Навигация по странице:
|
31. Применение методов обучения на уроках культурологического цикла в общеобразовательной школе с учетом специфики учебного мате. 31. Применение методов обучения на уроках культурологического ци. Применение методов обучения на уроках культурологического цикла в общеобразовательной школе с учетом специфики учебного материала
Применение методов обучения на уроках культурологического цикла в общеобразовательной школе с учетом специфики учебного материала.
Методы и приемы обучения дисциплинам культурологического цикла в средней школе. Выбор методов обучения.
Метод (от греческого «путь») – основной оптимальный способ совершения той или иной процедуры (как правило, мыслительной) с предметом рассмотрения.
Приём – понятие, носящее более частный характер по отношению к методу – предполагает конкретные шаги по обработке анализируемого явления.
Выбор метода или приёма зависит от характера материала, а также от того, является ли формируемое у учеников качество теоретическим знанием, либо практическим навыком или умением. Так, методы разделяются на две основные группы: теоретические и теоретико-практические (так как учение в целом предполагает в большей степени овладение основами знаний, то есть теорией). Изучение Мировой художественной культуры требует большой самостоятельности от учащихся, поэтому важна не только организация работы на уроке, но и самостоятельной работы, что тоже влияет на выбор метода.
Теоретические методычаще используются при аудиторном изучении тем, когда важно сформировать у учеников определенную сумму знаний теоретического материала.
Первым из теоретических методов и, пожалуй, важнейшим является демонстрация. Значение данного метода определяется тем, что с его помощью реализуется принцип наглядности. Большую часть положений курса МХК мы можем иллюстрировать, что помогает ученикам получить более полное представление об изучаемом явлении. Кроме того, освоение эмпирического материала, умение ориентироваться в нем, навык беглого анализа является важной составляющей обучения.
Одной из составляющих демонстрации является приём показа, так как основную часть курса приходится иллюстрировать репродукциями живописных, скульптурных и архитектурных произведений.
В зависимости от особенностей раскрытия темы, целей урока и качества иллюстративного материала существует несколько вариантов реализации приёма показа.
Фронтальный показ– учитель показывает иллюстрации всему классу сразу, развешивая их на доске или держа в руках (если репродукции в книге).
Достоинства данного способа заключаются в том, что он позволяет экономично рассчитать время просмотра (весь класс обращается к иллюстрации сразу); позволяет провести сопоставление двух и более произведений, представленных классу одновременно. Кроме того, для этого показа требуется только один экземпляр иллюстрации.
Недостатки заключаются в том, что учитель не может проконтролировать степень участия в просмотре каждого из учеников, тогда это ведет к формальному, невнимательному осмотру; кроме того, этот вариант показа предъявляет очень высокие требования к репродукциям.
Требования к иллюстративному материалу, предназначенному для фронтального показа:
– размер иллюстрации не может быть меньше формата А3 (1/4 ватманского листа);
– репродукции должны быть цветными (кроме репродукций монохромных произведений);
– качество печати должно быть очень высоким (четкое изображение, отсутствие смещения тонов в репродукциях живописных произведений).
Существуют два варианта реализации приёма фронтального показа. Временный, при котором иллюстрации демонстрируются учителем непосредственно в момент обращения к данному материалу. Тогда учитель может держать альбом с иллюстрациями или репродукции в руках (не более двух одновременно), либо развешивать их на доске в процессе урока. Данный вариант предполагает бóльшие затраты времени на уроке и требует достаточного для быстрого крепления иллюстраций оснащения доски, но вместе с тем, сохраняется эффект новизны восприятия произведения, что позволяет активизировать внимание учеников. Во время показа иллюстрация держится достаточно высоко (почти на линии плеча) строго вертикально, на отведенной в сторону руке, что позволяет учителю видеть репродукцию и указывать ученикам на те или иные детали произведения. Стационарный вариант фронтального показа предполагает заблаговременное (до начала урока) размещение иллюстраций на стенде или доске. Тогда репродукции должны быть расположены в порядке обращения к ним или сгруппированы по явно выраженным признакам (например, стилевой принадлежности произведений). Развешиваются иллюстрации ближе к верхнему краю доски, чтобы их было видно с последних парт и чтобы оставалось место для необходимых записей на доске.
При использовании данного варианта показа временные затраты на уроке сводятся к нулю, но теряется эффект новизны восприятия, так как ученики успевают рассмотреть репродукции до начала урока или до непосредственного обращения к ним.
Как правило, данный способ применяется при изучении нового материала, повторении ранее изученного (и давно изученного) в основном при фронтальных формах работы учеников.
Выборочный показ– учитель проносит книгу с иллюстрацией или репродукцию по рядам.
Достоинствами данного варианта являются, во-первых, возможность контроля учителем внимания учеников к репродукции (поскольку учитель подходит к каждой парте); во-вторых, меньшие требования к качеству иллюстраций (небольшой размер или расположение нескольких иллюстраций на одной странице); в-третьих, возможность получить первичный непосредственный отзыв о произведении. При этом желательно, чтобы репродукции были цветными.
лавным недостатком данного типа показа является очень большой временной расход, так как учитель должен достаточно медленно пройти между рядами, чтобы ученики успели разглядеть репродукции. Кроме того, даже временное отсутствие учителя у доски приводит к ослаблению дисциплины в классе и рассеиванию внимания учеников. Этот вариант показа нежелателен при сопоставлении двух произведений, так как значительно замедляет процесс просмотра, и исключается при обращении к трём и более иллюстрациям одновременно.
В процессе выборочного показа учитель до начала движения по классу называет основные особенности произведения, которые надо увидеть в репродукции, затем, проходя с иллюстрацией по классу, обращает внимание учеников на некоторые из них или задаёт наводящие вопросы об особенностях. Желательно приготовить несколько вариантов текущих комментариев и вопросов, чтобы не повторяться буквально. Проходя от доски до конца класса, учитель показывает репродукции боковому ряду и половине среднего ряда, возвращаясь по другому проходу, так же охватывает боковой ряд и часть среднего. Вернувшись в доске, учитель повторяет основные особенности произведения, которые ученики должны были увидеть. Для того, чтобы занять класс в то время, когда учитель обходит другие ряды, можно комбинировать выборочный показ и запись основных положений с доски или работу с учебником.
Используется при объяснении нового материала.
Вариантом выборочного показа является рассредоточенный показ, при котором иллюстрации передаются учениками с парты на парту самостоятельно. Такой вариант непродуктивен, так как скорость просмотра и передачи репродукций, как и глубину внимания учеников к произведениям, невозможно контролировать и последние парты получают репродукции ранее проанализированных произведений, когда речь идёт о совершенно других произведениях.
Индивидуальный показ– комплект иллюстраций выдается на каждую парту до или непосредственно во время урока.
Достоинствами данного показа являются возможность более длительно и детального рассмотрения репродукций, меньшие требования к качеству иллюстраций (это могут быть ксерокопии или репродукции небольшого размера), что даёт возможность самостоятельной работы с материалом при закреплении изученного и контроле знаний.
Недостатком индивидуального показа является необходимость подготовки примерно 15 комплектов иллюстраций, сходных или идентичных по составу и качеству.
Иллюстрации должны быть обязательно пронумерованы или подписаны (если задание не предполагает идентификацию автора и произведения). Обычно так представляются произведения, уже знакомые учащимся по материалам предшествовавших уроков или домашних работ.
При объяснении нового материала использовать данный показ нежелательно, так как невозможно проконтролировать одновременное обращение к иллюстрациям всех учеников.
Демонстрация видеоматериалов и музыкальных фрагментовимеет свои особенности.
Во-первых, учителю необходимо свободно владеть аудио- и видеотехникой с тем, чтобы избежать технических сбоев и накладок. Во-вторых, необходимый отрывок должен быть найден до начала урока, чтобы не тратить время урок на поиск.
До начала показа или прослушивания классу обязательно дается задание аналитического характера или проблемный вопрос; задание записывается на доске.
Время воспроизведения фрагментов: видеоматериалы – примерно 3 минуты, аудиоматериалы – 1,5 минуты. В случае необходимости можно продолжить демонстрацию до конца эпизода.
После просмотра или прослушивания необходимо обсудить материал. Первый вопрос обсуждения – впечатление. После этого можно переходить к выполнению данного до показа задания (разрешению проблемного вопроса). По окончании обсуждения желательно вторичное прослушивание аудиоматериала с целью уточнения выводов и заострения впечатления. Необходимо повторное прослушивание при сопоставлении двух аудиофрагментов. При работе с одним видеофрагментом повтор просмотра не является обязательным. От повтора стоит отказаться, если до конца урока слишком мало времени и прослушивание / просмотр может быть прервано звонком с урока.
Не менее значимым теоретическим методом является объяснение. При отсутствии универсального учебника по Мировой художественной культуре данный метод становится ведущим на уроках. Как правило, под объяснением понимается устная форма подачи нового материала. Объяснение может проходить в форме беседы или в форме лекции.
Беседакак способ объяснения применяется в средних классах. Беседа проводится по опорным вопросам, связывающим новый материал и изученное на предыдущих уроках. В процессе объяснения можно опираться на общий художественный опыт учеников. Крупные вопросы (2–3 на весь урок) – наиболее важные положения урока – разделяются на более мелкие, которые обсуждаются с учениками. Выводы по опорным вопросам записываются учениками (самостоятельно или под диктовку – в зависимости от возраста учеников (5–7 класс) уровня подготовки учащихся). В конце урока обязательно задаются вопросы на понимание пройденного материала.
Лекциякак прием объяснения рассчитана на учеников старшего возраста и рекомендуется в 10–11 классах. В процессе лекции учитель излагает новый материал монологически, уделяя этой форме работы большую часть урока. Сложность лекции заключается в том, что восприятие большого объема устного материала требует устойчивого внимания, которое развивается постепенно, так что не все ученики одного класса могут обладать им в необходимой степени. Важно сочетание этого приема с другими формами работы учеников: беседой (в 9 классе – обязательно), конспектированием или ведением записей по плану, работой с книгой (учебником, словарем, энциклопедией, исследованием по данной теме). Разнообразие форм работы позволяет активизировать внимание учеников, дает возможность сменить вид речевой деятельности, позволяет ученикам активно работать на уроке.
Необходимость использования лекции на уроках объясняется тем, что это основная форма работы учащегося вуза и формирование навыка конспектирования устной речи целесообразно начинать в средней школе. Первым этапом формирования навыка конспектирования является запись по плану. План лекции записывается на доске перед уроком, в начале урока классу дается задание дополнить каждый пункт плана 2–3 предложениям, в процессе лекции учитель отмечает переход от одного пункта плана к другому. В 8–9 классе, когда впервые вводится такая форма работы, необходимо выделять интонацией основные положения, а при переходе от одного пункта к другому проверять, что было записано учениками, уточняя и дополняя при необходимости их записи. В 10–11 классе, если у учеников уже есть опыт подобной работы, проверка записей осуществляется обязательно в конце урока (в качестве обобщения). Это необходимо для того, чтобы уточнить и дополнить записи, проверить уровень освоения навыка записей, степень освоения материала урока.
Теоретико-практическиеметоды предполагают формирование навыков работы с материалом с учетом его специфики.
Первым из них, применяемым и в аудиторной, и во внеаудиторной работе, является анализ художественного произведения. Существуют различные подходы к анализу художественного произведения. Для работы в средних классах применима технология анализа культурного текста, разработанная В.Г. Маранцманом, которая называется «7 ключей». Семь ключей – это семь вопросов, отвечая на которые ребенок сможет открыть для себя произведение искусства, а также осмыслить и прочувствовать его глубже.
7 вопросов строятся по следующей схеме: 1э + 2в + 2с + 2а.
Эта формула расшифровывается так:
первый вопрос «э» – вопрос, определяющий эмоциональное восприятие;
второй и третий «в» – вопросы, связанные с ассоциативным восприятием;
четвертый и пятый «с» – вопросы, помогающие проникнуть в собственно смысл текста;
шестой и седьмой «а» – вопросы, помогающие через анализ формы проникнуть в авторский замысел произведения.
Анализ произведения проводится в классе в форме фронтальной беседы.
Анализ произведения в старших классах выполняется по универсальному плану. Полный план разбора состоит из следующих пунктов.
1. Культурный контекст – обычно это теоретические сведения из истории культуры, которые даются учителем на уроке или содержатся в учебной литературе.
2. Обстоятельства появления произведения: местоположение произведения, история создания, история бытования, исполнительская история, этапы творческого процесса, легенды, связанные с возникновением произведения.
3. Структурные особенности: выразительные средства соответствующего вида искусства.
4. Место в творчестве автора или в контексте эпохи – насколько данное произведение характерно для эпохи или автора, к какому стилю относится или не относится, почему.
5. Культурная функция (место в духовной жизни человека эпохи создания и в современности).
6. Духовный смысл – здесь опосредованно раскрывается обобщенность как свойство художественного образа (какая духовная ценность воплощается в данном произведении).
Навык анализа художественного произведения формируется постепенно, поэтапно. Сначала выполняется по образцу: идеальный анализ произведения представляет учитель. Далее произведения разбираются в процессе фронтальной беседы по наводящим вопросам учителя. Тогда первым должен быть вопрос о впечатлении от произведения, которое сложилось у учеников. Порядок следования пунктов может быть нарушен, но ученики должны точно знать, какую характеристику произведения они выполняют. Если эта форма работы освоена учениками успешно, можно сочетать фронтальную и самостоятельную работу учеников: часть разбора выполняется совместно, часть – индивидуально. В зависимости от учебной необходимости проводится полный или частичный анализ произведения. Частичный анализ художественного произведения может быть перспективным домашним заданием к изучению новой темы (первые 2 пункта плана) или повторительным. Полный разбор произведения требует значительного временного расхода, поэтому на уроке применяется нечасто, что требует тщательной проверки домашней работы, включавшей в себя такое задание.
Не менее значимым является метод работы с материалом(сбор материала). Применяется при непосредственном обращении к культурным артефактам: подлинникам живописных и скульптурных произведений, архитектурным сооружениям в контексте городской среды, документам или архивным материалам, а также (с учетом специфики вида искусства) музыкальным, кинопроизведениям и спектаклям, непосредственно воспринятым учениками.
Важным компонентом сбора материала является его верификация. Школьники должны уметь правильно описать местонахождение того или иного предмета искусства, документа или место, время знакомства с музыкальным (театральным) произведением. Обязательна фиксация полного названия произведения, авторов (творческое объединение), исполнителей и действующих лиц, персонажей (если необходимо). Далее необходимо определить эпоху создания (с максимальной точностью), выделить характерные стилевые черты. По возможности установить факты истории существования данного произведения.
Данная форма работы имеет большое значение, так как дает возможность подробно описать культурный артефакт, помогает школьникам составить систематизированное представление о нем, формирует навык работы с новым материалом, применимый не только к искусствоведческой практике, позволяет провести предварительную подготовку к последующему анализу произведения.
|
|
|