4. Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям
Планы проведения семинарских и практических занятий
Вопросы, выносимые на обсуждение на семинарском занятии
Список литературы
1. Занятие
Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей
Вопросы
Возможные трудности в организации работы с семьей в коллективе детского сада (социально-экономические, организационные, профессионально-личностные).
Стадии подготовки к сотрудничеству с семьей (мотивационный, когнитивный, аффективный, поведенческий).
Барьеры во взаимодействии с родителями и их преодоление.
Психологическая характеристика возрастных особенностей сотрудников детского сада, характер стереотипов в отношениях.
Принципы работы с педагогами.
Тренинги как форма преодоления барьеров в отношениях с родителями.
Планирование работы с коллективом детского сада по подготовке к взаимодействию с родителями.
Литература
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002
Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия/ Под ред. Н.В.Микляевой. – М., 2010
Дешеулина Р.П., Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2004
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М., 2010
Задания для самостоятельной работы
Подготовка реферата «Опыт взаимодействия ДОУ и семьи в разных станах».
Подготовка перспективного плана сотрудничества ДОУ с семьей (на год).
Подготовка перспективного плана работы с коллективом ДОУ по повышению уровня психолого-педагогической компетентности в сотрудничестве ДОУ с семьей (на год)
2. Занятие
Методика организации и проведения традиционных и нетрадиционных форм работы с семьей ребенка дошкольного возраста. Планирование работы по организации сотрудничества ДОУ с семьей
Вопросы
Традиционные и нетрадиционные, коллективные, подгрупповые, индивидуальные формы работы с семьей.
Информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (информационно-ознакомительные, информационно-просветительские) формы работы с семьей
Методика проведения родительских собраний.
Методика проведения семинаров, конференций, досугов, практикумов, выставок, праздников, гостиных, клубов и др.. Требования к их применению.
Планирование работы с коллективом детского сада по подготовке к взаимодействию с родителями.
Планирование содержания, форм и методов работы с родителями.
Литература
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002
Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия/ Под ред. Н.В.Микляевой. – М., 2010
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 2000.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. –М., 1999.
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. - М., 2008.
Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Семейная педагогика: Учебно-методическое пособие. Сост. Н.В.Кущ – Глазов, 2005.
Учимся общаться с ребенком. / В.А. Петровский, Л.М.Кларина, Н.Ф. Виноградова и др. – М.,1993.
Я - компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников /Под ред. Л.В.Коломийченко. – М., 2013.
Задания для самостоятельной работы
Разработка сценариев совместных досугов ДОУ и семьи, праздников и др.
Подготовка презентаций наглядно-информационных форм сотрудничества.
Разработка сценария родительского собрания по методике Н.М.Метеневой.
Подготовка перспективного плана сотрудничества ДОУ с семьей (на год).
3. Занятие
Содержание и методика повышения педагогической компетентности и культуры родителей
Вопросы
Специфика содержания и методов сотрудничества с родителями в разных возрастных группах.
Психолого-педагогические тренинги в работе с семьей в целях повышения педагогической компетентности и культуры родителей
Проекты в работе с семьей в целях повышения педагогической компетентности и культуры родителей.
Литература
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002
Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия/ Под ред. Н.В.Микляевой. – М., 2010
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М., 2012
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 2000.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. –М., 1999.
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. - М., 2008.
Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Семейная педагогика: Учебно-методическое пособие. Сост. Н.В.Кущ – Глазов, 2005.
Учимся общаться с ребенком. / В.А. Петровский, Л.М.Кларина, Н.Ф. Виноградова и др. – М.,1993.
Я - компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников /Под ред. Л.В.Коломийченко. – М., 2013.
Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей./ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. –М.,1996.
Гиперрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком. – М.,2003
Гордон Т. Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург, 1997.
Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. – М.,1994.
факультет. – 1981. – №9.
Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям – М.,1983
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.,1987.
Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников – М., 1990
Задания для самостоятельной работы
Разработка проекта в работе с семьей в целях повышения педагогической компетентности и культуры родителей.
Подготовка рефератов на темы: «Специфика содержания и методов сотрудничества с родителями в разных возрастных группах»,
5. Материалы к текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации
Тематика и виды самостоятельной работы студентов
Подготовка рефератов на темы: «Специфика содержания и методов сотрудничества с родителями в разных возрастных группах», «Учет индивидуальных, возрастных, личностных особенностей, типов собеседника в процессе взаимодействия с родителями», «Опыт взаимодействия ДОУ и семьи в разных станах».
Разработка сценариев совместных досугов ДОУ и семьи, праздников и др.
Подготовка презентаций наглядно-информационных форм сотрудничества.
Разработка проекта в работе с семьей в целях повышения педагогической компетентности и культуры родителей.
Разработка сценария родительского собрания по методике Н.М.Метеневой.
Подготовка перспективного плана сотрудничества ДОУ с семьей (на год).
Подготовка перспективного плана работы с коллективом ДОУ по повышению уровня психолого-педагогической компетентности в сотрудничестве ДОУ с семьей (на год)
Организовать исследование семьи, подобрав адекватную систему методов.
Теоретические и учебно-методические рекомендации студентам
Предполагается использовать следующие формы контрольных мероприятий: контрольная работа, рефераты, эссе, собеседования по изученным студентами первоисточникам, зачет.
Тематика рефератов с методическими материалами
Специфика содержания и методов сотрудничества с родителями в разных возрастных группах
-
Учет индивидуальных, возрастных, личностных особенностей, типов собеседника в процессе взаимодействия с родителями
Опыт взаимодействия ДОУ и семьи в разных станах
Требования к написанию реферата
Реферат - форма письменной работы, представляющая собой краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Объем реферата может достигать 10-15 стр.; время, отводимое на его подготовку – от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата – выработки у студента навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.
Оформление реферата начинается с титульного листа, затем помещается план реферата, далее - содержание реферата, исходя из плана (план содержит 3-4 вопроса), далее выводы и список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, описываются основные положения, на которые следует опираться при изложении содержания реферата.
В содержании реферата раскрываются последовательно все вопросы плана. Следует обратить внимание на научный стиль изложения и сноски литературных источников, которые оформляются следующим образом, например: (8; 25), или (8; 42), если используется несколько положений из одного источника. Цифра 8 означает порядковый номер источника, 25 и 42 – номер страницы. Изложение содержания завершается общим выводом.
Литература подбирается, исходя из выбранной темы, не менее 15 источников, которая оформляется в алфавитном порядке.
Реферат оформляется на листах формата А-4, в печатном варианте, шрифт 14, интервал 1,5 и вкладывается в папку-скоросшиватель.
Пример оформления плана и титульного листа (рис1), списка литературы.
Тема: «Специфика содержания и методов сотрудничества с родителями в разных возрастных группах ДОУ».
План
Введение.
1. Возрастные особенности детей разных группах детского сада
2.Родительские установки по отношению к детям определенного возраста и их проявление в сотрудничестве с ДОУ.
3. Содержание и методы работы с родителями детей раннего и младшего дошкольного возраста.
4. Содержание и методы работы с родителями детей среднего дошкольного возраста.
5. Содержание и методы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Выводы.
Список литературы.
Рис1.
-
-
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Глазовский государственный институт им. В.Г.Короленко"
РЕФЕРАТ
Специфика содержания и методов сотрудничества с родителями в разных возрастных группах ДОУ
Преподаватель
И.О.Ф, к.п.н., доцент
Выполнила:
А.И.Иванова,
студентка 322гр.
г.Глазов, 2013
|
Тематика эссе
«Детский сад и семья – сотрудничество и (или) противостояние»
Эссе - небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Содержит изложение сути поставленной проблемы, самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Вопросы к зачету
Специфика исследования семьи и семейного воспитания
Требования к организации исследования и личности исследователя.
Методы исследования семьи.
Специфика использования социально-педагогических, социально-психологических, социологических методов в исследовании семьи.
Опыт взаимодействия ДОУ и семьи в разных станах. Концепции взаимодействия.
Исторический обзор проблемы семейного воспитания, взаимодействия ДОУ и семьи в нашей стране в 20 веке.
Законодательство страны о разделении ответственности за воспитание детей. Философия «сотрудничества» и «взаимодействия», детский сад как открытая система
Возможные трудности в организации работы с семьей в коллективе детского сада (социально-экономические, организационные, профессионально-личностные).
Стадии подготовки к сотрудничеству с семьей (мотивационный, когнитивный, аффективный, поведенческий).
Барьеры во взаимодействии с родителями и их преодоление.
Принципы работы с педагогами.
Тренинги как форма преодоления барьеров в отношениях с родителями.
Характеристика современной семьи и ее потребностей.
Построение сотрудниками детского сада отношений с родителями.
Традиционные и нетрадиционные, коллективные, подгрупповые, индивидуальные формы работы с семьей ребенка дошкольного возраста.
Информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (информационно-ознакомительные, информационно-просветительские) формы работы с семьей ребенка дошкольного возраста. Методика проведения родительских собраний,
Методика проведения семинаров, конференций, практикумов
Методика проведения досугов, выставок, праздников, гостиных, клубов и др. Методы взаимодействия ДОУ с семьей. Требования к их применению.
Планирование работы по организации сотрудничества ДОУ с семьей
Содержание и методика повышения педагогической компетентности и культуры родителей
Психолого-педагогические тренинги и проекты в работе с семьей в целях повышения педагогической компетентности и культуры родителей.
6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
Студентам рекомендуется посещать лекционные, семинарские, практические занятия. Активно взаимодействовать друг с другом в процессе выполнения учебно-исследовательских заданий как в процессе самостоятельной, так и учебной работы.
7. Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины
7.6. Групповые и индивидуальные задания/
ДИСКУССИЯ
Темы: «Кто прав? Детский сад или семья?».
ТЕМА:
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Игра №1. Ролевая игра «Заседание родительского комитета детского сада». Студенты (Родители) имеют разные позиции, стили, установки на сотрудничество с детским садом. Готовят себя как сторонников разных подходов. Каждый из них готовит защиту своей позиции: приводит примеры, факты, авторитетные мнения и высказывания, а также нападение на позицию других. Заведующая, старший воспитатель, воспитатели, специалисты детского сада демонстрируют умение находить общие точки соприкосновения, владения конфликтными ситуациями т способами привлечения родителей к сотрудничеству.
7.7. Практические (деловые) ситуации (кейсы).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ В КНИГЕ: Практикум по дошкольной педагогике — Г.С.Красницкая, Б.Р.Борщанская, Л.А.Ненашева.- М., 1997.
7.8.Электронные дидактические материалы (например, обучающие презентации, электронные учебники и т. п.). Презентации в отдельной папке
8. Рейтинг-план оценки успеваемости студентов (на заочном отделении не предусмотрен).
9. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине
Рекомендуемая основная литература:
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002 (1)
Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду [Текст]:этнопед. подход /О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер.-М.:Сфера,2006.-142 с .-(Прило жение к журналу "Управление ДОУ"). (3 + 1 (2005)
Детский сад и семья [Текст]: Изобразительное творчество от колыбели до порога школы /сост., науч. ред. И. А. Лыкова.-М.:Карапуз: Сфера,2010.-160 с.:ил. (1)
Дешеулина Р.П., Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2005 (10)
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М., 2000 (1), 1999 (6).
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М., 2005 (5)
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. –М., 2000 (28), 1999 (1).
Семейная педагогика: Учебно-методическое пособие. Сост. Н.В.Кущ – Глазов, 2005. (93)
Социальная психология. / Петровский Л.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е. – М., 1987. (45)
Семейное воспитание. Краткий словарь. – М., 1990. (1)
Учимся общаться с ребенком. / В.А. Петровский, Л.М.Кларина, Н.Ф. Виноградова и др. – М.,1993. (10)
Рекомендуемая дополнительная литература:
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14–16 века.
Воспитателю о работе с семьей. / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.,1989.
Воспитание дошкольника в семье. / Под ред. Т.А. Марковой. – М., 1979.
Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей./ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. –М.,1996.
Гиперрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком. – М.,2003
Гордон Т. Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург, 1997.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: М., 1987.
Ковальчук Я.Индивидуальный подход в воспитании ребенка _ М., 1981
Ковалев С.В. Азбука семейной жизни «От Я до МЫ - М., 1989 год.
Кроха: методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений
Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. – М.,1994.
факультет. – 1981. – №9.
Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям – М.,1983
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.,1987.
Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников – М., 1990
Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А. Марковой. – М.,1980.
факультет. – 1990. – №2, 1989. – №2.
Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения : учебное пособие для студ. Высш.учеб.заведений. М., 2006
Соловейчик С. Педагогика для всех. – М.,1993.
Семейное воспитание. Краткий словарь. – М., 1990.
Социальная психология. / Петровский Л.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е. – М., 1987.
|