формирование у кураторов теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе.
Основными направлениями деятельности являются: аналитическая и исследовательская деятельность, взаимное посещение мероприятий внутри методического объединения с целью обменом опыта и совершенствовании методики, проведение открытых классных часов и внеклассных мероприятий, рассмотрение вопросов организации и участия классных коллективов в мероприятиях, анализ результатов уровня воспитанности классных коллективов и в целом школьного коллектива, подготовка и обсуждение докладов по вопросам методики организации работы классного руководителя ОУ.
Основными формами работы являются: инструктивно – методические совещания, изучение руководящих документов и передового педагогического опыта, круглые столы, семинары; творческие отчеты классных руководителей; открытые классные часы и мероприятия; лекции, сообщения, доклады; конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок.
Качественная характеристика организаторов воспитательного процесса и кураторов.
В 2013 -14 учебном году обязанности кураторов были возложены на 23 педагогов. Высшую квалификационную категорию имеют 10 человек, что составляет 40 %, первую категорию – 15 человек (60%). Количество педагогов, осуществляющих классное руководство в младшем звене - 11 человек, в среднем звене – 11, в старшем звене – 3.
На протяжении многих лет состав кураторов стабилен, сохраняется преемственность выполнения этой работы.
Профессиональная подготовка кураторов отвечает современным требованиям, закрепленных в Положении о кураторах.
Эффективность работы прослеживается в положительной динамике в:
состоянии психологического и физического здоровья студентов;
уровне воспитанности учащихся;
проценте посещаемости учебных занятий и внеучебных мероприятий;
уровне сформированности студенческого коллектива;
-
рейтинге активности группы и отдельных студентов в техникумовских, городских и региональных мероприятиях.
Организаторы воспитательного процесса: заместитель директора по ВР Бондаренко Ю.П. (высшее образование, высшая квалификационная категория), зав. отделениям механо-корпусных дисциплин Лозянова Т.П., Зав. отделением радиотехнических дисциплин Калмыкова Г.И. (обе имеют высшее образование, первая категория) - воспитатели Королёва О.А. , Гамаюнов О.А. психолог СМТ Андреев А.А. все имеют высшее образование, первую категорию.
В 2013-2014 году было проведено пять заседаний МО куратороы, со следующей повесткой дня:
1. Информационно - организационное на тему«Целеполагание и содержание воспитательной работы с учащимисяна 2012– 2013 гг.», на котором был утвержден план работы на 2012-13 уч. год, изучены нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию воспитательной работы.
2 Круглый стол по теме «Роль классного руководителя в повышении мотивации к учению», где были обсуждены следующие вопросы: основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и учителями-предметниками, кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки, методы и методики диагностической работы.
3. Конференция идей на тему«Новые воспитательные технологии» с посещением открытого мероприятия, на котором рассматривались следующие вопросы:методика коллективной творческой деятельности как основа современных воспитательных технологий, воспитание нравственности у старшеклассников через систему внеклассных мероприятий, бесед, индивидуального общения с подростками.
4. Педагогический совет «Взаимодействие семьи и школы в современных условиях» с вопросами: семья и школа: пути эффективного взаимодействия
5. Итоговое заседание «Оценка работы за 2012-2013 учебный год», на котором провели анализ воспитательной работы классных руководителей, подведены итоги конкурса «Класс года», подвели итоги работы МО классных руководителей, обсудили перспективный план работы МО на 2013-2014 уч.г.
Межсекционная работа включала в себя составление планов воспитательной работы в классных коллективах, совершенствование воспитательных систем, организацию взаимных посещений кл. руководителями внеклассных мероприятий.
В конце учебного года проходил творческий отчет класса с презентацией классных дел и достижений за год «Портрет класса на фоне школы». Итогом работы классного коллектива являются результаты конкурса « Класс года».
Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной? социализации в обществе.
В 2012-2013 учебном году для повышения эффективности деятельности классного руководителя в воспитательном процессе и обозначения перспектив в их работе необходимо было выявить проблемы. С этой целью, в октябре было проведено анкетирование классных руководителей и составлено две аналитические справки. В первом анкетировании принимали участие 19 классных руководителей.
Анкета состояла из 4 вопросов:
Поставьте оценку деятельности ШМО классных руководителей в 2012-2013 учебном году (по 5-ти бальной системе).
Считаете ли Вы необходимым активизировать работу МО классных руководителей?
Выделите основные проблемы, мешающие полноценной работе классного руководителя.
В чём вы сами видите основную цель работы МО классных руководителей в школе?
Результаты анкетирования:
По первому вопросу: средний балл работы ШМО классных руководителей в 2012-2013 учебном году – 3,8 балла. Этот балл является хорошим показателем работы МО, но в то же время указывает на необходимость более активной и продуктивной деятельности ШМО классных руководителей.
По второму вопросу: из 19 ответов: 14 - «да»,4 – «неуверен»,1 – «нет».
Большее количество «да» подтверждает вывод по первому вопросу о необходимости более активной и продуктивной деятельности ШМО классных руководителей.
Проанализировав и обобщив ответы на третий вопрос, можно выделить самые распространённые проблемы, мешающие полноценной работе классного руководителя:
Нехватка времени для общения и работы с классом из-за загруженности работой учителя как предметника, оформление большого количества документов.
Насыщенная послеурочная занятость учащихся и как следствие - трудно или невозможно собрать весь класс.
Невнимание к особенностям мировоззрения, уровню жизни современного учащегося, незнание психологических и возрастных особенностей учащихся
Большая часть родителей не заинтересована в общении с классным руководителем, отсюда отсутствие интереса обеих сторон к воспитанию успешного учащегося, непонимание, раздражительность со стороны обеих сторон
Несогласованность со стороны учителей-предметников и классного руководителя в требованиях к классу
Как следствие - от этих и многих других проблем, может возникнуть самая непростая – пассивность классного руководителя, отсутствие ответственного отношения к работе, творчеству и самосовершенствованию
Исходя из ответов на четвертый вопрос, можно выделить следующие предложения классных руководителей:
Способствовать повышению компетентности классных руководителей в области классного руководства, знания психологии и возрастных особенностей учащихся, знания информационных ресурсов и освоения новых форм и методов работы с классом, расширения методической копилки классного руководителя
Расширить рамки взаимодействия классных руководителей внутри школы и между школами района, с целью взаимообмена опытом
Отрабатывать и приводить в систему воспитательную работу в классе
Организовывать различные формы совещаний с родительским комитетом определённого класса или родительским комитетом школы, с целью более активного вовлечения родителей в совместную работу с классным руководителем по воспитанию учащихся
Результаты анкеты №2 для классных руководителей «Схема самоанализа уровня профессиональной компетенции классного руководителя», состоящей из 6 вопросов:
1. Что из обязанностей классного руководителя не вызывает у меня никаких проблем?
2. Чем могу поделиться со своими коллегами?
3. Какие аспекты деятельности классного руководителя вызывают у меня трудности?
4. В чем причина этих трудностей?
5. Знаний в какой области мне не хватает, чтобы быть успешным классным руководителем?
6. Какой практический опыт мне необходимо освоить?
показал, что:
В целом большинство классных руководителей владеют основными формами и методами работы с учащимися и справляются с обязанностями классного руководителя;
Классные руководители готовы делиться своими наработками и достижениями в области работы классного руководителя;
Имеется ряд трудностей и проблем в работе классного руководителя
-
В основном не хватает знаний в области психологии, медицины, современных нормативных документов, знаний и ориентирования в современных молодёжных тенденциях.
Классные руководители заинтересованы в плодотворной и успешной работе, так как ищут пути решения различных профессиональных вопросов, в том числе активно участвуя в анкетировании по проблемам классного руководства.
В последнюю неделю сентября проводился теоретический мониторинг, предусматривающий смотр планов воспитательной работы с классом.
На данном этапе оценивалась: информированность классных руководителей об особенностях содержания образования во вверенном классе, оценивалась содержательность текста плана и соответствие формулировок требованиям и измерители процесса его результатов. Достаточно высокий рейтинг по теоретическому мониторингу на первом этапе имеют классные руководители 2Б, 3А, 3Б, 5А, 7А, 7Б, 9А, 9Б, 11а, 11б. Вывод: постановка и качество целей, содержание, основные воспитательные формы говорят о целостности воспитательной системы данных классов.
В течение года эффективность работы классных руководителей отслеживалась по 5 основным критериям: забота о нравственном здоровье классного коллектива, защита физического здоровья учащихся,обеспечение роста уровня обученности учащихся класса,создание условий для самоопределения и самореализации учащихся класса,координация взаимодействия учащихся, учителей, и родителей. Подсчет баллов показывает, что большинство классных руководителей (78%) имеют по всем критериям стабильно высокие, положительные результаты. Достаточно высок он у классных руководителей начальной школы: Кондрашовой Н.А., Календаревой О.В., Роговой Н.И., Лаворенко Т.Н., Тугаревой М.П., Затонской Н.А., Мартыновой Г.В., Райчук Н.В., Резаева О.В. Это объясняется и возрастной категорией учащихся и большой заинтересованностью родителей на начальном этапе обучения.
5-е классы, перешедшие в среднее звено, подтвердили свою активность и творчество, классы имеют навыки ученического самоуправления. Все это говорит о том, что классные руководители владеют методикой личностно-ориентированного воспитания детей, формируют коллектив с высокой степенью мотивации к общению и учению. Оценка результатов методической деятельности классного руководителя, также позволяют отследить динамику изменений.
Классные руководители 6-х, 8-х, 9-х классов создают условия для развития компенсаторно-развивающей среды, для усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения.
В этом учебном году были проведены следующие открытые классные часы:
«Я помню, я горжусь!» ко дню Победы (2а класс Райчук Н.В.)
«Азбука вежливости» (1б класс Деревянко Л.А).
«День космонавтики» (3а класс Лаворенко Т.Н.)
«День матери», (3б класс Тугарёва М.П.);
Постановка сказки «Репка» (3в класс Затонская Н.А.);
«Зеленый друг» (1в класс Гурьянова Т.Ю.);
«Букт для мамы», (4а,б класс Рогова Н.И., Календарева О.В.);
Споритвная игра «Зарница» ( 4б класс Календарева О.В.)
«Новогодний калейдоскоп» ( 6б класс Окунеева Л.А.)
«Новогодье» (8а класс Калмыкова О.В..);
«Три богатыря и Снегурочка» ( 10 класс Паряева Э.В.)
«Наши права и обязанности» (7а класс Хожаинова Н.В..)
«Конвенция о правах ребёнка» (8б класс Паряева Т.А)
Литературно-музыкальная композиция «Ты в памяти и сердце моём, Афганистан» с приглашением воина-афганца Шафикова Р.М. (11б класс Хакимова Э.С.) и др.
Выводы: банк практических инноваций пополнен, предлагаемые технологии современного воспитания позволяют расширить арсенал средств, для повышения качества воспитания.
Рекомендации: продолжить внедрение уже известных технологий, начать изучение локальных инновационных технологий воспитания
ФИО учителя
|
Тема опыта
|
изучается
|
обобщается
|
распространяется
|
Форма изучения, обобщения и распространения ППО
|
Календарёва Ольга
Владимировна
|
Развитие способностей творческой, интеллектуальной одарённости
|
+
|
+
|
+
|
Изучение воспитательной работы с классом, представление опыта на педагогическом совете, ШМО, РМО классных руководителей.
|
Калмыкова Ольга
Викторовна
|
Духовно-нравственное воспитание учащихся
|
|
+
|
+
|
Проведение открытых мероприятий, выступление на ШМО и РМО классных руководителей.
|
Кондрашова Наталья
Алексеевна
|
Развитие личности младшего школьника через вовлечение в кружок «Бисероплетение»
|
|
+
|
+
|
Участие (ежегодное) в районной выставке «Мастера и подмастерья» (дипломы победителя)
|
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
«Портрет класса на фоне школы» - творческий отчет класса, последний аккорд в череде внеклассных мероприятий в рамках конкурса «Класс года». Подведены итоги « Класс года -2013» .Самый высокий рейтинг имеют классные руководители 9-х классов.
В целом работа ШМО классных руководителей была качественной: сформирована теоретическая и практическая база ЗУНов для моделирования воспитательной системы класса; создан информационно-педагогический банк достижений, популяризируется собственный опыт, на должном уровне проводятся открытые классные часы и внеклассные мероприятия.
Проблемное поле:
Недостаточно популизирован опыт передовых классных руководителей.
-
Слабое участие классных руководителей в работе Интернет-сообществ, методических журналов.
Организация работы МО в начальном звене и совместное: среднее и старшее.
Возможные пути преодоления недостатков в 2013-2014 году:
более активно включаться в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность.
Анализ инновационной деятельности осуществлятьпо шести показателям: результативность, актуальность, дифференцируемость и интегративность, комфортность, упорядоченность, связь урочной и внеурочной деятельности.
Работу МО организовать по 3-ом возрастным категориям.
Анализ работы по направлениям
Воспитательная деятельность школы реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности.
Внеурочная деятельность в школе традиционно делиться на две части: общешкольные дела и внутриклассная жизнь. Внеучебная воспитательная деятельность осуществляется по тематическим периодам, которым соответствовали общешкольные и классные мероприятия:
Сентябрь - «Здравствуй, школа»
Октябрь - «Осенины»
Ноябрь - « Умники и умницы»
Декабрь - «Встречаем зиму»
Январь - «Красота спасет мир»
Февраль - «России славные сыны»
Март - « Имя женщины прославим»
Апрель - «Стоят деньки погожие»
Май - «Мы с вами ветераны!»
Июнь – «Ура! Каникулы»
Традиционные ключевые дела обеспечивают стабильность в воспитательной работе. Каждое мероприятия подвергалось анализу и обсуждению как на заседаниях ШМО, так и на сборе школьного актива, где вносятся предложения и замечания по поводу каждого мероприятия.
Гражданско - патриотическое воспитание в школе ведется планово, системно и является одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности школы.
Для реализации данного направления на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального и районного уровня в школе создана модель гражданско-патриотического воспитания и разработана программа “Будущее начинается сегодня” до 2015года.
Цель: Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива педагогов, учащихся, родителей школы по становлению и личностному развитию юных россиян в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.
Содержание обучения и воспитания в школе направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.
Педагогический и ученический коллективы вели активную работу по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию 68-летия Победы в Великой Отечественной войне.
На заседании Совета Подрастающих было распределено шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими в микрорайоне школы. Представители классов посетили ветеранов, выяснили необходимость и объем оказания помощи.
30.09.-10.10.12 помогли вскопать огород Шаповаловой Любовь Ивановне (Чкалова, 25), Павлову Василию Николаевичу (Революционная, 21); в мае – помогли навести порядок во дворе.
Согласно плану гражданско-патриотического воспитания проведены следующие мероприятия:
День народного единства: оформлен информационный стенд об истории праздника,
С 1 по 11 классы прошли классные часы, посвященные «Дню народного единства»
В соответствии с положением о Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» в школе проведены следующие мероприятия:
30.11.12. был оформлен агитационный стенд «Береги здоровье смолоду».
28.11.12 конкурс плакатов «Новое поколение за здоровый образ жизни».
24-25.12.11 социологический опрос «Знаю ли я о вредных привычках».
30.11.12 классные часы «Полезные привычки»», «Веселые старты», психологический тренинг «как сказать: «Нет», финальные игры первенства школы по баскетболу.
24.11.12 оформлена книжная выставка «Здоровье нации в твоих руках» и др.
|