Навигация по странице:
|
Проектная деятельность в начальной школе Проработав 27 лет по Школе России
Проектная деятельность в начальной школе
Проработав 27 лет по «Школе России», выпуская 4 класс в 2009 году, я стояла перед проблемой: какой УМК мне выбрать для себя и моих будущих первоклассников? Хотелось чего-то нового, необычного, интересного…
Выбор чего-то нового – это всегда проблема, потому что не хочется ошибиться и пожалеть о своём решении. Мне хотелось выбрать такой комплект учебников и тетрадей, чтобы учебники не только отвечали всем требованиям нового образовательного стандарта, но и были бы и для меня, и для моих учеников интересны.
Когда я впервые увидела учебники и рабочие тетради УМК «Планета знаний», заинтересовалась. Я поняла, что это именно тот комплект, который мне нужен, по которому действительно хочется работать.
Первое, на что я сразу обратила внимание и в чём сходство с УМК «Школа России», это то, что обучаться по этому комплекту могут дети с любой дошкольной подготовкой. Это очень важно особенно для сельских школ, ведь некоторые дети в сёлах не посещают детские сады, и будущие первоклассники не имеют возможности пройти дошкольную подготовку.
Очень важно, что этот УМК нацеливает педагога на использование в своей практике педагогических технологий, методов, форм, эффективно работающих на достижение учебных и воспитательных целей, предусмотренных новым стандартом:
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
обучение в сотрудничестве;
игровое обучение;
здоровьесберегающее.
Основной образовательной технологией УМК «Планета знаний» является проектная деятельность. Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для ребёнка – это возможно т. к. будет его проект. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой.
Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими возможностями и интересами.
Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами.
По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами.
Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии…
Формы продуктов проектной деятельности:
- макет, костюм, модель, сувенир;
- справочник, памятка, журнал, учебное пособие;
- альбом, карта, гербарий;
- сценарий праздника, экскурсия;
- мультимедийный продукт и др.
Формы презентации(защиты) проектов:
Демонстрация макета, модели, медиа-презентация;
Демонстрация учебного пособия, памятки и т.п.;
Праздник или инсценировка;
Защита реферата;
Сюжетно-ролевая игра или инсценировка.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь (рубрика «Работа над проектом»), которая помогает организовывать и направлять работу учащихся.
Работа над проектами предполагает активное сотрудничество ребёнка с учителем и родителями и эту работу надо начинать с консультаций для родителей. Где объяснить структуру работы, степень их помощи и уровень самостоятельного исследования. Первые работы, конечно, будут очень далеки от проекта. Поправлять, давать рекомендации.
Проектная деятельность обеспечивает развитие следующих познавательных
навыков и умений:
самостоятельно конструировать свои знания;
ориентироваться в информационном пространстве;
планировать свою деятельность;
приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;
способствует практической реализации деятельности ребёнка;
развивает его индивидуальные интересы.
Дети выбирают конкретную тему, в зависимости от неё подбирают материал. Слабым ученикам даю задание: подобрать загадки, найти что-то в энциклопедии и т.п. Дети находят очень много интересного и познавательного материала, который в дальнейшем помогает при составлении и защите проекта. Оформлять помогают родители, а если творческое задание, то сами дети. Потом в классе каждый ребёнок защищает свою работу, обычно одного урока не хватает, растягивается на 2. Проект и работа над ним - прекрасная возможность для развития ребенка, его самоутверждения. Единственное - не переусердствовать! Делаем по желанию! Привлекаем, поощряем, направляем! Не заставляем!!! И ...даем возможность высказать свое мнение!
Но постепенно дети приучаются работать самостоятельно: выбирают темы, ставят цели, совместно с учителем проводят эксперименты и наблюдения. Роль учителя - направлять. Единственно, я считаю, не реально детям этого возраста самостоятельно выдержать все требования к оформлению.
Обучающимся моего класса проектная деятельность нравится. Работы получаются яркие интересные. Они активно сотрудничают с учителем и родителями.
Проектная деятельность помогает учащимся самостоятельно добывать знания по определённой проблеме, что соответствует ФГОС 2 поколения. Не это ли главная цель в образовании сегодня? Уже доказано, что человек запоминает до 90% того, что он сделал сам.
Стремление узнать что-то новое заставляет нас двигаться вперед...
Получив свою первую учебную книгу, дети уже в 1 классе на страницах «Букваря» знакомятся с учебными проектами. По завершению темы «Наша школа» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания:
Сделай буквы из различных материалов;
Напиши другу рисуночное письмо;
Придумай свой проект
По проекту «Рисуем азбуку» были также интересные работы: рисунки букв, загадки, пословицы на каждую букву, на каждую букву название животного . Защита проходила перед праздником "Прощание с Азбукой"
Интересно прошла презентация своих первых «Книжек – малышек с загадками» (были загадки только о животных, только о явлениях природы, смешанные)
Ученики участвуют в проектной работе не только в урочное время, но и во внеурочное время.
Детям нравится работать группами.
Групповая работа:
даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности;
воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Особенно моим ученикам нравится проектная работа по окружающему миру.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. После изучения темы «Школа» первоклассники выполнили творческий проект. Представление результатов этой работы были на выставке рисунков и макетов.
По теме «Одежда» ребята рассказывали из истории одежды с помощью картинок, а так же показали выставку мод в рисунках и аппликациях.
Тема «Растения». Один из проектов в 1 классе предполагает исследовательскую работу. В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдают, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляют в виде схематических рисунков и таблиц.
В 3 классе два учебных проекта по разным учебным предметам объединены одной целью «Сохраним мир живой природы». По русскому языку ребята выполнили плакаты: «Покормите птиц зимой», сделали кормушки, а по окружающему миру провели исследование «От чего зависит число птиц прилетающих зимой к кормушке?» Результаты этих исследований вполне могут быть применены на практике. Был сделан вывод, что число птиц, прилетающих, зимой к кормушке зависит от температуры воздуха и от силы ветра. Ребята дают совет чаще выкладывать корм в морозные дни.
Творческий проект «Моя семья».
Цели проекта:
-
осознать роль семьи в жизни человека;
изучить историю своей семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения;
понять свою роль в этой семье;
подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде, отдыхе, создать небольшой семейный альбом
Педагогические цели:
-развивать творческие и коммуникативные способности;
-привить навыки сотрудничества с другими людьми;
-активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
-привить первоначальное умение собрать информацию из разных источников,
осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
Проект построен на тематике эмоционально близкой каждому ребенку. Здесь осуществляется общение с другими членами семьи, где малыш учится задавать целенаправленные вопросы. Приобретает опыт подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом. Индивидуальные проекты очень разнообразны и обязательно сопровождался комментарием ребенка.
Результат проекта – это понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением становится фотоальбом и рассказ о своей семье.
Проект «Мир лекарственных растений».
Цели проекта:
научить самостоятельно, находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать ее;
познакомить с миром лекарственных растений родного края;
внести свой вклад в составление справочника лекарственных растений.
Педагогические цели:
активизировать навыки самостоятельной работы ребенка по сбору нужной информации;
развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Результатом проекта является умение собирать лекарственные растения, находить нужную информацию в книге, справочнике, энциклопедии.
Дети не только изучили лекарственные растения, но и узнали, в каких случаях их применяют, как и когда заготавливают сырьё, как хранят. Думаю, что польза от этого есть, теперь эти дети не будут уничтожать лекарственные растения сами, да и другим не позволят.
Практическим результатом является справочник лекарственных растений, проиллюстрированный засушенными образцами, собранными и оформленными в виде гербария.
Так же провожу учебные проекты в рамках темы урока, но работаю по её углубленному изучению. Проект начинается на уроке, а заканчивается во внеурочной деятельности. Например: на уроке окружающего мира тема "Грибы". Столкнулись с тем, что не все знают грибы, растущие в нашей местности. Задание на дом: узнать у взрослых, какие грибы растут в нашей местности, где, в каких местах их можно найти. На следующий урок приносят найденную информацию рисунки, стихи, рецепты блюд. На технологии делаем книжку "Грибы нашего леса", со вступительной статьёй, иллюстрациями, указанием авторов.
Очень трудоемкая и интересная работа была над созданием проекта «Через века, через года, помните…» Детям было дано задание найти и прочитать книги о своих сверстниках во время войны. Были оформлены стенды: «Дети-войны», «Дети-блокады», рисовали открытки, на технологии изготовили символ Мира – голубя, подготовили концерт, пригласили ветеранов войны.
Чтобы выяснить отношение родителей к учебно-методическому комплекту и к проектной деятельности, был проведён опрос.
Один из вопросов был такой:
Нравится ли Вам вместе с Вашим ребёнком работать над проектами?
«Очень нравится, потому что проектная работа развивает логическое мышление, фантазию».
«Нравится, потому что и мне, и моему ребёнку интересно».
«Да, нравится. Это интересно. И дополнительное общение с ребёнком всегда радует!»
Как видим, и обучающиеся, и их родители с удовольствием работают над проектами. Им это нравится, у них появляется возможность больше общаться друг с другом. Проектная деятельность развивает у обучающихся фантазию, коммуникабельность, речь, память, интерес к предмету.
|
|
|