Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Зачет. Экзамен.Педагогика. Программа зачета по курсу Педагогика
Горбунов Л.М.
Программа зачета по курсу «Педагогика»
1. Система образования Российской Федерации
Причины появления концепции непрерывного образования. Сущность, цель, содержание концепции непрерывного образования. Определение «система образования РФ». Характеристика учреждений дошкольного воспитания, общего образования, профессионального образования, учреждений дополнительного образования.
2. Педагогическая деятельность
Сущность педагогической деятельности. Происхождение педагогической деятельности. Виды педагогической деятельности (преподавание, воспитательная работа). Цель и функции педагогической деятельности. Непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность как профессия.
3. Спектр педагогических профессий
История становления образовательных учреждений. Понятия «профессия», «специальность», квалификация. Классификации профессий.
4. Профессиональная компетентность педагога
Сущность понятий компетентность, педагогическая компетентность, структура педагогической компетентности. Требования Госстандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессиографический метод и профессиограмма педагога.
5. Общение как основа педагогической деятельности
Сущность педагогического общения.Функции общения (коммуникативная, перцептивная, интерактивная). Психологические механизмы общения (привязанность, симпатия, доверие, уважение). Стадии педагогического общения. Стили педагогического общения. Педагогический такт.
6. Педагогическая культура личности
Понятие педагогической культуры. Компоненты педагогической культуры. Этика педагогического труда. Педагогическое мастерство.
7. Профессиональное становление педагога
Функции самообразования (экстенсивная, ориентировочная, компенсаторная, саморазвития, методологическая, коммуникативная, сотворческая, омолаживания, психологическая, геронтологическая). Источники самообразования (книги, СМИ, дистанционное самообразование через Интернет; исследовательская деятельность; обучение на различных курсах; работа; окружающая действительность; увлечения). Карьера педагога (линейная карьера, стабильная карьера, спиральная карьера, кратковременная карьера, платообразная карьера, снижающаяся карьера).
8. Дидактика – наука об обучении и образовании
Предмет, функции, виды, направления, категории дидактики. Цели и задачи дидактики. Связь дидактики с другими науками.
9. Процесс обучения
Понятие процесса обучения. Цели, задачи, признаки, функции (образовательная, воспитательная, развивающая), элементы процесса обучения. Модель структуры учебного процесса. Типы обучения. Особенности познавательной деятельности учащихся.
10. Принципы и правила обучения
Понятие принципов и правил обучения. Система дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности, эмоциональности, связи теории с практикой.
11. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
Понятие содержания образования. Теории материального и формального образования. Структура содержания образования. Факторы, влияющие на отбор содержания образования. Документы, определяющие содержание образования (Госстандарт, учебный план, учебная программа, учебник). Роль учителя в отборе содержания образования.
12. Методы и средства обучения
Сущность понятий метод и средство обучения. Классификации и характеристика методов и средств обучения. Оптимальный отбор методов и средств обучения.
13. Организационные формы обучения
Понятие о формах организации обучения. Классно-урочная форма организации обучения. Типы и структуры уроков. Нетрадиционные формы уроков (интегрированные уроки, нестандартные уроки). Этапы подготовки к уроку (диагностика, прогнозирование, проектирование).
14. Дополнительные формы организации обучения
Понятие дополнительных форм организации обучения. Характеристика форм организации обучения: учебная экскурсия, дополнительные занятия, консультации, домашняя работа, учебная конференция, школьная лекция, семинары, практикумы.
15. Вспомогательные формы организации обучения
Понятие вспомогательных форм организации обучения. Характеристика вспомогательных форм организации обучения: факультатив, кружки, клубы по интересам.
16. Контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся
Понятие контроль (проверка, оценка, отметка). Функции контроля (обучающая, воспитательная, развивающая, ориентирующая, методическая, стимулирующая, проверочная). Виды контроля (предварительный, текущий, тематический, итоговый). Методы контроля (устный, письменный, практический, машинный, самоконтроль). Формы организации контроля (индивидуальная, групповая, фронтальная).
17. Теории обучения
Ассоциативно-рефлекторная теория обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий. Теория проблемного обучения. Теория программированного обучения. Теория развивающего обучения.
18. Воспитание как часть педагогики
Подходы к пониманию категории воспитания. Сущность, цели, задачи отечественного воспитания. Принципы воспитания.
19. Содержание воспитания
Понятие содержания воспитания. Характеристика основных направлений содержания воспитания (гражданское, умственное, эстетическое, нравственное, физическое, трудовое).
20 Методы воспитания
Классификация методов воспитания (методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности). Методы самовоспитания.
21. Формы воспитания
Понятие форм воспитания. Классификация форм воспитания. Методика подготовки и проведения воспитательных дел.
Программа экзамена по курсу «Педагогика»
1. Древняя Греция: спартанская и афинская системы воспитания
Источники знаний о воспитании детей в Древней Греции. Особенности системы воспитания в Спарте: черты спартанской системы образования, принципы и содержание воспитания. Особенности системы воспитания в Афинах: домашнее воспитание, школы кифариста и грамматиста, палестра, гимнасии, эфебия; внешкольное образование.
2. Зарождение элементов педагогической теории в Древней Греции
Идея познания самого себя Сократа, сократический метод. Система воспитания детей по Платону. Идеи воспитания Демокрита. Педагогические идеи Аристотеля.
3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме
Домашнее воспитание. Тривиальная школа. Грамматические школы. Школа повышенного типа. Военная подготовка. Медицинские и юридические школы. Педагогические взгляды Марка Фабия Квинтилиана.
4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в Средние века
Антропология воззрения христианского Средневековья. Образование в Западной Европе в Средние века: церковные школы (виды церковных школ, содержание образования и методы обучения); светское образование (цели и содержание воспитания); университеты (структура, виды занятий); образование горожан и селян (цеховые, гильдейские и приходские школы.
5. Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения
Особенности гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения. «Дом радости» Витторино де Фельтре. Франсуа Рабле о воспитании «свободного и благонравного человека». Педагогика Эразма Роттердамского.
6. Педагогические идеи социалистов-утопистов
Педагогические идеи Томаса Мора, Мишеля де Монтеня, Томмазо Кампанеллы.
7. Педагогические идеи Рене Декарта, Вольфганга Ратке.
Взгляды на воспитание и обучение Р. Декарта. Педагогические идеи и дидактические принципы немецкого педагога В. Ратке.
8. Педагогическое учение Яна Амоса Коменского («Великая дидактика»)
Проблемы воспитания в теории Я. А. Коменского. Школьная система по Я.А. Коменскому. Основные дидактические принципы. Организация школьной жизни.
9. Эмпирико-сенсуалистическая концепция образования и воспитания Джона Локка
Основополагающие педагогические идеи. Семейное воспитание джентльмена: содержание воспитания, методы обучения и воспитания.
10. Педагогическая концепция Жана Жака Руссо
Взгляды Ж.Ж. Русо на культуру. Идея естественного и свободного воспитания («Эмиль, или О воспитании»). Метод естественных последствий.
11. Педагогическая теория и практическая деятельность Иоганна Генриха Песталоцци
Теория элементарного образования: цель и задачи воспитания, простейшие элементы знания, процесс обучения. Идеи развивающего обучения.
12. Педагогическая теория Иоганна Фридриха Гербарта
Философские и психологические основы педагогики. Цели воспитания, задачи обучения, управления. Процесс воспитания. Виды интересов. Методы управления. Виды внимания. Виды обучения. Задачи нравственного воспитания.
13. Педагогические идеи и практическая деятельность Адольфа Дистервега
А. Дистервег о воспитании (цели и принципы воспитания, задачи школы) и об обучении (главная задача обучения). Принципы и правила обучения. Требования к учителю.
14. Зарубежная школа и педагогика в конце XIX – начале XX в.
Представители экспериментальной педагогики: автор «школы действия» Вильгельм Август (понятие педагогического процесса); концептуалист трудовой школы Георг Кершенштейнер (гражданское, трудовое воспитание, воспитание характера).
15. Сторонники идей свободного и прагматического воспитания в зарубежной педагогике конца XIX – начале XX в.
Сторонник идеи свободного воспитания Мария Монтессори. Представитель прагматической педагогики Джон Дьюи.
16. Вальдорфская педагогика
Антропософия как методологическая основа педагогики Рудольфа Штейнера. Воспитание ребенка с позиций антропософии. Организация школьной жизни.
17. Система воспитания на Руси в VI – XVII в.
Источники изучения древнерусской образованности и школы. Система воспитания на Руси в VI – первой половине XIII века. Виды педагогической практики на Руси. «Поучение Владимира Мономаха».
18. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке
Создание государственной системы образования Петром I. Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения. Специальные учебные заведения. Сеть народных училищ для непривилегированного населения. Закрытые сословные учебные заведения. Академия наук.
19. Педагогическая деятельность Михаила Васильевича Ломоносова
Педагогические взгляды и практическая деятельность: цель, принципы воспитания, составные элементы познания, методы воспитания и педагогические условия детского труда, требования к личности и деятельности учителя.
20. Педагогические взгляды и деятельность Ивана Ивановича Бецкого
Цели и задачи воспитания, средства воспитания и обучения. Виды учебных заведений, открытые при его содействии. Значение организационно-педагогической деятельности («Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»).
21. Педагогическая теория Константина Дмитриевича Ушинского
Идея народности воспитания. Психологические основы воспитания и обучения. Дидактика и теория воспитания К.Д. Ушинского. Учебные книги.
22. Педагогические взгляды и деятельность Льва Николаевича Толстого
Л.Н. Толстой о свободном воспитании (принцип «свобода и жизнь»). Яснополянская школа. Дидактика. Содержание образования и воспитания (нравственное, физическое, умственное). Советы учителям.
23. Система образования в России в первой половине XIX в.
Реакционная политика в общественной жизни и в образовании. «Устав учебных заведений, подведомых университетам» (1804 г.). Типы учебных заведений. Система народного образования по Н.И. Пирогову.
24. Система образования в России во второй половине XIX в.
Общеобразовательные учебные заведения. Специальное образование. Высшее образование. Дошкольное и семейное воспитание в педагогике Петра Федоровича Каптерева.
25. Школа и педагогика в России с Февральской революции 1917 г. до окончания Великой Отечественной войны
Начало коренных преобразований в области просвещения (1917-1920 гг.). Декларация и положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» (1918 г.). Содержание, методы и формы организации учебного процесса в 20-40-е гг. Принципы воспитательной системы Виктора Николаевича Сороки-Росинского.
26. Педагогика детского сообщества Станислава Теофиловича Шацкого
Основные направления деятельности С.Т. Шацкого. С.Т. Шацкий – торетик клубной работы и эстетического воспитания. Педагогические идеи и их реализация в летней трудовой колонии «Бодрая жизнь», Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР.
27. Павел Петрович Блонский – теоретик и организатор новой политехнической школы
Педагогические взгляды. Педология П.П. Блонского как наука о закономерностях возрастного развития ребенка.
28. Теория и практика воспитания Антона Семеновича Макаренко
Пути воспитания коллектива: понятие коллектива; признаки коллектива; закон жизни коллектива; стадии развития коллектива; система перспективных линий. Методические основы организации и воспитания коллектива: перспектива, традиции, стиль и тон коллектива, воспитание актива, развитие самоуправления.
29. Педагогические идеи Василия Александровича Сухомлинского
Методологические основы взглядов педагога. Педагогические взгляды.
30. Пути развития российской школы в новой социально-экономической ситуации (конец 80-х – 90-е гг. XX века).
Факторы, спровоцировавшие отход от фундаментальных принципов советской школы. Принципы демократизации образования. Педагогика сотрудничества. Система образования.
31. Пути развития российской школы в новой социально-экономической ситуации (конец 80-х – 90-е гг. XX века).
Факторы, спровоцировавшие отход от фундаментальных принципов советской школы. Принципы демократизации образования. Педагогика сотрудничества. Система образования.
32. Технология решения педагогических задач
Понятие «технология решения педагогических задач». Понятие педагогической ситуации (цель постановки, задачи, типология педагогических ситуаций). Проектирование педагогических ситуаций (моделирование, проектирование, конструирование). Формы педагогического проектирования. Понятие педагогической задачи (виды задач, типология педагогических задач). Алгоритм решения педагогической задачи. Особенности анализа психолого-педагогической ситуации.
33. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса
Понятие информационно-технологического сопровождения образовательного процесса. Функции и направления информационно-технологического сопровождения образовательного процесса. Виды и типы научного сопровождения. Информационно-образовательное пространство образовательного процесса, в котором реализуются современные информационные технологии (модель). Информационная культура участников образовательного процесса (учителя и учащихся).
34. Технология педагогической поддержки детей разного возраста
Сущность понятия технологии педагогической поддержки ребенка. Технология поддержки ребенка в русле гуманистического подхода к развитию личности (технология педагогической поддержки детей в концепциях Карла Рэнсома и Абрахама Харольда Маслоу). Технология поддержки ребенка в традиционной отечественной педагогике (педагогика сотрудничества).
35. Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса
Понятие о формах взаимодействия с субъектами образовательного процесса (педагогическое взаимодействие, фасилитация, диалог). Понятие технологий психолого-педагогического взаимодей-ствия. Технологии установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
36. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи
Понятие образовательной среды. Характеристика учебно-воспитательного потенциала социальной, этнокультурной, городской, жилищной, трудовой, информационной, событийной, рекреационной и природной сред.
37. Использование разных средств коммуникации (e-mail, Интернет, телефон и др.)
Сущность понятий средства коммуникации, (e-mail) электронная почта, Интернет (Internet), телефон и эффективные способы их использования в учебно-воспитательном процессе. Характеристика технологий использования разных средств коммуникации (Интернет-технология, дистанционное обучение, кейс-технологии).
38. Творческая деятельность педагога
Понятия творчества, педагогического творчества, инновации, педагогической инновации. Признаки педагогического творчества. Механизм педагогических инноваций. Предпосылки, определяющие ориентацию учителя на создание педагогических инноваций. Факторы, определяющие содержание и значимость педагогических инноваций учителя. Виды педагогического творчества (по выбору): индивидуальное исследовательское задание; создание нового педагогического опыта; внедрение новых педагогических идей и научных разработок в школьную практику; научная статья; реферат; методические рекомендации; оформление творческой методики; кандидатская диссертация. Позиция педагога в инновационных процессах.
|
|
|