Главная страница
Навигация по странице:

Семинарские занятия Методика работы с семьей. Планы и умм к практическим



Скачать 135.5 Kb.
Название Планы и умм к практическим
Анкор Семинарские занятия Методика работы с семьей.doc
Дата 02.05.2017
Размер 135.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Семинарские занятия Методика работы с семьей.doc
Тип Семинар
#6432

4. Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям

Планы проведения семинарских и практических занятий

Вопросы, выносимые на обсуждение на семинарском занятии

Список литературы

1. Занятие

Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей

Вопросы

  1. Возможные трудности в организации работы с семьей в коллективе детского сада (социально-экономические, организационные, профессионально-личностные).

  2. Стадии подготовки к сотрудничеству с семьей (мотивационный, когнитивный, аффективный, поведенческий).

  3. Барьеры во взаимодействии с родителями и их преодоление.

  4. Психологическая характеристика возрастных особенностей сотрудников детского сада, характер стереотипов в отношениях.

  5. Принципы работы с педагогами.

  6. Тренинги как форма преодоления барьеров в отношениях с родителями.

  7. Планирование работы с коллективом детского сада по подготовке к взаимодействию с родителями.

Литература

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002

  2. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия/ Под ред. Н.В.Микляевой. – М., 2010

  3. Дешеулина Р.П., Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2004

  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М., 2010

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовка реферата «Опыт взаимодействия ДОУ и семьи в разных станах».

  2. Подготовка перспективного плана сотрудничества ДОУ с семьей (на год).

  3. Подготовка перспективного плана работы с коллективом ДОУ по повышению уровня психолого-педагогической компетентности в сотрудничестве ДОУ с семьей (на год)


2. Занятие

Методика организации и проведения традиционных и нетрадиционных форм работы с семьей ребенка дошкольного возраста. Планирование работы по организации сотрудничества ДОУ с семьей

Вопросы


  1. Традиционные и нетрадиционные, коллективные, подгрупповые, индивидуальные формы работы с семьей.

  2. Информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (информационно-ознакомительные, информационно-просветительские) формы работы с семьей

  3. Методика проведения родительских собраний.

  4. Методика проведения семинаров, конференций, досугов, практикумов, выставок, праздников, гостиных, клубов и др.. Требования к их применению.

  5. Планирование работы с коллективом детского сада по подготовке к взаимодействию с родителями.

  6. Планирование содержания, форм и методов работы с родителями.


Литература

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002

  2. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия/ Под ред. Н.В.Микляевой. – М., 2010

  3. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 2000.

  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. –М., 1999.

  5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. - М., 2008.

  6. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

  7. Семейная педагогика: Учебно-методическое пособие. Сост. Н.В.Кущ – Глазов, 2005.

  8. Учимся общаться с ребенком. / В.А. Петровский, Л.М.Кларина, Н.Ф. Виноградова и др. – М.,1993.

  9. Я - компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников /Под ред. Л.В.Коломийченко. – М., 2013.

Задания для самостоятельной работы

  1. Разработка сценариев совместных досугов ДОУ и семьи, праздников и др.

  2. Подготовка презентаций наглядно-информационных форм сотрудничества.

  3. Разработка сценария родительского собрания по методике Н.М.Метеневой.

  4. Подготовка перспективного плана сотрудничества ДОУ с семьей (на год).


3. Занятие

Содержание и методика повышения педагогической компетентности и культуры родителей

Вопросы

  1. Специфика содержания и методов сотрудничества с родителями в разных возрастных группах.

  2. Психолого-педагогические тренинги в работе с семьей в целях повышения педагогической компетентности и культуры родителей

  3. Проекты в работе с семьей в целях повышения педагогической компетентности и культуры родителей.

Литература

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002

  2. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия/ Под ред. Н.В.Микляевой. – М., 2010

  3. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М., 2012

  4. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 2000.

  5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. –М., 1999.

  6. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. - М., 2008.

  7. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

  8. Семейная педагогика: Учебно-методическое пособие. Сост. Н.В.Кущ – Глазов, 2005.

  9. Учимся общаться с ребенком. / В.А. Петровский, Л.М.Кларина, Н.Ф. Виноградова и др. – М.,1993.

  10. Я - компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников /Под ред. Л.В.Коломийченко. – М., 2013.

  11. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей./ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. –М.,1996.

  12. Гиперрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком. – М.,2003

  13. Гордон Т. Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург, 1997.

  14. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. – М.,1994.

  15. факультет. – 1981. – №9.

  16. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям – М.,1983

  17. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.,1987.

  18. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников – М., 1990


Задания для самостоятельной работы

  1. Разработка проекта в работе с семьей в целях повышения педагогической компетентности и культуры родителей.

  2. Подготовка рефератов на темы: «Специфика содержания и методов сотрудничества с родителями в разных возрастных группах»,


5. Материалы к текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации
Тематика и виды самостоятельной работы студентов


  1. Подготовка рефератов на темы: «Специфика содержания и методов сотрудничества с родителями в разных возрастных группах», «Учет индивидуальных, возрастных, личностных особенностей, типов собеседника в процессе взаимодействия с родителями», «Опыт взаимодействия ДОУ и семьи в разных станах».

  2. Разработка сценариев совместных досугов ДОУ и семьи, праздников и др.

  3. Подготовка презентаций наглядно-информационных форм сотрудничества.

  4. Разработка проекта в работе с семьей в целях повышения педагогической компетентности и культуры родителей.

  5. Разработка сценария родительского собрания по методике Н.М.Метеневой.

  6. Подготовка перспективного плана сотрудничества ДОУ с семьей (на год).

  7. Подготовка перспективного плана работы с коллективом ДОУ по повышению уровня психолого-педагогической компетентности в сотрудничестве ДОУ с семьей (на год)

  8. Организовать исследование семьи, подобрав адекватную систему методов.

Теоретические и учебно-методические рекомендации студентам

Предполагается использовать следующие формы контрольных мероприятий: контрольная работа, рефераты, эссе, собеседования по изученным студентами первоисточникам, зачет.

Тематика рефератов с методическими материалами

  1. Специфика содержания и методов сотрудничества с родителями в разных возрастных группах

  2. Учет индивидуальных, возрастных, личностных особенностей, типов собеседника в процессе взаимодействия с родителями

  3. Опыт взаимодействия ДОУ и семьи в разных станах


Требования к написанию реферата

Реферат - форма письменной работы, представляющая собой краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Объем реферата может достигать 10-15 стр.; время, отводимое на его подготовку – от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата – выработки у студента навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.

Оформление реферата начинается с титульного листа, затем помещается план реферата, далее - содержание реферата, исходя из плана (план содержит 3-4 вопроса), далее выводы и список использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, описываются основные положения, на которые следует опираться при изложении содержания реферата.

В содержании реферата раскрываются последовательно все вопросы плана. Следует обратить внимание на научный стиль изложения и сноски литературных источников, которые оформляются следующим образом, например: (8; 25), или (8; 42), если используется несколько положений из одного источника. Цифра 8 означает порядковый номер источника, 25 и 42 – номер страницы. Изложение содержания завершается общим выводом.

Литература подбирается, исходя из выбранной темы, не менее 15 источников, которая оформляется в алфавитном порядке.

Реферат оформляется на листах формата А-4, в печатном варианте, шрифт 14, интервал 1,5 и вкладывается в папку-скоросшиватель.

Пример оформления плана и титульного листа (рис1), списка литературы.

Тема: «Специфика содержания и методов сотрудничества с родителями в разных возрастных группах ДОУ».
План

Введение.

1. Возрастные особенности детей разных группах детского сада

2.Родительские установки по отношению к детям определенного возраста и их проявление в сотрудничестве с ДОУ.

3. Содержание и методы работы с родителями детей раннего и младшего дошкольного возраста.

4. Содержание и методы работы с родителями детей среднего дошкольного возраста.

5. Содержание и методы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста.

Выводы.

Список литературы.

Рис1.



Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Глазовский государственный институт им. В.Г.Короленко"
РЕФЕРАТ

Специфика содержания и методов сотрудничества с родителями в разных возрастных группах ДОУ

Преподаватель

И.О.Ф, к.п.н., доцент

Выполнила:

А.И.Иванова,

студентка 322гр.
г.Глазов, 2013



Тематика эссе

«Детский сад и семья – сотрудничество и (или) противостояние»

Эссе - небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Содержит изложение сути поставленной проблемы, самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Вопросы к зачету

  1. Специфика исследования семьи и семейного воспитания

  2. Требования к организации исследования и личности исследователя.

  3. Методы исследования семьи.

  4. Специфика использования социально-педагогических, социально-психологических, социологических методов в исследовании семьи.

  5. Опыт взаимодействия ДОУ и семьи в разных станах. Концепции взаимодействия.

  6. Исторический обзор проблемы семейного воспитания, взаимодействия ДОУ и семьи в нашей стране в 20 веке.

  7. Законодательство страны о разделении ответственности за воспитание детей. Философия «сотрудничества» и «взаимодействия», детский сад как открытая система

  8. Возможные трудности в организации работы с семьей в коллективе детского сада (социально-экономические, организационные, профессионально-личностные).

  9. Стадии подготовки к сотрудничеству с семьей (мотивационный, когнитивный, аффективный, поведенческий).

  10. Барьеры во взаимодействии с родителями и их преодоление.

  11. Принципы работы с педагогами.

  12. Тренинги как форма преодоления барьеров в отношениях с родителями.

  13. Характеристика современной семьи и ее потребностей.

  14. Построение сотрудниками детского сада отношений с родителями.

  15. Традиционные и нетрадиционные, коллективные, подгрупповые, индивидуальные формы работы с семьей ребенка дошкольного возраста.

  16. Информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (информационно-ознакомительные, информационно-просветительские) формы работы с семьей ребенка дошкольного возраста. Методика проведения родительских собраний,

  17. Методика проведения семинаров, конференций, практикумов

  18. Методика проведения досугов, выставок, праздников, гостиных, клубов и др. Методы взаимодействия ДОУ с семьей. Требования к их применению.

  19. Планирование работы по организации сотрудничества ДОУ с семьей

  20. Содержание и методика повышения педагогической компетентности и культуры родителей

  21. Психолого-педагогические тренинги и проекты в работе с семьей в целях повышения педагогической компетентности и культуры родителей.


6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины

Студентам рекомендуется посещать лекционные, семинарские, практические занятия. Активно взаимодействовать друг с другом в процессе выполнения учебно-исследовательских заданий как в процессе самостоятельной, так и учебной работы.
7. Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины

7.6. Групповые и индивидуальные задания/

ДИСКУССИЯ

Темы: «Кто прав? Детский сад или семья?».

ТЕМА:

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Игра №1. Ролевая игра «Заседание родительского комитета детского сада». Студенты (Родители) имеют разные позиции, стили, установки на сотрудничество с детским садом. Готовят себя как сторонников разных подходов. Каждый из них готовит защиту своей позиции: приводит примеры, факты, авторитетные мнения и высказывания, а также нападение на позицию других. Заведующая, старший воспитатель, воспитатели, специалисты детского сада демонстрируют умение находить общие точки соприкосновения, владения конфликтными ситуациями т способами привлечения родителей к сотрудничеству.

7.7. Практические (деловые) ситуации (кейсы).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ В КНИГЕ: Практикум по дошкольной педагогике — Г.С.Красницкая, Б.Р.Борщанская, Л.А.Ненашева.- М., 1997.

7.8.Электронные дидактические материалы (например, обучающие презентации, электронные учебники и т. п.). Презентации в отдельной папке

8. Рейтинг-план оценки успеваемости студентов (на заочном отделении не предусмотрен).

9. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине

Рекомендуемая основная литература:

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002 (1)

  2. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду [Текст]:этнопед. подход /О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер.-М.:Сфера,2006.-142 с .-(Прило жение к журналу "Управление ДОУ"). (3 + 1 (2005)

  3. Детский сад и семья [Текст]: Изобразительное творчество от колыбели до порога школы /сост., науч. ред. И. А. Лыкова.-М.:Карапуз: Сфера,2010.-160 с.:ил. (1)

  4. Дешеулина Р.П., Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2005 (10)

  5. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 2000 (1), 1999 (6).

  6. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М., 2005 (5)

  7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. –М., 2000 (28), 1999 (1).

  8. Семейная педагогика: Учебно-методическое пособие. Сост. Н.В.Кущ – Глазов, 2005. (93)

  9. Социальная психология. / Петровский Л.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е. – М., 1987. (45)

  10. Семейное воспитание. Краткий словарь. – М., 1990. (1)

  11. Учимся общаться с ребенком. / В.А. Петровский, Л.М.Кларина, Н.Ф. Виноградова и др. – М.,1993. (10)

Рекомендуемая дополнительная литература:

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14–16 века.

  2. Воспитателю о работе с семьей. / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.,1989.

  3. Воспитание дошкольника в семье. / Под ред. Т.А. Марковой. – М., 1979.

  4. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей./ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. –М.,1996.

  5. Гиперрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком. – М.,2003

  6. Гордон Т. Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург, 1997.

  7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: М., 1987.

  8. Ковальчук Я.Индивидуальный подход в воспитании ребенка _ М., 1981

  9. Ковалев С.В. Азбука семейной жизни «От Я до МЫ - М., 1989 год.

  10. Кроха: методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений

  11. Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. – М.,1994.

  12. факультет. – 1981. – №9.

  13. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям – М.,1983

  14. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.,1987.

  15. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников – М., 1990

  16. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А. Марковой. – М.,1980.

  17. факультет. – 1990. – №2, 1989. – №2.

  18. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения : учебное пособие для студ. Высш.учеб.заведений. М., 2006

  19. Соловейчик С. Педагогика для всех. – М.,1993.

  20. Семейное воспитание. Краткий словарь. – М., 1990.

  21. Социальная психология. / Петровский Л.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е. – М., 1987.



написать администратору сайта