Навигация по странице:
|
Понятие, предмет и методология теории государства и права. Теория государства
Понятие, предмет и методология теории государства и права.
Теория государстваиправа- это система знаний о государственно-правовых явлениях, соответствующих своему понятию и с естественной необходимостью вытекающих из господствующего в обществе способа производства.
Т ГП рассматривают как науку и как уч. дисципл. ТГП, как
-
как наука – это система знаний об общих и специфических закономерностях возникновения, развития и функционирования гос. и пр. в целом.
как уч. дисциплина – учебный курс, кот-ый основывается на науке ТГП и преподается в спец. учебных заведениях.
Каждая наука имеет свой предмет и объект которые соотносятся, но полностью не совпадают. (Объект-шире)
ТГП относится к общественным, гуманитарным наукам.
Предмет изучения ТГП – основные закономерности гос. и пр., их сущность, назначение и развитие.
Особенности предмета ТГП:
ТГП изучает наиболее общие закономерности возникновения и развития гос. и пр., которые присущи тому или иному обществу;
ТГП, как сист. знаний устанавливает основные понятия, определения, дефиниции юриспруденции;
гос. и пр. изучаются и рассматриваются в тесной взаимосвязи, как дополняющие друг друга соц. институты. Гос-во создает право, а право в свою очередь должно цивилизованно регулировать спектр общественный отношений, в т.ч., и гос-ных.
сам предмет науки ТГП носит исторический характер, т.е. изменяются условия по мере возникновения новых св-в гос. и пр., исключая при этом возникновение ошибки и коллизии.
Т.о., ТГП – единая наука, дающая обобщ. представление о гос.-правовой действительности того или иного общества. М.И. Байтин: «ТГП – единая наука, предмет которой составляют государство и право, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии. Такое двуединое содержание предмета теории государства и права, как и других юридических наук, отражает неразрывность государства и права в реальной жизни. С. С. Алексеев предлагает в предмете общей теории права выделять: 1) закономерности права; 2) догму права – непосредст-е юрид. содержание правовых отраслей; 3) технику юриспруденции – средства и приемы практичес-й работы юр. органов по правотворчеству и применению права.
Метод – путь исследования, способ достижения какой-л. цели, конкр. задачи, или освоения действительности.
Т.о., выделяют:
всеобщие методы познания – мировоззренческие подходы: диалектический материализм (в развитии и взаимосвязи), метафизика (гос. и пр. рассматриваются, как вечные неизменяющиеся инс-ты);
общенаучные методы: используются на отдельных этапах изучения гос. и пр.:
метод анализа – это условное разделение гос-ного и пр. порядка на отдельные части;
метод синтеза – изучение путем объединения составных частей гос. и пр.;
-
метод системного подхода – это изучение гос. и пр. по определенной системной структуре;
метод индукции (переход от частного положения к общему)/дедукции (частное положение логическим путем выводится из общего);
метод соц. эксперимента – установление определенного гос. проекта с целью не допустить ошибки
3.частно-научные методы: приемы и способы познания при помощи технич., естеств., и гуманитарных наук (конкретносоц. способы – анкетирование, наблюдение, интервьюирование, эксперимент – для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области, напр., проведения социально-правовых реформ., статистический метод – получение колич-х показателей повторяющихся явлений, кибернетический метод – с помощью системы понятий познать гос-право-е явления.
4.частно-пр. методы: сравнительный правоведческий, формально-юрид. (для изучения того или иного дела необходимо обозначить понятия, признаки, провести классификацию, растолковать содержание).
Теория государства и права в системе юридических и общественных наук.
ТГП теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками. Сообразно своему предмету она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития, выполняет по отношению к ним определенную методологическую роль.
Юридические науки – часть гуманитарных наук, поскольку Г и П являются социальными институтами. В свою очередь, юридические науки можно подразделить на следующие виды:1)ТГП; 2)историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений); 3)отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право и т.п.); 4)прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, и т.п.).
ТГП, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП; используются философские положения об общих законах развития природы, общества и мышления; применяются философские (всеобщие) методы: метафизика (неизменяющ. инститы) и диалектика (развитие, взаимосвязь); категории и понятия философии: сущность и явление, содержание и форма и т.д.(Марченко М.Н.)
Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), ТГП рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды для более полного и глубокого познания сущности данных явлений, их места и роли в политической организации общества. Политология подчас использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства и т.п.).
ТГП и экономическая теория, социология, психология и иные гуманитарные науки взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия – общество, благо, интерес, собственность и т.д., так и сугубо специальные – гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес и др.
Общность ТГП и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (исторический метод). Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., (логический метод - это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного). По отношению к отраслевым юридическим наукам ТГП выступает как обобщающая категория.1) она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.2) ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.). 3) она играет методологическую роль в юриспруденции в целом. 4) Вместе с тем ТГП призвана обобщать отраслевую научную информацию.
Взаимодействие же ТГП с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве. Однако в определенном объеме возможно и прямое использование прикладной научной информации (например, при употреблении данных судебной статистики).
Таким образом, особенности ТГП как науки состоят в том, что она является: 1) гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления – государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук ); 2) политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); 3) теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук). По сравнению со специальными юридическими науками теория государства и права изучает государство и право в целом (как и положено теории – греч. theoria – наблюдение, исследование - всегда обобщенный опыт, совокупность знаний о том или ином явлении в ходе его развития.
М.И. Байтин: «Методологически объединяя и обобщая данные всех отраслей правоведения, теория государства и права играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружает их правильным научным подходом к отдельным частным вопросам своей специальности, предохраняет от опасности стать «узкими специалистами», активно способствует формированию высокообразованных и профессионально подготовленных юридических кадров». (Ещё ученые – Чиркин)
Государство и право: соотношение и взаимосвязь.
Гос. и пр. тесно связаны между собой, существуют и функционируют в неразрывном единстве. В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:
тоталитарная (государство выше права и им не связано);
либеральная (право выше государства);
прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).
Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в правнекий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.
Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.
Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.
В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права: 1) тоталитарная (государство выше права и им не связано); 2) либеральная (право выше государства); 3) прагматическая (государство создает право, но связано им). Первая - для России не подходит; вторая - выражает скорее желаемое; третья, также по своей сути либеральная, но она ближе к нынешним реальностям. Именно эта модель сегодня практически осуществима (В.Н. Кудрявцев). Этатистический (тоталитарный) подход признает примат (первенство) Г т.е. согласно этому подходу Г является определяющим фактором по отношению к П, поскольку право устанавливается и санкционируется гос-ом (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не Г, а П является определяющим фактором. Г зависит от П и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового Г). Г должно быть подчинено П. Есть ещё и 3ий подход – прагматический, который не отдает предпочтение Г или П, а рассматривает Г и П в их взаимосвязи.
Позитивное (писанное)право, независимо от того, выражает оно социально оправданную свободу поведения или нет, тесно взаимодействует с гос-вом. Оно не может существовать без Г, равно как и Г не может существовать без него.
Позитивное право не может сущ-ть без Г в силу следующих обстоятельств:
право не может возникнуть без Г поскольку оно устанавливается либо санкционируется Г-ом.
право не может функционировать без Г, поскольку оно должно быть обеспечено гос. принуждением.
Т.о. право не может ни возникнуть, ни сущ-ть без Г.
Г в свою очередь не может обойтись без права: при помощи позит-го права Г юрид-ки оформляет себя (с помощью конституции, законов и др).
Г использует позит-ое право как основной инструмент социального регулирования. С помощью позитивного права Г устанавливает в общ-ве именно тот порядок, который необходим и выгоден Г.
Единство государства и права состоит в том, что они:
возникают и развиваются совместно;
имеют одинаковые проявления по своей сущности и типологии;
выступают средствами управления, инструментами власти;
призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.
Различия между государством и правом заключаются в следующем:
они не совпадают по формам, функциям и т.д.;
-
если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;
если государство выражает силу, то право — волю;
если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права явл. норма.
В действительности взаимосвязь государства и права достаточно сложна. А потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга. (С. С. Алексеев)
Закономерности возникновения и развитие государства. Пути формирования государства.
Предмет ТГП-это РАЗВИТИЕ,ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
Закономерности возникновения: Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.
Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной. Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в эпоху бронзы, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа. Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.
Закономерности развития: Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.
Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства — возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы — министерства экономики, труда, культуры, образования и др.
Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность — сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность. Названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты.
|
|
|