Навигация по странице:
|
метод_рекомендации_1. Методические рекомендации к лабораторным работам по информатике для студентов специальности Информационные системы и технологии
Линейный алгоритм
Алгоритм решения любой задачи на ЭВМ можно получить, используя и комбинируя только три структуры: последовательную, структуру ветвления и структуру цикла.
Последовательная структура, которую называют также линейным процессом, состоит в последовательном выполнении одного оператора (блоков операторов) за другим без каких – либо переходов.
При написании сложных программ их алгоритм сначала всегда представляют линейным: ввод данных – обработка их – вывод. Затем детализируется каждый блок программы, алгоритм и программа усложняются. При структурном программировании работа (и программа) каждого блока не зависит от других блоков. Нужно только знать входные и выходные данные. Такой принцип позволяет писать отдельные блоки разным программистам (т.е. сложную программу может писать коллектив программистов), уменьшает количество ошибок в программах, ускоряет процесс их отладки.
Инструкция присваивания
Инструкция присваивания является основной вычислительной инструкцией. Если в программе надо выполнить вычисление, то нужно использовать инструкцию присваивания. В результате выполнения инструкции присваивания значение переменной меняется, ей присваивается значение.
Общий вид инструкции присваивания: Имя переменной : = Выражение; Выражение состоит из операндов и операторов. Операторы находятся между операндами и обозначают действия, которые выполняются над операндами. В качестве операндов выражения можно использовать: переменную, константу, функцию или другое выражение. Основные алгебраические операторы приведены в табл. 5.
Таблица 5. Алгебраические операторы
Оператор
|
Действие
|
-
|
Вычитание
|
*
|
Умножение
|
/
|
Деление
|
DIV
|
Деление нацело
|
MOD
|
Вычисление остатка от деления
|
Стандартные функции
Математические функции указаны в таблице 6.
Таблица 6. Математические функции
Функция
|
Значение
|
Abs(x)
|
Модуль x
|
Sqrt(x)
|
Квадратный корень из x
|
Sqr(x)
|
Квадрат x
|
Sin(x)
|
Синус x
|
Cos(x)
|
Косинус x
|
Arctan(x)
|
Арктангенс x
|
Exp(x)
|
Экспонента x
|
Ln(x)
|
Натуральный логарифм x
|
Random(x)
|
Случайное целое число в диапазоне от 0 до x-1
|
Функции преобразования (табл.7) наиболее часто используются в инструкциях, обеспечивающих ввод и вывод информации.
Таблица 7. Функции преобразования
Функция
|
Значение функции
|
Chr(x)
|
Символ, код которого равен x
|
IntToStr(x)
|
Строка, являющаяся изображением целого x
|
FloatToStr(x)
|
Строка, являющаяся изображением вещественного x
|
FloatToStrF(x, f, k,m)
|
Строка, являющаяся изображением вещественного x. f — формат; k — общее количество цифр; m — количество цифр после десятичной точки
|
StrToInt(s)
|
Целое, изображением которого является строка s
|
StrToFloat (s)
|
Целое, изображением которого является строка s
|
Round(x)
|
Целое, полученное путем округления x
|
Trunc(x)
|
Целое, полученное путем отбрасывания дробной части x
|
Frac(x)
|
Дробное, представляющее собой дробную часть вещественного x
|
Int(x)
|
Дробное, представляющее собой целую часть вещественного x
|
|
|
|