«Ярославский государственный педагогический университет
им. К. Д. Ушинского»
кафедра всеобщей истории
Эссе
«Новая культурная история»
Выполнила: студентка 141группы
Буцан Марина
Преподаватель: Афанасьева А. Э.
Ярославль 2011
Новая культурная история возникла в начале 80-х – конце 90-х годов XX века. Под таким названием вышел сборник американского историка Линн Хант. В этом сборнике были собраны материалы конференции 1987 года в Калифорнийском университете Беркли «Французская история: тексты и культура». Новая культурная история получила особенно широкое распространение в США, также получила отклик во Франции (Р. Шартье, Д. Морне), в Германии (Букхардт) и Голландии (Хейзинги). П. Бёрк указывает, что сегодня новая культурная история – преобладающая форма культурной истории и истории как таковой1.
Новая культурная история занимается изучением вопросов повседневной жизни обычных людей, их мировоззрения, системы ценностей и поведения. Всё, что окружает людей, заслуживает внимания исследователей: тело, любовь, одежда, жесты, эмоции, юмор, привычки, еда и т.д.
Новая культурная история формируется в болевых точках новой социальной истории, ставших в процессе переопределения самой категории «социального» и мобилизации всего жизнеспособного в арсенале социокультурной истории точками роста. Она акцентирует своё внимание на дискурсивном аспекте социального опыта в самом широком его понимании2.
Главная задача исследователя – показать, каким именно образом субъективные представления, мысли, способности индивидов включаются и действуют в пространстве возможностей, ограниченном объективными, созданными предшествовавшей культурной практикой коллективными структурами, испытывая на себе их постоянное воздействие.3
Предмет исследования – различных репрезентаций: литературные, ментальные, визуальные. Изучение истории репрезентаций (труда, природы, церкви) породило ряд множество исследований. Аналитический потенциал концепции постоянно курирующих «репрезентативных стратегий» открывает новые перспективы в описании, объяснении и интерпретции социальных процецоссов.4
По мнению П. Бёрка новая культурная история следует новой «парадигме» - такой модели «нормальной» практики, из которой возникает новая исследовательская традиция. Тяготение к ментальностям, стихийным представлениям и чувствам. Интеллектуальная история – старшая сестра, более серьёзная и точная, младшей сестре – новой культурной истории – свойственна некоторая расплывчатость, но более захватывающий полёт воображения5.
Выдвижение тезисов, концепций и гипотез – отличительная черта новой культурной истории. Одна концепция может вызвать ряд исследований, критикующих и обсуждающих её, применение этой концепции к различным сферам, эпохам, странам.
Список литературы
Бёрк П. «Антропологический поворот» в гуманитарных науках: индивидуальные версии и конфигурация целого. Историческая антропология и новая культурная история / П. Бёрк // Новое литературное обозрение. – 2005. - №75
Репина Л. П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей: Человек в истории. – М., 1996.
1 Бёрк П. «Антропологический поворот» в гуманитарных науках: индивидуальные версии и конфигурация целого. Историческая антропология и новая культурная история / П. Бёрк // Новое литературное обозрение. – 2005. - №75.
2 Репина Л. П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей: Человек в истории. – М., 1996. – С. 25-39.
3 Репина Л. П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей: Человек в истории. – М., 1996. – С. 25-39.
4 Репина Л. П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей: Человек в истории. – М., 1996. – С. 25-39.
5 Бёрк П. «Антропологический поворот» в гуманитарных науках: индивидуальные версии и конфигурация целого. Историческая антропология и новая культурная история / П. Бёрк // Новое литературное обозрение. – 2005. - №75.
|