деградации теоретической мысли.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Методология науки и научных исследований» является усвоение магистрантами знаний в области основных методов научного познания, включая методологические и эпистемологические проблемы экономической науки (эволюция метода экономической науки, этические проблемы экономической науки и др.). Программа курса отражает основные проблемы логики и методологии науки XX столетия, включая методологические проблемы социально-гуманитарных наук.
Основной задачей курса является формирование навыков и умений в области философского анализа современных научных теорий, включая экономические теории.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1) определить место науки в культуре и показать основные аспекты философского осмысления науки в социокультурном контексте;
2) раскрыть вопросы, связанные с обсуждением природы научного знания, идеалов и норм науки;
3) представить структуру научного знания и описать его основные элементы;
4) сформировать представление о научной рациональности;
5) способствовать освоению современных методов научного исследования.
В соответствии с настоящими указаниями обучающиеся должны изучить необходимую литературу, принять активное участие в семинарских занятиях и, как итог самостоятельной работы, написать реферат и сдать зачет.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематика лекций
1. Наука как самостоятельный вид духовной деятельности. Три грани науки. Философия науки в системе философского знания.
2. Наука в системе мировоззренческой ориентации. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука: основные характеристики и особенности. Сциентизм и антисциентизм. Интернализм и экстернализм.
3. Природа научного знания. Идеалы и критерии научности знания. Математический, физический и гуманитарный идеалы научного знания. Предметное определение гуманитарных наук и их специфика.
4. Структура научного знания и его основные элементы. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного знания. Философские основания науки. Научная картина мира. Научный факт, научная проблема. Научный закон и научная теория.
5. Методология научного исследования. Эмпирические и теоретические методы научного исследования. Мысленный эксперимент. Идеализация, абстрагирование, гипотеза, гипотетико-дедуктивный метод, математическая гипотеза.
6. Эволюция метода экономической науки. Натуралистическая и культур-центристская исследовательские программы в экономическом знании. Современные тенденции в развитии экономической методологии.
7. Современная наука как социальный институт. Наука и власть, наука и образование, наука и идеология, наука и экономика. Нормы и ценности научного сообщества. Экономика и этика.
4. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Предмет философии науки
1. Место науки в современной цивилизации. Три грани науки: наука как знание, наука как вид деятельности, наука как социальный институт.
2. Философия науки в системе философского знания. Роль исходных философских установок в формировании образа науки.
3. Становление и основные этапы развития философии науки как самостоятельной дисциплины.
4. Основные разделы философии науки: логика и методология науки, социология науки, история науки, психология научного творчества и др.
Основные понятия: эпистемология, методология, социальный институт, агностицизм, позитивизм, конструктивизм, герменевтика, научная рациональность.
Рекомендуемая литература
(основная)
1. История и философия науки: учебное пособие для вузов / под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2007. – Тема 2. – С. 109-147.
2. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учебное пособие/ Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2005. – Гл. 1. – С. 3-42.
3. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – 2-е. изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – Раздел 1. – С. 5-51.
Рекомендуемая литература
(дополнительная)
1. Касавин, И.Т. Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы / И.Т. Касавин // Эпистемология & философия науки. – 2008. –
Т. XV. – № 1. – C. 5-15.
2. Колчинский, Э.И. Наука, власть и общество в периоды кризисов: историко-сравнительный анализ / Э.И. Колчинский // Эпистемология & философия науки. – 2008. – Т. XV. – № 1. – С. 132-149.
3. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун; пер. с англ. И.З. Налетова. – М.: Прогресс, 1977. – 300с.
4. Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос; пер. с англ. // Структура научных революций / сост. В.Ю. Кузнецов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – С. 269-455.
5. Леглер, В.А. Наука, квазинаука, лженаука / В.А. Леглер // Вопросы философии. – 1993. – № 2. – С. 49-56.
6. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки
/ В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992. – 191 с.
7. Степин, В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2003. – № 8. – С. 5-18.
Тема 2. Наука в системе мировоззренческой ориентации
Занятие 1. Наука в системе мировоззренческой ориентации
1. Отношение к науке как ключевой вопрос современной мировоззренческой ориентации. Противостояние сциентизма и антисциентизма как двух типов социокультурной ориентации.
2. Мировоззрение сциентизма и его разновидности: социологический, культурологический, методологический сциентизм. Влияние НТП на социальную эволюцию. Наука и другие формы духовного освоения мира человеком, их общие основания и различия.
3. Антисциентизм как социокультурная ориентация, ее истоки и основания. Антисциентизм и наукофобия.
Основные понятия: сциентизм, антисциентизм, интернализм, экстернализм, технологический детерминизм, футурология.
Рекомендуемая литература
(основная)
1. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учебное пособие / Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2005. – Гл. 6. – С. 169-233.
2. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие) / А.Л. Никифоров. – М.: Идея-Пресс, 2006. – Гл. 1. – С. 14-44.
3. Пружинин, Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии / Б.И. Пружинин. – М.: РОССПЭН, 2009. – 423 с.
Рекомендуемая литература
(дополнительная)
1. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учебное пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 464 с.
2. Миронов, В.В. Образы науки в современной культуре и философии
/ В.В. Миронов. – М., 1997.
3. Познание в социальном контексте. М.: ИФ РАН, 1994. – 174 с.
4. Тлостанова, М.В. Деколониальность знания и преодоление дисциплинарного декаданса / М.В. Тлостанова // Эпистемология & философия науки. – 2011. – Т. XXVII. – № 1. – С. 84-101.
Занятие 2. Особенности современного этапа развития науки
1. Основные характеристики классической и неклассической науки.
2. Основные характеристики постнеклассической науки. Социальная ответственность ученого и объективная логика развития научного знания.
3. Глобальный эволюционизм и синергетика.
4. Социальные последствия НТР.
Основные понятия: классическая и неклассическая наука, постнеклассическая наука, этос науки, глобальный эволюционизм, синергетика.
Рекомендуемая литература
(основная)
1. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – Раздел VII. – С. 253-287.
2. История и философия науки: учебное пособие для вузов / под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2007. – Тема 1. – С. 8-109.
Рекомендуемая литература
(дополнительная)
1. Девятова, С.В. «Большая наука» // Философия и методология науки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.В. Девятова, В.И. Купцов; под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – Раздел I. – Гл. III, IV. – С. 57-78.
2. Рузавин, Г.И. Синергетика и сложноорганизованные системы / Г.И. Рузавин // Эпистемология & философия науки. – 2008. – Т. XV. – № 1. –
С. 100-117.
3. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки
/ В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992. – С. 177-189.
4. Степин, В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2003. – № 8. – С. 5-18.
Тема 3. Природа научного знания. Идеалы и критерии научности знания
Занятие 1. Природа научного знания. Критерии научности знания
1. Природа научного знания и его основные характеристики: доказательность, системность, предметность, интерсубъективность, открытость для критики и проверки, наличие собственного языка. Истинность как ведущая ценность научного познания.
2. Идеал научности как система ценностей и норм (описания и объяснения, построения и организации знаний, доказательности и обоснования).
3. Верификация как критерий научного знания. Критика принципа верифицируемости в современной философии науки.
4. Фальсификация как критерий демаркации научного знания и его гносеологические основания. Фальсификация и установление научного статуса теорий. Принцип фальсификации и реальная практика науки.
5. Парадигмальная модель научности Т. Куна и ее гносеологические основания.
Основные понятия: интерсубъективность, основания науки, верификация, демаркация, фальсификация, фаллибилизм, парадигма.
Рекомендуемая литература
(основная)
1. Кезин, А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии / А.В. Кезин. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 128 с.
2. Никифоров, А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие) / А.Л. Никифоров. – М.: Идея-Пресс, 2006. – Часть I. – Гл. II, III. – C. 44-97.
3. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки
/ В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992. – С. 121-136.
Рекомендуемая литература
(дополнительная)
1. Баранец, Н.Г. О стандартах научной деятельности / Н.Г. Баранец,
О.В. Ершова // Известия Высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2011. – № 3 (19). – С. 51-58.
2. Идеалы и нормы научного исследования. – Минск, 1981.
3. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун; пер. с англ. И.З. Налетова. – М.: Прогресс, 1977. – 300 с.
4. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.
5. Философия и методология науки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996. –
Разд. II. – Гл. VII. – С. 125-145.
Занятие 2. Идеал научности как объект исследования. Классический и неклассический идеалы научности.
1. Математический идеал научного знания. Евклид, Г. Галилей, Р. Декарт,
Г.В. Лейбниц. Распространение математического идеала на области философии и морали.
2. Физический идеал научного знания. Ориентация на физический идеал в химии, биологии, социально-гуманитарных науках.
3. Гуманитарный идеал научного знания. Деление наук на науки о природе и науки о культуре. В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт. Специфика гуманитарного знания.
4. Формирование нового идеала научности: антифундаментализм, плюрализм, экстернализм.
Основные понятия: рационализм, дедуктивизм, эмпиризм, индуктивизм, номотетический и идиографический методы познания, неокантианство.
Рекомендуемая литература
(основная)
1. Кезин, А.В. Идеалы научности // Философия и методология науки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.В. Кезин; под ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – Раздел II. – Гл. XIV. –
С. 294-333.
2. Кезин, А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии / А.В. Кезин. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 128 с.
3. Философия науки в вопросах и ответах: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – Раздел VIII. – С. 287-327.
4. Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Кузнецов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 192. с.
Рекомендуемая литература
(дополнительная)
1. Обсуждение новой философской энциклопедии // Вопросы философии. – 2003. – № 1. – С. 3-29.
2. Социальные знания и социальные изменения / под ред. В.Г. Федотовой. – М.: ИФ РАН, 2001. – Гл. II. – С. 54-90.
3. Розин, В.М. Типы и дискурсы научного мышления / В.М. Розин. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 248 с.
|
|
|