Навигация по странице:
|
Понятие, предмет и методология теории государства и права. Теория государства
Технические нормы — это правила наиболее рационального общения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, государственные стандарты, технические условия. В современных условиях технические нормы приобретают особую значимость, поскольку их несоблюдение, ошибки в природопользовании и в эксплуатации высокотехнологичных объектов и т.п. могут привести к крупным экологических и техногенным катастрофам.
Особенности технических норм:
1 предмет регулирования здесь не сугубо социальный;
2. субъектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.
Социальные нормы — это правила поведения, используемые для обективно необходимые правила совместного чел.бытия, указатели границ должного и возможного К ним относят правовые, религиозные, политические, эстетические, обычные и иные нормы.
Виды СН с точки зрения предмета регулир-ия бывают: правовые; моральные; полит-ие; эстетические; религиозные; семейные; корпоративные; нормы обычаев,традиций, привычек; деловые обыкновения; правила этикета,корректности, приличия, обрядов, ритуалов.
Особенности социальных норм:
•Предмет регулирования здесь уже сугубо социальный — общественные отношения;
•субъектный состав связан только с людьми как представителями социальной сферы.
Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы .Общее - они имеют дело с челов-ой деят-тью,а различия - в объектах и м-дах регулир-ия.Среди ТН есть такие к-ые получают закрепление в прав-ых актах и таким образом приобретают юр силу(технико-правовые)Это в основном нормы действ-ие в матер-производ-ой и управленч-ой сферах(пр-ла пожарной безоп-ти,обращеня с оружием)Они преобрет-ют кач-ые признаки прав нормы: исходят от гос-ва, выражают его волю,обеспеч-ся возмож-ью гос-го принуждения, закреп-ся в спец-ых НА,регулируют весьма специфич-ие но важные отн-ия.Свою регламентир-ую ф-цию они осущ-ют в совок-ти с др правовыми нормами и в этом смысле играют допол-ую роль.Наиболе тесно связаны они с бланкетными нормами. Остальные ТН не поддерж-ся правом следов-но их нарушение не ведет к юр отв-ти (правила приема лекарств).СН - общепризнанные и достаточно распр-е правила поведения людей,сред-ва регуляции их взаимод-ия..
Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:
социальные нормы возникают из потребности общества в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;
социальные нормы возникают в процессе человеческой деятельности, обусловленной способом производства;
социальные нормы неотделимы от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распре деления (С.А. Комаров).
Право и мораль, как универсальное средство урегулирование общественных отношений.
Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же есть наука о морали (нравственности). Право -это сист норм или правил поведения,установленная и санкционтрованная гос-ом.
Единство между правом и моралью:
1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; 2) у них единый объект регулирования — общественные отношения; 3) исходят в конечном счете от общества;4)базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;5)выступают мерой свободы индивида, пределяют ее границы.
Различия между правом и моралью:
1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право — вместе с государством);2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право — наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые — в конкретно установленный срок);5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права — мерами государственного воздействия);6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).
Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).
Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (действующие различия между правом и моралью) и субъективные. Право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов,имеет значение чисто субъктивный фактор-культура самого чел-ка)
Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. В.С. Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления зла».
Н.И. Матузов: следует помнить, что сферы действия права и морали не совпадают лишь частично. В главном же своем объеме они перекрывают друг друга. Это значит, что решающий круг общественных отношений составляет предмет регулирования как права, так и морали. Соотношение здесь такое: все, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все, что регулируется моралью, регламентируется правом.
Нормы права: понятие, признаки и виды.
Значительное внимание разработке учения о юридической норме было уделено видными представителями правовой науки в дореволюционной России (Н.М. Коркунов, Ф.В. Тарановский, Г.Ф. Шершеневич и др.). Свое дальнейшее развитие оно получило в работах советских и современных российских ученых (Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, И.Н. Сенякин, А.Ф. Шебанов и др.).
Право прежде всего состоит из норм права. Норма же права (правовая норма, юридическая норма) выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм.
Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, предостав-щая участникам регулир-х общественных отношений. суб. права и юрид. обяз-ти.
В действительности норма права и есть общее правовое предписание – М.И. Байтин
Юридическая норма – предписание общего характера. Она рассчитана не на отдельное, разовое отношение, не на каких-либо конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированных лиц, подпадающих под условия ее действия.
Характерная особенность содержания нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права.
К признакам нормы права относят:
1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание Г относительно возможного и должного поведения людей);
2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);
3) госуд.прав. хар-тер (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);
4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права). Предоставительно-обязывающий характер правовых норм означает, что норма не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности без прав;
5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).
С одной стороны, норма права предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение интересов управомоченного лица.
С другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая тем самым свободу отдельных лиц. Это весьма важная составляющая правовой нормы, ибо если представить, что свобода лица ничем не ограничена, то при таком порядке вещей вообще не может быть речи о праве и юридической норме. Таким образом, норма права сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы субъектов в их взаимных отношениях.
Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта -.(часто не совпадают.)
Структура нормы права — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.
Таких частей три:
1) гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Например, гипотеза нормы, выраженной в статье 674 ГК РФ: «Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме». Если гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий, то она называется сложной. М.И. Байтин указывает ещё на такую разновидность сложной гипотезы, как альтернативная;
2) диспозиция — основной элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром. Диспозиции бывают управомачивающие, обязывающие и запрещающие; Диспозиции классифицируются по следующим основаниям:а) по способу описания - на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны и описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения; например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует "бандитизм" как.; отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта, бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответ. закону);б) по своей юридической направленности выделяются предоставительно-обязывающие (содержат двусторонние правила поведения, например, арендодателя и арендатора); обязывающие (указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа); управомочивающие (указывают на вид и меру возможного поведения, например, избирателя); рекомендательные (указывают на желательность либо целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство, например, не посещать по туристическим путевкам страны, где существует реальная опасность для жизни и здоровья граждан); запрещающие (указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии)
3) санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания, неблагоприятные последствия имущ-го, морального, психич-го, физич-го хар-ра, наступающие у нарушителя правила поведения (диспозиции), так и позитивными — меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником)
Каждый из элементов имеет в структуре свое место и играет особую роль, вследствие чего, по суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.
Различают логическую и фактическую структуру нормы права. Логическая стр-ра нормы права т-же сост. из 3 элементов, она выражена Формулой: «Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)». По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные). К первым относятся: санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права, ко вторым – уголовного и административного права.
Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.
Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на правонарушителя. Например, санкции норм Особенной части уголовного права, выраженные формулами: «наказывается лишением свободы на срок от... до... лет», «наказывается лишением свободы на срок до... лет».
Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один – наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения.
Фактическая структура — некот. ученые считают ее состоящей из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции.
Социологическая стр-ра сост-ит из: смысла, цели, назначения нормы
Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, предостав-щая участникам регулир-х общественных отношений. суб. права и юрид. обяз-ти. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта:— форма выражения государственной воли, как средство ее воплощения. Норма права далеко не во всех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта.
Содержание правовой нормы может быть закреплено в статьях нормативного акта следующим образом:
* все три элемента структуры нормы права излагаются в одной статье нормативн. Акта (ст. Особенной части УК);* несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта; * разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; * структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов.
Способам изложения возможны три варианта соотношения норм права и статьи нормативного акта:1) Прямой способ предполагает, что все три элемента нормы права содержатся в статье НПА. При таком способе норма права и статья закона совпадают. Следует отметить, что полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. В результате выделяют простой и развернутый способы изложения. При простом способе характерно отсутствие развернутых определений, а также квалификационных признаков, раскрывающих содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности. Развернутый способ делает акцент на признаки и понятия, с помощью которых выявляется содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается таким способом.
2) отсылочный применяется тогда, когда в статье нормативно-правового акта содержатся не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (или статьям) этого же нормативного акта.(указывается конкретная статья,пример, статья 1 УК РФ «Умышленное убийство» гласит: «Умышленное убийство без отягчающих обстоятельств, указанных в статье 2 настоящего кодекса)
3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил. Такой способ распространен при изложении конституционных норм.(просто отсылает к другому нпа :пример, в Кодексе РФ об административных правонарушениях статья «Нарушение правил безопасности движения» отсылает к пдд )
Формы (источники) права и их характеристика.
Источник (форма) права – способ выражения вовне государственной воли,юридических правил поведения. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают четыре основных вида источников (норм) права: Правовой обычай. Юридический прецедент. Нормативный правовой акт. Нормативный договор.
1.Правовой обычай — обычай, включённый государством в систему правовых норм и признаваемый источником права. Вместе правовые обычаи образуют обычное право. В России обычаи в качестве источников права официально признаются в первую очередь в сфере гражданского права, где действуют так называемые обычаи делового оборота. Несмотря на прямое указание правоприменения обычая делового оборота в Гражданском кодексе, многие авторы (Диаконов В. В., Сергеев А. П.,Толстой Ю. К. и др.) не относят его к источникам права.
2. Юридический (судебный)прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу,которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. К числу видов правового прецедента относятся разъяснения Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов. Подобные разъяснения кладутся в основу разрешения конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами.Следует отметить, что правовой прецедент может быть как судебный, так и административный. И наконец, степень обязательности прецедента для того или иного суда зависит от его положения в судебной системе Российской Федерации. Чем выше положение суда, разрешающего конкретный судебный спор, тем меньше он связан в своей деятельности судебными прецедентами.
3. Нормативный договор — это такой договор, который имеет правовое значение(коллективный договор,который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз). Нормативные договоры получают распространение во всех отраслях российского права. В теории правоведения нормативные договоры подразделяются на следующие виды: внутригосударственные и международные; учредительные и обычные; типовые и текущие.Вообще, любой договор с нормативным содержанием независимо от его вида имеет следующие характерные свойства:• содержит правовую норму общего характера;• носит добровольный характер заключения;• имеет общность правового интереса сторон,;• предполагает равенство прав и обязанностей сторон, а также согласие участников по всем существенным аспектам нормативного договора,;• носит эквивалентный и возмездный характер,;• подразумевает взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств;• предполагает правовое обеспечение.
4. Нормативно-правовой акт — это правовой акт,содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.. Вообще, нормативно-правовой акт — это основная и наиболее совершенная форма права.Он делится на законы(Конституция,ФКЗ,ФЗ и т.д) и подзаконные акты(указы Президента,постановления Правительства,нормат.акты муниципал.органов). Нормативно-правовой акт как юридический источник обладает следующими характерными чертами:• исходит от государства, т. е. выражает государственную волю общества,• его основное содержание составляют типичные нормативные предписания, которые обладают определенной юридической силой и устанавливают единый, государственно-властный порядок регулирования юридически значимых общественных отношений,• имеет строго определенную документально-письменную форму, а также использует только установленные символы и реквизиты, конкретную терминологию,• принимается и осуществляется в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке,• его реализация обеспечивается комплексом мер государственного правового воздействия.
Основные источники российского права.
Нормативно-правовой акт — это правовой акт,содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Основные признаки нормативного акта:1.имеет форму письменного документа;2.имеет определённые законодательством обязательные формальные реквизиты (название, дата принятия, подпись и т.д.);3.принимается, как правило, компетентным органом (органами) государства;4.публикуется в официальных печатных изданиях;5.официальный текст представляет его публикация на государственном языке;6.содержит нормы права;7.обладает юридической силой;8.вступает в законную силу в порядке, предусмотренном законодательством;9.действует во времени, в пространстве, в отношении определённого круга лиц;10.регистрируется (если это предусмотрено законодательством данного государства) в государственном реестре нормативно-правовых актов
|
|
|