Навигация по странице:
|
Образовательный стандарт учебного предмета Физическая культура и здоровье
Содержание учебного предмета
«Физическая культура и здоровье»
(4 часа)
лекция
1. Государственный образовательный стандарт учебного предмета «Физическая культура и здоровье».
Цель, задачи, основные содержательные линии, уровни предъявления содержания образования, требования к оканчивающим обучение на различных уровнях общего среднего образования.
2. Учебные программы «Физическая культура и здоровье» для 1–4, 5–9, 10–11 классов. Общая структура программы.
3. Содержание учебного материала. Требования к учащимся, оканчивающим начальную, базовую, среднюю общеобразовательную школу. Общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности, подлежащие усвоению на каждой ступени общего среднего образования. Направленность учебных программ на формирование компетенций, необходимых для самостоятельного использования средств физической культуры
1. Государственный образовательный стандарт учебного предмета «Физическая культура и здоровье».
Цель, задачи, основные содержательные линии, уровни предъявления содержания образования, требования к оканчивающим обучение на различных уровнях общего среднего образования.
Для всех форм получения образования в пределах образовательного уровня действуют единые образовательные стандарты.
Статья 11. Закона об образовании
В Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов.
Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании.
Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования.
Стандарт - норма, образец, модель, принимаемые за исходные для сопоставление с ними подобных объектов. Он устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентными органами.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – нормативный правовой документ, устанавливающий совокупность норм и требований к структуре, содержанию общего среднего образования, объему учебной нагрузки и уровню подготовки учащихся по ступеням обучения и уровням образования. Образовательный стандарт общего среднего образования определяет обязательный минимум содержания образования базового, повышенного и углубленного уровня изучения учебных предметов, максимальный объём учебной нагрузки учащихся, устанавливает требования к уровню подготовки учащихся и выпускников
Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Государственный образовательный стандарт (ГОС) – социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией, Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев).
Наряду с законом "Об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.
Важным показателем системы образования служит степень демократичности его стандарта, которая прежде всего характеризуется соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями.
Итак, стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.
Образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового общего образования. Реальные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по широте, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться внутри страны некоторого гарантированного качества подготовки выпускников школы, на который можно опереться при организации последующего обучения. Этим самым обеспечивается эквивалентность образования - важнейший фактор решения многих демографических и социальных проблем: возможности миграции населения, признания документов об образовании, полученных в различных регионах, и т.п.
Четкое определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях. Таким образом, создаются предпосылки для разрешения противоречия между правами и обязанностями ученика: школьник обязан выполнять государственные требования к уровню общего образования и имеет право при наличии соответствующего желания двигаться в овладении содержанием образования дальше.
Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. При этом открытая информация о стандартах дает возможность школьнику осознанно избирать индивидуальную траекторию своего развития.
Такой подход к содержанию общего образования в значительной степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения и создает условия для полноценного развития личности школьника.
Таким образом, реализация основных функций стандарта общего образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей образования; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря повышению доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки, знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; переходу к оценке результатов труда учителя на основе соответствия учебных достижений школьников стандарту образования; принятию обоснованных управленческих решений; гарантированному выделению в учебном плане времени для занятий по выбору учащихся в соответствии с их способностями, интересами и склонностями.
К числу основных функций стандарта следует отнести:
– функцию обеспечения права на полноценное образование. Она заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;
– функцию обеспечения единства образовательного пространства страны. Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных типов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового образования. Реальные учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень, не ниже задаваемого стандартом;
– функцию обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
– критериально-оценочную функцию. Она проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты стандарта включают требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;
– функцию повышения объективности оценивания. Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.
Образовательный стандарт в комплексе соответствующих нормативных правовых документов обязателен для применения государственными органами управления образованием; общеобразовательными учреждениями всех типов; учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, осуществляющими обучение на III ступени общего среднего образования; учреждениями, обеспечивающими получение высшего педагогического образования; учреждениями, осуществляющими повышение квалификации и переподготовку соответствующих педагогических кадров.
Цели образовательного стандарта
обеспечить оптимальную степень упорядочения структуры, содержания общего среднего образования и его результатов, объема учебной нагрузки учащихся;
регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в достижении целей общего среднего образования, повышении его качества и удовлетворении образовательных запросов учащихся;
реализацию прав граждан на доступность общего среднего образования, выбор типа общеобразовательного учреждения, уровней изучения учебных предметов, направленности и профиля обучения в соответствии с возможностями и образовательными запросами;
создание условий для полноценного развития личности, сохранения и укрепления здоровья учащихся;
преемственность и непрерывность ступеней и уровней общего среднего образования;
преемственность в содержании дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Функции образовательного стандарта:
установление общих требований к уровню общего базового и общего среднего образования в единстве целей, задач, сроков обучения и особенностей организации образовательного процесса на I, II и III ступенях общего среднего образования;
установление общих требований к обязательному содержанию образования на базовом, повышенном и углубленном уровнях изучения учебных предметов в виде совокупности базовых образовательных областей и состава учебных предметов, а также целей, задач, структуры и объема содержания образования учебных предметов в соответствии с уровнями их изучения на I, II и III ступенях общего среднего образования в общеобразовательных учреждениях (классах) с белорусским и русским языками обучения;
установление общих требований к обязательному и максимальному объемам недельной учебной нагрузки учащихся по классам на ступенях и уровнях общего среднего образования;
определение общих требований к уровню подготовки выпускников на уровнях общего базового и общего среднего образования как иерархии планируемых результатов обучения по усвоению учащимися базовых ценностей национальной и общечеловеческой культуры, общеучебных умений, способов деятельности, обобщенных предметных знаний и умений;
определение общих требований к типам общеобразовательных учреждений;
установление общих требований к итоговой аттестации учащихся за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования;
определение общих требований к документам об общем базовом и общем среднем образовании.
Структура образовательного стандарта
раскрывает область его применения, содержит определения терминов основных объектов стандартизации, общие положения, а также включает:
цели и задачи общего среднего образования;
общие требования к уровням общего базового и общего среднего образования;
общие требования к обязательному содержанию образования на базовом, повышенном и углубленном уровнях изучения учебных предметов;
общие требования к обязательному и максимальному объемам учебной нагрузки учащихся;
общие требования к уровню подготовки выпускников на уровнях общего базового и общего среднего образования;
общие требования к типам общеобразовательных учреждений;
общие требования к итоговой аттестации учащихся за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования;
общие требования к документам об образовании за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования.
Применительно к учебным предметам общие требования:
к обязательному содержанию образования на базовом, повышенном и углубленном уровнях их изучения,
к уровню подготовки выпускников, завершающих обучение на уровнях общего базового и общего среднего образования.
Уровни изучения учебных предметов
Создание условий для реализации потребностей учащихся в получении общедоступного бесплатного общего среднего образования в соответствии с их способностями, интересами, образовательными запросами и возможностями обеспечивается установлением базового, повышенного и углубленного уровней изучения учебных предметов.
Базовый уровень изучения учебного предмета – содержание образования по учебному предмету, обязательное для усвоения всеми учащимися (общеобразовательный минимум).
Содержание образования на базовом уровне выполняет общекультурную функцию в развитии личности, формировании у обучающихся социальной и функциональной грамотности. Базовый уровень изучения учебных предметов создает основу для развития созидательных возможностей каждого обучающегося, его самовыражения и самореализации в разнообразных, динамично изменяющихся сферах деятельности.
Базовый уровень изучения учебного предмета предусматривает минимально необходимый объем содержания учебного материала, требования к усвоению которого задаются как планируемые результаты обучения в системе обобщенных, фундаментальных знаний, умений, способов деятельности, достижение которых предусматривается в рамках учебных часов, отводимых государственным компонентом учебного плана.
Повышенный уровень изучения учебного предмета – содержание образования по учебному предмету, включающее базовый уровень изучения учебного предмета с расширением и углублением его содержания.
Изучение учебных предметов на повышенном уровне способствует достижению целей и задач допрофильной подготовки и профильного обучения.
Повышенный уровень изучения учебного предмета предусматривает минимальное расширение и углубление содержания образования базового уровня на ступенях общего среднего образования. Изучение учебных предметов на повышенном уровне сопряжено прежде всего с отработкой умений и навыков, формированием способов деятельности, опыта творческой деятельности.
На долю дополнительного учебного материала повышенной сложности, в том числе и для отработки способов деятельности, формирования опыта творческой деятельности отводится от 15 до 25 % учебной информации по отношению к базовому уровню. Количество учебных часов, которые отводятся на изучение учебного предмета на повышенном уровне на II ступени общего среднего образования, определяется из расчета не более 50 % учебного времени, отводимого на изучение соответствующего предмета на базовом уровне, а в XI–XII классах – не более 100 % (за исключением отдельных предметов).
Требования, предъявляемые к содержанию образования и уровню подготовки учащихся на повышенном уровне изучения учебных предметов, рассматриваются как единое основание для установления требований к вступительным испытаниям абитуриентов учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, по профильным предметам.
Для изучения учебного предмета на базовом и повышенном уровнях (за исключением иностранного языка) предусматривается создание одного учебника (учебного пособия).
|
|
|