2.1. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ЧАСТИ 1 КУРСА
«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗА РУБЕЖОМ»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема: Мыслители древности о воспитании (2 часа)
Задания к практическому занятию:
1. Прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Мыслители древности о воспитании».
2. Подготовить сообщения. Темы сообщений:
2.1. Конфуций об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете древневосточных философско-педагогических традиций.
2.2. Сократ об идеале, смысле его жизни, цели образования, образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете античных философско-педагогических воззрений.
2.3. Аристотель об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете традиций средневековой христианской педагогики.
2.4. Платон об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете традиций средневековой исламской педагогики.
2.5. Цицерон, Квинтиллиан, Сенека об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия.
План занятия
1. Вводное краткое (5-7 мин.) сообщение учителя: «Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире».
2. Заслушивание сообщений.
3. Заслушивание выступления аналитико-критического характера по одному из сообщений.
4. Характеристика качества аналитико-критического выступления.
5. Составление таблицы по следующей форме1:
5. В ходе беседы обсудить и объяснить отличия разных философско-педагогических концепций во взглядах на человека, смысл его жизни и цели воспитания.
Литература к практическому занятию по теме:
Мыслители древности о воспитании
Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учеб. пособия. Ч.1. М., 1980.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. М., 1981.
Аристотель. Этика. Политика. Поэтика // Собрание сочинений: В 4 т. Т.4. М., 1984.
Батлук О.В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала // Вопросы философии. 2001. №1.
Батлук О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме // Вопросы философии. 2000. №2.
Беседы и суждения Конфуция. СПб., 1999.
Будда и его учение / Сост. В.И. Корнев. М., 1999. (Антология гуманной педагогики).
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
Джуринский А.Н. История педагогики Древнего и Средневекового мира. М., 2000.
Европейская педагогика от античности до Нового времени / Под ред. Б.Г. Безрогова. Ч.1-2. М., 1994.
История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. Н.Д. Никандрова. М., 2007.
Конфуций / Сост. В.В. Малявин. М., 1996. (Антология гуманной педагогики).
Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе: возникновение, сущность, эволюция. М., 1993.
Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIX столетия. М., 2006.
Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Школа, воспитание и педагогика цивилизаций Ближнего Востока (древность и средние века). М., 1993.
Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция) / Пер. с франц. М., 1998.
Мукаева О.Д. Буддийское воспитание в контексте современности // Педагогика. 2002. №2.
От глиняной таблички – к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья / Под ред. Т.Н. Матулис. М., 1998.
Платон / Сост. Г.Б. Корнетов. М., 2000. (Антология гуманной педагогики).
Соломон и «литература премудрости» / Сост. В.Г. Безрогов. М., 1997. (Антология гуманной педагогики).
Упанишады / Пер. с санскрита. М., 2000.
Фохт Б.А. Перечитывая античную классику // Педагогика. 2000. №8.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии // Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: В 2-х т. Т2. М., 1978.
Юммель Ш. Аристотель // Мыслители образования. Т.1. М.,1994.
Юммель Ш. Платон // Мыслители образования. Т.3. М.,1995.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Тема: Проблема воспитания в средневековых философско-педагогических учениях (2 часа)
Задания к практическому занятию:
1. Прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Проблема воспитания в средневековых философско-педагогических учениях».
2. Подготовить сообщения для выступления (5-7 мин.) на практическом занятии. Темы сообщений:
2.1. Ф. Аквинский, И. Златоуст об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете традиций средневековой христианской педагогики.
2.2. Педагогические идеи исламских просветителей Ибн-Сина (Авиценна), Аль-Фараби, Аль-Бируни об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия в свете традиций средневековой исламской педагогики.
2.3. Мишель Монтень об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле.
2.4. Педагогическая мысль Византии (Михаил Пселл, Кирилл и Мефодий).
2.5. Теоретическое обоснование идеала нового человека, содержания образования, новой школы в трудах гуманистов Ф. Рабле, М. Монтеня, Э. Роттердамского, Т. Мора.
3. Подготовить доклад «В средневековой Сорбонне».
План занятия
1. Вводное краткое (5-7 мин.) сообщение учителя: «Истоки гуманистических традиций в средневековой педагогике».
2. Заслушивание сообщений.
3. Заслушивание выступления аналитико-критического характера по одному из сообщений.
4. Характеристика качества аналитико-критического выступления.
5. Составление таблицы по следующей форме:
|
Христианская педагогика
(Ф. Аквинский
И. Златоуст)
|
Исламская
педагогика
(Ибн-Сина,
Аль-Фараби,
Аль-Бируни)
|
Педагогическая мысль
Византии
|
Гуманисты
|
М. Монтень
|
Об идеале человека
|
|
|
|
|
|
О смысле его жизни
|
|
|
|
|
|
О цели воспитания
|
|
|
|
|
|
О доминирующих способах педагогического воздействия
|
|
|
|
|
|
О стиле педагогического взаимодействия3
|
|
|
|
|
|
5. В ходе беседы обсудить и объяснить отличия разных философско-педагогических концепций во взглядах на человека, смысл его жизни и цели воспитания.
Литература к практическому занятию по теме:
Мыслители древности и Средневековья о воспитании
Аль-Нахиб А. Авиценна (Ибн Сина) // Мыслители образования. Т.1. М., 1995.
Аль-Таби. Аль-Фараби // Мыслители образования. Т.1. М., 1995.Боргош Ю. Фома Аквинский / Пер. с польск. 2 изд., М.,1975.
Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Учеб. пособие: В 2 т. Т.I. В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах отцов Церкви и мыслителей Раннего Средневековья / Сост.: В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М.,1994.
Вормсер Ж. Монтень // Мыслители образования. Т.3. М., 1996.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
Джуринский А.Н. История педагогики Древнего и Средневекового мира. М., 2000.
Европейская педагогика от античности до Нового времени / Под ред. Б.Г. Безрогова. Ч.1-2. М., 1994.
Ибаньес Р.М. Хуан Луис Вивес // Мыслители образования. Т.4. М., 1996.
Ибн Сина Абу Али. Избранные произведения. М., 1980.
Иоанн Златоуст, свт. О воспитании. Репринт. Изд. Московской Патриархии. М., 1993.
История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. Н.Д. Никандрова. М., 2007.
Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIX столетия. М., 2006.
Мартин Лютер – реформатор, проповедник, педагог / Сост. О.В. Курило. М., 1996.
Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Вивеса. Курск, 1995.
Монтень М. О воспитании детей // Опыты: В 3-х кн.: Кн.1-2. М., 1979.
Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV–ХVII вв.) / Сост. Н.В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцева. М., 1999.
Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; Под общ. ред. Т.Н. Матулис. М., 1996.
Пророк Мухаммад / Сост. М.И. Махмутов. М., 1997. (Антология гуманной педагогики).
Салимова К.И. Из педагогического наследия Востока // Педагогика. 2009. №9.
Уотсон К. Сэр Томас Мор // Мыслители образования. Т.3. М., 1996.
Харисова Л.А. Духовно-нравственные ценности ислама // Педагогика. 2008. № 9.
Эразм Роттердамский. Похвала Глупости (главы 13, 14, 32). М., 1991.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3-4
Тема: Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв. (4 часа)
Задания к практическому занятию:
1. Прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.».
2. Подготовить сообщения для выступления (5-7 мин.) на практическом занятии. Темы сообщений:
2.1. Я.А. Коменский об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.
2.2. Дж. Локк об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.
2.3. Р. Декарт об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия.
2.4. К.А. Гельвеций об идеале человека, смысле его жизни, о ведущей роли воспитания в становлении личности, о цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.
2.5. Д. Дидро идея гармонизации соотношения природного и общественного начал в человеке; обоснование подходов к его воспитанию. Об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.
2.6. Ж.-Ж. Руссо об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.
3. Подготовить доклады:
3.1. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Я.А. Коменского. Отражение дидактических идей Я.А. Коменского в современной теории и практике обучения.
3.2. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Дж. Локка.
3.3. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо.
3.4. Влияние педагогической системы Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо на воззрения зарубежных и русских педагогов.
3.5. Педагогические взгляды и достижения И.Б. Базедова, Ф. Фенелона, Ш. Роллена, их актуальность для современной образовательной практики.
Часть 1 практического занятия по теме:
«Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.». (2 часа)
План проведения 1 части занятия.
1. Вводное краткое (5-7 мин.) сообщение учителя: «Педагогические идеи Нового времени и эпохи Просвещения: общая характеристика».
2. Заслушивание докладов и сообщений студентов (см.: задания 3.1., 2.1., 3.2., 2.2, 2.3., 2.4.).
3. Заслушивание выступления аналитико-критического характера из докладов (сообщений).
4. Характеристика аналитико-критического выступления.
5. Составление таблицы по следующей форме:
|
Я.А.
Коменский
|
Дж. Локк
|
Р. Декарт
|
К. А.
Гельвеций
|
Д. Дидро4
|
Об идеале человека
|
|
|
|
|
|
О смысле его жизни
|
|
|
|
|
|
О цели воспитания
|
|
|
|
|
|
О доминирующих способах педагогического воздействия
|
|
|
|
|
|
О стиле педагогического взаимодействия
|
|
|
|
|
|
6. В оставшееся после заслушивания и обсуждения докладов время можно провести следующую мини-дискуссию:
Я.А КОМЕНСКИЙ утверждал: школа – место игр, дом наслаждений и удовольствий (в переводе с древнегреческого слова «школа» означает досуг).
ОППОНЕНТ (наш современник) с сожалением отмечает: Мы сделали школу местом тяжелой, неинтересной работы.
Кто прав? Студентам предлагается в обсуждении аргументировать свой ответ.
Часть 2 практического занятия по теме:
«Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.». (2 часа)
План проведения 2 части занятия
1. Заслушивание докладов студентов (см.: задания 2.5, 3.3, 2.6, 3.4, 3.5).
2. Заслушивание выступлений аналитико-критического характера по одному из сообщений.
3. Характеристика качества аналитико-критического выступления.
4. В оставшееся после заслушивания и обсуждения докладов время можно провести следующие мини-дискуссии:
Ж.Ж. РУССО писал: «Не давайте вашему ученику никаких словесных уроков, он должен получать их лишь из опыта; не налагайте на него никаких наказаний, ибо он не знает, что такое быть наказанным; никогда не заставляйте его просить прощения, ибо он не сумел бы вас оскорбить».
Предлагается прокомментировать совет Ж.Ж. Руссо с педагогической точки зрения.
Литература к практическому занятию по теме:
«Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.»
Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения / Сост. С.Я. Карп. М., 1992
Европейская педагогика от античности до Нового времени / Под ред. Б.Г. Безрогова. Ч.1-2. М.,1994.
Гельвеций К.А. Сочинения: В 2-х т. М., 1974.
Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Т. I /Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. М., 1989.
Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.,1975.
Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.1. М., 1982.
Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1982.
Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.: Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1987.
Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV–XVII вв.) / Сост. Н. В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. М., 1999.
Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; Под общ. ред. Т.Н. Матулис. М., 1996.
Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии // Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2004.
Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М., 2000.
Корнетов Г.Б. Западная педагогика XVII–XVIII вв. М., 2002.
Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIX столетия. М., 2006.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5-6
|