МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Воронежский Государственный Педагогический Университет»
(ВГПУ)
Кафедра общей и педагогической психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Психология»
на тему: Особенности психического развития ребёнка
из многодетной семьи
по направлению «Педагогическое образование»
профиль «Дошкольное образование»
Выполнил: студентка 2 курса, II гр.,
заочной формы обучения
отделения «Дошкольное образование»
психолого-педагогического факультета
Евсеева Екатерина Васильевна
Научный руководитель:
Доцент, к.б.н.,
Рогов Михаил Владимирович
Воронеж 2016
Содержание:
Введение ………………...………………………………………………………..3
Глава I. Психические особенности детей из многодетных семей как объект исследования
1.1. Факторы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье……………………………………………………………………………….5
1.2. Влияние размера семьи на ребёнка…………………………...……………..8
Глава II. Многодетная семья как объект социальной работы
2.1. Понятие и типология многодетных семей…………...………………........14
2.2. Проблемы многодетных семей…………………………………………......16
2.3. Направления деятельности социальной работы с многодетными семьями. …………………………………………………………….....................................19
Заключение…...…………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………...…………………………...25
Приложение
Введение
В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья, отмечается: изменение её функций, сокращение размеров, изменение типа главенства. Распад нормативной системы многодетного родительства привело к широкому распространению норм малодетности.
В современных условиях семья, имеющая трех и более детей, относится к многодетным семьям.
На первый взгляд, самой актуальной проблемой многодетной семьи является проблема экономического плана, бюджета семьи. Но существуют не менее важные вопросы, относящиеся к проблеме развития детей в многодетной семье.
Психологи и педагоги напоминают, что для ребенка лучше, если он в семье не одинок, а окружен братьями и сестрами - у него больше шансов избежать детского аутизма, неврозов, страхов, нездорового эгоцентризма, зацикленности на себе. Но вместе с тем, нужно отметить, что многодетность может быть и фактором риска психического здоровья детей в семье, так как между ними может развиться соперничество, негативные отношения друг к другу, последствия которых отрицательно влияет на личность детей.
В семье, где возникают проблемы взаимоотношений детей, родители по своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания их общения. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями (Г.Т. Хоментаускас, Адель Фабер, Элен Мазлин, А.Я. Варга, В.Н. Котырло, В.Г. Нечаева и т.д.), основной причиной негативных отношений детей является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.
Объект работы:Психическое развитие ребёнка из многодетной семьи.
Предмет работы:Закономерности психического развития ребёнка в многодетной семье.
Цель работы: Изучить особенности развития детей в многодетных семьях.
Задачи:
Проанализировать психолого – педагогическую литературу и социологическую литературу по данному вопросу;
Рассмотреть факторы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье;
Выявить влияние размера семьи на ребёнка;
Изучить проблемы многодетных семей.
Структура: Работа состоит из введения, 2-х глав, приложения и заключения.
Глава 1. Психические особенности детей из многодетных семей как объект исследования
Факторы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье.
Потребность в изучении психологических факторов формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье вызвана двумя причинами:
Первая заключается в том, что многодетная семья принадлежит к "нетипичным" семьям, и есть все основания полагать, что в ней, как в любой нетипичной семье, возникают особые, специфические психологические обстоятельства, небезразличные для развития психики ребенка, становления его индивидуальности. К сожалению, до сих пор нет полных сведений о распределении семей по детности, полученных при переписи населения 1989 года, поэтому судить о количестве многодетных семей можно только, по региональным данным; они свидетельствуют о том, что в последние годы семьи с тремя и более детьми составляет по разным регионам от 6 до 12-13%.[3]
Однако, как показывают некоторые опросы, репродуктивные установки значительно выше: в Москве при улучшении материальных условий жизни- 44% женщин хотели бы иметь трех детей, 7,5%-четырех, около 4% - пятерых и больше. [2]
Поэтому анализ специфики психического развития ребенка в многодетной семье актуален для перспективного планирования семьи.
В отечественной психологии исследований на эту тему практически нет с конца 20-х годов. Исходя из теоретических представлений, считается, что большая семья имеет определенные преимущества, заключающиеся, в частности, в возможности разновозрастных отношений детей, существенно увеличивающих и обогащающих коммуникативные связи. [2]
В зарубежной же литературе отмечается ряд весьма неблагоприятных моментов - таких, как, например, снижение среднего интеллектуального уровня при увеличении количества детей в семье, а также у каждого следующего по порядку рождения ребенка, формирование специфических личностных, адаптация к школе и т.д. В целом это - довольно широкое русло исследований, как эмпирических, так и теоретических. Считается, что знание о негативных сторонах многодетности необходимо и для государства и для выбора правильной демографической политики, и для семьи, планирующей количество детей.
Вторая причина, по которой необходимы подобные исследования, кроется в логике психогенетических исследований. Неверно предполагать, что задача последних - только в поиске наследственных детерминант межиндивидуальной вариативности; исследование средовой составляющей привлекает не меньшее внимание ученых, работающих в этой области. В последнее десятилетие здесь наметился переход от изучения традиционно выделяемой межсемейной и внутрисемейной среды к "общей" и "индивидуальной" ( R. Plomin, I989).
"Общая" среда - это средовые влияния, делающие членов одной семьи похожими друг на друга; "индивидуальная" - та среда, которая, наоборот, приводит к различиям между ними, причем локус этих влияний может быть как внутри, так и вне семьи. В "индивидуальной" среде выделяются случайные и систематические влияния; к последним относится, среди прочего, и семейная конфигурация, то есть размер семьи, последовательность рождения детей и т.д.
Исследование индивидуальной среды на модели многодетной семьи продуктивно и потому, что и родители с каждым из детей, и сиблинги между собой имеют, в среднем 50% общих генов. Эта модель может оказаться оптимальным и наиболее экономным способом первичного выделения средовых факторов, значимых для формирования тех или иных индивидуальных особенностей, чем и определяется теоретическая значимость работы. [8]
Анализ зарубежных исследований дает основания считать, что основные усилия по изучению механизмов действия данных факторов необходимо сосредотачивать на исследовании психологических причин. Все остальные предлагаемые концепции (физиологические, экономические и др.), объясняя отдельные детали, в целом не выдерживают критики. Наиболее тщательно разработанная модель интеллектуального развития R. Zajonc (I960, 1983) представляет собой модель именно психологического толка.
Однако для проверки психологических гипотез нужно перейти от межcемейных сопоставлений (большинство исследований относится именно к ним) к анализу диадических взаимодействий внутри семей. На это также указывается в соответствующей литературе.Кроме того, судя по некоторым данным R. Zajonc(1983), в указанных выше феноменах многодетной семьи существуют явные крооскультурные различия. [11]
Сказанное определило цель нашего исследования. Она заключается в том, чтобы:
а) выяснить, существуют ли в нашей культуре описанный феномены;
б) психологически содержательно проанализировать роль размера семьи и очередности рождения в процессе формирования индивидуальности ребенка в многолетней семье.
Объектами исследования были: показатели интеллекта, креативности, образной и вербальной памяти, внимания, импульсивности-рефлексивности, интро-экстраверсии; оценивался также стиль воспитания детей в семье.
Для достижения указанной цели необходимо было решить следующие конкретные задачи.
1. Сопоставить перечисленные характеристики, a также школьные оценки у детей из многодетных семей и единственных детей.
2.По указанным показателям оценить сходство в парах; мать-отец, мать-ребенок, отец-ребенок, сиблинги.
3. Изучить особенности предпочитаемого каждым из родителей стиля воспитания и оценить его влияние на выраженность когнитивных и личностных показателей у детей.
Научная новизна данной работы состоит в том, что, во-первых, впервые в нашей стране проведено систематическое психологическое исследование детей из многодетной семьи, установлено влияние размера семьи и очередности рождения на индивидуальные показатели когнитивных и личностных характеристик; во-вторых, в исследовании получены новые данные о связи интеллекта с успешностью обучения, с другими когнитивными характеристиками, а также с личностными характеристиками; в-третьих, установлено влияние на полученные закономерности пола ребенка и родителя.
Практическое значение данного исследования определяется тем, что его результаты можно использовать при проведении психологической консультативной работы, при составлении социальных программ развития института семьи, а также в педагогической практике с целью индивидуализации обучения и воспитания детей из многодетных семей. Теоретические положения и полученные результаты используются при преподавании психологических дисциплин в Тираспольском педагогическом институте, при преподавании социальной и дифференциальной психологии на курсах "Школьный психолог" в Тираспольском институте усовершенствования учителей, а также применяются автором при проведении консультативной и коррекционной работы в качестве школьного психолога.
1.2. Влияние размера семьи на ребёнка.
Здесь выносятся следующие положения:
1. На формирование индивидуальных особенностей когнитивной сферы детей из многодетных семей с низким социо-экономическим статусом оказывает влияние конфигурация семьи: размер сибства и очередность рождения детей.
2. Психологической причиной, механизмом действия этих факторов следует считать изменение психологического статуса каждого ребенка в семье вместе с изменением конфигурации семьи.
3. Существует тесная связь эффекта очередности рождения с полом детей. Действие фактора очередности рождения специфично по отношению к мальчикам и девочкам.
Влияние размера семьи заключается в том, что с увеличением количества детей снижается средний уровень их интеллектуального развития. Этот аффект надежно воспроизводится независимо от возраста детей, их национальной принадлежности, типа местности, где они проживают (сельские или городские районы), а также независимо от используемых тестов интеллекта (рассмотрели зарубежные исследователи, как A. Anastasy, 1956; М. Breland, 1977, J. Blake, 1981, R. Zajonc, 1980, M. Wagner, 1985, M. Storfer, 1990).
Образование родителей как средовая составляющая интеллектуального потенциала, определяющая тип отношения к детям, а также мотивационные и эмоциональные характеристики семьи; уменьшение воспитательных ресурсов родителей, приходящихся на каждого ребенка, в частности, снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок (они становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплинированности у них жестче, индивидуализация воспитания – ниже).
Эффект размера семьи может быть выражен сильнее или слабее в зависимости от ряда других переменных, относящихся к конфигурации семьи. Наиболее тесно эффект размера семьи взаимодействует с социо-экономическим статусом: он часто не наблюдается в семьях, принадлежащих к верхним 20-25% по социо-экономическому статусу, отчетливо выражен в среднем классе «Я» очень ярко - в низших слоях населения (F. Page, G. Grandon, 1979). Предполагается, что самое неблагоприятное воздействие на психическое развитие детей оказывает большой размер семьи в сочетания с низким социо-экономическим статусом.
Многими исследователями в основном признается также и связь размера семьи с особенностями личности детей, но исследований такого типа - очевидно, в связи с их большей трудоемкостью - меньше. В целом, авторы согласны в том, что дети из больших семей более конформны, агрессивны, имеют более бедное самосознание, но одновременно они выше по организованности и лидерству. [5]
Порядковый номер рождения ребенка большинством исследователей признается самостоятельным фактором влияющим на формирование когнитивных и личностных характеристик детей. Эффект очередности рождения заключается в том, что с повышением порядкового номера рождения снижаются интеллектуальные показатели, за исключением последнего ребенка, который часто имеет результаты лучшие, чем у предыдущих детей. Эффект очередности рождения наблюдается в семьях любого размера и зависит от возраста детей и интервалов между их рождениями.
Зависимость эта столь сильна, что в некоторых случаях, например, когда интервалы между рождениями детей большие, влияние номера ребенка на его интеллект становится позитивным. На это же указал R. Zajonc (I979, 1980), обсуждая вопрос о связи эффекта очередности рождения с возрастом детей. Он считает, что интеллектуальная среда семьи, определяющая интеллектуальное развитие ребенка, специфична в каждый конкретный промежуток времени. Интеллектуальная среда постоянно изменяется в связи с взрослением членов семьи, ее расширением им сокращением. Изменение
интеллектуальной среды гложет иметь различное значение для оттого и того не ребенка в разном возрасте. В частности, для детей, имеющих двух и более сибсов, эффект очередности рождения может быть в разных возрастах отрицательным, положительным и нулевым. [12]
Механизмы действия фактора очередности рождения недостаточно изучены, предполагаемые причины - в количественной и качественной специфике общения каждого ребенка, находящегося в определенной сиблинговой позиции, с окружающими. В большей мере исследуется связь очередности рождения с интеллектом: работ, где оцениваются особенности личности, и здесь - меньше. Надежных данных о специфических личностных особенностях детей с различными порядковыми номерами рождения нет. Предполагается, что первенцы более доминантны, директивны, склонны к нарциссизму, а последние более зависимы, эмпатичны.
Рассматриваются различные теоретические концепции и модели, разрабатывающиеся зарубежными психологами для объяснения эффектов большой семьи. Некоторые из них в настоящее время уже считаются несостоятельными, другие требуют уточнения и проверки. Известны:
а)физиологические гипотезы, в основе которых лежит предположение о том, что пренатальные условия развития и течение родов различны от рождения к рождению и в дальнейшем сказываются на развитии нервной системы и психическом развитии;
б) экономические гипотезы, согласно которым первенец расходует большую часть "воспитательных ресурсов" семьи; последующим детям заботы, времени и денег родителей остается - с каждым номером - все меньше и меньше;
в) генетические гипотезы, объясняющие эффекты размера сибства тем, что с увеличением возраста матери (отца) происходит "ухудшение" генетического материала, что может проявиться в увеличении вероятности мейотических нарушений;
г) психологические гипотезы, основанные на предположении о важной роли контактов со взрослыми в психическом развитии детей; первенцы, получают больше родительского внимания и больше взаимодействуют с родителями, чем последующие дети, что и позволяет им быстрее развиваться интеллектуально.
Психологические гипотезы считаются в последнее время наиболее состоятельными.
Наиболее разработанной моделью психологического толка представляется модель интеллектуального развития, провоженная R. Zajonc (1979, 1930, 1983). Согласно этой модели в каждой семье складывается специфическая интеллектуальная обстановка, элементами которой является индивидуальный опыт каждого члена семьи. Каждый член семьи влияет на всю семью целиком, а семья влияет на него. Из модели следует, что большего
интеллектуального развития следует ожидать в малых семьях с большой разницей лет между сиблингами.
Авторы модели считают, что старшие дети с появлением нового члена семьи испытывают влияние двух факторов:
I) обеднение средней интеллектуальной среды из-за вхождения в нее маленького ребенка;
2) ускорение собственного умственного роста благодаря необходимости выполнять обучающую функцию. При этом действие первого фактора отрицательное, а действие второго - положительное, поскольку первый фактор сильнее, то в целом интеллектуальней рост старших детей на некоторое время замедляется.
R. Zajonc (I960) в своей модели учитывают интервалы между рождениями детей, возраст детей, культурные различия, социо-экономический статус как факторы, влияющие на выраженность эффектов размера семьи и очередности рождения. При атом они подчеркивают, что все эти факторы могут воздействовать только на крутизну снижения или повышения интеллекта, но в любом случае эффекты размера семьи будут налицо.[12]
Исследование показало: по всем исследованным когнитивным характеристикам уровень развития детей из многодетных семей ниже уровня развития единственных детей, в том числе и по показателям школьной успеваемости (в распределении школьных оценок у детей из многодетных семей, как правило, больше троек и меньше пятерок).
Наиболее заметные различия между детьми из многодетных семей и единственными детьми - в сфере вербального развития (вербального интеллекта, вербальной памяти). Этот результат согласуется с данными зарубежных психологов подтверждает предположение с тем, что большой размер семьи сопряжен со снижением качества общения. Из сравнения первенцев и вторых детей в многодетной семье по когнитивным показателям выявилось лишь незначительное преимущество первенцев, что соответствовало ожиданиям согласно модели слияния, предложенной R. Zajonc (1979). По утверждению этого автора, отрицательное действие фактора очередности рождения на когнитивное развитие не столь велико, чтобы можно было обнаружить, значительные различия в интеллекте уже между первыми двумя детьми. [1]
|