Главная страница
Навигация по странице:

Квалификационная работа. Методика формирования интереса учащихся к географии на основе чтения научнопопулярной литературы (на примере изучения темы Население в курсе География России) (калификационная работа) Допущена к защите



Скачать 0.86 Mb.
Название Методика формирования интереса учащихся к географии на основе чтения научнопопулярной литературы (на примере изучения темы Население в курсе География России) (калификационная работа) Допущена к защите
Анкор Квалификационная работа.docx
Дата 01.05.2017
Размер 0.86 Mb.
Формат файла docx
Имя файла Квалификационная работа.docx
Тип Протокол
#5657
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «СВФУ им. М. К. Аммосова»

Институт естественных наук

Кафедра методики преподавания биологии, химии и географии

Методика формирования интереса учащихся к географии на основе чтения научно-популярной литературы (на примере изучения темы «Население» в курсе «География России»)

(калификационная работа)
Допущена к защите: Выполнила: студентка VI курса

____________2014 г. группы ГО-09

Протокол № ______ Драган Марина Михайловна

Заведующей кафедрой: Руководитель:

Егорова К.Е., д.п.н., профессор

____________________(подпись) Кривошапкина О.М.,

д.п.н., профессор кафедры МПБХиГ

_________________(подпись)


Секретарь ГАК: Павлова М.С.
Рецензент:
Неустроева А.И., учитель географии

________________(подпись) высшей категории,

СОШ №8 г. Якутск
Защищена:

«___»____июня____2014 г.

Протокол №_________________

С оценкой___________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Проблема формирования интереса к географии на основе чтения научно-популярной литературы

1.1. Состояние проблемы формирования интереса учащихся к учению в психолого-педагогической и методической литературе

1.2. Опыт формирования интереса учащихся к географии на основе чтения научно-популярной литературы
Глава II. Методические особенности формирования интереса учащихся к географии на основе чтения научно-популярной литературы (на примере изучения темы «Население» в курсе «География России»)

2.1. Отбор содержания научно-популярной литературы по теме "Население", направленного на формирование интереса учащихся к географии

2.2. Методические приемы формирования интереса учащихся к географии на основе чтения научно-популярной литературы (на примере изучения темы «Население» в курсе «География России»)

2.3. Педагогический эксперимент и его результаты
Заключение
Литература
Приложение

Введение
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учеников систему множества комплексных социально ориентированных знаний. К метапредметным результатам изучения географии в основной школе, согласно государственному образовательному стандарту основного общего образования по географии, а также примерной программе по географии для основного общего образования, является формирование и развитие познавательных интересов, в том числе, способностей к самостоятельному приобретению новых знаний и умение управлять своей познавательной деятельностью [Примерная ..., 2004; Государственный..., 2004]. К результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования в области метамепредметных результатов предполагается - овладение учащимися навыками смыслового чтения, в области предметных результатов по географии - овладение основными навыками нахождения и использования [ФГОС, 2010].

Таким образом, актуальной проблемой современного образования является формирование и развитие познавательных интересов учащегося, личность которого является центральной фигурой образовательного процесса. «Познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [Щукина, 1988]. В условиях обучения познавательный интерес выражен в расположенности школьника к учению, к познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Среди множества приемов формирования познавательного интереса к географии (применение ИКТ на уроках, игровая деятельность, аудиовизуальные, наглядные, литературные средства обучения и др.) можно выделить использование научно-популярной и научно-художественной литературы, которая является отличным дополнением к учебнику как к основному средству обучения.

Специфика научно-популярной и научно-художественной литературы состоит в том, что она не должна обязательно соответствовать определенной учебной программе. Это позволяет включать в ее содержание ту информацию, которая дополняет и развивает систему знаний, определенную школьной программой, дает читателям больше возможностей поиска истин, позволяет учитывать особые интересы и возможности определенных групп учащихся.

Цель исследования состоит в разработке методики формирования интереса учащихся к географии на основе чтения научно-популярной литературы (на примере изучения темы «Население» в курсе «География России»)

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

1. Изучение научной литературы по поставленной теме.

2. Отбор содержания научно-популярной литературы по теме "Население", направленного на формирование интереса учащихся к географии.

3. Выявление методических особенностей эффективного формирования интереса учащихся к географии на основе чтения научно-популярной литературы.

4. Проведение педагогического эксперимента и обсуждение его результатов.

В процессе работы применялись следующие методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, сравнительный, исторический, статистический методы; эмпирические: наблюдение за процессом обучения, беседы с учителями и школьниками, анкетирование, письменные опросы, педагогический эксперимент.

Квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Отражение проблемы формирования интереса к географии на основе чтения научно-популярной литературы
1.1. Состояние проблемы формирования интереса учащихся
к учению в психолого-педагогической и методической литературе


Активная позиция учащихся на уроке, их интенсивная интеллектуальная деятельность являются как условием, так и следствием формирования интереса к учению. Желание узнавать новое, умение высказывать свое мнение, уверенность и твердость в отстаивании своей точки зрения, самостоятельность и критичность — эти качества очень важны в воспитании личности школьника, его интереса к учению, к знаниям.

«Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или овладению той или иной деятельностью» [Совр. словарь по методике, 2001 с.284].

Интерес к учению у школьников имеет огромное значение, как для успешной работы педагога, так и для учеников, овладевающих новыми знаниями. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии с трудом, часто формально, учебный материал в последствии не находит применения в жизни, легко и скоро забывается.

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Интерес симулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.

Познавательный интерес - важнейшее интегральное образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях, то есть наличие не присуще человеку от рождения.

Г.И.Щукина выделила стадии развития познавательного интереса [Щукина, 2005]:

1. Любопытство - это начальная стадия проявления интереса, избирательное отношение, которое обусловлено чисто внешним раздражением, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.Любопытство связано с новизной ситуации, с занимательностью того или иного предмета.

2. Любознательность проявляется в стремлении человека проникать за пределы увиденного. Любознательный школьник не ищет легких задач.

Любознательность связана со стремлением знать больше того, что обычно дается на уроке. Ученик выясняет вопросы, возникающие при изучении объекта.

3. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, яркой избирательной направленностью ученика на конкретные учебные предметы, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

4. Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием ее как инструмента познания.

Условия развития познавательной деятельности. Прежде всего это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.

  1. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

  2. Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности и целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

  3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

  4. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

  5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами и т.д.), тем интереснее ему работать.

  6. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету [Михайлова, 2014].

Соблюдение вышеперечисленных условий напрямую влияет на развитие интереса у учеников.

Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе. Что же конкретно способствует формированию познавательного интереса в учебном процессе и как мотива отдельных учебных действий ученика, и как прочного мотива его познавательной деятельности?

а) Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из различных источников. Она поступает из содержания учебного материала, которое несет учащимся новую, неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он еще открыт ему, ученику, и как заманчиво и увлекательно познавать это новое на каждом уроке.

б) Содержание знаний не единственный источник стимуляции познавательного интереса в учебном процессе. Масса разнообразных стимулов укрепления и формирования интереса к учению поступает из самой деятельности ученика, рождающей интеллектуальные и эмоциональные удовлетворения [Данилов, 1982].

При формировании познавательного интереса необходимо учесть возрастные особенности учащихся:

У младших школьников - сильное эмоциональное отношение к окружающей действительности, широта интересов.

Подростки импульсивны по отношению к интересующей их действительности.

Познавательный интерес старшеклассников - это направленность их интересов к человеку, его месту в мире, его отношению к другому полу.

Методы формирования познавательного интереса. Специальные исследования, посвящённые проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительными эмоциями по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этих эмоций;

3) наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности [Хорченко, 2011].

Важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. Учителя умело применяют этот фактор в повседневном обучении, используют методы эмоционально-нравственного стимулирования. (На уроках чтения учителя уделяют внимание анализу литературных деталей в качестве средства возбуждения глубокого интереса к нравственным проблемам литературных произведений.)

В роли методов, стимулирующих интерес к учению, выступают метод занимательных аналогий и метод сопоставления научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Перечисленные методы служат первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.

Однако имеются и некоторые специальные методы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести методы создания ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы и т.д. С этой целью учителя подбирают специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес в стране, публикуются в печати, сообщаются по телевидению, радио. В этом случае ученики значительно глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуации познавательного спора, метод организации учебных дискуссийВключение учеников в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, вызывая на этой основе новый прилив интереса к учению.

Одним из действенных методов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определённые трудности в учебе. Ситуации успеха создаются путём дифференцированной помощи ученикам, путём поощрения промежуточных действий ребёнка, путём обеспечения благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных заданий [Хорченко, 2011].

1.2. Опыт формирования интереса учащихся к географии на основе чтения научно-популярной литературы

Научно-популярная литература, как жанр относится к научной литературе. Опишем этот жанр, опираясь на энциклопедическую статью "Жанры научной литературы", опубликованную в Интернет [Жанры ..., 2014]. Известны различные классификации жанров научной литературы. В зависимости от степени обобщения научных сведений выделяются первичные научные произведения и вторичные. Целевое назначение первичных жанров научной литературы состоит в изложении первичных научных сведений, получаемых в процессе исследований. В отличие от них, вторичные научные произведения информируют только о конечных результатах исследований, полученных в процессе аналитико-синтетической переработки первичных научных текстов. Каждый из данных типов текста реализуется в соответствующей системе жанров научной литературы, которые объективируют конкретные коммуникативно-прагматические функции в рамках общей функции научного стиля – объяснения явлений природы и социальной жизни:

- собственно научный (академический) тип реализуется в монографиях, статьях, диссертациях, тезисах, докладах, сообщениях, выступлениях, научно-технических отчетах и т.п.;

- информационно-реферативный – в рефератах, обзорах, аннотациях, резюме; - справочно-энциклопедический – в энциклопедиях, словарях, справочниках; - научно-оценочный – в рецензиях, отзывах, экспертных заключениях, полемических выступлениях, дискуссиях;

- научно-учебный – в учебниках, учебных пособиях, курсах лекций;

- научно-методический (инструктивный) – в методических пособиях, программах, рекомендациях, инструкциях;

- научно-деловой – в патентах, авторских свидетельствах, описаниях изобретений, стандартах, технических условиях, спецификациях, рекламациях" [Жанры ..., 2014]. Е.С. Троянская вводит полевое представление жанровой структуры научного стиля, выделяя в нем три зоны: ядерную, периферийную и пограничную, подчеркивая при этом, что "отнесение жанров к различным зонам научного стиля носит весьма неоднозначный характер". Ядерную зону образуют ведущие жанровые разновидности, репрезентирующие новое научное знание, – собственно научные статья, монография, диссертация, научно-технический отчет, тезисы, в которых находит свое наиболее яркое выражение стандарт стиля. К периферийной области относятся жанровые разновидности, в которых лингвостилистические характеристики, присущие научному стилю в целом, выражены в меньшей степени, – реферат, аннотация, справочники, рецензия, отзыв, курс лекций, инструкция и др. Пограничную зону составляют жанры, представляющие собой межжанровые (например, рецензия-рекомендация) и межстилевые образования (рекламная статья, научно-публицистическая статья, комментарий в научных и публицистических стилях и др.). Пограничная область неоднородна, ей свойственны контрастные лингвостилистические характеристики, идущие от различных стилей. Например, патент, стандарт, договор, акт, заявка и т.д. всегда репрезентируют пограничную зону, сближающуюся с научными произведениями официально-делового стиля. Чем дальше жанр от ядра, тем слабее его стилевая выраженность. Кроме того, чем меньшее место в общем объеме публикаций занимает та или иная жанровая разновидность, тем меньше она влияет на языковые особенности жанра. На самом краю пограничной области располагается научно-популярная и научно-публицистическая литература.

Научно-популярная литература - это литературные произведения о науке, научных достижениях и об ученых, предназначенные для широкого круга читателей. Такая литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на малоподготовленных читателей, включая детей и подростков.

Научно-популярная литература бывает следующих видов:

Научно-популярные книги. В таких источниках приводятся общие сведения по какому-либо вопросу, они нацелены на широкий круг читателей, издания содержат минимальное число формул и исчислений и большое количество иллюстраций.

Научно-популярные журналы обычно содержат новости науки, научно-популярные статьи, колонку интересных фактов и фоторепортажи. В таких журналах содержится очень много иллюстраций, таблиц, ссылок, интересных фактов в статьях.

Энциклопедии - свод основных сведений по различным областям знания и практической деятельности, расположенный в алфавитном, тематическом, систематическом порядке [Якушева, 1993].

Применение научно-популярной литературы на уроках географии имеет ряд обоснованных аспектов, прежде всего они расширяют научные знания о природе и, тем самым, формируют научное мировоззрение и гражданскую позицию по отношению к природе, развивают мышление, творческое воображение, культуру чтения, обогащают речь учащихся. Велика роль такой литературы и в духовном становлении ребёнка, в утверждении его нравственных качеств.

Научно-популярная и научно-художественная литература является связующим звеном между научной и художественной литературой и представляет собой сложный синтез науки и искусства на педагогической основе.

От художественной литературы она отличается ролью познавательного материала, который в научно-художественной и научно-популярной литературе занимает первое место.

От научной литературы научно-художественная и научно-популярная отличается популярностью изложения научных сведений, эмоциональностью, красочностью языка и иллюстративного материала. Вводимые научные термины, как правило, объясняются. Все это делает эту литературу доступной широкому кругу читателей.

Требование быть доступной роднит научно-художественную и научно-популярную литературу с учебной. Однако от учебников она отличается тем, что:

- эта литература не должна обязательно соответствовать определенной программе, учебному плану, классу. Данный подход позволяет включать научно-художественную и научно-популярную литературу в информацию, которая дополняет и развивает систему знаний, определенную школьной программой, дает читателям больше возможностей поиска истин, позволяет учитывать особые интересы и возможности определенных групп учащихся. Учебники же призваны обеспечить школьную программу, и пишутся для всех;

- чтение научно-художественной и научно-популярной литературы не вменяется школьнику в обязанность, не подлежит оценке, хотя и влияет на повышение уровня знаний по данному предмету. Для учебника же эти функции обязательны;

- учебники содержат определенный минимум сведений, а научно-художественные и научно-популярные произведения призваны расширить этот минимум;

- чтение научно-популярной и научно-художественной литературы в отличие от учебника осуществляется без специальной установки на запоминание.

Ведущая задача научно-популярных и научно-художественных произведений – популяризация научных знаний для широкого круга читателей, знакомство с закономерностями науки, с методами ее исследования. Поэтому излагаемые в них сведения должны быть научно достоверными.

В преподавании географии не стоит ограничиваться одним учебником. Материал учебника должен пополняться чтением из других источников. Привычка к одному учебнику так же вредна, так как учащийся, воспитанный только на одном учебнике, приучается к вредной мысли, что учебник содержит все, что известно о данном явлении или стране и что содержание учебника никакому расширению и дополнению не полежит. Кроме основной работы над учебником, должны быть использованы для положительного освещения материала учебника отрывки из хрестоматий, книг, журналов и газет. Главная задача преподавателя при этом должна заключаться в подборе соответствующего материала, рекомендации и организации использования его.

Рекомендуя для домашнего чтения книги, преподаватель непременно должен требовать отчета о прочитанном в виде самого короткого отзыва и передачи содержания. Это приохотит учащихся к дальнейшему сознательному чтению и вызовет стремление к чтению и соревнование у остальных учащихся [Буданов, 1947].

Чтение может быть организовано и иначе. Дети по заданию учителя читают рассказ или повесть самостоятельно, а затем собираются для обсуждения прочитанного и после чтения делают зарисовки наиболее интересных эпизодов [Горощенко, 1953].

Очень полезно, если преподаватель или сам наладит обмен книгами для чтения, или позаботится, чтобы библиотека школы приняла меры для правильного обслуживания учащихся чтением по географии.

Для связи с жизнью очень полезно зачитывать отрывки из журналов и газет о текущих географических событиях, как, например, о землетрясениях, извержениях, наводнениях, ураганах, полетах, новых открытиях и экспедициях. Темы этих отрывков должны, по возможности, иметь непосредственное отношение к проходимой в данный период теме [Буданов, 1947].

Круг читательских интересов можно определить путем анкетирования учащихся и рекомендовать новые, не известные им книги и статьи из журналов географического содержания. Работая с дополнительной географической литературой, учащиеся готовят либо устные сообщения (пересказ отрывков из книг, статей из географических журналов), либо рефераты. По возможности эти сообщения, рефераты или доклады следует сопровождать демонстрацией иллюстративного материала через проектор, подбирать слайды, использовать Интернет -ресурсы.

Прежде всего, учитель сам должен хорошо знать географическую литературу, вести специальную картотеку, в которой отмечает¸ чем интересна каждая книга, учащимся каких классов следует ее рекомендовать. Учитель должен знать фонд литературы в школьной и сельской библиотеке и совместно устраивать выставки географических новинок. Большую помощь в пропаганде географической литературы оказывают хорошо оформленные стенды, на которых помещают не только перечень книг, но и краткие аннотации и занимательные вопросы, ответы на которые могут получить учащиеся, прочитав предложенные книги [Баппаева].

Особое место во всей системе внеклассной работы по географии занимает внеклассное чтение. Общепризнано его значение как основного источника расширения географического кругозора учащихся, закрепления получаемых знаний на уроках, развития интереса к географической науке. Велика и воспитывающая ценность чтения географической литературы.

При хорошей постановке преподавания географии в школе использование дополнительной географической литературы и внеклассное чтение учащихся становятся неотъемлемым элементом всего процесса обучения — звеном, связывающим классно-урочную форму работы с внеклассной.

Правильное руководство внеклассным чтением требует от учителя географии: 1) знания хотя бы основной географической литературы, которая может быть рекомендована учащимся; 2) применения наиболее эффективных методов работы с книгой, которые бы развили у учащихся интерес к литературе и привили им навыки и умение ею пользоваться.

Для внеклассного чтения рекомендуются в первую очередь широко известные произведения знаменитых путешественников, исследователей и писателей: В. А. Обручева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришвина, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, А. Е. Ферсмана и других. Их книги вошли в золотой фонд географической литературы. Большой интерес представляют и произведения зарубежных путешественников: Ф. Нансена, Р. Амундсена, Т. Хейердала и других.

Очень важным источником суммарного ознакомления учителя с новинками географической литературы служат аннотации и краткие рецензии, публикуемые в журналах «Вокруг света», «География в школе» и в календаре «Земля и люди».

Необходимо систематически записывать в специальном журнале (тетради или каталоге) названия интересных статей из журналов и газет с краткими аннотациями, классифицируя статьи по темам, разделам, курсам и годам обучения. По истечении некоторого времени, например одного-двух лет, у учителя создается довольно большой каталог текущей литературы для внеклассного чтения по географии.

Кроме этого, учителю географии надо очень внимательно ознакомиться (хотя бы по каталогам) с географической литературой, имеющейся в библиотеке школы, села, районного центра. Если школа находится в крупном городе, необходимо изучить каталог географической литературы в детской библиотеке и других наиболее крупных библиотеках города.

Есть виды работы, специфические только для внеклассного чтения по географии.

К ним относятся выразительное чтение отрывков и глав, обсуждение книги или статьи по определенному заранее подготовленному плану, составление учащимися кратких аннотаций на прочитанные книги по географии. Анализируя книги, учащиеся говорят не только об их географическом содержании, но и об их литературно-художественных достоинствах [Бибик, 1968, С. 373-374]..

В качестве еще одной методики приобщения учеников к интересу к географии через внеклассное чтение научно-популярной литературы может быть представлена методика Горощенко В.П. (1953). Суть её состоит в том, что учитель заранее выбирает книгу с географическим содержанием (описание путешествия или описание жизни народов). Чтение проводится следующим образом: учитель рассказывает детям о Новой Гвинее, показывает кинофильм «Тропический лес» (на узкой кинопленке) и начинает читать книгу Л.К.Чуковской «Миклухо-Маклай». Дойдя до интересного эпизода, он останавливается и предлагает учащимся самим продолжить чтение, а затем рассказать о прочитанном. Дети читаю книгу дома самостоятельно, а затем вновь собираются, обсуждают прочитанное, высказывают свои суждения, а учитель в заключении подчеркивает, что Н. Н. Миклухо-Маклай был отважным путешественником, сделал много интересных географических открытий, ездил на Новую Гвинею для научной работы как друг жителей этого острова, а не с целью порабощения населения, как это делали многие путешественники других государств [Горощенко, 1953, С. 147-148]..

Чтение вслух в процессе устного изложения материала и беседы на уроках географии целесообразно тогда, когда учащимся надо познакомиться с ярким и образным изображением в художественных произведениях поэтов и писателей, путевых очерках, в дневниках и описаниях путешественников изучаемых в курсах географии явлений и объектов.

Чтение вслух расширяет географический кругозор учащихся, развивает их воображение, повышает интерес к изучаемому материалу, способствует его лучшему и более прочному запоминанию, обогащает словарь учащихся, оказывает на них эмоциональное воздействие.

Отбирая материал для чтения в классе, надо учитывать задачи данного урока, возрастные особенности учащихся, а так же научную и педагогическую ценность материала выбранные отрывки для чтения должны быть интересны учащимся, полезны по своему содержанию для усвоения курса и иметь воспитательное значение. Отрывки должны быть небольшими по своим размерам, чтобы их чтение в классе не было слишком продолжительным и не утомляло учащихся. Готовя отрывок для чтения в классе, учитель заранее обрабатывает, отмечает места, с точки зрения учителя, лишние, ненужные для данного урока.

Чтение отрывков учитель сопровождает необходимыми пояснениями (непонятных выражений, слов) и показом на географической карте упомянутых в тексте мест. Могут быть показаны соответствующие тексту картины и фотографии. Для лучшего запоминания имеет смысл иногда задавать им по этому материалу вопросы и требовать пересказ услышанного [Даринский, 1975, С. 81-83].

На уроках учитель должен использовать все возможности, чтобы пробудить и развить у учащихся интерес к географической литературе: он указывает её на уроках и помогает подготовить и сделать краткие сообщения о прочитанном, пересказать самое интересное. Во многих школах учащимся (чаще всего в старших классах) даются индивидуальные или фронтальные задания подготовить устные или письменные краткие доклады – рефераты по вопросам, связанным с программой. Доклады делаются на уроках. Привлекается дополнительная учебная, научно-популярная и художественная литература.

В журнале География в школе №2 за 1963 г. Б.А. Сахаров освещает интересный опыт учительницы школы № 207 г. Москвы Е.Н, Жегаловой. На её уроках учащиеся делают доклады об отдельных странах. Активные выступления учащихся свидетельствуют о том, что готовятся не только докладчики и не только по одному учебнику. Иногда Е.Н. Жегалова дает задание подготовить краткие доклады ( на 10-12 мин) по нескольким темам, распределяя их по группам учащихся (рядам) и не называя того, кто будет докладчиком. Оценивая сделанные доклады она отмечает положительные и отрицательные стороны, требует указать использованную литературу, обращает внимание на правильность и образность языка, на манеру говорить [Бибик, 1968, С. 309].

На примере урока «Становление Российского государства» Камерилова Г.С., Елховская Л.И. и Родыгина О.А., опубликованного в журнале «География в школе» № 7 за 2011 год можно проследить как учитель создает проблемную ситуацию и мотивацию путем обращения к авторитетному мнению историка В.О, Ключевского: «история России есть история страны, которая колонизируется» Учитель зачитывает отрывок текста вслух. Учитель спрашивает, согласны ли ученики с этим мнением.

В статье Т.К.Щербакова, С.Захарова, «Урок, посвященный 175 – летию со дня рождения Д.И.Менделеева», опубликованной в журнале «География в школе» №9 за 2009 год учитель обращает внимание детей к работам ученого. Несмотря на то, что Д.И.Менделеев был выдающимся химиком, учитель сообщает детям о его исследованиях в области экономической географии. Называются значимые научные труды автора в области экономической географии: «К познанию России» и «Заветные мысли». Учитель делит учеников на команды, одна из которых работает непосредственно с цитатами из работ Д.И. Менделеева к познанию России» и таблицами, составленными тем - же автором «Динамика численности населения России». Целью учеников является разобраться в методике и представить наглядно динамику численности населения. Дома детям предлагается построить динамику изменения численности населения для других стран.

На уроке учитель посредством использования трудов М.И. Менделеева формирует у учеников умение анализа и синтеза, развивает интерес к предмету, креативное географическое мышление, развивает интеллектуальные способности – логическое мышление, устную речь, память и д.т.

Методика изучения Урала описана О.В. Крыловой в статье «Изучаем географию России и читаем рассказы И.А.Ефремова», С 65 – 67, География в школе №3.за 2006 год. Ученики получают задание прочесть рассказ «Путями старых горняков» и подготовить ответы на вопросы. На уроке достаточно иметь текст и хорошо ориентироваться в нём. Учитывая что не многие школьники в ходе прочтения рассказа будут вникать в непонятные термины («штейгер, макшейдер, буссоль»), ученики скорее всего найдут рассказ «неинтересным». Учитель должен заставить учеников вникнуть в содержание, наглядно представить описываемые события. Можно, на пример, фрагментарно начертить схему строения рудников и путь, который пришлось проделать под землей героям рассказа. Так же учитель формулирует несложные вопросы для обсуждения.

Ткачева З.Н статье «Европейский север», География в школе № 2 за 2008 год предлагает использование энциклопедии «Народы России» и газетные статьи «из «копилки» учащихся». Ученикам дается задание творческого характера: составить рекламный проект вовлечения Европейского Севера в мировой туристический бизнес. План проекта:
1) отобразить основные объекты развития туристического бизнеса, 2) вид транспорта, 3) прогноз возможных экологических проблем, которые могут возникнуть при наплыве туристов, 4) разработка маршрутов. Ученики учатся выбирать информацию о регионе из разных источников.

Интерес к чтению книги, либо статьи из журнала может вызвать работа с их названием. При этом учитель не объясняет смысл названия, а предлагает это сделать самим детям. Дети, естественно, высказывают свои предположения. Но убедиться в сущности названия можно только прочитав произведение.

Наиболее распространенным приемом привлечения ребенка к работе с научно-популярной литературой используется прямое указание прочитать ту или иную книгу.

Огромным стимулом к чтению научно-популярной литературы является непосредственно интерес к самим изданиям научно-популярной направленности. В психолого-педагогических исследованиях доказано, что интерес возникает тогда, когда ребёнок оказывается перед противоречием и когда у него возникает желание разрешить это противоречие.

Противоречия могут быть следующими:

  • между имеющимися знаниями и стремлением узнать новое;

  • между ограниченными возможностями общения на уроке и стремлением к более широкому общению как в среде сверстников, так и за её пределами;

  • между наличием у ребёнка тенденции к утверждению своей позиции и ограниченными возможностями её полной реализации в рамках обязательного учебного процесса.

В основе приёмов привлечения ученика к научно-популярной литературе должен лежать, с одной стороны, возникающий, а с другой – удовлетворяемый интерес. Этого можно достигнуть путём преднамеренного создания перед детьми противоречий, проблемных ситуаций.

Важным условием результативности названных выше приёмов является их систематическое применение в учебном процессе.

Выводы:

В теоретической литературе выделено 4 стадии развития научного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес.

Соблюдение условий развития познавательной деятельности напрямую связано с организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. Учебный труд должен быть: разнообразным, иметь связь с ранее усвоенными знаниями, иметь достаточную степень сложности, быть оценен. Необходимым условием является яркость содержания учебного материала.

Анализ опыта формирования интереса учащихся к географии на основе чтения научно-популярной литературы дает основу для следующих выводов:

  • Использование научно-популярной литературы не ограничивается урочным временем. Приветствуется организация домашнего и внеклассного чтения.

  • В качестве использования учениками научно-популярной литературы дома можно выделить следующие подходы: составление отзыва по прочитанной книге, пересказ содержания, подготовка к обсуждению, выполнение зарисовок, и , наконец, подготовка сообщений и рефератов.

  • Использование научно-популярной литературы на уроках очень многообразно. Это и работа с названием текста, чтение вслух (в том числе зачитывание информации о текущих событиях), подготовка докладов на уроках, самостоятельное чтение учениками. Учитель должен быть готов пояснять непонятные отрывки из текста, делать анализ докладов и их оценку.

  • Использование научно-популярной литературы во внеклассных занятиях по географии состоит в следующем: организация обмена книгами среди учеников, анкетирование для определения круга читательских интересов, рекомендация тех или иных книг к прочтению, ведение картотеки, оформление литературных стендов, организация читательских конференций, занятий в библиотеках.



  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта