Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Программа ГЭК - 2012. Пояснительная записка Программа итогового государственного экзамена разработана на основе требований Государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров по направлению образование,



Скачать 115.5 Kb.
Название Пояснительная записка Программа итогового государственного экзамена разработана на основе требований Государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров по направлению образование,
Анкор Программа ГЭК - 2012.doc
Дата 25.12.2017
Размер 115.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Программа ГЭК - 2012.doc
Тип Пояснительная записка
#13988

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

_________________

/Л. П. Филатова/

«___»_______2012 г.


П Р О Г Р А М М А


итогового государственного экзамена

по педагогике, психологии, технологиям и методикам обучения ...........

Направление ................образование, профиль «..............»

Нижний Тагил


2012
Пояснительная записка
Программа итогового государственного экзамена разработана на основе требований Государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров по направлению ..................... образование, профиль «..........., утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 31. 01. 2005 г., № 730 пед/бак.

Программа разработана с учетом квалификационной характеристики выпускника (пункт 1.3. ГОС), требований к профессиональной подготовленности бакалавра (пункт 7.1 ГОС), а также с учетом требований к итоговой государственной аттестации бакалавра (пункт 7.2 ГОС).

Государственный экзамен наряду с защитой выпускной квалификационной работы является обязательным видом итоговой государственной аттестации. Он ставит своей целью определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач. Выпускник, получивший квалификацию бакалавра ................... образования, должен быть готов осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса средствами науки ............; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения.

Содержание итоговых аттестационных испытаний, представленное в данной программе, соответствует основной образовательной программе, которую выпускник освоил за время обучения, а также содержанию примерных программ учебных дисциплин общепрофессионального блока (педагогические, психологические, методические дисциплины), рекомендованных Министерством образования РФ.

Программа обсуждена и утверждена:

– на заседании кафедры педагогики 28 сентября 2012 года, протокол № 2;

– на заседании кафедры психологии 20 сентября 2012 года, протокол № 1;

– на заседании Ученого совета Института естествознания, математики и информатики НТГСПА 1 октября 2012 года, протокол № 2.

Аттестационные материалы разработаны в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1155 и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников НТГСПА, утвержденным Ученым советом НТГСПА от 29.06.2012 года.

В соответствии с решением Ученого совета НТГСПА от 30 ноября 2007 года для выпускников, обучающихся по образовательной программе подготовки бакалавров образования, итоговый государственный экзамен по блоку общепрофессиональных дисциплин включает в себя три вида аттестационных испытаний:

– устный ответ на вопрос экзаменационного билета по теоретическому материалу (педагогика и психология);

– выполнение комплексного практического задания по педагогике, психологии, технологиям и методике обучения;

– собеседование по научно-педагогической публикации (по статье).

1.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
1. Педагогика как наука об образовании, человеке и обществе.

Объект и предмет педагогики. Проблемы и задачи педагогики на современном этапе. Взаимодействие педагогической теории и практики. Основные категории педагогики: развитие, образование, воспитание, обучение, педагогический процесс.

2. Источники и факторы развития личности. Внешние и внутренние факторы развития личности.

Понятие «Развитие личности». Биологическое и социальное развитие личности. Саморазвитие и самоактуализация личности. Социальная ситуация развития личности (Выготский Л.С.) Факторы развития личности: внутренние (наследственность и саморазвитие личности), внешние (среда и воспитание). Движущие силы развития ребенка.

3. Содержание общего образования в современной школе. Характеристика нормативных документов, определяющих содержание образования: Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., Государственный образовательный стандарт, Базисный учебный план, учебная программа.

Основные ступени образования, преемственность ступеней образования. Основные компоненты содержания образования (информация, знания, умения, навыки, опыт учебной и творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к действительности, готовность к деятельности), их функции. Понятие стандарта в образовании. Характеристика особенностей федеральной и национально-региональной частей стандарта. Базисный учебный план: краткая характеристика его структуры и содержания. Учебная программа, ее структура и требования к содержанию.

  1. Методология и методика научно-педагогического исследования.

Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Объект, предмет и задачи научно-педагогического исследования. Классификация педагогических исследований. Методологические принципы научно-педагогического исследования. Методы научно-педагогического исследования: общенаучные и конкретно-научные. Структура и логика научно-педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

5. Образование как целенаправленный процесс. Закономерности и принципы целостного образовательного процесса.

Сущность, движущие силы, противоречия, логика педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Общность и специфика процессов обучения и воспитания. Педагогический процесс как система. Основные структурные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

6. Процесс обучения: его структура, закономерности и принципы организации.

Сущность процесса обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Краткая характеристика компонентов процесса обучения. Закономерности и принципы обучения, их взаимосвязь.

  1. Методы обучения и их классификация.

Формы, методы, приемы и средства обучения: характеристика понятий. Различные подходы к классификации методов обучения в дидактике: по источнику знаний, по назначению, по типу познавательной деятельности. Критерии выбора методов обучения. Сущность и содержание основных методов обучения.

8. Основные подходы к организации процесса обучения в истории образования.

Традиционные подходы: Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег. Прагматическая педагогика Д. Дьюи, реформаторская педагогика конца XIX начала ХХ века. Современные дидактические концепции (одна – две по выбору студента).

9. Технологический подход в образовании.

Существующие подходы к определению понятия «педагогическая технология». Признаки педагогических технологий: системность, диагностичность целей, воспроизводимость и гарантированность результата, наличие системы обратной связи. Классификация современных педагогических технологий, особенности их применения в образовательном процессе. Характеристика одной из педагогических технологий (по выбору студента).

10. Профессиональная компетентность современного педагога.

Понятие компетенции. Виды компетенций. Структура компетенций. Профессионально-значимые личностные качества педагога как факторы эффективности педагогической деятельности. Важнейшие функции педагогической деятельности: гностическая, конструктивная, проектировочная, коммуникативная, организаторская. Стили и виды педагогической деятельности.

11. Инновационные процессы в образовании. Инновационная деятельность педагога.

Понятия «инновации» и «инновационная деятельность». Структура и виды инноваций (частные, комплексные, системные). Проект как форма организации индивидуальной деятельности педагога.

12. Процесс воспитания: его цели, закономерности и принципы организации.

Сущность воспитания и его роль в формировании личности. Общие закономерности воспитания. Принципы воспитания. Структура воспитательного процесса. Основные тенденции и проблемы воспитания в современной школе.

13. Методы, приемы и средства воспитания. Классификация методов воспитания. Критерии выбора метода воспитания.

Сущность понятий «метод воспитания», «прием воспитания», «средство воспитания». Поиск оптимальных путей воспитания. Классификация методов воспитания, краткая характеристика каждой группы методов. Критерии выбора методов воспитания.

14. Детский коллектив, его признаки и стадии развития. Формы организации воспитательного процесса в коллективе.

Понятие о коллективе. Ученический коллектив и его признаки: общая социально-значимая цель, совместная деятельность, отношения ответственной зависимости, органы ученического самоуправления. Стадии становления коллектива. Основные направления и формы воспитательной работы в детском коллективе.

15. Роль коллектива в развитии личности учащегося.

Влияние коллектива на развитие личности. Психологические закономерности развития коллектива как группы. Психологическая диагностика выявления уровня развития коллектива (социометрия) и социально-психологического климата.

16. Семья как фактор воспитания. Педагогические условия семейного воспитания.

Понятие и функции семьи, ее воспитательный потенциал. Задачи семейного воспитания в современных условиях. Типы семейного воспитания. Ошибки семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей. Методика работы классного руководителя с семьей.

17. Индивид, субъект, личность, индивидуальность: характеристика понятий.

Человек как индивид и субъект деятельности. Общее представление о личности в психологии. Развитие личности. Структура личности (по Платонову К. К.). Понятие об индивидуальности. Основные признаки индивидуальности.

18. Роль деятельности в развитии личности.

Понятие деятельности. Теория деятельности (по А. Н. Леонтьеву). Структура деятельности. Основные виды деятельности. Психологические требования к организации деятельности школьника.

19. Психическое развитие младшего школьника.

Социальная ситуация развития младшего школьника. Кризис семи лет. Адаптация ребенка к школьному обучению. Учение – ведущий тип деятельности. Мотивы учения младшего школьника. Психологические новообразования в когнитивной и личностной сферах развития младшего школьника.

20. Психическое развитие подростка.

Социальная ситуация развития подростков. Общение со сверстниками как ведущий тип деятельности. Особенности пубертатного развития (анатомо-физиологические особенности развития). Кризис психического развития в подростковом возрасте. Центральные психологические новообразования подросткового периода.

21. Психическое развитие в период ранней юности.

Социальная ситуация развития в период ранней юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий тип деятельности в юношеском возрасте. Центральные новообразования личности. Возрастные изменения познавательной сферы. Жизненное и профессиональное самоопределение в ранней юности.

22. Психология педагогического общения.

Понятие педагогического общения. Типы взаимодействия в педагогическом общении (субъект-объектное, субъект-субъектое взаимодействия). Барьеры педагоги-ческого общения.

23. Учебная деятельность.

Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Структура учебной деятельности. Характеристика учебной деятельности. Особенности, средства, способы, продукт и результат учебной деятельности.

24. Сознание и самосознание.

Понятие сознания. Структура сознания. Основные характеристики сознания. Развитие сознания в онтогенезе. Понятие самосознания. Развитие самосознания и «Я-концепция».

25. Психологическая характеристика педагогической деятельности.

Понятие педагогической деятельности. Психологическая структура педагогической деятельности. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Профессиональная направленность и позиция личности учителя. Профессионально важные качества личности учителя.
Критерии оценки ответов на первый вопрос

Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно отвечать на дополнительные вопросы, а также уверенно владеющий основными терминами и понятиями дисциплин.

Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший достаточное знание основного программного материала, но допустивший погрешности в ответе на экзамене.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в ответе на дополнительные вопросы.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативные документы

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1 (с изменениями и дополнениями). – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mon.gov.ru/

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ. – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mon.gov.ru/.

3. Декларация прав ребенка. – Официальный сайт Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org.ru/.

4. Конвенция о правах ребенка/ – Официальный сайт Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org.ru/.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года. – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru/.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751. – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru/.

7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/doc/akt/6591.

8. ФГОС и ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.standart.edu.ru/.

9. Федеральная программа развития образования в России. ФЗ № 51. 10.04.2000 г. – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru/.
Основная литература по педагогике

1. Анисимов, В. В. Общие основы педагогики: Учебник для вузов /В. В. Анисимов, Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. – М., 2006.

2. Виненко, В. Г. Общие основы педагогики: Учебное пособие / В. Г. Виненко. – М., 2008.

3. Загвязинский, В. И., Емельянова, И. Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., 2008.

4. Корнетов, Г. Б. Общая педагогика : Учебное пособие / Г. Б. Корнетов. – М., 2003.

5. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов педвузов /В. В. Краевский. – М., 2003.

6. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2004.

7. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л. П. Крившенко. – М., 2004.

8. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. – М., 2006.

9. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для вузов по пед. спец. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.

10. Смирнов, В. И. Общая педагогика: Учеб. пособие. Изд. 2-е / В. И. Смирнов. – М., 2003.

11. Шамова Т. И. Управление образовательными системами /Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин ; под. ред. Т. И. Шамовой. – М., 2002.

Дополнительная литература по педагогике

1. Акулова, О. В. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына; под общ. редакцией А. П. Тряпицыной. – СПб, 2005.

2. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. – М., 1995.

3. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. С. Белкин. – М., 2000.

4. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) /В. П. Беспалько. – М, 2002.

5. Горчакова-Сибирская, М. П., Колесникова, И. А. Педагогическое проектирова­ние: Учебное пособие для студентов /М. П. Горчакова-Сибирская, И. А. Колесникова. – М., 2008.

6. Гребенкина, Л. К. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие / Л. К. Гребенкина. – М., 2010.

7.Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для вузов / А. Н. Джуринский. – М., 2003.

8. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001.

9. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учеб. пособие для пед. вузов / [А. И. Пискунов, Р. Б. Вендровская, В. М. Кларин и др.] ; под ред. А. И. Пискунова. – М., 2005.

10. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для высш. и средн. пед. учебн. заведений / Г. М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС, 2005.

11. Коменский Я. А. Великая дидактика // Коменский Я.А. Педагогическое наследие. – М., 1989.

12. Корчак Я. Педагогическое наследие. – М., 1991.

13. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов педвузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2007.

14. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 4. – М., 1984.

15. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8-ми т. Т. 1. – М., 1983.

16. Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 8-ми т. Т. 3. – М.,1984.

17. Минаева, В. М. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для вузов / В. М. Минаева. – М.: Академический проект, 2004.

18. Смирнов, В. И. Дидактика. Ч. 1. Общетеоретические основы / В. И. Смирнов. – Н.Тагил: НТГСПА, 2012.

19. Смирнов, В. И. Дидактика. Ч. 2. Технологии процесса обучения / В. И. Смирнов. – Н.Тагил: НТГСПА, 2012.

20. Смирнов, В. И. История образования и педагогической мысли. Ч. 1. История зарубежного образования и педагогики / В. И. Смирнов. – Н.Тагил: НТГСПА, 2012.

21. Смирнов, В. И. История образования и педагогической мысли. Ч. 2. История отечественного образования и педагогики / В. И. Смирнов. – Н. Тагил: НТГСПА, 2012.

Периодические издания

Педагогика.

Вопросы психологии.

Учительская газета.

Воспитание школьников.

Народное образование.

Первое сентября.

Педагогический поиск.

Семья и школа.
Литература по психологии

  1. Абрамова, Г. С. Практическая психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. Изд. 6-е. – М.: Академический проект, 2010.

  2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. – М., 2009.

  3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер. 2008.

  4. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие / И.В. Вачков. – М., 2010.

  5. Волкова, А. И. Психология общения / А. И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.,2008.

  7. Ефимова, Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие / Н. С. Ефимова. – М.: Форум, 2006.

  8. Ждан, А. Н. История психологии. От античности до наших дней / А. Н. Ждан. – М., Академический проект, 2007.

  9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2001.

10. Лучинин, А. С. История психологии / А.С. Лучинин. – М.: Академический проект, 2005.

11. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.

12. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб., 2009.

  1. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.,2008.


Интернет-ресурсы:

1. Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/.

2. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации. Раздел: нормативные документы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok.

3. Российский портал «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eor.edu.ru.

4. Интернет-библиотека «Большая научная библиотека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sci-lib.com.

5. Научный портал «Библиотека учебной и научной литературы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio.

6. Официальный сайт Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gnpbu.ru/

7. Научный портал «Педагогика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://paidagogos.com.

8. Научный портал «Педагогическая библиотека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru.

9. Электронный тематический каталог «Педагогическая периодика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://periodika.websib.ru.

10. Инновационная образовательная сеть «Эврика» [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.eurekanet.ru.

11. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/

12. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://lib.herzen.spb.ru

2.

СПИСОК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ

ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
Статьи по педагогике

1. Бессонов Р. В., Околелов О. П. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс // Педагогика. – 2006. – № 7. – С. 23–29.

2. Барамзина С. А. Учебная деятельность школьников в контексте личностноориентированного обучения // Педагогика. – 2006. – № 8. – С. 41-47.

3. Бобровников Н. А. Что такое хороший урок // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1990. – С. 412-418.

4. Бунаков Н. Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающего обучения на учеников // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1990. – С. 246-253.

5. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71-78.

6. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1990.

7. Корчажкина О. М. Реализация педагогических проектов в общеобразовательной школе // Педагогика. – 2008. – № 8. – С. 29-35.

8. Каптерев П. Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1990. – С. 218-221.

9. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М.: Просвещение, 1972.

10. Щербаков Р. Н. Процесс обучения: от объяснения – к пониманию // Педагогика. – 2007. – № 5. – С. 48-55.

Статьи по психологии

  1. Выготский Л. С. Педагогика и психология / Выготский Л. С. Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – C. 10-19

  2. Рубинштейн С. Л. Учение / Рубинштейн С. Л. // Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. Т. 2.
  3. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Выготский Л. С. // Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.: Учпедгиз, 1935.- С.3-19.


  4. Давыдов В. В. Содержание и строение учебной деятельности / Давыдов В. В. // Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986

  5. Маркова А.К. Общие подходы к изучению мотивации учения в ходе ее формирования и к формированию под контролем изучения / Маркова А.К. // Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. – С. 5-11

  6. Божович Л. Я. Этапы формирования личности в онтогенезе / Божович Л. Я. // Вопросы психологии.– 1978.- №4.– С. 23-35, 1979.– №2.– С. 47-56.

  7. Асмолов А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / Асмолов А. Г. // Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М. – Воронеж, 1996. – С. 625 - 642

  8. Роджерс К. Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем / Роджерс К. Р. // Семья и школа. – 1987. – № 10. – С. 22-24.

  9. Бодалев А. А. Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт / Бодалев А. А. // Личность и общение. – М.: МПА, 1995. – С. 75-79.

  10. Кузьмина Н. В. Структура педагогических способностей / Кузьмина Н. В. // Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 55-61.



Примерная структура анализа статьи


  • название статьи, автор, краткая биографическая справка об авторе;

  • основные идеи и проблематика статьи, их значение при организации образовательного процесса;

  • доступность, четкость, лаконичность изложения основных положений;

  • введение автором новых понятий и категорий для характеристики описываемых явлений;

  • используемый автором источник педагогического опыта, представленный в статье;

  • практическая ценность и теоретическая значимость статьи в развитии педагогической или психологической науки;

  • основные выводы и рекомендации для использования современного практического опыта педагогической деятельности.


Критерии оценки представленного в экзаменационном ответе анализа статьи:

умение понять изложенные автором идеи;

– умение вычленять главное, не пересказывать, а анализировать представленный материал;

– умение высказывать собственные суждения;

– способность четко и ясно излагать собственные мысли;

– умение отвечать на заданные вопросы по материалу, изложенному в статье;

– грамотное владение основными терминами и понятиями педагогики, психологии, методики;

– умение соотнести теорию с практикой;

– умение определить возможности практического применения высказанных автором идей в современном образовательном процессе.
написать администратору сайта