Главная страница
Навигация по странице:

Понятие, предмет и методология теории государства и права. Теория государства



Скачать 297.35 Kb.
Название Понятие, предмет и методология теории государства и права. Теория государства
Анкор Shpory.docx
Дата 28.04.2017
Размер 297.35 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Shpory.docx
Тип Документы
#4553
страница 10 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).

Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт — кодекс. Кодекс - это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Например, Лесной кодекс РФ представляет из себя совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.


  1. Юридическая техника, ее задачи и средства.

Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юр. техники является текст правовых актов, информационное воплощение юр. предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Юр. техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Основной задачей, стоящей перед юридической техникой, является задача обеспечения однозначного и адекватного буквального толкования (а следовательно, и успешной реализации) вновь создаваемого правового акта в целом. Без решения этой задачи нельзя говорить о том, что достигнута цель перевода волеизъявления в документ, поскольку правотворец не может сознательно стремиться к невозможности буквального истолкования его воли.

Во многом именно уровень юр. техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества,

К техническим средствам относят юр. термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юр. конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.).

В качестве средств правотворческой техники, в частности, используются:

1. средства юридического выражения воли законодателя, которая может выражаться в различном построении норм права, в помещении их в соответствующую отрасль права;2. средства словесно-документального изложения текста документа(реквизиты: наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т. п.;3. структурное построение: определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность и др.);4. правовые презумпции — предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденных предшествующим опытом;5. правовые фикции — несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим». Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим;6. правовые аксиомы — положения, не требующие в юридическом процессе доказательств (нельзя быть судьей в своем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; нет преступления без указания на то в уголовном законе и др.);7. правовые оговорки — имеющие специальную нормативно- лексическую форму положения, которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия.Формы нормативного выражения правовых оговорок — те термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются (устанавливаются) оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от» и др.)

К техническим правилам относят: 1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов; 2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний; 3) последовательность в изложении юридической информации; 4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.)

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

  1. законодательная (правотворческая) техника- это совокупность правил, приёмов, способов создания (подготовки, составления, оформления) нормативных актов.;

  2. техника систематизации нормативных актов- предполагает использование таких способов его систематизации как учёт, инкорпорация, консолидация, кодификация законодательства.;

  3. техника учета нормативных актов;

  4. техника правоприменительных актов и других документов-актов связана с их надлежащим внешним оформлением (название, органы издания или выдачи, время и место выдачи, подпись, печать и т.д.), наличием необходимого содержания (решение, фиксация юридического факта, соответствие терминологического стиля языку законодательства и т.д.). .

Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования (от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов). Все вместе различные виды юридической техники, организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.

Алексеев: От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.

(Ученые Л.Ф. Апт, Л.М. Бойко, Д.А. Керимов, М.И. Ковалев, Д.А. Ковачев, А.С. Пиголкин, О.Е.Кутафин, Ю.А. Тихомиров, А.А. Ушаков).Основоположники юридической техники как самостоятельной отрасли правового знания - И. Бентам и Р. Иеринг.


  1. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства: их соотношение.

Система права— это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Это совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности (Н.И. Матузов). Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи. Структура системы права - это объективно существующее внутреннее строение права данного государства.Основные структурные элементы системы права: 1.норма права(первичный элимент системы права.это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера);2.отрасль права(обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм,регулирующих определенную область общест.отношений);3.подотрасль права(объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права.пример авторское право,жилищное);4.институт права(сравнительно небольшая,устойчивая группа правовых норм,регулирующих определенную разновидность общест.отн-й.пример,институт исковой давности,институт брака);5 субинститут(совокупность юридических норм, регулирующих отношения, находящиеся в рамках определенного правового института.Пример, институт ренты в гражданском праве включает субинституты: постоянная рента (ст. 589-595 ГК РФ), пожизненная рента (ст. 596-600 ГК РФ), пожизненное содержание с иждивением (ст. 601-605 ГК РФ))

Виды критериев распределения норм права по отраслям права:а) предмет правового регулирования - это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом.б) метод правового регулирования- это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения.

Смысл понятия «система права заключаётся в том, чтобы объяснить объединение юридических норм в один организм, а также их подразделение на отрасли, подотрасли, институты и субинституты, дать обобщенную характеристику права в целом. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи. Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существующую систему права, не нарушая ее целостности, так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволь ей правильно истолковать и применить норму права). Система права характеризуется такими свойствами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность.

Черты системы права:

  1. ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования

  2. институты, подотрасли, отрасли;

  3. ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает си целостность и единство;

  4. она обусловлена социально-экономическими, политическими национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;

  5. имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института(обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида, н-р, институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве); 3) структура правовой отрасли, как обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения; 4) структура права в целом.(Алексеев,Матузов)

Соотношение системы права и системы законодательства.

Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение, состоящее из взаимосвязанных нормативных актов в той или иной области общественной жизни. Между системой права и системой законодательства существует тесная связь. Так, система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Следовательно, система права служит основой систематизации нормативных актов. Кодификация является высшей формой систематизации, в частности, потому что учитывает требования системы права, осуществляется обычно по отраслевому основанию. Подавляющее большинство кодифицированных актов (кодексы, уставы, положения и т.п.) содержат нормы одной отрасли права (А.Ф. Черданцев). Часть отраслей права имеет совпадающие с ними отрасли законодательства (например, уголовное право и соответствующее уголовное законодательство). Другие — еще не имеют строго определенной отрасли законодательства (например, аграрное право). Наконец, в системе законодательства существуют отрасли, которые имеют комплексный характер и не совпадают с какими-либо отраслями права (например, транспортное, хозяйственное, военное законодательство, законодательство об образовании, здравоохранении и т.п.)

Систему права и систему законодательства необходимо различать по следующим основаниям:

  1. если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства — нормативный акт;

  2. если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства — в качестве формы;

  3. если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя;

  4. если система права имеет первичный характер, то система законодательства — производный (первая служит исходной базой для второй);

  5. если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства — еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);

  6. если в системе права не может быть комплексных структурных образований, поскольку классификационным основанием

  7. служат специфические для каждой отрасли предмет и метод правового регулирования, то в системе законодательства встречаются различные комплексные структуры, построенные по признаку функционального назначения либо применительно к сферам государственного управления (например, комплексным являются сельскохозяйственное, торговое законодательство) (В.М. Баранов, С.В. Поленина).

Система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы — преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.


  1. Частное и публичное право.

Юр. нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право.

Публичное право- то, что относится к интересам гос или: совокупность отраслей права, поддерживающих и охраняющих гос-й и полит-й строй, устанавливающих ответ-ть за нарушение существующей системы общественных отношений. Частное право- то, что служит интересам отдельных лиц или: совокупность отраслей права, которые выражают и защищают частные интересы отдельных лиц.

Это деление, имеющее принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно – его проводили еще римские юристы. Сейчас оно в той или иной форме существует во всех развитых правовых системах.

Их различие основывается на принципиальной разнице частных и публичных интересов и заключается в характере и способах воздействия права на регулируемые общественные отношения, обусловленные природой последних.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейного права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных. Широко известно высказывание древнеримского юриста Ульпиана о том, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие преимущественно имущественные отношения, то публичному — неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации); 4) имущественный статус участников отношений (в частном праве они характеризуются имущественной самостоятельностью).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владений, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и др. По мнению С.С. Алексеева, именно частное право стало главным носителем правового прогресса, на много опередив в этом отношении развитие публично-правовых институтов. Он подчеркивает, что частное право – это в основном «рыночное право» и в данном качестве оно может сыграть важную роль в создании единого правового пространства в рамках СНГ, так как рынок в принципе не знает межгосударственных границ.


  1. Отрасль права: понятие и признаки. Характеристика основных отраслей российского права.

Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

Отрасль — наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывают к жизни соответствующую отрасль права Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управленческие отношения — административного права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Признаки отрасли права:

  1. особые предмет и метод правового регулирования;

  2. специфические отраслевые принципы (например, для гражданского права характерны принципы всеобщности защиты гражданских прав, полного восстановления нарушенного положения субъектов гражданского права, презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений; для семейно-брачного права — принцип равноправия мужчины и женщины в семейных отношениях и т.п.);

  3. особые правовые режимы (например, для уголовного процессуального права характерны процессуальные правовые режимы; для семейно-брачного права — договорный и законный; для финансового права — валютный, налоговый; для земельного права — режим особого землепользования; для конституционного права — режим лиц без гражданства, режим беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.);

4. обособленное, как правило, кодифицированное законодательство.

Выделяют следующие отрасли права:

Материальные отрасли правапрямо регулируют общественные отношения: закрепляют государственный строй, положение и структуру госорганов, устанавливают права и обязанности граждан и организаций. Процессуальные отрасли определяют процедуру реализации норм материального права и производны от него (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право, административно-правовой процесс, арбитражный и конституционный процесс). Базовые (основные) отрасли права распространяют свое действие на все субъекты правовой действительности (конституционное, уголовное, административное и др.). Специиализированные (специальные) отрасли права регулируют относительно узкие, конкретные формы общественной жизни применительно к специфическим субъектам (трудовое, семейное, земельное, финансовое, предпринимательское, экологическое право и др.); Комплексные отрасли права регулируют отношения в какой-либо определенной сфере деятельности, но при этом относящиеся к разным отраслям права (с/х-е, коммерческие, экологические).

Краткая характеристика основных отраслей российского права.

Правовые отрасли – основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений – Матузов.

Дать краткую характеристику основных отраслей права — значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, гражданского, административного и уголовного права. Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности (конституционные права, свободы и обязанности), форма правления и государственного устройства. Нормы конституционного права содержатся в конституциях и иных конституционных законах (например, в федеральных конституционных законах о Конституционном Суде РФ, о референдуме в Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в РФ и т.п.). Доминирующий метод — императивный, хотя используются и иные. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Оно закрепляет отношения собственности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Нормы гражданского права содержатся в ГК РФ, в других законах. Основной метод — диспозитивный, хотя используются и иные. Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений просвещения, здравоохранения, культуры и т.д. Нормы административного права содержатся в соответствующих законах (например, в Кодексе РФ об административных правонарушениях), указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, президентов и правительств республик, уставах, положениях, приказах и инструкциях министерств, ведомств, государственных комитетов и т.п. Преобладающий метод — императивный, хотя используются и иные. Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы личности, конституционный строй, частную и государственную собственность, общественную безопасность и общественный порядок, здоровье населения и общественную нравственность, правосудие и порядок управления и т.п. Оно объединяет юридические нормы, которыми устанавливаются основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовно-правовых санкций и порядок их применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными. Нормы уголовного права содержатся в УК РФ. Основной метод - императивный. В литературе выделяются также комплексные отрасли: хозяйственное право, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, соединяющие в себе разнородные нормы и институты, регулирующие соответственно сложные, «конгло-меративные» отношения. Кроме того, в настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно-технического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и др. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.. Семейное право - это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс. Ведущие методы - равенство сторон и диспозитивный. Трудовое право. Предмет данной отрасли - сфера трудовых отношений (формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Метод регулирования - поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.


  1. Материальное и процессуальное право. Юридическая процедура и процесс.

В системе права различают две группы правовых общностей - материальное и процессуальное право. Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право - порядок реализации норм материального права, прав и обязанностей субъектов правовых отношений. Материальное право представлено большинством отраслей - гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и др. Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей - например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое - в составе гражданского права, космическое и атомное право - в составе международного права. Процессуальное право, имея много общего с материальным правом, в то же время отличается от него. Главные отличия состоят в следующем.

Процессуальное право: - представляет собой обслуживающую отрасль, организационную, поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права. Юридический процесс есть форма реализации деятельности всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, выражаемая в последовательных стадиях прохождения отдельных видов этой деятельности;

- придает определенным видам деятельности юридическую значимость, поскольку обеспечивается государственным принуждением и в случаях несоблюдения установленной процедуры может повлечь признание юридического акта недействительным;

- направлено на достижение конкретного юридического результата - защиту субъективного права, создание нормативного правового акта, вынесение правоприменительного акта, выборы депутатов и т.д.;

- регулирует правовые общественные отношения, которые уже являются правовыми под воздействием норм материального права. Материальное право, регулируя общественные отношения, придает им юридическую форму.

Процессуальное право, несмотря на его обслуживающий характер, принято относить к фундаментальным, базовым юридическим категориям, поскольку без этого права невозможно обеспечить законность в деятельности отдельных органов и лиц, порядок осуществления ими норм материального права. процессуальные нормы — это установленное государствомобщеобязательное правила поведения, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе разрешения индивидуально-конкретизированных дел в определен.сфере.(гпк,УПК,апк)
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
написать администратору сайта